Тема 1. Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества.



1. Философия как мировоззрение.

2. Проблема предмета в философии. Основной вопрос философии и варианты его решения.

3. Специфика и структура философского знания. Соотношение философии и науки.

4. Функции философии и ее значение в жизни человека и общества.

 

Тема 2. Начало философии. Древневосточная и античная философия.

1. Проблема происхождения философии. Миф, религия и философия.

2. Особенности возникновения и развития философии Древнего Китая и Древней Индии.

3. Особенности возникновения и развития античной философии:

а) досократический период (Милетская школа и Гераклит, элейская школа, древнегреческая атомистика, Пифагор и пифагорейцы);

б) софисты и учение Сократа;

в) философия Платона и Аристотеля.

 

Тема 3. Средневековая философия

1. Особенности возникновения и характерные черты средневековой философии.

2. Основные идеи патристики. Философия Аврелия Августина.

3. Основные идеи схоластики. Философия Фомы Аквинского.

4. Особенности философии Возрождения. Пантеизм Николая Кузанского и философское учение Джордано Бруно.

 

Тема 4. Философия Нового времени

1. Предпосылки возникновения и основные черты философии Нового времени.

2. Философские идеи Фрэнсиса Бэкона. Учение об «идолах» человеческого ума. Учение о методе познания.

3. Философские идеи Рене Декарта. Учение о методе познания.

4. Философские идеи Томаса Гоббса. Учение о человеческой природе и свободе. Теория «естественного права» и «общественного договора».

5. Философские идеи Джона Локка. Особенности локковского эмпиризма. Учение о первичных и вторичных качествах.

6. Субъективный идеализм Джорджа Беркли и агностицизм Давида Юма.

7. Французское Просвещение и французский материализм XVIII века.

 

Тема 5. Классическая немецкая философия

1. Философия И.Канта. Гносеология и этика.

2. Философская система и диалектический метод Г.Гегеля.

3. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

 

Тема 6. Западная философия ХIХ - XX века

1. Философия К. Маркса и Ф. Энгельса.

2. Исторические формы позитивизма.

3. Философия психоанализа (З. Фрейд, Э. Фромм).

3. Эволюция религиозной философии. П. Тейяр де Шарден.

4. Человек в мире и мир человека: экзистенциализм, персонализм, философская антропология (М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю, М. Шелер).

 

Тема 7. Русская философия (XIX - XX вв.)

1. Особенности формирования и развития русской философии.

2. Русская философия XIX в.;

а) западничество. Историософия П.Я. Чаадаева;

б) славянофильство;

в) философско-социологические взгляды революционеров-демократов;

г) религиозная философия «всеединства» В.С. Соловьева.

3. Марксистская философия в России.

4. Особенности русской немарксистской философии. Русская религиозная философия начала ХХ века (Н. Бердяев, Л. Шестов, С. Булгаков, П. Флоренский). Русский космизм.

 

Тема 8. Философское учение о бытии.

1. Категория бытия, ее смысл и специфика.

2. Проблема единства мира. Основные модели бытия: монизм, дуализм, плюрализм.

3. Категория материи. Материя как субстрат и как субстанция.

4. Движение и покой, пространство и время, их виды и свойства.

 

Тема 9. Развитие мира и его законы.

1. Понятие о диалектике, ее структуре и формах. Диалектика и ее альтернативы. Синергетика.

2. Принцип всеобщей связи. Категории единичного и общего, части и целого, элемента и системы, структуры и функции, причины и следствия, явления и сущности.

3. Основные законы диалектики:

а) закон взаимного перехода качественных и количественных изменений. Категории качества и количества, меры, скачка.

б) закон единства и борьбы противоположностей. Категории тождества и различия, противоположности и противоречия, борьбы и единства, конфликта и гармонии.

в) закон отрицания отрицания. Категории отрицания, снятия и деструкции, преемственности и новации, развития, прогресса и регресса.

 

Тема 10. Теория познания и наука.

1. Понятие познания. Субъект и объект познания.

2. Уровни познания. Особенности чувственного и рационального познания.

3. Структура и формы знания. Образное и знаковое в знании. Информация и знание.

4. Проблема истины и заблуждения. Критерии истины.

5. Наука как специализированная форма познания.

 

Тема 11. Философия человека.

1. Проблема определения сущности человека.

2. Проблема становления человека. Биологическое и социальное вчеловеке.

3. Сознание как важнейшее сущностное свойство человека. Сознание и отражение. Сознание и мозг, психика и сознание. Сознание и язык.

4. Практика как специфически человеческий способ отношения к миру. Структура практической деятельности: ее основные формы и виды.

5. Вопрос о смысле жизни человека: философские варианты ответов.

 

Тема 12. Общество и природа

1. Исторические формы восприятия природы человеком. Природа как предмет философского осмысления.

2. Взаимодействие человека и природы. Противоречие и единство в системе «человек - природа»: биологический, социальный и гносеологический аспекты.

3. Современные проблемы экологии и пути их решения. Идеи В.И. Вернадского о ноосфере.

 

Тема 13. Общество как объект философии и философия истории.

1. Понятие общества. Материальное и идеальное в общественной жизни. Категории «общественное бытие» и «общественное сознание».

2. Общественное производство как системообразующий элемент общества. Его структура (производительные силы и производственные отношения). Исторические типы способов производства.

3. Проблема типизации исторического процесса. Категории «общественно-экономическая формация» и «цивилизация».

4. Социальная система общества. Категории «социальная группа», «класс», «страта». Субъекты и движущие силы исторического процесса.

5. Общественный прогресс и его критерии.

Тема 14. Философия культуры

1. Понятие культуры. Составные элементы и структура культуры.

2. Культура общества и культура личности.

3. Взаимодействие культур. Культура и цивилизация.

 

Темы рефератов

По теме 1. Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества.

1. Философия в системе культуры.

2. Философия и наука.

3. Философия и искусство.

 

По теме 2. Начало философии. Древневосточная и античная философия.

1. Образ мира и человека в древнекитайской философии (на примере конфуцианства и/или даосизма).

2. Образ мира и человека в древнеиндийской философии (на примере джайнизма и/или буддизма и/или чарвака).

3. Античная предфилософия и Милетская школа.

4. Учение Гераклита и философская школа элеатов.

5. Пифагорейский союз.

6. Атомистическое учение Левкиппа и Демокрита.

7. Ирония и майевтика Сократа.

8. «Идеальное» государство Платона.

9. Учение Аристотеля об обществе и государстве.

 

По теме 3. Средневековая философия

1. Социо-культурные условия существования средневековой философии.

2. Средневековая картина мира.

3. Соотношение разума и веры.

4. Религиозные концепции истории.

5. Реализм и номинализм.

6. Научная картина мира в эпоху Возрождения.

7. Проблема достоинства и свободы человека в философии Возрождения.

8. «Ученое незнание» Николая Кузанского.

 

По теме 4. Философия Нового времени

1. Теория познания и учение о методе Ф. Бэкона.

2. «Рассуждение о методе» Р.Декарта.

3. Социально-философская концепция Гоббса и его «Левиафан».

4. «Опыт о человеческом разуме» Локка.

5. Берклианство и субъективно-идеалистические школы.

6. Агностицизм Юма.

7. Вольтер в истории французской и мировой культуры.

8. «Человек-машина» Ж. Ламетри.

9. «Система природы» Гольбаха.

10. Социальная философия Руссо.

 

По теме5. Классическая немецкая философия

1. Критический идеализм Канта и проблема достоверного знания.

2. «Наука логики» Гегеля.

3. Проблема человека и критика религии в философии Л.Фейербаха.

 

По теме 6. Западная философия ХIХ - XX века

1. Научность и утопизм в философии марксизма.

2. Проблема соотношения науки и философии в контексте философии позитивизма.

3. Проблема соотношения науки и религии в контексте философии неотомизма.

4. Философские варианты понимания человека в западной философии ХХ века:

а) неомарксизм;

б) неофрейдизм;

в) неотомизм;

г) экзистенциализм;

д) персонализм.

 

По теме 7. Русская философия (XIX - XX вв.)

1. Проблема «начала» русской философии.

2. Социальная философия П.Я. Чаадаева.

3. Философия всеединства В.С. Соловьева.

 

По теме 8. Философское учение о бытии.

1. Существует ли небытие?

2. Современная картина мира, ее общенаучный и частно-научный уровни.

3. Современные представления об уровнях организации материи.

4. Проблема классификации форм движения.

5. Проблема классификации форм времени и пространства.

6. Проблема социального времени и пространства.

 

По теме 9. Развитие мира и его законы.

1. Диалектика и синергетика.

2. Связь и отношение.

3. Причина и повод.

4. Почему закон отрицания отрицания носит всеобщий характер?

5. Традиции и новаторство.

 

По теме 10. Теория познания и наука.

1. Современные модели науки (Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд, К. Поппер и др.).

2. Рациональное и иррациональное в научном познании.

3. Логика научного поиска.

4. Познание и творчество.

5. Философские основания науки.

6. Естественнонаучное и гуманитарное познание: сходство и отличия.

7. Вненаучное познание и его формы.

 

По теме 11. Философия человека.

1. Биологическое и социальное в человеке.

2. Структура человеческой деятельности.

3. Проблема носителя идеального образа.

4. Любое ли отражение информационно?

5. Можно ли мыслить без помощи языка?

6. Мыслят ли животные?

7 Что такое искусственный интеллект?

8. Что такое самосознание?

9. Смысл жизни как философская проблема.

10. Жизнь после смерти: домыслы или реальность?

11. Проблема бессмертия.

 

По теме12. Общество и природа

1. Философско-методологический анализ понятий «экологический кризис» и «загрязнение природной среды».

2. Диалектика охраны природы и природопользования.

3. Проблема гармонизации отношений человека и природы.

 

По теме 13. Общество как объект философии и философия истории.

1. Понятие общества в истории философии.

2. Проблема построения теоретической модели общества.

3. Общество как система.

4. Диалектика производительных сил и производственных отношений.

5. Нации и национальное самосознание.

6. Концепции общественного прогресса в истории философии.

7. Исторические судьбы России.

 

По теме 14. Философия культуры

1. Философское понимание культура: проблемы и варианты решений.

2. Составные элементы культуры.

3. Культура личности.

 

Контрольные вопросы к экзамену

1. Предмет философии. Философия и мировоззрение.

2. Роль философии в жизни человека и общества. Функции философии.

3. Проблематика философии. Основной вопрос философии.

4. Материализм и его исторические формы.

5. Идеализм и его виды. Дуализм.

6. Возникновение философии. Миф, религия и философия.

7. Философия Древнего Востока.

8. Античная философия.

9. Философия Средневековья.

10. Философия Возрождения.

11. Философия Нового Времени. Эмпиризм и рационализм.

12. Классическая немецкая философия.

13. Возникновение и развитие марксистской философии.

14. Русская философия.

15. Основные направления философской мысли ХХ века.

16. Категория бытия, ее смысл и специфика.

17. Категория материи.

18. Материя и движение.

19. Пространство и время.

20. Категория сознания. Соотношение материи и сознания.

21. Диалектика как учение об универсальных связях, изменении, развитии. Диалектика и метафизика.

22. Категории, законы и принципы диалектики.

23. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

24. Закон единства и борьбы противоположностей, его методологическое значение.

25. Закон отрицания отрицания.

26. Диалектическая взаимосвязь природы и общества.

27. Экологическая проблема и пути ее разрешения. Идеи В. И. Вернадского о ноосфере.

28. Проблема сущности человека в философии.

29. Проблема становления человека.

30. Практика как специфически человеческий способ отношения к миру. Структура практической деятельности.

31. Сознание как форма жизнедеятельности человека. Сознание и отражение. Самосознание.

32. Познаваемость мира. Критика агностицизма.

33. Познание как социально-опосредованное, исторически развивающееся отношение человека к миру. Субъект и объект познания.

34. Чувственное отражение действительности, его формы.

35. Рациональное познание и его формы.

36. Проблема истины в философии.

37. Характеристика научного познания. Эмпирический и теоретический уровни познания.

38. Специфика познания социальной действительности.

39. Сущность диалектико-материалистического подхода к обществу и его истории.

40. Особенности современной западной социальной философии.

41. Понятия общественного бытия и общественного сознания, их взаимосвязь.

42. Понятия общественного производства и способа производства.

43. Понятие общественных отношений. Диалектика производительных сил и производственных отношений.

44. Проблема типизации развития общества. Понятие общественно-экономической формации и ее структуры. Формация и цивилизация.

45. Сущность общественного прогресса и его критерии.

46. Субъекты и движущие силы исторического процесса. Проблема соотношения роли личности и народных масс в истории.

47. Социальная структура. Понятие «социальная группа», «класс», «страта».

48. Социальная революция, реформа и эволюция как способы изменения общества.

49. Объективные условия и субъективный характер развития общества. Необходимость и свобода в общественном развитии.

50. Понятие научно-технической революции. Роль НТР в развитии общества.

51. Понятие культуры, ее виды. Индивидуальное, классовое и общечеловеческое в культуре.

52. Понятие личности. Его соотношение с понятиями “человек”, “индивид”, “индивидуальность”.

53. Социальная типология личности. Коллектив и личность. Общественный и личный интерес.

54. Понятие общественного сознания. Общественное и индивидуальное сознание. Уровни общественного сознания.

55. Нравственное сознание. Специфика морали в соотношении с правом.

56. Эстетическое сознание.

57. Религиозное сознание.

58. Политическое сознание.

59. Правовое сознание.

60. Понятие идеологии. Наука и идеология. Идеология и общественное развитие.

 

ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

Тема: ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

1. Системно-рационализированное мировоззрение называют:

А) рефлексией; Б) философией; В) религией; Г) искусством.

2. Рациональная составляющая любого типа мировоззрения называется:

А) гипотезой; Б) парадигмой; В) картиной мира; Г) законом.

3. Религиозная картина мира строится в первую очередь на основе:

А) повседневного опыта; Б) Священного писания; В) мифологических представлений; Г) философских идей.

4. Для научной картины мира характерно:

А) безоговорочное влияние идей ведущих учёных; Б) отождествление веры и знания; В) уверенность в существовании Мирового разума;

Г) истинное знание причины.

5. Переход от классической к неклассической картине мира начался на рубеже:

А) XIV - XV вв.; Б) XVI - XVII вв.; В) XII - XIII вв.; Г) XIX - XX вв.

6. Теоретический характер анализа всеобщих связей системы «человек-мир» является отличительной особенностью:

А) мифологии; Б) религии; В) науки; Г) философии.

7. Философия отличается от религии тем, что:

А) познавательная функция для неё является ведущей; Б) обладает большим гуманистическим потенциалом; В) она вырабатывает определенную систему ценностей; Г) она является формой мировоззрения.

8. Гносеология – это философское учение о:

А) познании; Б) природе; В) бытии; Г) человеке.

9. Исследованием сферы прекрасного и искусства занимается такая философская дисциплина, как:

А) этика; Б) эргономика; В) эстетика; Г) экономика.

10. Философия, исследуемая в процессе ее предыстории, возникновения, становления и развития, есть:

А) культурология; Б) история философской мысли; В) эпистемология;

Г) онтология.

11. В зависимости от того, какой сфере бытия приписывается первичность, природе или духу, философы делятся на:

А) диалектиков и метафизиков; Б) материалистов и идеалистов;

В) сенсуалистов и рационалистов; Г) монистов и дуалистов.

12. Философское направление, считающее духовное начало основной бытия, называется:

А) дуализмом; Б) плюрализмом; В) идеализмом; Г) материализмом.

13. Философская позиция дуализма выражается в признании:

А) первичности материи; Б) тождества мышления и бытия; В) первичности идеального; Г) мышления и материи независимыми субстанциями.

14. «Вне природы и человека нет ничего, и высшие существа - это лишь фантастическое отражение нашей собственной сущности» заявляли:

А) дуалисты; Б) идеалисты; В) материалисты; Г) интуитивисты.

15. Метод философского мышления, объясняющий мир в его единстве, противоречивости и динамике называют:

А) метафизическим; Б) аксиоматическим; В) диалектическим; В) телеологическим

16. Функция философии, связанная с выяснением характера проблем, требующих изменения познавательного аппарата частных наук, называется:

А) методологической; Б) критической; В) аксиологической; Г) прогностической.

17. Эвристическая функция философии связана с ___________ значением философии.

А) гуманистическим; Б) практическим; В) методологическим; Г) культурно-воспитательным.

18. Содержание __________ функции философии составляет формирование у человека и общества ценностных ориентаций и идеалов:

А) критической; Б) интегральной; В) аксиологической; Г) логической.

19. Функция философии «подвергать всё сомнению» именуется:

А) культурно-воспитательной; Б) критической; В) аксиологической;

Г) мировоззренческой.

20. Формируя целостную картину мира и бытия человека в нем, философия выполняет _____________ функцию.

А) практическую; Б) мировоззренческую; В) методологическую; Д) гносеологическую.

Темы: ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

1. Философия как самостоятельное духовное образование возникает в период:

А) II – I вв. до н.э.; Б) VII – VI вв. до н.э.; В) III – IV вв. н.э.; Г) I – II вв. н.э.

2. Древнеиндийскую и древнекитайскую философию характеризуют:

А) отказ от религиозных ценностей; Б) опора на научные теории;

В) отказ от мифологической картины мира; Г) практическая ориентированность.

3.Переход от мифологического отражения мира к его философскому осмыслению можно проследить в китайском произведении:

А) Книга перемен; Б) Бхагавадгита; В) Махабхарата; Г) Лунь Юй.

4. Первоначало, безличный мировой закон в древнекитайской философии именовался:

А) ци; Б) дао; В) ян; Г) инь.

5. Основу философии Конфуция составляет (ют):

А) проблема бытия; Б) проблема развития общества; В) проблемы человека, семьи и государства; Г) проблема познания.

6. Философия как теоретическая форма мировоззрения впервые возникает в:

А) Китае; Б) Греции; В) Индии; Г) Вавилоне.

7. Возникновение античной философии было связано с постановкой проблемы:

А) первоначала бытия; Б) смысла жизни; В) познания Космоса;

Г) существования Бога.

8. Античная философия включает в себя __________ философию

А) древнегреческую и древнеримскую; Б) древнюю европейскую и древнюю восточную; В) только древнегреческую; Г) только древнеримскую.

9. Первый греческий и вместе с тем первый европейский философ:

А) Ксенофан; Б) Зенон Элейский; В) Платон; Г) Фалес.

10. Заслуга софистов в том, что они:

А) выдвинули на первый план проблему человека; Б) открыли первый университет; В) выдвинули на первый план проблему материи;

Г) выдвинули на первый план проблему «физиса».

11. Утверждение существования двух видов бытия: «мира идей» и «мира вещей», принадлежит:

А) Протагору; Б) Пифагору; В) Аристотелю; Г) Платону.

12. Особенностью средневекового стиля мышления называется:

А) деизм; Б) антропоцентризм; В) теоцентризм; Г) космизм.

13. В «Исповеди» Августина впервые поднимается вопрос о:

А) свободе воли человека; Б) соотношении бытия и небытия;

В) возможности построения идеального государства; Г) познании мира.

14. Под эсхатологией понимается:

А) учение о сознании; Б) учение о будущем социальном порядке;

В) христианское учение о конце истории; Г) философское учение о первоначалах мира.

15. «Все в истории и судьбах людей предопределено волей Бога» утверждает:

А) фатализм; Б) волюнтаризм; В) нигилизм; Г) провиденциализм.

16. IX-XIY вв. средневековой философии называются этапом:

А) схоластики; Б) софистики; В) апологетики; Г) патристики.

17. Вековой спор средневековых мыслителей об универсалиях, то есть общих понятиях, разделил на два основных лагеря:

А) монистов и дуалистов; Б) реалистов и номиналистов; В) эмпириков и рационалистов; Г) диалектиков и метафизиков.

18. «Бритва Оккама» отражает содержание принципа:

А) «не следует умножать сущности сверх необходимого»; Б) «нет ничего помимо Бога, и Бог есть бытие»; В) «все сущее есть благо»;

Г) «возлюби ближнего своего, как самого себя».

19. Возрождение как движение в европейской культуре возникает в(о):

А) Франции; Б) Германии; В) Англии; Г) Италии.

20. Идейное течение, появившееся в эпоху Возрождения, называется:

А) утилитаризмом; Б) космизмом; В) гуманизмом; Г) персонализмом.

21. Для эпохи Возрождения характерен:

А) антропоцентризм; Б) культуроцентризм; В) природоцентризм;

Г) теоцентризм.

22. В основе натурфилософии Возрождения лежит:

А) теизм; Б) деизм; В) пантеизм; Г) солипсизм.

23. Тезис Джордано Бруно «природа, есть не что иное, как Бог в вещах», выражает позицию:

А) атеизма; Б) деизма; В) панлогизма; Г) пантеизма.

24. В философии Нового времени утверждается разделение:

А) бытия и сознания; Б) бытия и небытия; В) механизма и организма;

Г) души и тела.

25. Умозрительное истолкование природы без опоры на опытное естествознание называется:

А) метафизикой; Б) натурфилософией; В) утопией; Г) социал-дарвинизмом.

26. Человеческий разум становится критерием развития общества и культуры в философии:

А) античности; Б) Нового времени; В) Возрождения; Г) Просвещения.

27. Естественное состояние по Т. Гоббсу, это:

А) равновесие любви и ненависти; Б) война всех против всех;

В) любовь к ближнему; Г) примирение с действительностью.

28. Договорную теорию происхождения государства из разума и опыта людей, а не из теологии разрабатывали такие мыслители Нового времени, как:

А) Сократ, Платон, Аристотель; Б) Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах;

В) Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо; Г) К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин.

29. Философ, автор учения о множественности субстанций, это:

А) Дж. Бруно; Б) Г. Лейбниц; В) Ф. Аквинский; Г) Августин.

30. Ж.-Ж. Руссо видел причину неравенства людей в:

А) низком уровне развития культуры; Б) существовании частной собственности; В) божественном предопределении; Г) неразвитости науки и техники.

31. Центральная проблема философии И. Канта, это:

А) исследование предельных основ бытия; Б) исследование движущих сил развития истории; В) нахождение всеобщих и необходимых оснований познания и гуманистических ценностей; Г) анализ саморазвития абсолютной идеи.

32. Согласно учению Канта, время – это:

А) атрибут материи; Б) растяжение души; В) ожидающе-удерживающая актуализация; Г) априорная форма чувственности.

33. Суждение, в котором выражен смысл категорического императива И. Канта:

А) человек не должен быть средством для реализации чьих бы то ни было целей; Б) человек человеку бог; В) человек друг, товарищ и брат;

Г) человек человеку волк.

34. Гегелем разработаны основные законы:

А) механики; Б) диалектики; В) антропологии; Г) религии.

35. До середины XIX века царило общее убеждение, что философия:

А) царица наук; Б) служанка религии; В) бесполезная мудрость;

Г) универсальная наука.

36. Первым древнерусским философом был:

А) Филофей; Б) Илларион; В) Нил Сорский; Г) Владимир Мономах.

37. Идеализация русских самобытных начал характерна для:

А) славянофилов; Б) западников; В) народников; Г) марксистов.

38. Представителем антропологического материализма в русской философии является:

А) В.С. Соловьев; Б) Н.Г. Чернышевский; В) П.А. Флоренский;

Г) М.В. Ломоносов.

39. Создателем религиозно-философского учения о всеединстве в русской философии был:

А) Н. Федоров; Б) В. Соловьев; В) М. Бакунин; Г) А. Лосев

40. Центральным понятием в философии С. Л. Франка было:

А) ноосферы; Б) Софии; В) всеединства; Г) соборности.

41. Автором философии «общего дела» является:

А) Н.Ф. Федоров; Б) Л.Н. Толстой; В) К.Э. Циолковский; Г) М.В. Ломоносов.

42. Философ русского зарубежья, автор исследования «О сопротивлении злу силой»:

А) А.Ф. Лосев; Б) Н.О. Франк; В) П.А. Флоренский; Г) И.А. Ильин.

43. Структура сознания, согласно Зигмунду Фрейду, состоит из:

А) Эроса и Танатоса; Б) Я и Не-Я; В) Сверх-Я, Я, Оно; Г) либидо, сублимации.

44. Бессознательное, по З. Фрейду, функционирует на основе:

А) импульсов, исходящих из области сознания; Б) интеллектуальной интуиции; В) архетипов; Г) первичных влечений с целью получения удовольствия.

45. Автором книги «Иметь или быть?» является:

А) Ф. Энгельс; Б) Э. Фромм; В) З. Фрейд; Г) Ф. Ницше.

46. Э. Гуссерль является создателем:

А) герменевтики; Б) персонализма; В) феноменологии; Г) психоанализа.

47. В современной философии значительное внимание уделяется:

А) познанию Абсолютного духа; Б) познанию первоначал, первопричин бытия; В) анализу возможности построения коммунистического общества; Г) исследованию проблем языка.

48. «Философия науки» как направление философского знания появилась в(во):

А) философии марксизма; Б) эпоху Возрождения; В) второй половине XIX века в рамках неклассической философии; Г) средние века.

49. Научный метод, сформулированный К. Поппером, называется принципом:

А) верификации; Б) фальсификации; В) историзма;

Г) несоизмеримости.

50. «Цель оправдывает средства», считают представители:

А) гедонизма; Б) прагматизма; В) аскетизма; Г) провиденциализма.

51. «Философия должна спуститься «с небес на землю» и решать практические, жизненные проблемы человека», - считают представители:

А) позитивизма; Б) персонализма; В) феноменологии; Г) прагматизма.

52. Представители экзистенциализма полагали, что смысл жизни прежде всего определяется:

А) самим человеком; Б) культурными традициями; В) философскими учениями; Г) социальными нормами.

53. Характерной чертой философии постмодернизма является:

А) рационализм; Б) исследование предельных основ бытия; В) исторический оптимизм; Г) замена объективной реальности знаково-символическими картинами мира.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.233.72 (0.197 с.)