Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема № 5. Философия в эпохи РенессансаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Эпоха Возрождения – период перехода от средневековья к Новому времени, охватывающая несколько столетий (XIV-XVI в.в.). С этого времени происходит целый ряд изменений в социально-экономической и духовной жизни Европы, которые приводят к ее новому духовному облику, отличному от средневековья. Социально-экономические изменения сопровождались существенными переменами в умонастроениях. Эти перемены были связаны с освобождением от религии и церковных институтов – эти процессы называются процессом секуляризации. Именно это явилось важнейшим условием расцвета культуры и философии в эпоху Возрождения. Важнейшими отличительными чертами мировоззрения и философии эпохи Ренессанса также являются: 1) Его ориентация на искусство; 2) антропоцентризм и гуманизм; 3) Типичным выражением философии Ренессанса была философия природы (натурфилософия). Природа же трактуется пантеистически, т.е. философия отождествляла Бога с природой, не отрицая его существования. 4) Параллельно с натурфилософией развивается новое естествознание (происходят крупные научные открытия, научно-технический прогресс). Пантеизм был формой перехода от догматического, религиозного мировоззрения к научному пониманию природы. Ученые Ренессанса на первый план выдвигают опыт, экспериментальный метод исследования. Подобную натурфилософию развивали Д. Бруно, Б. Телезио, Н. Кузанский, М. Монтень, Н. Коперник, Г. Галилей, Леонардо да Винчи.
Оценивая философию раннего Возрождения, в целом следует отметить, что для нее характерна попытка, дополнить христианское вероучение античными, «языческими» философскими идеями. Кроме того, итальянские гуманисты 14 в. впервые сформулировали философские принципы антропоцентризма, сближая человека не только с природой, но и с понятием Бога. Для них не Бог, а человек, всесторонне развитый, деятельный, равновеликий Богу, становится центром мира и нравственным идеалом. Мыслители раннего Возрождения, как правило, были сосредоточены на решении моральных и социальных проблем. Гуманизм раннего Возрождения представлен творчеством поэта Д. Алигьери, Ф. Петрарка (которого считают «отцом гуманизма», родоначальником гуманистического движения), Л. Валлы ( создал этическое учение, одним из источников которого явилась этика Эпикура). 2. На основе крупнейших открытий и технического прогресса в эпоху Возрождения развивается натурфилософия (философия природы). Именно она оказала определяющее влияние на развитие философии и естествознания Нового времени. Н. Кузанского (1401-1464) исследователи его творчества считают первым выдающимся представителем пантеистической философии эпохи Возрождения. Он сближает Бога с природой, приписывая последней божественные атрибуты и, прежде всего бесконечность в пространстве. Бог – «абсолютный максимум», актуальная бесконечность. Мир же есть «ограниченный максимум», потенциальная бесконечность. Если бог является бесконечностью, т.е. абсолютным максимумом и не страдает ни от каких конечных операций, то будучи в этом смысле неделимым, он также есть и абсолютный минимум. Это совпадение позволяет заключить, что во-первых, Бог пребывает во всем («все во всем») и признание мира вне бога является непоследовательным; во-вторых, Бог есть единство причины и следствия, творящего и сотворенного; в-третьих, сущность видимых вещей и Бога совпадает, а это свидетельствует об единстве мира. Особое внимание в философии Н. Кузанского уделено учению о человеке. Он отказывается от христианской идеи креационизма в трактовке человека и возвращается к идеям античности, рассматривающим человека натуралистически, как своеобразный микрокосм. Если философия средневековья мыслила человека как подобие Бога, а античность прежде всего интересовала взаимосвязь микрокосма и макрокосма, то Кузанский пытается связать микрокосм с божественной сущностью. Мыслитель приходит к выводу, что малый мир, человек, не только воспроизводит, «стягивает» окружающий его многогранный природный мир, но и является подобием мира максимального – Бога. Данная точка зрения не столько уподобляет человека Богу, сколько приходит к его «обожествлению», называя человека «человеческим Богом» или «очеловечившимсяБогом». Обожествляя человека, Кузанский высказывает мысль о творческой сущности человека. Если абсолют, Бог, есть творчество, то человек, подобно Богу, также является абсолютом, представляет собой творческое начало, т.е. обладает полной свободой воли. Основную задачу познания Кузанский, как и большинство философов эпохи Возрождения и Нового времени видит в устранении схоластической веры в авторитеты. Кузанский полагает, что человек, как микрокосм, обладает естественной способностью познания природы. Его познавательные возможности реализуются посредством ума, уподобляемому божественному, творческому уму. Ум индивидуален, что обусловлено различным, телесным устройством людей. Философские воззрения Николая Кузанского оказали воздействие на последующую натурфилософскую мысль эпохи Возрождения. 3. Крупными представителями социально-философской мысли эпохи Ренессанса, обосновывающими необходимость создания сильного централизованного государства, были во Франции Жан Боден (1530-1596) – «Шесть книг о республике», в Польше – Анджей Моджевский (1503-1572) – трактат «Об исправлении государства». Социально-философская мысль этой эпохи была также связана с именами Томаса Мюнцера (1490-1525) –немецкого революционера, вождя крестьянских масс в Реформации и крестьянской войне 1524-1526гг. в Германии; итальянского философа Томмазо Кампанеллы (1568-1639) – «Город Солнца», английского гуманиста, одного из основателей теории утопического социализма, автора термина «утопия – место которого нигде нет» Томаса Мора (1478-1535) – «Утопия». Одним из первых социальных философов эпохи Возрождения, отвергшим теократическую концепцию государства был Никколо Макиавелли (1469-1527). Ему принадлежит обоснование необходимости светского государства, которое создаст необходимый порядок в обществе, обуздав изначальное зло человеческой природы. Он считает, что церковь расшатала устои государственной власти, пытаясь соединить в своих руках духовную и светскую власть, ослабила в людях стремление служить государству. В трактате «Государь» он рассматривает способы создания сильного государства в условиях, когда у народа не развиты гражданские добродетели. Макиавелли рассматривает и такие вопросы: «Что лучше: внушать любовь или страх?», «Как государи должны держать слово», «Как надлежит поступать государю, чтобы его почитали», «Советники государей», «Как избежать льстецов» и др. Очень современно звучат многие советы мыслителя, например «об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает». Идеи Макиавелли о возможном использовании для усиления государственной власти и достижения своих политических целей антигуманных средств получили название макиавеллизм. Тестовые задания для самопроверки по теме № 5 «Философия эпохи Ренессанса» 1. Основная тенденция в мышлении, идеологии и культуре Ренессанса: A. Переход от теоцентрического к антропоцентрическому пониманию мира B. Возвращение к космоцентрическому мировоззрению C. Теоцентризм и креационизм D. Стремление к мирному существованию E. Борьба против антропоцентризма 2. Как называется характерная особенность эпохи Возрождения, которая признает самоценность человека, его достоинство, право на нормальную земную жизнь? A. патристика B. схоластика C. гуманизм D. апологетика E. натурфилософия 3. Итальянский гуманист, основывавший свое учение на этике Эпикура: A. Ж.Боден B. Л.Валла C. Т.Мор D. Н.Макиавелли E. М.Монтень 4. Натурфилософия эпохи Возрождения трактуется пантеистически, что это означает? A. Отождествление бога и природы B. Отрицание Бога C. Бессилие человека перед природой D. Доказательство существования Бога E. Непознаваемость мира 5. Кто из указанных мыслителей заменил геоцентризм на гелиоцентризм: A. Н. Кузанский B. Дж. Бруно C. Т. Мор D. Галилей E. Н. Коперник 6. «История есть ныне совершающаяся политика», - утверждал… A. Руссо B. Макиавелли C. Кампанелла D. Гоббс E. Гроций 7. Начало социальным утопиям Возрождения положили философские взгляды… A. Данте B. Томаса Мора C. Эразма Роттердамского D. Лоренцо Вала E. Петрарки 8. Автор произведения «Город Солнца»: A. Мор B. Кампанелла C. Макиавелли D. Бруно E. Кузанский 9. Какими именами представлена философия Реформации? A. Д.Алигьери, Ф.Петрарка, Л.Валла B. Д.Бруно, Н.Коперник, Г.Галилей C. Н.Макиавелли, Т.Гоббса, Дж.Локк D. Т.Мор, Т.Кампанелла E. М.Лютер, Ж.Кальвин, Т.Мюнцер 10. По Мартину Лютеру, спасение человека достигается: A. путем тщательного исполнения церковных таинств, обрядов и норм B. чистой верой, которая является «божьим даром» C. только по воле божьей, без малейшего усилия и веры человека D. по собственной воле, без помощи и воли божьей E. посредством обращения к католической церкви
Тема № 6. Проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре
1. Начиная с XVII века, бурно развиваются естественные науки, то есть, можно говорить об естественнонаучных предпосылках философии Нового времени, в философии происходит решительный разрыв со схоластикой и религией; возникает учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях научного исследования. Для философии Нового времени характерна сильная материалистическая тенденция, вытекающая, прежде всего, из опытного естествознания. Крупными философами в Европе XVII века являются Ф. Бэкон, Т. Гоббс и Дж. Локк (Англия); Р. Декарт (Франция), Б. Спиноза (Голландия), Г. Лейбниц (Германия). Их общая особенность выражалась в одинаковом весьма критическом отношении к средневековому духовному наследству, а именно пересмотре роли и назначения философии, в отрицании суеверия и негативном отношении к схоластизированному дедуктивному умозаключению. Фрэнсис Бэкон (1561-1626) – родоначальник эмпиризма в Англии. Автор трактата «Новый Органон», в котором развил новое понимание задач науки и основы научной индукции. Политические убеждения отразились в «Новой Атлантиде» - утопии, изображающей процветающее идеальное общество, в котором жизнь организована на рациональных основах науки и развитой техники, но с сохранением господствующих и подчиненных классов. Цель научного знания, по Бэкону, в принесении пользы человеческому роду. Общая задача всех наук – увеличение власти человека над природой. Бэкону принадлежит знаменитый афоризм «Знание-сила», в котором отразилась практическая направленность новой науки. Наука – это средство, а не цель сама по себе, ее миссия в том, чтобы познать причинную связь природных явлений ради использования этих явлений для блага людей. Логическим основанием реформы науки должна быть новая теория индукции. Бэкон подчеркнул значение тех случаев, которые опровергают обобщение, противоречат ему. Это так называемые негативные интенции. Он считал, что пренебрежение ими есть главная причина ошибок, суеверий и предрассудков. Условием реформы науки должно быть также очищение разума от заблуждений. Философ различает четыре вида заблуждений или препятствий на пути познания – четыре вида «идолов» (ложных образов) или признаков. Это «идолы рода» (обусловлены природой людей), «идолы пещеры» (ошибки некоторых групп людей), «идолы площади» (общение посредством слов) и «идолы театра» (подчинение ума ошибочным воззрениям). Выяснение ошибок в познании – это только полдела, необходимо и положительное учение о методе исследования. Истинный метод состоит в переработке материалов, которые доставляет опыт. Метод – это путь, главное средство исследования. Науку расширяет не пассивное созерцание, а эксперимент, т.е. намеренное, активное испытание природы. Рене Декарт (1596 -1650) – разработал новый подход к познанию, сумел подняться над существующими формами естественнонаучного знания и увидеть их недостаточность для решения коренных философских проблем. Хотя в решении основного вопроса философии Р. Декарт стоял на позиции дуализма, однако это не помешало ему отстаивать специфически философские идеи, говорить о невозможности решать общие проблемы, опираясь только на достижения естествознания. Он считает, что познание следует начинать со всеобщего радикального сомнения. Я могу сомневаться в существовании всего, кроме существования самого сомнения. Но сомнение – акт мышления. Я непосредственно знаю, что в качестве сомневающегося, мыслящего я не призрак, а существую. (Cogito, ergo sum – Я мыслю, следовательно, существую). Критерий истины, по его мнению, - не в эксперименте, не в практике, а в сознании. Не понимая всего значения практики в теоретическом мышлении, он полагал, что источником достоверности знания может быть только разум. Разум может достигать достоверного знания во всех областях только в том случае, если будет руководствоваться истинным методом. В основу разрабатываемого метода Р. Декарт положил дедукцию. Его учение о методе изложено в работе «Рассуждение о методе» (1637). 2. Большой вклад в развитие материалистической философии, борьбу с идеализмом, развитие познания внес английский материалист Томас Гоббс (1588 – 1679). Его основные произведения – «Философские элементы учения о гражданине» (1642) и «Левиафан» (1651). Гоббс был систематизатором бэконовского материализма. Мир, по его мнению, есть совокупность тел. Ничего бестелесного не существует. Нельзя отделить мышление от материи, которая мыслит. Материя – субъект всех изменений. Все предметы (тела) и изменения в них проходят благодаря механическому движению материальных элементов: все движения от тела к телу могут передаваться посредством толчка. Познание, по Гоббсу, осуществляется посредством идей. Источником идей могут быть только чувственные восприятия внешнего мира. Он отвергает точку зрения Р. Декарта о врожденных идеях. Опыты показали, что люди, погруженные в глубокий сон без сновидений, не мыслят, значит, у них в это время нет никаких идей. Отсюда Гоббс выводит, что никакая идея не может быть прирожденной: то, что врожденно, должно быть всегда налицо. В соответствии с этим Т. Гоббс полагает, что внешние чувства – источник не только идей, но и всего нашего познания. Главным научным интересом Т. Гоббса была проблема общества и государства. В данном своем учении он пытается разложить такое сложное целое, как государство, на его составные элементы, а последние объяснить простыми законами природы. Он приходит к мысли о необходимости различать два состояния человеческого общества: естественное и гражданское. Чтобы направлять отдельных людей к общей цели и удерживать их от действий, нарушающих мир, в обществе необходимо государство единой воли. Для этого каждый должен свою частную волю подчинить какому-нибудь одному лицу или группе лиц, воля которых должна считаться волей всех. Так возникает государство («Левиафан»). В Англии последователем Ф. Бэкона и Т. Гоббса был Джон Локк (1632 – 1704). Он обосновал принцип материалистического сенсуализма, т. е. происхождения всех знаний из чувственного восприятия внешнего мира. Главное его произведение – «Опыт о человеческом разуме» (1690), в котором он критикует учение Р. Декарта о врожденных идеях. Отвергнув его, единственным источником, идей Д. Локк объявил опыт (Tabula rasa – чистый лист, гладкая дощечка, нечто чистое, нетронутое). Локк различает внешний и внутренний опыт. Первый основан на ощущениях, второй – на рефлексии. Идеи ощущения (зрение, слух, осязание, обоняние и т.д.) – основной источник всех наших идей, которые возникают в нас, когда наш ум рассматривает внутренние состояния и деятельность нашей души. Таковы, например, идеи о различных операциях нашего мышления, эмоциях, желаниях и т.д. 3. Бенедикт Спиноза (1632 – 1677) – нидерландский философ-материалист, пантеист и атеист. Известны два крупных его труда – «Богословско-политический трактат» (1670) и «Этика» (1675). Цель философии он видел в господстве над внешней природой и совершенствовании человеческой природы. Разрабатывал учение о свободе. В основу своего материализма и атеизма Б. Спиноза положил идею о том, что существует лишь одна субстанция – природа, которая есть причина самой себя (causa sui) и не нуждается для своего существования ни в чем другом. От субстанции как необусловленного бытия следует отличать мир отдельных конечных вещей, или совокупность модусов (то, что существует не само по себе, а в другом). Субстанция едина. Модусы и субстанция соотносятся как точки на прямой линии и сама прямая. Природа со всеми своими свойствами существует сама по себе, независимо от ума и вне ума. Она бесконечна. Атрибуты субстанции – протяжение и мышление. Его учение об атрибутах субстанции направлено против дуализма Декарта, тем не менее, Б. Спиноза не читал движение атрибутом субстанции. Человек – часть природы (не социальное существо, а «вещь» природы). Его этика изложена геометрическим методом (определения, аксиомы, теоремы). В ней философ разрабатывает учение о свободе. Отвергает идеалистическое учение о свободе воли. Свобода, по его мнению, - это познанная необходимость, т.е. ясное и отчетливое представление о том, что необходимо. Эта диалектическая идея является выдающимся завоеванием материалистической философии. Однако свобода для Спинозы – только господство разума над чувствами. Он не понимал роли материальной практики в осуществлении свободы. Теория познания Б. Спинозы имеет материалистический и рационалистический характер. Первая, низшая ступень познания – чувственные восприятия, вторая – знание, основывающееся на уме, третья – интуиция, непосредственное созерцание. Он принижает роль чувственного познания и опыта, не видит в практике, опыте критерия истинности знания. В этом отношении его рационализм выражен более резко, чем у Р. Декарта. Отрицая сотворение мира Богом, Спиноза сыграл большую роль в развитии атеизма и религиозного свободомыслия. Если Т. Гоббс, Б. Спиноза, Д. Локк в основном продолжали линию материализма и развивали его в XVI - XVII вв., то Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716) выступил как представитель идеализма XVII в. Характерная черта научной деятельности Г. Лейбница – стремление соединить теорию с практикой. Его внимание привлекали и социальные вопросы. Он развивал учение о субстанции, исходил из множества субстанций. Любая вещь – субстанция. Каждая вещь, или субстанция, или сила, есть единица бытия, или «монада» (от греч. monas – единица, простая сущность). Монада не материальна, а духовная единица бытия, своего рода духовный атом, бесконечное собрание душ. Отсюда и философский идеализм. Мир живой и одушевленный, каждое вещество состоит из бесконечного множества живых существ – монад. И хотя каждая монада отражает Вселенную, но это происходит не потому, что Вселенная воздействует на нее, а потому, что бог дал ей такую природу. Все существует в гармонии и создается видимость взаимодействия. Лейбниц считал, что его теория – монадология – дает прекрасное доказательство существованию бога. Он ввел понятие предустановленной гармонии. Лейбниц является одним из зачинателей современной символической и математической логики. 4. Философия XVIII в. неоднородна: в ней присутствует как материалистическая, так и идеалистическая мировоззренческие ориентации, атеистические и деистические взгляды. Следует отметить, что философия этой эпохи развивалась, прежде всего, как философия просвещения. Французский материализм XVIII в. – новая историческая ступень в развитии материалистической философии. Данная философия слагается из материалистического учения о природе и учения о человеке и обществе. Зачинатель французского материализма XVIII в. Жюльен Офре де Ламетри (1709 – 1751) в общей форме высказал почти все идеи, которые были развиты, обогащены, конкретизированы К. Гельвецием, Д. Дидро, П. Гольбахом. Основные труды: «Трактат о душе», «Человек – машина», «Человек – растение» и др. Ж. Ламетри доказывал, что всякая форма неотделима от материи и всякая материя связана с движением. По его мнению, субстанция, в конечном счете, сводится к материи, которая находится в движении и обладает способностью к чувственности и ощущению. Вопреки мнению Р. Декарта, Ламетри не ограничился доказательством одушевленности животных, но вместе с тем указывал на материальный характер самой их одушевленности. Все наши ощущения, считал он, обусловлены связью чувства – с помощью нервов – с материальным веществом мозга. Человек отличается от других высших животных лишь степенью развития ума. Однако человека изучает как машину, опираясь на законы механики, ошибочно полагая, что исследование механики тела человека автоматически приведет к раскрытию сущности его чувственной и мыслительной деятельности. Наиболее систематическим пропагандистом философского материализма стал Поль Анри Гольбах (1723 – 1789). Самым крупным из его сочинений является трактат «Система природы» (1770). Главная его идея – мысль о сводимости всех явлений природы к различным формам движения материальных частиц. Под природой понимал совокупность веществ, действующих в силу собственной энергии. Все тела состоят из атомов как неделимых и неизменных элементов. Излагая свои материалистические взгляды на природу, мыслитель последовательно опровергает все богословские и идеалистические предрассудки о характере действующих в природе сил и об их причинах. По Гольбаху, основу всех процессов природы составляет материя. Материя вечно движется. Движение – способ существования материи. При этом движение он понимал, как самодвижение, т.е. движение по воздействием внутренних причин. Абсолютного покоя нет, он относителен. Сущность природы заключается в том, чтобы действовать. Над всеми связями и действиями в природе господствует строжайшая необходимость. Вселенная есть лишь необъятная цепь причин и следствий. Выводит отрицание случайности и из природы, и из общественной жизни, тем самым приходит к фатализму. Из этой теории вытекает идея отрицания порядка и беспорядка в природе, которые считает субъективными, представляющими собой лишь нашу оценку необходимой и объективной ситуации. Учение о природе П. Гольбаха получило свое дальнейшее развитие в работах самого выдающегося представителя французского материализма Дени Дидро (1713 – 1784). Как и другие французские материалисты, Д. Дидро исходит из положения о вечности и бесконечности природы. Природа никем не сотворена, кроме нее и вне ее нет ничего. В материалистическом учении о природе он внес некоторые черты и идеи диалектики. В органической природе он усматривает идею развития, связь протекающих в природе процессов. Особое внимание привлекла Дидро проблема материалистического истолкования ощущений. Он был сторонником мысли о всеобщей чувствительности материи и в «Разговоре Даламбера с Дидро» доказывал, что различия в психике человека и животных не противоречат мысли о том, что способность ощущать есть всеобщее свойство материи. Животное – инструмент, обладающий способностью ощущения. Люди же тоже инструменты, но одаренные способностью ощущения и памятью. Наши чувства – «клавиши», по которым ударяет окружающая нас природа и которые часто ударяют по самим себе. Продолжает линию Ф. Бэкона в познании – идею зависимости всех форм знаний от опыта, достижение способности человека совершенствовать и увеличивать могущество человека. Мыслитель учитывает при этом роль техники и промышленности в эволюции мышления и познания. Методами в познании являются наблюдение и эксперимент. В учении об обществе французские материалисты, как и все домарксистские философы, все еще оставались идеалистами, однако открыть выступали против идеалистически-теологического понимания истории человечества. Они доказывали, что движущей силой истории человечества является человеческий разум, прогресс просвещения. Учение о нравственности, по мнению французских материалистов, должно быть основано на опыте. Человек движим исключительно стремлением к удовольствию и отвращением к страданию. Физические удовольствия – самые сильные, но они непостоянны и при избытке приносят вред. Поэтому предпочтения заслуживают удовольствия умственные – более прочные, длительные и более зависящие от самого человека. Исходной точкой мудрости должно быть не наслаждение, а руководимое разумом познание человеческой природы. Так как люди не могут жить в одиночестве, они образуют общество. Возникают новые отношения и обязанности. Испытывая необходимость в помощи других, человек вынужден делать полезное для других. Так образуется общий интерес, от которого зависит интерес частный. Эти вопросы наибольшее освещение нашли в трудах К. Гельвеция и П. Гольбаха. Клод Андриан Гельвеций (1715-1771) основную задачу усматривал в определении условий, при которых личный интерес может сочетаться с интересом общественным. (трактат «Об уме»). Основную задачу этики усматривал в определении условий, при которых личный интерес может сочетаться с интересом общественным. Он подчеркивает роль общественной среды в воспитании человеческого характера, однако определяющую роль в общественном развитии играют человеческое сознание и страсть. Истинная движущая сила человеческих действий – эгоизм, или личный интерес. Критерий нравственности и ума – польза. Не только человек часть общества, но и общество, к которому он принадлежит, есть звено человечества, связанное нравственными узами. По мнению французских материалистов, не существует такого образа правления, который бы вполне удовлетворял требованиям разума: чрезмерная власть ведет к деспотизму; чрезмерная свобода – к своеволию, т.е. к порядку, при котором деспотом будет каждый; концентрированная власть становится опасной, власть разделенная – слабой. По мнению Гельвеция, в демократическом правлении власть имеет в виду пользу всего общества, а каждый гражданин служит своей деятельностью общим целям. При таком правлении личный интерес сочетается с общим, а это сочетание – единственное побуждение к добродетели. Наряду со свободой, мыслитель условием процветания общества считает умеренность потребностей и желаний.
Тестовые задания для самопроверки по теме № 6 «Проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре» 1. Наиболее характерная черта философии Нового времени (XVII в.): A. наукоцентризм B. пантеизм C. космоцентризм D. теоцентризм E. гуманизм 2. Основатель эмпиризма в решении проблемы метода научного познания: A. Г.Лейбниц B. Ф.Аквинский C. Ф.Бэкон D. И.Кант E. Д.Юм 3. Исследуя проблемы гносеологии и, частности, природу человеческих заблуждений, Ф. Бэкон разработал: A. Учение об идолах B. Учение о родах C. Учение об идеях D. Учение об универсалиях E. Все выше перечисленные 4. Основатель рационализма философии Нового времени: A. Ф.Бэкон B. Т.Гоббс C. Дж. Локк D. Р.Декарт E. П.Гольбах 5. Кто из представителей Нового времени произнес известную фразу: «Я мыслю, следовательно, существую» («Cogito ergo sum»)? A. Декарт B. Беркли C. Спиноза D. Юм E. Локк 6. Как назывался труд Т. Гоббса, в котором он изложил свои взгляды на общество и государство? A. «О государстве B. «Закон Европы» C. «О праве войны и мира» D. «О духе законов» E. «Левиафан» 7. Какую гносеологическую позицию выражает известное высказывание Дж. Локка: «Нет ничего в уме, чего прежде не было бы в ощущении»? A. сенсуализм B. скептицизм C. рационализм D. априоризм E. релятивизм 8. Европейский философ и ученый 17 века, ядро философской системы которого составляло учение о «монадах» – монадология: A. Спиноза B. Локк C. Декарт D. Лейбниц E. Гюйгенс 9. Представителем какого философского учения был Дж. Беркли? A. объективного идеализма B. субъективного идеализма C. диалектического материализма D. позитивизма E. номинализма 10. Какой тип детерминации признавали французские материалисты XVIII в.? A. индетерминизм B. механистический детерминизм C. диалектический детерминизм D. не было четко выраженной позиции в этом вопросе
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 524; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.82.108 (0.018 с.) |