Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Антропологический материализм Фейербаха.

Поиск

Специфика философии заключается в том, что она высший тип мировоззрения, основанный на рационально-понятийной форме отражения, системности, логичности. Философия ставит задачу дать обобщение всем достижениям наук.

Отличие философии от науки:

ü Наука исследует реальный мир, ее интересует объективные знания о явлениях действительности; философия же изучает содержание знания людей, их мысли, суждения, мнения и т.д.

ü Научное знание основывается на фактах, философские утверждения нельзя проверить на практике;

ü По одному и тому же вопросу по философии могут существовать различные точки зрения (например, вопрос смысла жизни человека);

ü Философия и наука различаются по предмету исследования. Если предмет науки уже заранее открыт и остается лишь задача его исследования, то предмет философии неясен для нее самой.

Общие черты науки и философии:

ü Философию роднит с наукой рационально-понятийная форма отражения, логическая последовательность и доказательность, систематизированность и пр.

ü Философия, как и наука, опирается на эмпирический материал, но он особого рода;

ü Как и в науке положения философии можно опровергнуть, или доказать;

ü Философия, как и наука, нацелена на достижение истины как высшей ценности;

ü Философия, как и наука, имеет свою историю, а значит и свои законы исторического развития, благодаря чему возможна такая наука, как история философии.

№ 4. Предмет философии, ее структура и функции.

В истории философии сложилось три подхода к пониманию предмета философии как науки:

  1. Староантичное понимание философии тождественно понятию науки вообще (6-4 вв. до н.э.). Философия объединяла весь запас человеческих внерелигиозных знаний, и ее предметом была вся действительность;
  2. Традиционное понимание предмета философии связано именем Аристотеля. В это время начинается расчленение философии и частных наук. Частные науки изучают отдельные, конкретные стороны действительности, а философия изучает всеобщие высшие первоначальные принципы бытия (учения о всеобщем). Философия трактуется как наука наук.
  3. Современное понимание предмета философии складывалось с середины 19 века. Тогда произошло окончательное разделение философии и частных наук. Обрели самостоятельность механика, астрономия, физика, политэкономия, медицина, математика, химия.

Предмет современной философии – это проблема человека и его отношение к миру: законы, свойства и формы бытия, действующие во всех областях материального и духовного мира.

Структура: онтология (наука о бытии и его сущности), гносеология (наука о познании); логика (о мышлении, его законах и формах), этика (о морали), эстетика (о прекрасном), социальная философия (о человечестве), история философии (зарождение, становление, развитие философской мысли).

Функции:

-Мировоззренческая: Преобразовать взгляды человека в обоснованное мировоззрение.

-Гносеологическая: отношение объекта и субъекта познания, выявляет связь чувственного и рационального, исследует проблемы истины и др.

-Методологическая: разрабатывает универсальные, общие методологические и мыслительные инструменты (категории, принципы и методы познания) для наук.

- Интегририрующая: обобщает выводы специал. наук, объединяет их на основании своих функций и методов познания.

-Аксиологическая: философия дает оценку, формирует систему ценностей.

-Критическая: подвергает критической оценке то, что не соотв. философской системе

-.Познавательная: философия органично соединяет полученные знания, “рисуя” универсальную, обобщенную теорет. картину мира, раскрывает источники, формы и методы научного познания.

-Культурно–воспитательная: приобщает к культуре, воспитывает разумное мышление.

№ 5. Основной вопрос философии, его две стороны. Материализм и идеализм – основные философские направления.

Великий и основной вопрос всей нашей современной философии есть вопрос об отношению мышления к бытию.

Основной вопрос философии решает две фундаментальные проблемы, или имеет две стороны.

Первая проблема – онтологическая: что есть действительность (реальность, бытие). Это проблема бытия. Различные решения данной проблемы определяют выбор различных исходных предпосылок для построения общей философской картины мира.

Вторая проблема – гносеологическая: как строить знание о действительности. Это проблема познания. В зависимости от того, как она решается, в философии возникают различные представления о путях, методах и возможностях получения истинных знаний о мире.

В философии образовались два основных направления в развитии философской мысли: материализм и идеализм.

Сторонников материализма объединяет убеждение в том, что мир, в котором мы живем, существует вне и независимо от сознания. Сознание, дух обладают лишь «вторичным», зависимым бытием и не могут существовать сами по себе, независимо от материи. Формы исторического развития материализма:

1. Материализм Древнего Востока и Древней Греции (предметы и окружающий мир рассматриваются сами по себе, независимо от сознания и состоят из материальных образования и элементов; представители – Демокрит, Гераклит и др.);

2. Механистический материализм Нового времени в Европе. В основе его лежит изучение и объяснение природы, человека и общества на основе принципов механики. Галиллей, Локк и др.;

3. Метафизический материализм Нового времени в Европе. Противоположный диалектике, утверждающий неизменность бытия.

4. Диалектический материализм Нового времени в Европе Органическое единство материализма и диалектики). Характерные черты – материалистический взгляд на мир, признание основополагающей роли практики в познании;

5. Антропологический материализм – центральная проблема – человек как биологическое, природное существо (Фейербах);

6. Непоследовательный материализм (деизм), представители которого хотя и признавали Бога, но резко принижали его функции, сводя их к творению материи и сообщении. Ей первоначального импульса движения (Бэкон, Франклин и др.).

7. Научный и вульгарный материализм. Сводит идеальное к материальному, сознание отождествляет с материей (Фохт, Молешотт и др.).

Для идеалистов сознание, мышление, психически первичное, основоположное, а материя, природа – вторичны, производны, зависимы от духовного. Различают две главные его разновидности:

  1. Объективный идеализм, который провозглашает независимость идеи, Бога, духа, вообще идеального начала не только от материи, но и от сознания человека (Платон, Лейбниц);
  2. Субъективный идеализм, утверждающий зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека (Юм), крайняя форма субъективного идеализма – солипсизм, согласно которому с достоверностью можно говорить лишь о существовании своего собственного «я» и своих ощущений.

№ 6. Методы в философии. Диалектика и метафизика, их исторические формы.

Философский метод – это система наиболее общих приемов теоретического и практического освоения действительности, а так же способов построения и обоснования системы философского знания. Философия имеет два основных метода: диалектику и метафизику.

МЕТАФИЗИКА (от греч. metaphysic — то, что после физики) — наука о сверхчувственных принципах и началах бытия. В истории философии под М. чаще всего понимается подлинная философия. Термин «М.» впервые введен Андроником Родосским.

В античности: Сначала отчетливое разделение метафизики, науки и теологии отсутствует. Философский метод не отличается от научного. В античности метафизика - метафизика бытия.

В Средние века: Метафизика - высшая форма рационального познания бытия, вопрос о сущем остается основным, но он формулируется как “Что есть Бог?” подчинение метафизики сверхразумному знанию.

Новое время: метафизика вышла из границ теологии. Метафизика становится наукой о гносеологии (превращение метафизики в теорию познания). Метафизика рационализма находится в тесной связи с традиционной онтологией.

XVIII век - кризис метафизики - в силу отъединения от метафизики ряда наук, критика со стороны скептицизма, сенсуализма, механистического материализма, Просвещения.

Немецкая классическая философия: окончательное разрушение старой метафизики.

Кант: критика догматической метафизики, но рассматривал ценность метафизики как науки, и считает метафизику завершением культуры человеческого разума. Разделил метафизику на метафизику природы и метафизику нравов. В метафизике нравов противоречия чистого разума находят практическое разрешение. Размежевал метафизику и естествознание.

Фихте и Шеллинг: пытаются построить положительную метафизику. Они связывают мышление и бытие, метафизику и науку, разум и природу, истолковали диалектику разума не как теоретический тупик, а как движущую силу развития познания диалектика - неотъемлемое свойство истинного мышления.

Гегель: создает систему, в которой истина - это поступательное развитие разума, а противоречие - необходимый момент. Разум - носитель истинного познания, а диалектика - метод постижения противоречий и развития понятий. Рассудок - лишь необходимое, но не достаточное условие познания. Источник метафизики - рассудок первый противопоставил диалектику и метафизику. Основной вопрос философии Гегеля - о логике философия становится диалектической логикой.

Вторая половина XIX века: отрицательное отношение к метафизике вообще и также к гегелевскому варианту.

XX век: отстаивают позиции метафизики:

Лингвистическая философия (Витгенштейн, Хайдеггер) - в центре внимания - философия языка, критика метафизики как типа западно-европейской культуры, пытается вернуться к “истокам”, то есть к метафизике в доплатоновской форме. Экзистенциализм - обращение к проблеме философии.

В конечном счете существуют 2 толкования содержания метафизики:

1) наивное - неудовлетворительный конкурент диалектики;

2) положительное - совокупность основополагающих принципов философии.

Диалектика означает искусство вести беседу, рассуждать. В современном понимании диалектика — это теория и метод познания действительности, учение о единстве мира и всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

Научный диалектический взгляд на мир складывался в течение длительного развития философии. Элементы диалектики содержались в учениях философов древнего Востока, Индии, Китая, Греции, Рима. Сегодня можно выделить три ее исторические формы:

  • стихийную диалектику древних,
  • идеалистическую диалектику немецкой классической философии,
  • материалистическую диалектику современности.

Стихийная диалектика древних. Ярко выражена в философии древней Греции, в рассуждениях Гераклита из Эфеса. Гераклит: всё течет и изменяется, все существует и в то же время не существует, находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения. Гераклит стремился объяснить превращение вещей в их собственную противоположность.

Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаруживать истину путем столкновения противоположных мнений в споре. Платон называл диалектикой логический метод, с помощью которого идет познание сущего — идей, движения мысли от низших понятий к высшим.

Идеалистическая диалектика немецкой классической философии. (Кант, Шеллинг, Гегель). Под диалектикой Гегель понимал не только искусство полемики, спора, беседы, но и определенный взгляд на мир. Диалектика у него — это метод познания действительности, который учитывает противоречивость мира, его изменение, взаимосвязи явлений, вещей и процессов, качественные превращения, переходы от низшего к высшему через отрицание отжившего и утверждение нового, растущего. По Гегелю, развитие окружающего мира определяется саморазвитием «абсолютной идеи», мистического «мирового разума» в процессе рассуждения о самом себе.

Материалистическая диалектика современности - марксистская модель. Характерна объективность рассмотрения явлений, стремление постичь вещь саму по себе, как она есть, в совокупности ее многообразных отношений к другим вещам.

№ 7. Зарождение философии, ее исторические типы.

Философия возникла на заре человеческой цивилизации примерно более 2,5 тыс. лет назад. Ее зачатки отчетливо обнаруживают в 7-6 вв. до н.э. одновременно в трех центрах – Китае, Индии и Древней Греции, где достигают своей классической формы.

Известные в наше время источники свидетельствуют, что наибольшего успеха философия достигла в Древней Греции, и именно греческая культура оказала в последующем преобладающее воздействие на развитие человеческого общества.

Источниками возникновения философии являются мифология, религия, зарождающая знания, народная культура и др.Философия формируется в тот период, когда традиционные мифологические представления становятся недостаточными, неспособными удовлетворить новые мировоззренческие запросы, когда в общественной жизни и в общественном сознании возникают серьезные противоречия и конфликты, которые не поддаются разрешению с помощью традиционных убеждений и верований, связанных с мифологией. Тут и появляется потребность различия того, что общепринято и того, что истинно на самом деле. Это различие рождается с философией.

Исторические типы философии

Для того чтобы лучше понять смысл и суть философии как науки, полезно и даже необходимо обратиться к истории ее развития, рассмотреть, как шло движение философской мысли в разные периоды истории человеческого общества. Изучение центральных проблем, возникавших перед философами того или иного периода, поможет выработать представление об исторических типах философии, о своеобразии философской мысли разных народов в разные периоды их истории. В настоящее время в истории философской мысли обычно выделяют следующие основные типы: философия Древнего Востока, античная философия, философия средневековья и эпохи Возрождения, философия нового времени, развитие отечественной философии в ХI-ХIХ столетиях, формирование и развитие диалектико-материалистической философии, зарубежная философия ХХ века.

В каждый период истории человечества существовали свои особенности в развитии науки, культуры, общественных отношений, стилей мышления и т.д. Все это накладывало отпечаток и на развитие философской мысли, на то, какие проблемы в области философии выдвигались на первый план. При этом само своеобразие в развитии этих взглядов и учений обусловливалось специфическими экономическими, социальными и культурными факторами каждой эпохи. Все это вместе взятое и является основой для выделения определенных типов философии. Важно, однако, при этом иметь в виду, что, несмотря на своеобразие философских учений в разные периоды истории, между ними сохраняется преемственность, которая позволяет говорить о единстве историко-философского процесса.

№ 8. Особенности античной философии, ее космоцентрический характер.

Античная философия зародилась в конце 7 – начале 6 вв. до н.э. и просуществовала до 5 в. Н.э.. Античная философия прошла в своем развитии четыре этапа:

1. Зарождения древнегреческой философии. Этот период обычно называют досократовским либо натуралистическим. К этому периоду относится Милетская школа, Элейская школа, Пифагор и пифагорейцы, древнегреческие атомисты.

2. Расцвет и зрелость древнегреческой философии. Он обычно характеризуется как классический. Его представители – Сократ, Платон, Аристотель.

3. Закат древнегреческой философии. Он связан с распадом древнегреческой державы после смерти Александра Македонского.

4. Упадок античной философии. Этот этап называют римским. Римская философия формируется под влиянием греческой философии. Выделяются три школы римской философии: стоицизм (Снека, Марк Аврелий), эпикуреизм (Лукреций Кар), скептицизм (Сект Эмпирик). В это время зарождается христианство (1 в. До н.э.) и в 4 в. Становится господствующей религией. Особенности античной философии:

ü Древнегреческая философия носит космоцентрический характер, в ее центре -космос. Взоры древних философов были обращены на разгадку тайн космоса, под которым понималось все: природа, земля, человек, растительный и животный мир, небесные тела и весь небесный свод;

ü Повышенное внимание к проблеме объяснения окружающей природы;

ü Поиск первоначала, породившего все сущее;

ü Созерцательность;

ü Натуралистический, декларированный способ философствования.

В это время были заложены два направления в философии – идеалистическое и материалистическое, причем данные направления поочередно доминировали: в досократовкий период – материалистические, в классический – направления имели одинаковое влияние, в эллистический – материалистическое, в римский – идеалистическое направление.

Главные проблемы, которые ставили и пытались решить древние философы – это поиск первоначала, поиск источника всего сущего, из которого все состоит, проблемы государства, проблема человека и нравственности, смысла жизни человека, проблема диалектики и др.

№ 9. Теоцентризм средневековой философии, ее особенности.

В условиях жесткого религиозного диктата и тотальной зависимости от религиозной идеологии, поддерживаемых государственной властью, философия из царицы наук античного периода превратилась в служанку богословия. В основе всех теоретических воззрений лежали следующие теологический принципы:

  1. Принцип теоцентризма, который обосновывает такое понимание мира, где источником и причиной всего существующего выступает Бог. Он - источник всякого бытия, центр мировоздания. В познании мира на высшую ступень в системе знания помещается теология, ниже ее – находящаяся на службе у теологии философия, которая должна подвести человека к пониманию вечного, заставить его задуматься над божественным содержанием понятия «бытие», «сущность», «красота», «любовь».
  2. Принцип креационизма, в соответствие с которым мир «тленный» сотворен Богом из ничего и превращается в ничто. В отличие от мира, где все течет, все изменяется, Бог и его идеи вечны и неизменны. Мир сохраняется и совершенствуется Богом. Человек имеет божественную сущность, он – образ и подобие Бога.
  3. Принцип провиденциализма, который утверждает, что всеми мировыми событиями, в том числе историей, судьбой отдельных людей, управляет божественное провидение.
  4. Принцип персонализма, суть которого заключается в том, что человек как персона обладает разумом, свободой воли, совестью. Человек рассматривается как личность, наделен свободой воли, он осуществляет свободу выбора и несет за нее ответственность. Личность – это непроницаемый для других, свой особый мир, который доступен и открыт только для Бога.
  5. Принцип рялитивизма, согласно которому суть познания окружающего состоит в постижении скрытого в священных писаниях смысла божественного откровения, которое делает другие способы познания лишними.

Этапы развития философии Средневековья:

-патристика (2-8 вв.)

-схоластика (9-14 вв.)

Патристика представляет собой совокупность теолого-философских, политико-социологических взглядов и доктрин христианских богословов, мыслителей, который взялись за обоснование христианства, опираясь на античную философию. Патристика решала наиболее важные задачи христианства, сформулировала его идеи.

В широком смысле схоластика представляет собой определенный тип философствования, при котором средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру христианские идеи и формулы.

В узком смысле схоластика – это метод доказательства религиозных догматов при помощи формальной логики Аристотеля.

Наиболее яркими представителями средневековой теологической философии являлись Августин Блаженный, Фома Аквинский, Уильям Оккам и др.

№ 10. Антропоцентризм и гуманизм философии Возрождения.


Официальной философией в эту эпоху оставалась схоластика, но возникновение культуры гуманизма, значительные достижения в области естествознания привели к тому, что философия перестала играть роль служанки богословия и перспектива ее развития приобрела антисхоластическую направленность. Особенности:

1. Носила антропоцентрический характер, т.е. в ее центре стоял человек;

2. Гуманизм – образ мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности;

3. Носила антисхоластический характер;

4. Пантеизм – главные принцип мировоззрения, отождествляющий Боги и природу.

В эволюции эпохи Возрождения представляется возможным выделить три характерных периода: гуманистический, или антропоцентрический, противопоставляющий средневековому теоцентризму интерес к человеку в его отношениях с миром; неоплатонический, связанный с постановкой широких онтологических проблем, т. е. значительно расширивший представления о бытии, материи, движении, пространстве и времени; натурфилософский. Первый из них характеризует философскую мысль в период времени с середины XIV в. до середины XV в., второй — с середины XV в. до первой половины XVI в., третий — вторую половину XVI в. и начало XVII в..

Первый этап развития философии эпохи Возрождения связан с преобладанием интереса мыслителей к проблемам устройства человека в мире, который рассматривался как центр мироздания и творец самого себя. Устанавливается своего рода культ человека творца. (Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла). У истоков философской культуры Ренессанса стоит величественная фигура Данте Алигьери (1265 — 1321). Данте был выдающимся поэтом и мыслителем. Он известен общественности как автор “Божественной комедии” и трактатов “Пир” и “Монархия”, заложивший в своих произведениях основы нового гуманистического учения о человеке. Данте боролся против феодальных привилегий и светской власти церкви. За это он поплатился пожизненным изгнанием. Показательно, что толчок к созданию нового мировоззрения исходил не от философа-профессионала, а от поэта, вышедшего из среды людей, осознающих необходимость перемен в жизни.

Начало гуманизма, определившего собой основное содержание философской мысли эпохи Возрождения в XIV — XV вв., связано с многогранным творчеством великого итальянского поэта, “первого гуманиста” Франческо Петрарки (1304 — 1374). Петрарка был создателем новой европейской лирики, автором всемирно прославленных сонетов “на жизнь” и “на смерть”, “Мадонны Лауры”, канцон, мадригалов, эпической поэмы “Африка”. Петрарка написал ряд философских сочинений: “Моя тайна” (диалог) (1342 — 1343), трактаты “Об уединении жизни” (1346), “О монашеском досуге” (1347), “Инвектива против врага” (1352 — 1353) и памфлета “О своем и чужом невежестве” (1307).

Второй этап развития философии эпохи Возрождения (с середины XV в. до первой трети XVI в.) связан с интерпретацией идей платоников и аристотеликов применительно к потребностям обновляющегося мира. В этот период творили Николай Кузанский (1401 — 1464), Марсилио Фичино (1422 — 1495), Леонардо да Винчи (1452 — 1519), Пьетро Помпонацци (1462 — 1525), Пико делла Мирандола (1463-1494), Эразм Роттердамский (1469 — 1536), Николо Макиавелли (1469 — 1527), Николай Коперник (1473 — 1543), Томас Мор (1479 — 1535). Эти деятели эпохи Возрождения внесли значительный вклад в исследование онтологической проблематики, в развитие представлений о всех формах бытия. Принимая во внимание достижение философской мысли Платона и Аристотеля, а так же переосмысливая философию неоплатонизма, они совершенствовали теорию познания и этику.

Последний третий этап развития философии эпохи Возрождения — со второй половины XVI в. до начала XVII в. Этот период отмечен творчеством Пьера-Анжело Мандзоли, Мишеля Монтеня (1533 — 1592), Бернардино Телезио (1509 — 1588), Франческо Патрици (1529 — 1597), Джордано Бруно (1548 — 1600), Томмазо Кампанеллы (1568 — 1639), Якоба Беме (1575 — 1624), Галилео Галилея (1564 — 1642). Названные мыслители интересовались разной философской проблематикой. Так, например, Мандзоли и Монтень исследовали вопросы существования человека в мире. М. Монтень написал объемное сочинение “Опыты”, которое вплоть до нашего времени служит образцом нравоучительной литературы. Монтеню в своем сочинении удалось обобщить опыт нравоучительной литературы прошлого и разобрать такие модели нравственных оценок поведения, которые воспринимаются и современным читателем как вполне приемлемые.

№ 11. Философия Нового времени, ее отличительные черты.

Начиная с XVII в. бурно развиваются естествознание, астрономия, математика, механика; развитие науки не могло не оказать влияния на философию.

В философии возникает учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях научного исследования.

Характерной для философии Нового времени является сильная материалистическая тенденция, вытекающая прежде всего из опытного естествознания.

Крупными философами в Европе XVII в. являются:

— Ф. Бэкон (Англия);

— С. Гоббс (Англия);

— Дж. Локк (Англия);

— Р. Декарт (Франция);

— Б. Спиноза (Голландия);

— Г. Лейбниц (Германия).

В философии Нового времени большое внимание уделяется проблемам бытия и субстанции — онтологии, особенно когда речь идет о движении, пространстве и времени.

Проблемы субстанции и ее свойств интересуют буквально всех философов Нового времени, ведь задача науки и философии (содействовать здоровью и красоте человека, а также увеличению его власти над природой) вела к пониманию необходимости исследования причин явлений, их сущностных сил.

В философии этого периода появляются два подхода к понятию «субстанция»:

— онтологическое понимание субстанции как предельного основания бытия, основоположник — Френсис Бэкон (1561–1626);

— гносеологическое осмысление понятия «субстанция», его необходимость для научного знания, основоположник — Джон Локк (1632–1704).

По мнению Локка, идеи и понятия имеют своим источником внешний мир, материальные вещи. Материальные тела имеют лишь количественные особенности, качественного многообразия материи не существует: материальные тела отличаются друг от друга лишь величиной, фигурой, движением и покоем (первичные качества). Запахи, звуки, цвета, вкус — это вторичные качества, они, считал Локк, возникают в субъекте под воздействием первичных качеств.

Английский философ Дэвид Юм (1711–1776) искал ответы бытия, выступая против материалистического понимания субстанции. Он, отвергая реальное существование материальной и духовной субстанции, считал, что есть «идея» субстанции, под которую подводится ассоциация восприятия человека, присущая обыденному, а не научному познанию.

Философия Нового времени сделала огромный шаг в развитии теории познания (гносеологии), главными стали:

— проблемы философского научного метода;

— методологии познания человеком внешнего мира;

— связи внешнего и внутреннего опыта;

— задача получения достоверного знания. Появились два основных гносеологических направления:

эмпиризм (основоположник — Ф. Бэкон);

рационализм (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц). Основные идеи философии Нового времени:

— принцип автономно мыслящего субъекта;

— принцип методического сомнения;

— индуктивно-эмпирический метод;

— интеллектуальная интуиция или рационально-дедуктивный метод;

— гипотетико-дедуктивное построение научной теории;

— разработка нового юридического мировоззрения, обоснование и защита прав гражданина и человека. Главной задачей философии Нового времени была попытка реализовать идею автономной философии, свободной от религиозных предпосылок; построить цельное мировоззрение на разумных и опытных основаниях, выявленных исследованиями познавательной способности человека.

№ 12. Философия Просвещения. Особенности английского и французского материализма XVII-XVIII вв.

Просвещение – чрезвычайно сложное и неоднозначное явление культурной и общественной жизни Европы 18 в. Наиболее яркое и полное воплощение культура Просвещения обрела на французской почве, где век просвещения был, прежде всего, веком расцвета философской мысли, главные девиз которой был: имей мужество пользоваться собственным умом.

Выдающимися философами эпохи Просвещения во Франции были Вольтер, Монтескье, Руссо, Дибро и др.

Просвещение формируется как идеологическое движение, имеющее в каждой отдельной стране специфический характер, но с общей основой: верой в человеческий разум, призванный обеспечить прогресс человечества, избавление от тупиков и нелепостей традиций, освобождение от оков невежества, суеверий, мифов. Угнетений. Культ разума у просветителей подразумевает защиту научного и технического познания как орудия преобразования мира и постепенного улучшения условий материальной и духовной жизни человечества. Среди идей, сформировавших социально-философскую доктрину французского Просвещения, можно отметить следующие:

1. Идея естественного права человека, т.е. его права на жизнь, свободу, в том числе свободу слова и совести, равенства, братства и пр.

2. Идея государства как результата общественного договора.

3. Идея разделения власти на три ветви: исполнительную, судебную и законодательную.

4. Идея гражданского общества и правового государства, т.е. экономической свободы граждан, государства и верховенства закона, перед законом все равны.

5. Идея роли социальной среды в формировании личности и развитии общества.

6. Возникновение идей французских утопистов-социалистов Мабли, Бабефа, Фурье о идеи построения идеального совершенного государства.

Особенности английского и французского материализма XVII-XVIII вв.

1. Материализм Нового времени был механистическим. В это время ведущими и наиболее развитыми науками были механика и математика. Ученым казалось, что с их позиций можно объяснить все, даже общество и человека.

2. Материализм Нового времени был метафизическим, главная идея которого – отрицание всеобщей связи и развития.

3. Материализм Нового времени в понимании природы содержал уступки идеализму. Религия была еще мощной идеологической силой, поэтому материалисты не могли отказаться от идеи Бога. Материализм выступал в то время в форме деизма (признание Бога в качестве первопричины всего сущего. Деизм сводит Бога к минимуму).

4. Материализм Нового времени был непосредственным, односторонним идеализмом во взглядах на общество, т.е. он первопричину исторических событий видел в сознании, идеях.

5. Материализм приобретает форму атеизма (в эпоху Просвещения). Атеизм полностью отрицает идею Бога.

 

№13. Немецкая классическая философия. Значение философии Гегеля, его диалектика.

Немецкая классическая философия представляет собой значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества.

Она представлена философским творчеством:

— Иммануила Канта (1724–1804);

— Иоганна Готлиба Фихте (1762–1814);

— Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775–1854);

— Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770–1831);

— Людвига Андреаса Фейербаха (1804–1872). Каждый из этих философов создал свою философскую систему, наполненную богатством идей и концепций.

1. Роль философии в истории человечества и развитии мировой культуры в том, что она призвана быть критической совестью культуры, сознанием, спорящим с действительностью, душой культуры.

2. Исследовалась человеческая сущность, а не только человеческая история:

— для Канта человек — нравственное существо;

— Фихте подчеркивает действенность, активность сознания и самосознания человека, рассматривает устройство человеческой жизни согласно требованиям разума;

— Шеллинг показывает взаимосвязь объективного и субъективного;

— Гегель более широко рассматривает границы активности самосознания и индивидуального сознания: самосознание индивида у него соотносится не только с внешними предметами, но и с другими самосознаниями, из чего возникают различные общественные формы;

— Фейербах определяет новую форму материализма — антропологический материализм, в центре которого стоит реальный человек, являющийся субъектом для себя и объектом для другого человека.

3. Все представители классической немецкой философии определяли ее как специальную систему философских дисциплин, категорий, идей:

— Кант выделяет в качестве главных философских дисциплин гносеологию и этику;

— Шеллинг — натурфилософию, онтологию;

— Фихте видел в философии такие разделы, как онтологический, гносеологический, социально-политический;

— Гегель определил широкую систему философских знаний, в которую вошли философия природы, логика, философия истории, история философии, философия права, философия государства, философия морали, философия религии, философия развития индивидуального сознания и др.;

— Фейербах рассматривал философские проблемы истории, религии, онтологии, гносеологии и этики.

4. Классическая немецкая философия определяет целостную концепцию диалектики:

— диалектика Канта — это диалектика границ и возможностей человеческого познания: чувств, рассудка и человеческого разума;

— диалектика Фихте сводится к разработке творческой активности Я, к взаимодействию Я и не-Я как противоположности, на основе борьбы которых происходит развитие самосознания человека;

— Шеллинг переносит на природу предложенные Фихте принципы диалектического развития, природа у него — развивающийся дух;

— Гегель представил развернутую, всестороннюю теорию идеалистической диалектики. Он исследовал весь естественный, исторический и духовный мир как процесс, т. е. в его беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, противоречиях, перерывах постепенности, борьбе нового со старым, направленном движении;

— Фейербах в своей диалектике рассматривает связи явлений, их взаимодействия и изменения, единство противоположностей в развитии явлений (дух и тело, сознание человека и материальная природа).

Высшей ступени своего развития диалектика в идеалистической форме достигла в философии Гегеля (177О-1831), который был великим представителем объективного идеализма.

Гегелевская система объективного идеализма состоит из трех основных частей. В первой части своей системы - в "Науке логики" - Гегель изображает мировой дух (называемый им здесь "абсолютной идеей") таким, каким он был до возникновения природы, т.е. признает дух первичным. Идеалистическое учение о природе изложено им во второй части системы - в "Философии природы". Природу Гегель как идеалист считает вторичной, производной от абсолютной идеи. Гегелевская идеалистическая теория общественной жизни составляет третью часть его системы - "Философию духа". Здесь абсолютная идея становится по Гегелю "абсолютным духом". Таким образом, система взглядов Гегеля носила ярко выраженный идеалистический характер.

Существенная позитивная особенность идеалистической философии Гегеля состоит в том, что абсолютная идея, абсолютный дух рассматривается им в движении, в развитии. Особенное значение в диалектическом методе Гегеля имели три принципа развития, понимаемые им как движение понятий, а именно: переход количества в качество, противоречие как источник развития и отрицание отрицания. В этих трех принципах, хотя и в идеалистической форме, Гегель вскрыл всеобщие законы развития. Впервые в истории философии Гегель учил, что источником развития являются противоречия, присущие явлениям.

В Гегелевской философии существует противоречие между метафизической системой и диалектическим ме



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1004; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.206 (0.017 с.)