Основные ступени процесса познания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные ступени процесса познания



 

СТУПЕНИ ФОРМЫ ПРИМЕРЫ
ЧУВСТВЕННОЕ – познание посредством органов чувств: зрения, слуха, вкуса, осязания. (Непосредственное и конкретное отражение действительности) Ощущение – отражение свойств объектов, воздействующих на органы чувств Красный, звонкий, кислый, твердый и т.д.
Восприятие – целостное отражение воздействующих предметов Образ конкретного человека, животного, растения и т.д.
Представление – воспроизведение в сознании ранее воздействовавших явлений Человек может вспомнить вкус плодов, запах цветов, пение птиц, образы людей и т.д.
ЛОГИЧЕСКОЕ (рациональное) – познание посредством абстрактного мышления, языкового общения. (Обобщенное и опосредованное отражение действительности) Понятие – мысль, отражающая общие и существенные признаки предметов Человек, растение, животное, государство и т.д.
Суждение – мысль, отражающая явление в его связях с другими явлениями Республика Беларусь укрепляет дружбу и мир между народами
Умозаключение – процесс мышления, в результате которого из нескольких суждений выводится новое Все металлы проводят электричество. Медь – металл. Медь проводит электричество

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

 

 


ТЕМА 17. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

 

Наука – сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении и включающая в себя все условия и моменты этого производства: ученых с их знаниями и способностями, научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование; методы научно-исследовательской работы, понятийный и категориальный аппарат, систему научной информации, а также всю сумму наличных знаний, выступающих в качестве либо предпосылки, либо средства, либо результата научного производства. Причем наука рассматривается как целостная система, включающая исторически подвижное соотношение частей: природоведения и обществоведения, философии, естествознания, метода и теории, теоретических и прикладных исследований, а не ограничивается естествознанием или «точными» науками, как считают позитивисты.

Наука появляется в древнем мире (Индия, Египет, Китай). Это достояние восточных цивилизаций было воспринято и переработано в стройную теоретическую систему в древней Греции. С этого времени и вплоть до индустриальной революции главной функцией науки являлась объяснительная функция; ее основная задача – познание с целью раздвинуть горизонты видения мира, природы, частью которой является сам человек.

С появлением капиталистического способа материального производства создаются условия для превращения науки в активный фактор самого производства. В качестве основной выдвигается теперь задача познания с целью преобразования природы. Но чтобы наука могла удовлетворять потребностям современного производства, научные знания должны стать достоянием большой армии специалистов, инженеров, организаторов производства и рабочих. Таким образом, наука все более превращается в непосредственную производительную силу, а практическая реализация результатов науки происходит через ее личностное воплощение, т.е. наука призвана во все большей степени ориентироваться уже не на одну лишь технику, но и на самого человека, на безграничное развитие его интеллекта, его творческих способностей, культуры мышления, на создание материальных и духовных предпосылок для его всестороннего, целостного развития. В связи с этим современная наука уже не просто следует за развитием техники, а обгоняет ее, становится ведущей силой прогресса материального производства. Она формируется как целостный, интегрированный организм, пронизывающий все сферы общественной жизни – экономике, политику, сферу управления, образования и т.д.

Современное развитие науки ведет к дальнейшим преобразованиям всей системы жизнедеятельности человека. Особо впечатляюще ее воздействие на развитие техники и новейших технологий, воздействие научно-технического прогресса на жизнь людей. Наука создает новую среду для бытия человека.

Первое, исходное «членение» науки – выделение ее в структуре фундаменталь­ных и прикладных исследований, фундаментальных и прикладных наук. Говоря пре­дельно кратко, фундаментальные исследования – это такие исследования, которые от­крывают новые явления и закономерности. Это исследования того, что лежит в приро­де вещей, явлений, событий. Наука прикладная ставит перед собой задачу решения определенной технической проблемы обычно в непосредственной связи с материаль­ными интересами общества. Но при проведении фундаментального исследования можно ставить и чисто научную задачу, и конкретную практическую проблему. При этом неважно, каковы суть субъективные намерения и установки исследователя

Фундаментальные и прикладные исследования играют различные ро­ли в обществе и по отношению к самой науке. Разработка фундаментальной науки направлена, прежде всего, на внутренние потребности и интересы нау­ки, на поддержание функционирования науки как единого целого, и достигается это путем разработки обобщенных идей и методов познания, характеризующих глубин­ные основания бытия. Соответственно этому говорят о «чистой» науке, теоретической науке, о познании ради познания. Прикладные науки направлены вовне, на ассимиля­цию с иными, практическими видами деятельности человека, и особо на ассимиля­цию с производством. Отсюда и говорят о практической науке, направленной на изме­нение мира.

Основное значение прикладных наук есть исследование действитель­ности, то остается открытым вопрос о приложениях науки, ее результатов. Вопросы приложений науки, ее включенности в разнообразные сферы практической деятельно­сти человека ныне характеризуются как вопросы технологии. Она суть применение знаний на практике с целью производства предметов потребления, с целью измене­ния, совершенствования и контролирования условий жизни.

Когда ныне рассматриваются проблемы технологии, то неизбежно встает вопрос о направленности ее развития, ее воздействия на жизнь общества. Как иногда говорят: каждое технологическое достижение по необходимости амбивалентно, т. е. оно может служить в зависимости от подхода к нему или сложившейся ситуации на пользу или же во вред человеку. Более того, технологии, задействованные во благо человека, мо­гут иметь в ходе своего развития и отрицательные побочные последствия, так что тех­нологическое развитие нуждается в постоянном понимании и контроле. Последнее стало более чем очевидным в наше время, в период стремительного технологического развития общества. Ныне общество овладело такими мощными силами, действие ко­торых сравнимо с геологическими, и грозит человечеству самоуничтожением. Науч­ные исследования проникают в тончайшие механизмы генетического управления жи­выми системами, что может привести к коренным, необратимым изменениям в ходе эволюционных процессов.

Человек все больше осознает не только то, что он «властелин мира», но также и то, сколь зыбко само его существование. Об этом властно заявляют возникшие в наше время многие глобальные проблемы, и в частности экологический кризис. Отсюда и встают вопросы о направленности технологического развития общест­ва и об ответственности за последствия этого развития.

На предвидении фактически основывается вся практика человека. Включаясь в любой вид деятельности, человек заранее предполагает (предвидит) получить некото­рые вполне определенные результаты. Деятельность человека в своей основе организована и целенаправленна, и в такой организации своих действий человек опирается на знания. Именно знания позволяют ему расширить границы своего существования, без чего не может продолжаться жизнь. Знания позволяют предвидеть ход событий, поскольку они неизменно включаются в структуру самих методов действия. Методы характеризуют любой вид деятельности человека, и в их основе лежит выработка особых орудий, средств деятельности. Как выработка орудий деятельности, так и их «применения» основаны на знаниях, что и дает возможность успешно предвидеть ре­зультаты этой деятельности.

Говоря о предвидении, необходимо также иметь в виду его относительный ха­рактер. Будущее открыто, оно всегда в чем-то непредсказуемо. Как говорят, дорога в будущее вымощена случайностями, и их анализ требует непрерывных усилий, посто­янного овладения все новыми случайностями. Имеющееся знание составляет основу предвидения, а практика ведет к непрерывному уточнению, расширению этих знаний. Освоение новой практики включает в себя и линию преемственности, и учет новизны. Искусство предвидения и опирается на эти компоненты в деятельности человека.

Первичным в понимании природы науки является ее воздействие на самого че­ловека, на систему его интересов, потребностей и возможностей к действию в органи­зации своего бытия и его совершенствования. Наука не есть нечто внешнее по отно­шению к сущности человека, она, скорее, связана с самой его сутью. По­следняя выражается, прежде всего, в потребностях человека. Именно потребности, их так или иначе упорядоченные системы определяют то, что можно назвать феноменом человека. Потребности человека весьма разнообразны, иерархически организованы и исторически многие из них обновляются. В наше время принято выделять три вида базисных потребностей: витальные (биологические), социальные (принадлежность к определенной группе) и познания.

Удовлетворяя и развивая потребности познания, человек делает возможным свое комплексное, целостное развитие. Наука создает идеальный мир, систему идеальных представлений о мире, предваряя этим практические действия.

В развитии науки воплощена эволюция мышления человека, его интеллекта. Именно наука коренным образом содействует становлению и обогаще­нию абстрактно-логического мышления, делая его все более утонченным и полным. Вместе с тем природа человека далеко не сводится к мыслительной деятельно­сти. Важнейшей характеристикой жизнедеятельности человека является ее эмоцио­нально-нравственный аспект, представления о котором воплощены главным образом в искусстве, морали. Соответственно этому взаимодействие науки, искусства и морали обусловливает целостное развитие человеческой личности, по меньшей мере, ее духовного мира.

Роль и место науки как социального института в жизни общества проявляются в ее социальных функциях. Главные из них – культурно-мировоззренческая функция, функция непосредственной производительной силы, функция социальная.

Первая из них характеризует роль науки как важнейшего элемента духовной жизни и культуры, играющего особую роль в формировании мировоззрения, широкого научного взгляда на окружающий мир.

Вторая функция с особенной силой обнаружила свое действие в наши дни, в обстановке углубляющейся НТР, когда синтез науки, техники и производства стал реальностью.

Наконец, роль науки как социальной силы отчетливо проявляется в том, что в современных условиях научные знания и научные методы находят все более широкое применение при решении широкомасштабных проблем социального развития, его программирования и т.д. В настоящий период особое место науке принадлежит в решении глобальных проблем современности – экологической, проблемы ресурсов, продовольствия, здоровья людей, проблемы войны и мира и т.д.

В науке, как и в любой области человеческой деятельности, взаимоотношения между теми, кто в ней занят, и действия каждого из них подчиняются определенной системе этических норм, определяющих, что допустимо, что поощряется, а что считается непозволительным и неприемлемым для ученого в различных ситуациях. Эти нормы возникают и развиваются в ходе развития самой науки, являясь результатом своего рода «исторического отбора», который сохраняет только то, что необходимо науке и обществу на каждом этапе истории. История науки, да и история человечества, с благодарностью чтит имена подвижников (таких, как Джордано Бруно), которые не отрекались от своих убеждений перед лицом тяжелейших испытаний и даже самой смерти.

Нормы этики науки, как правило, передаются от одного поколения ученых к другому. В научной деятельности равно необходимы как уважение к тому, что сделали предшественники (еще Ньютон говорил, что достигнутое им стало возможно лишь постольку, поскольку он стоял «на плечах гигантов»), так и кри­тическое отношение к их результатам. Более того, ученый должен не только мужественно и настойчиво отстаивать свои научные убеждения, используя все доступные ему средства логической и эмпирической аргументации, но и обладать мужеством отказаться от этих убеждений, если будет обнаружена их ошибочность. Вместе с тем существует ряд научных работ, в которых предприняты попытки выявления, описания и анализа этих норм. Например, американский социолог науки Р. Мертон в работе «Социальная теория и социальная структура» отмечает, что нормы науки строятся вокруг таких основополагающих ценностей, как: универсализм – убеждение в том, что изучаемые наукой природные явления повсюду протекают одинаково и что истинность научных утверждений должна оцениваться независимо от возраста, пола, расы, авторитета, титулов и званий тех, кто их формулирует; общность, смысл которой состоит в том, что научное знание должно свободно становиться общим достоянием; бескорыстность, при которой первичным стимулом деятельности ученого является поиск истины, свободный от соображений личной выгоды; организованный скептицизм, когда каждый ученый несет ответственность за оценку доброкачественности того, что сделано его коллегами, и за то, чтобы сама оценка стала достоянием гласности.

Глобальные проблемы современности, экологическая в особенности, свидетельствуют о том, что от людей науки требуется в настоящее время повышенная требовательность к оценке познавательной и практической деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 837; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.244.83 (0.015 с.)