ТОП 10:

Функции морали и нравственности



Функции морали – это роли, которые мораль играет в обществе, обеспечивая его целостность, выживание и развитие.

Говоря о функциях морали, не следует забывать, что она почти никогда не является «в чистом виде». Мораль – это не вещь, на контуры которой можно однозначно указать. Это скорее некий ракурс, определенный срез социокультурной регулятивной системы, при котором нормы, ценности, идеалы выступают как внутренне усвоенные, принятые индивидом. В то же время существует целый язык моральных оценок. «Добрый – злой», «честный – лживый», «порядочный – подлый», «герой – трус» – это одновременно и фиксации человеческих качеств, и моральные оценки, в которых одни качества одобряются, а другие порицаются.

Мораль регулирует отношения и поведение людей через это одобрение и порицание, поступающее как извне, от общественного мнения, так и изнутри самой морально развитой личности. Таким образом, главная функция морали – регулятивная. Одобряемое следует воплощать в жизнь, порицаемое изживать, избавляться от него. Однако в разных обществах и в разные периоды истории мораль регулирует отношения людей при помощи разных по содержанию ценностей и нормативных представлений. В каком-нибудь древнем племени высокопохвальным и героическим считается съесть сердце врага, а снять скальп с головы воинственного соседа, живущего за рекой, значит – поступить во благо своему роду и порадовать богов. Реальные нравы часто подчиняются совсем не тем императивам, которые мы интуитивно воспринимаем как «собственно моральные» и которые несут глубоко гуманистическое содержание. Поэтому наивно было бы представлять, что мораль – это что-то вроде регулировщика движения, которому все берут под козырек и стройными рядами идут в едином указанном направлении.

Мораль всегда стремится ограничить агрессивные и эгоистические устремления людей, способствует тому, чтобы они выжили, не поубивали друг друга, но делает это нередко в рамках замкнутой общности. Тогда мораль становится двойной: отношения в рамках «своего племени», «своего города», «своего народа» подчиняются одним моральным нормам, а взаимодействие с «чужаками» – совсем другим. Свои рассматриваются как «люди», а чужие – как «нелюди», поэтому к ним не применяются моральные регулятивы уважения, милосердия, справедливости. «Чужие», выпадающие из принятой морали, могут быть и внутри собственного сообщества, например, рабы в древних государствах, которые приравнивались к «говорящему орудию» и могли быть убиты без всяких угрызений совести со стороны хозяев. Частная, конкретная мораль замкнутых сообществ лишь со временем рождает «общечеловеческую мораль», где одни и те же нравственные нормы применяются ко всем людям без исключения. Это рождение происходит в период возникновения мировых монотеистических религий.

Можно сказать, что в современном мире «высокая мораль» в той или иной мере всегда присутствует в регуляции человеческого поведения, хотя и сегодня стоит далеко не на первом месте. И сегодня люди часто руководствуются собственной выгодой, а не гуманностью, своими потребностями, корпоративными ценностями, групповыми интересами, а не справедливостью и благородством. Регулятивная функция «высокой морали» выступает как тенденция, в то время как реальную регуляцию составляет сложный сплав общечеловеческих и социально-конкретных нормативно-ценностных представлений. Однако роль «высокой морали» от этого не становится менее значимой. Она существует и составляет то драгоценное ядро, которое придает особое качество всему поведению человека. И если некто великодушен, честен и справедлив «со своими», есть большая надежда, что при других обстоятельствах он проявит эти качества к совсем далеким для него людям, а в пределе – ко всем разумным живым существам.

Вторая важнейшая функция морали – воспитательная. Мораль всегда участвует в подготовке нового поколения к будущей социальной деятельности, является существенным моментом в формировании сознания. В каком-то смысле моральное воспитание человека продолжается всю его жизнь, но в период взрослости оно переходит в самовоспитание, в свободный выбор ценностных ориентиров, типа поведения и нравственно-психологических установок. В детстве и юности ребенок получает первичные моральные представления: взрослые учат его, каким следует быть, показывают и объясняют, какого рода поступки и мысли находятся под моральным запретом, практически демонстрируют наказания, следующие за нарушением моральных обязанностей. Правила нравственности преподаются в неразрывной связи с правилами этикета, ребенок узнает, как следует оценивать себя и других, как себя вести с родными, в общественных местах, по отношению к выше- и нижестоящим на социальной лестнице. В детстве возникают нравственные привычки, которые переходят в автоматизм действия: броситься на помощь слабому, помочь старику, уступить место малышу и т.д. Впрочем, эти привычки и автоматизмы не всегда носят черты «высокой морали», они конкретно-историчны и полностью выражают характер господствующих нравов. Так, нравственной привычкой и нормой поведения может быть раболепие по отношению к начальству и грубость по отношению к людям зависимым.

Когда ребенок вырастает, он способен сознательно пересмотреть нравственные нормы, которые вменялись ему с детства, принять другую систему ценностей и следовать ей. Такой процесс всегда представляет собой трудную морально-психологическую ломку, возможно, даже душевную революцию, так как ценности и тип поведения, «впитанные с молоком матери», прочно оседают в подсознании, порой руководя человеком как бы помимо его воли. Вот почему моральное воспитание – такая важная и ответственная вещь.

Моральное воспитание в разное время и у разных людей пользуется разными воспитательными приемами, основывается на различных принципах и формирует порой противоположные ценностные ориентиры.

Так, в традиционном патриархальном обществе мораль вбивалась ребенку при помощи насилия. Телесные наказания считались лучшим средством сделать из дитяти настоящего человека. Вменяемые моральные нормы (полное подчинение старшим, страх перед Богом, соблюдение домостроевских обычаев и порядков) не должны были подвергаться сомнению. Хорошим средством воспитать человека честным являлся публичный позор в случае проступка.

В современном индустриальном обществе, при всем различии методов воспитания у разных народов, доминирует тенденция ненасильственного воздействия. Гуманистические моральные нормы – уважение достоинства всякого человека, доброжелательность, справедливость, милосердие – должны быть пережиты воспитанником на собственном опыте, тогда он научится соответственно относиться к другим. Это не исключает, конечно, более суровых мер воспитания в случаях серьезных проступков. Если проступок чисто моральный, не нарушающий закона, включается общественное порицание, нравственное негодование со стороны учителей, товарищей. Возможны и наказания разного рода, но насилие как педагогическое средство чаще всего осуждается, ибо «зло рождает зло», и ребенок, ненавидящий воспитателей, вряд ли станет хорошим человеком.

Свою воспитательную функцию мораль всегда осуществляет через конкретных людей и конкретные обстоятельства. Но нельзя исключать и самовоспитание, роль которого огромна.

Третья функция морали, тесно связанная с предыдущими, – коммуникативная. Ее следует назвать отдельно, не сводя к понятию регуляции. Мораль создает нормативную канву для человеческого общения даже в самых поверхностных его формах (хотя можно ли что-нибудь в нашей жизни считать «поверхностным» и неглавным? Нередко мнимые «мелочи» оказывают решающее влияние на человеческие судьбы). Мораль не сводится к этикету, но часто она сливается с ним в нерасторжимое единство, поистине создавая способы общения в повседневной жизни. Собственно, этикет – это ритуальная форма существования определенной морали, хотя мораль – гораздо более широкое и глубокое явление, это система мотивации поведения, внутренние основания для поступков.

Будучи средством коммуникации, ритуализированная мораль учит, как встречать людей и как провожать, как приветствовать их и какое оказывать им почтение, она определяет, как себя вести в дни праздников и похорон, по отношению к старшим и к младшим, к тем, кто находится выше или ниже на социальной лестнице. На этот тезис можно возразить, что в истории культуры мораль часто отделялась от форм этикета, и каждая сфера выступала самостоятельной и независимой.

В своих высших проявлениях коммуникационная функция морали выражается в том, что люди неукоснительно следуют тезису, согласно которому к другому человеку никогда нельзя относиться как к вещи, нужно уважать в любом человеке человека, даже если тебе никогда не воздадут за это практическим добром.

Еще одна функция морали – познавательная. По вопросу о том, познает ли мораль мир, могут вестись споры, если считать познанием только выяснение того, каким является мир вне и помимо человека. Разумеется, мораль не может постигать свойства объектов самих по себе, ибо она – не физика, не химия и не биология. Зато мораль может постигать и постигает человеческий мир. Моральное знание – это знание о должном, о том, что следует делать, а что находится под запретом. Если человек этого не знает, то он будет вести себя как животное, руководствоваться лишь своими инстинктами и импульсивными желаниями.

Одна из исторически первых концепций морали – сократовская - была гносеологической.

В ней нравственное поведение рассматривалось как результат знания того, что есть добро и зло. Главное – знать, тогда и поступки будут устремленными к добру. А зло мы делаем по неведению, принимая его за добро. Как только люди выяснят, каково настоящее благо, они тотчас забудут все иные пути и устремятся только к нему. По сей день у целого ряда мыслителей существует убеждение, что человек всегда уверен – он выбрал доброе, а не злое.

Думается, такое убеждение довольно наивно. Люди, несомненно, должны знать, что такое добро и что такое зло, и различать их, по возможности, без ошибок, но они не всегда сознательно стремятся только к добру и часто прекрасно понимают, что творят зло. Просто оно их по каким-то причинам на данный момент вполне устраивает. Знание очень важно, но оно далеко не все решает в поведении, где действуют множество других мотивов.

Означает ли познание человеческих моральных представлений одновременно постижение некоего онтологического (бытийного) начала, которое стоит за моралью? На этот вопрос разные философские школы отвечают по-разному. С точки зрения светской безрелигиозной этики, нравственные представления конкретно-историчны. Они рождаются в жизни самого общества и сильно меняются от века к веку и от культуры к культуре. Они релятивны (относительны), и если имеют единство, то лишь такое, которое можно выделить в исследовательской мысли. Возможно, это самые простые и общие правила человеческого общежития, с необходимостью воспроизводящиеся в моральных кодексах разных народов: не убий, не воруй, не прелюбодействуй (хотя последнее требование появляется только там, где присутствует моногамная и, как правило, патриархальная семья). Другого общего содержания мы не найдем в пестроте конкретно-культурных представлений о должном и недолжном.

С точки зрения светской этики, в мире «самом по себе» есть звезды и планеты, астероиды и туманности, элементарные частицы и микроорганизмы, но нет «добра» и «зла», которые служили бы вечными образцами для человеческих мыслей и поступков. Всякий новый этап истории в ходе своего развертывания созидает новые взгляды на нравственное и безнравственное, и взгляды эти не схожи друг с другом. В одну эпоху моральное познание – это познание того, что следует беспрекословно подчиняться родителям, не сметь ослушаться мнения общины, держать в страхе женщину, которая неровня мужчине, и сурово наказывать детей. В другую эпоху, например, в наши дни все эти требования прочитываются как аморальные, жестокие и несправедливые, ибо родители могут быть неправы, община манипулирует личностью, женщина – такой же человек, как и мужчина, а детская психика не должна быть искалечена.

Совсем другой точки зрения придерживаются религиозные и эзотерические моральные учения (термин «эзотерический» означает «принадлежащий к древнему тайному знанию», оккультный). С религиозной и эзотерической точек зрения, все высшие ценности существуют вне и помимо человека. Они – объективные идеальные сущности. Возможно, они пребывают в уме Бога или составляют некое «царство идей». Факт тот, что благо, справедливость, любовь гораздо реальнее, чем наши земные людские представления о них. Чисто человеческие изменчивые взгляды на мораль – только тень, только зыбкое отражение ценностей высшего мира. Причем в трансцендентной божественной сфере Благо и Истина суть единство, даже тождество. В этом смысле познать Истину означает познать Благо, и наоборот. Исторические разночтения народов в отношении представлений о добром и злом с религиозной и эзотерической позиций представляются как результат грехопадения человечества или его чрезвычайной удаленности от высшего начала мира. Но когда-нибудь настанет час, и человечество познает Благо и Истину в их подлинной чистоте, лишенной всего эмпирического, искаженного, наносного.

Моральное познание человеческого мира – достояние каждого человека, любой из нас получает его в процессе социализации. Однако кроме морального познания существует еще этическое познание, то самое, которому посвящен наш учебник. Дело в том, что человечество в лице своих лучших представителей с начала писаной истории активно размышляло над тем, что такое нравственность, и придумало много версий ее толкования. Эти версии необходимо знать всякому культурному человеку. Конечно, этика прямо не научает морали. Нравственные установки усваиваются еще в детстве и трансформируются, как правило, под влиянием реальных обстоятельств. Но знание этики помогает моральной рефлексии, делает человека более сознательным в решении моральных вопросов, позволяет больше понимать, и точнее корректировать собственное поведение, чувства и мысли.

Последняя функция морали, которую следует выделить, – жизненно-ориентационная. Мораль обнаруживает себя не только как повседневный сиюминутный регулятор отношений между людьми, но и как сила, выполняющая важную стратегическую задачу в становлении и развитии личности. Комплекс моральных представлений, «поселившийся» в душе и сердце человека, определяет, будет ли человек в целом стремиться идти по пути добра или по пути зла. Любая личностная история может быть рассмотрена с этой точки зрения, что даст множество вариантов. Кроме тех, кто в основном ориентирован «на добро» и «на зло», могут быть и бывают глубоко противоречивые, внутренне разорванные натуры, не способные самим себе «дать ладу», мечущиеся между стремлением к совершенству и демонизмом.

Профессиональная этика как отрасль этической науки.

Рассмотрение понятий морали и этики позволяет перейти к определению понятия профессиональной этики, как отрасли этической науки.

Термин "профессиональная этика" обычно употребляется для обозначения не столько отрасли этической теории, сколько своеобразного нравственного кодекса людей определенной профессии. Таковы, к примеру, "клятва Гиппократа", Кодекс чести судьи.

Профессиональная этика обусловлена особенностями некоторых профессий, корпоративными интересами, профессиональной культурой. Люди, выполняющие одинаковые или близкие профессиональные функции, вырабатывают специфические традиции, объединяются на основе профессиональной солидарности, поддерживают репутацию своей социальной группы.

В каждой профессий есть свои нравственные проблемы. Но среди всех профессий можно выделить группу таких, в которых они возникают особенно часто, которые требуют повышенного внимания к нравственной стороне выполняемых функций. Профессиональная этика имеет значение, прежде всего, для профессий, объектом которых является человек. Там, где представители определенной профессии в силу ее специфики находятся в постоянном или даже непрерывном общении с другими людьми, связанном с воздействием на их внутренний мир, судьбу, с нравственными взаимоотношениями, существуют специфические "нравственные кодексы" людей этих профессий, специальностей. Таковы этика учителя, этика врача, этика судьи.

Существование нравственных кодексов определенных профессий — свидетельство общественного прогресса, постепенной гуманизации общества. Например, врачебная этика требует делать все ради здоровья больного, вопреки трудностям и даже собственной безопасности, хранить врачебную тайну, ни при каких обстоятельствах не способствовать смерти пациента. Этика офицера обязывает беззаветно служить Отечеству, проявлять стойкость и мужество, заботиться о подчиненных, всемерно беречь офицерскую честь.

Таким образом, профессиональная этика — это совокупность правил поведения определенной социальной группы, обеспечивающая нравственный характер взаимоотношений, обусловленных или сопряженных с профессиональной деятельностью, а также отрасль науки, изучающая специфику проявлений морали в различных видах деятельности.

Профессиональная этика распространяется на те социальные группы, к которым предъявляются обычно наиболее высокие нравственные требования.

Тестовые задания для самопроверки по теме № 1 «Предмет и значение этики как философской дисциплины. Значение профессиональной этики в современном мире»

1. Это название науки образовано от греческого слова, обозначающего «нрав, характер»:

A. мораль

B. этика

C. нравственность

D. эстетика

E. сущее

2. Термин «этика» впервые ввел в оборот:

A. Платон

B. Аристотель

C. Конфуций

D. Кант

E. Демокрит

3. Этика как философское учение – это?

A. учение о красоте и прекрасном

B. философия человека

C. раздел философии изучающий общественную жизнь

D. учение о бытие

E. учение о ценностях

4. Мораль – это:

A. совокупность правил и норм профессиональной деятельности

B. совокупность конкретных правил и норм поведения людей

C. совокупность универсальных общечеловеческих правил и норм поведения

D. совокурность религиозных взглядов на мир, мировосприятие человека

E. совокупность ценностей и идеалов человека

5. Согласно данной концепции мораль имеет трансцедентальную заданность и не зависит от психических или физических свойств людей.

A. натуралистическая

B. биологическая

C. креационистская

D. гуманистическая

E. социально-историческая

6. Поддержание порядка при помощи жестких запретов и кровной мести – характерная черта:

A. индустриальной морали

B. родовой морали

C. постиндустриальной морали

D. сословной морали

E. техногенной морали

7. В рассмотрении структуры морали, подход, изучающий предпосылки нравственности на природном уровне:

A. личностный

B. нормативный

C. социологический

D. биологический

E. психологический

8. В рассмотрении структуры морали, подход, изучающий мораль как систему предписаний:

A. личностный

B. нормативный

C. социологический

D. биологический

E. психологический

9. Профессиональная этика – это:

A. нравственное самосознание профессиональной группы, ее психология и идеология

B. наука о профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, о этических принципах и нормах поведения, отражающих сущность профессии и обеспечивающих взаимоотношения между людьми

C. нравственное самосознание специалиста

D. религиозное самосознание индивида при реализации себя в профессиональной сфере

E. нет правильного ответа

11. Эту функцию морали принято считать самой главной:

A. воспитательная

B. регулятивная

C. жизненно-ориентационная

D. познавательная

E. коммуникативная







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.26.176.182 (0.016 с.)