Тема 6. Европейская философия нового времени 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Европейская философия нового времени



 

XVII–XVIII вв. явились переломной эпохой в истории 3ападной Европы, а через влияние последней на все регионы мира, они оказались переломными в развитии всего человечества. Прежде всего, судьбоносность этих столетий заключается в решительной ломке традиционных форм социальной жизни, связанной с победой в передовых странах Западной Европы буржуазных революций и последующими за ними буржуазными преобразованиями общества. История столетий в Западной Европе начинается с победы буржуазной революции в Нидерландах и заканчивается Великой французской революцией, до основания потрясшими Европу старого порядка.

Наконец, в середине XVIII в. сначала в Англии, а затем в других странах зарождаются и развиваются промышленные революции, которые привели к возникновению современного машинного производства. Промышленная революция окончательно сделала необратимыми буржуазные преобразования в передовых странах Западной Европы и вместе с Великой французской революцией открыла новую страницу в историческом развитии человечества. Все характерные особенности исторического процесса в XVII–XVIII вв. тесно связаны друг с другом.

Основу науки нового времени составляло убеждение в том, что все природные процессы полностью подчиняются механическим законам. Если античные ученые и философы, рассматривая природные явления, проводили аналогию между природой и живым организмом, то, с точки зрения ученых и философов XVII–XVIII вв., природа представляет из себя огромную машину, составные части которой являются машинами меньшего масштаба. Однако механицизм научного мышления весьма тесно связан с тем типом производительных сил общества и социальных отношений, которые энергично утверждались в передовых странах 3ападной Европы.

Технический базис способствует решению двух проблем. С одной стороны, он позволяет «избавить» от ограниченности природных сил и природных задатков отдельно взятого человека и от ограниченности его естественно выросших связей с природой. С другой, – открывая простор для материальных, технических средств, становится условием неограни­ченной эксплуатации труда «живого» работника, подавления и искоренения в живом работнике богатой игры его человеческих способностей и интересов. Механическая техника в ее высшем воплощении – машине – дает решение этой двуединой задачи.

Все это вместе взятое способствует закреплению механицизма в научном мышлении, объясняет приверженность ученых XVII–XVIII вв. атомистической концепции строения материи, поскольку машина состоит из определенных, связанных друг с другом элементов. Атомизм, объяс­няющий внешне упорядоченные материальные структуры через беспоря­дочное движение атомов, их составляющих, вытекает из тенденции, присущей обществу первоначального накопления капитала, когда инди­вид ведет себя как хаотически движущийся атом, преследуя лишь свои личные интересы. Но из этого хаотического движения людей-атомов складываются законы капиталистического рынка.

Если античное естествознание было сугубо теоретично или, следуя
буквальному переводу древнегреческого слова theoгia – созерцательно, как бы не вмешиваясь в процесс жизни природы, то естествоиспытатель Нового времени действительно является испытателем природы, ставя экспериментальные опыты и заставляя природу раскрывать ее сущностные тайны, которые затем используются для ускорения процесса производства. В этом облике естествоиспытателя Нового времени проявляется двойственная природа буржуа: с одной стороны, предприимчивого, упорного, а с другой стороны, насильника, эксплуататора, ни перед чем не останавливающегося для достижения своих целей. В свою очередь эти характерные свойства социальной жизни буржуазного общества и механицистская методология науки Нового времени создают предпосылки для промышленной революции, машинного производства.

Френсис Бэкон (1561–1626) – английский философ, основатель механистического материализма и экспериментирующей науки нового времени. В своем главном произведении «Новый Органон» (1620) он заложил основы материалистического понимания природы и дал философское обоснование индуктивного метода познания. Провозгласив целью познания увеличение власти человека над природой, Бэкон считал, что достичь этой цели может лишь наука, постигающая истинные причины явлений. Так начался новый этап в истории развития материалистической философии. Бэкон признавал вечность материи и движения как само собой разумеющийся, не нуждающийся в обосновании факт. Заслуга Бэкона в развитии философии заключается в том, что он, во-первых, восстановил материалистическую традицию и произвел под этим углом зрения переоценку философских учений прошлого; возвысил ранний греческий материализм. Во-вторых, Бэкон выработал собственное понимание природы, положив в основу взгляд на материю как на совокупность частиц, а на природу – как на совокупность тел, наделенных многообразными качествами. Неотъемлемым свойством материи является движение, не ограниченное механическим перемещением (философ насчитывал 19 видов движения). Индуктивный метод, разработанный Бэконом, был направлен на экспериментальное изучение природы и являлся в тот период прогрессивным методом. В своей теории индукции Бэкон впервые указал на значение так называемых «отрицательных» инстанций, то есть подбора случаев, противоречащих ранее сделанному обобщению и тем самым требующих его пересмотра как недостаточно обоснованного.

Томас Гоббс (1588–1679), английский философ-материалист, в своей работе «Левиафан» (1651), систематизируя материализм Бэкона, придал материализму XVII века классическую форму. Разрабатывая основы теории познания, Гоббс признавал познаваемость мира и видел источник знаний человека в объективной действительности. Познание, по Гоббсу, начинается с ощущений. При этом источником ощущений он считал материальный мир, воздействующий на органы чувств.

Исторически интересным моментом гносеологии Гоббса является подчеркивание в ней роли языка в познании. Разрабатывая основы теории познания, Гоббс дал элементы материалистического понимания истины. Истиной он считал суждения человека, правильно отражающие вещи и их причинные связи. Вне суждений человека, по Гоббсу, не может быть ни истины, ни заблуждения, т.к. истина содержится не в самих вещах, а в наших суждениях о вещах, их свойствах и причинных связях.

Ренэ Декарт (1596–1650) – французский философ, математик, физик, физиолог. Философия Декарта состоит из двух более или менее самостоятельных частей: из материалистической физики, как учения о природе и из идеалистической метафизики. Выдвинув тезис «мыслю, следовательно, существую» в качестве исходного при построении своей метафизики, Декарт дал здесь специфическое для него по форме идеалистическое решение основного вопроса философии: за первичное он принимает мышление, а материальное рассматривает как вторичное. Рационализм имеет многосторонние проявления: в психологии он на первый план выдвигает интеллектуальные психологические функции, в этике – рациональные мотивы и принципы деятельности, в эстетике – рациональный характер творчества.

В работе «Рассуждение о методе» (1637) Декарт задался целью создать универсальный метод познания, т.е. такой метод, которым могли бы руководствоваться ученые всех отраслей знания. В учении о познании Декарт – родоначальник рационализма, который сложился в результате одностороннего понимания логического характера математического знания. Поскольку всеобщий и необходимый характер математического знания казался Декарту вытекающим из природы самого ума, он отвел в процессе познания главенствующую роль дедукции, которая опирается на вполне достоверные, интуитивно постигаемые законы. Учение Декарта о непосредственной достоверности самосознания и учение о врожденных идеях (к числу таких идей он относил идею бога, духовной и телесной субстанции) оказали влияние на последующий идеализм и стали предметом критики со стороны представителей материализма.

Исходя из существования мысли, Декарт приходит к признанию реальности человека, как телесного существа, а затем к реальности всего материального, физического мира. С точки зрения Декарта, жизненный опыт человека не имеет никакого значения в возникновении этих идей, а только лишь подтверждает факт их врожденности. Опираясь на имеющуюся в сознании человека якобы врожденную идею бога, Декарт доказывал существование бога, как творца мира; ссылаясь на правдивость бога, он «обосновывал» правильность свидетельства органов чувств человека о наличии физического мира и т.п.

В истории новой философии Декарт сделал попытку создать философскую систему на основе признания одновременно самостоятельного существования сознания и материи, души и тела. Атрибутом духовной субстанции, души, он считал мышление, а атрибутом материальной субстанции, тела – протяжение в длину, ширину и глубину.

Типично механистическую характеристику Декарт давал и движению материи. Он отрицал качественное многообразие форм материального движения, сводил движение материи лишь к самой простейшей его форме – перемещению материальных тел в пространстве (механической).

Стихийно-диалектический подход Декарта наиболее ярко проявился в его гипотезе о происхождении солнечной системы. Декарт утверждал, что бесконечная Вселенная первоначально состояла из хаоса вихрей трех основных элементов материи: огнеподобного, воздухообразного, землеподобного. Постепенно из вихрей первого элемента возникли солнце и звезды, из второго – небо, и из третьего – земля, и другие планеты солнечной системы. Ценной является мысль об историческом происхождении всех земных и небесных тел и явлений. Новой была идея развития.

Бенедикт Спиноза (1632–1677), нидерландский философ-материалист начал свою философскую деятельность с критического изложения философии Декарта, а завершил ее созданием своей оригинальной материалистической философской системой. Главным произведением Спинозы является «Этика» (1675 г.). Критикуя дуализм Декарта, Спиноза разработал монистическое учение о материальности мира.

Самым крупным достижением Спинозы является создание им монистической картины мира, выведение всего существующего из единой материальной субстанции. Он также выступал против положения Декарта о том, что движение порождено внешней внематериальной причиной. Он доказывал, что движение вытекает из самой сущности материальной субстанции.

Спиноза – последовательный детерминист. Он считал, что возникновение, существование и гибель каждой вещи в мире обусловлены соответствующими объективными причинами. При этом Спиноза говорил о наличии в мире двоякого рода причинности: имманентной и внешней Имманентная причинность характерна для субстанций, поскольку она является причиной самой себя и причиной существования всей совокупности модусов. Внешняя, механическая причинность типична для сферы существования и взаимоотношений единичных модусов. Он считал, что существование каждого единичного модуса не вытекает с необходимостью из его сущности, а зависит от внешней причины, от другого единичного модуса. Таким образом, наблюдающийся разрыв между субстанцией и единичными модусами получил свое выражение также и в метафизическом противопоставлении им имманентной и внешней причинности. Причину и следствие по содержащейся в них реальности он считал тождественными.

Непоследовательность и противоречия наблюдаются у Спинозы и при рассмотрении им категории необходимости и случайности. Спиноза настаивал на безраздельном господстве необходимости и исключал возможность наличия объективной случайности.

Материалистическое решение Спинозой вопроса об отношении мышления к бытию обусловило материализм его во взглядах на человека. Человек, учил он, является модусом субстанции, конкретным единством физического и психического, тела и души. Тело и душа человека соответствуют друг другу, но первичным из этих двух необходимых свойств единого целого является тело. Состоянием тела, физического, определяется состояние души, психического, В единстве тела и души, в их соответствии друг другу он видел основу возможности познания мира.

В учении о познании Спиноза продолжает линию рационализма. Познание он подразделял на два основных вида: чувственное и рациональное. Чувственное познание он считал смутным, неистинным, рациональное же – истинным, ясным и отчетливым. В чувственном познании он видел лишь вспомогательное средство для разума, дающего истинное познание. Источником истинного познания он считал отрываемый им от чувственного опыта разум. Это нашло свое выражение в противопоставлении и разрыве рационального и чувственного моментов.

В тесной связи с теорией познания находится его учение о свободе и необходимости, содержащие элементы диалектического подхода к данной проблеме. Но решая вопрос о соотношении свободы и необходимости, он акцентировал внимание человека лишь на познании причин. Он выступал против религии и суеверия во всех формах, но критиковал религию с идеалистических позиций. Начиная со Спинозы и кончая великими французскими материалистами, философия настойчиво пыталась объяснить мир из него самого, предоставив детальное оправдание этого естествознанию будущего.

Джон Локк (1632–1704) – английский философ-материалист. В работе «Опыт о человеческом разуме» он дал подробное в основном материалистическое обоснование происхождения человеческих знаний из мира чувств. Локк доказывал, что источником знаний человека, источником всех его идей является чувственный опыт. Люди, учил Локк, рождаются с одинаковыми способностями к духовному развитию. Все знания, представления, понятия имеют опытное происхождение. Люди не рождаются с готовыми идеями, они приобретают их в процессе своего взаимодействия с окружающим внешним миром. Это свидетельствует о том, что все знания и идеи людей о вещах и предметах внешнего мира, а также самих себе суть знания и идеи не врожденные, а приобретенные.

Процесс познания начинается, по Локку, с воздействия внешнего мира на органы чувств человека. Локк показывает, что идеи и понятая человека имеют своим источником внешний мир. Разрабатывая вопрос об опыте как источнике знаний, Локк подразделял опыт на внешний и внутренний. Внешний опыт, по Локку, является источником ощущений и соответствующих понятий об объективном мире. Внутренний опыт является источником ощущений и соответствующих понятий о внутреннем духовном мире самого человека. Материалистическим содержанием своей философии, учением о том, что человек черпает все знания из внешнего мира и опыта, полученного от этого мира, Дж. Локк оказал значительное влияние на французских материалистов XVIII в.

Французский материализм XVIII в. представляет собой высшую ступень развития механистического материализма. Проблемы, поставленные в материализме XVIII в., получили наиболее глубокую разработку. Философы этого времени очистили материалистическую философию от теологических привесков и схоластической терминологии, наделили материализм остроумием и красноречием, придали ему необходимый темперамент.

Для философии эпохи Просвещения характерен материализм, сенсуализм, антиклерикальная направленность, рационализм, концепция Божественного «первотолчка», критицизм и исторический оптимизм. Выдающимися философами эпохи Просвещения во Франции являются Д. Дидро, П. Гольбах, В. Вольтер, Ж. Ламетри, Ж.-Ж. Руссо, Ш.Монтескье. Основные черты философии Просвещения наиболее ярко и последовательно проявились во Франции в преддверии Великой французской буржуазной революции 1789 г. Вместе с тем для представителей европейской классической философии (античной, средневековой, эпохи Возрождения, Нового времени, эпохи Просвещения, немецкой классической философии) был характерен идеализм в трактовке явлений социальной жизни. Их тезис – «Мнения правят миром».

Рационалистической теории познания противопоставляли сенсуалистическую теорию познания, учение о чувственном опыте как источнике познания и критерии истины. Во французском материализме XVIII в. имеются два направления: одно из них ведет свое происхождение от материалистической физики Декарта, другое – от материалистического сенсуализма Локка. Французский материализм XVIII в. является классической разновидностью метафизического материализма в его механистической форме.

Жульен Офре де Ламетри (1709–1751) и Дени Дидро (1713–1784), французские философы разрабатывали материалистическую философию главным образом применительно к проблемам естествознания. Они дали наиболее глубокое и развернутое решение вопроса о материи и движении. Гельвеций (1715–1771)и Гольбах (1723–1789) основное внимание сосредоточивали на разработке материалистического сенсуализма.

В книге Гольбаха «Система природы» (1770) материя, природа, есть причина всего; она существует сама собою, она будет существовать вечно, она - своя собственная причина; ее движение есть необходимое следствие ее необходимого существования. По их мнению, все материальные тела состоят из атомов, неделимых и неизменных элементов (Гольбах) или молекул (Дидро). Основными первоначальными свойствами материи они считали протяженность, тяжесть, непроницаемость, движение. Дидро включал в число первоначальных свойств материи и чувствительность. Для них понятие материи было тождественным понятию вещества. Они вплотную подошли к философскому понятию материи как объективной реальности. И признавали неразрывность материи и движения, наличие у них многочисленных высказываний о том, что как нет, не движущейся материи, так нет, и не может быть нематериального движения, что движение есть способ существования материи, движение также вечно, как вечна материя. Материя в силу собственной энергии находится в постоянном движении. Движение материи абсолютно, покой относителен.

В учении о познании мира источником всех знаний они считали ощущения, порождаемые в человеке воздействием материальных предметов на его органы чувств. Характеризуя познание как отражение в мозгу человека предметов внешнего мира, французские материалисты разрабатывали также вопрос об истине и ее критерии. Для французских материалистов XVIII в. характерна непоколебимая уверенность в познаваемости мира, глубокое убеждение в том, что не существует ничего, что люди не могли бы знать.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.119.148 (0.02 с.)