Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 12. Диалектика как концепция развития

Поиск

 

Для общего понятия диалектики важно различение двух более частных понятий – объективная диалектика и субъективная диалектика. Такое различение и вместе с тем органическая связь этих понятий имеют большое научное и общефилософское значение.

Объективная диалектика присуща самому материальному миру. Вся природа (от микрочастиц до космических явлений) находится в непрерывном, противоречивом диалектическом движении и изменении; точно так же и социальный мир, вся жизнь человеческого общества с момента его возникновения вплоть до современной эпохи раскрывает перед нами реальную, объективную диалектику общественного бытия.

Объективная диалектика природы обнаруживается в ее бесконечности и поразительной способности к творению оригинальных форм материального бытия. Вместе с различиями объектов природы явственно обнаруживается их взаимосвязь. Физические формы бытия связаны между собой как фрагменты объективной реальности. Вселенную формируют взаимодействия четырех типов: гравитационные, электромагнитные, сильные и слабые[13].

Объективная диалектика присуща и социальной форме движения материи. На уровне же общества появляются новые типы противоречий, что связано с особенностями его объективной диалектики.

Субъективная диалектика представляет собой отражение в человеческом сознании объективных диалектических процессов, происходящих в природе, обществе и мышлении. Сократ впервые поставил вопрос о субъективной диалектике, о диалектическом способе мышления. Человек как познающий субъект воспроизводит в своём сознании объективную действительность в процессе своей активной творческой деятельности. Он создаёт научные идеи, теории, понятия, вырабатывает все формы познания и даёт им соответствующие словесно-терминологические формулировки. Но все эти формы познания являются именно отражением объективных свойств и отношений материального мира, его объективных диалектических закономерностей. На основе познания объективных диалектических закономерностей можно правильно определять действия, влиять на ход исторических событий, использовать в интересах и целях человека силы природы.

Диалектика, таким образом, может быть определена как самое богатое, самоё всестороннее и глубокое учение о всеобщей связи, развитии и изменении.

Апория – (Зенон, Платон и др.) трудноразделима проблема и возникает на основе того, что в самом предмете или понятии о нем заложено противоречие.

В апории Зенона Элейского (Дихотомия), например, утверждается, что прежде чем пройти какое-либо расстояние, необходимо пройти его половину; чтобы пройти половину, нужно пройти половину этой половины и т.д. до бесконечности. Вывод: движение и не может начаться.

В апории «Ахил и черепаха» говорится, что быстроногий Ахилл никогда не догонит черепаху, так как за то время, пока бегун достигнет того места, где находилась черепаха в момент «старта», черепаха успеет продвинуться на какое-то расстояние вперед и т.д. Верно подметив противоречивость движения, но не поняв единства его противоположных моментов, Зенон сделал вывод о немыслимости, а тем самым о невозможности движения вообще.

Впервые в истории философии целостная концепция диалектики была разработана Гегелем, который представил природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития. Но Гегель не видел различия и противоречия между мышлением и бытием, а поэтому процесс преобразования материального в идеальное и наоборот его не интересовал. Это привело к ограниченности применения гегелевского метода сферой мышления, к противоречию между системой и методом.

Диалектика Гегеля – это саморазвитие объективной идеи, самодвижение понятий, которые порождают природу и общество. Но такой подход дает ориентацию противоречий в мышлении, а не в практике.

В ХIХ в. развитие естествознания было связано с переходом от познания вещей к изучению связей процессов, что потребовало соответствующего философского метода – материалистической диалектики. Материалистическая диалектика возникла в результате развития науки, а также исторического опыта человечества. Развитие естествознания продвинулось настолько, что оно не могло уже избежать диалектического обобщения. Теоретической основой диалектического метода являются объективно-диалектическое учение о мире, теория познания и логика, а поэтому диалектика есть наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого познания. Она представляет собой целостную систему принципов, законов, категорий, которые имеют всеобщий характер, поскольку охватывают все явления окружающего мира, раскрывают наиболее общие закономерности их развития. Однако эта система не статична, не завершена. Мир бесконечен в своем развитии, и столь же безгранично его познание, поэтому непрерывно развиваются и сами познавательные формы и категории, развивается их система, изменяются их отношения, их содержание. «Материалистическая диалектика, – говорил лауреат Нобелевской премии химик Н. Н. Семенов, – это не собрание неких правил, которые можно было бы непосредственно приложить к решению какой-то конкретной проблемы и получить ее решение, нет, материалистическая диалектика – это нечто другое: это общая ориентация и культура мышления, помогающие конкретному человеку ясно и правильно ставить ту или иную проблему и, таким образом, способствующие разрешению загадок природы»[14].

Диалектика как научная система включает в себя следующие важнейшие элементы: принципы, категории и законы.

Принципы диалектики – это всеобщие и универсальные идеи, подходы, которые обозначают направление теории, обосновывают и раскрывают содержание понятий и суждений в познании. Они составляют фундамент диалектики, поскольку отражают основы бытия и познания.

Принцип объективности анализа. Этот принцип определяется независимым от сознания человека существованием материального мира, всех его процессов и явлении, всех его закономерностей развития, подлежащих научному познанию. Диалектика как наука обобщает и правильно отражает реальное развитие окружающего мира, его наиболее общие, фундаментальные закономерности, она не навязывает каких-либо произвольных требований, выводит свои идеи и положения из самой действительности.

Принцип всеобщей связи. Этот важнейший принцип диалектики как науки вытекает из положения о материальном единстве всего окружающего мира. Всеобщая связь предметов и явлений – первое, что нам бросается в глаза при рассмотрении движущейся материи. Данный принцип диалектики дает возможность в процессе познания представить объективную действительность, как единый, закономерный мировой процесс движения.

Из принципа всеобщей связи вытекает важное методологическое требование диалектики: необходимость конкретно-исторического подхода к анализу действительности. Этот подход включает в себя учёт условий места и времени, связей и отношений, в которых находится данный предмет или явление в настоящий момент, и рассмотрение его прошлого и будущего. Вся система диалектики требует, чтобы каждое положение рассматривать лишь (а) исторически; (б) лишь в связи с другими; (в) лишь в связи с конкретным опытом истории. Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все его связи и опосредствования, что единственно может предостеречь нас от ошибок.

Принцип всесторонности. Принцип всесторонности наиболее тесно связан с философским принципом конкретности и общенаучным принципом системности. Диалектика исходит из того, что каждая вещь, явление – это множество связей и отношений. Принцип всесторонности нельзя рассматривать упрощённо, как необходимость и возможность познать явление сразу. Следует иметь в виду, что знания человека всегда относительны, постоянно развиваются. Этот принцип предостерегает нас от попытки превращения относительных знаний в абсолют, догму. Дело в том, что догматизм – это не исторический и не диалектический, а схематический и закостенелый тип мышления, при котором теоретические и практические проблемы анализируются без учёта конкретных обстоятельств, места и времени.

Принцип всеобщего развития. Принцип всеобщего развития находится в органическом единстве с принципом всеобщей связи. Выражением этого единства выступают всестороннее взаимодействие предметов и явлений материального мира. Это взаимодействие с необходимостью ведёт к изменению элементов и их отношений в соответствующих материальных системах, обуславливая тем самым движение этих систем. Действительный мир даёт нам картину многообразных изменений, трансформаций, переходов из одного состояния в другое, непрерывного возникновения нового во всех явлениях природы и общества, в развитии всей духовной жизни человека. Необходимо поэтому рассматривать мир диалектически, в его движении и изменении, что важно не только в теоретическом отношении, но и для практической деятельности.

В связи с этим встаёт важный вопрос о самих понятиях «движение» и «развитие». Эти понятия являются однопорядковыми и часто употребляются в тождественном смысле, поскольку в их содержании действительно имеется много общего. Вместе с тем между ними налицо и определенное различие. Понятие «движение» является более широким по объему, чем понятие «развитие». Под движением понимается изменение вообще, т.е. оно охватывает все происходящие в мире процессы независимо от их содержания и характера.

Развитие как процесс восхождения ко все более высшим и совершенным формам находит наиболее яркое и последовательное выражение в жизни человеческого общества.

В историческом развитии общества старые, отживающие формы неизбежно уступают дорогу новым, более высоким и прогрессивным. Этот процесс раскрывается в исторической смене типов общества. Поэтому развитие – это направленные, необратимые качественные изменения системы, обусловленные её противоречиями.

Сторонники теории равновесия считают равновесие естественным и «нормальным» состоянием, а движение, развитие – временным и преходящим. Источник движения эта теория видит во внешних противоречиях, отрицая внутренние противоречия вообще, в особенности как источник развития. В отношении общественных явлений эта теория исходит из того, что развитие общества зависит главным образом от взаимоотношений его с внешней средой, т.е. внешних противоречий с природой (Конт, Каутский, Богданов).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 685; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.233.198 (0.009 с.)