Движение и развитие как атрибуты бытия материи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Движение и развитие как атрибуты бытия материи



Понимание движения как способа существования материи сложилось в XVII веке. Эта категория в диалектическом материализме обозначает разные типы изменений. «Движение, в применении к материи, – считал Ф. Энгельс, – это изменение вообще». Оно может быть качественным или количественным. Механическое движение – один из случаев количественных изменений.

В мире все постоянно движется, видоизменяется. В непосредственном движении находится все живое; в каждой живой системе происходят также внутренние процессы, т.е. всё прибывает в вечном стремлении к иному состоянию, изменяется. Поскольку движение есть сущностный атрибут материи, то оно, также как и сама материя несотворимо, абсолютно и всеобще неуничтожаемо.

Движение вместе с тем представляет собой противоречивое единство абсолютного и относительного. Абсолютность движения определяется всеобщностью его как способа бытия материи. Движение есть всегда там, где есть материя. Всеобщность движения материи отражается в сознании (знаниях человека). Отрыв движения от материи и отождествление его с энергией характерны для энергетизма, который отрицает научное определение энергии как меры движения материи.

Движение вместе с тем и относительно, так как в природе оно существует не как движение «вообще», а как изменение конкретных материальных явлений. Отдельные формы движения материи не являются вечными, они ограничены исторически (во времени) и локально (в пространстве). Конкретные формы движения материи качественно многообразны, взаимосвязаны между собой и переходят друг в друга.

Будучи абсолютным, движение не исключает моментов покоя, равновесия, устойчивости, но покой не может быть абсолютным, материя без движения не существует. Покой всегда относителен, он есть только частный случай, момент движения, временное состояние явлений. Покой, таким образом, является выражением внутренней противоречивости сущности движения, его изменчивости и определенной устойчивости.

Движению присущи объективность, всеобщность, абсолютность, неуничтожимость и несотворимость, противоречивость. Вместе с тем выделяют два типа движения. Первый связан с сохранением вещества, когда происходят только количественные изменения. Второй – с переходом вещества от одного качества к другому. А это и есть не что иное, как развитие, переход от старого качества к новому через отрицание отрицания.

Качественное разнообразие веществ и процессов материального мира, наличие различных уровней материальных и социальных систем, неотъемлемость движения от материи находят свое проявление в формах движения материи. Заметим, что под формой движения материи понимают движение с материальным носителем, который охватывает явления, которые обладают определенным качественным единством и подчиняются одним и тем же законам (основным закономерностям).

Итак, движение как философская категория служит для обозначения фундаментального свойства материи – существовать и проявляет себя только в перемещении, взаимодействии и изменении, через которые она формирует свои объекты и процессы, а также воздействует на наши органы чувств. Движение материи имеет различные формы своего выражения. Ф Энгельс выделил 5 форм движения материи:

1. Механическое движение, связанное с перемещением тел в пространстве.

2. Физическое (по существу тепловое) движение, как движение молекул.

3. Химическое движение – движение атомов внутри молекул.

4. Органическое или биологическое движение, связанное с развитием белковой формы жизни.

5. Социальное движение (все изменения в обществе).

Эта классификация к настоящему времени устарела. В частности, неправомерно физическое движение сводить только к тепловому. Поэтому современная классификация форм движения материи включает:

- пространственное перемещение;

- электромагнитное движение, определяемое как взаимодействие заряженных частиц;

- гравитационную форму движения;

- сильное (ядерное) взаимодействие;

- слабое взаимодействие (поглощение и излучение нейтрона);

- химическую форму движения (процесс и результат взаимодействия молекул и атомов);

- геологическую форму движения материи (связанную с изменением в геосистемах – материках, слоях земной коры и т. д.);

- биологическую форму движения (обмен веществ, процессы, происходящие на клеточном уровне, наследственность и т. д.);

- социальную форму движения (процессы, происходящие в обществе, многообразные проявления деятельности людей).

Очевидно, что развитие науки и дальше будет постоянно вносить свои коррективы и в эту классификацию форм движения материи. В частности, наука выделила и изучает ряд новых форм движения материи: минеральную, геологическую, термоядерную, планетарную и другие, уточняет их место в существующей классификации, выявляет условия их возникновения и развития. Однако методологической основой по-прежнему выступает диалектическая концепция.

Выделяются два типа связи форм движения материи – генетическая и структурная. Сущность генетической связи в том, что высшие формы движения возникают на основе низших как их синтез. Структурная связь показывает, что высшие формы непременно включают в себя низшие, но не сводятся к ним и своей специфики при этом не утрачивают.

Из движения как сущностного атрибута материи, выражающего способ её существования, необходимо вывести формы существования материи – пространство и время.

В истории философии сложились две концепции пространства и времени: субстанциональная и реляционная.

Субстанциональная концепция, идея которой содержится во взглядах Демокрита, была разработана И. Ньютоном. Согласно этой концепции пространство – это бесконечное вместилище, чистая протяженность, а время– непрерывная, чистая длительность. Пространство и время есть объективные формы, существующие наряду с материей. Но материальные объекты не связаны с пространством и временем. Пространство может быть заполнено материей, но может существовать и без нее. Время «течет» как бы само по себе, вне связи с материальными явлениями. Подчеркивая независимость пространства и времени от свойств материальных тел и особенностей их движения, Ньютон признавал абсолютное пространство и абсолютное время. Для описания механических перемещений в пространстве он использовал геометрию Евклида.

Реляционная концепция, основы которой заложил Аристотель, была сформулирована Г. Лейбницем. В отличие от Ньютона, он рассматривает пространство и время не как особые субстанциальные сущности, а как формы существования материи. Пространство, по мнению Лейбница, характеризует порядок расположения тел, а время – последовательность изменения их состояния. Согласно данной концепции, пространство, время и материя взаимосвязаны друг с другом и являются объективными формами бытия движущейся материи. Диалектический материализм развивает многие идеи реляционной концепции.

Пространство – это философская категория, которая характеризует протяженность и взаимное расположение материальных объектов, существование и взаимодействие составляющих их элементов.

Время – это философская категория, которая выражает длительность существования любых объектов, последовательность смены их качественного состояния.

Сосуществование пространства и времени обусловлено существованием движущейся материи. Именно она определяет свойства пространства и времени.

Важнейшим свойством пространства и времени является их объективность. Данная точка зрения противопоставляется взглядам субъективных идеалистов, которые подчеркивают зависимость пространства и времени от сознания человека, рассматривают их как присущие человеку способы восприятия мира (Беркли, И. Кант и др.). Так, например, И. Кант рассматривал пространство и время как априорные, т. е. доопытные, врожденные свойства человеческого сознания, как чистые формы, с помощью которых человек воспринимает явления действительности. К важнейшим свойствам пространства и времени следует отнести их абсолютность и относительность.

Абсолютность пространства и времени состоит в том, что они являются всеобщими и необходимыми формами существования материи, что нет и быть не может материальных явлений вне пространства и времени.

Относительность пространства и времени выражается в том, что пространственные структуры и ритм времени определяется состоянием движущейся материи, взаимодействием материальных объектов, гравитационных масс, полей и т. д. Иначе говоря, конкретные свойства пространства и времени зависят от особенностей материальных объектов, их движения и взаимодействия. Это положение подтверждается специальной и общей теорией относительности А. Эйнштейна. Главный вывод теории относительности состоит как раз в установлении того факта, что время и пространство существуют не сами по себе, в отрыве от материи, а находятся в такой универсальной взаимосвязи, в которой они теряют самостоятельность и выступают как стороны единого и многообразного целого. Общая теория относительности доказала, что течение времени и протяженность зависят от скорости движения этих тел и что структура или свойства четырехмерного континуума (пространство-время) изменяются в зависимости от скопления масс вещества и порождаемого им поля тяготения. Выводы общей теории относительности также подтверждаются экспериментами. Например, зафиксированы предсказанное теорией искривление траектории световых лучей под влиянием полей тяготения, замедление физико-химических процессов в системах, находящихся в данных полях и. д. Тем самым современная наука подчеркивает не просто единство пространства, времени и движущейся материи, а зависимость свойств пространства и времени от движущейся материи и друг от друга.

Материальный мир не исчерпаем в своих проявлениях, неисчерпаемы и пространственно-временные формы его существования.

Пространство и время характеризуются также рядом свойств, общих для вех известных структурных уровней материи. Свойствами пространства являются его трехмерность и обратимость. Положение любого объекта может быть определено с помощью трех координат. Любые процессы и события совершаются в трехмерном пространстве. Однако следует иметь в виду, что в науке существует понятие многомерного (n-мерного) пространства, которое представляет собой пример математического обобщения, отражающего не только пространственные, но и другие свойства материальных объектов Специфика пространства и времени соотносятся и с социальными процессами. На разных этапах развития цивилизации формируются разные пространственновременные сферы жизнедеятельности человека. Сейчас наметилась тенденция к усилению общечеловеческих факторов в развитии общества, стремление к планетарному пространству. Меняет социальное пространство и выход человека в космос, создание ноосферы, а также единой биотехносферы.

Материя, движение, пространство и время неотделимы друг от друга. Эта идея получила подтверждение в современной физике.

Идея единства мира

Завершая анализ основных положений диалектико-материалистического учения о материи и формах ее существования, необходимо остановится на вопросео единстве мира, актуальность которого подчеркивается как материалистической, так и идеалистической философией. Хорошо известно, что окружающий нас мир качественно многообразен в своих конкретных проявлениях. Современная наука постоянно обнаруживает неизвестные ранее объекты и процессы, расширяет наши представления о явлениях действительности и их свойствах. Уже в античной философии был поставлен вопрос о единстве мира, о природе субстанции, объединяющей разнокачественные явления действительности в единое целое. Свой вклад в решение проблемы внесла и марксистская философия. Сущность диалектико-материалистической концепции единство мира заключается в следующем:

- мир материален по своей природе, существует вне человека и независимо от него;

- мир представляет собой единое целое, которое складывается из множества разнокачественных и взаимосвязанных частей, элементов, материальных систем этого целого;

- мир находится в постоянном движении и развитии, но материя при этом сохраняется, она вечна, несотворима и неуничтожима; источником развития являются внутренние противоречия, присущие всем явлениям материального мира;

- развитие представляет собой переход от простого к сложному порождает качественно-обособленные системы – неорганические, органические, общественные.

Материальное единство мира проявляется в наличии у всех форм материи некоторых всеобщих свойств, а также в существовании общих закономерностей (законов диалектики), действующих во всех областях действительности.

Такое понимание концепции единства мира опирается, прежде всего, на данные естествознания, и в первую очередь, современной физики, химии и биологии, которые изучают системы материальных явлений различных уровней. Особо следует подчеркнуть, что обоснованием единства материального мира является и материалистическое понимание истории.

Проблема самоорганизации материальных систем в XX веке стала одной из центральных проблем науки. Существенный вклад в решение этой проблемы вносит системный и информационный подходы. Но обе эти области исследования имеют дело, в основном, с материальными системами уже достаточно высокого уровня организованности: биологические системы, социальные, технические и т.д. Процессы самоорганизации в неживой природе остаются вне интересов этих подходов.

Решение этой задачи взяла на себя научная дисциплина, именуемая синергетикой (основоположники Г. Хакен и И. Пригожин), – область научного знания, в которой посредством междисциплинарных исследований выявляются общие закономерности самоорганизации устойчивых структур в открытых системах. Эффект возникновения из хаоса и беспорядка устойчивых самоорганизующих структур был обнаружен в физике еще в начале XX в., но суть этих процессов удалось раскрыть позже, в частности на основе термодинамических принципов И. Р. Пригожина.

Вскрываемые синергетикой механизмы самоорганизации согласуются с законами диалектики, категориями необходимости и случайности, вероятности, информации, определенности и неопределенности и позволяют глубже понять многие философские вопросы. Результаты исследований в области синергетики позволяют по-новому взглянуть на процессы возникновения живых, биологических систем из неживых, расширяют наши представления о самодвижении.

Значение синергетического подхода к изучению природных процессов трудно переоценить. Этот подход позволяет решить вопрос, который «мучил» основателей термодинамики: почему вопреки действию закона возрастания энтропии, который характеризует естественное стремление материальных систем к состоянию теплового равновесия и беспорядку, окружающий нас мир демонстрирует высокую степень организации и порядка. Именно этот вопрос в свое время пытался разрешить Л. Больцман с помощью своей флуктуационной гипотезы. Синергетический подход подводит конкретно-научную базу под умозрительные философские постулаты о внутренней активности материи, ее стремлении к структурной самоорганизации и выступает основанием для развития эволюционной концепции, или, как говорит И. Пригожин, революционной парадигмы в физике на всех уровнях описания. «Есть все основания верить, что со временем эволюционная парадигма позволит установить генетическую связь между структурными уровнями существования материальных систем, подобно тому как теория эволюции Ч. Дарвина позволила установить такую связь между живой и неживой природой… жизнь при нашем подходе перестает противостоять «обычным» законам физики. Впредь физика с полным основанием может описывать структуры, как формы адаптации к внешним условиям»[10]. Аналогичным образом оценивает перспективу синергетического подхода Г. Хакен. Он говорит о возможности развития концепции «обобщенного дарвинизма, действие которого распространяется не только на органический, но и на неорганический мир...»[11].

Возникновение синергетики в значительной степени стимулировало исследования в области теории происхождения жизни. Так, западный ученый М. Эйген, опираясь на исследования И. Пригожина, развил принципиально новую теорию биогенеза[12].

Можно утверждать, что именно синергетика на настоящий момент является наиболее общей теорией самоорганизации. Она формулирует общие принципы самоорганизации, действительные для всех структурных уровней материи, на языке математики описывает механизмы структурогенеза, в ее рамках способность к самоорганизации выступает как атрибутивное свойство материальных систем.

Итак, мы рассмотрели содержание категорий бытия и материи как исходных понятий научной концепции мира, раскрыли основные положения об основных формах существования материи. Более детальный анализ основных закономерностей движения и развития объективного мира будет дан в следующих темах.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 603; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.102.178 (0.016 с.)