Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эмоционально-ценностные отношения к объектам живой природы в школьной биологии

Поиск
Отношения Характеристика отношений
Эстетические Потребность в восприятии красоты живых объек­тов — грибов, растений, животных, их сообществ, ландшафтов и пейзажей (звуки, краски, изящество движений, пропорциональность, совершенство форм и др.), организма человека (гармоничность, развитость, идеальность); необходимость в улучше­нии состояния живой природы, отражение призна­ков ее красоты в произведениях литературы и ис­кусства; оценка первозданного и измененного со­стояний живой природы
Этические Потребность в сохранении и использовании объек­тов живой природы на нравственной основе — соблю­дение норм и правил, предписаний, связанных с добротой, милосердием, ответственностью, совестью, любовью, чуткостью, долгом и честью, оценка нрав­ственных и безнравственных поступков человека
Познавательные Потребность в изучении объектов живой природы, выяснении их роли в биосфере и значения в жиз­ни человека и общества — практического, экономи­ческого, рекреационного, технологического и др.; оценка универсального значения объектов живой природы
Патриотические Потребность в охране объектов живой природы как части большой и малой Родины; важность изучения истории отечественной биологической науки и ее достижений как фактора социального развития; сти­мулирование гражданской ответственности за состо­яние природы; значение совместных усилий людей в сохранении живого Земли; оценка значения жи­вой природы для поступательного развития россий­ского общества
Экономические Потребность в выяснении экономической эффек­тивности использования ресурсов живой природы для нормального функционирования общества, ре­шения социально-экологических проблем развития техники и технологий; достижение устойчивого со­стояния биосферы и общества, оценка экономи­ческих эффектов и издержек потребления продук­тов живой природы

В их основе лежат прежде всего потребности, возникшие в процессе общественного развития и связанные с отношениями. Это потребность в общении, потреб­ность в труде, потребность в познании, потребность в нравствен­ном поведении, потребность быть здоровым, потребность в вос­приятии прекрасного, потребность проявлять патриотизм и др.

 


66.Воспитание научного мировоззрения учащихся

Воспитание — целенаправленное и специально организован­ное влияние воспитателя на воспитанника. Это один из видов де­ятельности по образованию или преобразованию человека. Сущностью воспитания является «практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение сознания, отношения, психического состояния, знания, умения, способа деятельности или других сторон личности воспитуемого»1.Мировоззрение — это целостная система взглядов на окружающий мир, представляющая собой совокупность философских, научных, политических, экономических, правовых, этических, эстетических, биологических и других понятий о месте человека в природе и обществе, характере его отношений к окружающей среде и к самому себе. Мировоззрение включает в свою сферу также убеждения, идеалы, жизненную и научно-теоретическую ориентацию, систему взглядов и ценностей, определяющих направле­ние деятельности и отношение к окружающему миру, способы. Формирование мировоззрения — сложный процесс, осуществляющийся в течение всей жизни человека (особенно интенсивно в школьные годы, в период систематического овладения основа­ми наук и опытом общественной жизни). При этом становление мировоззрения определяется, в первую очередь, содержанием учебных дисциплин в школе.Роль биологии как одной из ведущих наук о природе в форми­ровании мировоззрения огромна, поэтому содержание школьно­го предмета, а также методы, формы и средства его изучения направлены на реализацию воспитания материалистического мировоззрения у учащихся.

Сложный состав знаний по курсу 6 класса — многообразие растений, органы цветковых растений и их функции, особенности жизнедеятельности — позволяет рассматривать организм как единое целое и в связи со средой; оценивать значение растений и всего многообразия растительного мира в природе, способность его к развитию.Изучение зоологии раскрывает перед учащимися многообразие животного мира в связи с условиями существования (начиная с простейших и кончая млекопитающими).Аналогичным образом материалы курса о человеке углубляют научные знания о свойствах живых организмов. Но в данном курсе школьники познают не только биологические свойства организма человека, но и социальные его особенности.Развитию мировоззрения в курсе биологии способствуют также обширный фактический материал о многообразии жизненных форм, общебиологические закономерности, их причинно-следственные связи

 

 


 

Методы организации в осуществленииучебно-познавательской деятельности.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности ориентированы на усвоение содержания важ­нейших понятий школьной биологии. С их помощью обеспечи­вается процесс опосредствования личностью содержания обуче­ния биологии как учебному предмету. Эта группа также призвана обеспечить развитие мышления, которое предполагает овладение аналитико-синтетической деятельностью, многообразием мысли­тельных операций, основными логическими способами разверты­вания содержания материала. Для достижения качества биологической подготовки учащихся важное значение имеет выбор методов обучения. Он не может быть случайным и произвольным. Разумеется, учитель будет при этом руководствоваться общими целями обучения, воспитания и развития учащихся в школе, а также конкретными задачами уро­ка. Вместе с тем важно учитывать и другие критерии методов — содержание учебного материала, возраст учащихся, наличие не­обходимых средств обучения, уровень мотивации и количества учащихся в классе, а также профессиональное мастерство учителя.

Содержание Виды работ Приоритетные методы
Морфологиче­ское Выяснение особенностей внешнего строения животных, их органов и систем органов — формы, размеры, покровы, окраска, по­верхность, отделы и части Практические — распозна­вание и определение особенностей внешнего вида; словесные — описание; логические — индукция; на­глядные — демонстрация натуральных и изобразительных средств
Анатомическое Выяснение особенностей внутреннего строения жи­вотных (полость тела, органов и систем органов), структура, элементарные единицы, характерные признаки и др. Практические — распознавание и определение особенностей внутреннего строения; словесные — описание, наглядные — демонстрация изобразительных средств (таблиц, моделей, мультимедиа); логические — индукция
Физиологиче­ское Выяснение особенностей процесса жизнедеятельности — роста, развития, размножения, обмена веществ, поведения Словесные — сообщаю­щая беседа; практические — наблюдение опыта или его результатов; гностические — причинное и функциональное объяснение; наглядное — демонстрация
    динамических пособий; логические — дедукция
Экологическое Выяснение особенностей взаимоотношений животных с окружающей средой, между собой, с растениями и другими группам и живых существ Словесные — рассказ; актуализирующая знания беседа; наглядные — де­монстрация натуральных и изобразительных средств; гностические — причинное объяснение; логические — индукция
Природоохра­нительное J Выяснение особенностей реализации государственных, общественных и инди­видуальных мер по защите животных и их сообществ от загрязнения, рациональному использованию, а также сбережению видового разнообразия на особо охраняемых участках Словесные — сообщаю­щая беседа, рассказ; гнос­тические — причинное и вероятностное объясне­ние; наглядное — демон­страция мультимедиа-средств (воздействие ан­тропогенных факторов на животных); логиче­ские — дедукция



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 732; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.3 (0.008 с.)