Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные отличия социального и биологического развития

Поиск

 

Характерные черты
развития общества биологического развития
способом существования общества является производство материальных благ живая природа существует благодаря биологическому обмену веществ
прогресс человечества идет на основе совершенствования материального производства развитие живых организмов идет на основе совершенствования их естественных органов
законы общества реализуются через сознательную деятельность людей законы природы реализуются стихийно

 

Природе и обществу свойственны общие диалектические законы развития. Однако законы природы и законы общества действуют в разных сферах и условиях и отличаются между собой. Необходимо указать на следующие главные отличия.

1. Природа существует вечно, она не имеет начала и ей не будет конца. Поэтому среди законов природы имеются некоторые вечно действующие законы. Например, закон сохранения и превращения энергии. Законы же общества являются историческими и возникли вместе с ним.

2. Законы природы долговременны. Например, законы развития растительного и животного мира (закон естественного отбора, закон наследственности и др., которые начинают действовать с возникновением живой природы). Законы развития общества гораздо более кратковременны. Общество возникло позже природы. Вместе с возникновением общества начинают действовать и законы его развития. Например, закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил.

3. В обществе развитие происходит гораздо более быстро, чем в природе. Один строй сменяется другим, а вместе с этим меняются и многие общественные законы. Общественные законы – это законы наиболее сложной формы движения материи, обусловливающие прогрессивный характер общественного развития.

Таким образом, к вопросу взаимодействия законов природы и общества следует подходить диалектически: с одной стороны, рассматривать их в единстве, с другой – в противоположности. Историю можно рассматривать с двух сторон, ее можно разделить на историю природы и историю людей. Однако обе эти стороны неразрывно связаны: до тех пор, пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обуславливают друг друга.

Обычно говорят, что развитие общества происходит в природной среде, под которой понимается та часть природы (земная кора, атмосфера, вода, почвенный покров, растительный и животный мир), которая на данном историческом этапе так или иначе вовлечена в процесс активной общественной жизни и которая является необходимой для развития каждого общества и, конечно, влияет на его развитие.

Отсюда встает вопрос: какова роль природной среды в развитии общества? Не является ли природная среда той главной силой, которая определяет качество общества, характер общественного строя людей, переход от одного строя к другому?

Природная среда, бесспорно, является одним из постоянных и необходимых условий развития общества и она, конечно, влияет на развитие общества, – она ускоряет или замедляет ход развития общества. Но ее влияние не является определяющим влиянием, т.к. изменения общества происходят несравненно быстрее, чем изменения и развитие природной среды. Для сколько-нибудь серьезных изменений природной среды требуются миллионы лет, тогда как для серьезных изменений общественного строя достаточно несколько тысячелетий. Из этого следует, что природная среда не может служить главной, определяющей причиной общественного развития, ибо то, что остается почти неизменным в продолжение десятков тысяч лет, не может служить главной причиной развития того, что переживает коренные изменения в продолжении сотен лет. Не природа, а материальное производство есть постоянная основа возникновения, существования и закономерного прогрессивного развития человеческого общества.

Значит ли это, что с возникновением общества природа вообще перестает оказывать на развитие общества, какое бы то ни было воздействие? Природные условия играют в материальной жизни общества, во-первых, роль естественного богатства средствами существования (плодородные почвы, обилие рыбы в водах, дичь, злаковые растения и т.д.), во-вторых, роль естественного богатства средствами труда (энергия воды, полезные ископаемые и т.д.). Первый вид имеет решающее значение на низших ступенях общественного развития, второй – на более высоких.

Естественно, природная среда оказывает влияние:

1) на размещение промышленности (ландшафт местности, наличие полезных ископаемых, климатические условия, которыми обусловлены физико-технические параметры оборудования с уклоном в «северный» или «южный» вариант, наличие вод);

2) на производительность труда. При прочих равных условиях производительность труда выше там, где естественные комплексы более благоприятны для жизни и труда человека, где залежи полезных ископаемых более удобны для разработки, где лучше естественные средства сообщения. Рациональное размещение производительных сил всегда было и будет важным фактором развития производства, повышения производительности труда;

3) на характер жилища, одежды, быта и здоровья человека.

Воздействие общества на природную среду определяется характером общественного строя, и в первую очередь уровнем развития способа материального производства, достижениями науки и техники. Законы общественного развития определяют цели и характер воздействия на природу. Не характер естественной среды определяет характер социальной среды, а наоборот, характер социальной среды определяет характер естественной среды, вовлекаемой в сферу трудовой деятельности человека и соответственно оказывающей влияние на жизнь общества. Во взаимодействии общества с природой активной стороной всегда выступает человек. Из этого следует вывод о том, что степень господства человека над природой зависит не только от уровня развития производительных аил, но и от соответствующих общественных отношений, которые обуславливают силу и степень воздействия человека на природу. При этом совокупность природных факторов, влияние на исторический процесс, изменяется с прогрессом общества.

Таким образом, можно сделать вывод, что связи и взаимодействия общества и природы весьма многослойны, довольно сложны, противоречивы. Природный материал не просто «втягивается» в предметную деятельность и получает в ней функциональный характер, но и еще обособляется, образуя квазиестественные связи и состояния. Все это свидетельствует о том, что человек живет в определенной социально-природной среде, которая все время расширяясь, постепенно выходит за пределы нашей планеты.

Биосфера (bios – «жизнь») земная оболочка, охваченная жизнью и обладающая в связи с этим своеобразной геологической и физико-химической организацией. В. И. Вернадский рассматривал возникновение жизни на Земле и связанное с ним образование биосферы не как появление отдельных зародышей в отдельных изолированных точках, а как мощный единый процесс образования «монолита» жизни, охватывающий всю область планеты, где имелись соответствующие условия. С появлением общества, развитием науки и техники биосфера постепенно, по В.И.Вернадскому, переходит в ноосферу.

Ноосфера (nоо – «разум» и «область») – область планеты, охваченная разумной человеческой деятельностью. Согласно Вернадскому, с появлением и развитием человеческого общества биосфера закономерно переходит в ноосферу, поскольку, овладевая законами природы и развивая технику, человечество все более преобразует природу соответственно своим потребностям. Ноосфера имеет тенденцию к непрерывному расширению за счет выхода человека в космос. Понимание В.И. Вернадским ноосферы глубоко диалектично – она есть не только природное, не только социальное явление, а представляет собой синтез природного и социального, истории природы и истории общества. Современная научно-техническая революция колоссально увеличивает масштабы воздействия общества на природу и ставит перед человечеством много новых, острых экологических проблем.

Во-первых, развертывание научно-технической революции, стремительный рост и глубокие качественные изменения в технике, значительный рост численности населения, возрастающая урбанизация в корне изменили характер человеческого воздействия на природу, сделав его не только соизмеримым с действием стихийных природных сил, но в некоторых случаях и превосходящих их.

Во-вторых, проблема взаимодействия общества и природы оказалась связанной с вопросом об исчерпывающихся энергетических и сырьевых ресурсах, о загрязнении природной среды, способных существенно нарушить ход естественных процессов в биосфере и нанести ущерб здоровью человека. В течение года человечество добывает 100 млрд. т. руды, рассеивает 400 млн. т. удобрений и 4 млн. т. ядохимикатов, производит 60 млн.т. синтетических материалов, неизвестных природе. Человечество использует 70% прироста основных промысловых рыб, около 50% леса, 70% всех почв, пригодных для сельского хозяйства. Согласно оценкам некоторых экспертов, к середине XXI века будут израсходованы все доступные для разработки ресурсы металлов.

В-третьих, пренебрежение последствиями стихийного воздействия на природу наносит реальный вред экономике, здоровью людей, условиям их существования. Перед наукой стоит задача изучения и прогнозирования отдельных результатов воздействия человека на природу, разработки и осуществления радикальных мер по нейтрализации отрицательных последствий этого взаимодействия. Практическое отношение человека к природе должно основываться на знании и использовании ее объективных законов.

В-четвертых, усложнение глобальной экологической проблемы привлекло внимание широкой общественности, ученых, правительств, международных организаций. Сегодня существуют реальные возможности продвинуться вперед в решении глобальных проблем путем международного сотрудничества. В современных условиях все более насущной становится международная кооперация, совместные научные исследования, согласованные меры по охране природы.

Итак, природная среда является одним из необходимых постоянных условий существования человеческого общества и оказывает определенное воздействие на его развитие. Природная среда может ускорить или замедлить развитие общества, но не является той силой, которая определяет его возникновение и развитие.

Кроме постоянного взаимодействия с природой необходимым условием функционирования и развития общества является народонаселение, т.е. непрерывно воспроизводящаяся совокупность людей, живущих в определенных странах и на земном шаре в целом.

В философско-социологическом плане народонаселение, его рост, плотность, расселение рассматриваются как один из необходимых материальных условий жизни общества.

Социальная философия разрабатывает теоретико-методологические проблемы исследования народонаселения в его взаимосвязи с развитием материального производства и всего общества, изучает данную проблему исходя из того, что народонаселение есть важнейший и необходимый фактор всех социальных систем, объективная предпосылка и субъект исторического процесса.

Разумеется, динамика народонаселения существенно оказывает (замедляет или облегчает) влияние на развитие материального производства и всего общества, причем важнейшее значение имеет изменение не только количества, но и качества народонаселения – его профессионального состава, уровня образования и т.д. Для развития материального производства необходимо наличие соответствия между потребностями экономики в трудовых ресурсах. Нарушение этого соответствия, несбалансированность потребностей населения в товарах и услугах и возможностей их удовлетворения – причина противоречий в развитии народонаселения и источник социальных проблем. Конкретные темпы роста народонаселения зависят от исторических условий.

В чем состоит главная сила в системе условий материальной жизни общества, которая определяет характер общественного строя, перехода одной стадии развития к другой? Такой силой выступает способ добывания средств к жизни, необходимых для существования людей, способ производства материальных благ. Воспроизводство населения не является чисто биологическим процессом. В решающей степени оно определяется социально-экономическим строем.

Изменения в народонаселении, отражающие ход социального прогресса, оказывают значительное воздействие на состояние экономики, развитие производительных сил общества, на темпы и пропорции всею общественного развития.

Проблема народонаселения не сводится только к ограничению общей численности людей на планете. Поскольку общество взаимодействует с природой, постольку вопросы демографии представляют собой часть глобальной экологической проблематики и должны решаться в общем контексте. Безусловно, существенным для судеб общества, а также его взаимоотношения с природой является не просто факт наличия населения, а поддержание его на оптимальном уровне. Но даже если предположить, что численность населения достигла оптимальной величины и стабилизировалась на данном уровне, то этот факт еще не несет в себе решение общей экологической проблемы. Ведь такой немаловажный фактор, как загрязнение окружающей среды, почти вовсе не зависит от темпов роста населения, а скорее, от темпов роста промышленного производства, уровня развития науки и техники и характера их использования в деле освоения природы.

Итак, естественные условия жизни общества – природная среда и народонаселение – составляют существенный фактор исторического развития любого общества.

В быстром росте населения, в увеличении его численности и плотности некоторые ученые видят источник общественных бедствий. Современная демографическая ситуация чрезвычайно многообразна. В одних странах она определяется ускорением роста населения, в других, напротив, его замедлением. Однако в глобальном аспекте, рассматривая динамику населения планеты в целом, можно выделить ряд особенностей:

Первая из них: тенденция ускорения роста количества жителей планеты. Численность населения планеты достигла первого миллиарда за период от возникновения человеческого рода до 20-х годов XIX века; второго миллиарда – за следующие 110 лет; третьего – за 30 лет.

Другая характерная черта современной демографической ситуации – неравномерность роста населения в разных странах и регионах. При общем увеличении население мира за первые две трети XX века в 2 раза население Африки выросло почти в 3 раза, Латинской Америки – в 3,5 раза. Население Центральной Америки, Юго-Западной Азии и Северной Африки увеличивается на 2,8-3,2% в год. В Европе же и Северной Америке эти темпы, как правило, не превышают 1%1.

Что касается России, Украины, Беларуси, то население в ближайшие годы уменьшится на 60 млн. человек, поскольку на смену ста взрослым приходится 60 детей, т.е. у нас нет воспроизводства поколений. В странах Евросоюза мужчина живет на 13 лет, а женщина на 7 лет больше, чем в нашей республике.

Еще одна особенность: современный прирост населения зависит не от повышения рождаемости, а от снижения смертности.

Демографическая политика, таким образом, имеет не только экономический, но и социальный аспект. Эффективная занятость населения органически должна связываться с предоставлением всему трудоспособному населению возможности работать в желаемой сфере деятельности в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей.

Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

- единство природы и общества заключается не только в их материальности, но и в том, что человек, как и другие виды животных, путем длительной эволюции вышел из природы. Важнейшим фактором формирования человека является труд. В истории развития труда был найден «ключ к пониманию всей истории общества»;

- вместе с формированием человека формировалось и человеческое общество, но развивается оно по своим специфическим общественным законам;

- природная среда, темпы роста народонаселения имеют определенное значение для развития общества, но определяющую роль в историческом процессе играет способ производства Характер взаимодействия природы и общества является конкретно-историческим, он зависит прежде всего от господствующих в данном обществе производственных отношений;

- природа является н источником развития человеческого общества. Чем больше будут развиваться техника, наука, производство в целом, тем больше возможностей будет иметь человечество. Можно разрешить проблему обеспечения все возрастающего населения земного шара только объединенными усилиями мирового сообщества.

Сегодня проблема взаимоотношений «человек-природа» вышла на первый план. Суть кризиса состоит в том, что человеческая деятельность, неся в себе противоречия, связанные со сложившимися формами общественного бытия, вступила в противоречия с самой природой, законами ее функционирования, что создало угрозу существования человеческого рода. Путь выхода из этого кризиса состоит, на наш взгляд, в поиске иной культуры общечеловеческих отношений, экономики, политики, нравственности.

Глобальность экологических проблем все ярче выявляет взаимозависимость знаний и оценок, науки и искусства, производства и нравственности, стран и народов, природы и общества. Задача, стоящая перед человечеством – найти творческий ответ на экологический кризис.

Современная экологическая ситуация порождает потребность в экологической деятельности в охране, возобновлении природных объектов, экологизации производства. Становится невозможным удовлетворение потребности человека в чистом воздухе, воде и т.д. естественным биологическим путем, что вызывает необходимость затрачивать на это все большие трудовые усилия. Тем самым природа осознается как ценность и включается в культуру. Так в культуре появляется новый элемент – экологическая культура.

Основу экологической культуры должны составить не просто биологические, а социально-экологические ценности. «Благоговение перед бесконечностью жизни, – писал А. Швейцер, – это снятие отчуждения, это сопереживание и сострадание... это – начало и основание всякой нравственности... Мы нравственны, если мы преодолеваем себялюбие и не смотрим на другие творения как на нечто чуждое нам...[15].

Необходимо преодолеть существующую практику обособленного рассмотрения законов природы и общества. Особенность экологического образования – целостность, междисциплинариость, интеграция.

В 60-е годы XX в. Б. Коммонер предельно кратко сформулировал «четыре закона экологии», которые следует знать и учитывать в своей деятельности каждому: 1) все взаимосвязано; 2) все должно куда-нибудь деваться; 3) все что-нибудь да стоит; 4) природа знает лучше. Экологическая культура личности рассматривается как синтез знаний, убежденности и практических экологических действий. Экологическая культура, как и культура вообще, прежде всего включает определенный уровень образования, то есть накопленные знания, сведения, представления, понимание экологических проблем, их причин. Однако культура, в том числе и культура экологическая, не сводится только к этому. Необходимо еще сформировать умение применять полученные знания на практике – в быту и трудовой деятельности, проявляя при этом сознательность, хозяйственность, организованность, дисциплинированность, бережливость. Экологическая культура личности может соответствовать экологической культуре общества, обгонять ее или отставать.

Экологическое мышление как интеллектуальное свойство, способность человека отражать, осмысливать экологические явления, познавать их сущность, усваивать и соотносить экологические понятия, категории, теории, требования экологических законов с реальностью и соответствующим образом строить свою экологическую деятельность.

Экологическое образование и воспитание, экологическая деятельность, совершенствование законодательства должны быть постоянными и меняться также быстро, как сама экологическая ситуация, отношения общества, человека, природы. Большое значение в формировании экологического сознания и экологической культуры имеет искусство. Искусство – средство гармонизации психофизиологических процессов человека, способ уравновешивания человека с окружающим миром.

Экологическая культура общества – это совокупность достижений в области освоения природы, умение использовать достижения для гармоничного развития общества, это исторически достигнутый уровень взаимоотношений общества с природой. Экологическая культура личности – утверждение в сознании и деятельности людей принципов гуманистически-экологического природопользования, мера освоения существующей экологической культуры. Она проявляется в ответственности поведения и отношения к природе как всеобщего условия и основы материального производства, естественной среды жизни. Человек, который владеет экологической культурой, может принимать практические решения и действовать без вреда для окружающей среды, не подрывая природу как предпосылку общественного производства. Отсюда ясно, что экологическая культура связана с мировоззрением, идейно-политическими, морально-эстетическими устремлениями личности.

ТЕМА 14. ФИЛОСОФИЯ СОЗНАНИЯ

 

В истории мировой философии существует две исторически сложившиеся и прямо противоположные концепции сознания – материалистическая и идеалистическая. Материалисты считают сознание естественным свойством материи, появившимся на определенной ступени ее развития. Идеалисты, напротив, продолжая традиции, идущие от религиозно-мифологического миропонимания, утверждают, что сознание (дух, мышление, психическое) есть особая, чуждая материи духовная субстанция.

Представители объективного идеализма (Платон, Фома Аквинский, Гегель и др.) трактуют сознание, дух как вечное первоначало, которое лежит в основе всего существующего. Эта исходная предпосылка объективного идеализма фактически снимает вопрос о происхождении и сущности сознания.

Представители субъективного идеализма (Дж. Беркли Д. Юм, Э. Мах, Р. Авенариус и др.), в отличие от объективных идеалистов, отрицают существование какой-либо реальности вне сознания субъекта. Вещи по Беркли, будучи комбинациями идей, ощущений, не существует вне сознания, вне восприятия. Последовательное развитие такой точки зрения приводит к солипсизму(от лат. – единственный, сам), то есть к выводу о том, что реален только мыслящий субъект, а все остальное существует лишь в сознании индивида. Стремясь избежать солипсизма, многие субъективные идеалисты допускают логическую непоследовательность и переходят на позиции объективного идеализма. Так, Беркли признавал существование бога, который якобы и определяет в конечном итоге все наши ощущения. Позиция субъективного идеализма абсолютизирует ощущения человека, отрывает чувственные образы от их материального источника и тем самым вступает в непримиримое противоречие с наукой и общественной практикой.

Особое место в истории философии занимает дуалистический подход к проблеме сознания, классическим представителем которой был Р. Декарт. Дуализм признает существование двух субстанций: материальной и духовной. Рассматривая душу и тело как не зависящие друг от друга начала, дуалисты заходят в тупик при попытках объяснения взаимосвязи психических и физиологических процессов в организме.

Б. Спиноза подверг критике декартовский дуализм, показал его несостоятельность. Он развил оригинальное материалистическое и атеистическое учение о мире, исходя из признания единого материального начала – материальной субстанции как основы всего существующего, считая мышление неотъемлемым свойством субстанции. Однако, развивая материалистическое учение о сознании, Спиноза опирался на традиции пантеизма; в его философской системе понятие «бог» отождествлялось с понятием природа. Он считал, что в принципе одушевлены все вещи, хотя и в различной степени.

Упрощенно трактовали сознание вульгарные материалисты (в частности, немецкие философы XIX в. Бюхнер, Фогт и Молешотт). Согласно их взглядам, сознание есть сугубо материальный процесс; мозг выделяет мысль, как печень желчь. Игнорируя социальную природу сознания, они утверждали, что содержание сознания определяется, прежде всего, химическим составом продуктов питания индивидов.

Общим недостатком всего домарксового материализма в трактовке сознания было то, что он не сумел применить диалектику к процессу возникновения и развития сознания, не видел социальной природы сознания: из-за присущей ему созерцательности он не смог правильно объяснить принцип творческой активности сознания, выявить его связь с практикой.

Сознание возникает на определенном этапе развития материи. Основные трудности проблемы возникновения сознания связаны с пониманием того, как из материи неощущающей возникает материя ощущающая, мыслящая.

Отражение в неживой природе – только предпосылка возникновения сознания. Отражение в его простейшем виде есть особая функция взаимодействующих материальных тел, каждое из которых представляет собой некоторую систему, обладающую элементами и структурой. Отражение есть способность материальных объектов (систем) воспроизводить в изменениях своих свойств, состояний, структуры особенности воздействующих объектов.

Информация – это сведение о чем-либо, отображение одного предмета или процесса в другом. Так, например, информацию несут речь, письменность, солнечный свет, складки горного хребта, шум водопада, шелест листвы, вид хищника и т.д.

Историческое развитие форм отражения неотделимо от общего процесса в организации материи. Чем выше организована материальная система, тем выше развита и ее способность отражения. В неорганической природе отражение проявляется в совокупности физико-химических изменений, адекватных внешним для воспринимающей системы воздействиям.

Движущаяся материя на определенном этапе своего развития порождает жизнь. В результате перехода к биологической форме движения материи возникает новая форма отражения – раздражимость, активная реакция организма на внешние воздействия и условия окружающей среды. Растение активно реагирует лишь на факторы Среды, которые имеют для него непосредственное биологическое значение (например, движение головки подсолнуха вслед за солнцем).

С появлением животных возникает поведенческая деятельность.Постоянное перемещение животного в пространстве в поисках пищи требует более тонкого приспособления к среде, что обусловливает возникновение и развитие психического отражения. В отличие от раздражимости психическое отражение предполагает появление ощущений. Простейшие животные целесообразно реагируют на раздражитель, приближаясь или удаляясь от него. На более высокой ступени развития животное, воспринимая сигналы, способно осуществлять серию сложных действий. Это инстинктивное поведение- цепь связанных между собой безусловных рефлексов, присущих представителям данного вида животных. Особое значение для понимания поведения животных имеют закономерности условно-рефлекторной деятельности, открытые И. П. Павловым. На базе условно-рефлекторной деятельности у животных развивается способность восприятия, посредством которого отражаются уже не отдельные свойства, а их комплексы, целостность предметов. Высшую форму отражения на уровне животных составляет восприятие сравнительно сложных отношений между предметами внешнего мира, что свидетельствует о появлении у них элементарного мышления. Например, обезьяна может достать плод, воспользовавшись палкой, подставкой и т.д. Интеллект высокоорганизованных животных – важная предпосылка человеческого мышления. Таким образом, можно выделить следующие формы отражения; элементарное отражение, присущее всем материальным объектам; раздражимость как свойство живых систем; психическое отражение, отчетливо связанное в своем развитии с усложнением нервной системы, головного мозга. Высшей формой отражения является сознание человека и представляет собой высший уровень развития информационной функции мозга.

Сознание не существует вне деятельности головного мозга. Сознание есть функция мозга, но явления сознания вместе с тем идеальны. Идеальность сознания выражается в том, что составляющие его образы не обладают ни свойствами отражаемых в нем предметов действительности, ни свойствами нервных физиологических процессов, благодаря которым эти образы возникли. В них не существует ни грана вещества, характерного для окружающей действительности и для мозга. Они лишены веса, пространственных характеристик и других физических свойств. Возникает вопрос: как связать мышление, идеальную мысль с материальными мозговыми процессами? Именно этот вопрос находится в центре оживленных дискуссий философов и психологов.

Явления сознания – наши чувственные образы, мысли, идеи – представляют собой информацию об объектах материального мира. Восприятие дерева есть субъективный образ внешнего предмета, и, значит, определенная информация о нем. Таким образом, связь между явлением сознания (субъективным образом) и мозговым процессом есть связь между информацией и ее носителем. Это особый тип связи, существенно отличающийся от обычной физической зависимости между явлениями. Он может быть назван кодовой связью, поскольку информация всегда воплощена в своем материальном носителе, а материальный носитель данной информации всегда является ее определенным кодом. Эта способность иметь информацию как бы в чистом виде и возможность оперировать ею есть то, что мы называем идеальным. Но идеальное существует только как свойство материального. Субъективный образ существует в качестве информации и только будучи воплощенным в своем мозговом нейродинамическом носителе. В последние десятилетия достигнуты значительные успехи в исследовании головного мозга. Среди них нужно отметить открытие мозговых структур, раздражение которых вызывает определенные эмоциональные состояния. Хорошо изучены процессы кодирования в нервной системе простейших ощущений животных и человека.

Итак, сознание является общественно-историческим продуктом. Оно возникает вместе с человеческим обществом в процессе становления и развития трудовой деятельности и языка и формируется только в условиях социальной среды, необходимости постоянного общения индивидов между собой.

Источниками сознания являются:

1. внешний предметный и духовный мир, который отражается в виде конкретно-чувственных и понятийных образов;

2. социокультурная среда, общие понятия, этические, эстетические установки, социальные идеи, знания: здесь и средства, способы, формы познавательной деятельности;

3. весь духовный мир индивида, опыт его жизни и переживаний в отсутствии непосредственных внешних воздействий человек способен переосмыслить свое прошлое и конструировать свое будущее и т.п.;

4. мозг как макроструктурная природная система, состоящая из множества нейронов, их связей и обеспечивающая на клеточном уровне организации материи осуществление общих функций сознания.

При формировании актуального содержания сознания все выделенные источники сознания взаимосвязаны. При этом внешние источники преломляются через внутренний мир человека.

Мы приходим, таким образом, к общему выводу, что источником индивидуального сознания являются не сами по себе идеи (как у объективных идеалистов), и не сам по себе мозг (как у вульгарных материалистов). Источником сознания является реальность (объективная и субъективная), отражаемая человеком посредством высокоорганизованного материального субстрата – головного мозга и в системе надличностных форм общественного сознания. Итак, сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека. Сознание представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. Вместе с тем нельзя отождествлять понятия «психика» и «сознание», то есть считать, что все психические процессы у человека в каждый данный момент включаются в сознание. Ряд психических переживаний может находиться определенное время как бы «за порогом» сознания (подсознательное), впитав в себя исторический опыт знания и методы мышления, выработанные предшествующей историей.

Функции сознания:

1. познавательная;

2. оценочная;

3. целеполагающая;

4. регулятивная;

5. коммуникативная;

6. прогнозирующая.

Мышление и язык – неразрывно связанные между собой явления: первое – как высшая форма отражения действительности, а второе – как материальнаяформаосуществления мыслительной деятельности. Посредством языка мысли отдельных людей превращается из их личного достояния в общественное достояние, в духовное богатство всего общества.

Мышление – активный процесс отображения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т.п., связанный с решением тех или иных задач, с обобщением и способами опосредованного познания действительности.

Человек может выражать свои мысли многими способами (мимика, жесты, поступки, музыкальные звуки, рисунки и т.д.). Однако универсальным средством выражения мысли является язык. В языке человек фиксирует свою мысль и благодаря этому имеет возможность подвергать ее анализу как вне его лежащий объект. Он служит средством понимания не только чужих, но и своих собственных мыслей. Выражая свои мысли, человек тем самым отчетливее уясняет их сам.

Слово существенно для мышления и в силу того, что оно является материальной формой существования знания, что в нем откладываются, объективируются и через него актуализируются знания, посредством которых человек во все возрастающей мере осознает окружающую действительность и самого себя.

Посредством языка происходит переход от восприятия к понятиям, осуществляется формирование обобщенной мысли, протекает процесс оперирования понятиями.

Без обобщающей роли языка человек не мог бы приобрести способность обозревать бесконечное многообразие отдельных вещей окружающего мира. В языке есть только общее. Всякое слово (речь) уже обобщает. Чувства показывают единичное, мысль и слово – общее.

Таким образом, связь между мышлением и языком не механическая, а органическая: их нельзя отделить друг от друга, не разрушая того и другого. Не только язык не существует вне мышления, но и мысли, идеи не существуют, оторвано от языка.

Природа языка, так же как и мышления, отражательна, но в отличие от него опосредствована через знак. В понятие знака включаются два признака:

1) знаком является материальный, чувственно воспринимаемый предмет;

2) этот предмет указывает, обозначает заменяемый им условно предмет.

Если единицы мышления (понятия, суждения и т.п.) – это копии, идеальные образы предметов действительности, то единицы языка (слова, предложения и др.) – это более условные образы и модели предметов и явлений. Сами по себе они представляют собой единство значения (смыслового содержания) и звучания (материального выражения значения). Материальная сторона этого единства (звучание, письменное начертание) обозначает предмет и является собственно знаком, условно связанным с обозначаемым предметом, явлением.

В процессе познавательной деятельности язык используется обществом как средство передачи внеязыкового опыта,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 394; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.105.40 (0.02 с.)