Тема 8. Становление и основные стратегии развития постклассической философии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Становление и основные стратегии развития постклассической философии



 

В западной философии XX века различают следующие направления: позитивистские, представленные различными школами позитивизма; иррационалистические, например, экзистенциализм; религиозные, наиболее типичные из которых – неотомизм, персонализм и протестантская «теология кризиса». Названные течения не исчерпывают все существующие философские школы. К ним относятся также феноменология, прагматизм, философская антропология и др. Приспособление к современному научному знанию различных философских течений осуществляется разными способами. Например, неопозитивизм внешне положительно относится к науке, но при этом отрицает ее мировоззренческую значимость. Мировоззренческие вопросы неопозитивисты, как правило, объявляли псевдопроблемами.

Экзистенциализм. Родоначальником экзистенциализма считается датский философ С. Кьеркегор (1813–1855). Сходные идеи в России развивали Л. И. Шестов (1866–1938) и Н. А. Бердяев (1874–1948). Крупнейшие представители экзистенциализма – К. Ясперс (1883–1969), М. Хайдеггер (1889 –1976), Г. Марсель (1889–1973), Ж. П. Сартр (1905–1980), А. Камю (1913–1960).

Экзистенциализм, или «философия существования», – одно из иррационалистических направлений западной философии. Понятие «экзистенция» (от лат. exsistentia – существование) в экзистенциализме играет особую роль, служит исходным пунктом всех его философских построений.

Существование, по мнению экзистенциалистов, предшествует сущности. Оно не может быть выведено из сущности, как думали рационалисты. Его нельзя выразить в понятиях, постигнуть разумом. Оно представляет собой нечто иррациональное. Все, что постигается разумом, является объектом (вещью), которому противостоит сознание как субъект. Исходным, таким образом, у экзистенциалистов является не существование объективного мира, а существование отдельного человека с его чувствами, переживаниями, то есть субъект, выступающий как совокупность своих психических переживаний. В свете этого исходного начала у экзистенциалистов изменяется и задача философии. Она представляется не как исследование всеобщих форм бытия, не как раскрытие сущности мира и познания, а как открытие смысла существования человека, подлинной экзистенции. Лишь через уяснение смысла собственного существования человек, по их мнению, может судить о том, что находится вне его, в окружающем мире.

Сведя сущность экзистенции (существования) к человеческому существованию, к субъективным переживаниям индивида, экзистенциалисты отвергают научное познание как путь проникновения в тайны личности и открытия смысла ее существования, как форму адекватного осмысления мира вообще. Истинной формой философского познания у экзистенциалистов выступает интуиция, трактуемая как иррациональный метод непосредственного видения смысла рассматриваемой реальности, которая представляет собой, в конечном счете, не что иное, как субъективные переживания личности.

Но возможен ли переход человека от «неподлинного» существования к «подлинному», от состояния, где нет свободы действия, нет выбора, к свободному состоянию? Возможен. Для этого, полагают экзистенциалисты, необходимо, чтобы человек оказался в «пограничной ситуации»: попал в беду, оказался перед лицом смерти, испытывал трагическую вину. Находясь в «пограничной ситуации», человек начинает по-иному смотреть и на себя и на вещи, для него раскрывается смысл его «подлинного» существова­ния и он обретает свободу. Свободу экзистенциалисты представляют как абсолютную независимость решений и действий человека от обстоятельств.

Отвергая рациональное познание как не соответствующее тому предмету, с которым имеет дело философия, экзистенциализм выдвигает метод непосредственного, интуитивного постижения реальности, опираясь главным образом на Гуссерля (Хайдеггер, Марсель, Сартр), Дильтея (Хайдеггер, Ясперс), отчасти на интуитивизм Бергсона. Многие экзистенциалисты считают, что философия по своему методу познания стоит гораздо ближе к искусству, чем к науке. Экзистенциализм оказал большое влияние на искусство и литературу Запада 40-60-х гг., а через них и на умонастроения части интеллигенции.

Позитивизм и его формы. Позитивизм представляет собой философское направление, развивающее дальше субъективно-идеалистические и агностические идеи позитивистов XIX и начала XX века. Не случайно, поэтому его называют третьим позитивизмом. В качестве первого позитивизма считаются воззрения О. Конта (1798–1857) и Г. Спенсера (1820–1903), которые объявили философию ненужной, мешающей развитию научного познания, дезориентирующей его, поскольку она ставит нереальные цели достижения знания сущности вещей, конечных причин, скрытых за наблюдаемыми явлениями. По мнению Конта, человеческое познание должно сосредоточить свое внимание на изучении явлений, описании их внешних сторон, классификации. Последо­вательное развитие этих идей Конта привело к возникновению в конце XIX и начале XX века эмпириокритицизма, представляющего собой новую стадию в развитии позитивизма, его новую форму – так называемый второй позитивизм. Представители эмпириокритицизма Э. Мах (1838–1916), Р. Авенариус (1843–1896) и др., сводя явления к ощущениям, а познание к исследованию взаимосвязи между ощущениями, пытались ликвидировать вопрос о соотношении психического и физического, материи и сознания. Объявив неразрывную связь психического и физического рядов явлений, субъекта и объекта и обусловленность второго первым, они оказались на позициях субъективного идеализма.

Третий позитивизм (неопозитивизм), сменивший эмпириокритицизм, сформировался в 20–30-х годах прошлого века в результате применения математической логики к философскому исследованию. Основные его представители – М. Шлик (1882–1936), Р. Карнап (1891–1970), Л. Витгенштейн (1889–1951), А. Дж. Айер (р. 1910 – 1989) и др.

Неопозитивизм – одно из наиболее распространенных направлений в современной философии. Он имеет много сторонников в среде ученых. Его популярность обусловливается тем, что он выступает против всякой «метафизики», то есть общих философских проблем, считает эти проблемы надуманными, искусственными, псевдопроблемами и заявляет о том, что философия должна обслуживать науку, оказывать ученым помощь в формировании научных положений и оперировании ими; она должна заниматься лишь разработкой правил логического анализа, решать языковые проблемы.

Философия, согласно учению неопозитивистов, должна заниматься исключительно анализом языковых форм и разработкой правил построения языковых выражений. Что же касается вопроса об отношении наших высказываний, образуемых нами языковых конструкций к окружающей объективной действительности, то он, по мнению неопозитивистов, не представляет никакой научной ценности.

В качестве способа отделения общих понятий и предложений, лишенных, по мнению неопозитивистов, смысла, от понятий, имеющих определенный смысл, был выдвинут принцип верификации, предполагающий опытную проверку высказываний, сопоставление их с чувственными данными или с предложениями, их фиксирующими. Однако далеко не каждое общее положение можно непосредственно сопоставить с чувственными данными, ощуще­ниями. В частности, положения, отражающие тот или иной момент сущности, ту или иную необходимую сторону или связь исследуемого объекта, не могут совпадать с чувственными данными, поскольку последние отражают лишь то, что лежит на поверхности объекта, то есть явление. В явлении же сущность, ее составляющие необходимые стороны и связи выражаются искаженно. Оно (явление) включает в свое содержание и случайное, обусловленное не внутренней природой объекта, а внешними условиями его существования, другими окружающими его объектами, с которыми он вступает во взаимодействие.

Прагматизм. Прагматизм возник и получил наиболее широкое распространение в США. Его основоположниками являются американские философы Ч. Пирс (1839–1914), У. Джемс (1842–1910) и Дж. Дьюи (1859–1952), английский философ Ф. К. С. Шиллер (1864–1937).

Основоположники прагматизма утверждают, что они решительно порвали со всей старой философией и создали новую философию, совершив тем самым переворот. Если все другие философы в качестве исходного пункта своих учений выдвигают или внешнюю, независимую от человеческого сознания действительность, или мир идей, то мы, заявляют они, центральным, определяющим звеном своей философии делаем человека, его интересы, практику, которая включает в себя все, что существует, растворяет на — личную действительность в субъективности человеческой деятельности, и тем самым превращаем философию в метод обнаружения и интерпретации наиболее серьезных конфликтов, встречающихся в жизни, метод проектирования способов обращения с ними. Считая, что отправным пунктом философской теории является практика, прагматисты заявляют, что она есть единственная реальность, которая все собой объемлет. Вне практики, вне опыта ничего нет и не может быть. Будучи всеобъемлющим, опыт, по мнению прагматистов, включает в себя материальное и идеальное, объективное и субъективное – одним словом, все, что существует. Включив в опыт все субъективные и объективные явления, сторонники прагматизма объявили неправомерным их противопоставление, и даже различение. По их мнению, не существует никаких оснований для жесткого разделения событий на субъективные и объективные. Тем самым они пытаются обойти основной вопрос философии, подняться над материализмом и идеализмом и утвердить некую третью, свободную от ограниченностей материализма и идеализма линию.

В последние десятилетия западная философия претерпела серьезную эволюцию. Перестройке подверглись рассмотренные выше ведущие философские направления – прагматизм, экзистенциализм, неотомизм, неопозитивизм. Они оттеснены на задний план. Логический позитивизм сменяется философией лингвистического анализа, затем на первый план выходит критический рационализм и различные постпозитивистские концепции. В рамках экзистенциализма и близкой к нему феноменологии сформировалось и получило широкое распространение такое направление, как герменевтика. В ходе происходящей эволюции наблюдается тенденция усиления сотрудничества и взаимопонимания представителей различных направлений, смягчение конфронтации вследствие видоизменений концепций с учетом определенных положений того или иного основного направления.

Другой особенностью современного этапа развития западной философии является усиление внимания к общефилософским, мировоззренческим проблемам. В предшествовавший период представители основных направлений, в частности неопозитивизма и экзистенциализма, отвергали традиционно философские проблемы, касающиеся основ бытия. Теперь сделан решительный поворот к реабилитации и возрождению традиционной философской проблематики, предпринимаются попытки критического преодоления крайностей логического позитивизма. В этом деле значительная роль принадлежит Л. Витгенштейну и К. Попперу, которые, будучи связанными с позитивизмом, подготовили почву для отхода от ряда исходных положений неопозитивизма. Витгенштейн, в частности, отказался от искусственного логического анализа как универсального метода исследования языка. Поппер, обосновав концепцию критического рационализма, положил начало постпозитивистскому движению.

Из числа возникших в последние десятилетия и получивших широкое распространение на Западе философских течений рассмотрим критический рационализм, философскую герменевтику, структурализм.

Критический рационализм. Его основоположником является английский философ К. Поппер. Эта концепция сложилась в 60-е годы. Критический рационализм существенным образом отличается от классического рационализма, связанного с такими именами, как Декарт, Спиноза, Лейбниц. Представители последнего верили в неограниченные возможности человеческого разума, критический же рационализм Поппера ставит серьезные границы его познавательным возможностям, развитию научного знания.

Согласно Попперу, существуют три мира: 1) физический мир, мир физических состояний; 2) субъективный, умственный мир человеческого опыта; 3) мир умопостигаемых сущностей, идей, в который входят всеобщие понятия, числа, математические истины, а также все другие утверждения и теории.

Современная религиозная философская мысль не представляет собой однородную систему: в ее рамках функциониру­ет ряд течений, школ. Анализируя христианскую философию, выделим прежде всего неотомизм, пытающийся приспособить к условиям современности фило­софское учение томизма.

Философия неотомизма. Томизм, создателем которого был Фома Аквинский, возник в XIII ве­ке как направление, ассимилирующее и использующее философские идеи Аристотеля для нужд церкви. После относительно короткого периода расцвета томистская философия подверглась разложению. Переломным моментом в процессе обновления томизма стал 1879 год, когда он получил официальное признание Ватикана и вновь стал действующей теологически-философской доктриной, именующейся неотомизмом.

Представители неотомизма (Ж. Маритен, Э. Жильсон и др.) исходят из того, что к «духу и методу» философии Фомы следует относиться активно, то есть развивать ее, пополнять, исправлять и интерпретировать по-новому, однако так, как делал бы это «сам святой Фома, если бы он жил в XX веке».

Неотомисты считают, что для человека импульсом творчества должна быть вера. Неотомизм – доктрина, признающая первенство веры перед разумом, пытающаяся рационализировать ее.

Согласно неотомистам, все формы бытия (в том числе и люди) состо­ят из двух элементов: материи и формы. Материя – это пассивный, неопреде­ленный элемент действительности, фактором же, придающим ей определен­ность, формирующим ее, выступает нематериальная форма. Применительно к человеку этой формой является душа. Все существующее в мире упорядочено в рамках определенной иерархии, на верхушке которой находится чистая фор­ма, чистый дух – «создатель и хранитель мира». Ниже находятся «чистые интеллигенции» (ангелы), еще ниже – на бесконечном расстоянии от бога и на очень большом от ангелов – находится человеческий род, еще ниже – животные (обладающие анимальной душой, то есть наделенные психической жизнью, но не способные существовать вне материи) и растительные организмы, имеющие вегетативную душу. Внизу находятся мертвые материальные элементы. С точки зрения томизма человек создан богом для того, чтобы он мог служить ему, и этому должна быть подчинена вся его земная деятель­ность. Согласно философии неотомизма, исторический процесс зависит от сверхъестественных трансцендентных сил. Этим фактически исключается возможность активного воздействия человека на ход истории. В целом философия неотомизма представляет собой теологически ориентированную метафизику. По своей проблематике и терминологии последняя заметно отличается от средневекового томизма, в ней электрически соединены основные элементы учения Фомы Аквинского (принцип гармонии веры и разума и др.) с отдельными положениями новейших идеалистических систем. В современных условиях наметилась и осуществляется новая ориентация неотомизма на приобщение его к современной философии путем синтеза томистких принципов с некоторыми идеями экзистенционализма, феноменологии, философской антропологии и др.

Социальная философия неотомизма осуждает секуляризацию социального бытия, так как она угрожает существованию целостного человека, ведет его к моральной деградации. Отсюда делается вывод о главенствующей роли религии и церкви в нормальном, естественном развитии общества.

В рамках рели­гиозной философии получают развитие другие философские направления, и среди них персонализм, который представляет собой теистическую антропо­логическую доктрину. Он возник в начале 30-х годов XX века как реакция мелкобуржуазных слоев на деперсонализацию общественной жизни. Наи­большее распространение персонализм получил в Англии и Америке. Его представителями являются английский философ X. У. Керр (1857–1931), не­мецкий философ В. Штерн (1871–1938), американские философы Р. Т. Флюэллинг (1871–1960), Б. Боун (1847–1910), Э. Ш. Брайтмен (1884–1953) и др.

Считая человека субстанцией (бытие, состоящее из нематериальной формы, души, и материи), персоналисты анализируют его в двух аспектах: сверхъестественном, духовном и внеэмпирическом (человек-личность), а так­же материальном, эмпирическом (человек-индивид).

Человек является личностью, так как ему присуща самостоятельная деятельность, он располагает свободной и разумной духовной первоосновой, свободой выбора и независим от мира. Человек является личностью потому, что существует как духовное бытие. Что же касается индивида, то он является обычной частицей материи, обладает психической жизнью и представляет со­бой часть общества. Будучи смертным, он всю свою деятельность направляет на земные блага. Как часть природы и общества, человек-индивид подчиняет­ся как общественным законам, так и законам природы. Он должен подчинять­ся обществу, государству. Если человек-индивид подчинен обществу, государству, то человек-личность находится над обществом и подчинен только богу посредством церкви.

Согласно персоналистам, мир познаваем потому, что он сотворен личностью. Но поскольку творящие личности неравноценны, создают лишь те вещи и явления, с которыми они имеют дело на практике, постольку человеческое познание небезгранично. Человек, согласно учению персоналистов, мо­жет познать все, что зависит от него, но не все, что сотворено верховной, ду­ховной личностью. В частности, человек не может познать, в чем заключается сущность мира, какие цели лежат в основе его развития, каково его назначение и т. д. Отсюда вывод: одного человеческого познания, осуществляемого нау­кой, недостаточно для того, чтобы иметь полное знание о мире, нужен другой путь проникновения в сущность мира. Этот, другой, путь познания мира дает религия. Отсюда необходимость религии, которая соединяет человека с вер­ховным, божественным существом и раскрывает тайны бытия.

Получается, что религия и наука не только совместимы, но и необхо­димо дополняют друг друга. Наука дает знание вещей и явлений, религия – конечных причин бытия. Такое понимание взаимоотношения религии и науки, по мнению персоналистов, будет способствовать, с одной стороны, укрепле­нию господства религии, с другой — признанию достижений развивающейся науки. В свою очередь, папа Иоанн Павел II объявил об окончании растянувшейся на века позиционной войны с учеными. Жертвам преследования со стороны церкви, таким, как еретики, как Галилео Галилей и Чарльз Дарвин, от имени папы объявлена амнистия. «Вера и разум» – два крыла, с помощью которых человеческий дух воспарит к познанию истины» – написал он в своей 13-й энциклике. Иоанн Павел II обратился к пастве с призывом восстановить порванную много веков назад ниточку диалога с исследователями природы. Они утверждают, что все невзгоды, сопровождающие человеческую жизнь, все лишения, испытываемые человеком, обусловливаются не антагони­стическими общественными отношениями, а противоречивостью духовной жизни человека. Если все в мире определяется духовным началом, значит, и то, что случается с человеком в его повседневной жизни, обусловливается его собственной духовной природой, несовершенством его души.

Термин «герменевтика» появился в Древней Греции и означал основывающееся на определенных правилах и интуиции искусство истолкования того или иного полученного известия. Впоследствии стали различать определенные виды герменевтики (филологическую, религиозно-догматическую, методологическую и т. д.). Появление философской герменевтики относят к XX веку. Она сформировалась в рамках феноменологического направления и экзистенциализма и так или иначе проникает во все философские направления, теории, поскольку в качестве объекта философствования в ней выступает язык, которым пользуются философы всех школ и направлений. Основоположником герменевтики нового времени является немецкий богослов и философ Ф. Шлейермахер (1768–1834), который понимал под герменевтикой учение о способах проникновения в духовный мир авторов евангельских текстов. Впоследствии герменевтика начинает рассматриваться как метод реконструирования внутреннего мира какой-либо творческой личности, жившей в прошлом, которым могли пользоваться все науки, изучающие духовные явления.

Герменевтики считали, что именно они в состоянии точно воспроизвести подлинный дух текстов, скрывающийся за их словесной оболочкой. Дальнейшее развитие герменевтика получила у немецкого философа В. Дильтея (1833–1911). Последний возложил на герменевтику выполнение более фундаментальной задачи, чем та, которая была сформулирована Шлейермахером. Она должна была раскрывать не внутренний мир автора той или иной религиозной или философской концепции, а объективный дух соответствующей культуры, внутренние ценности эпохи. В XX веке экзистенциалист М. Хайдеггер превращает герменевтику в философское учение, объектом которого является бытие вообще, смысл слова «бытие».

В отличие от Хайдеггера немецкий философ X. Г. Гадамер текст объявляет окончательной реальностью и превращает его в предмет философии. Задачей герменевтики теперь является не раскрытие смысла созданных в прошлое время текстов, а выявление всех возможных интерпретаций, то есть и тех, о которых авторы текстов ничего не могли знать. Текст у Гадамера приобретает самостоятельный смысл по отношению к его автору, и не только к автору, но и к среде, в которой творит автор, к его эпохе. Таким образом, задачей герменевтики теперь является не репродукция смыслов тех или иных текстов, а создание новых. В свете всего этого основным вопросом герменевтики является не соотношение сознания и объективной реальности, а соотношение одного субъекта с другим – автора текста и интерпретатора – через язык, являющийся не просто посредником между ними, но и основой бытия. Существовать для новейших представителей герменевтики означает «быть понятым в языке», «быть истолкованным». Значит, задача философии – заниматься лишь тем бытием, которое присутствует в языке, «заставить его говорить».

Структурализм. Это течение философской мысли занимается как вопросами понимания (познания), так и проблемами «устройства» объектов познания – общества на том или ином этапе, культуры, научной теории, мифа и т. д. Мир предстает перед взором структуралиста как своеобразная иерархия структур. Одни из них – базовые, глубинные (например, структура родства), другие – производные, воспроизводящие их в символической форме (например, структура мифа). В пределах каждой из структур можно определить и облик их элементов (называемых «индивидами»), и тенденции их связей между собой, и направление их эволюции.

В современной западной социологии различаются два основных подхода к исследованию общества. Представители одного из них сосредоточивают свое внимание на рассмотрении общих проблем, разработке концепций, охватывающих общество в целом, общих принципов его функционирования и развития. Представители другого занимаются исследованием отдельных локальных сфер общественной жизни, той или иной специальной области – социальной структуры, социального планирования, политических отношений, семьи, занятости людей, досуга, спорта и т. д. Первое направление представляет собой философию истории, второе – эмпирическую социологию.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 437; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.141.44 (0.016 с.)