Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа дисциплины «Философия» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированных специалистов по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения. В программе курса прослеживается процесс возникновения, эволюции и современного состояния философии. Особое внимание уделяется основным философским учениям, творчеству великих мыслителей, идеи и образы мышления которых сыграли выдающуюся роль в истории культуры и цивилизации. Важное место отводится изучению проблем философии, демонстрируются причины их возникновения, попытки решения в истории философии в различных культурах и исторических эпохах. Цели изучения дисциплины: 1) осмысление современности, стимулирование студента к осознанному и ответственному соучастию в общем диалоге по поводу творчества социальной культуры и цивилизации; 2) углубление процесса самопознания, раскрывающего архитектонику души, мысли и действия; 3) формирование целостного восприятия истории, социума, внеисторичности и внесоциальности; 4) формирование культуры научного мышления. Задачи курса: 1) изучение важнейших понятий, принципов философии и философской аргументации; 2) анализ исторических форм философии и раскрытие общих механизмов ее развития; 3) выявление наиболее значимых социокультурных феноменов, закономерностей и их осмысление; 4) формирование понимания насущных проблем, стоящих перед индивидом, обществом и государством; 5) способствование образованию целостного системного представления о мире и месте человека в нем; 6) обнаружение на уровне понятийного мышления связи вечных проблем человека, его культуры и истории с личными смыслами, с профессиональными задачами и проблемами; 7) развитие способности самостоятельного мышления, способного решать общественные, индивидуальные и профессиональные проблемы на основе философской традиции и с ориентацией на личностный смысл. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Программа курса «Философия» рассчитана на 36 лекционных и 36 семинарских часов, с отчетностью в форме экзамена. Распределение содержания дисциплины между темами, по видам занятий, объединение тем, последовательность их изучения могут быть изменены исходя из необходимости повышения качества подготовки специалиста.
Распределение учебных часов по разделам:
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. Тема 1. Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества Понятие мировоззрения. Практическое, познавательное, ценностное отношение человека к миру. Смысл термина «философия». Философия как знание, мудрость и искусство жизни. Своеобразие философского познания. Многообразие философии и ее определений. Проблема определения предмета философии: всеобщее; система отношений «человек - мир», «я - другой»; предельные основания культуры и др. Проблемыфилософии: природа существования, познание, разум, основания социальной реальности, смысл общественных институтов, смысл и цель исторического процесса, проблема ценностей, мораль и нравственность, добро и зло, принципы чувственной выразительности, прекрасное и безобразное, назначение человека и смысл жизни и др. Структура философии: онтология, гносеология, социальная философия, философия истории, аксиология, этика, эстетика, философская антропология и др. Основной вопрос философии и варианты его формулировок. Основные философские направления:идеализм и материализм, дуализм, гносеологический оптимизм, агностицизм и скептицизм. Философия и наука. Научная обоснованность философского разума и ориентация на социальные ценности. Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика. Философия в соотношении с другими формами общественного сознания: религией, моралью, искусством. Философия, политика, современность. Функции философии: мировоззренческая, методологическая, аксиологическая, социокультурная и др. Опорные понятия: Философия. Мировоззрение. Мироощущение. Мировосприятие. Миропонимание. Религия. Наука. Онтология. Гносеология. Логика. Методология. Аксиология. Материализм. Идеализм. Дуализм. Философский оптимизм. Агностицизм. Скептицизм. Диалектика. Метафизика. Тема 2. Начало философии. Древневосточная и античная философия. Рождение философии, ее культурно-исторические предпосылки. Философия Древнего Востока. Древнеиндийская философия: чарвака-локаята, джайнизм, буддизм. Философские школы в Древнем Китае: конфуцианство, даосизм, легизм. Человек в философии и культуре Древнего Востока. Античная философия. Космоцентрический характер древнегреческой философии. Проблема первоначала. Учение о бытии: Демокрит, Платон, Аристотель. Становление античной диалектики. Рождение философии нового типа (Сократ): перемещение интереса от природы к человеку, от бытия к ценностям, от теории к методу. Проблема человека и общества, нравственных и правовых норм. Опорные понятия: Конфуцианство. Даосизм. Дао. Ян. Инь. Буддизм. Карма. Сансара. Нирвана. Первоначало. Космос. Логос. Диалектика. Апория. Атомизм. Эйдос. «Теория идей». Метафизика. Материя и форма. Идеальное государство. Эпикуреизм. Стоицизм. Скептицизм. Тема 3. Средневековая философия. Философия Средневековья. Религиозный характер философской мысли. Патристика и схоластика. Учение Аврелия Августина. Природа и человек как творения бога (креационизм). Разум и воля. Учение о «священной истории», идея двух государств («градов»). Философия Фомы Аквинского: философия и теология, доказательства бытия бога, право естественное и положительное. Спор о природе общих понятий (универсалий): номинализм и реализм. Основные идеи Возрождения: гуманизм и антропоцентризм, открытие индивидуальности, неоплатонизм, натурализм и пантеизм, преодоление схоластики. Научная революция XVI-XVII вв. (Николай Коперник, И. Ньютон, Г. Галилей). Новый образ мира и человека. Диалектика Николая Кузанского. Материализм Джордано Бруно. Опорные понятия: Монотеизм. Христианство. Патристика. Схоластика. Томизм. Теология. Креационизм. Телеология. Теодицея. Провиденциализм. Откровение. Номинализм. Реализм. Универсалии. Натурализм. Гуманизм. Неоплатонизм. Пантеизм. Тема 7. Русская философия ХIХ – ХХ вв. Характерные черты русской философии. Философия славянофилов (А. С. Хомяков, И. В. Киреевский) и западников (П. Я. Чаадаев, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский). Философия В. С. Соловьева: критика позитивизма, идея всеединства, учение о Софии, антропология и историософия, «оправдание добра», идеи «христианской политики» и «христианской культуры». Русская идея. Гуманизм, этика, проблема свободы, смысла жизни в работах Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого. Русская философия первой половины XX века. «Философский пароход». Учение Н. А. Бердяева: свобода, теодицея, смысл и этика творчества, экзистенциальная диалектика, назначение человека. Отечественная философия советского периода. Опорные понятия: Славянофильство. Западничество. «Русская идея». «Положительное всеединство». София. Космизм. Тема 11. Философия человека Проблема человека и философская антропология. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Природа, сущность и предназначение человека. Гармоничность и дисгармония человеческого существования. Конечность индивидуального существования человека, проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества. Самоценность человеческой жизни. Проблема смысла жизни. Антропосоциогенез и его комплексный характер. Роль труда, сознания, языка и социальности в становлении и развитии человека. Биологическое и социальное в человеке. Происхождение сознания: философские варианты объяснения. Труд как основное условие сознания и познания. Членораздельная речь как условие сознания и познания. Роль «логики» практических действий. Понятие знака. Язык как система знаков. Звуковой и письменный языки. Близость и различие сознания и речи, мышления и языка. Сознание как высшая форма психического отражения объективного мира и носитель познавательной функции. Человеческая психика как субъективное, идеальное отражение действительности. Вульгарный материализм о сознании. Дуалистическиe подходы к сознанию и познанию. Идеальное как бытие предмета в форме субъективного образа. Иррационалистические подходы к сознанию и познанию. Познание и самосознание. Понятие рефлексии. Сознание и познание как способы активно-творческого отношения человека к миру и самому себе. Практика как специфически человеческий способ отношения к миру. Практика как единство субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений. Соотношение потребностей, интересов и целей с практикой. Структура практики: ее формы и виды. Проблема личности, ее место в философии. Содержание понятия «личность», его соотношение с понятием «человек». Роль социальной среды в формировании личности. Интериоризация общественных отношений, культуры в процессе воспитания и деятельности. Относительная автономия личности от общества – необходимое условие становления личности. Личность как субъект общественной жизни. Диалектика исторической необходимости и свободы личности в общественном развитии. Разработка в философии понимания свободы. Социальный и относительный характер свободы личности. Свобода «внешняя» и «внутренняя», отрицательная (свобода «от») и положительная (свобода «для»). Свобода и необходимость; свобода и произвол, анархия; свобода и ответственность; свобода выбора; свобода и благо. Парадоксы свободы. Опорные понятия: Человек. Антропосоциогенез. Труд. Практика. Язык. Психика. Сознание. Бессознательное. Мышление. Воля. Эмоции. Самосознание. Личность. Индивид. Индивидуальность. Социализация. Социальная среда. Свобода личности. Конформизм. Нонконформизм. Смысл жизни. Тема 12. Общество и природа Эволюция философских представлений о взаимосвязи общества, человека и природы (гармония человека и космоса как идеал античного мировоззрения; противопоставление естественного и сверхъестественного миров в средневековом сознании; идея господства человека над природой в философии Нового времени; идеи единства человека, общества и природы в новейшей истории). Понятие природы (широкий и узкий смыслы). Природа как основа материального существования и развития общества и человека и как объект духовного освоения. Диалектическая взаимосвязь общества с природой. Естественная среда и искусственная среда обитания. Понятие географической среды. Философское направление «географический детерминизм». Концепция этногенеза Л.Н. Гумилева. Исторические этапы взаимодействия общества с природой. Экологическая проблема во взаимодействии общества и природы. Концепции путей выхода из экологического кризиса. Проблема формирования экологического сознания. Понятия «биосфера» и «ноосфера». Идеи В.И. Вернадского о ноосфере, их актуальность сегодня. Опорные понятия: Живая и неживая природа. Биосфера. Ноосфера. Природная среда. Искусственная среда. Экологическая проблема. Экологический кризис. Ко-эволюция общества и природы. Этносфера. Тема 14. Философия культуры Многозначность феномена культуры. Культура как предмет философского анализа. Подходы в философии к пониманию культуры. Культура как мир человека, как способ его самоопределения и развития. Культура как ценностно-нормативный ориентир производства и развития общественного человека. Гуманистический характер культуры. Культура как мера человеческого в человеке. Культура и бескультурье, культура и псевдокультура. Культура и общество. Проявления культуры в различных сферах общественной жизни. Культура и социальные субъекты. Единство, многообразие и взаимодействие культур. Социальные функции культуры. Культура и творчество. Опредмечивание и распредмечивание в культуре. Развивающийся характер культуры. Специфика художественной культуры. Понятие искусства и проблема определения его сущности. Искусство как игра, символ и праздник. Искусство и ценностные формы сознания. Искусство, мораль, религия. Эстетика и эстетические ценности. Эстетические представления и художественные идеалы в истории культуры. Категории эстетики: прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое. Опорные понятия: Культура. Формы культуры. Культура личности. Гуманизм. Творчество. Искусство. Красота.
Темы семинарских занятий Тема 12. Общество и природа 1. Исторические формы восприятия природы человеком. Природа как предмет философского осмысления. 2. Взаимодействие человека и природы. Противоречие и единство в системе «человек - природа»: биологический, социальный и гносеологический аспекты. 3. Современные проблемы экологии и пути их решения. Идеи В.И. Вернадского о ноосфере.
Тема 14. Философия культуры 1. Понятие культуры. Составные элементы и структура культуры. 2. Культура общества и культура личности. 3. Взаимодействие культур. Культура и цивилизация.
Темы рефератов По теме 1. Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества. 1. Философия в системе культуры. 2. Философия и наука. 3. Философия и искусство.
По теме 2. Начало философии. Древневосточная и античная философия. 1. Образ мира и человека в древнекитайской философии (на примере конфуцианства и/или даосизма). 2. Образ мира и человека в древнеиндийской философии (на примере джайнизма и/или буддизма и/или чарвака). 3. Античная предфилософия и Милетская школа. 4. Учение Гераклита и философская школа элеатов. 5. Пифагорейский союз. 6. Атомистическое учение Левкиппа и Демокрита. 7. Ирония и майевтика Сократа. 8. «Идеальное» государство Платона. 9. Учение Аристотеля об обществе и государстве.
По теме 3. Средневековая философия 1. Социо-культурные условия существования средневековой философии. 2. Средневековая картина мира. 3. Соотношение разума и веры. 4. Религиозные концепции истории. 5. Реализм и номинализм. 6. Научная картина мира в эпоху Возрождения. 7. Проблема достоинства и свободы человека в философии Возрождения. 8. «Ученое незнание» Николая Кузанского.
По теме 4. Философия Нового времени 1. Теория познания и учение о методе Ф. Бэкона. 2. «Рассуждение о методе» Р.Декарта. 3. Социально-философская концепция Гоббса и его «Левиафан». 4. «Опыт о человеческом разуме» Локка. 5. Берклианство и субъективно-идеалистические школы. 6. Агностицизм Юма. 7. Вольтер в истории французской и мировой культуры. 8. «Человек-машина» Ж. Ламетри. 9. «Система природы» Гольбаха. 10. Социальная философия Руссо.
По теме5. Классическая немецкая философия 1. Критический идеализм Канта и проблема достоверного знания. 2. «Наука логики» Гегеля. 3. Проблема человека и критика религии в философии Л.Фейербаха.
По теме 6. Западная философия ХIХ - XX века 1. Научность и утопизм в философии марксизма. 2. Проблема соотношения науки и философии в контексте философии позитивизма. 3. Проблема соотношения науки и религии в контексте философии неотомизма. 4. Философские варианты понимания человека в западной философии ХХ века: а) неомарксизм; б) неофрейдизм; в) неотомизм; г) экзистенциализм; д) персонализм.
По теме 7. Русская философия (XIX - XX вв.) 1. Проблема «начала» русской философии. 2. Социальная философия П.Я. Чаадаева. 3. Философия всеединства В.С. Соловьева.
По теме 8. Философское учение о бытии. 1. Существует ли небытие? 2. Современная картина мира, ее общенаучный и частно-научный уровни. 3. Современные представления об уровнях организации материи. 4. Проблема классификации форм движения. 5. Проблема классификации форм времени и пространства. 6. Проблема социального времени и пространства.
По теме 9. Развитие мира и его законы. 1. Диалектика и синергетика. 2. Связь и отношение. 3. Причина и повод. 4. Почему закон отрицания отрицания носит всеобщий характер? 5. Традиции и новаторство.
По теме 10. Теория познания и наука. 1. Современные модели науки (Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд, К. Поппер и др.). 2. Рациональное и иррациональное в научном познании. 3. Логика научного поиска. 4. Познание и творчество. 5. Философские основания науки. 6. Естественнонаучное и гуманитарное познание: сходство и отличия. 7. Вненаучное познание и его формы.
По теме 11. Философия человека. 1. Биологическое и социальное в человеке. 2. Структура человеческой деятельности. 3. Проблема носителя идеального образа. 4. Любое ли отражение информационно? 5. Можно ли мыслить без помощи языка? 6. Мыслят ли животные? 7 Что такое искусственный интеллект? 8. Что такое самосознание? 9. Смысл жизни как философская проблема. 10. Жизнь после смерти: домыслы или реальность? 11. Проблема бессмертия.
По теме12. Общество и природа 1. Философско-методологический анализ понятий «экологический кризис» и «загрязнение природной среды». 2. Диалектика охраны природы и природопользования. 3. Проблема гармонизации отношений человека и природы.
По теме 13. Общество как объект философии и философия истории. 1. Понятие общества в истории философии. 2. Проблема построения теоретической модели общества. 3. Общество как система. 4. Диалектика производительных сил и производственных отношений. 5. Нации и национальное самосознание. 6. Концепции общественного прогресса в истории философии. 7. Исторические судьбы России.
По теме 14. Философия культуры 1. Философское понимание культура: проблемы и варианты решений. 2. Составные элементы культуры. 3. Культура личности.
Контрольные вопросы к экзамену 1. Предмет философии. Философия и мировоззрение. 2. Роль философии в жизни человека и общества. Функции философии. 3. Проблематика философии. Основной вопрос философии. 4. Материализм и его исторические формы. 5. Идеализм и его виды. Дуализм. 6. Возникновение философии. Миф, религия и философия. 7. Философия Древнего Востока. 8. Античная философия. 9. Философия Средневековья. 10. Философия Возрождения. 11. Философия Нового Времени. Эмпиризм и рационализм. 12. Классическая немецкая философия. 13. Возникновение и развитие марксистской философии. 14. Русская философия. 15. Основные направления философской мысли ХХ века. 16. Категория бытия, ее смысл и специфика. 17. Категория материи. 18. Материя и движение. 19. Пространство и время. 20. Категория сознания. Соотношение материи и сознания. 21. Диалектика как учение об универсальных связях, изменении, развитии. Диалектика и метафизика. 22. Категории, законы и принципы диалектики. 23. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. 24. Закон единства и борьбы противоположностей, его методологическое значение. 25. Закон отрицания отрицания. 26. Диалектическая взаимосвязь природы и общества. 27. Экологическая проблема и пути ее разрешения. Идеи В. И. Вернадского о ноосфере. 28. Проблема сущности человека в философии. 29. Проблема становления человека. 30. Практика как специфически человеческий способ отношения к миру. Структура практической деятельности. 31. Сознание как форма жизнедеятельности человека. Сознание и отражение. Самосознание. 32. Познаваемость мира. Критика агностицизма. 33. Познание как социально-опосредованное, исторически развивающееся отношение человека к миру. Субъект и объект познания. 34. Чувственное отражение действительности, его формы. 35. Рациональное познание и его формы. 36. Проблема истины в философии. 37. Характеристика научного познания. Эмпирический и теоретический уровни познания. 38. Специфика познания социальной действительности. 39. Сущность диалектико-материалистического подхода к обществу и его истории. 40. Особенности современной западной социальной философии. 41. Понятия общественного бытия и общественного сознания, их взаимосвязь. 42. Понятия общественного производства и способа производства. 43. Понятие общественных отношений. Диалектика производительных сил и производственных отношений. 44. Проблема типизации развития общества. Понятие общественно-экономической формации и ее структуры. Формация и цивилизация. 45. Сущность общественного прогресса и его критерии. 46. Субъекты и движущие силы исторического процесса. Проблема соотношения роли личности и народных масс в истории. 47. Социальная структура. Понятие «социальная группа», «класс», «страта». 48. Социальная революция, реформа и эволюция как способы изменения общества. 49. Объективные условия и субъективный характер развития общества. Необходимость и свобода в общественном развитии. 50. Понятие научно-технической революции. Роль НТР в развитии общества. 51. Понятие культуры, ее виды. Индивидуальное, классовое и общечеловеческое в культуре. 52. Понятие личности. Его соотношение с понятиями “человек”, “индивид”, “индивидуальность”. 53. Социальная типология личности. Коллектив и личность. Общественный и личный интерес. 54. Понятие общественного сознания. Общественное и индивидуальное сознание. Уровни общественного сознания. 55. Нравственное сознание. Специфика морали в соотношении с правом. 56. Эстетическое сознание. 57. Религиозное сознание. 58. Политическое сознание. 59. Правовое сознание. 60. Понятие идеологии. Наука и идеология. Идеология и общественное развитие.
ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ Тема: ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ 1. Системно-рационализированное мировоззрение называют: А) рефлексией; Б) философией; В) религией; Г) искусством. 2. Рациональная составляющая любого типа мировоззрения называется: А) гипотезой; Б) парадигмой; В) картиной мира; Г) законом. 3. Религиозная картина мира строится в первую очередь на основе: А) повседневного опыта; Б) Священного писания; В) мифологических представлений; Г) философских идей. 4. Для научной картины мира характерно: А) безоговорочное влияние идей ведущих учёных; Б) отождествление веры и знания; В) уверенность в существовании Мирового разума; Г) истинное знание причины. 5. Переход от классической к неклассической картине мира начался на рубеже: А) XIV - XV вв.; Б) XVI - XVII вв.; В) XII - XIII вв.; Г) XIX - XX вв. 6. Теоретический характер анализа всеобщих связей системы «человек-мир» является отличительной особенностью: А) мифологии; Б) религии; В) науки; Г) философии. 7. Философия отличается от религии тем, что: А) познавательная функция для неё является ведущей; Б) обладает большим гуманистическим потенциалом; В) она вырабатывает определенную систему ценностей; Г) она является формой мировоззрения. 8. Гносеология – это философское учение о: А) познании; Б) природе; В) бытии; Г) человеке. 9. Исследованием сферы прекрасного и искусства занимается такая философская дисциплина, как: А) этика; Б) эргономика; В) эстетика; Г) экономика. 10. Философия, исследуемая в процессе ее предыстории, возникновения, становления и развития, есть: А) культурология; Б) история философской мысли; В) эпистемология; Г) онтология. 11. В зависимости от того, какой сфере бытия приписывается первичность, природе или духу, философы делятся на: А) диалектиков и метафизиков; Б) материалистов и идеалистов; В) сенсуалистов и рационалистов; Г) монистов и дуалистов. 12. Философское направление, считающее духовное начало основной бытия, называется: А) дуализмом; Б) плюрализмом; В) идеализмом; Г) материализмом. 13. Философская позиция дуализма выражается в признании: А) первичности материи; Б) тождества мышления и бытия; В) первичности идеального; Г) мышления и материи независимыми субстанциями. 14. «Вне природы и человека нет ничего, и высшие существа - это лишь фантастическое отражение нашей собственной сущности» заявляли: А) дуалисты; Б) идеалисты; В) материалисты; Г) интуитивисты. 15. Метод философского мышления, объясняющий мир в его единстве, противоречивости и динамике называют: А) метафизическим; Б) аксиоматическим; В) диалектическим; В) телеологическим 16. Функция философии, связанная с выяснением характера проблем, требующих изменения познавательного аппарата частных наук, называется: А) методологической; Б) критической; В) аксиологической; Г) прогностической. 17. Эвристическая функция философии связана с ___________ значением философии. А) гуманистическим; Б) практическим; В) методологическим; Г) культурно-воспитательным. 18. Содержание __________ функции философии составляет формирование у человека и общества ценностных ориентаций и идеалов: А) критической; Б) интегральной; В) аксиологической; Г) логической. 19. Функция философии «подвергать всё сомнению» именуется: А) культурно-воспитательной; Б) критической; В) аксиологической; Г) мировоззренческой. 20. Формируя целостную картину мира и бытия человека в нем, философия выполняет _____________ функцию. А) практическую; Б) мировоззренческую; В) методологическую; Д) гносеологическую. Темы: ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ 1. Философия как самостоятельное духовное образование возникает в период: А) II – I вв. до н.э.; Б) VII – VI вв. до н.э.; В) III – IV вв. н.э.; Г) I – II вв. н.э. 2. Древнеиндийскую и древнекитайскую философию характеризуют: А) отказ от религиозных ценностей; Б) опора на научные теории; В) отказ от мифологической картины мира; Г) практическая ориентированность. 3.Переход от мифологического отражения мира к его философскому осмыслению можно проследить в китайском произведении: А) Книга перемен; Б) Бхагавадгита; В) Махабхарата; Г) Лунь Юй. 4. Первоначало, безличный мировой закон в древнекитайской философии именовался: А) ци; Б) дао; В) ян; Г) инь. 5. Основу философии Конфуция составляет (ют): А) проблема бытия; Б) проблема развития общества; В) проблемы человека, семьи и государства; Г) проблема познания. 6. Философия как теоретическая форма мировоззрения впервые возникает в: А) Китае; Б) Греции; В) Индии; Г) Вавилоне. 7. Возникновение античной философии было связано с постановкой проблемы: А) первоначала бытия; Б) смысла жизни; В) познания Космоса; Г) существования Бога. 8. Античная философия включает в себя __________ философию А) древнегреческую и древнеримскую; Б) древнюю европейскую и древнюю восточную; В) только древнегреческую; Г) только древнеримскую. 9. Первый греческий и вместе с тем первый европейский философ: А) Ксенофан; Б) Зенон Элейский; В) Платон; Г) Фалес. 10. Заслуга софистов в том, что они: А) выдвинули на первый план проблему человека; Б) открыли первый университет; В) выдвинули на первый план проблему материи; Г) выдвинули на первый план проблему «физиса». 11. Утверждение существования двух видов бытия: «мира идей» и «мира вещей», принадлежит: А) Протагору; Б) Пифагору; В) Аристотелю; Г) Платону. 12. Особенностью средневекового стиля мышления называется: А) деизм; Б) антропоцентризм; В) теоцентризм; Г) космизм. 13. В «Исповеди» Августина впервые поднимается вопрос о: А) свободе воли человека; Б) соотношении бытия и небытия; В) возможности построения идеального государства; Г) познании мира. 14. Под эсхатологией понимается: А) учение о сознании; Б) учение о будущем социальном порядке; В) христианское учение о конце истории; Г) философское учение о первоначалах мира. 15. «Все в истории и судьбах людей предопределено волей Бога» утверждает: А) фатализм; Б) волюнтаризм; В) нигилизм; Г) провиденциализм. 16. IX-XIY вв. средневековой философии называются этапом: А) схоластики; Б) софистики; В) апологетики; Г) патристики. 17. Вековой спор средневековых мыслителей об универсалиях, то есть общих понятиях, разделил на два основных лагеря: А) монистов и дуалистов; Б) реалистов и номиналистов; В) эмпириков и рационалистов; Г) диалектиков и метафизиков. 18. «Бритва Оккама» отражает содержание принципа: А) «не следует умножать сущности сверх необходимого»; Б) «нет ничего помимо Бога, и Бог есть бытие»; В) «все сущее есть благо»; Г) «возлюби ближнего своего, как самого себя». 19. Возрождение как движение в европейской культуре возникает в(о): А) Франции; Б) Германии; В) Англии; Г) Италии. 20. Идейное течение, появившееся в эпоху Возрождения, называется: А) утилитаризмом; Б) космизмом; В) гуманизмом; Г) персонализмом. 21. Для эпохи Возрождения характерен: А) антропоцентризм; Б) культуроцентризм; В) природоцентризм; Г) теоцентризм. 22. В основе натурфилософии Возрождения лежит: А) теизм; Б) деизм; В) пантеизм; Г) солипсизм. 23. Тезис Джордано Бруно «природа, есть не что иное, как Бог в вещах», выражает позицию: А) атеизма; Б) деизма; В) панлогизма; Г) пантеизма. 24. В философии Нового времени утверждается разделение: А) бытия и сознания; Б) бытия и небытия; В) механизма и организма; Г) души и тела. 25. Умозрительное истолкование природы без опоры на опытное естествознание называется: А) метафизикой; Б) натурфилософией; В) утопией; Г) социал-дарвинизмом. 26. Человеческий разум становится критерием развития общества и культуры в философии: А) античности; Б) Нового времени; В) Возрождения; Г) Просвещения. 27. Естественное состояние по Т. Гоббсу, это: А) равновесие любви и ненависти; Б) война всех против всех; В) любовь к ближнему; Г) примирение с действительностью. 28. Договорную теорию происхождения государства из разума и опыта людей, а не из теологии разрабатывали такие мыслители Нового времени, как: А) Сократ, Платон, Аристотель; Б) Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах; В) Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо; Г) К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. 29. Философ, автор учения о множественности субстанций, это: А) Дж. Бруно; Б) Г. Лейбниц; В) Ф. Аквинский; Г) Августин. 30. Ж.-Ж. Руссо видел причину неравенства людей в: А) низком уровне развития культуры; Б) существовании частной собственности; В) божественном предопределении; Г) неразвитости науки и техники. 31. Центральная проблема философии И. Канта, это: А) исследование предельных основ бытия; Б) исследование движущих сил развития истории; В) нахождение всеобщих и необходимых оснований познания и гуманистических ценностей; Г) анализ саморазвития абсолютной идеи. 32. Согласно учению Канта, время – это: А) атрибут материи; Б) растяжение души; В) ожидающе-удерживающая актуализация; Г) априорная форма чувственности. 33. Суждение, в котором выражен смысл категорического императива И. Канта: А) человек не должен быть средством для реализации чьих бы то ни было целей; Б) человек человеку бог; В) человек друг, товарищ и брат; Г) человек человеку волк. 34. Гегелем разработаны основные законы: А) механики; Б) диалектики; В) антропологии; Г) религии. 35. До середины XIX века царило общее убеждение, что философия: А) царица наук; Б) служанка религии; В) бесполезная мудрость; Г) универсальная наука. 36. Первым древнерусским философом был: А) Филофей; Б) Илларион; В) Нил Сорский; Г) Владимир Мономах. 37. Идеализация русских самобытных начал характерна для: А) славянофилов; Б) западников; В) народников; Г) марксистов. 38. Представителем антропологического материализма в русской философии является: А) В.С. Соловьев; Б) Н.Г. Чернышевский; В) П.А. Флоренский; Г) М.В. Ломоносов. 39. Создателем религиозно-философского учения о всеединстве в русской философии был: А) Н. Федоров; Б) В. Соловьев; В) М. Бакунин; Г) А. Лосев 40. Центральным понятием в философии С. Л. Франка было: А) ноосферы; Б) Софии; В) всеединства; Г) соборности. 41. Автором философии «общего дела» является: А) Н.Ф. Федоров; Б) Л.Н. Толстой; В) К.Э. Циолковский; Г) М.В. Ломоносов. 42. Философ русского зарубежья, автор исследования «О сопротивлении злу силой»: А) А.Ф. Лосев; Б) Н.О. Франк; В) П.А. Флоренский; Г) И.А. Ильин. 43. Структура сознания, согласно Зигмунду Фрейду, состоит из: А) Эроса и Танатоса; Б) Я и Не-Я; В) Сверх-Я, Я, Оно; Г) либидо, сублимации. 44. Бессознательное, по З. Фрейду, функционирует на основе: А) импульсов, исходящих из области сознания; Б) интеллектуальной интуиции; В) архетипов; Г) первичных влечений с целью получения удовольствия. 45. Автором книги «Иметь или быть?» является: А) Ф. Энгельс; Б) Э. Фромм; В) З. Фрейд; Г) Ф. Ницше. 46. Э. Гуссерль является создателем: А) герменевтики; Б) персонализма; В) феноменологии; Г) психоанализа. 47. В современной философии значительное внимание уделяется: А) познанию Абсолютного духа; Б) познанию первоначал, первопричин бытия; В) анализу возможности построения коммунистического общества; Г) исследованию проблем языка. 48. «Философия науки» как направление философского знания появилась в(во): А) философии марксизма; Б) эпоху Возрождения; В) второй половине XIX века в рамках неклассической философии; Г) средние века. 49. Научный метод, сформулированный К. Поппером, называется принципом: А) верификации; Б) фальсификации; В) историзма; Г) несоизмеримости. 50. «Цель оправдывает средства», считают представители: А) гедонизма; Б) прагматизма; В) аскетизма; Г) провиденциализма. 51. «Философия должна спуститься «с небес на землю» и решать практические, жизненные проб
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.252.87 (0.015 с.) |