Методика формирования и развития интеллектуальных умений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика формирования и развития интеллектуальных умений.



Понятие “интеллект” как общей умственной способности применяется в качестве обобщения поведенческих характеристик, связанных с успешной адаптацией к новым жизненным задачам.

Р.Стернберг выделил три формы интеллектуального поведения:

Вербальный интеллект (запас слов, эрудиция, умение понимать прочитанное)

Способность решать проблемы

Практический интеллект (умение добиваться поставленных целей и пр.)

Интеллект – основная форма познания человеком действительности. Существуют три разновидности в понимании функции. Интеллект: 1) способность к обучению; 2) оперирование символами; 3) способность к активному овладению закономерностями окружающей нас действительности. Формирование интеллекта происходит в процессе целенаправленной деятельности; основой развития интеллекта является труд.

Как обеспечить развитие у школьников интеллектуального потенциала?

1. Создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект (текст, определения, понятия, задачу и др.)

Обеспечить развитие у школьников умений сравнивать познавательные объекты.

Содействовать развитию у школьников умений выделять главное в познавательном объекте (определении, понятии, правиле, задаче, законе и др.)

Обеспечить развитие у школьников умений классифицировать познавательные объекты и др.

Создать условия в развитии памяти учащихся. Благодаря памяти ребёнок фиксирует и обобщает прошлый опыт, приобретает знания и умения.

Интеллектуальное развитие учащихся обеспечивается. Увеличением роли самих учащихся в организации учебной деятельности, основанной на осознании произвольности, что способствует углубленному осмыслению детьми учебного процесса. Чтобы обеспечить развитие интеллектуальных способностей, на первый план выдвигаются профессиональное мастерство учителя, его методики обучения и используемые педагогические технологии. Наиболее эффективными средствами развития интеллектуальных способностей учащихся является сочетание словесных методов обучения с наглядными. В развитии интеллекта учащихся, в частности памяти, используются разные методы и формы обучения. А именно: эвристическая беседа, проблемное изложение учителя, исследовательская работа, рассказ, объяснение, кроссворды, ребусы, дидактические игры, схемы, опорные таблицы и пр.

Составляющим фактором развития интеллектуального потенциала учащихся является использование различных видов игр: занимательных, дидактических, сюжетно-ролевых, а также задачи в стихах, в ребусах и т.д., что является важнейшей предпосылкой приобретения прочных знаний, умений и навыков. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении.

Под критическим мышлением в обучающей деятельности понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры студента и преподавателя, а также “мышление оценочное, рефлексивное”, для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах. В основе технологии формирования критического мышления через чтение и письмо лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского


Активизация познавательной деятельности учащихся

Одним из наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики.

Целостную систему обучения и воспитания, базирующуюся на возбуждении познавательного интереса школьников, на организацию их совместной заинтересованной деятельности с педагогом, разрабатывал Ш.А.Амонашвили. Познавательный интерес формируется в процессе обучения через предметное содержание деятельности и складывающиеся отношения между участниками учебного процесса. Этому способствует широкое использование фактора новизны знаний, элементов проблемности в обучении, привлечении данных о современных достижениях науки и техники, показ значимости знаний, умений, навыков, организация самостоятельных работ творческого характера, организация взаимообучения, взаимоконтроля учащихся и т.п. Основной задачей учителя при организации эффективного учебно-познавательного процесса является включение в изучаемый материал занимательных моментов, элементов новизны и неизвестности, что способствует развитию познавательного интереса и формированию познавательных потребностей. Одним из важнейших факторов развития интереса к учению является понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Для развития познавательного интереса к изучаемому материалу большое значение имеет методика преподавания данного предмета. Поэтому перед тем как приступить к изучению какой-нибудь темы, учитель много времени должен уделить поискам активных форм и методов обучения. Познавательная деятельность развивает логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Таким образом, активизация познавательной деятельности учащихся на уроке - одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу на каждом уроке следует организовать так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.

Автором теории решения изобретательных задач (система ТРИЗ) является Альтшуллер Г.С.

Основу концептуального положения данной теории составляет гипотеза: творческие способности существуют параллельно и независимо от общих и специальных способностей. Акцент в ТРИЗ делается именно на изучение развития техники, а не на “озарение” (“инсайт”) изобретателя при решении сложных задач. Идеи, лежащие в основе ТРИЗ, следующие:

· - теория – катализатор творческого решения проблем;

· - знания - инструмент, основа творческой интуиции.

· - творческими способностями наделен каждый (изобретать могут все);

· - творчеству можно учиться;

· - включение основных и доступных школьникам типов проблем.

Применение ТРИЗ в учебном процессе становится в настоящее время все более актуальным, из-за постоянно растущего - по мере развития общества - количества и сложности новых проблем. Осуществление этического, эстетического и правового воспитания на уроках биологии (ценностный аспект биологического образования) - главное содержательное ядро педагогической деятельности учителя биологии. Игра без высокого духовного содержания неизбежно обращается в развлечение, в забаву и, как правило, обречена на вырождение. Конструирование интеллектуальных игр и заданий по системе ТРИЗ осуществлялось мною именно с этих позиций, с учетом ценностного аспекта: максимальное насыщение учебного материала таким содержанием, которое способствовало бы формированию у учащихся экологической культуры и нравственных ориентиров, концептуального стиля мышления, идеи коэволюции Человека и Природы.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1076; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.224.124.217 (0.099 с.)