Тема 9. Развитие мира и его законы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Развитие мира и его законы



Движение и развитие. Движение и покой. Основные формы движения, их качественная специфика и взаимосвязь. Диалектический и метафизический подходы к развитию. Диалектика. Исторические формы диалектики и ее современные разновидности. Диалектическая критика эклектики, софистики, догматизма, релятивизма. Самоорганизация бытия, хаос и порядок, синергетика.

Диалектика как философское учение об универсальных связях, изменении и развитии. Связь и ее виды. Закон как вид связи, виды законов. Законы диалектики: диалектической противоречивости (единства и борьбы противоположностей), взаимного перехода количественных и качественных изменений, диалектического синтеза (отрицания отрицания). Основные принципы и категории диалектики. Взаимосвязь единичного, общего и особенного. Содержание и форма. Часть и целое. Система как единство элементов и структуры. Сущность и явление. Принцип причинности. Причина и следствие. Детерминизм и индетерминизм. Необходимость и случайность. Возможность, действительность, вероятность.

Опорные понятия: Диалектика. Метафизика. Релятивизм. Догматизм. Софистика. Эклектика. Связь. Обособленность. Тождество. Различие. Противоположность. Противоречие. Конфликт. Гармония. Качество. Количество. Мера. Скачок. Отрицание. Преемственность. Развитие. Прогресс. Регресс. Единичное. Особенное. Общее. Содержание. Форма. Часть. Целое. Система. Элемент. Структура. Функция. Явление. Сущность. Причина. Следствие. Условие. Детерминизм.

Тема 10. Теория познания и наука

Место и роль гносеологии (теории познания) в структуре философии.

Познание как важнейшая функция сознания. Идеализм и материализм о сознании и познании. Принцип отражения как основа изучения сознания и познания. Человеческий мозг как материальная основа сознания и познания. Социальная природа человеческой условно-рефлекторной деятельности. Роль человеческого общения в развитии сознания и познания. Понятие субъекта и объекта познания. Объект познания и предмет познания.

Общественно-исторический характер познания. Познание и практика. Познание как идеальный план практически-преобразовательной активности человека. Относительная самостоятельность познания и его опережающий характер.

Знание как результат отражения и духовного освоения действительности человеком. Донаучное, ненаучное и научное знание. Специфика разных видов знания. Знание и незнание. Объективность содержания знания и субъективность его формы. Знание и оценочная деятельность человека. Знание и опыт.

Познание как единство чувственного и рационального. Сенсуализм и рационализм о соотношении чувственного и рационального. Концепция «врожденного знания». Понятие априорного знания. Уровни знания: эмпирическое и теоретическое, абстрактное и конкретное. Роль интуиции в познании. Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление. Формы рационального познания: понятие, суждение, умозаключение. Роль логики в познании.

Знание и ценность. Истина как главная ценность в познании. Понятие объективной истины. Истина как соответствие субъективного образа объекту. Варианты понимания истины в разных философских направлениях. Знание как процесс. Понятие об абсолютной и относительной истине. Заблуждение. Заблуждение и дезинформация. Критерии истинности знания. Радикальный эмпиризм и проблема истинности. Принципы верификации и фальсификации. Практика как главный критерий истинности знаний.

Познание как исторический процесс. Донаучные исторические типы познания (магический тип познания, мифологический тип познания, натурфилософский тип познания, схоластический тип познания). Развитие научных исторических типов познания. Современный научный тип познания и его признаки. Единство эмпирического и теоретического в научном познании. Наблюдение и эксперимент как основные методы эмпирического познания. Научный факт как основная форма знания эмпирического уровня. Гипотеза как форма развития знания. Теория. Принцип восхождения от абстрактного к конкретному. Анализ и синтез. Историческое и логическое в познании. Понятие теоретической реконструкции объекта. Умозаключение и выводное знание. Теория как система понятий. Незаменимость научного знания в жизни человека.

Опорные понятия: Познание. Отражение. Информация. Знание. Субъект познания. Объект познания. Чувственное познание. Ощущение. Восприятие. Представление. Рациональное познание. Понятие. Суждение. Умозаключение. Интуиция. Образ. Знак. Истина. Заблуждение. Объективная истина. Абсолютная истина. Относительная истина. Критерии истины. Научное познание. Эмпирическое познание. Опыт. Наблюдение. Эксперимент. Факт. Анализ. Синтез. Обобщение. Идеализация. Моделирование. Формализация. Проблема. Гипотеза. Теория. Сциентизм.

Тема 11. Философия человека

Проблема человека и философская антропология. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Природа, сущность и предназначение человека. Гармоничность и дисгармония человеческого существования. Конечность индивидуального существования человека, проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества. Самоценность человеческой жизни. Проблема смысла жизни.

Антропосоциогенез и его комплексный характер. Роль труда, сознания, языка и социальности в становлении и развитии человека. Биологическое и социальное в человеке. Происхождение сознания: философские варианты объяснения. Труд как основное условие сознания и познания. Членораздельная речь как условие сознания и познания. Роль «логики» практических действий. Понятие знака. Язык как система знаков. Звуковой и письменный языки. Близость и различие сознания и речи, мышления и языка.

Сознание как высшая форма психического отражения объективного мира и носитель познавательной функции. Человеческая психика как субъективное, идеальное отражение действительности. Вульгарный материализм о сознании. Дуалистическиe подходы к сознанию и познанию. Идеальное как бытие предмета в форме субъективного образа. Иррационалистические подходы к сознанию и познанию. Познание и самосознание. Понятие рефлексии. Сознание и познание как способы активно-творческого отношения человека к миру и самому себе.

Практика как специфически человеческий способ отношения к миру. Практика как единство субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений. Соотношение потребностей, интересов и целей с практикой. Структура практики: ее формы и виды.

Проблема личности, ее место в философии. Содержание понятия «личность», его соотношение с понятием «человек». Роль социальной среды в формировании личности. Интериоризация общественных отношений, культуры в процессе воспитания и деятельности. Относительная автономия личности от общества – необходимое условие становления личности.

Личность как субъект общественной жизни. Диалектика исторической необходимости и свободы личности в общественном развитии. Разработка в философии понимания свободы. Социальный и относительный характер свободы личности. Свобода «внешняя» и «внутренняя», отрицательная (свобода «от») и положительная (свобода «для»). Свобода и необходимость; свобода и произвол, анархия; свобода и ответственность; свобода выбора; свобода и благо. Парадоксы свободы.

Опорные понятия: Человек. Антропосоциогенез. Труд. Практика. Язык. Психика. Сознание. Бессознательное. Мышление. Воля. Эмоции. Самосознание. Личность. Индивид. Индивидуальность. Социализация. Социальная среда. Свобода личности. Конформизм. Нонконформизм. Смысл жизни.

Тема 12. Общество и природа

Эволюция философских представлений о взаимосвязи общества, человека и природы (гармония человека и космоса как идеал античного мировоззрения; противопоставление естественного и сверхъестественного миров в средневековом сознании; идея господства человека над природой в философии Нового времени; идеи единства человека, общества и природы в новейшей истории). Понятие природы (широкий и узкий смыслы).

Природа как основа материального существования и развития общества и человека и как объект духовного освоения. Диалектическая взаимосвязь общества с природой. Естественная среда и искусственная среда обитания. Понятие географической среды. Философское направление «географический детерминизм». Концепция этногенеза Л.Н. Гумилева.

Исторические этапы взаимодействия общества с природой. Экологическая проблема во взаимодействии общества и природы. Концепции путей выхода из экологического кризиса. Проблема формирования экологического сознания. Понятия «биосфера» и «ноосфера». Идеи В.И. Вернадского о ноосфере, их актуальность сегодня.

Опорные понятия: Живая и неживая природа. Биосфера. Ноосфера. Природная среда. Искусственная среда. Экологическая проблема. Экологический кризис. Ко-эволюция общества и природы. Этносфера.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 607; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.70.131 (0.005 с.)