Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика нравственных ценностей и их иерархияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Нравственные ценности способствуют формированию нравственных отношений в обществе. На вершине иерархии нравственных ценностей находятся добро и зло. Добро -основная моральная ценность. Зло - противоположность добра; от понимания зла зависит также и определение понятия добра. Добро –одна из важнейших нравственных ценностей. Вместе со своей противоположностью – злом – добро является наиболее обобщенной формой разграничения и противопоставления нравственного и безнравственного (ценность и антиценность), того, что отвечает требованиям нравственности, и того, что противоречит им. С помощью ценностной характеристики добра и зла люди оценивают социальную практику и действия отдельных лиц. В зависимости от того, что подвергается оценке (поступок, моральное качество личности, взаимоотношения людей или социальная деятельность общественных институтов и движений), понятие добра приобретает форму более конкретных категорий - благодеяния, добродетели, справедливости, свободы, солидарности и др. Справедливость – понятие и ценность морального сознания, характеризующее такое положение вещей, которое рассматривается как должное, соответствующее определенному пониманию сущности человека и его прав. В отличие от более общих понятий добра и зла, справедливость характеризует соотношение конкретных явлений с точки зрения распределения блага и зла между людьми. Справедливость включает соотношение между ролью отдельных людей (групп) в жизни общества и их социальным положением, между деянием и воздаянием (например, преступлением и наказанием), правами и обязанностями, достоинством людей и их вознаграждением. Несоответствие между тем и другим оценивается моральным сознанием как несправедливость. Свобода нравственная – категория, охватывающая проблемы возможности и способности человека быть самостоятельной, самодеятельной и ответственной личностью, выражать в моральной деятельности свою подлинно человеческую сущность. Солидарность – единство убеждений и действий, взаимная помощь и поддержка, основанные на общности интересов и необходимости осуществления общих целей. Солидарность становится нравственной ценностью для той или иной общности, нации, партии, союзов и объединений людей, когда возникает объективная необходимость в совместном выступлении для решения каких-либо исторических задач. Вся многовековая история развития этических ценностей развивалась под знаком справедливости и свободы. Платон и Аристотель мечтали о справедливо устроенном государстве. Несправедливо, если правителями являются не самые мудрые, т.е. не философы. Маркс через всю свою жизнь, начиная с двенадцатилетнего возраста, пронес убеждение о несправедливости буржуазного общества, где тот, кто работает, либо вообще беден, либо далеко не самый богатый. Все, что Маркс считал несправедливым, современный американский либерал Роулз полагает, наоборот, справедливым. Он видит несправедливость в отказе богатых помогать бедным. О свободе (независимости и самостоятельности) также мечтали с незапамятных времен. Многочисленные восстания в Древнем мире были направлены на приобретение независимости. Эпикурейцы, киники, стоики, скептики стремились обосновать самодостаточность человека, т.е. его свободу. Идея свободы не чужда и христианской философии. Бог не навязывает свою волю человеку: греши, грешник. Подлинный триумф этики свободы наступает в Новое время. Развитие капитализма вплоть до наших дней сопровождается требованием обеспечения для личности разнообразных «свобод». Свобода часто интерпретируется как основная этическая ценность буржуазного общества. Показательна в этом смысле позиция французского философа Против требования справедливости и свободы немногие отваживаются выступать — оно имеет многовековую традицию. Вместе с тем хорошо известно, что попытки последовательно осуществить идеал справедливости неожиданным образом приводят ко всеобщей уравниловке. Но даже вне этих крайностей ясно, что идеалы справедливости и свободы трудно согласовать друг с другом. Обратимся поэтому к истокам нравственных ценностей. 52. Эстетическое сознание – это феномен духовной культуры. Как отмечали многие мыслители и как развернуто показал Гегель, разум безжизнен без чувства и бессилен без воли. Понятия истины и добра неполны без красоты, а она в свою очередь проявляется там, где разум приблизился к истине, а воля направлена на добро. «Я убежден, – писал Гегель, – что высший акт разума, охватывающий все идеи, есть акт эстетический, и что истина и благо соединяются родственными узами лишь в красоте» (Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет: В 2 т. Т.1. М., 1970. С. 212). Ни в одной области нельзя быть духовно развитым, не обладая эстетическим чувством. Само слово «эстетика» происходит от гр. слова «эстетикос» – чувствующий, чувственный, а эстетическое сознание есть осознание окружающего мира в форме конкретно-чувственных, художественных образов. Очень часто эстетическое сознание отождествляется с искусством, но это не совсем точно. Эстетическим, т. е. вызывающим у человека соответствующие чувства, может быть все, что угодно: природные ландшафты, любые предметы материальной и духовной жизни. Объективной основой возникновения эстетического являются, очевидно, некие фундаментальные закономерности бытия, проявляющиеся в отношениях меры, гармонии, симметрии, целостности, целесообразности и т. д. Конкретно-чувственная наглядная форма этих отношений в объективном мире порождает своеобразный резонанс в душе человека, который ведь и сам есть частица этого мира, и, следовательно, тоже причастен к общей гармонии Вселенной. Настраивая свой предметный и душевный мир в унисон с действием этих универсальных отношений бытия, человек и получает специфические переживания, которые мы называем эстетическими. Справедливости ради следует заметить, что в науке эстетика существует и другой взгляд на природу эстетического, отрицающий его объективность и выводящий все формы эстетического исключительно из человеческого сознания. Эстетические переживания в силу универсальности лежащих в их основе отношений способны возникать в любом виде человеческой деятельности. Однако в большинстве из них (в труде, науке, спорте, игре) эстетическая сторона является подчиненной, второстепенной. И только в искусстве эстетическое начало носит самодавлеющий характер, приобретает основное и самостоятельное значение. Эстетика существует во всех сферах жизнедеятельности человека. Красивыми могут быть авиалайнер, автомобиль, мост, мебель, одежда и многое другое. Красивым могут быть – футбол, теннис, шахматная игра и т. п. Эстетическое сознание тесно переплетается с сознанием нравственным. Широко известно изречение Чехова А. П. о том, что в человеке все должно быть прекрасно: не только внешний вид, но поступки и мысли. Когда говорят о «некрасивом поступке», то под этим разумеют, прежде всего, нарушение норм и принципов морали. Идеалом человеческой личности всегда считали не утонченного эстета, рафинированного ценителя красоты, а всесторонне развитую, нравственную и социально активную личность. И все же наиболее ярким выражением эстетического отношения человека к действительности является искусство. В. С. Соловьев говорит, что обычно считают, что искусство воспроизводит не сами предметы и явления действительности, а только то, что видит в них художник. Истинный художник видит в них их типичные, характерные черты, эстетический элемент природных явлений, пройдя через сознание и воображение художника, очищается от всех материальных случайностей и таким образом усиливается, выступает ярче, красота, разлитая в природе, в ее формах и красках, на картине является сосредоточенною, сгущенною, подчеркнутою. Суть искусства, по Соловьеву, состоит не в повторении, а «продолжении того художественного дела, которое начато природой, в дальнейшем и более полном разрешении той же эстетической задачи» (Соловьев В. С. Сочинения: В 2 т. М., 1988. С. 391). Главным в искусстве является его нравственное содержание. В поэзии Пушкина совершенная красота ее формы усиливает действие того духа, который в ней воплощается, а дух этот – живой, благой и возвышенный, как он сам свидетельствует в известных стихах: «И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в сей жестокий век я прославлял свободу И милость к падшим призывал». Возникновение искусства уходит в далекое прошлое. Люди родового общества, бесспорно, были наделены незаурядными художественными способностями. Их «художественной мастерской» была чаще всего пещера, которая освещалась лишь огнем костра. В ней стены украшались рисунками, сюжеты которых брались из повседневной жизни. До нас дошли изображения животных, сцены охоты на них и последующих празднеств. Эти рисунки поражают точностью изображения и художественной экспрессией. Искусство, в отличие от других видов художественного производства, апеллирует больше не к разуму, а к чувствам. Оно хоть и воспроизводит существенные и порой скрытые стороны действительности, однако пытается делать это в чувственно-наглядной форме. Это, собственно, и придает ему необыкновенную силу воздействия на человека. Отсюда проистекают и основные особенности искусства как способа освоения мира. К ним обычно относят художественные образы, символы как главные средства воспроизведения эстетической реальности, общее в искусстве не абстрактно, а предельно конкретно (любой литературный герой есть ярко выраженная индивидуальность, но одновременно и общий тип, характер); признание фантазии, вымысла и одновременно требование «жизненной правды» от продуктов этой фантазии; ведущая роль формы произведения искусства по отношению к содержанию и др. Эти особенности искусства свидетельствуют об известной самостоятельности, независимости путей развития искусства от прочих видов духовного производства. Искусство обладает рядом функций: познавательной, воспитательной, эстетической. Познавательная функция. Искусство может служить способом передачи опыта и информации, накопленных предшествующими поколениями. Произведения искусства и литературы рисуют широкую панораму жизни человечества, взятую в ее историческом развитии. Они переносят нас в различные эпохи, делают соучастниками исторических событий как родной страны, так и стран всего мира. Они показывают современность и предвосхищают будущее. Генеральным объектом познания в искусстве всегда был и остается человек. Вот почему искусство в целом и, в частности, художественную литературу именуют человековедением, учебником жизни и т. п. Тем самым подчеркивается еще одна важнейшая функция искусства – воспитательная. Лучшие произведения искусства, как классические, так и современные, формируют мировоззрение и нравственность человека, воспитывая в нем чувство прекрасного и гуманизм. Но все же главная функция искусства – эстетическая. Суть ее состоит в том, что искусство признано доставлять человеку эстетическое удовольствие и наслаждение. Если быть откровенным, то мы ходим в кино или театр не затем, чтобы нас там учили жизни или демонстрировали поучительные примеры для подражания. От произведений искусства прежде всего мы хотим получить удовольствие. Причем не просто удовольствие, а удовольствие эстетическое. Оно отнюдь не сводится к благоприятному расположению духа от созерцания прекрасного. Природа эстетического удовольствия заключается в возбужденном, растревоженном состоянии духа, испытывающего немой восторг от безупречно исполненной работы мастеров искусств. Эстетическое отношение человека к действительности, его стремление освоить и переустроить мир по законам красоты изучается эстетикой. Эстетическое является родовым понятием, видами которого выступают прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое и т. п. Эстетика – философская наука, которая изучает, прежде всего, прекрасное в природе, обществе, в человеке, а также общие принципы творчества по законам красоты. Много веков в социально-философской и эстетической литературе продолжается спор о соотношении прекрасного в искусстве и действительности. При этом обнаруживается две основные позиции. Согласно одной из них (Чернышевский Н. Г.), прекрасное в жизни всегда и во всех отношениях выше прекрасного в искусстве. В таком случае искусство предстает копией с типических характеров и предметов самой действительности и суррогатом действительности. Альтернативная концепция (Гегель, Герцен): прекрасное в искусстве выше прекрасного в жизни, ибо художник видит зорче, дальше, глубже, чувствует мощнее и многокрасочнее своих будущих зрителей, читателей, слушателей и именно поэтому может их зажечь, вдохновить, выпрямить своим искусством. Искусство служит средством самовыражения человека, и, следовательно, предметом искусства являются как отношения человека и мира, так и сам человек во всех его измерениях – психологическом, социальном, нравственном и даже бытовом. Гуманитарные науки – и психология, и социология, и этика и т. п. – также имеют своим предметом человека, но все они рассматривают его с какой-либо одной и притом сознательно ограниченной точки зрения. Искусство же не только берет человека в его цельности, но и затрагивает все самые глубокие и еще не изведанные наукой пласты того удивительнейшего феномена в мире, которым является человек – тайна тайн природы. Искусство говорит с нами на своем особом языке, которому надо научиться прежде, чем он станет понятен. Роль искусства в общественной жизни трудно переоценить. Любое глубокое переустройство общественных порядков всегда подготавливалось при активном участии искусства. Так было и в античности, и в эпоху Возрождения. Так было и в начале 80-х гг. прошлого века, когда именно писатели как бы исподволь подготовили тот мощный взрыв социальной активности, который мы наблюдаем сегодня. Не случайно именно искусство быстрее, чем, скажем, наука или право, отреагировало на изменение барометра общественной жизни в середине 80-х гг., оказавшись на переднем крае главных событий времени. Эстетическое сознание и его высшая форма – искусство – являются необходимейшей частью общественного сознания, обеспечивающей его целостность и мобильность, его поисковую направленность в будущее, его нравственно-психологическую устойчивость в настоящем. Неотъемлемым аспектом эстетического сознания являются эстетические чувства. Эстетическое чувство – это просветленное чувство наслаждения красотой мира. «Эмоции искусства суть умные эмоции. Вместо того чтобы проявиться в сжимании кулаков и в дрожи, они разрешаются преимущественно в образах фантазии» (Выгодский Л. С. Психология искусства. М., 1965. С. 275). Эстетические чувства относятся к высшим формам душевных переживаний. Они предполагают осознанную или неосознанную способность руководствоваться понятиями прекрасного для восприятия явлений окружающей действительности, произведений искусства. Эстетические чувства возникают в единстве с нравственными и познавательными чувствами и обогащаются в связи с ними. По степени обобщенности своего предметного содержания эстетические чувства подразделяются на конкретные (например, чувства к тому или иному художественному произведению) и абстрактные (чувство трагического, возвышенного). Начиная от чувства умеренного удовольствия, человек может пройти ряд ступеней вплоть до эстетического восторга. Эстетическое чувство развивалось и совершенствовалось, открывая перед человеком все новые и новые стороны действительности: прекрасное и безобразное, комическое и трагическое, возвышенное и низменное. Это чувство настолько глубоко дифференцировало духовный мир человека, что со временем даже устойчивые эстетические представления приобрели огромное количество оттенков. Так, объективно-комическое в системе эстетического восприятия получило такие свои оттенки, как чувство юмора, сарказма, трагикомического и т. д. В отличие от сатирического восприятия действительности чувство юмора – это способность человека добродушно подшучивать над тем, что ему дорого, проявляя в этом глубоко эстетическое отношение к этому дорогому для него объекту. Развитое эстетическое чувство делает личность человека индивидуально неповторимой, дифференцирует его внутренний мир и вместе с тем гармонически сочетает в нем духовные качества. Человек с развитым эстетическим чувством – это человек творческого порыва, творческого отношения к жизни. Характерно, что человек с развитыми здоровыми эстетическими потребностями надолго сохраняет не только духовную, но и физическую молодость, так как творческий активный импульс его жизни повышает общий тонус жизнедеятельности его организма. Действительно, постоянное общение с природой, умение видеть и создавать красоту в труде, в отношениях между людьми, способность глубоко чувствовать и понимать искусство – все это усиливает жизнеспособность человека, освобождая его от многих ненужных отрицательных эмоций и переживаний. Развитые эстетические потребности делают более высокой общую культуру чувств, очищая их от вульгарных, примитивных и грубых переживаний. Эстетические эмоции, совершенствуя человечество, совершенствуют и каждого отдельного человека. Благодаря им духовный мир каждого человека становится глубоко индивидуальным и неповторимым. Свободное и широкое развитие эстетических потребностей человека порождает в нем только ему присущий склад эмоциональной жизни, делает его жизнь интересной и красочной, дает ему объективно возникшее ощущение своей оригинальности и социальной значимости. 53. Рели́гия — одна из форм общественного сознания, обусловленная верой в существование сверхъестественного (в сверхъестественную силу или личность). Эта вера — основной признак и элемент любой религии (веры), которую представляют верующие. · поклонение человека высшим силам, в реальность которых он верит так же, как в возможность взаимодействовать с ними путём молитв, жертвоприношений и других различных форм культа · система символов, моральных правил, обрядов и культовых действий, исходящая из представления об общем порядке бытия · организованное поклонение высшим силам. Религия не только представляет собою веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам: она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам.
Свобода совести — естественное право человека иметь любые убеждения. Религия представляет собой сложное общественное образование. В ее структуре, формирование которой завершилось в период появления классового общества, выделяют следующие элементы: 1) религиозное учение, 2) религиозные чувства, 3) культ (обряды), 4) религиозные организации (церковь, секты). Религиозное учение представляет собой систему религиозных идей и утверждений. Религиозные учения создают и пропагандируют профессиональные служители религиозных организаций. Неотъемлемой частью любой религии является религиозный культ, (Дополнительно) который представляет собой совокупность символических действий, с помощью которых верующие пытаются повлиять на воображаемые сверхъестественные или реально существующие объекты. К культу относятся все виды действий, связанные с религиозно-мистическими представлениями: обряды, таинства, ритуалы, жертвоприношения, богослужения, мистерии, посты, молитвы. Этому служат материальные предметы: храмы, святилища, священные реликвии, утварь, одеяние. Роль культа в любой религии исключительно велика. С помощью культа религиозные организации в доступной чувственно-конкретной форме доводят религиозные идеи до сознания верующих. Посещение религиозных служб и молитвенных собраний, неукоснительное соблюдение многочисленных предписаний и запретов призваны не только приобщить человека к религии, но и постоянно возобновлять и укреплять у него религиозное мироощущение. Культ способствует укреплению вероисповедного единства данной религии. В процессе общения и совместных культовых действий между верующими возникают специфические связи, укрепляется чувство их превосходства над инаковерующими и неверующими. Культ приобретает большую устойчивость, срастается с бытовыми и национальными традициями. Регулярное участие в культовых действиях ведет к формированию стойких привычек. Существенную роль в функционировании религии играют религиозные организации, представляющие собой объединения последователей той или иной религии и возникающие на основе общности верований и обрядов. Функции религиозных организаций состоят в удовлетворении религиозных потребностей верующих, регулировании культовой деятельности, обеспечении устойчивости и целостности объединения. Особое значение приобретают религиозные организации в монотеистических религиях, как, например, в христианстве, исламе, буддизме. Религиозное сознание (чувства, идеи, теории), религиозные культы и религиозные организации характеризуют деятельность религии как специфического социального института. Новый шаг в институционализации религиозной жизни был связан с появлением монотеистических религий. Возникает церковь – автономный, строго централизованный институт, обслуживаемый профессиональными священнослужителями. Церковь является проводником жестко фиксируемой системы вероучения и культа; ей присущи иерархический принцип управления – деление на клир, т. е. получивших специальную подготовку профессиональных служителей культа и мирян. Объединения верующих, противопоставивших себя господствующему религиозному течению, представляют собой организации в виде различных сект. Секту отличает ряд устойчивых отличительных признаков: претензии на то, что она существует лишь для избранных; отсутствие жесткого деления на клир и мирян; сознательное вступление в общину; активная миссионерская деятельность. На определенном этапе развития секта может превратиться в церковь, или промежуточную организацию, имеющую черты как секты, так и церкви. В современной социологии религии промежуточная форма религиозных организаций получила название «деноминация». Некоторые представители исторической науки утверждают, что религия существовала не всегда, а появилась примерно 30 – 40 тысяч лет назад, в то время как возраст человечества не менее миллиона лет. Постепенно возникнув, религия прошла долгий путь развития от многобожия к монотеизму (единобожию), от первобытных форм – к национальным, а затем к мировым религиям. О происхождении религии ученые высказывают много различных мнений. Например, крупный психолог-религиовед конца XIX – начала XX вв. У. Джемс считал религиозные представления врожденными, источником которых является нечто сверхъестественное. Другая концепция исходит из того, что религия является порождением человеческих инстинктов, особой формой реагирования организма на окружающую среду. Французский социолог З. Дюркгейм относил к религии общественные идеи, представления и верования, которые носят обязательный характер для всех членов общества и тем самым связывают индивида с обществом, подчиняют его последнему. Зигмунд Фрейд с позиций психоанализа определил религию как коллективный невроз навязчивости, как массовую иллюзию, в основе которой лежит неудовлетворительное вытеснение бессознательных влечений. Людвиг Фейербах рассматривал религию как отражение человеческого бытия. Он считал, что не Бог создал человека, а человек создал Бога в своем воображении по своему образу и подобию. Марксистская философия считает, что религия является ни чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, отражением, в котором земные силы принимают форму неземных. Эта философия подчеркивает социальные причины существования религии. Религия как общественное явление имеет свои причины возникновения и существования: социальные, гносеологические и психологические. Главными, определяющими корнями религии как формы общественного сознания многие ученые считают социальные корни – стихийность общественного процесса, невозможность предвидеть, а тем более управлять этими процессами. Это дополняется и усиливается классовым гнетом во всех его проявлениях (экономическим, политическим, духовным, национальным). Неблагоприятные, чуждые интересам человека социальные условия порождают особое психологическое состояние, устойчивые отрицательные эмоции (страх, страдание, подавленность, отчаяние), действующие не только на индивидуальном, но и массовой уровне. Конечно, не каждый человек, переживающий подобные чувства, становится религиозным. Это лишь условие, предпосылка обращения к религии, ее психологические корни. То же самое можно сказать и о гносеологических корнях религии, которые создают возможность, предпосылку для возникновения религиозных чувств и представлений. В основе религиозного одухотворения и олицетворения мира лежит логическая операция аналогии. Поскольку первобытный человек не выделял себя из природы, постольку он представлял явления природы по аналогии с собой, как живые, сознательные. Способность человека к воображению, играющая большую роль на чувственном этапе познания, образует гносеологическую предпосылку возникновения фантастических образов (ангела, черта и т. п.). Абстрагирующая и обобщающая деятельность человеческого сознания таит в себе опасность отрыва познавательных образов от реальных вещей и превращения общих понятий в самостоятельные сущности, независимые от реального мира. Религия выполняет ряд функций: регулятивную, социальную, мировоззренческую, компенсаторскую. Регулятивное воздействие религии на сознание и поведение верующих осуществляется с помощью совокупности норм и ценностей, предписаний и запретов. Церковь стремится регулировать нравственное поведение людей, опираясь на обычные общечеловеческие нормы нравственности, придавая им религиозную окраску и образует специфически религиозные понятия (понятия «греха», «загробного воздаяния» и др.). Под социальными функциями религии понимают различные способы ее действия в обществе. Главной, специфической именно для этой формы общественного сознания, является компенсаторская функция. Религия играет незаметную роль воспитателя, компенсатора человеческой слабости, человеческого бессилия перед силами природы и враждебными, чуждыми обстоятельствами жизни в данном обществе. Мир зла и несправедливости отвергается надеждой на сверхъестественного избавителя, спасителя, ожиданием наступления «Царства Божья» как мира благодати, справедливости и вечного блаженства. Религия выполняет также мировоззренческую функцию, предлагая свое объяснение и оценку мира и места человека в нем. Специфической чертой этого мировоззрения является удвоение мира на мир «видимый» и мир «невидимый», представление о бессмертной душе, сотворенной Богом, и загробной жизни. Религия вместе с обществом шла от несовершенных верований: фетишизма, тотемизма, магии и анимизма к современным мировым религиям. Фетишизм – почитание различных объектов действительности, которым предписывались сверхъестественные свойства, способность помогать, исцелять, предохранять от врагов. Фетишем может быть любой предмет. Тотемизм – вера в существование сверхъестественной связи, родства между группой людей и каким-то видом животных или растений. Тотемизм связан с охотой и собирательством. Магия – совокупность верований и обрядов, в основе которых лежит вера в возможность воздействия на людей, а также на предметы и явления окружающего мира сверхъестественным путем, используя разнообразные приемы: заклинания, ритуальные пляски, молитвы, привораживания и т. п. Анимизм же представляет собой веру в духовные сущности, заключенные в предметах, или существующие отдельно от них. Первобытный человек еще не отделял себя от природы, как уже отмечалось, и придавал всем объектам и явлениям те же свойства, которыми обладал сам. На смену первобытным верованиям приходили племенные религии, которые, вырастая из древних, сохраняли все их архаичные формы. Возникновение государств потребовало новых типов религий. Появились национально-государственные религии, которые отражали социально-политические и другие отношения, сложившиеся в древних государствах. С укреплением государств многие народы переходили от многобожия к единобожию. Как правило, единобожие характеризуется поклонением главному божеству, наряду с которым действуют другие сверхъестественные силы: ангелы, архангелы, демоны и пр. Более совершенными, а потому и наиболее распространенными, оказались три мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Главной их особенностью, позволившей перешагнуть рамки одной нации, является космополитизм. Эти религии обращены ко всем народам, в них упрощен культ, отсутствует национальная специфика. Важнейшая идея мировых религий – равенство всех верующих перед Богом, независимо от их социального положения, цвета кожи и национальности. Буддизм – одна из первых мировых религий. Возник в VI – V вв. до н. э. Распространен среди народов Центральной и Юго-Восточной Азии, Дальнего Востока. На территории России буддизм исповедуется бурятами, калмыками, монголами, тувинцами. Считается, что основателем этой религии стал сын индийского царя по имени Сиддхартха из рода Гауташ, которого после смерти стали называть Буддой (просветленный, достигший мудрости). По учению буддизма, все в мире является следствием бесконечного движения «дхарм», духовно-материальных частиц. Различные их комбинации создают предметы, животных, человека, а распад ведет к смерти, после которой создаются новые комбинации и происходит перерождение. Перерождение зависит от хороших или плохих поступков в жизни. Процесс перерождения называется «колесом жизни», или сансарой. Конечной целью добродетельной жизни является слияние с Буддой, погружение в нирвану (сверхбытие), т. е. преодоление всех желаний и страстей, разрыв в цепи перерождений, прекращение перевоплощений, абсолютный ненарушимый покой. Христианство возникло в I в. н. э. в Восточной части Римской империи. Из небольших разрозненных сект оно к началу IV в. превратилось в мощное идейное течение, завоевав господствующее положение сначала в Риме, затем на Ближнем Востоке, в Северной Африке и во всей Европе. Поскольку христианство возникло в среде рабов, которые в основном были евреями, вывезенными из Палестины, то вполне логично влияние иудейства на первоначальное христианство. Ветхий Завет является священной книгой как для иудеев, так и для христианства. В 325 г. в городе Никее под председательством императора Константина состоялся Первый Вселенский собор христианских церквей, на котором христианство было провозглашено официальной религией Римской империи. Поскольку Римская империя представляла собой в то время сложный организм, стремящийся к децентрализации, то соответственно и христианство вынуждено было приспосабливаться к сложившимся социальным отношениям и традициям каждой провинции. Следствием создавшихся условий было появление первых четырех автокефальных (самостоятельных) церквей: Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерасулимской. В настоящее время автокефальных церквей пятнадцать, что свидетельствует о то, что христианство никогда не было единым монолитным течением. В 1054 г. произошел раскол христианства на Восточную церковь, которая стала называться Православной, и Западной, которая именуется Римско-католической. В ХVI в. от католицизма отделяется новая ветвь в христианстве – протестантизм в его разновидностях: лютеранство, кальвинизм, англиканство и др. На Руси Православие введено киевским князем Владимиром в 988 г. Окончательное оформление Русская Православная Церковь получает при Ярославе Мудром (1010 – I054 гг.), когда была создана Киевская митрополия во главе с митрополитом Леонтием. При Ярославе был заложен собор Святой Софии в Киеве и основан Киево-Печерский монастырь (1051). Церковь делилась на епархии (Киевскую, Новгородскую, Черниговскую, Ростовскую, Владимирскую и др.) – церковные области, возглавлявшиеся епископами. Границы епархий совпадали с границами княжеств. В Киеве располагался центр управления церковью во главе с митрополитом, который назначался или утверждался по представлению русских князей константинопольским патриархом. И только новгородского митрополита выбирало вече в сане архиепископа. После разорения Киева татаро-монголами киевский митрополит переехал в город Владимир. При Иване Калите (1325 – 1340 гг.) церковный центр был перенесен в Москву. В 1448 г. великий князь Василий Васильевич созвал в Москву на собор епископов Русской земли. Главой церкви был избран митрополит рязанский Иона с титулом «митрополит Московский и всея Руси». С этого времени Русская Православная Церковь обрела независимость от константинопольского патриарха, и во многом возвысилось Русское государство: освободилось от татаро-монгольского ига, распалась удельная система, покорились царство Казанское и Астраханское. В 1598 г. по инициативе царя Федора Ивановича и с согласия константинопольского патриарха и восточных патриархов главе Русской Православной Церкви был присвоен титул патриарха Московского и всея Руси... Первым патриархом стал митрополит Московский Иова. На протяжении тысячелетней истории в Русской Православной Цер
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 2859; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.135.120 (0.014 с.) |