Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Закон взаимного перехода количественных изменений в качественныеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Характер процесса развития, пути и формы перехода от старого состояния к новому раскрываются другим законом диалектики – законом перехода количественных изменений в качественные, который органически связан с законом единства и борьбы противоположностей. Под качеством понимается неотделимая от предметов и явлений внутренняя определенность, совокупность признаков, выражающих их сущность и специфику, их отличие от других предметов и явлений. Поскольку все предметы и явления обладают сложным строением, то качество можно рассматривать и как единство структуры и составляющих ее элементов. Качество – это целостная характеристика предмета или явления, свойство – одна из сторон данного предмета или явления, их частичная характеристика. Различие между качеством и свойством может иметь в определенном смысле и относительное значение. Один и тот же предмет или какая-либо из его сторон в одном отношении выступает как качество, в другом - как свойство. Качества и свойства могут меняться местами в зависимости от конкретных связей предмета, явления. Чем богаче предметы и явления по своим связям и отношениям с другими, тем более многокачественными они выступают. Предметы и явления имеют не только качественную, но и количественную сторону. Количество – это определенность предметов и явлений, выражающая число присущих им свойств, сумму составляющих их частей, величину, степень интенсивности, масштаб развития и т. п. Количество – это величина, степень интенсивности данного качества. Оно так же объективно, как и качество. Чистейшим количественным определением, какое мы только знаем, является число. Именно число, выступающее в различных конкретных проявлениях, служит выражением количественной определенности данного предмета или явления. Качество и количество диалектически связаны между собой, выступают как единство противоположностей. Качественная определенность не существует без количественной и наоборот. Это единство качественной и количественной определенностей находит свое выражение в мере. Именно мера показывает взаимообусловленность качественной и количественной сторон предмета или явления. Ею выражаются границы, в которых предметы, явления остаются самими собой. В единстве качественной и количественной определенностей ведущее место принадлежит качеству. История человечества неопровержимо доказывает, что и в общественной жизни развитие совершается в соответствии с законом перехода количественных изменений в коренные, качественные. Диалектический переход количественных изменений в качественные имеет место и в сфере человеческого сознания. Развитие научного познания мира не есть прямая и плавная линия. В определенные моменты истории, когда в научном познании накапливается достаточно большой – и экспериментальный, и теоретический – материал, происходят научные революции, по-новому раскрывающие явления окружающего мира. Переход количественных изменений в качественные выступает в виде скачка. Скачок выступает в качестве определенной формы движения и развития. Он представляет собой коренные, качественные изменения, такую стадию в развитии, когда совершается непосредственный переход от одного качества к другому. Скачок в процессе развития есть переломный этап, решающее звено. Переход от старого качества к новому может совершаться и в форме постепенного накопления элементов нового качества, сопровождающегося отмиранием элементов старого качества. Примером постепенного скачка, происходившего в течение многих тысячелетий, был процесс становления человека. Постепенный переход от старого качества к новому имеет место во многих явлениях общественной жизни. Так, путем постепенного накопления элементов нового качества и отмирания элементов старого качества происходит процесс возникновения и развития языков. Рассмотренные формы проявления скачков не исчерпывают всего их многообразия. Они являются лишь наиболее распространенными. Применительно к явлениям общественной жизни количественные и качественные изменения выступают в виде эволюции и революции. Эволюционная форма означает, что в рамках данного качества происходят количественные изменения. Революционная форма есть радикальный переход к новому качеству, перерыв количественной постепенности. Необходимо в связи с этим кратко остановиться на содержании понятий «эволюция» и «революция». Понятие «эволюция» употребляется как для обозначения одной из форм развития, так и для обозначения развития в целом. Мы говорим, например, об эволюции живой природы, имея в виду, что она предполагает не только количественные, но и качественные изменения. Так же неоднозначно употребляется и понятие «революция». Под революцией может подразумеваться одна из форм развития – коренное, качественное изменение. В этом отношении понятие «революция» равнозначно понятию «скачок». Однако в природе и обществе могут быть коренные, качественные изменения, скачки, которые не являются революцией. Если взять такую конкретную форму качественных изменений, как социальная революция, то здесь понятия «скачок» и «революция» совпадают, ибо социальная революция есть не что иное, как выражение скачкообразного перехода от одного способа производства к другому. Эволюционный и революционный пути развития пребывают в диалектическом единстве. Но в реальной политической борьбе чаще всего имеют место крайности, как в том, так и в другом направлении, что приводит к печальным результатам: с одной стороны появляются «эволюционисты», отрицающие всякое значение за революционизмом, а с другой стороны, нам приходится видеть крайних, если можно так выразиться, «революционистов», игнорирующих основные законы общественной эволюции и впадающих вследствие этого в утопическое, анархическое «бунтарство», самодовлеющее, ни с чем не считающееся. Только сознательное отношение к историческому процессу, правильное, научное понимание законов исторического развития, умение совместить эволюционизм с революционизмом гарантируют нам разумную, целесообразную, истинно революционную деятельность. Выбор между эволюцией и революцией – не академический спор в прениях: это прения Жизни и Смерти, это спор между гражданским Миром и гражданской Войной. История человечества на биологических часах – это короткий скачок с предыдущих витков спирали развития на новый, определяемый как революция «внутри» несравнимо более длительного процесса эволюции. Следовательно, история людей есть тоже эволюция, только социальная: развитие по этнической горизонтали (род, племя, семья, народность, нация) и социальной вертикали (группы, слои, касты, классы). Время от времени в ходе объективного эволюционного процесса накапливаются признаки, которые, сгустившись, образуют своего рода мутации – войны («по горизонтали») и революции («по вертикали»). Поскольку в истории в отличие от природы действует и субъективный фактор, то эти взрывные революционные процессы в известном смысле не подчиняются законам эволюции, а противоречат им: они пытаются либо ускорить процесс, либо затормозить его, чаще всего искривляют его. В любом случае в действие вступают сами участники эволюционного процесса – люди. Различное употребление терминов эволюция и революция обусловлено многообразием конкретных форм проявления количественных и качественных изменении в природе и обществе. Оно не снимает важнейшего положения диалектики о двух основных формах развития – количественных и качественных изменениях, а указывает лишь на необходимость всестороннего и конкретного подхода к анализу сложных процессов реального движения.
ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ Закон отрицания отрицания логически связан с другими законами диалектики и вместе с тем имеет свое вполне определенное содержание. Если закон единства и борьбы противоположностей раскрывает борьбу нового со старым, выступает как внутренний источник развития, а закон перехода количественных изменений в качественные выражает характер развития и формы перехода от старого качественного состояния к новому, то закон отрицания отрицания определяет, в каком направлении происходит развитие, в какой форме и как осуществляются связь и историческая преемственность в развитии. Отрицание – момент связи и развития. Бесконечное возникновение одних качественных состояний и исчезновение других выступают как отрицание старого новым, как разрешение одних противоречий и возникновение других. Диалектическое отрицание представляет собой закономерное объективное явление, независимое от субъективных желаний людей. Оно вытекает из противоречивости предметов и процессов, из наличия в них отрицающих друг друга сторон и тенденций. Его нельзя понимать как простое уничтожение. Оно представляет собой такое отрицание, которое предполагает возможность дальнейшего развития, возможность нового отрицания. Если, например, превратить зерна пшеницы в муку, размолов их, то это будет простое уничтожение этих зерен. Но подобное отрицание исключает возможность дальнейшего развития растения, ибо размолотые зерна не обладают способностью к произрастанию. Следовательно, в данном случае будет иметь место не диалектическое отрицание зерен, а их уничтожение. В диалектике отрицать – это не значит просто сказать нет, или объявить вещь несуществующей, или уничтожить ее любым способом. Действительное диалектическое отрицание есть причина развития: оно создает условия для нового отрицания. Смысл диалектического отрицания состоит именно в том, что оно выступает не только как момент преодоления старого, но и как момент связи нового со всем положительным, что было создано при старых формах развития, как момент преемственности в развитии. Историческая преемственность между старым и новым имеет место и в развитии явлений, процессов и общественной жизни. Так, переход от одного способа производства к другому есть отрицание старого новым. Но при этом в новом способе производства сохраняются производительные силы, созданные на предшествующих ступенях развития человеческого общества. Благодаря этому факту образуется связь в человеческой истории, образуется история человечества, которая тем больше становится историей человечества, чем больше выросли производительные силы людей, а, следовательно, и их общественные отношения. Процесс развития не останавливается на первом отрицании. Данное отрицание отрицается новым, новое, развиваясь и становясь старым, отрицается следующим новым. Поскольку диалектическое развитие выступает как ряд отрицаний, то возникают вопросы: какова связь между первым и последующим отрицанием; что нового дает второе отрицание по сравнению с первым; какая закономерность действует в общей цепи сменяющихся отрицаний? Но отрицание отрицания не есть простое чередование переходов противоположностей друг в друга, простая замена одного единства противоположностей другим. Оно означает такую их замену, которая предполагает повторение пройденных этапов на новой, высшей основе развития, включающей в себя возврат якобы к старому. В этом состоит одно из характерных проявлений закона отрицания отрицания. Поэтому синтез как результат отрицания нельзя рассматривать в виде чего-то застывшего, завершенного. Каждый новый виток спирали выступает как диалектический цикл, а чередование витков характеризует непрерывность развития, восхождения от низшего к высшему. Признание восходящей тенденции развития не означает, что все изменения в мире идут только в этом направлении. Процессам восхождения противостоят процессы нисхождения, прогрессивные тенденции неотделимы от регрессивных. История философии говорит о том, что всегда существовали и существуют разные подходы, альтернативы (от латинского – «один из двух») концептуального понимания мира. Концепции – это способ понимания, трактовки рассматриваемых проблем. Они по своему подходу всегда альтернативны по тем или иным вопросам. За концепцией стоит выбор мировоззрения. Кроме основного деления философских учений на материалистические и идеалистические, они подразделяются также в зависимости от разрабатываемого и применяемого в них метода познания на диалектические и метафизические. Это два противоположных метода. По происхождению диалектический метод является более ранним, чем метафизический. Но диалектика древних философов – первая в истории форма – была стихийной и представляла собой сумму необобщенных и несистематизированных высказываний, являющихся результатом гениальных догадок, а не сознательного, основанного на опыте проникновения в сущность процессов материального мира. Стихийная, наивная древняя диалектика, хотя и охватывала общий характер картины явлений, но не объясняла частностей, из которых складывается эта картина, что и обусловило ее историческую ограниченность. Из-за этой ограниченности древней диалектике пришлось уступить место метафизике. Само понятие «метафизика» берет начало в I в. до н. э. И связано с тем, что Андроник Родосский объединил все работы Аристотеля под названием «Метафизика» (то, что идет после физики). Метафизика – философское учение о предельных основах и началах бытия. М.Хайдеггер выделяет внутри истории метафизики три эпохи, основанные на определенных методологических установках: а) сущее в своем восхождении к самому себе (античность) Метафизика, по Аристотелю, не преследует практических целей и не связана с материальными нуждами человека. Неподчиненность этим целям делает ее самоценной и самосвободной наукой, существующей ради самой себя, ради знания и понимания; б) зависимое от собственной сущности сущее (средневековье). В этот период метафизика служила теологии как ее философское обоснование. Следуя Аристотелю, но выходя за пределы его учения, Фома Аквинский рассматривает бытие как Абсолют, Космический Разум, в конечном счете – как верховное начало, вечное (нескончаемо во времени) и самодостаточное (ни от чего не зависит, не к чему не сводится и ничего не выводится). В нем принято видеть подлинное существование или истинную реальность, триединство Истины, Благо и Любви. Здесь бытие противопоставляется сущему, а сущность тождественна существованию, и наоборот. Таким образом, для Фомы Аквинского метафизика есть «онтология»; в) наличное как предмет (Новое время). У Декарта, Лейбница, Спинозы и др. философов метафизика еще выступала в тесной связи с естественнонаучным и гуманитарным знанием. Для Канта метафизика осталась синонимом философии. Он видел свою задачу в преодолении догматизма и одновременно скептицизма как двух односторонних и, следовательно, ложных подходов к философии. С начала XIX в. под метафизикой стали понимать безраздельно господствовавший в философии XVII–XVIII вв. метод познания, привнесенный туда из естественных наук. К XV–XVII вв. учеными был собран большой эмпирический материал, и задача состояла в том, чтобы классифицировать его. А это было возможно лишь путем мысленного разделения единой природы на отдельные части по внешним признакам. Такое раздельное изучение было необходимым этапом в развитии естествознания и основным условием дальнейшего прогресса. С точки зрения метафизического метода и вещи, и их мысленные отображения, то есть понятия, суть, отдельные, неизменные, застывшие, раз и навсегда данные предметы, подлежащие исследованию один после другого и один независимо от другого. Главная черта метафизического метода – отрицание формулы диалектики «И – и» и абсолютизация формулы «Или – или». Метафизика, отрицая единство количества и качества, отрицает и единство непрерывности и прерывности в развитии. Эклектика и софистика страдают характерными для метафизики пороками: - односторонностью; - выхватыванием отдельных фактов без их связи с другими, с сущностью процесса; - неумением видеть главное. Эклектика – это соединение различных, зачастую противоположных взглядов, идей, принципов и теорий. Софистика (от греческого – «умение хитроумно вести прения») сознательное, субъективное применение в споре или доказательствах неправильных доводов, так называемых софизмов, то есть всякого рода уловок, внешней, формальной правильностью спекулирующие на гибкости и многозначности понятий. Характерные черты софистики – вырывание событий из их связи с другими; применение закономерности одной группы явлений к явлениям других групп; одной исторической эпохи к событиям других эпох. Софистика, таким образом, основывается на абсолютизации, преувеличении момента относительности наших знаний. Особой разновидностью метафизики является догматизм, который отрицает принцип развития. Главным признаком догматизма при решении теоретических и практических проблем является отказ от признания зависимости истины от условий, места и времени. Положения, бывшие истинными в одних обстоятельствах, догматик превращает в застывшие, неизменные догмы, якобы сохраняющие свою истинность на все времена. В познавательной деятельности такой подход ведет к застою, окаменелости мысли, отрицанию необходимости постоянного и закономерного развития познания. Другой альтернативой диалектики является релятивизм. Если метафизика, в противоположность диалектике, абсолютизирует момент устойчивости в развитии, то релятивизм абсолютизирует момент изменчивости. Различие между диалектикой и релятивизмом можно уяснить себе, сопоставив положения Гераклита из Эфеса и Кратила из Афин. Великий диалектик античного мира утверждал, что «в одну и ту же реку ты не вступишь дважды», ибо «на вступающих в одну и ту же реку все новые и новые воды текут». Кратил, в противоположность Гераклиту, полагает, что «в одну и ту же реку нельзя вступить и единожды». В положении Гераклита момент изменчивости сочетается с моментом устойчивости. В положении Кратила момент устойчивости события отрицается и абсолютизируется момент его изменчивости. Событие превращается в сплошной поток изменения, поэтому в одну и ту же реку нельзя вступить и единожды. В сложном современном мире в условиях усиливающегося плюрализма мнений в сфере философской мысли существуют и функционируют и другие концепции диалектики. К ним можно отнести «негативную» диалектику, разработанную Адорно, Маркузе; «трагическую» диалектику Либерта; диалектику «эпистемологической рефлексии» Башляра; «герменевтическую» диалектику Гадамера. Так, например, в работах Т. Адорно «Диалектика просвещения» и «Негативная диалектика» философия истории предстает как методология всеобщего отрицания, а диалектика – лишь как способ разложения, деструкции всего «данного». Все они признают взаимосвязанный изменчивый характер окружающей нас действительности и быть может придают этому большее значение, чем диалектика Гегеля и Маркса. Однако в отличие от нее современная диалектика пытается не примирить, не «снять» противоположности, не объединить их в систематическом единстве, но, напротив, выявить как можно больше разнообразных, путь даже противоположных сторон действительности, которые считаются равноправными, и в этом смысле несводимыми друг к другу, а сосуществующими в многообразном единстве окружающего нас мира. Вместе с тем немецкий философ М. Хайдеггер в свое время принуждал о недопустимости?????-нигилистического отношения к диалектическому материализму.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 582; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.91.116 (0.011 с.) |