Кооперативная компетенция — готовность к сотрудничеству с другими людьми. Она формируется на основе двух предыдущих компетенций.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кооперативная компетенция — готовность к сотрудничеству с другими людьми. Она формируется на основе двух предыдущих компетенций.



4. Проблемная компетенция — готовность к решению проблем и проблемных ситуаций в учебных и реальных условиях. Она фор­мируется на основе трех предыдущих. В структуре каждой из названных компетенций можно выде­лить составные ключевые компетенции, а именно самообразова­тельную, исследовательскую, методологическую, организацион­ную, прогностическую. Все виды компетенций можно отнести к общекультурным компетенциям.

Применительно к школьному образованию под ключевыми компетенциями понимается готовность учащихся самостоятельно действовать в ситуациях неопределенности при решении актуаль­ных для них задач.При изучении биологии предметные компетенции можно рас­сматривать как реализацию ключевых компетенций. Так, учащихся для их качественной подготовки важ­но научить поиску биологической информации: в тексте учебни­ка находить отличительные систематические признаки, в биоло­гических словарях, справочниках, энциклопедиях, электронных данных — значения биологических терминов и материал о разных живых организмах. При обучении биологии нельзя обой­тись без формирования умений общаться — слушать собеседника, анализировать сказанное другими, аргументировать свою пози­цию, обмениваться информацией, формулировать выводы в раз­ных формах. Как правило, общение и совместная учебная деятельность более эффективно могут быть организованы при объе­динении учащихся в пары, звенья и группы. Групповой характер обучения способствует оптимизации процесса усвоения биологи­ческого содержания.Смысл проектирования обучения биологии с ориентацией на компетенции в обобщенном виде можно выразить в следующих суждениях:

1) формулируются задачи темы раздела школьной биологии в виде ожидаемых результатов (компетенций) как способов деятель­ности обучаемых на основе анализа содержания определенного варианта программы, соответствующего учебника, методических пособий;

2) выражаются компетенции и отбирается соответствующий учебный материал по отношению к конкретной теме урока;

3) определяются интеллектуальные и практические способы дей­ствия учащихся с учетом отобранного учебного материала к уроку;

4) определяются оптимальные педагогические средства фор­мирования компетенций; предпочтение при этом отдается фор­мам, методам и средствам, ориентированным на выполнение уча­щимися интеллектуальных и практических действий, анализу си­туаций и принятию решений, проектированию, моделированию, стимулированию речевой деятельности, работе в группах и само­стоятельной работе;

5) организуется и проводится рефлексия деятельности учащих­ся на уроке по усвоению определенных компетенций.

 


 

62.Содержание школьного биологического образования

Биология занимает одно из ведущих мест в системе школьного образования как важное средство формирования биологических знаний в прикладных направлениях развития общества и духовно-мировоззренческой сфере людей. В соответствии с этим преподавание биологии в общеобразовательных учреждениях должно быть направлено на овладение учащимися как умениями и практическими навыками, необходимыми для подготовки к жизни и продолжению образования, так и на овладение системой знаний о живой природе. Биологическое образование занимает особое место в системе естественно-научных дисциплин. Именно оно призвано формировать у подрастающих поколений понимание жизни как величайшей ценности – основу гуманистического мировоззрения. Изучение биологии способствует осознанию того, что сохранность биосферы – непременное условие не только существования, но и развития человечества. Биологическое образование играет важную роль в решении основной задачи школы – обучения и воспитания учащегося. Оно способствует развитию нравственного, психического и физического здоровья человека. При изучении биологии закладываются основы экологической культуры, формируется экологический стиль мышления, обеспечивается понимание научных принципов хозяйственной деятельности человека. Высокая степень дифференциации биологических наук и её прикладных отраслей обусловливает традиционную методику проектирования учебного предмета «Биология» на основе приоритетных научных знаний (теорий, понятий, фактов и методов) биологической науки с учетом знаний и умений необходимых в жизни обычного человека. В связи с переходом школ Республики Беларусь к одноуровневому (базовому) изучению учебных предметов предлагаемая схема построения содержания биологического образования является единой для всех общеобразовательных учреждений. В то же время, ученики должны иметь возможность углубления своих знаний по данной дисциплине, что достигается системой факультативных занятий. Для II ступени общего среднего образования (6–9 классы) приоритетной установкой, диктующей принципы структурирования и содержания учебного материала, является идея культуросообразности школьного образования: выпускник базовой школы должен получить те знания, которыми он будет пользоваться в жизни независимо от выбранной профессии. Вместе с тем данная установка не только не отрицает задач овладения учащимися определённой системой знаний о живой природе, но и просто невыполнима без их решения. Элементарные представления о живом, необходимые для изучения учебного предмета «Биология» в 7–11 классах, введены в пропедевтическом курсе 6 класса. При этом содержание этого курса соответствует следующим требованиям: - включает только представления и абстрактные понятия; - содержит элементарные знания по разделам, которые изучаются в средней школе; формирует общие представления об окружающем мире, его явлениях, в том числе феномене жизни, её разнообразии. Отбор содержания биологического образования на этой ступени должен базироваться на следующих концептуальных постулатах:

Содержательными линиями учебного предмета «Биология» являются:

- живой организм;

- многообразие и эволюция живой природы;

- биологические знания в жизни человека.

В соответствии с единым типовым учебным планом, обучение биологии в общеобразовательных учреждениях осуществляется на II ступени общего среднего образования (6–9 классы), III ступени общего среднего образования (10–11 классы) в 11-летней общеобразовательной школе, а также на уровнях профессионально-технического и среднего специального образования.


63.Структура школьного биологического образования

Цели учебного предмета «Биология» определяют содержаниеи структурушкольного биологического образования, которое осуществляется при изучении систематических курсов:

I. Биология (Введение в биологию) – 6 класс;

II. Биология (Бактерии. Протисты. Грибы. Лишайники. Растения) – 7 класс;

III. Биология (Животные) – 8 класс;

IV. Биология (Человек и его здоровье) – 9 класс;

V. Биология (Общая биология) – 10, 11 классы.

В учебно-методический комплекс в качестве основных средств обучения входят: учебные программы, учебные пособия, учебники, сборники задач, дидактические материалы, рабочие тетради, сборники контрольных (проверочных) работ, учебно-методические пособия для учителей, таблицы. Могут также использоваться дополнительные пособия, компьютерные программные продукты и др. Сочетание названных средств должно содействовать повышению эффективности обучения учащихся.

При разработке теоретического содержания учебных пособий, учебников по биологии необходимо обеспечить сочетание доступности и системности предъявления содержания учебного материала с его научностью. Научные понятия, вводимые в курс биологии, должны быть адаптированными с учётом возрастных особенностей учащихся. В учебниках необходимо сочетать исторический и логический подходы изложения учебного материала.

Система дидактических материалов должна включать самостоятельные и контрольные работы, тестовые задания и системы тестов с целью повышения эффективности индивидуальной работы, объективности текущего, промежуточного и итогового контроля.

В процессе обучения учащихся биологии целесообразно использовать электронные средства, которые могут включать наборы мультимедийных ресурсов, интерактивные компьютерные модели, электронные энциклопедии и справочники, электронные тренажёры и др. Они повысят степень наглядности, будут способствовать конкретизации изучаемых понятий, наиболее полно ответят научным и культурным интересам и запросам учащихся, будут создавать эмоциональное отношение обучаемых к учебной информации.

Учебно-методическое обеспечение курса биологии должно давать возможность осуществления самообразования учащегося и использования разных методических систем и образовательных технологий.


64.Формирование системы биологич.понятий.Цель обучения-дать осознанные систем-ие и прочн.знания уч-ся. Знание состоит из понятий.биология как предмет яв-ся системой понятий, развивающ-ся в логич. последовательности и находящихся взаимозвязно. Основные понятия школьн.биологии:морфологические,анатомические,физиологические,цитологические.эмбриологические.генетические,агрономические,гигиенические,медицинские. Могут быть простые,сложные,специальные,общебиологические,каждое понятие постепенно развивается и усложняется. Спец.понятия- развиваются в пределах одного курса (в ботанике фотосинтез,морфологиякорня.листа; зоология: морфология животных. Спец.понятия можно обьединить в группы понятий-о предметах(отдельных раст-ий и животных и их органах),о явлениях(физиологич.процессы),о взаимоотношениях(строении и функции).Общебиологические понятия о биологических закон-ях,относящихся ко всей природе.ковсемжив.организмам и обобщающих спец.понятия отдельных биолог-их курсов9клетка-единица жизни).Учитель должен выделить основн.понятия в каждом курсе,в учебном предмете и непристанно держать их в поле своего зрения(методического),возвращаясь к ним на разном мат-ле и в различных связях.Уч-ся овладевают понятиями не сразу:на образование им нужно время,в этом процессе не может быть искусственного убыстрения,т.к.оно неизбежно приводит к формализму.Вывести понятие из фактов значительно дольше,труднее.чем сообщить его и позаботиться о том.чтобы учащиеся запомнили фориулировку. «готовые» понятия без труда запоминаются,но так же легко забываются.Развитие понятий имеет особое образовательное и воспитательное значение.Учителю необходимо знать,как происходит движение понятий из темы в тему,из курса в курс.Для развития понятий используется натуральная наглядность,различные виды изобразительной наглядности(таблицы,схемы,кино.рисунки,мультимедия)Теория развития понятий(1956 Верзликин,Карсунская)Положения:1.Биология как учебн.предмет представляет собой сис-мунаучн.понятий о существ.прин-ах и свойствах,предметах и явлениях жив.природы.2.В понятиях выражается содержание предмета биология.3.В проц-се обучения научн.понятия развиваются постепенно,обогащаясь новыми содержанием и V.4.Понятия играют вед.роль в процессе разв-ия мышления и восприятия учащ-ся.5.Биолог.понятия классиф-ся-специальные, общебиол-ие,локальные.6.Сложные понятия форм-ся на основе межпред.связей и в проц.обобщения простых.7.При неприрыв. процессе формирования и развития понятий происх.их осознанное и преемственное усвоение.8.Понятие дол.быть усвоено уч-ся настолько,чтобы они могли свободно ими оперировать и на этой основе приобретать умения и навыки.Этапы формирования понятий:1.анализ учителем понятий.2.ознакомления уч-ся че-з опыт и наблюдение.3.синтез знаний о свойствах понятия.4.сравнение и сопаставление понятий для выделения различий и сходств.5.определение понятий.6.систематизация с указанными взаимосвязями.7.закрепление. Учитель ставит перед уч-ся в начале темы или в начале урока вопрос,проблему.Излагаяуч.мат-ал учитель устанавливает причины и следствия,связи м-у явлениями. Он отбирает из мат-ла главное,в анализ и синтез включает уч-ся.Болшую роль в развитии понятий играет установление межпред.связей в изложении мат-ла,в беседе и при ответах уч-ся. УЧ-ся нужно систематически приучать применять свои знания в другом предмете(постановкой соотв.?)


65.экологическое образование школьников.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.247.75 (0.009 с.)