Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Антропологический материализм Фейербаха.↑ Стр 1 из 13Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Специфика философии заключается в том, что она высший тип мировоззрения, основанный на рационально-понятийной форме отражения, системности, логичности. Философия ставит задачу дать обобщение всем достижениям наук. Отличие философии от науки: ü Наука исследует реальный мир, ее интересует объективные знания о явлениях действительности; философия же изучает содержание знания людей, их мысли, суждения, мнения и т.д. ü Научное знание основывается на фактах, философские утверждения нельзя проверить на практике; ü По одному и тому же вопросу по философии могут существовать различные точки зрения (например, вопрос смысла жизни человека); ü Философия и наука различаются по предмету исследования. Если предмет науки уже заранее открыт и остается лишь задача его исследования, то предмет философии неясен для нее самой. Общие черты науки и философии: ü Философию роднит с наукой рационально-понятийная форма отражения, логическая последовательность и доказательность, систематизированность и пр. ü Философия, как и наука, опирается на эмпирический материал, но он особого рода; ü Как и в науке положения философии можно опровергнуть, или доказать; ü Философия, как и наука, нацелена на достижение истины как высшей ценности; ü Философия, как и наука, имеет свою историю, а значит и свои законы исторического развития, благодаря чему возможна такая наука, как история философии. № 4. Предмет философии, ее структура и функции. В истории философии сложилось три подхода к пониманию предмета философии как науки:
Предмет современной философии – это проблема человека и его отношение к миру: законы, свойства и формы бытия, действующие во всех областях материального и духовного мира. Структура: онтология (наука о бытии и его сущности), гносеология (наука о познании); логика (о мышлении, его законах и формах), этика (о морали), эстетика (о прекрасном), социальная философия (о человечестве), история философии (зарождение, становление, развитие философской мысли). Функции: -Мировоззренческая: Преобразовать взгляды человека в обоснованное мировоззрение. -Гносеологическая: отношение объекта и субъекта познания, выявляет связь чувственного и рационального, исследует проблемы истины и др. -Методологическая: разрабатывает универсальные, общие методологические и мыслительные инструменты (категории, принципы и методы познания) для наук. - Интегририрующая: обобщает выводы специал. наук, объединяет их на основании своих функций и методов познания. -Аксиологическая: философия дает оценку, формирует систему ценностей. -Критическая: подвергает критической оценке то, что не соотв. философской системе -.Познавательная: философия органично соединяет полученные знания, “рисуя” универсальную, обобщенную теорет. картину мира, раскрывает источники, формы и методы научного познания. -Культурно–воспитательная: приобщает к культуре, воспитывает разумное мышление. № 5. Основной вопрос философии, его две стороны. Материализм и идеализм – основные философские направления. Великий и основной вопрос всей нашей современной философии есть вопрос об отношению мышления к бытию. Основной вопрос философии решает две фундаментальные проблемы, или имеет две стороны. Первая проблема – онтологическая: что есть действительность (реальность, бытие). Это проблема бытия. Различные решения данной проблемы определяют выбор различных исходных предпосылок для построения общей философской картины мира. Вторая проблема – гносеологическая: как строить знание о действительности. Это проблема познания. В зависимости от того, как она решается, в философии возникают различные представления о путях, методах и возможностях получения истинных знаний о мире. В философии образовались два основных направления в развитии философской мысли: материализм и идеализм. Сторонников материализма объединяет убеждение в том, что мир, в котором мы живем, существует вне и независимо от сознания. Сознание, дух обладают лишь «вторичным», зависимым бытием и не могут существовать сами по себе, независимо от материи. Формы исторического развития материализма: 1. Материализм Древнего Востока и Древней Греции (предметы и окружающий мир рассматриваются сами по себе, независимо от сознания и состоят из материальных образования и элементов; представители – Демокрит, Гераклит и др.); 2. Механистический материализм Нового времени в Европе. В основе его лежит изучение и объяснение природы, человека и общества на основе принципов механики. Галиллей, Локк и др.; 3. Метафизический материализм Нового времени в Европе. Противоположный диалектике, утверждающий неизменность бытия. 4. Диалектический материализм Нового времени в Европе Органическое единство материализма и диалектики). Характерные черты – материалистический взгляд на мир, признание основополагающей роли практики в познании; 5. Антропологический материализм – центральная проблема – человек как биологическое, природное существо (Фейербах); 6. Непоследовательный материализм (деизм), представители которого хотя и признавали Бога, но резко принижали его функции, сводя их к творению материи и сообщении. Ей первоначального импульса движения (Бэкон, Франклин и др.). 7. Научный и вульгарный материализм. Сводит идеальное к материальному, сознание отождествляет с материей (Фохт, Молешотт и др.). Для идеалистов сознание, мышление, психически первичное, основоположное, а материя, природа – вторичны, производны, зависимы от духовного. Различают две главные его разновидности:
№ 6. Методы в философии. Диалектика и метафизика, их исторические формы. Философский метод – это система наиболее общих приемов теоретического и практического освоения действительности, а так же способов построения и обоснования системы философского знания. Философия имеет два основных метода: диалектику и метафизику. МЕТАФИЗИКА (от греч. metaphysic — то, что после физики) — наука о сверхчувственных принципах и началах бытия. В истории философии под М. чаще всего понимается подлинная философия. Термин «М.» впервые введен Андроником Родосским. В античности: Сначала отчетливое разделение метафизики, науки и теологии отсутствует. Философский метод не отличается от научного. В античности метафизика - метафизика бытия. В Средние века: Метафизика - высшая форма рационального познания бытия, вопрос о сущем остается основным, но он формулируется как “Что есть Бог?” подчинение метафизики сверхразумному знанию. Новое время: метафизика вышла из границ теологии. Метафизика становится наукой о гносеологии (превращение метафизики в теорию познания). Метафизика рационализма находится в тесной связи с традиционной онтологией. XVIII век - кризис метафизики - в силу отъединения от метафизики ряда наук, критика со стороны скептицизма, сенсуализма, механистического материализма, Просвещения. Немецкая классическая философия: окончательное разрушение старой метафизики. Кант: критика догматической метафизики, но рассматривал ценность метафизики как науки, и считает метафизику завершением культуры человеческого разума. Разделил метафизику на метафизику природы и метафизику нравов. В метафизике нравов противоречия чистого разума находят практическое разрешение. Размежевал метафизику и естествознание. Фихте и Шеллинг: пытаются построить положительную метафизику. Они связывают мышление и бытие, метафизику и науку, разум и природу, истолковали диалектику разума не как теоретический тупик, а как движущую силу развития познания диалектика - неотъемлемое свойство истинного мышления. Гегель: создает систему, в которой истина - это поступательное развитие разума, а противоречие - необходимый момент. Разум - носитель истинного познания, а диалектика - метод постижения противоречий и развития понятий. Рассудок - лишь необходимое, но не достаточное условие познания. Источник метафизики - рассудок первый противопоставил диалектику и метафизику. Основной вопрос философии Гегеля - о логике философия становится диалектической логикой. Вторая половина XIX века: отрицательное отношение к метафизике вообще и также к гегелевскому варианту. XX век: отстаивают позиции метафизики: Лингвистическая философия (Витгенштейн, Хайдеггер) - в центре внимания - философия языка, критика метафизики как типа западно-европейской культуры, пытается вернуться к “истокам”, то есть к метафизике в доплатоновской форме. Экзистенциализм - обращение к проблеме философии. В конечном счете существуют 2 толкования содержания метафизики: 1) наивное - неудовлетворительный конкурент диалектики; 2) положительное - совокупность основополагающих принципов философии. Диалектика означает искусство вести беседу, рассуждать. В современном понимании диалектика — это теория и метод познания действительности, учение о единстве мира и всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Научный диалектический взгляд на мир складывался в течение длительного развития философии. Элементы диалектики содержались в учениях философов древнего Востока, Индии, Китая, Греции, Рима. Сегодня можно выделить три ее исторические формы:
Стихийная диалектика древних. Ярко выражена в философии древней Греции, в рассуждениях Гераклита из Эфеса. Гераклит: всё течет и изменяется, все существует и в то же время не существует, находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения. Гераклит стремился объяснить превращение вещей в их собственную противоположность. Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаруживать истину путем столкновения противоположных мнений в споре. Платон называл диалектикой логический метод, с помощью которого идет познание сущего — идей, движения мысли от низших понятий к высшим. Идеалистическая диалектика немецкой классической философии. (Кант, Шеллинг, Гегель). Под диалектикой Гегель понимал не только искусство полемики, спора, беседы, но и определенный взгляд на мир. Диалектика у него — это метод познания действительности, который учитывает противоречивость мира, его изменение, взаимосвязи явлений, вещей и процессов, качественные превращения, переходы от низшего к высшему через отрицание отжившего и утверждение нового, растущего. По Гегелю, развитие окружающего мира определяется саморазвитием «абсолютной идеи», мистического «мирового разума» в процессе рассуждения о самом себе. Материалистическая диалектика современности - марксистская модель. Характерна объективность рассмотрения явлений, стремление постичь вещь саму по себе, как она есть, в совокупности ее многообразных отношений к другим вещам. № 7. Зарождение философии, ее исторические типы. Философия возникла на заре человеческой цивилизации примерно более 2,5 тыс. лет назад. Ее зачатки отчетливо обнаруживают в 7-6 вв. до н.э. одновременно в трех центрах – Китае, Индии и Древней Греции, где достигают своей классической формы. Известные в наше время источники свидетельствуют, что наибольшего успеха философия достигла в Древней Греции, и именно греческая культура оказала в последующем преобладающее воздействие на развитие человеческого общества. Источниками возникновения философии являются мифология, религия, зарождающая знания, народная культура и др.Философия формируется в тот период, когда традиционные мифологические представления становятся недостаточными, неспособными удовлетворить новые мировоззренческие запросы, когда в общественной жизни и в общественном сознании возникают серьезные противоречия и конфликты, которые не поддаются разрешению с помощью традиционных убеждений и верований, связанных с мифологией. Тут и появляется потребность различия того, что общепринято и того, что истинно на самом деле. Это различие рождается с философией. Исторические типы философии Для того чтобы лучше понять смысл и суть философии как науки, полезно и даже необходимо обратиться к истории ее развития, рассмотреть, как шло движение философской мысли в разные периоды истории человеческого общества. Изучение центральных проблем, возникавших перед философами того или иного периода, поможет выработать представление об исторических типах философии, о своеобразии философской мысли разных народов в разные периоды их истории. В настоящее время в истории философской мысли обычно выделяют следующие основные типы: философия Древнего Востока, античная философия, философия средневековья и эпохи Возрождения, философия нового времени, развитие отечественной философии в ХI-ХIХ столетиях, формирование и развитие диалектико-материалистической философии, зарубежная философия ХХ века. В каждый период истории человечества существовали свои особенности в развитии науки, культуры, общественных отношений, стилей мышления и т.д. Все это накладывало отпечаток и на развитие философской мысли, на то, какие проблемы в области философии выдвигались на первый план. При этом само своеобразие в развитии этих взглядов и учений обусловливалось специфическими экономическими, социальными и культурными факторами каждой эпохи. Все это вместе взятое и является основой для выделения определенных типов философии. Важно, однако, при этом иметь в виду, что, несмотря на своеобразие философских учений в разные периоды истории, между ними сохраняется преемственность, которая позволяет говорить о единстве историко-философского процесса. № 8. Особенности античной философии, ее космоцентрический характер. Античная философия зародилась в конце 7 – начале 6 вв. до н.э. и просуществовала до 5 в. Н.э.. Античная философия прошла в своем развитии четыре этапа: 1. Зарождения древнегреческой философии. Этот период обычно называют досократовским либо натуралистическим. К этому периоду относится Милетская школа, Элейская школа, Пифагор и пифагорейцы, древнегреческие атомисты. 2. Расцвет и зрелость древнегреческой философии. Он обычно характеризуется как классический. Его представители – Сократ, Платон, Аристотель. 3. Закат древнегреческой философии. Он связан с распадом древнегреческой державы после смерти Александра Македонского. 4. Упадок античной философии. Этот этап называют римским. Римская философия формируется под влиянием греческой философии. Выделяются три школы римской философии: стоицизм (Снека, Марк Аврелий), эпикуреизм (Лукреций Кар), скептицизм (Сект Эмпирик). В это время зарождается христианство (1 в. До н.э.) и в 4 в. Становится господствующей религией. Особенности античной философии: ü Древнегреческая философия носит космоцентрический характер, в ее центре -космос. Взоры древних философов были обращены на разгадку тайн космоса, под которым понималось все: природа, земля, человек, растительный и животный мир, небесные тела и весь небесный свод; ü Повышенное внимание к проблеме объяснения окружающей природы; ü Поиск первоначала, породившего все сущее; ü Созерцательность; ü Натуралистический, декларированный способ философствования. В это время были заложены два направления в философии – идеалистическое и материалистическое, причем данные направления поочередно доминировали: в досократовкий период – материалистические, в классический – направления имели одинаковое влияние, в эллистический – материалистическое, в римский – идеалистическое направление. Главные проблемы, которые ставили и пытались решить древние философы – это поиск первоначала, поиск источника всего сущего, из которого все состоит, проблемы государства, проблема человека и нравственности, смысла жизни человека, проблема диалектики и др. № 9. Теоцентризм средневековой философии, ее особенности. В условиях жесткого религиозного диктата и тотальной зависимости от религиозной идеологии, поддерживаемых государственной властью, философия из царицы наук античного периода превратилась в служанку богословия. В основе всех теоретических воззрений лежали следующие теологический принципы:
Этапы развития философии Средневековья: -патристика (2-8 вв.) -схоластика (9-14 вв.) Патристика представляет собой совокупность теолого-философских, политико-социологических взглядов и доктрин христианских богословов, мыслителей, который взялись за обоснование христианства, опираясь на античную философию. Патристика решала наиболее важные задачи христианства, сформулировала его идеи. В широком смысле схоластика представляет собой определенный тип философствования, при котором средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру христианские идеи и формулы. В узком смысле схоластика – это метод доказательства религиозных догматов при помощи формальной логики Аристотеля. Наиболее яркими представителями средневековой теологической философии являлись Августин Блаженный, Фома Аквинский, Уильям Оккам и др. № 10. Антропоцентризм и гуманизм философии Возрождения.
1. Носила антропоцентрический характер, т.е. в ее центре стоял человек; 2. Гуманизм – образ мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности; 3. Носила антисхоластический характер; 4. Пантеизм – главные принцип мировоззрения, отождествляющий Боги и природу. В эволюции эпохи Возрождения представляется возможным выделить три характерных периода: гуманистический, или антропоцентрический, противопоставляющий средневековому теоцентризму интерес к человеку в его отношениях с миром; неоплатонический, связанный с постановкой широких онтологических проблем, т. е. значительно расширивший представления о бытии, материи, движении, пространстве и времени; натурфилософский. Первый из них характеризует философскую мысль в период времени с середины XIV в. до середины XV в., второй — с середины XV в. до первой половины XVI в., третий — вторую половину XVI в. и начало XVII в.. Первый этап развития философии эпохи Возрождения связан с преобладанием интереса мыслителей к проблемам устройства человека в мире, который рассматривался как центр мироздания и творец самого себя. Устанавливается своего рода культ человека творца. (Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла). У истоков философской культуры Ренессанса стоит величественная фигура Данте Алигьери (1265 — 1321). Данте был выдающимся поэтом и мыслителем. Он известен общественности как автор “Божественной комедии” и трактатов “Пир” и “Монархия”, заложивший в своих произведениях основы нового гуманистического учения о человеке. Данте боролся против феодальных привилегий и светской власти церкви. За это он поплатился пожизненным изгнанием. Показательно, что толчок к созданию нового мировоззрения исходил не от философа-профессионала, а от поэта, вышедшего из среды людей, осознающих необходимость перемен в жизни. Начало гуманизма, определившего собой основное содержание философской мысли эпохи Возрождения в XIV — XV вв., связано с многогранным творчеством великого итальянского поэта, “первого гуманиста” Франческо Петрарки (1304 — 1374). Петрарка был создателем новой европейской лирики, автором всемирно прославленных сонетов “на жизнь” и “на смерть”, “Мадонны Лауры”, канцон, мадригалов, эпической поэмы “Африка”. Петрарка написал ряд философских сочинений: “Моя тайна” (диалог) (1342 — 1343), трактаты “Об уединении жизни” (1346), “О монашеском досуге” (1347), “Инвектива против врага” (1352 — 1353) и памфлета “О своем и чужом невежестве” (1307). Второй этап развития философии эпохи Возрождения (с середины XV в. до первой трети XVI в.) связан с интерпретацией идей платоников и аристотеликов применительно к потребностям обновляющегося мира. В этот период творили Николай Кузанский (1401 — 1464), Марсилио Фичино (1422 — 1495), Леонардо да Винчи (1452 — 1519), Пьетро Помпонацци (1462 — 1525), Пико делла Мирандола (1463-1494), Эразм Роттердамский (1469 — 1536), Николо Макиавелли (1469 — 1527), Николай Коперник (1473 — 1543), Томас Мор (1479 — 1535). Эти деятели эпохи Возрождения внесли значительный вклад в исследование онтологической проблематики, в развитие представлений о всех формах бытия. Принимая во внимание достижение философской мысли Платона и Аристотеля, а так же переосмысливая философию неоплатонизма, они совершенствовали теорию познания и этику. Последний третий этап развития философии эпохи Возрождения — со второй половины XVI в. до начала XVII в. Этот период отмечен творчеством Пьера-Анжело Мандзоли, Мишеля Монтеня (1533 — 1592), Бернардино Телезио (1509 — 1588), Франческо Патрици (1529 — 1597), Джордано Бруно (1548 — 1600), Томмазо Кампанеллы (1568 — 1639), Якоба Беме (1575 — 1624), Галилео Галилея (1564 — 1642). Названные мыслители интересовались разной философской проблематикой. Так, например, Мандзоли и Монтень исследовали вопросы существования человека в мире. М. Монтень написал объемное сочинение “Опыты”, которое вплоть до нашего времени служит образцом нравоучительной литературы. Монтеню в своем сочинении удалось обобщить опыт нравоучительной литературы прошлого и разобрать такие модели нравственных оценок поведения, которые воспринимаются и современным читателем как вполне приемлемые. № 11. Философия Нового времени, ее отличительные черты. Начиная с XVII в. бурно развиваются естествознание, астрономия, математика, механика; развитие науки не могло не оказать влияния на философию. В философии возникает учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях научного исследования. Характерной для философии Нового времени является сильная материалистическая тенденция, вытекающая прежде всего из опытного естествознания. Крупными философами в Европе XVII в. являются: — Ф. Бэкон (Англия); — С. Гоббс (Англия); — Дж. Локк (Англия); — Р. Декарт (Франция); — Б. Спиноза (Голландия); — Г. Лейбниц (Германия). В философии Нового времени большое внимание уделяется проблемам бытия и субстанции — онтологии, особенно когда речь идет о движении, пространстве и времени. Проблемы субстанции и ее свойств интересуют буквально всех философов Нового времени, ведь задача науки и философии (содействовать здоровью и красоте человека, а также увеличению его власти над природой) вела к пониманию необходимости исследования причин явлений, их сущностных сил. В философии этого периода появляются два подхода к понятию «субстанция»: — онтологическое понимание субстанции как предельного основания бытия, основоположник — Френсис Бэкон (1561–1626); — гносеологическое осмысление понятия «субстанция», его необходимость для научного знания, основоположник — Джон Локк (1632–1704). По мнению Локка, идеи и понятия имеют своим источником внешний мир, материальные вещи. Материальные тела имеют лишь количественные особенности, качественного многообразия материи не существует: материальные тела отличаются друг от друга лишь величиной, фигурой, движением и покоем (первичные качества). Запахи, звуки, цвета, вкус — это вторичные качества, они, считал Локк, возникают в субъекте под воздействием первичных качеств. Английский философ Дэвид Юм (1711–1776) искал ответы бытия, выступая против материалистического понимания субстанции. Он, отвергая реальное существование материальной и духовной субстанции, считал, что есть «идея» субстанции, под которую подводится ассоциация восприятия человека, присущая обыденному, а не научному познанию. Философия Нового времени сделала огромный шаг в развитии теории познания (гносеологии), главными стали: — проблемы философского научного метода; — методологии познания человеком внешнего мира; — связи внешнего и внутреннего опыта; — задача получения достоверного знания. Появились два основных гносеологических направления: — эмпиризм (основоположник — Ф. Бэкон); — рационализм (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц). Основные идеи философии Нового времени: — принцип автономно мыслящего субъекта; — принцип методического сомнения; — индуктивно-эмпирический метод; — интеллектуальная интуиция или рационально-дедуктивный метод; — гипотетико-дедуктивное построение научной теории; — разработка нового юридического мировоззрения, обоснование и защита прав гражданина и человека. Главной задачей философии Нового времени была попытка реализовать идею автономной философии, свободной от религиозных предпосылок; построить цельное мировоззрение на разумных и опытных основаниях, выявленных исследованиями познавательной способности человека. № 12. Философия Просвещения. Особенности английского и французского материализма XVII-XVIII вв. Просвещение – чрезвычайно сложное и неоднозначное явление культурной и общественной жизни Европы 18 в. Наиболее яркое и полное воплощение культура Просвещения обрела на французской почве, где век просвещения был, прежде всего, веком расцвета философской мысли, главные девиз которой был: имей мужество пользоваться собственным умом. Выдающимися философами эпохи Просвещения во Франции были Вольтер, Монтескье, Руссо, Дибро и др. Просвещение формируется как идеологическое движение, имеющее в каждой отдельной стране специфический характер, но с общей основой: верой в человеческий разум, призванный обеспечить прогресс человечества, избавление от тупиков и нелепостей традиций, освобождение от оков невежества, суеверий, мифов. Угнетений. Культ разума у просветителей подразумевает защиту научного и технического познания как орудия преобразования мира и постепенного улучшения условий материальной и духовной жизни человечества. Среди идей, сформировавших социально-философскую доктрину французского Просвещения, можно отметить следующие: 1. Идея естественного права человека, т.е. его права на жизнь, свободу, в том числе свободу слова и совести, равенства, братства и пр. 2. Идея государства как результата общественного договора. 3. Идея разделения власти на три ветви: исполнительную, судебную и законодательную. 4. Идея гражданского общества и правового государства, т.е. экономической свободы граждан, государства и верховенства закона, перед законом все равны. 5. Идея роли социальной среды в формировании личности и развитии общества. 6. Возникновение идей французских утопистов-социалистов Мабли, Бабефа, Фурье о идеи построения идеального совершенного государства. Особенности английского и французского материализма XVII-XVIII вв. 1. Материализм Нового времени был механистическим. В это время ведущими и наиболее развитыми науками были механика и математика. Ученым казалось, что с их позиций можно объяснить все, даже общество и человека. 2. Материализм Нового времени был метафизическим, главная идея которого – отрицание всеобщей связи и развития. 3. Материализм Нового времени в понимании природы содержал уступки идеализму. Религия была еще мощной идеологической силой, поэтому материалисты не могли отказаться от идеи Бога. Материализм выступал в то время в форме деизма (признание Бога в качестве первопричины всего сущего. Деизм сводит Бога к минимуму). 4. Материализм Нового времени был непосредственным, односторонним идеализмом во взглядах на общество, т.е. он первопричину исторических событий видел в сознании, идеях. 5. Материализм приобретает форму атеизма (в эпоху Просвещения). Атеизм полностью отрицает идею Бога.
№13. Немецкая классическая философия. Значение философии Гегеля, его диалектика. Немецкая классическая философия представляет собой значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества. Она представлена философским творчеством: — Иммануила Канта (1724–1804); — Иоганна Готлиба Фихте (1762–1814); — Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775–1854); — Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770–1831); — Людвига Андреаса Фейербаха (1804–1872). Каждый из этих философов создал свою философскую систему, наполненную богатством идей и концепций. 1. Роль философии в истории человечества и развитии мировой культуры в том, что она призвана быть критической совестью культуры, сознанием, спорящим с действительностью, душой культуры. 2. Исследовалась человеческая сущность, а не только человеческая история: — для Канта человек — нравственное существо; — Фихте подчеркивает действенность, активность сознания и самосознания человека, рассматривает устройство человеческой жизни согласно требованиям разума; — Шеллинг показывает взаимосвязь объективного и субъективного; — Гегель более широко рассматривает границы активности самосознания и индивидуального сознания: самосознание индивида у него соотносится не только с внешними предметами, но и с другими самосознаниями, из чего возникают различные общественные формы; — Фейербах определяет новую форму материализма — антропологический материализм, в центре которого стоит реальный человек, являющийся субъектом для себя и объектом для другого человека. 3. Все представители классической немецкой философии определяли ее как специальную систему философских дисциплин, категорий, идей: — Кант выделяет в качестве главных философских дисциплин гносеологию и этику; — Шеллинг — натурфилософию, онтологию; — Фихте видел в философии такие разделы, как онтологический, гносеологический, социально-политический; — Гегель определил широкую систему философских знаний, в которую вошли философия природы, логика, философия истории, история философии, философия права, философия государства, философия морали, философия религии, философия развития индивидуального сознания и др.; — Фейербах рассматривал философские проблемы истории, религии, онтологии, гносеологии и этики. 4. Классическая немецкая философия определяет целостную концепцию диалектики: — диалектика Канта — это диалектика границ и возможностей человеческого познания: чувств, рассудка и человеческого разума; — диалектика Фихте сводится к разработке творческой активности Я, к взаимодействию Я и не-Я как противоположности, на основе борьбы которых происходит развитие самосознания человека; — Шеллинг переносит на природу предложенные Фихте принципы диалектического развития, природа у него — развивающийся дух; — Гегель представил развернутую, всестороннюю теорию идеалистической диалектики. Он исследовал весь естественный, исторический и духовный мир как процесс, т. е. в его беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, противоречиях, перерывах постепенности, борьбе нового со старым, направленном движении; — Фейербах в своей диалектике рассматривает связи явлений, их взаимодействия и изменения, единство противоположностей в развитии явлений (дух и тело, сознание человека и материальная природа). Высшей ступени своего развития диалектика в идеалистической форме достигла в философии Гегеля (177О-1831), который был великим представителем объективного идеализма. Гегелевская система объективного идеализма состоит из трех основных частей. В первой части своей системы - в "Науке логики" - Гегель изображает мировой дух (называемый им здесь "абсолютной идеей") таким, каким он был до возникновения природы, т.е. признает дух первичным. Идеалистическое учение о природе изложено им во второй части системы - в "Философии природы". Природу Гегель как идеалист считает вторичной, производной от абсолютной идеи. Гегелевская идеалистическая теория общественной жизни составляет третью часть его системы - "Философию духа". Здесь абсолютная идея становится по Гегелю "абсолютным духом". Таким образом, система взглядов Гегеля носила ярко выраженный идеалистический характер. Существенная позитивная особенность идеалистической философии Гегеля состоит в том, что абсолютная идея, абсолютный дух рассматривается им в движении, в развитии. Особенное значение в диалектическом методе Гегеля имели три принципа развития, понимаемые им как движение понятий, а именно: переход количества в качество, противоречие как источник развития и отрицание отрицания. В этих трех принципах, хотя и в идеалистической форме, Гегель вскрыл всеобщие законы развития. Впервые в истории философии Гегель учил, что источником развития являются противоречия, присущие явлениям. В Гегелевской философии существует противоречие между метафизической системой и диалектическим ме
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1004; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.206 (0.017 с.) |