![]()
Заглавная страница
Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь ![]() КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Антропологический материализм Фейербаха.Стр 1 из 13Следующая ⇒
Специфика философии заключается в том, что она высший тип мировоззрения, основанный на рационально-понятийной форме отражения, системности, логичности. Философия ставит задачу дать обобщение всем достижениям наук. Отличие философии от науки: ü Наука исследует реальный мир, ее интересует объективные знания о явлениях действительности; философия же изучает содержание знания людей, их мысли, суждения, мнения и т.д. ü Научное знание основывается на фактах, философские утверждения нельзя проверить на практике; ü По одному и тому же вопросу по философии могут существовать различные точки зрения (например, вопрос смысла жизни человека); ü Философия и наука различаются по предмету исследования. Если предмет науки уже заранее открыт и остается лишь задача его исследования, то предмет философии неясен для нее самой. Общие черты науки и философии: ü Философию роднит с наукой рационально-понятийная форма отражения, логическая последовательность и доказательность, систематизированность и пр. ü Философия, как и наука, опирается на эмпирический материал, но он особого рода; ü Как и в науке положения философии можно опровергнуть, или доказать; ü Философия, как и наука, нацелена на достижение истины как высшей ценности; ü Философия, как и наука, имеет свою историю, а значит и свои законы исторического развития, благодаря чему возможна такая наука, как история философии. № 4. Предмет философии, ее структура и функции. В истории философии сложилось три подхода к пониманию предмета философии как науки:
Предмет современной философии – это проблема человека и его отношение к миру: законы, свойства и формы бытия, действующие во всех областях материального и духовного мира. Структура: онтология (наука о бытии и его сущности), гносеология (наука о познании); логика (о мышлении, его законах и формах), этика (о морали), эстетика (о прекрасном), социальная философия (о человечестве), история философии (зарождение, становление, развитие философской мысли). Функции: -Мировоззренческая: Преобразовать взгляды человека в обоснованное мировоззрение. -Гносеологическая: отношение объекта и субъекта познания, выявляет связь чувственного и рационального, исследует проблемы истины и др. -Методологическая: разрабатывает универсальные, общие методологические и мыслительные инструменты (категории, принципы и методы познания) для наук. - Интегририрующая: обобщает выводы специал. наук, объединяет их на основании своих функций и методов познания. -Аксиологическая:философия дает оценку, формирует систему ценностей. -Критическая: подвергает критической оценке то, что не соотв. философской системе -.Познавательная: философия органично соединяет полученные знания, “рисуя” универсальную, обобщенную теорет. картину мира, раскрывает источники, формы и методы научного познания. -Культурно–воспитательная: приобщает к культуре, воспитывает разумное мышление. № 5. Основной вопрос философии, его две стороны. Материализм и идеализм – основные философские направления. Великий и основной вопрос всей нашей современной философии есть вопрос об отношению мышления к бытию. Основной вопрос философии решает две фундаментальные проблемы, или имеет две стороны. Первая проблема – онтологическая: что есть действительность (реальность, бытие). Это проблема бытия. Различные решения данной проблемы определяют выбор различных исходных предпосылок для построения общей философской картины мира. Вторая проблема – гносеологическая: как строить знание о действительности. Это проблема познания. В зависимости от того, как она решается, в философии возникают различные представления о путях, методах и возможностях получения истинных знаний о мире. В философии образовались два основных направления в развитии философской мысли: материализм и идеализм. Сторонников материализма объединяет убеждение в том, что мир, в котором мы живем, существует вне и независимо от сознания. Сознание, дух обладают лишь «вторичным», зависимым бытием и не могут существовать сами по себе, независимо от материи. Формы исторического развития материализма: 1. Материализм Древнего Востока и Древней Греции (предметы и окружающий мир рассматриваются сами по себе, независимо от сознания и состоят из материальных образования и элементов; представители – Демокрит, Гераклит и др.); 2. Механистический материализм Нового времени в Европе. В основе его лежит изучение и объяснение природы, человека и общества на основе принципов механики. Галиллей, Локк и др.; 3. Метафизический материализм Нового времени в Европе. Противоположный диалектике, утверждающий неизменность бытия. 4. Диалектический материализм Нового времени в Европе Органическое единство материализма и диалектики). Характерные черты – материалистический взгляд на мир, признание основополагающей роли практики в познании; 5. Антропологический материализм – центральная проблема – человек как биологическое, природное существо (Фейербах); 6. Непоследовательный материализм (деизм), представители которого хотя и признавали Бога, но резко принижали его функции, сводя их к творению материи и сообщении. Ей первоначального импульса движения (Бэкон, Франклин и др.). 7. Научный и вульгарный материализм. Сводит идеальное к материальному, сознание отождествляет с материей (Фохт, Молешотт и др.). Для идеалистов сознание, мышление, психически первичное, основоположное, а материя, природа – вторичны, производны, зависимы от духовного. Различают две главные его разновидности:
№ 6. Методы в философии. Диалектика и метафизика, их исторические формы. Философский метод – это система наиболее общих приемов теоретического и практического освоения действительности, а так же способов построения и обоснования системы философского знания. Философия имеет два основных метода: диалектику и метафизику. МЕТАФИЗИКА (от греч. metaphysic — то, что после физики) — наука о сверхчувственных принципах и началах бытия. В истории философии под М. чаще всего понимается подлинная философия. Термин «М.» впервые введен Андроником Родосским. В античности: Сначала отчетливое разделение метафизики, науки и теологии отсутствует. Философский метод не отличается от научного. В античности метафизика - метафизика бытия. В Средние века: Метафизика - высшая форма рационального познания бытия, вопрос о сущем остается основным, но он формулируется как “Что есть Бог?” подчинение метафизики сверхразумному знанию. Новое время: метафизика вышла из границ теологии. Метафизика становится наукой о гносеологии (превращение метафизики в теорию познания). Метафизика рационализма находится в тесной связи с традиционной онтологией. XVIII век - кризис метафизики - в силу отъединения от метафизики ряда наук, критика со стороны скептицизма, сенсуализма, механистического материализма, Просвещения. Немецкая классическая философия: окончательное разрушение старой метафизики. Кант: критика догматической метафизики, но рассматривал ценность метафизики как науки, и считает метафизику завершением культуры человеческого разума. Разделил метафизику на метафизику природы и метафизику нравов. В метафизике нравов противоречия чистого разума находят практическое разрешение. Размежевал метафизику и естествознание. Фихте и Шеллинг: пытаются построить положительную метафизику. Они связывают мышление и бытие, метафизику и науку, разум и природу, истолковали диалектику разума не как теоретический тупик, а как движущую силу развития познания диалектика - неотъемлемое свойство истинного мышления. Гегель: создает систему, в которой истина - это поступательное развитие разума, а противоречие - необходимый момент. Разум - носитель истинного познания, а диалектика - метод постижения противоречий и развития понятий. Рассудок - лишь необходимое, но не достаточное условие познания. Источник метафизики - рассудок первый противопоставил диалектику и метафизику. Основной вопрос философии Гегеля - о логике философия становится диалектической логикой. Вторая половина XIX века: отрицательное отношение к метафизике вообще и также к гегелевскому варианту. XX век: отстаивают позиции метафизики: Лингвистическая философия (Витгенштейн, Хайдеггер) - в центре внимания - философия языка, критика метафизики как типа западно-европейской культуры, пытается вернуться к “истокам”, то есть к метафизике в доплатоновской форме. Экзистенциализм - обращение к проблеме философии. В конечном счете существуют 2 толкования содержания метафизики: 1) наивное - неудовлетворительный конкурент диалектики; 2) положительное - совокупность основополагающих принципов философии. Диалектика означает искусство вести беседу, рассуждать. В современном понимании диалектика — это теория и метод познания действительности, учение о единстве мира и всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Научный диалектический взгляд на мир складывался в течение длительного развития философии. Элементы диалектики содержались в учениях философов древнего Востока, Индии, Китая, Греции, Рима. Сегодня можно выделить три ее исторические формы:
Стихийная диалектика древних. Ярко выражена в философии древней Греции, в рассуждениях Гераклита из Эфеса. Гераклит: всё течет и изменяется, все существует и в то же время не существует, находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения. Гераклит стремился объяснить превращение вещей в их собственную противоположность. Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаруживать истину путем столкновения противоположных мнений в споре. Платон называл диалектикой логический метод, с помощью которого идет познание сущего — идей, движения мысли от низших понятий к высшим. Идеалистическая диалектика немецкой классической философии. (Кант, Шеллинг, Гегель). Под диалектикой Гегель понимал не только искусство полемики, спора, беседы, но и определенный взгляд на мир. Диалектика у него — это метод познания действительности, который учитывает противоречивость мира, его изменение, взаимосвязи явлений, вещей и процессов, качественные превращения, переходы от низшего к высшему через отрицание отжившего и утверждение нового, растущего. По Гегелю, развитие окружающего мира определяется саморазвитием «абсолютной идеи», мистического «мирового разума» в процессе рассуждения о самом себе. Материалистическая диалектика современности - марксистская модель. Характерна объективность рассмотрения явлений, стремление постичь вещь саму по себе, как она есть, в совокупности ее многообразных отношений к другим вещам. № 7. Зарождение философии, ее исторические типы. Философия возникла на заре человеческой цивилизации примерно более 2,5 тыс. лет назад. Ее зачатки отчетливо обнаруживают в 7-6 вв. до н.э. одновременно в трех центрах – Китае, Индии и Древней Греции, где достигают своей классической формы. Известные в наше время источники свидетельствуют, что наибольшего успеха философия достигла в Древней Греции, и именно греческая культура оказала в последующем преобладающее воздействие на развитие человеческого общества. Источниками возникновения философии являются мифология, религия, зарождающая знания, народная культура и др.Философия формируется в тот период, когда традиционные мифологические представления становятся недостаточными, неспособными удовлетворить новые мировоззренческие запросы, когда в общественной жизни и в общественном сознании возникают серьезные противоречия и конфликты, которые не поддаются разрешению с помощью традиционных убеждений и верований, связанных с мифологией. Тут и появляется потребность различия того, что общепринято и того, что истинно на самом деле. Это различие рождается с философией. Исторические типы философии Для того чтобы лучше понять смысл и суть философии как науки, полезно и даже необходимо обратиться к истории ее развития, рассмотреть, как шло движение философской мысли в разные периоды истории человеческого общества. Изучение центральных проблем, возникавших перед философами того или иного периода, поможет выработать представление об исторических типах философии, о своеобразии философской мысли разных народов в разные периоды их истории. В настоящее время в истории философской мысли обычно выделяют следующие основные типы: философия Древнего Востока, античная философия, философия средневековья и эпохи Возрождения, философия нового времени, развитие отечественной философии в ХI-ХIХ столетиях, формирование и развитие диалектико-материалистической философии, зарубежная философия ХХ века. В каждый период истории человечества существовали свои особенности в развитии науки, культуры, общественных отношений, стилей мышления и т.д. Все это накладывало отпечаток и на развитие философской мысли, на то, какие проблемы в области философии выдвигались на первый план. При этом само своеобразие в развитии этих взглядов и учений обусловливалось специфическими экономическими, социальными и культурными факторами каждой эпохи. Все это вместе взятое и является основой для выделения определенных типов философии. Важно, однако, при этом иметь в виду, что, несмотря на своеобразие философских учений в разные периоды истории, между ними сохраняется преемственность, которая позволяет говорить о единстве историко-философского процесса. № 8. Особенности античной философии, ее космоцентрический характер. Античная философия зародилась в конце 7 – начале 6 вв. до н.э. и просуществовала до 5 в. Н.э.. Античная философия прошла в своем развитии четыре этапа: 1. Зарождения древнегреческой философии. Этот период обычно называют досократовским либо натуралистическим. К этому периоду относится Милетская школа, Элейская школа, Пифагор и пифагорейцы, древнегреческие атомисты. 2. Расцвет и зрелость древнегреческой философии. Он обычно характеризуется как классический. Его представители – Сократ, Платон, Аристотель. 3. Закат древнегреческой философии. Он связан с распадом древнегреческой державы после смерти Александра Македонского. 4. Упадок античной философии. Этот этап называют римским. Римская философия формируется под влиянием греческой философии. Выделяются три школы римской философии: стоицизм (Снека, Марк Аврелий), эпикуреизм (Лукреций Кар), скептицизм (Сект Эмпирик). В это время зарождается христианство (1 в. До н.э.) и в 4 в. Становится господствующей религией. Особенности античной философии: ü Древнегреческая философия носит космоцентрический характер, в ее центре -космос. Взоры древних философов были обращены на разгадку тайн космоса, под которым понималось все: природа, земля, человек, растительный и животный мир, небесные тела и весь небесный свод; ü Повышенное внимание к проблеме объяснения окружающей природы; ü Поиск первоначала, породившего все сущее; ü Созерцательность; ü Натуралистический, декларированный способ философствования. В это время были заложены два направления в философии – идеалистическое и материалистическое, причем данные направления поочередно доминировали: в досократовкий период – материалистические, в классический – направления имели одинаковое влияние, в эллистический – материалистическое, в римский – идеалистическое направление. Главные проблемы, которые ставили и пытались решить древние философы – это поиск первоначала, поиск источника всего сущего, из которого все состоит, проблемы государства, проблема человека и нравственности, смысла жизни человека, проблема диалектики и др. № 9. Теоцентризм средневековой философии, ее особенности. В условиях жесткого религиозного диктата и тотальной зависимости от религиозной идеологии, поддерживаемых государственной властью, философия из царицы наук античного периода превратилась в служанку богословия. В основе всех теоретических воззрений лежали следующие теологический принципы:
Этапы развития философии Средневековья: -патристика (2-8 вв.) -схоластика (9-14 вв.) Патристика представляет собой совокупность теолого-философских, политико-социологических взглядов и доктрин христианских богословов, мыслителей, который взялись за обоснование христианства, опираясь на античную философию. Патристика решала наиболее важные задачи христианства, сформулировала его идеи. В широком смысле схоластика представляет собой определенный тип философствования, при котором средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру христианские идеи и формулы. В узком смысле схоластика – это метод доказательства религиозных догматов при помощи формальной логики Аристотеля. Наиболее яркими представителями средневековой теологической философии являлись Августин Блаженный, Фома Аквинский, Уильям Оккам и др. № 10. Антропоцентризм и гуманизм философии Возрождения.
1. Носила антропоцентрический характер, т.е. в ее центре стоял человек; 2. Гуманизм – образ мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности; 3. Носила антисхоластический характер; 4. Пантеизм – главные принцип мировоззрения, отождествляющий Боги и природу. В эволюции эпохи Возрождения представляется возможным выделить три характерных периода: гуманистический, или антропоцентрический, противопоставляющий средневековому теоцентризму интерес к человеку в его отношениях с миром; неоплатонический, связанный с постановкой широких онтологических проблем, т. е. значительно расширивший представления о бытии, материи, движении, пространстве и времени; натурфилософский. Первый из них характеризует философскую мысль в период времени с середины XIV в. до середины XV в., второй — с середины XV в. до первой половины XVI в., третий — вторую половину XVI в. и начало XVII в.. Первый этап развития философии эпохи Возрождения связан с преобладанием интереса мыслителей к проблемам устройства человека в мире, который рассматривался как центр мироздания и творец самого себя. Устанавливается своего рода культ человека творца. (Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла).У истоков философской культуры Ренессанса стоит величественная фигура Данте Алигьери (1265 — 1321). Данте был выдающимся поэтом и мыслителем. Он известен общественности как автор “Божественной комедии” и трактатов “Пир” и “Монархия”, заложивший в своих произведениях основы нового гуманистического учения о человеке. Данте боролся против феодальных привилегий и светской власти церкви. За это он поплатился пожизненным изгнанием. Показательно, что толчок к созданию нового мировоззрения исходил не от философа-профессионала, а от поэта, вышедшего из среды людей, осознающих необходимость перемен в жизни. Начало гуманизма, определившего собой основное содержание философской мысли эпохи Возрождения в XIV — XV вв., связано с многогранным творчеством великого итальянского поэта, “первого гуманиста” Франческо Петрарки (1304 — 1374). Петрарка был создателем новой европейской лирики, автором всемирно прославленных сонетов “на жизнь” и “на смерть”, “Мадонны Лауры”, канцон, мадригалов, эпической поэмы “Африка”. Петрарка написал ряд философских сочинений: “Моя тайна” (диалог) (1342 — 1343), трактаты “Об уединении жизни” (1346), “О монашеском досуге” (1347), “Инвектива против врага” (1352 — 1353) и памфлета “О своем и чужом невежестве” (1307). Второй этап развития философии эпохи Возрождения (с середины XV в. до первой трети XVI в.) связан с интерпретацией идей платоников и аристотеликов применительно к потребностям обновляющегося мира. В этот период творили Николай Кузанский (1401 — 1464), Марсилио Фичино (1422 — 1495), Леонардо да Винчи (1452 — 1519), Пьетро Помпонацци (1462 — 1525), Пико делла Мирандола (1463-1494), Эразм Роттердамский (1469 — 1536), Николо Макиавелли (1469 — 1527), Николай Коперник (1473 — 1543), Томас Мор (1479 — 1535). Эти деятели эпохи Возрождения внесли значительный вклад в исследование онтологической проблематики, в развитие представлений о всех формах бытия. Принимая во внимание достижение философской мысли Платона и Аристотеля, а так же переосмысливая философию неоплатонизма, они совершенствовали теорию познания и этику. Последний третий этап развития философии эпохи Возрождения — со второй половины XVI в. до начала XVII в. Этот период отмечен творчеством Пьера-Анжело Мандзоли, Мишеля Монтеня (1533 — 1592), Бернардино Телезио (1509 — 1588), Франческо Патрици (1529 — 1597), Джордано Бруно (1548 — 1600), Томмазо Кампанеллы (1568 — 1639), Якоба Беме (1575 — 1624), Галилео Галилея (1564 — 1642). Названные мыслители интересовались разной философской проблематикой. Так, например, Мандзоли и Монтень исследовали вопросы существования человека в мире. М. Монтень написал объемное сочинение “Опыты”, которое вплоть до нашего времени служит образцом нравоучительной литературы. Монтеню в своем сочинении удалось обобщить опыт нравоучительной литературы прошлого и разобрать такие модели нравственных оценок поведения, которые воспринимаются и современным читателем как вполне приемлемые. № 11. Философия Нового времени, ее отличительные черты. Начиная с XVII в. бурно развиваются естествознание, астрономия, математика, механика; развитие науки не могло не оказать влияния на философию. В философии возникает учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях научного исследования. Характерной для философии Нового времени является сильная материалистическая тенденция, вытекающая прежде всего из опытного естествознания. Крупными философами в Европе XVII в. являются: — Ф. Бэкон (Англия); — С. Гоббс (Англия); — Дж. Локк (Англия); — Р. Декарт (Франция); — Б. Спиноза (Голландия); — Г. Лейбниц (Германия). В философии Нового времени большое внимание уделяется проблемам бытия и субстанции — онтологии,особенно когда речь идет о движении, пространстве и времени. Проблемы субстанции и ее свойств интересуют буквально всех философов Нового времени, ведь задача науки и философии (содействовать здоровью и красоте человека, а также увеличению его власти над природой) вела к пониманию необходимости исследования причин явлений, их сущностных сил. В философии этого периода появляются два подхода к понятию «субстанция»: — онтологическое понимание субстанции как предельного основания бытия, основоположник — Френсис Бэкон (1561–1626); — гносеологическое осмысление понятия «субстанция», его необходимость для научного знания, основоположник — Джон Локк (1632–1704). По мнению Локка, идеи и понятия имеют своим источником внешний мир, материальные вещи. Материальные тела имеют лишь количественные особенности,качественного многообразия материи не существует: материальные тела отличаются друг от друга лишь величиной, фигурой, движением и покоем (первичные качества).Запахи, звуки, цвета, вкус — это вторичные качества,они, считал Локк, возникают в субъекте под воздействием первичных качеств. Английский философ Дэвид Юм(1711–1776) искал ответы бытия, выступая против материалистического понимания субстанции. Он, отвергая реальное существование материальной и духовной субстанции, считал, что есть «идея» субстанции, под которую подводится ассоциация восприятия человека, присущая обыденному, а не научному познанию. Философия Нового времени сделала огромный шаг в развитии теории познания (гносеологии), главными стали: — проблемы философского научного метода; — методологии познания человеком внешнего мира; — связи внешнего и внутреннего опыта; — задача получения достоверного знания. Появились два основных гносеологических направления: — эмпиризм(основоположник — Ф. Бэкон); — рационализм(Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц). Основные идеи философии Нового времени: — принцип автономно мыслящего субъекта; — принцип методического сомнения; — индуктивно-эмпирический метод; — интеллектуальная интуиция или рационально-дедуктивный метод; — гипотетико-дедуктивное построение научной теории; — разработка нового юридического мировоззрения, обоснование и защита прав гражданина и человека. Главной задачей философии Нового времени была попытка реализовать идею автономной философии,свободной от религиозных предпосылок; построить цельное мировоззрение на разумных и опытных основаниях, выявленных исследованиями познавательной способности человека. № 12. Философия Просвещения. Особенности английского и французского материализма XVII-XVIII вв. Просвещение – чрезвычайно сложное и неоднозначное явление культурной и общественной жизни Европы 18 в. Наиболее яркое и полное воплощение культура Просвещения обрела на французской почве, где век просвещения был, прежде всего, веком расцвета философской мысли, главные девиз которой был: имей мужество пользоваться собственным умом. Выдающимися философами эпохи Просвещения во Франции были Вольтер, Монтескье, Руссо, Дибро и др. Просвещение формируется как идеологическое движение, имеющее в каждой отдельной стране специфический характер, но с общей основой: верой в человеческий разум, призванный обеспечить прогресс человечества, избавление от тупиков и нелепостей традиций, освобождение от оков невежества, суеверий, мифов. Угнетений. Культ разума у просветителей подразумевает защиту научного и технического познания как орудия преобразования мира и постепенного улучшения условий материальной и духовной жизни человечества. Среди идей, сформировавших социально-философскую доктрину французского Просвещения, можно отметить следующие: 1. Идея естественного права человека, т.е. его права на жизнь, свободу, в том числе свободу слова и совести, равенства, братства и пр. 2. Идея государства как результата общественного договора. 3. Идея разделения власти на три ветви: исполнительную, судебную и законодательную. 4. Идея гражданского общества и правового государства, т.е. экономической свободы граждан, государства и верховенства закона, перед законом все равны. 5. Идея роли социальной среды в формировании личности и развитии общества. 6. Возникновение идей французских утопистов-социалистов Мабли, Бабефа, Фурье о идеи построения идеального совершенного государства. Особенности английского и французского материализма XVII-XVIII вв. 1. Материализм Нового времени был механистическим. В это время ведущими и наиболее развитыми науками были механика и математика. Ученым казалось, что с их позиций можно объяснить все, даже общество и человека. 2. Материализм Нового времени был метафизическим, главная идея которого – отрицание всеобщей связи и развития. 3. Материализм Нового времени в понимании природы содержал уступки идеализму. Религия была еще мощной идеологической силой, поэтому материалисты не могли отказаться от идеи Бога. Материализм выступал в то время в форме деизма (признание Бога в качестве первопричины всего сущего. Деизм сводит Бога к минимуму). 4. Материализм Нового времени был непосредственным, односторонним идеализмом во взглядах на общество, т.е. он первопричину исторических событий видел в сознании, идеях. 5. Материализм приобретает форму атеизма (в эпоху Просвещения). Атеизм полностью отрицает идею Бога.
№13. Немецкая классическая философия. Значение философии Гегеля, его диалектика. Немецкая классическая философияпредставляет собой значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества. Она представлена философским творчеством: — Иммануила Канта (1724–1804); — Иоганна Готлиба Фихте (1762–1814); — Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775–1854); — Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770–1831); — Людвига Андреаса Фейербаха (1804–1872). Каждый из этих философов создал свою философскую систему, наполненную богатством идей и концепций. 1. Роль философии в истории человечества и развитии мировой культуры в том, что она призвана быть критической совестью культуры, сознанием, спорящим с действительностью, душой культуры. 2. Исследовалась человеческая сущность, а не только человеческая история: — для Канта человек — нравственное существо; — Фихте подчеркивает действенность, активность сознания и самосознания человека, рассматривает устройство человеческой жизни согласно требованиям разума; — Шеллинг показывает взаимосвязь объективного и субъективного; — Гегель более широко рассматривает границы активности самосознания и индивидуального сознания: самосознание индивида у него соотносится не только с внешними предметами, но и с другими самосознаниями, из чего возникают различные общественные формы; — Фейербах определяет новую форму материализма — антропологический материализм,в центре которого стоит реальный человек, являющийся субъектом для себя и объектом для другого человека. 3. Все представители классической немецкой философии определяли ее как специальную систему философских дисциплин, категорий, идей: — Кант выделяет в качестве главных философских дисциплин гносеологию и этику; — Шеллинг — натурфилософию, онтологию; — Фихте видел в философии такие разделы, как онтологический, гносеологический, социально-политический; — Гегель определил широкую систему философских знаний, в которую вошли философия природы, логика, философия истории, история философии, философия права, философия государства, философия морали, философия религии, философия развития индивидуального сознания и др.; — Фейербах рассматривал философские проблемы истории, религии, онтологии, гносеологии и этики. 4. Классическая немецкая философия определяет целостную концепцию диалектики: — диалектика Канта — это диалектика границ и возможностей человеческого познания: чувств, рассудка и человеческого разума; — диалектика Фихте сводится к разработке творческой активности Я, к взаимодействию Я и не-Я как противоположности, на основе борьбы которых происходит развитие самосознания человека; — Шеллинг переносит на природу предложенные Фихте принципы диалектического развития, природа у него — развивающийся дух; — Гегель представил развернутую, всестороннюю теорию идеалистической диалектики. Он исследовал весь естественный, исторический и духовный мир как процесс, т. е. в его беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, противоречиях, перерывах постепенности, борьбе нового со старым, направленном движении; — Фейербах в своей диалектике рассматривает связиявлений, их взаимодействия и изменения,единство противоположностей в развитии явлений (дух и тело, сознание человека и материальная природа). Высшей ступени своего развития диалектика в идеалистической форме достигла в философии Гегеля (177О-1831), который был великим представителем объективного идеализма. Гегелевская система объективного идеализма состоит из трех основных частей. В первой части своей системы - в "Науке логики" - Гегель изображает мировой дух (называемый им здесь "абсолютной идеей") таким, каким он был до возникновения природы, т.е. признает дух первичным. Идеалистическое учение о природе изложено им во второй части системы - в "Философии природы". Природу Гегель как идеалист считает вторичной, производной от абсолютной идеи. Гегелевская идеалистическая теория общественной жизни составляет третью часть его системы - "Философию духа". Здесь абсолютная идея становится по Гегелю "абсолютным духом". Таким образом, система взглядов Гегеля носила ярко выраженный идеалистический характер. Существенная позитивная особенность идеалистической философии Гегеля состоит в том, что абсолютная идея, абсолютный дух рассматривается им в движении, в развитии. Особенное значение в диалектическом методе Гегеля имели три принципа развития, понимаемые им как движение понятий, а именно: переход количества в качество, противоречие как источник развития и отрицание отрицания. В этих трех принципах, хотя и в идеалистической форме, Гегель вскрыл всеобщие законы развития. Впервые в истории философии Гегель учил, что источником развития являются противоречия, присущие явлениям. Поможем в ✍️ написании учебной работы
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 683; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.231.247.88 (0.041 с.) |