Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Категория «бытие» как начало философского анализа действительностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Философское осмысление мира в онтологии (учение о существующем бытие) осуществляется с помощью категорий как предельно общих понятий: как предельно общих понятий: «бытие» и «небытие». Все, что существует, составляет бытие. То, чего не существует, относится к небытию. В философской литературе в качестве синонимов понятий «бытие» употребляются понятия «существование», «мир», «космос», «действительность», «реальность». Синонимами «небытие» служат понятия «несуществование», «ничто». Все существующее в мире имеет одну общую черту – оно есть, оно существует: галактики, планеты, растения, животные, люди, общество, культура. В это же время все существующее имеет разные способы и формы существования. В этом заключается философский принцип многообразия мира. Философия стремится выяснить вопрос о существовании как мира, так и человека. Поэтому она нуждается в особой категории, фиксирующей существование мира, человека и сознания – категории бытия. Философы исходили из того, что такая идея позволяет мысленно объединить самые различные предметы и явления мира лишь по одному признаку – их объективному существованию: Природа и общество, люди и их действия, мысли, чувства, существуют и образуют целостное единство мира. Бытие – философская категория с помощью которой осознается всеобщая связь между всем существующим: природным, социальным, духовным. К материальному бытию относят физический, природный мир, мир вещей. К идеальному бытию относят духовный мир, мир сознания, мир идей. Проблема трактовки бытия и соотношения его с сознанием стоит в центре философского мировоззрения. Истолкование бытия претерпело сложное развитие. Его общей чертой является противоборство материалистического и идеалистического подходов. Впервые категорию «бытие» применили древнегреческие философы Парменид, Демокрит, Платон и Аристотель, которые понимали ограниченность утверждений о существовании мира «здесь» и «сейчас», стремились понять его как единство конечного и бесконечного, постоянного и меняющегося. Именно через эту категорию они определяли отношение человека к окружающему миру, но сам мир видели по-разному. Если Парменид и Гераклит под бытием понимали весь мир, то Демокрит отождествлял бытие с простыми, неделимыми физическими частицами – атомами. Для него бытие – это основа мира, а не весь мир. Множество, богатство мира Демокрит объяснял сосуществованием бесконечного множества атомов. Платон под бытием понимал нечто вечное и неизменяемое, что может быть познано только разумом, а в результате свел бытие к бестелесному созданию – идее. Идея – центральная категория в философии Платона. Идея вещи есть нечто идеальное – это смысл, сущность вещи. Аристотель подверг критике учение Платона об идеях и дал решение вопроса об отношении в бытии общего и единичного. Единичное – то, что существует только «где-либо» и «теперь», оно чувственно воспринимаемо. Общее – то, что существует в любом месте и в любое время («повсюду» и «всегда»), проявляясь при определенных условиях в единичном, через которое оно познается. Общее составляет предмет науки и постигается умом. Таким образом, он отверг учение об идеях как сверхъестественных и самостоятельных сущностях, которые не связаны с бытием отдельных вещей (чувственное бытие), и предложил различать разные уровни бытия (от чувственно-конкретного до всеобщего). Для объяснении того, что существует, Аристотель принимает четыре причины: 1. Сущность и суть бытия, в силу которой всякая вещь такова, какова она есть (формальная причина); 2. Материя и подлежащее (субстрат) – то, из чего что-либо возникает (материальная причина); 3. Движущая причина, начало движения; 4. Целевая причина – то, ради чего что-либо осуществляется. Хотя Аристотель признавал материю одной из первых причин и считал ее некоторой сущностью, он видел в ней только пассивное начало (возможность стать чем-либо), всю же активность приписывал остальным трем причинам, причем источником всякого движения считал неподвижное, но движущее начало – бога. Бог Аристотеля – «перводвигатель» мира, высшая цель всех развивающихся по собственным законам форм и образований. Взгляды древнегреческих философов на проблему бытия выявили два разных подхода: в первом случае проблема бытия ограничивалась самой природой (земной мир и космос), в другом подходе в определении содержания и сущности бытия выявилась абсолютизация знаний об объективно чувственном мире вечных бестелесных идеях. Но было и общее в этих взглядах – это разграничение бытия и небытия. Бурное развитие науки, техники и материального производства (XVII–XVIII век) отразилось и на понимании бытия, которое стало рассматриваться как материальная реальность, как природа, которая противостоит человеку и осваивается человеком в процессе его деятельности. Господство в этот период механики привело к тому, что сама природа (как бытие) трактовалась как сложная система, в которой происходят только механические изменения. Новый подход к пониманию бытия представлен в немецкой классической философии. Так, для Канта бытие – это не особенность вещей, а способ связи человеческих понятий и суждений. У Гегеля оно совпадало с начальным этапом развития идеального (абсолютной идеи). У Фихте – создавалось деятельностью человека. Шеллинг видел бытие в свободной духовной деятельности человека (абсолютизация объективного, идеального, духовного мира человека). Прежняя онтология бытия (отождествление бытия с природой) была отвергнута. Положительным моментом в подходе понимания бытия было то, что духовный мир человека (и сам человек с его сознанием и самосознанием) был включен в структуру бытия. В определенной мере такое видение проблемы бытия характерно и для экзистенциализма, который в раскрытии сущности бытия исходит из рассмотрения приоритета содержания сознания над материальным бытием. Особенно это видно во взглядах основателя экзистенциализма Кьеркегора, который считает, что предметное бытие выражает собою «ненастоящее существование» человека. Но заслугой экзистенциализма является то, что он впервые поставил вопрос об ограниченности гуманизма в фундаменте научно-технической цивилизации. Положительным является и то, что экзистенциализм обосновал уникальность (единичность) каждого человека, что требует видеть и уважать в каждом человеке неповторимое существо, но при этом была отвергнута общественная сущность человека. Педагогическая деятельность предполагает признание единства единичности (уникальности) и общности человеческого в каждом человеке. Марксистская философия рассматривает проблему бытия многогранно, на основе диалектико-материалистического решения основного вопроса философии, признания многоступенчатости бытия, взаимосвязи уровней, которые нельзя свести в одно. Различают несколько взаимосвязанных основных форм бытия: бытие вещей (предметов) природы, «второй природы», общества, человека и всего духовного, которое делится на индивидуализированное (духовный мир личности) и внеиндивидуализированное духовное (общественное сознание). Важнейшим свойством индивидуального, да и общественного сознания, является идеальность. Идеальное – характерная черта, главнейший признак сознания, обусловленный социальной природой человека. Идеальное – это образы, подлежащие опредмечиванию или духовной объективизации. Идеальное широко представлено в трудовой практической деятельности. Итак, идеальное – это гносеологические образы (образы будущих предметов или ситуаций, программ, моделей) и ценности бытия человека (добро, правда, справедливость, истина, красота и т.п.), которые подлежат реализации в деятельности человека (общества в целом). Учение о бытии дает представление о богатстве мира и рассматривает разные формы бытия как находящиеся рядом, как существующие. Единство мира при этом признается, но не выявляется основа, сущность этого единства. Это и привело философию к выработке таких категорий, как субстанция и материя. Субстанция – философская категория, которая означает внутреннее единство разнообразных конкретных вещей, явлений и процессов, основу и сущность всего существующего (бытия). Опираясь на опытные знания, на простое созерцание мира, древние философы высказывали суждения о том, что все явления мира, которые окружают человека, имеют какую-то первооснову, неизменную и неистребляемую субстанцию. Демокрит и Эпикур, например, считали, что тела состоят из неделимых частиц (атомов), которые различаются только по величине, форме, положению и весу. В философии рядом с материалистическим складывалось и религиозно-идеалистическое понимание субстанции. Так, представитель объективного идеализма Платон весь реальный мир делил на мир идей (первопричина) и мир чувственных вещей (материальный). Спиноза, отождествляя субстанцию с Богом, а Бога с природой (пантеизм), сделал вывод, что природа – это единая, вечная и бесконечная субстанция, которая не требует какого-либо иного начала. Она – причина единичных вещей и причина самой себя. Таким образом, идеализм отрицает понятие материальной субстанции и первичности ее бытия. Первопричиной бытия признается духовная субстанция: сознание индивида (Беркли) или абсолютная идея (Гегель). Диалектико-материалистическое учение о субстанции связано с отождествлением в определенном смысле субстанции и материи. Материя выступает как субстанция тогда, когда противопоставляется всем конкретным формам своего существования, включая и такое ее свойство, как сознание. В качестве субстанции материя выступает как объективная реальность, рассматриваемая со стороны ее внутреннего единства, безотносительно ко всем тем бесконечно многообразным видоизменениям, в которых и через которые она в действительности существует. Монизм (от греч. monos – «один», «единичный») – философский взгляд на мир, который основывается на единой субстанции (основе) всего существующего. В рамках основного вопроса философии материалистический монизм характеризуется тем, что в качестве первоосновы мира признает материю, а сознание (идеальное) ставит в зависимость от нее, сознание признается как свойство материи. Для идеалистического монизма субстанцией является сознание индивида, всемирный разум, абсолютная идея. Дуализм (от лат. dualis – «двойственный») – философское учение, которое признает две субстанции (материю и сознание), независимые одна от другой, то есть материальное и идеальное. Декарт как основоположник дуализма считал, что психические и физиологические процессы развиваются самостоятельно.
Во второй половине XIX в. идеализм выступил с разного рода концепциями бытия, в которых якобы преодолена противоположность материи и духа, а, следовательно, материализма и идеализма. Неопозитивизм, экзистенциализм, критический реализм – выступили вообще против всякой субстанции (как материалистической, так и идеальной), с попыткой противопоставить понятию субстанции понятие «Бытие» как единой, доступной познанию «реальности». Б. Рассел (1872 – 1970 гг.) (анг. Философ, ученый, логик) писал: «… Теперь большинство из нас не признают «субстанцию» полезным понятием (Человеческое познание. М., 1957, с. 108). Николай Гартман (1882 – 1950 гг.) – нем. философ, основатель «критической онтологии»: «Сегодня в проблемах бытия нет речи о субстанциональных формах». У Хайдеггера (1889 – 1976 гг.) - (нем. философ, сыгравший решающую роль в становлении экзистенциализма) все категории философии стали разновидностью понятия бытия, существования, а предмет философии определяется как «существующее бытие сущего». Бытие объединяет сущее тем, что оно есть существование. В философской концепции Н. Гартмана под названием «новой онтологии» утверждает многослойную структуру бытия и самостоятельность каждого слоя и в конечном счете сводит все слои к «пространственно-материальным» и «непространственно-имматериальным». У Гартмана, таким образом, основные формы бытия материи – пространство и время попадают в различные структурные слои, отрываются друг от друга. Таким образом, попытка рассматривать Бытие отвлеченно от субстанции, независимо от материи, как «чистое» бытие, как бытие «самого себя» «онтологически», как особую по отношению к материи «реальность» неизбежно приводит к дуализму «материальных «и «имматериальных» слоев, либо к допущению другой субстанции, существовавшей до материи, породившей материю и, т.о., освобождая философию от необходимости познать действительное бытие материи со всеми её свойствами и различать среди них такое свойство, как способность верно отражать, давать в мысли копии её многообразного бытия. Решение проблемы бытия в русской философии многогранно и порой в корне отличается от западноевропейского подхода. Для русской философии характерно понимание трансцендентности (то, что находится за границами сознания и познания) бытия, существование которого более очевидно, чем существование мыслящего «Я». Исходя из этого человеческое «Я» не автономно, а является, по существу, проявлением и выражением бытия. Такая позиция русского мировоззрения по сравнению с западным объясняется прежде всего на философии всеединства. Бытие мыслится как вселенское единство, но не однородное, а строящееся из различных элементов, всецело связанных между собой. Здесь заложено представление религиозного мировосприятия о совершенном образе бытия, отличном от ущербного эмпирического. Сущность русской онтологии, по словам Н. Бердяева, имеет истоки в религиозном сознании. Православие не разделяет жизнь человека на внутреннюю и внешнюю, как это делает католицизм, протестантизм. Бытие человека в Боге – на этом основана русская религиозность. Ф. Энгельс говорил о мире, о его бытии как предпосылке его материального единства, а не о бытии вообще как предпосылке его материальности. Бытие не предшествует материи. Как нельзя рассматривать бытие вне объективной реальности, вне материи, так же нельзя рассматривать и материю безотносительно к бытию или как часть бытия. В этом заключается принципиальное отличие материалистического понимания бытия от идеалистического, так как идеализм отделяет бытие от материи. Поэтому категорию бытие важно рассматривать в свете основного вопроса философии. Категории «бытия» и «материи» - это предельно широкие понятия, которые определяются через их соотношение со столь же широкими понятиями – психического, сознания. Это существенное различие и оказалось важным обстоятельством, т.к. в XX в. идеалистическая философия, отделив Бытие от материи, сделала бытие центральной категорией онтологии и противопоставила её не только духу, но и материи. «Идеалист отрицает бытие физического, независимо от психики и потому отвергает понятие, выработанные философией для такого бытия».
Категория материи Понятие материи является фундаментальным как для философии, так и для естествознания. Их связь при решении основного вопроса философии (об основе единства мира, человека, сущности бытия этого мира) определило этапы, эволюцию взглядов на материю и ее атрибуты, что, в свою очередь, нашло отражение в существовании основных исторических форм материализма. Можно выделить несколько этапов в развитии взглядов на материю: античная философия, эпоха Возрождения и позднейшее развитие философии и естествознания, марксистская философия. В античности философия строилась на обычной наблюдательности (первый этап). Выводы делались на основе обобщения повседневного опыта. Характерная особенность взглядов на материю в этот период заключалась в том, что какой-то элемент природы (огонь, вода) считался самым элементарным, входящим в каждую вещь природы (всего мира). Такой взгляд на материю позволял проще объяснять качественное разнообразие мира: вещи возникают в результате соединения и разъединения указанных элементов. В философии Средневековья ставились вопросы о том, что вечна ли материя, появилась ли она естественно или сотворена, является ли она субстанцией. Так, Ф.Аквинский считал, что материя создана Богом и не имеет самостоятельного бытия, т.е. не является субстанцией. Тем не менее, в философии исподволь ведется работа под построением новой методологии познания. Одним из первых, кто внес свой вклад в это построение был крупнейший европейский мыслитель XV в. Николай Кузанский (1401 – 1464 гг.). Сделав блестящую церковную карьеру (он стал кардиналом католической церкви) Н. Кузанский пытался использовать античное наследие (Платона) для анализа тех проблем, которые встали перед наукой и философией его времени. Он перенес категорию «бытие» из сферы трансцендентальной (переступать, означает сверхкатегориальный, понятие, возвышающиеся под всеми мыслимыми категориями «родами») и умозаключительной в чувственный, природный мир. Тем самым был придан импульс развитию философско-материалистических учений о мире. Если для неоплатоников был свойственен иерархический взгляд на бытие, мир мыслился или как процесс нисхождения от высшего начала к низшему, то Кузанский своим принципом развертывания снимает иерархический принцип строения природы. Поскольку Бог бесконечен, то развернутая природа, хотя и не бесконечна, ибо тогда она могла быть равной Богу, но не имеет границ, а, следовательно, центра. Раз происходит развертывание мира, то мир един, нет никакого различия между землей и небесными сферами. Тем самым Н.Кузанский существенно подрывал схоластический взгляд на мир, основывающийся на признании земли центром Вселенной. Кузанский, т.о., создавал теоретические предпосылки для построения иных, чем геоцентрическая картина мира. Второй этап в становлении взглядов на материю связан с дальнейшим развитием представлений о мире. Материя в это время отождествлялась с веществом, атомами. Н. Коперник и Д. Бруно в своих работах возродили представления греческих философов о внутренней активности материи. Бруно считал материю единым началом всего существующего, утверждал, что для природы Бог не нужен. Он высказал идеи о единой бесконечной субстанции, из которой возникает множество миров. Такие мысли созвучны проблеме материального единства мира. Развитие в XVII–XVIII вв. математики и механики содействовало изучению природы и обогащению представлений о материи. Материи приписывались такие свойства, которые изучались на основе механики Ньютона – протяженность, непроницаемость, инерция, вес, неизменная механическая масса и др. На основе механистического понимания материи природа представлялась в виде сложной механической системы, элементами которой являются атомы. Абсолютизация роли законов механики при познании материи привела к забвению представлений античной философии о самодвижении материи. На вопрос, что заставляет материю двигаться, был дан ответ – первотолчок. Но что это такое? Значительную часть своей научной деятельности Ньютон посвятил поиску ответа на этот вопрос. Механицизм требовал наличия источника движения материи за ее пределами. Важно при этом подчеркнуть и то, что механистические представления о материи нельзя было распространять на общественные и духовные процессы, понять процесс развития материи до возникновения сознания. Сознание просто соотносилось с материей, но между ними не налаживалась связь на научной основе. Отсутствовал взгляд на бытие, как развитие единой природно-социальной системы. В результате «материя» и «сознание» метафизически противопоставлялись друг другу, рассматривались вне развития, как застывшие, неизменные. Третий этап в эволюции взглядов на материю относится к середине XIX века. В естествознании и в социальной практике сложились предпосылки диалектического понимания сущности мира. Новое объяснение материи, предложенное К. Марксом и Ф. Энгельсом, точнее диалектики материи и сознания, позволило лучше постигнуть сущность отношений человека к миру и самому человеку. По Ф. Энгельсу, материя бесконечна не только в количественных, но и в качественных отношениях. Ей присущи противоречивость и самодвижение. Это активное начало мира. Материя первична по отношению к сознанию, которое является результатом развития материи. Мир – это материальный мир с множеством вещей и явлений, которые остаются и исчезают, отражаются в сознании человека, но существуют независимо от него, объективно. И это общее свойство всех элементов мира и есть материя. Недооценка мировоззренческой роли философии ведет к методологическим кризисам и трудностям в развитии различных наук. Всем известна роль диалектики в преодолении кризиса в физике в начале XX века, когда в связи с обнаружением электронов, радиоактивности, теории относительности и т.д., открытием корпускулярно-волновой природы элементарных частиц многие физики сделали ошибочный (в духе субъективного идеализма) вывод об исчезновении материи, дематериализации атома. Новые открытия могли быть поняты лишь с позиций диалектического материализма, который не связан жестко с вопросом о конкретном строении материи – это физический вопрос, а вопрос об отношении нашего познания к физическому миру – это философская проблема. Путь к диалектическому определению понятия материи как единой субстанции лежит не через перечисление её физических свойств, а через соотнесение её с сознанием. В.И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» (1908) предложил принципиально новое осмысление сущности материи, подчеркнув, что единственное её свойство – быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания. На самом деле исчезла не материя, а предел наших знаний о ней, изменились наши представления о материи. Эти знания – суть, истина относительная, но в ней содержатся зерна абсолютной истины, нечто не преходящее. Не менее эффективно диалектика позволила преодолеть в середине XX века методологический кризис в математике, где еще в начале столетия были обнаружены парадоксы теории множеств; общей теории систем, в период становления которой были сделаны неверные выводы о том, что она пришла на смену традиционной философии; теоретической кибернетике, в которой понятие информации трактовалось в качестве новой философской категории; молекулярной генетике, в которой метафизические крайности автогенеза и этногенеза обнаружили свою несостоятельность. Материя нигде и никогда не утрачивает своей способности ко все новым превращениям. При этом возможны любые её превращения, кроме двух – возникновение из ничего и перехода в ничто. Она источник и причина, и следствие самой себя. Она едина в своем самобытии. Принцип сохранения материи подтверждается современной наукой. Из этого следует, что неуничтожимость и несотворимость, бесконечность есть непременное условие самого существования мира: ведь энергия суть мера движения материи. Таким образом, категория «материя» одновременно выполняет и гносеологическую, и методологическую функции, поскольку: 1. материя определяет сущность мира и является основой единства мира; 2. логика вещей (объективного) мира определяет логику понятий, знаний человека, формируя их в единую систему (научная картина мира); 3. материальная деятельность человека – источник познания и критерий достоверности знаний, поскольку сознание является отражением, образом объективной реальности. Диалектико-материалистическое понимание материи мировозренчески и методологически ценно не только для естествознания, но и для социальной практики. Оно позволяет рассматривать общественную жизнь как функционирование и развитие сложной материальной системы — человеческого общества, которое представляет собой единство материальных и духовных факторов: общественное сознание — отражение общественного бытия, но и общественное сознание воздействует на общественное бытие, изменяет его в процессе человеческой деятельности. Современное естествознание, а также обществоведение, исследуя разные системы материального и духовного мира, расширяет наше представления о структуре и свойствах материи.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1933; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.151.112 (0.01 с.) |