Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции



 

Греческая античная философия сформировалась в VII–VI вв. до н.э. Своим характером и направленностью содержания, особенно методом философствования, она отличается от древних восточных философских систем и является, собственно, первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира, поскольку античная Греция – страна наиболее развитого классового общества с рабовладельческой демократией. В многообразных формах греческой философии имеются зародыши почти всех позднейших типов мировоззрения. Материализм в древней Греции возник и развивался в тесной связи с зачатками конкретных знаний о природе (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен и другие).

Древнегреческая философия по праву может считаться той теоретической базой, на которой выросла не только вся европейская философская мысль, но и европейская культура. Особенности западного теоретического мышления, которые привели в конечном счете к появлению такой формы общественного сознания, как современная наука, коренятся в основных положениях древнегреческой философии. В свою очередь древнегреческую философскую мысль невозможно понять, не проводя анализа тех социальных условий, в результате которых она возникла и развивалась. Историки древней Греции констатируют удивительный факт необычайного расцвета всех форм духовной и материальной культуры, которую пережила эта небольшая страна в VI–III вв. до н. э. В древней Греции сложился совершенно иной, по сравнению с древневосточной цивилизацией, тип социальных отношений, давший личности возможность во всей полноте проявить свою творческую индивидуальность.

Этой социальной организацией явился древнегреческий полис, представлявший из себя обычно небольшой город с прилегающими к нему сельскими окрестностями. Было создано новое социальное пространство с центром на городской площади, где граждане государства-полиса обсуждали все проблемы его социальной жизни. Быстрый слом архаических форм родового строя в условиях технического прогресса и экономического подъема привел не к подавлению отдельной личности гигантской государственной машиной, а к возникновению такого умонастроения отдельных членов этого полиса, согласно которому считалось, что только сам индивид является хозяином своей собственной судьбы.

Состязательная природа социальных отношений внутри полиса, желание доказать свое превосходство над соплеменниками в любых областях человеческой деятельности, будь то спортивные игры, политическая борьба или сферы познания природы и общества, формируют такую особенность древнегреческой философии как наличие различных философских школ и направлений, пытавшихся высказать свою собственную оригинальную точку зрения по всем проблемам познания. Это обусловило в древнегреческой мысли приоритет новаций над традициями (в отличие от китайской или индийской философии, где традиции были определяющим фактором). Но для того, чтобы принятая школой точка зрения получила преобладание в мировоззрении сограждан, необходима была апелляция не к традиционным системам верований (которые как раз и оспаривались), а прежде всего к разуму. Вот почему уже на ранних этапах развития, древнегреческая философия выделяется своим вниманием к логике доказательств и опровержений. Вот почему древнегреческая мысль была по своей сути теоретична, она искала и находила в изменяющемся бытии вещей умопостигаемые законы, определяющие это бытие. Именно для греков актуальными стали проблемы соотношения бытия и мышления, проблемы изменения этого бытия, приведение его к разумным основаниям.

Самым крупным достижением было в это время появление атомистического материализма, наиболее зрелой разновидности материалистической философии.

Атомистический материализм Левкиппа (550–440 гг. до н.э.) был развит Демокритом (ок. 460 – ок. 370 г.г, до н.э.). Он признавал первичность материи, вторичность сознания и познаваемость мира. Истинно сущим миром он считал вечную, безграничную и бесконечную объектную реальность, состоящую из атомов и пустоты.

Разрабатывая проблемы строения материи, Демокрит создал атомистическую картину мира. Материя, по Демокриту, – это вечно движущиеся в пустоте атомы. Атомы неделимы, неизменны, качественно однородны и отличаются друг от друга лишь внешними, количественными чертами: формой, величиной, а так же порядком и положением. Число атомов, как и их форм, бесконечно. Бесконечное множество атомов вечно в бесконечной пустоте; перемещаясь в разных направлениях, они иногда сталкиваются друг с другом, образуя вихри атомов. Так возникает бесконечное множество рождающихся и умирающих миров, которые не сотворены богом, а возникают и уничтожаются естественным путем, по необходимости. В основном же для Демокрита характерен отрыв пространства от материи, поскольку он изображает его как существующее наряду с материей самостоятельное начало и один из видов объективной реальности.

Обосновывая атомистическое строение всего сущего, Демокрит доказывал, что и душа – источник движения живых тел – также материальна и состоит из атомов. Он боролся против учения пифагорейцев о бессмертии души и доказывал, что гибель организма в результате распада атомов означает одновременно и смерть души, рассеивание составляющих душу атомов. Считая все в мире причинно обусловленным, необходимым, Демокрит не признавал случайности как объективного явления и утверждал, что ни в природе, ни в обществе ничего случайного быть не может. Демокрит, таким образом, не сумел решить вопроса о случайности и возвел в абсолют необходимость.

Демокрит первый из античных материалистов стал систематически исследовать проблемы гносеологии и логики, рассматривая их как составную часть философии. В основе теории познания Демокрита лежит теория истечения. Познание, по Демокриту, начинается с проникновения в органы чувств человека истекающих с поверхности вещей копий, мельчайших и тончайших образов этих вещей. Проникая в тело познающего человека, образы вещей соприкасаются с атомами души и вызывают у человека соответствующие ощущения вещей внешнего мира, а затем и мысли о них. Источником всех ощущений и знаний Демокрит признавал внешней мир, окружающую человека действительность. Он учил, что без проникновения в органы чувств соответствующих образов внешних вещей у человека не могут возникнуть ни ощущения, ни мысли. Говоря о познании Демокрит подразделял все существующее на два вида – на существующее «по истине» и на существующее «по общему мнению».

К существующему «по истине» он относил все, что существует абсолютно независимо от познающего человека, существующим «по общему мнению» он называл все то, что в той или иной мере зависит от испытывающих воздействия внешнего мира людей. В данном случае у Демокрита отчетливо проводится тенденция к разделению всего сущего на два вида качеств: объективные и субъективные. К объективным качествам он относил (для атомов): твердое, мягкое, разряженное, тяжелое, легкое; к субъективным: вкус, запах, тепло, холод, цвет, считая последние состояниями самих чувственных восприятий человека.

Деление Демокритом всех вещей и явлений на существующие «по общему мнению» и на существующие «по истине» лежит в основе его учения о двух родах сознания: «темное» и «светлое», и соответственно о роли чувств и мышления в познании. Таким образом, учение Демокрита о познании исторически ценно тем, что в нем с материалистических позиций поставлены и освещены важнейшие гносеологические вопросы.

 

Философия Платона

Платон (428/427–348/347 гг. до н.э.) – идеолог афинской рабовладельческой демократии. Выступил с многочисленными сочинениями, в которых теоретически обосновывал идеалистическое мировоззрение. Обобщая и развивая идеалистические воззрения своих предшественников (пифагорейцев), Платон вел систематическую борьбу с материалистической философией, особенно с учениями ее главных представителей – Гераклита и Демокрита.

Главным в философии Платона является то, что он впервые ставит вопрос о соотношении бытия и мышления, материального и идеального, отдавая приоритет идеям и заложив тем самым основ идеалистического мышления в философии. По Платону идеи «эйдосы» (вид, образец, мысль) прообразы всех вещей существуют независимо от человека, от самих этих вещей. Они первичны. Материальные предметы вторичны, они являются лишь подобием своих идеальных образов. Материальные предметы постоянно изменяются; вечно, неизменно существуют лишь идеи вещей.

Хотя центральное учение об идеях Платона нигде не изложено у Платона систематически, но это не помешало однако ему продумать основные принципы идеализма очень последовательно и глубоко, а главное очень откровенно. Едва ли у какого-нибудь другого философа проводится так упорно и так безоговорочно мысль о примате сознания над бытием и едва ли какой-либо другой идеалист столь последовательно продумал все выводы из этого примата, какой бы нелепостью они не отличались.

Платон – сторонник теории переселения душ: после смерти тела душа отделяется от него, чтобы затем – в зависимости от того, насколько добродетельную и праведную жизнь вела она в земном мире – вновь вселится в какое-то другое тело (человека или животного). И столько самые совершенные души, по Платону, совсем оставляют, несовершенный земной мир и остаются в царстве идей. Тело, таким образом, рассматривается как темница души, из которой последняя должна освободиться, а для этого очиститься, подчинив свои чувственные влечения высшему стремлению к благу.

А это достигается путем познания идей, которые созерцает разумная душа.

С учением о предсуществовании душ связано представление Платона о познании как припоминании (Теория воспоминания). Еще до воплощения в тело душа каждого человека пребывала в сверхчувственном мире и могла созерцать идеи во всем их совершенстве и красоте; поэтому и теперь для неё чувственные явления – лишь повод для того, чтобы прозревать за ними их подлинную сущность, идее, которые душа тем самым как бы смутно припоминает. Учение о припоминании оказало определенное влияние на развитие идеалистической теории познания не только в античности, но и в средние века, и в новое время.

Диалектический метод Платона слагается в основном из двух операций – сведения и деления понятий. Операция сведения означает движение мысли снизу вверх – от чувственных вещей к понятиям, их сущности, а от них – к идее; деление – движение сверху вниз путь, на котором мы доказываем нечто, через идею.

Диалектика Платона ограничивается оперированием неподвижными, застывшими понятиями. Она сводилась к определению и сопоставлению, к разделению и соединения понятий как неизменных, самостоятельно существующих реальностей. Но в ней содержаться элементы, сближающие её с диалектикой Гегеля.

Итак, философия Платона есть абсолютный идеализм, поскольку идеи Платон понимал не только субъективно-человечески, но и как объективно существующую вне и независимо от человека идеальную действительность. Идеи образуют особый мир, где каждая идея является абсолютизированным смыслом каждой и вообще всех вещей. Отражением этого мира идей, его воспроизведением и осуществлением как раз и является весь чувственный космос с заключенными в нем природой и обществом. Следовательно, философия Платона есть не только идеализм, но и объективный идеализм.

 

Философия Аристотеля

 

С критикой учения Платона выступил Аристотель (384–322 гг. до н. э.) – величайший мыслитель древности. Его сочинения имеют энциклопедический характер. В них получили оформление, и дальнейшую разработку все отрасли знаний, которыми располагал древний мир. Он основал в Афинах свою философскую школу (Ликей). Характерной чертой Аристотеля как философа является его колебание между материализмом и идеализмом. С одной стороны, он признавал существование бога как первичной по отношению к природе духовной творческой силы, а с другой, критиковал учение Платона об идеях как первопричине чувственных вещей, и тем самым он подрывал основы идеализма вообще и способствовал укреплению позиций материализма. Аристотель признавал существование материального мира, природы как бесконечной совокупности чувственно воспринимаемых вещей и явлений. Но в отличие от последовательных материалистов, считающих понятие природы и понятие материи тождественными, Аристотель проводил между этими понятиями существенное различие. Понятие материи, с точки зрения Аристотеля, по содержанию уже понятие природы. Природа, согласно его учению, – это совокупность вещей и явлений, представляющих собой конкретные виды органического единства материи и формы. Материя по Аристотелю представляет собой то вечное, из чего возникают вещи. Материя – это первичный материал, потенция вещей. Придает же материи актуальное состояние, то есть превращает ее из возможности в действительность, форма. Форма, согласно Аристотелю, - это активное начало, начало жизни и деятельности. Наивысшей сущностью Аристотель считает чистую, лишенную материи форму – Перводвигатель, который служит источником жизни и движения всего космоса. Будучи энергией, перводвигатель не обладает материей, в нем нет костного. Он есть чистая форма – цель. Колебания Аристотеля между материализмом и идеализмом с еще большей наглядностью проявились в решении им вопроса о сознании (душе), материи (теле) и их соотношении. Он критиковал идеалистические убеждения Платона о вечности, бессмертии души. Он высказал мысль о том, что душой обладают лишь живые существа, указывал на примат телесных процессов над психическими, на зависимость сознания от состояния тела человека. Материалистическая трактовка вопроса о соотношении материи и сознания, тела и души находит у Аристотеля выражение в его утверждении о том, что с прекращением существования того или иного живого существа исчезает и его душа. Однако подобные наивно-материалистические, по существу правильные, положения сопровождаются у Аристотеля типично идеалистическими утверждениями и выводами. Идеализм Аристотеля в истолковании вопроса о душе и теле, о материальном и духовном получил свое выражение в характеристике им души как формы, обусловливающей возникновение и существование живых существ. Аристотель видел в душе действующее начало, считал душу сущностью живых тел, причиной их возникновения и источник движения.

Разрабатывая свою теорию познания, Аристотель исходил из положений о первичности предметов и явлений внешнего мира и вторичности знаний человека, заявлял, что познаваемое существует ранее, чем знания о нем. Приобретаемые знания, говорил Аристотель, всегда являются знаниями об уже существующих предметах и их свойствах. Познание человеком, по Аристотелю, начинается с ощущений, с чувственных восприятий, вызываемых внешними предметами и явлениями. Не созерцание запредельного мира идей (как у Платона), а наблюдение и исследование нашего, посюстороннего земного мира ведет к высшей истине. Следовательно, кроме ощущений и восприятий, он оперировал уже такими формами познания, как представление и понятие, не игнорировал роли абстрактного мышления в процессе познания. Аристотель считал, что ошибки человека в характеристике предметов и явлений внешнего мира связаны не с восприятием, а с абстрактным мышлением, с процессом образования понятий, суждений и умозаключений. Решая этот вопрос, он пошел по пути идеализма и метафизики, оторвал познание общего от познания отдельного, абстрактное мышление от его источника – показаний органов чувств. Чувственному познанию, имеющему свой источник во внешнем мире, он метафизически противопоставил разумное познание, увидев источник последнего целиком в разуме как некой абсолютно самостоятельной, чистой форме форм. Аристотель начал доказывать, что познание общего, являясь подлинно истинным познанием, есть познание понятий как «бестелесных форм». Это познание, по его мнению ограниченно чисто идеальной, духовной сферой, в которой мыслящее мыслимое, познающее и познаваемое, в конечном счете, одно и то же. Таким образом, в теории познания колебания Аристотеля между материализмом и идеализмом завершаются идеалистическим пониманием сущности познания.

Особенно большую историческую ценность представляют труды Аристотеля по вопросам логики как науки о законах и формах мышления. Мыслитель дал наиболее глубокое систематическое исследование основных форм, в которых протекает мышление человека: понятий и умозаключений (силлогизмов). Ему принадлежит так же выявление таких основных законов мышления, как закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего. В них присутствует материалистические тенденции в решении логических проблем. Наряду с исследованием законов и форм мышления Аристотель сделал так же предметом специального систематического изучения философские категории: наиболее общие понятия о формах и отношениях бытия. Он выделил и проанализировал десять категорий: сущность, качество, количество, отношение, место, взгляд, положение, обладание, действие, страдание. Раскрывая сущность категорий, Аристотель характеризует их как наиболее общие понятия, отражающие различные формы отношения различных сторон бытия. Ценным в учении Аристотеля о категориях является его стремление не только раскрыть содержание категорий, описать и классифицировать их, но и рассматривать их в движении, в связи и взаимозависимости.

Философия Аристотеля является завершением античности. Это не означает, что после Аристотеля в Древней Греции, а затем в древнем Риме философия не развивалась, не появлялись оригинальные философские концепции. Тем не менее таких мыслителей как Аристотель не появлялось. Это связано с кризисом, который переживал в III-II вв. до н.э. греческий полис – та социальная почва, на которой и возможен был расцвет античной культуры и философии.

Завоевательные походы Александра Македонского на Восток, развал его великой империи на ряд огромных государств-империй, превращение самой Греции в одну из провинций этих империй, постепенная ликвидация политической деятельности в полисах приводят к переориентации философской мысли. Философы отворачиваются от проблем общественной жизни, решить которые они не в состоянии. Ученые оставляют в стороне проблемы обоснования научного знания и начинают заниматься частными, узкопрактическими делами.

Главной проблемой философии становится проблема выживаемости частного человека в условиях тотального социального и политического подавления.

Так возникают в Древней Греции философские учения: скептицизм, эпикуреизм и стоицизм. Образование Римской империи усугубило кризис античной цивилизации. Ведущей философской школой становится неоплатонизм, главная задача которого – попытка раскрыть происхождение всего сущего из последнего основания – Бога и указать путь, ведущий к этому исходному единству. Неоплатонизм, таким образом, явился теоретической основой христианской теологии. В 529 г. император Юстиниан своим декретом закрыл платоновскую академию в Афинах.

ТЕМА 4. ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 822; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.204 (0.019 с.)