Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 21. Философия политики и права

Поиск

 

Во всяком обществе на определенном этапе его развития неизбежно возникают классы, а следовательно, политические отношения, складываются и функционируют политические организации, формируются политические идеи и теории. Что же такое политика? Смысл слова «политика» лучше всего выражает его этимология: греч. politike – «искусство управления государством». Политика есть особого рода деятельность, регулирующая отношения членов общества, объединенных в различные социальные группы и классы, с целью сохранения определенной общественной структуры и организации, а также с целью ее дальнейшего развития и совершенствования в интересах как правящего класса, так и общества в целом. В Древней Греции под словом «политика» понималось все то, что относилось к государственной деятельности.

Разработано большое число подходов к осмыслению феномена политики. Появились попытки систематизации подходов к пониманию политики как социального явления. Так, польские исследователи, авторы книги «Основы политологии» указывают, что «применительно к современности можно говорить о двух тенденциях в трактовке подобного понимания политики: а) интерпретация государства (и политики) в классовых категориях (марксизм); б) интерпретация государства (и политики) в категориях деятельности правительства (американская «наука о политике» и французская «политическая наука»). Однако, на наш взгляд, такая классификация основных тенденций анализа политики не является исчерпывающей.

Политика всегда в качестве своей цели преследует сохранение или создание наиболее выгодных условий осуществления власти. Власть – форма социальных отношений, характеризующаяся способностью влиять на характер и направление деятельности и поведения людей, социальных групп и классов посредством экономических, идеологических, организационно-правовых механизмов, а также с помощью авторитета, традиций, насилия, права. Сущностью власти является отношение руководства и подчинения. Наиболее важным видом власти является политическая власть, то есть реальная способность данного класса, социальной группы, индивида проводить свою волю, определяемую в конечном счете объективными потребностями и интересами. Главными средствами ее осуществления являются политика, правовые нормы, административные акты. Среди различных видов власти выделяется государственная, которая доминирует в обществе, является объектом в политической борьбе. Только она обладает монополией на принуждение с помощью специального аппарата. В политике находят свое наиболее заостренное и полное выражение коренные экономические интересы господствующего класса, которые сознательно защищаются всей системой политической власти государства.

Поскольку политика – это искусство управления, постольку, чтобы быть искусством в высшем смысле этого слова, она, во-первых, должна опираться на достижения наук, а, во-вторых, соответствовать высшим критериям нравственности, так как именно политическая деятельность является наиболее ответственной из всех видов социальной деятельности. История все более подтверждает вывод о том, что политика как общественное явление возникает вместе с формированием государства, а оно – с разделением общества на социальные группы, классы. Таким образом, генетически период возникновения политики совпадает с образованием социальных групп. Именно наличие, противоборство, сотрудничество социальных групп и было основой формирования государства и политики, выступило политико-образующей основой. Во взаимодействии классов, социальных групп (борьбе, соперничестве, конкуренции, сотрудничестве) в конечном счете определяются и опредмечиваются реальные объективные тенденции политического развития общества. И потому не только в филогенезе, но и в онтогенезе социальные группы являются решающими субъектами политической жизни, политики. Но представление о политике только как о социально-групповом взаимодействии будет не просто не полным, но и односторонним, ибо не учитывается очень важная сторона внутренней структуры самих социальных групп, исходной «клеточкой» которых выступает индивид, личность. В зависимости от целого ряда факторов во внутренне дифференцированной социальной группе роль отдельных индивидов существенно различается. И потому политическая воля группы – это определенный вектор, складывающийся в результате взаимодействия отдельных индивидов. Более того, роль личности, выражающей интересы господствующих в обществе социальных групп, возрастала многократно.

Ныне в нашем обществе происходит процесс реального воздействия политики на экономическую сферу общества с целью устранения тех сложившихся в этой сфере механизмов, которые стали тормозом дальнейшего социального развития.

В современном цивилизованном обществе политика во многом осуществляется для людей и через людей. Какую бы значительную роль не играли социальные группы, массовые общественные движения, политические партии и т. д., в конечном счете, ее главным субъектом выступает личность, ибо сами эти группы, движения, политические партии и другие организации состоят из реальных личностей, и только через взаимодействие их интересов и воли определяются содержание и направленность политического процесса.

Понятие «политическая система» пришло в политологию из социологии. Можно выделить два важнейших аспекта системы, которые позволяют говорить о ней как о таковой. Во-первых, система подразумевает некую целостность, которая обладает определенным структурным строением. Во-вторых, если принять в расчет элемент подвижности, можно отметить, что в системе имеют место регулярно повторяющиеся процессы, ей постоянно присуще нечто вроде круговорота.

Политическая система представляет собой не только организационную сторону политической жизни, но и такие факторы, как сознание, идеи и мировоззрение. Новое понятие является более широким, поскольку нагляднее показывает взаимоотношения между обществом и государством, а также между различными социальными силами на догосударственном или негосударственном уровне. Системой эту более широкую сеть политических отношений называют потому, что они представляют собой взаимозависимости: если какой-либо элемент этого устройства изменяется, то это не остается без последствий для системы в целом.

Динамичность нового подхода напрямую связана с сутью политики. Как известно, политика есть способ заставить людей поступать определенным образом по возможности без применения силы. Это процесс достижения конкретных целей, а не простая фиксация конечного результата.

Политическая система охватывает ту сторону социального взаимодействия, которая связана с выполняемой индивидом политической ролью – гражданина, субъекта политического управления, властвующего или подвластного. Отличительный признак политической системы составляет то, что посредством ее властным путем утверждаются ценностные нормы – понятие ценности сближается, с понятием правил, норм поведения, регулирующих действия соци­альной группы.

Политическая система общества – целостная, упорядоченная совокупность различных государственных и негосударственных органов, организаций и учреждений, политических отношений, процессов, которые подчинены кодексу политических, социальных, юридических, идеологиче­ских, культурных норм, историческим традициям и установкам политиче­ского режима конкретного общества. Политическая система включает ор­ганизацию политической власти, отношения между обществом и государ­ством, характеризует протекание политических процессов, включающих институциализацию власти, состояние политической деятельности, уро­вень политического творчества в обществе, характер политического уча­стия, не институциональных политических отношений.

Политическая система представляет собой одну из частей или подсистем совокупной общественной системы. Она взаимодействует с другими ее подсистемами: экономической, социальной, духовной, образующими ее общественное окружение, ее общественные ресурсы наряду с ее природным окружением и природными ресурсами, такими как демографическими, пространственно-терри­ториальными, а также внешнеполитическим.

Политическая система конкретного общества определяется его социальным строем, формой правления (парламентского, президентского и т.п.), типом государства (монархия, республика), харак­тером политического режима (демократического, тоталитарного, авторитарного и др.), социально-политических отношений (стабильных или нет, умеренных или остроконфликтных, консенсусных и т.п.), политико-правового статуса государства (конституционного, развитыми или неразвитыми правовыми структурами).

Право изучается в рамках различных научных дисциплин, соответственно в разных ракурсах, под разными углами зрения. Правоведы исследуют его преимущественно как совокупность представлений, мотивирующих правомерное (либо противоправное) поведение, как систему взглядов, служащих источником для законотворческого процесса, включенных в деятельность по реализации законодательства, применению и соблюдению права. Психологи усматривают в праве особое формообразование психики, содержание которого отражает воспринимаемый людьми мир права и регулирует их поступки в нем. Культурологов оно привлекает в качестве одного из заметных и выразительных проявлений социальной культуры классового общества. У историков оно предстает, прежде всего, в облике исторически развивающегося феномена. Понятно, что каждая из научных дисциплин, избирающих право объектом своего внимания, разрабатывает соответствующий круг проблем, используя подобающие ее теоретическому профилю приемы и средства описания правосознания, методы его анализа и объяснения.

Социально-философский подход к праву, в рамках которого оно трактуется как определенная форма общественного сознания, имеет свою специфику. Он предполагает, разумеется, использование результатов и специальных научных исследований. Однако здесь авансцену занимают вопросы, которые в принципе находятся вне компетенции специальных дисциплин. Они касаются соотношения общественного бытия и правосознания, обстоятельств порождения (производства) права, его смыслового ядра, структуры и уровней, его связей с другими формами общественного сознания, каналов влияния на общественную практику. Этот круг вопросов и предстоит нам рассмотреть.

Право рождается на определенном этапе развития человеческого общества или развития человеческого индивида. Ему предшествует две ступени становления «Я»:

- ступень культа, означающего единство человека с миром, неотделимость его от мира и от других людей, единство мироощущений с другими, проявляющееся в феномене «Мы»; здесь происходит общинная самореализация человека на основе табу, ритуалов, обычаев;

- ступень культуры, отбора культурных форм в условиях разнообразия человеческой деятельности, здесь формируются естественные нормы человеческих взаимоотношений, которые мы называем нравственностью;

- на третьей ступени социума ценности добра, долга, зла, свободы трансформируются в социальные понятия долга, социализируются в конкретном обществе и становятся уже социальными и правовыми нормами. При этом нравственное начало постепенно отмирает;

- ступень нормы как знания означает, что теперь достаточно знать «условия игры» и выполнять их. Здесь полностью исчезает даже моральный аспект нормы. Правовая форма его перекрывает. Сама же правовая норма становится правилом, технологическим условием поведения.

Таким образом, право в его современном понимании возникает в условиях зарождения цивилизации (Рим). Оно появляется тогда, когда человек естественный становится личностью в системе усложняющихся внешних социальных взаимодействий. Право завоевывает позиции, вытесняя все другие регулятивные механизмы, становясь юридическим законом, возвышающимся над обычаем, моралью, религией, искусством. Право есть особый вид общественных отношений, являющихся формой личных и общественных отношений, прежде всего экономических. В теоретической, в том числе философской трактовке права, следует подчеркнуть, что социально-экономическая обусловленность права не отрицает его связи с социальными идеалами, нравственными нормами, культурой, равно как и необходимость ценностного подхода к праву.

Право – нормативная форма выражения принципа формального равенства людей в общественных отношениях.

Данный принцип и соответствующие ему форма общественного сознания, тип отношений, система норм и т.д. отражают специфику права и его отличие от всех видов социальной регуляции – моральной, религиозной, уравнительной, приказной и т.д. Признание формального равенства фактически различных людей подразумевает их свободу и независимость друг от друга. Только свободные люди могут быть субъектами права и там, где еще сохраняется полная или частичная несвобода (рабство, крепостничество, другие формы личной несвободы), само пользование правовой формой представляет собой привилегию немногих.

Но как бы ни был узок круг субъектов того или иного правового отношения, регулирующая его правовая норма и право в целом носят абстрактно всеобщий (равный) для всех характер и тем самым в сфере своего действия отвергают произвол и привилегии по классовому, индивидуальному и частному основанию.

С этой абстрактной всеобщностью права связана и присущая ему справедливость, которая выражает и олицетворяет правовое начало – принцип абстрактно-всеобщего формального равенства и свободы.

В условиях государственно-организованного общества без многообразных видов официального признания, выражения и защиты правовой формы, без четкого, ясного и общедоступного формирования требований принципа равенства в виде конкретизированных норм общеобязательного закона и санкций за их нарушение невозможно функционирование права как регулятора и формы общественных отношений. Но объективный процесс формирования права с присущими ему специфическими свойствами, независимыми от законодателя, следует отличать от субъективной, сознательно-волевой процедуры его формулирования в виде тех или иных общеобязательных актов и норм.

Не официальная принудительность создает принцип формального равенства и другие объективные свойства права, а наоборот, они (в силу своей объективной общезначимости) порождают необходимость их признания, реализации и защиты общеобязательных формах).

Поэтому закон в широком философско-правовом смысле этого слова, охватывающем все официально признанные нормы и источники действующего права, может, как соответствовать праву (таков правовой закон), так и расходится с ним.

Центральная проблема всех направлений теории и философии права прошлого и настоящего – проблема соотношения права и закона. Различение и соотношение права и закона и представляет собой ту предметную сферу и теоретическое пространство, в рамках которого вся эта проблематика правопонимания может быть адекватно осмыслена и содержательно развернута в виде последовательного философско­-правового учения. Смысл сказанного можно резюмировать следующим образом: предметом философии права является право в его различении и соотношении с законом.

Согласно диалектической концепции правопонимания закон – это форма конкретизации права, конкретная форма его выражения и действия. Отсюда вытекает двуединое требование: право и только право должно стать законом, закон должен быть правовым, причем не только по наименованию, но и по своей сути и содержанию.

Правовой закон – это адекватное выражение права в его официальной признанности, общеобязательности, определенности и конкретности, необходимых для действующего позитивного права. Смысл этого определения состоит в том, что общеобязателен только правовой закон. Подмена правового закона неправовым законом означает, что место правовых форм и явлений занимают соответствующие фабрикации произвольного закона. Так, правовая норма подменяется нормой закона, правоотношение законоотношением, правосознание законосознанием, правотворчество – законодательством, субъект права, правовой договор, правонарушение – их произвольными замещениями. Такая подмена искажает как логику соотношения сущности права с формами ее проявления (осуществления), так и характер взаимосвязей между правовыми формами.

С позиций правового закона задача состоит не в денормативизации права, а в юридизации нормы закона. Произвол власти заменяется властью права.

Правовое государство – правовая форма организации и деятельности публичной политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права, носителями прав и свобод человека и гражданина. Правовое государство – это государство, где господствует право, (этот термин утвердился в немецкой юридической литературе в первой трети XIX в. в работах К. Т. Велькера, Р. фон Моля и др.).

Уже античными мыслителями был разработан ряд положений, значимых для последующих представлений о правовом государстве, в том числе о роли права в организации справедливой и устойчивой формы государства, о праве как регулирующей норме политического общения (Аристотель), о государстве (республике) как деле народа и «общем правопорядке» (Цицерон), о свободном индивиде как субъекте частного и публичного права (римские юристы) и т.д. Существенный вклад в разработку этих положений внесли Спиноза, Локк, Монтескье, Медисон и др.

Философское обоснование правового государства без использования самого термина дано Кантом, в учении которого реализация требований категорического императива в политической сфере предстает как республика – правовая форма организации государственности с разделением властей.

В систематическом виде философия государства как правовой организации разработана Гегелем: верховенство правового закона; реальность прав и свобод личности; организация и функционирование государственной власти на основе конституционно-правовой регламентации принципа разделения властей; правовая форма (взаимность прав и обязанностей) взаимоотношений индивида, общества и государства.

Гражданское общество – сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации их деятельности со стороны государственной власти.

Становление концепции гражданского общества относится ко второй половине XVIII – началу XIX вв. Гегель рассматривал гражданское общество как сферу материально-экономической жизни, в основе развития которой он относился как к инобытию духа, идеи; во взаимодействии государства и гражданского общества отдавал приоритет государству (особенно отчетливо это выражено в его философии права).

Вслед за Гегелем Маркс рассматривал гражданское общество как сферу материальной, экономической жизни и деятельности людей. Но в отличие от Гегеля Маркс показал, что сами имущественные, материальные отношения, лежащие в основе политической жизни общества, определяются не идеями людей, а достигнутым уровнем развития производительных сил, что в основе развития общества лежит способ производства материальных благ.

В процессе своего развития гражданское общество проявляет тенденцию к охвату все более широких слоев населения. В рабовладельческой обществе раб был совершенно бесправен, его можно было продать, купить, убить. Несколько иное положение было у феодального крестьянина: оставаясь в ряде случаев объектом купли-продажи, он обрел уже право на жизнь. С возникновением буржуазного общества, стал гражданином государства с определенным объектом прав и обязанностей. Буржуазное государство было вынуждено не только считаться с возникшими общественными ассоциациями, но и встать на путь правового упорядочения своих отношений со всем населением, существенно перестроить свои собственные властные структуры.

Таким образом, гражданское общество – это сфера свободной, творческой жизнедеятельности личности, коллективов и общностей людей. Разнообразие взглядов и подходов, мотивов и интересов, предельная индивидуализация форм общения и поведения в гражданском обществе не только допустимы, но и необходимы. Лишь полное и разумное самовыражение каждого человека рождает в обществе тот потенциал, который обеспечивает его динамичное развитие. В таком обществе призваны действовать многообразные политические силы, которые, прежде всего путем горизонтальных контактов, соглашений, терпимости, взаимопонимания и т.д., должны достигнуть своих целей. Правовое государство, гражданское общество относятся к общечеловеческим ценностям.

 


Приложения к теме № 21



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1075; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.144.50 (0.009 с.)