Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кооперативная компетенция — готовность к сотрудничеству с другими людьми. Она формируется на основе двух предыдущих компетенций.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
4. Проблемная компетенция — готовность к решению проблем и проблемных ситуаций в учебных и реальных условиях. Она формируется на основе трех предыдущих. В структуре каждой из названных компетенций можно выделить составные ключевые компетенции, а именно самообразовательную, исследовательскую, методологическую, организационную, прогностическую. Все виды компетенций можно отнести к общекультурным компетенциям. Применительно к школьному образованию под ключевыми компетенциями понимается готовность учащихся самостоятельно действовать в ситуациях неопределенности при решении актуальных для них задач.При изучении биологии предметные компетенции можно рассматривать как реализацию ключевых компетенций. Так, учащихся для их качественной подготовки важно научить поиску биологической информации: в тексте учебника находить отличительные систематические признаки, в биологических словарях, справочниках, энциклопедиях, электронных данных — значения биологических терминов и материал о разных живых организмах. При обучении биологии нельзя обойтись без формирования умений общаться — слушать собеседника, анализировать сказанное другими, аргументировать свою позицию, обмениваться информацией, формулировать выводы в разных формах. Как правило, общение и совместная учебная деятельность более эффективно могут быть организованы при объединении учащихся в пары, звенья и группы. Групповой характер обучения способствует оптимизации процесса усвоения биологического содержания.Смысл проектирования обучения биологии с ориентацией на компетенции в обобщенном виде можно выразить в следующих суждениях: 1) формулируются задачи темы раздела школьной биологии в виде ожидаемых результатов (компетенций) как способов деятельности обучаемых на основе анализа содержания определенного варианта программы, соответствующего учебника, методических пособий; 2) выражаются компетенции и отбирается соответствующий учебный материал по отношению к конкретной теме урока; 3) определяются интеллектуальные и практические способы действия учащихся с учетом отобранного учебного материала к уроку; 4) определяются оптимальные педагогические средства формирования компетенций; предпочтение при этом отдается формам, методам и средствам, ориентированным на выполнение учащимися интеллектуальных и практических действий, анализу ситуаций и принятию решений, проектированию, моделированию, стимулированию речевой деятельности, работе в группах и самостоятельной работе; 5) организуется и проводится рефлексия деятельности учащихся на уроке по усвоению определенных компетенций.
62.Содержание школьного биологического образования Биология занимает одно из ведущих мест в системе школьного образования как важное средство формирования биологических знаний в прикладных направлениях развития общества и духовно-мировоззренческой сфере людей. В соответствии с этим преподавание биологии в общеобразовательных учреждениях должно быть направлено на овладение учащимися как умениями и практическими навыками, необходимыми для подготовки к жизни и продолжению образования, так и на овладение системой знаний о живой природе. Биологическое образование занимает особое место в системе естественно-научных дисциплин. Именно оно призвано формировать у подрастающих поколений понимание жизни как величайшей ценности – основу гуманистического мировоззрения. Изучение биологии способствует осознанию того, что сохранность биосферы – непременное условие не только существования, но и развития человечества. Биологическое образование играет важную роль в решении основной задачи школы – обучения и воспитания учащегося. Оно способствует развитию нравственного, психического и физического здоровья человека. При изучении биологии закладываются основы экологической культуры, формируется экологический стиль мышления, обеспечивается понимание научных принципов хозяйственной деятельности человека. Высокая степень дифференциации биологических наук и её прикладных отраслей обусловливает традиционную методику проектирования учебного предмета «Биология» на основе приоритетных научных знаний (теорий, понятий, фактов и методов) биологической науки с учетом знаний и умений необходимых в жизни обычного человека. В связи с переходом школ Республики Беларусь к одноуровневому (базовому) изучению учебных предметов предлагаемая схема построения содержания биологического образования является единой для всех общеобразовательных учреждений. В то же время, ученики должны иметь возможность углубления своих знаний по данной дисциплине, что достигается системой факультативных занятий. Для II ступени общего среднего образования (6–9 классы) приоритетной установкой, диктующей принципы структурирования и содержания учебного материала, является идея культуросообразности школьного образования: выпускник базовой школы должен получить те знания, которыми он будет пользоваться в жизни независимо от выбранной профессии. Вместе с тем данная установка не только не отрицает задач овладения учащимися определённой системой знаний о живой природе, но и просто невыполнима без их решения. Элементарные представления о живом, необходимые для изучения учебного предмета «Биология» в 7–11 классах, введены в пропедевтическом курсе 6 класса. При этом содержание этого курса соответствует следующим требованиям: - включает только представления и абстрактные понятия; - содержит элементарные знания по разделам, которые изучаются в средней школе; формирует общие представления об окружающем мире, его явлениях, в том числе феномене жизни, её разнообразии. Отбор содержания биологического образования на этой ступени должен базироваться на следующих концептуальных постулатах: Содержательными линиями учебного предмета «Биология» являются: - живой организм; - многообразие и эволюция живой природы; - биологические знания в жизни человека. В соответствии с единым типовым учебным планом, обучение биологии в общеобразовательных учреждениях осуществляется на II ступени общего среднего образования (6–9 классы), III ступени общего среднего образования (10–11 классы) в 11-летней общеобразовательной школе, а также на уровнях профессионально-технического и среднего специального образования. 63.Структура школьного биологического образования Цели учебного предмета «Биология» определяют содержаниеи структурушкольного биологического образования, которое осуществляется при изучении систематических курсов: I. Биология (Введение в биологию) – 6 класс; II. Биология (Бактерии. Протисты. Грибы. Лишайники. Растения) – 7 класс; III. Биология (Животные) – 8 класс; IV. Биология (Человек и его здоровье) – 9 класс; V. Биология (Общая биология) – 10, 11 классы. В учебно-методический комплекс в качестве основных средств обучения входят: учебные программы, учебные пособия, учебники, сборники задач, дидактические материалы, рабочие тетради, сборники контрольных (проверочных) работ, учебно-методические пособия для учителей, таблицы. Могут также использоваться дополнительные пособия, компьютерные программные продукты и др. Сочетание названных средств должно содействовать повышению эффективности обучения учащихся. При разработке теоретического содержания учебных пособий, учебников по биологии необходимо обеспечить сочетание доступности и системности предъявления содержания учебного материала с его научностью. Научные понятия, вводимые в курс биологии, должны быть адаптированными с учётом возрастных особенностей учащихся. В учебниках необходимо сочетать исторический и логический подходы изложения учебного материала. Система дидактических материалов должна включать самостоятельные и контрольные работы, тестовые задания и системы тестов с целью повышения эффективности индивидуальной работы, объективности текущего, промежуточного и итогового контроля. В процессе обучения учащихся биологии целесообразно использовать электронные средства, которые могут включать наборы мультимедийных ресурсов, интерактивные компьютерные модели, электронные энциклопедии и справочники, электронные тренажёры и др. Они повысят степень наглядности, будут способствовать конкретизации изучаемых понятий, наиболее полно ответят научным и культурным интересам и запросам учащихся, будут создавать эмоциональное отношение обучаемых к учебной информации. Учебно-методическое обеспечение курса биологии должно давать возможность осуществления самообразования учащегося и использования разных методических систем и образовательных технологий. 64.Формирование системы биологич.понятий. Цель обучения-дать осознанные систем-ие и прочн.знания уч-ся. Знание состоит из понятий.биология как предмет яв-ся системой понятий, развивающ-ся в логич. последовательности и находящихся взаимозвязно. Основные понятия школьн.биологии:морфологические,анатомические,физиологические,цитологические.эмбриологические.генетические,агрономические,гигиенические,медицинские. Могут быть простые,сложные,специальные,общебиологические,каждое понятие постепенно развивается и усложняется. Спец.понятия- развиваются в пределах одного курса (в ботанике фотосинтез,морфологиякорня.листа; зоология: морфология животных. Спец.понятия можно обьединить в группы понятий-о предметах(отдельных раст-ий и животных и их органах),о явлениях(физиологич.процессы),о взаимоотношениях(строении и функции).Общебиологические понятия о биологических закон-ях,относящихся ко всей природе.ковсемжив.организмам и обобщающих спец.понятия отдельных биолог-их курсов9клетка-единица жизни).Учитель должен выделить основн.понятия в каждом курсе,в учебном предмете и непристанно держать их в поле своего зрения(методического),возвращаясь к ним на разном мат-ле и в различных связях.Уч-ся овладевают понятиями не сразу:на образование им нужно время,в этом процессе не может быть искусственного убыстрения,т.к.оно неизбежно приводит к формализму.Вывести понятие из фактов значительно дольше,труднее.чем сообщить его и позаботиться о том.чтобы учащиеся запомнили фориулировку. «готовые» понятия без труда запоминаются,но так же легко забываются.Развитие понятий имеет особое образовательное и воспитательное значение.Учителю необходимо знать,как происходит движение понятий из темы в тему,из курса в курс.Для развития понятий используется натуральная наглядность,различные виды изобразительной наглядности(таблицы,схемы,кино.рисунки,мультимедия)Теория развития понятий(1956 Верзликин,Карсунская)Положения:1.Биология как учебн.предмет представляет собой сис-мунаучн.понятий о существ.прин-ах и свойствах,предметах и явлениях жив.природы.2.В понятиях выражается содержание предмета биология.3.В проц-се обучения научн.понятия развиваются постепенно,обогащаясь новыми содержанием и V.4.Понятия играют вед.роль в процессе разв-ия мышления и восприятия учащ-ся.5.Биолог.понятия классиф-ся-специальные, общебиол-ие,локальные.6.Сложные понятия форм-ся на основе межпред.связей и в проц.обобщения простых.7.При неприрыв. процессе формирования и развития понятий происх.их осознанное и преемственное усвоение.8.Понятие дол.быть усвоено уч-ся настолько,чтобы они могли свободно ими оперировать и на этой основе приобретать умения и навыки.Этапы формирования понятий:1.анализ учителем понятий.2.ознакомления уч-ся че-з опыт и наблюдение.3.синтез знаний о свойствах понятия.4.сравнение и сопаставление понятий для выделения различий и сходств.5.определение понятий.6.систематизация с указанными взаимосвязями.7.закрепление. Учитель ставит перед уч-ся в начале темы или в начале урока вопрос,проблему.Излагаяуч.мат-ал учитель устанавливает причины и следствия,связи м-у явлениями. Он отбирает из мат-ла главное,в анализ и синтез включает уч-ся.Болшую роль в развитии понятий играет установление межпред.связей в изложении мат-ла,в беседе и при ответах уч-ся. УЧ-ся нужно систематически приучать применять свои знания в другом предмете(постановкой соотв.?) 65.экологическое образование школьников.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 676; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.248.17 (0.008 с.) |