Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 9. Русская философия первой половины XIX-начала XX вв.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Для русской идеалистической и религиозной философии XIX–начала XX вв. характерны следующие черты: 1. онтологизм, т.е. признание бытия и существования методологически первичным в философствовании (главное – сначала быть, а потом – познавать); 2. антропоцентризм, т.е. человек в центре внимания философских исследований; 3. проблема абсолюта, единства человека и бога является ведущей. В основе философских систем лежит религиозная интуиция; 4. историософичность. Проблемы философии ставятся еще со времен принятия христианства. Проблема судеб истории, цели и конца истории, ее смысла всегда волновали русских философов; 5. не отвергает проблемы гносеологии, однако проблема познания ставится шире, чем в западной философии; 6. морализм (особенно Толстой и Достоевский); 7. космизм, т.е. проблема значимости человеческой деятельности для космоса в целом; 8. аксиологизм (ценности) – Бог и человек, добро и зло, любовь и ненависть. Западничество – направление в русской общественной мысли 40-х гг. XIX века. В московский кружок западников входили Герцен, Грановский, Огарев, Боткин, Кавелин и другие. Тесную связь с кружком имел Белинский. Обычно принято считать, что главным пунктом расхождения между «славянофилами» и «западниками» их противоположная оценка петровских преобразований. Но этот пункт носил внешний характер. Внутренние расхождения лежали намного глубже – они касались отношения к западноевропейской образованности, науке, просвещению. Западники осуждали самодержавно-крепостнический строй, вели борьбу против идеологии «официальной породности», пропагандировали идеи эпохи Просвещения, стремились к европеизации России и т. п. Западники отвергали возможность существования какой-то особенной национальности или, пользуясь терминологией славянофилов, «народной науки». Со спора о «народности науки» дискуссия переходила в сферу принципиальных мировоззренческих проблем. Речь шла о соотношении общечеловеческого и народного, национального в историческом процессе. Если западники подчеркивали первенство общечеловеческого начала, то славянофилы склонялись к преувеличению роли народного, национального фактора в истории. Эту противоположность можно проследить и в выдвижении из славянофильской среды идеи «мессианства» России. Славянофильство – направление русской общественной мысли 40–50-х гг. XIX в., противостоявшее западничеству. Основатели славянофильства – Киреевский и Хомяков. Славянофилами являлись К. и И. Аксаковы, Ю. Самарин и др. Философское обоснование своей доктрины славянофилы искали в религиозно-мистической системе: волюнтаристической онтологии (Хомяков) и иррационалистической гносеологии (Киреевский). Его приверженцы делали упор на самобытном развитии России, ее религиозно-историческом и культурно-национальном своеобразии и стремились доказать, что славянский мир призван обновить Европу своими экономическими, бытовыми, нравственными и религиозными началами. Западники же стояли на точке зрения единства человечества и закономерностей его исторического развития и полагали неизбежным для России пройти теми же историческими путями, что и ушедшие вперед западноевропейские народы. В основе социально-политических расхождений этих двух интеллектуальных направлений лежали глубокие философские разногласия Славянофильство – глубоко религиозное учение, рассматривающее церковь и веру как фундамент, основу всех исторических и общественных реалий. Со своей стороны представители западничества не отличались религиозностью, в философских и историософских построениях придерживались идей секуляризма. Для славянофилов характерно противопоставление внутренней свободы внешней необходимости. Все они подчеркивали примат свободы, исходящей из внутренних убеждений человека, и отмечали негативную роль внешних ограничений человеческой деятельности, пагубность подчинения человека господству внешних обстоятельство. Славянофильство стремилось вывести человека из-под господства внешних сил, навязанных извне принципов поведения, оно ратовало за такое поведение, которое бы целиком определялось внутренними, исходящими от сердца мотивами, духовными, а не материальными интересами, поскольку истинная воспитанность и поведение не подчиняются внешней необходимости и не оправдываются ею. Человек должен руководствоваться своей совестью, а не рационалистическим определением выгоды. Славянофилы недооценивали необходимость правового регулирования поведения людей. Характерной чертой славянофильского миропонимания была также его религиозность. Славянофилы полагали, что, в конечном счете, вера определяет и движение истории, и быт, и мораль, и мышление. Поэтому идея истинной веры и истинной церкви лежала в основе всех их философских построений. И все же строго разграничивать эти два «лагеря» (по крайней мере, до открытого разрыва в 1844 г.) вряд ли целесообразно. Единственным важным мировоззренческим различием было отношение к духовным традициям православия. Славянофилы отстаивали принципы своеобразно понятой ими христианской философии, тогда как западники в целом придерживались секулярных, рационалистических взглядов. Кроме оппозиции к существующей социально-политической системе, кроме идей о необходимости серьезных в ней изменений, кроме того факта, что и те и другие испытали серьезное влияние немецкой идеалистической классической философии, их сближали, наконец, и дружеские связи. Исторический опыт дискуссий 40–50-х гг. XIX века в России между западниками и славянофилами имеет непреходящее значение. Ф. М. Достоевский (1821–1881) рассмотрел большое количество философских проблем общемирового уровня. Его философия основана на почвенничестве, т.е. связью с глубинной народной сущностью. Философия Достоевского основывается на любви и ценности к каждому человеку. Основа такой позиции – христианская религиозная точка зрения. Первая и самая важная проблема – это человек. «Нет ничего значительнее и страшнее человека». Человек внутренне двусмысленен и противоречив, антиномичен: красота и безобразие, добро и зло, свобода и рабство и т.д. Человеческая жизнь есть бытие, где борются дьявол с богом. Главное в человеке — способность к любви. Она является источником веры, а вера и любовь составляют смысл жизни. Религиозно-идеалистическая философия, продолжавшая традиции славянофильства, получает фундаментальное обоснование в многочисленных трудах Вл. Соловьева (1853–1900), построившего своеобразную систему «цельного знания» как синтеза науки и религии, призванного обосновать концепцию «богочеловеческого всеединства» и всемирной теократической формы монархической власти во главе с русским царем. Центральным в учении Соловьева является идея «всеединства» - представление о целостности мира, вбирающий в себя и весь его материально-идеальный состав и основные способы его постижения, а реальныймир – как ее самоопределение и воплощение (посредником между ними выступает так называемая мировая душа, или София, Божественная премудрость). Безусловное «всеединство» постигается, по Соловьеву, лишь «цельным» знанием, которое представляет собой соединение мистического, рационального (философского) и эмпирического (научного) знания. Соловьев отстаивает единство теологии, философии и науки и называет его «свободной теософией». Осуществление синтеза науки, философии, религии, – отмечал Вл. Соловьев, – высшая цель и финальный результат развития человечества. Таким образом, он впервые формирует идею слияния культур Запада и Востока. Он выступал за слияние православной, католической и протестантской церквей, власти русского царя и римского папы. В гносеологии Вл. Соловьев выступал за синтез философии, религии и науки. Философия, религия, наука, – писал он, – цельное знание. Н. А. Бердяев (1874–1948) – один из основателей экзистенциализма и персонализма. Философия Н. Бердяева – антропоцентрична. Проблемы духовности, свободы и творчества, судьбы, смысла жизни и смерти всегда были в центре его философских размышлений. Тема свободы – важнейшая для Н.А.Бердяева. Безусловное «всеединство» (как совершенный онтологический синтез истины, добра и крсоты) постигается по Вл. Соловьеву лишь «цельным» знанием, которое представляет собой соединение мистического, рационального (философского) и эмпирического (научного) знания. Полное определение истины по Вл.Соловьеву – выражается в трех предметах: «сущее, единое, все». Соловьев, таким образом, отстаивает единство теологии, философии и науки. В обществе идея «всеединства» раскрывает себя как богочеловеческий союз лиц (свободная теократия) или вселенская церковь, объединяющая все национальности и определяющая безусловные цели человечества – преодоление эгоизма и вражды и создание на земле «царства божьего», где будут разрешены социальные противоречия. Религиозная философия Бердяева связана с его социальными концепциями, а связующим звеном выступает личность и ее проблемы. Поэтому в своих произведениях Бердяев много внимания уделяет рассмотрению места личности в обществе и теоретическому анализу всего того, что связано с личностью. Для Бердяева личность не является частью общества, наоборот, общество – часть личности. Личность – это такой творческий акт, в котором целое предшествует частям. Основа человеческой личности – бессознательное, восходящее через сознательное к сверхсознательному. Философия Бердяева представляет собой наиболее яркое выражение русской мысли, в которой сделана очередная попытка выразить христианское мировоззрение в его оригинальной форме. Он считал своим долгом бороться против всех социальных и политических тенденций современности, ведущих к порабощению свободного духа.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.200.197 (0.011 с.) |