Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 10. Философская мысль беларуси

Поиск

 

Зарождение общественно-политической, эстетической и философской мысли на территории Беларуси относится к X–XI вв. и связано с созданием государственности и развитием феодальных отношений. Первые элементы философской культуры находят свое отражение в притчах и обрядовых гимнах, сказках и былинах. Большое значение для развития философской мысли имело распространение письменности на территории Беларуси, что связано с принятием христианства.

В X–XI вв. появляются первые литературные памятники, так называемые «фларигелии» – сборники фрагментов, которые включали мысли античных философов, идеи античного гуманизма, вопросы этики, эстетики, общей психологии. Сохранилось 29 рукописных книг, отдельных грамот и надписей. Среди них такие памятники культуры, как «Супрасльская летопись», «Туровское Евангелие», «Диоптра» и др. В частности, «Диоптра» включала все основные христианские идеи о человеке, его месте в мире и основных ценностях. В тексте есть много цитат из Библии, из произведений восточнохристианских отцов церкви. В «Диоптре» утверждается идея изменения Вселенной, все связано со временем. То, что прошло, уже не существует, то, что есть, – мгновенно, а буду­щее непредсказуемо и неизвестно. На территории Беларуси распростра­нились произведения, общие для русской, белорусской и украинской культур. Среди них – «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», сочинения митрополита Иллариона, «Поучение» Владимира Мономаха и др.

Развитие общественно-политической мысли в Беларуси в XI–XIII вв. сопровождалось распространением просветительских идей. Возникло движение «нехтивцев», представители которого посвящали всю свою деятельность и жизнь просветительству общества (К. Смолятич, К. Туровский, Е. Полоцкая). Просветительские идеи отражены в таких памят­никах XII в., как «Полоцкое Евангелие», «Послание Климента Смолятича», «Сочинения» К. Туровского, «Сказание о Христе и Антихристе» и др. Христианская идеология принесла на белорусскую землю не только, образованность, письменную культуру, но и жестокие нравы. Распро­странение христианства на славянских территориях происходило в борьбе с еретиками, характеризовало собой противоположность мировоззрений христиан и язычников.

Особенное развитие получили ереси в XIV–XV вв. Движение ерети­ков связано с критикой идеологии церкви, выступлениями против ду­ховного угнетения, утверждением принципа веротерпимости и ценности человека. Для философской мысли XVI в. характерно развитие вольно­думства, свободомыслия и идей гуманизма. На развитие философской мысли большое влияние оказывали общекультурные явления в Европе, такие как Возрождение и Реформация. В общественном мировоззрении начался процесс формирования новых ориентаций, связанных с утверж­дением антирелигиозных ценностей. Развитие светской культуры встре­тило жестокий отпор со стороны церковных властей. В частности, резуль­татом борьбы католической церкви против реформаторских идей явилась Брестская уния (1595), которая узаконила и усилила католическую реакцию.

Видный представитель эпохи вольнодумства – Франциск Скорина (ок. 1490–1541 гг.). Его жизнь и деятельность, интересы и ориентации отвечали атмосфере эпохи Возрождения. Получив блестящее образова­ние, Ф. Скорина основал типографию, переводил, издавал и распростра­нял литературу. Его заслугой является первое светское издание Библии (в то время право издания Библии монопольно принадлежало церкви, даже чтение ее было запрещено простым людям, и только представители духовенства имели право на чтение текстов священной книги, их интер­претацию). Издание Библии, да еще с предисловием, где Скорина гово­рил об историческом и культурном, а не только о религиозном значении Библии, было прямым вызовом церковным порядкам. Философ пропове­довал идеи веротерпимости, защищал принципы личных отношений с Богом (без посредничества церкви), отстаивал полезность образования. Важное значение он придавал вопросам права, различая законы «прирожденные» (естественные) и писаные. Заслугой Скорины является то, что он печатал книги и излагал свои взгляды на белорусском языке, тем самым, содействуя развитию национальной культуры.

Критическое отношение к церковной политике и Священному писа­нию высказывал видный просветитель XVI в. Симон Будный (ок. 1530–1593 гг.). Мыслитель-гуманист сделал перевод Библии, поставив перед собой задачу исправить «глупости переписчиков» и «хитрость еретиков», как «ошибки прежних переводчиков». Его интерпретация библейских текстов содержит первые приметы атеистического мировоззрения. По существу Будный занялся пересмотром и критикой Священного Писания. Взгляды С. Будного были известны далеко за пределами Речи Посполитой.

Дальнейшее развитие идей вольнодумства, атеизма связано с деятельностью Казимира Лыщинского (1634–1689 гг.) в мрачную эпоху господ­ства католической церкви в Речи Посполитой. Лыщинский казнен за рас­пространение атеистических мыслей. Его рукопись «О несуществовании Бога», которая послужила основой для доносов, а потом и наказания, была сожжена.

В XVI–XVIII вв. в Беларуси усилилась свободолюбивая тенденция в развитии общественно-политической мысли, получили распространение идеи, которые развивали С. Щадурский, К. Нарбут, Б. Добшевич и др. Они протестовали против церковного угнетения, схоластики, отстаивали права человека на свободу мысли и действий. К концу XVIII в. Беларусь вошла в состав России, что дало новые возможности для развития духов­ной жизни под воздействием русской культуры.

В 80-е годы XIX в. на территории Беларуси начинают распространяться идеи марксизма, главный принцип которых – обоснование рево­люционного преобразования общества. В разное время здесь работали известные марксисты И. В. Бабушкин (1900–1917 гг.), А. Ф. Мясников (1917–1919 гг.).

После революции 1917 г. центрами развития философской мысли становятся Белгосуниверситет, Коммунистический университет, Инбелкульт (с 1929 г. Академия наук). Там работали известные профессора Б. Э. Быховский, С. Я. Вольфсон, С. 3. Каценбоген. В 1923 г. было орга­низовано марксистское товарищество, а в 1927 г. – товарищество исто­риков-марксистов. В 1921 г. издан первый учебник по диалектическому материализму С. Я. Вольфсона (выдержал семь изданий).

В философии советского времени можно выделить отдельные перио­ды, основой для которых служит развитие тех или иных проблем и воп­росов. Так, 20–30-е годы характеризуются интересом к анализу отношений философии и собственно наук, разработками проблем категориального аппарата и методов философской науки. Белорусские философы участво­вали в дискуссии против формализма и механицизма.

Основная задача философской науки в советское время постепенно сводилась к популяризации идей марксизма-ленинизма, прославлению успехов на пути строительства социалистического общества, пропаганде идей о процветании наций и культур, прогрессивных изменений в соци­альной сфере. Одновременно критиковалось буржуазное общество, его идеология и наука. В философских разработках, посвященных пробле­мам социального развития, преобладала абсолютизация классового под­хода, научная аргументация часто заменялась навешиванием политиче­ских ярлыков. В развитии общественно-политической мысли сталин­ского периода выявилась чрезмерная идеологизация философской науки, что привело к снижению ее познавательных функций, в значительной степени ослабило эвристические возможности философского мышления.

В 50–80-х гг. белорусской философской мыслью разрабатывались проблемы диалектики и ее законов, вопросы логики и методологии науч­ного познания и др. Значительное место в философии этого периода занимают вопросы истории философии, в том числе и истории философской мысли Беларуси. Белорусские ученые издали ряд трудов, посвященных таким мыслителям, как С. Будный, Я. Белобоцкий, Ю. Доманевский, М. Смотрицкий, Л. Филипович, К. Нарбут и др.

В последние десятилетия значительный вклад в развитие философ­ской мысли внесли белорусские философы К. П. Буслов, В. И. Степанов, И. Н. Лущицкий, Д. И. Широканов, Е. М. Бабосов, А. С. Майхрович, С. А. Падокшин, В. С. Степин и др. В истории развития философской мысли Беларуси отражались этапы ее обществен­ного развития, а сама философия выступала активным фактором соци­ального и духовного развития белорусского народа, его культуры.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 383; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.209.231 (0.007 с.)