Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 5. Философия эпохи ВозрожденияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Важным этапом развития философской мысли является философия эпохи Возрождения. В ней затронут широкий круг вопросов, касающихся разных сторон природного и общественного бытия. Она оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры и философии. Эпоха Возрождения (Ренессанса), охватывающая период с XIV по начало XVI вв., приходится на последние столетия средневекового феодализма. Вряд ли правомерно отрицать самобытность этой эпохи, считая ее, по примеру голландского культуролога И. Хейзинги, «осенью Средневековья». Исходя из того, что эпоха Возрождения является периодом, отличным от Средневековья, можно не только различать эти две эпохи, но и определить их связи и точки соприкосновения. Невиданный подъем духовных сил общества, воплотившийся в расцвете искусств и ремесел, в ускоренном развитии науки был подготовлен длительными социальными процессами, начало которых можно отнести в глубь Средних веков. Нельзя назвать случайным и то обстоятельство, что эпоха Возрождения началась в Италии. Уже с XI в. начинается бурный рост приморских городов Италии, который объясняется расцветом торговых связей и попытками завоевательных крестовых походов на арабский Восток. Приморские города Италии стали своего рода перевалочным пунктом товаров и людей из Западной Европы на Восток. Это приводило к росту богатств городов Италии: Генуи, Венеции, Флоренции и ряда др. После непродолжительной борьбы эти города освобождаются от покровительства и господства со стороны феодальных сеньоров. Крушение господства феодалов в городах приводит к серьезным изменениям в деревне. Уже в XIII в. завершился процесс освобождения крестьянства от крепостной зависимости. В самих городах с нарастающей скоростью идут социальные преобразования. С ростом торговой активности растет и производственная активность, быстро разлагаются средневековые цеха, невиданными темпами идет рост численности наемных рабочих, которые уже в XIV в. начинают борьбу за свои социальные и политические права, добиваясь порой успеха. В связи с крупными социальными, экономическими и политическими изменениями терпит крушение строгая средневековая социальная иерархия, где место каждого человека было заведомо связано с его принадлежностью к тому или иному сословию. Ныне от личной инициативы (и только от нее) зависит благополучие человека и его потомков. Дети купцов, разбогатевших на торговых операциях, становятся могущественными властителями крупнейших городов. В ХVI в., в связи с великими географическими открытиями и перемещениями торговых путей, экономический рост приморских городов Италии резко замедляется и обращается вспять. Происходит деградация социальной и политической жизни. Тем не менее, эстафету Италии подхватывают приморские страны Европы. Там происходят те же социальные и экономические процессы, что и в Италии в XIV–ХV вв. Движение Возрождения, связанное с возникновением и развитием капиталистических отношений, распространяется по всей Европе. И если в Испании это движение терпит крах в результате сопротивления феодального дворянства, поддерживаемого абсолютизмом, то в Нидерландах и Англии оно приобретает такую силу, что приводит эти страны к победе буржуазных революций. Развитие материального производства приводит к быстрому прогрессу естествознания. Наука восстала против церкви. Деятели культуры эпохи Возрождения остро чувствуют те социальные изменения, которые происходят в этот период. Они были убеждены в том, что переживают некую новую эпоху в историческом развитии, не похожую на ту, что ей предшествовала. Но в своих попытках осмыслить эти социальные изменения, которые наблюдаются на каждом шагу, в попытках разобраться в принципах личного поведения человека в меняющейся социальной ситуации, не могли опираться на формы мыслительной деятельности эпохи Средневековья, социальная структура которого разрушалась. На первом этапе развития Возрождения естественной была попытка при анализе создавшейся ситуации прибегнуть к тем принципам мышления, которые существовали в иных социальных структурах, нежели феодальная структура средневековья, к тому типу мыслительной деятельности, который существовал в эпоху античности. Отсюда вытекает одна из характерных особенностей эпохи Возрождения, по которой эта эпоха получает свое название, – возрождение античной культуры, в которой видят образец для собственной культурологической деятельности. Это обращение к античности было совсем не случайно, поскольку имелась прямая аналогия социальных процессов классического периода Если человек античности чувствовал себя одной из составных частей космоса, который в сущности был аналогией его полисных социальных отношений, его активность сводилась к определению своего места в этом космосе, и поэтому наука античности была сугубо теоретична и созерцательна (как понимали теорию древние греки), то человек Возрождения чувствовал себя прежде всего творцом, преобразователем. Поскольку сфера его деятельности расширялась до неимоверных пределов, то до неимоверных масштабов расширялся и тот космос, в котором он жил и действовал. Отличие философии эпохи Возрождения от философии предыдущих эпох состоит в следующем. С одной стороны, происходит формирование нового сознания, отличного от античного: для греков – предел выше беспредельного; для философов Возрождения – возможность богаче действительности, движение и становление предпочтительнее неподвижно-неизменного бытия. С другой стороны, философия Возрождения явилась стадией отрицания средневековой философии по ряду оснований: - в гносеологии происходит разрушение религиозной парадигмы и формирование новой научной парадигмы, которая должна была удовлетворить потребности зарождающихся машинной материально-технической базы и новых общественных отношений; - в натурфилософии геоцентричная концепция Вселенной сменяется гелиоцентрической; - в этике имеет место переход от теоцентризма к антропоцентризму. Наука для человека эпохи Возрождения была не просто созерцанием гармонии Природы, а деятельностью, направленной на ее преобразование для удовлетворения насущных потребностей. Ученым-практикам казалось приемлемым использование любых методов, даже самых фантастических, если они ведут к каким-либо практическим результатам. Поэтому не вызывает удивления то обстоятельство, что в работах ученых той эпохи вместе с глубокими и ясными рассуждениями о природе вещей соседствуют магические заклинания, совершенно чуждые духу нового естествознания. Создаются натурфилософские трактаты, порой удивительно напоминающие рассуждения о природе досократической античной философии. Алхимия, астрология, магия рассматриваются как заслуживающие такого же доверия, как наблюдения над конкретными фактами природных процессов. Тем не менее, в философии постоянно ведется работа над построением новой методологии естествознания. Одним из первых, кто внес свой вклад в это построение, был крупнейший европейский мыслитель ХV в. Николай Кузанский (1401–1464). Сделав блестящую церковную карьеру (он стал кардиналом католической церкви), Николай Кузанский пытался использовать античное наследие, прежде всего философию Платона и неоплатоников, для анализа тех проблем, которые встали перед наукой и философией его времени. Перерабатывая неоплатоническую концепцию об эманации богом природы, Кузанский создал оригинальную концепцию развития, во многом повлиявшую на дальнейшее развитие философии. Но, по его мнению, переход от бога к миру происходит путем развертывания, то есть природа есть не что иное, как развертывание всего, что содержится в боге. Кузанский, таким образом, своим принципом развертывания снимает иерархический принцип строения Природы, который был свойственен неоплатоникам. Тем самым Кузанский существенно подрывал схоластический взгляд на мир, основывающийся на признании земли центром Вселенной, вокруг которой вращаются небесные сферы, имеющие совершенно иную природу, нежели Земля. Он создал ту атмосферу научного поиска в области естествознания, которая привела к разработке Николаем Коперником (1473–1543 гг.) гелиоцентрической картины мира. В своей книге «Об обращениях небесных сфер» он выдвинул гипотезу о вращении земли вокруг своей оси и тем самым поставил под сомнение истинность разделявшейся церковниками геоцентрической гипотезы Птолемея, согласно которой в центре мира якобы находится неподвижная земля, а вокруг нее вращаются солнце и планеты. Указывая на большое значение книги Коперника для развития философии, Энгельс писал: «Революционным актом, которым исследование природы заявило о своей независимости... было издание бессмертного творения, в котором Коперник бросил, – хотя и робко и, так сказать, лишь на смертном одре вызов церковному авторитету в вопросах природы. Отсюда начинает свое летоисчисление освобождение от теологии, с этого времени пошло гигантскими шагами так же и развитие наук». Система Коперника в течение трехсот лет оставалась гипотезой. Когда же Леверье, на основании данных этой системы не только доказал, что должна существовать еще одна, неизвестная до сих пор, планета, но и определил посредством вычисления место, занимаемое ею в небесном пространстве, и когда после этого Галилей действительно нашел эту планету, система Коперника была доказана. Законы тяготения, определяющие движение небесных тел, придали характер полной достоверности той мысли, которую Н. Коперник высказал как гипотезу и вместе с тем доказал существование невидимой, связующей все Мироздание силы (ньютоновское тяготение). Следует при всем этом отметить, что еще в античности философ Аристарх Самосский выдвинул гипотезы: вселенная во много раз больше, звезды и Солнце неподвижны, что Солнце лежит в середине орбиты, что сфера неподвижных звезд расположена вокруг того же центра, т.е. Солнца. Таким образом, Аристарх пришел не только к гелиоцентризму, но и к допущению существования бесконечной по величине Вселенной. Но преобладала аристотелевская геоцентричная Космология. Через два-три века Птоломей утвердил геоцентризм на 14 с лишним веков и только через 18 веков после Аристарха гелиоцентризм был подтвержден Николаем Коперником. Огромную роль в обосновании этой системы сыграли Галилей, Кеплер, Ньютон. Вслед за Коперником выступил Джордано Бруно (1548–1600), по праву считающийся основателями естествознания. Он философски обосновал учение Коперника и обобщил с позиций материализма естественнонаучные открытия Эпохи Возрождения. Признавая первичность материи, он развил мысль о том, что Вселенная бесконечна и безгранична, едина и многообразна, вечна и неисчерпаема в своих проявлениях. Бруно развил также ряд диалектических положений: о единстве, связанности и универсальном движении в природе, о совпадении противоположностей как в бесконечно большом, так и в бесконечно малом. Материалистически решал Бруно и вопрос о познаваемости мира. Познание, с его точки зрения, является правильным только в том случае, если оно основано на изучении природы. Доказывая познаваемость мира, Бруно в то же время высказывал отдельные мысли о познании как историческом процессе. На рубеже XVI–XVII в.в. материалистическое мировоззрение было представлено в творениях Галилео Галилея (1564–1642). Будучи сторонником учения Коперника, Галилей в своих взглядах на мироздание выступил как борец и защитник свободы исследования природы. Он так же как и Бруно, последовательно отстаивал учение о первичности материи и утверждал, что материя вечна, природа едина, материальный мир бесконечен и находится в состоянии вечного движения и изменения. В качестве своего учителя он называл материалиста античности Демокрита. Главным достижением Галилея в механике было установление закона инерции, принципа относительности, согласно которому равномерное и прямолинейное движение системы тел не отражается на процессах, происходящих в этой системе. Галилей первым начал применять научный эксперимент в виде математического, в особенности – геометрического, моделирования явлений природы. Исходным пунктом познания природы Галилей считал наблюдение, опыт. Познание внутренней необходимости явлений есть, согласно ученому, высшая ступень знания. Галилей был создателем так называемой точной индукции. Используя эксперимент и средство математического анализа для обработки полученных данных эксперимента, Галилео Галилей добивается огромных результатов практически во всех разделах тогдашней физики. Он отвергает физику качеств античности, пытаясь свести качественные изменения к их геометрическим и количественным характеристикам. Так постепенно преодолеваются бытующие представления о природе как совокупности таинственных сил, которые можно заставить служить человеку с помощью магических действий. На повестку дня ставится вопрос в создании методологии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 383; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.179.120 (0.011 с.) |