Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 13. Общество как объект философии и философия историиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Общая характеристика социальной философии как раздела философского знания. Функции социально-философского знания. Эволюция философского понимания общества и его структуры. Философские основания теоретической модели общества: натурализм, идеализм, материализм. Общество как подсистема объективной реальности. Общество как социальный способ жизнедеятельности человека, продукт взаимодействия людей, результат производства и творчества человека. Деятельность как специфический способ существования социального. Деятельностный подход в понимании общества (варианты осмысления «социального действия» в концепциях М. Вебера, Т. Парсонса, Р. Мэртона). Общественное бытие и общественное сознание как два макроэлемента структурной организации общества. Материальное и идеальное в жизни общества, их специфика и соотношение. Категории объективного и субъективного, их соотношение с категориями материального и идеального. Проблема объективности идеального в общественных процессах. Уровни общественного сознания (обыденный и теоретический, общественная психология и идеология). Специфика основных форм общественного сознания. Элементы общества как системы: социальные субъекты, виды их деятельности, общественные отношения. Основные сферы общественной жизни как элементы структуры общества: материально-производственная, социальная, политическая, духовная. Их взаимосвязь и относительная самостоятельность. Общество как саморазвивающаяся система. Политическая сфера жизни общества. Организация как основной элемент политической сферы. Власть как элемент социального управления, политика как вид социального управления. Специфика политического сознания и его роль в жизни классового общества. Характеристика идеологии. Государство как важнейший элемент политической системы общества. Сущность государства, его возникновение и роль в обществе. Взаимосвязь классового и социального в государстве как политическом институте. Структурная характеристика государства: формы правления, формы государственного устройства, формы политического режима. Понятие правового государства. Понятие гражданского общества и его трактовки в философии Нового времени и новейшей истории. Гражданское общество и правовое государство: диалектика взаимодействия. Представления о гражданском обществе и правовом государстве в современной России. Правосознание и моральное сознание как важные факторы функционирования общества. Право и справедливость. Понятия «этика», «мораль», «нравственность». Золотое правило нравственности. Особенности функционирования морали. Мораль как практическое, деятельное сознание; вездесущность морали; долженствование как способ бытия морали; абсолютность моральных требований. Моральное измерение общества: социальность, всеобщность, автономия воли, взаимность отношений. Моральное измерение человека: разумность, ориентация на высшее благо, добрая воля. Общество как система социальных связей. Понятие общественных отношений. Объективное и субъективное в общественных отношениях. Человек как субъект социальных отношений. Общественные отношения как основа структуры общества. Материальные и духовные (идеологические) общественные отношения, их взаимосвязь. Классификация общественных отношений по иным основаниям (сферам общественной жизни, формам сознания, социальным субъектам). Роль производственных отношений в системе социальных связей. Единство и многообразие мировой истории. Человек как «предпосылка» и как «результат» истории. Общественная практика как основа исторического процесса. Объективный характер исторического процесса. Специфика социальных законов. Развитие философских взглядов об источниках и движущих силах общества. Провиденциализм как ранняя интерпретация движущих сил истории. Идеалистические представления о движущих силах истории. Субъективистские трактовки движущих сил. Диалектико-материалистическое понимание движущих сил общественного развития. Социальные общности как движущие силы истории. Марксистская интерпретация народа как движущей силы истории. Классы и классовые отношения как движущие силы истории. Роль иных социальных групп в историческом развитии (национально-этнические общности, «страты» и др.). Личности в историческом процессе и их роль. Проблема соотношения локально-специфического и универсально-типичного в историческом развитии общества. Формационная концепция исторического процесса в марксистской философии. Структура формаций: базис, надстройка и иные элементы. Их соотношение друг с другом. Методология формационного подхода в изучении общества и ее значение для современности. Особенности цивилизационного подхода в изучении общества. Варианты цивилизационной концепции (О. Шпенглер и его теория культур, теория локальных цивилизаций А. Тойнби, теория постиндустриального общества Д. Белла, теория стадий У. Ростоу и др.). Понятие цивилизации как социокультурного образования. Цивилизации и формации. Современная цивилизация, ее особенности и противоречия. Идея общественного прогресса в истории философской мысли. Соотношение прогресса и регресса в развитии общества. «Диалог» цивилизаций как возможность создания единой культуры человечества. Аспекты существования человечества как целого. Глобализация проблем человечества. Понятие глобальной проблемы. Классификация глобальных проблем. Интерсоциальные проблемы (неослабевающая опасность войны в новых условиях многополюсного мира, проблема установления справедливого экономического порядка, преодоление разрыва в социально-экономическом развитии между странами «золотого» миллиарда и остальной частью человечества). Глобальные проблемы в системе «общество-природа». Глобальные проблемы в системе «индивид-общество». Проблема развития «человеческих качеств». Отставание духовного развития от развития науки и техники. Глобальные проблемы, связанные с человеческой телесностью (генетическая деградация, СПИД, наркомания, алкоголизм). Предпосылки преодоления кризисных явлений и пути выхода из кризиса. Облик информационного общества: прогнозы и ожидания. Задачи человечества по решению глобальных проблем. Опорные понятия: Общество. Общественное бытие. Общественное сознание. Уровни общественного сознания. Общественная психология. Идеология. Общественное производство. Производительные силы. Производительные отношения. Способ производства. Общественно-экономическая формация. Базис. Надстройка. Цивилизация. Социальная структура. Социальная группа. Класс. Страта. Нация. Политическая система общества. Государство. Правосознание. Мораль. Общественный прогресс. Глобальные проблемы современности. Тема 14. Философия культуры Многозначность феномена культуры. Культура как предмет философского анализа. Подходы в философии к пониманию культуры. Культура как мир человека, как способ его самоопределения и развития. Культура как ценностно-нормативный ориентир производства и развития общественного человека. Гуманистический характер культуры. Культура как мера человеческого в человеке. Культура и бескультурье, культура и псевдокультура. Культура и общество. Проявления культуры в различных сферах общественной жизни. Культура и социальные субъекты. Единство, многообразие и взаимодействие культур. Социальные функции культуры. Культура и творчество. Опредмечивание и распредмечивание в культуре. Развивающийся характер культуры. Специфика художественной культуры. Понятие искусства и проблема определения его сущности. Искусство как игра, символ и праздник. Искусство и ценностные формы сознания. Искусство, мораль, религия. Эстетика и эстетические ценности. Эстетические представления и художественные идеалы в истории культуры. Категории эстетики: прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое. Опорные понятия: Культура. Формы культуры. Культура личности. Гуманизм. Творчество. Искусство. Красота.
Темы семинарских занятий
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.180.254 (0.005 с.) |