ТОП 10:

ТРАДИЦИОННЫХ ЗАДАНИЙ, ВЫНОСИМЫХ НА СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ, СРСП и СРС



!!!Студентам необходимо в течение учебного процесса выполнить задания на СРСП и СРС, содержание этих заданий, формы выполнения и контроля изложены в программе дисциплины (sullabus) по философии, требующие от студентов применения творческого мышления и навыков исследовательской работы.

СРСП - формы аудиторной работы студентов по самостоятельному овладению учебным материалом под руководством преподавателя в объеме часов, предусмотренных государственным образовательным стандартом.

Преподаватель определяет задания и даёт рекомендации по её выполнению, а также проверяет её результаты. Управляемая самостоятельная работа используется обычно для изучения более важных вопросов курса. В процессе проведения любой формы самостоятельной работы студент может обращаться за консультацией к преподавателю по тем или иным интересующим его или вызвавшим затруднение вопросам.

Формы проведения СРСП тоже могут быть самыми различными. Вот перечисляем некоторые из них:

Ø вопрос-ответная форма (традиционная)

Ø дискуссия (в форме дебатов, групповых обсуждений, обсуждений докладов)

Ø изучение кейсов с последующим анализом

Ø выполнение практических заданий (задач и упражнений) и их обсуждение

Ø консультация

Ø выборочный контроль знаний (в форме тестирования)

Ø составление тестовых заданий

Ø ролевая игра

Ø методы: «малых групп», «круглого стола», «пресс-конференции»

Ø написание рефератов по проблемным вопросам

Ø конспектирование и комментирование первоисточников

Ø видеопрезентации и их обсуждение

Ø составление кроссвордов, ребусов и т.д.

Ø изложение заданной темы в таблицах и схемах

Ø написание сочинения и др.

Описание некоторых из них будет приведено ниже.

 

Самостоятельная работа студентов имеет важное значение. Одним из таких основополагающих факторов активизации самостоятельной работы обучающегося в изучении философии является подготовка и написание реферата.

 

v Подготовка, написание и защита реферата

Реферат (лат. реферре – докладывать, сообщать) представляет собой самостоятельную работу, разработку, доклад на конкретную, определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. В процессе выполнения реферата происходит не только дальнейшее усвоение материала, а также формируется умение обобщать явления общественной жизни, познания, закономерности развития, выделять главное, существенное и т.д. Для этого необходимо уметь пользоваться литературой, собирать материал, уметь проводить его анализ, систематизацию, выделять основные моменты, делать выводы, составлять библиографию и т.д.

Выполнение реферата при заочной форме обучения способствует углубленному изучению материала и является одной из форм проверки знаний студентов.

 

Требования к написанию и оформлению рефератов

1. Реферат – это краткое изложение основных положений книги, учения или научной проблемы в письменном виде.

2. Тема реферата должна быть взята студентом из силлабуса

3. При написании реферата обязательно должна быть использована дополнительная литература.

4. Структура реферата:

а) титульный лист, где необходимо указать: фамилию, имя, отчество студента, шифр зачетной книжки, специальность и группу,

б) содержание (составить план работы), включающее:

- введение,

- основную часть (следует выделить 2-3 основных вопроса темы, которые могут быть разделены на части (главы, параграфы), если этого требует план изложения, но и может быть единым),

- заключение,

в) список использованной литературы.

5. Введение – начальная часть работы, вводящая в ее проблематику, подготавливающая усвоение основного текста.

Во введении обосновывается актуальность темы, ее значение, либо объясняется, чем данная тема интересна автору работы, дается краткий обзор литературы по теме, ставится задача, которую студент стремиться решить в процессе выполнения работы. Также можно изложить историю вопроса, исходных понятий и основной терминологии.

6. В основной части реферата следует выделить 2-3 вопроса темы, обозначив их в виде глав или параграфов.

7. В заключении реферата студент должен сделать выводы по основным положениям излагаемой темы, и методологическое значение для познания действительности и предметно-практической деятельности. В случае если в качестве темы реферата взята научная проблема, студент может дать ряд рекомендаций по решению данной проблемы.

8. Объем реферата не должен превышать 15 страниц компьютерного текста. Реферат может быть написан студентом от руки либо набран на компьютере 14 шрифтом, Times New Roman, одинарным межстрочным интервалом. Размеры полей: сверху и снизу – 2,5 см, слева – 3,0 см, справа – 1 см.

При написании реферата следует учесть некоторые рекомендации. Содержание работы должно быть изложено последовательно в соответствии с составленным планом, четким и ясным языком. Следует избегать громоздких, с большим количеством придаточных предложений и выражений. Неясность выражений, их неопределенность, невыразительность говорит о недостаточно четкой мысли самого студента, ее неясности для самого автора реферата.

Следует также избегать обильного по количеству и длинного цитирования. Дословное приведение слов оправдано при выражении мировоззренческой и методологической установки или позиции, с которых будут анализироваться вопросы темы, при поддержании мысли автора, при необходимости представить позицию мыслителя, философа.

При использовании в реферате цитат, статистических данных или другой информации из первоисточников необходимо делать по ходу текста сноски на использованный первоисточник, указав порядковый номер первоисточника в списке использованной литературы и номер страницы, с которой взята данная информация. Например, «Бытие мифа, говоря словами А. Лосева, - сама реальность, сама конкретность бытия», «это не выдумка, но – наиболее яркая и подлинная действительность» [17. С. 135-138].

Работа не должна содержать грамматических и стилистических ошибок, неточностей. Они снижают качество реферата, доказывают небрежное отношение автора к его написанию. Не рекомендуется переписывать дословно текст из одного учебника или учебного пособия, также полностью использовать материал, взятый из Интернета. Качество реферата оценивается, прежде всего, по тому, насколько самостоятельно и правильно студент раскрывает содержание главных вопросов темы.

9. Используемая литература оформляется следующим образом:

- книги – фамилия и инициалы автора, название книги, место и год издания, количество страниц в книге.

Например: Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Мысль, 1992. – 542 с.

- статьи из сборников и журналов – фамилия и инициалы автора статьи, название статьи, название сборника или журнала, место и год издания (либо год и номер выпуска), количество страниц в книге, указание страниц, на которых находится статья.

Например:

1) Гуревич П.Н. Мифология наших дней. // Свободная мысль, 1992, № 11. – С. 43-54.

2) Умирзакова Л.А. Специфика мифомышления современного человека. // Современный человек в поисках души: Материалы международной научной конференции. – Алматы, Казак университетi, 2006. – 370 с. – С. 84-87.

- статьи из газет – фамилия и инициалы автора статьи, название статьи, название газеты, дата выпуска номера газеты.

Например: Назарбаев Н.А. К экономике знаний через инновации и образование. // Казахстанская правда, 27 мая 2006 г.

 

10. Образец титульного и второго листа смотрите в приложении 1.

 

v Конспект – систематическая, логически связанная запись содержания читаемого материала, объединяющая план, выписки, тезисы или хотя бы два из этих типов записи.

В отличие от выписок и тезисов конспект раскрывает содержание в той последовательности изложения, в котором оно предлагается в читаемом источнике.

Для составления конспекта отбирается самая важная и существенная информация.

Главные положения выделяются, важные слова, сочетания подчеркиваются. Каждая новая мысль начинается с новой строки. В конспекте следует указывать фамилию автора, название источника, место, время его издания, страницы.

v Работа с первоисточниками:

- вчитаться в название книги или статьи, осмыслить его;

- внимательно прочитать текст и по ходу чтения кратко записывать

основные мысли;

- отделяйте одну мысль от другой, запишите их в виде тезисов;

- выпишите несколько основных категорий и понятий, широко используемых в педагогике, выясните, какие из них используются и в других науках;

- закончив работу, выпишите все данные источника.

V Составление кроссворда

1.Составление кроссворда – одна из форм самостоятельной работы студентов, вызывающая интерес к изучаемому предмету и помогающая более прочному усвоению категориально-понятийного аппарата основных тем изучаемой учебной дисциплины.

2. Кроссворд может быть составлен либо по одной теме, либо по основным понятиям учебного курса в целом. Он может быть различной степени сложности в зависимости от количества использованных понятий, от учета симметричности их расположения и т.д.

3. Чтобы составить кроссворд, необходимо в первую очередь подобрать достаточное количество (20-30) понятий по заданной теме. Для этого следует обратиться к материалам лекций, учебникам, учебным пособиям и справочной литературе (справочники и словари, в т.ч. энциклопедические). Кроме того, полезно просмотреть любые готовые кроссворды, акцентируя внимание на графическую форму их составления как возможный образец будущего кроссворда.

4. Графическая форма кроссворда должна быть симметричной и компактной.

5. Давая определение понятию, необходимо, чтобы оно было кратким, но выражающим основную суть понятия. При составлении кроссворда необходимо обращать внимание на правильность правописания используемых понятий.

6. Кроссворды оформляются на 3-х листах формата А4:

1) первый лист – титульный, где необходимо указать: фамилию, имя, отчество студента, специальность и группу;

2) на втором листе - графическая форма кроссворда и вопросы (по горизонтали и по вертикали);

3) на третьем листе – та же графическая форма кроссворда, но уже заполненная использованными понятиями (ответами).

 

v Изложение в схемах и таблицах основного содержания конкретной темы - одна из форм самостоятельной работы студентов, вызывающая интерес к изучаемому предмету и помогающая более прочному усвоению категориально-понятийного аппарата по изучаемой теме, и дисциплины в целом.

Прежде чем приступить к выполнению задания, необходимо внимательно изучить определенную тему в учебниках и учебных пособиях по философии (из указанного в силлабусе списка рекомендованной основной и дополнительной литературы), сосредоточив свое внимание на основных понятиях, их признаках и особенностях. Затем в логической последовательности изложить в схемах и таблицах основное содержание темы.

Пример изложения данного задания СРС смотрите в приложении 2.

v Подготовка видеопрезентации по теме

Необходимо приготовить видеопрезентацию указанной темы в программе Power Point. Раскрыть основное содержание вопросов темы. Время пре­зентации — 8-10 минут.

Презентация оценивается по таким критериям: на­сколько полно раскрыта тема, вызвала ли данная проблема интерес окру­жающих, насколько профессионально и творчески подошел студент к рассматриваемой проблеме.

 

Приложение 1

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

КАЗАХСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВРСИТЕТ

 

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ И ЕСТЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН

 

 

Р Е Ф Е Р А Т

по дисциплине «Философия»

на тему:

«Миф как гносеологический феномен»

 

 

Выполнил: студент 1 курса,

специальность

5В050600-Экономика

Носкова Е.П.

Проверил: к.ф.н., доц. кафедры ГиЕД

Умирзакова Л.А.

 

Астана 2013


Содержание

 

Введение
  1. Миф как гносеологическая проблема  
  2. Онтологические и гносеологические основания современного мифотворчества  
  3. Мифологема и её современные вариативные воплощения  
  Заключение    

Список использованных источников 15

 

Приложение 2

Буддизм и его основные идеи


 


ARM – АКТИВНЫЕ РАЗДАТОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (Hand-outs)

1. ГЛОССАРИЙ

Абсолютная идея — основная категория философии Гегеля, обозначающая универсум, безусловную и конкретную всеобщность.

Анамнесис — термин платоновской философии, обозначающий состояние человеческой души.

Аналогия —соответствие элементов, совпадение ряда свойств или иное отношение между предметами (явлениями и процессами) дающие основание для переноса информации полученной при исследовании одного предмета модели, на другой прототип.

Антиномия — противоречивость между двумя противоположными понятиями, положениями каждое, из которых признается логически доказуемым и приемлемым; неразрешимое противоречие

Антиклерикализм — движение, направленное против клерикализма, т.е. против привилегий церкви и духовенства, но не против самой религии.

Антропоцентризм — воззрение, согласно которому человек есть центр вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

Архетип —прообраз, идея, первичные схемы образов фантазии, содержащиеся коллективном бессознательном и априорно формирующие активность воображения.

Архэ — первоматерия, праматерия, исходное состояние вещей, древнейшая форма в историческом смысле слова

Апологетика —защита и обоснование христианского вероучения с помощью доводов, обращенных к разуму

Априоризм — признание возможности до опытного, врожденного знания.

Атараксия(греч. отсутствие волнений, невозмутимость) термин философии Эпикура и его школы, идеальное состояние, к которому, по Эпикуру должен стремится человек.

Атман– высшее субъективное начало Бытия; высшее духовное начало человека

Ахимса – единство всех форм жизни на земле (следовательно, единение человека, животных и всей окружающей природы). Важнейший принцип ахимсы – непричинение вреда тому, что окружает (людям, животным, живой природе), неубиение

Благоговение— преклонение перед Высшим, чувство любви человека к тому, что превосходное его самого; нравственная основа религии.

Благоразумие— состояние духа, когда человек добивается внутренней гармонии, направляя здравый ум на упорядочивание своих поступков и духовных переживаний.

Брахман— высшая объективная реальность; Безличное Абсолютное начало Бытия

Вдохновение—состояние предельного напряжения и взлета духовных сил,

творческого горения человека.

Верификация— доказательство, подтверждение, употребляемое в логике и методологии науки для обозначения процесса установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки.

Вина— нарушение морального долга, какого-либо правила вообще. Опыт вины

связан с чувством нашей ответственности, придающим ей моральное значение.

Воля — динамическая направленность психической активности человека в

достижении поставленной цели.

Герменевтика метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов.

Гносеология — философское учение о познании.

Гуманизм— 1) мировоззрение, признающее человека, его права и свободы, в качестве высшей ценности; 2) культурное движение в Европе в период раннего Возрождения

Дао—( букв, «путь»): одно из главных понятий китайской философии, означающее путь мира в целом и каждой вещи в отдельности, символ космической гармонии и энергии. Проявляет себя в неповторимости каждого.

Дедукция— (лат. - deduction - выведение) - переход в познании от общего к частному и единичному, выведение частного и единичного из общего.

Деизм— направление в философии, сторонниками, которого признавали наличие Бога, который, по их мнению, единый раз, сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей.

Диалектика—греч. искусство вести беседу, спор, от диалегомай –веду беседу.

Догматизм восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений.

Дхарма— моральный закон; долг; духовное учение (существует и др. значения)

Жэнь— (кит.): означает «человечность», « гуманность», «человеколюбие», «милосердие», «доброта». Одна из основополагающих категорий китайской философии и традиционной китайской культуры, совмещающая три главных смысловых аспекта: 1) морально-психологический – любовь, жалость к людям; 2) социально-этический — совокупность всех видов правильного отношения человека к другому человеку и обществу; 3) этико-метафизический симпатически-интегративная взаимосвязь отдельной личности со всем сущим, включая неодушевленные предметы.

И—(кит.): " долг-справедливость", " чувство долга ", "добропорядочность", " честность". Одно из основных категорий китайской философии, конфуцианства. Заключает в себя идею " правильного соответствия " содержания - форме, субъективных потребностей - объективным требованиям, внутреннего чувства справедливости - внешним императивам общественного долга.

Идеализм— направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).

Инь и янь—(кит.): основополагающие категории китайской философии, рассматриваемые только в паре. Выражают идею универсальной дуализированности мира, конкретизируются в неограниченном ряду оппозиций: темное-светлое, женское-мужское, тьма-свет, покой-движение, земное-небесное и т. д. Инь-ян - космические начала, организующие жизнь во Вселенной.

Индукция (лат. induction - наведение)- переход в познание от частного, единичного к общему, выведение общего из частного, единичного.

Интуиция — способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства.

Иррационализм— неразумный, бессознательный, обозначение идеалистических течений в философии, которые, в противоположность рационализму, ограничивает или отрицает возможности разума в процессе познания.

Ирония—греч. философско-этическая категория, отмечающая момент диалектического выявления (самовыявления) смысла через нечто, ему противоположное, иное.

Истина — адекватное отражение объекта познающим субъектом.

Калокагатия— (греч. прекрасный, хороший) идеал физического и нравственного совершенства.

Карма— санскрит — действие, дело, жребий, общая сумма совершенных

живым существом поступков и их последствий, определяющих характер

его нового рождения.

Категорический императив — безусловный принцип поведения, основной закон этики.

Креационизм—создание мира богом за один день.

Космоцентризм—философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил космоса и согласно которому все сущее зависит от космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам востока, а также Древней Греции).

Космизм— направление в философии, которое рассматривало космос, окружающий мир, человека как единое взаимосвязанное целое.

Ли —(кит.): « благопристойность», «этикет», «этика», «ритуал», «церемония». Одна из центральных категорий конфуцианской философии, играет роль основного этического принципа, регулирующего отношения между людьми в разных сферах жизни. Ли - это нормы поведения, без которых нет совершенного мужа цзюнь-цзы у Конфуция, а именно: деликатность, учтивость, уравновешенность.

Логостермин др.греч. философии, означающий одновременно «слово» (или «предложение», «высказывание») и смысл (или «понятие», «суждение»).

Майевтика или мэевтика— повивальное искусство, с которым герой платоновских диалогов Сократ любил сравнить свой метод философствования, направленного на взаимозаинтересованное обсуждение проблемы с целью достижения истины путем противоборства мнений.

Материализм— направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичным является материя.

Метафизика— от греч. (после физики) наука о сверхчувственных принципах и началах бытия.

Метод— (греч. мetodоs - путь исследования или познания, теория, учение), способ построения и обоснования системы философского и научного знания; совокупность приёмов и операций практического и теоретического освоения действительности.

Мировоззрение—это совокупность взглядов и убеждений, оценок и норм, идеалов и установок, которое определяет отношение к миру, являясь ориентирами в его повседневной жизни, выполняют регулятивную функцию.

Миф—это фантастическое отражение в первобытном сознании реальной действительности и обоснование существующих в обществе отношений, установок, верований и поведения.

Мокша освобождение, преодоление индивидом зависимости от мира вовлеченности в круг рождений и смертей; освобождение от сансары и земной кармы; избавление души от всяких мирских привязанностей

Натурфилософия философия природы, рассматриваемой в ее целостности.

Номос и фюсис (греч. закон и природа), понятия др. гр. Философии, одно из основных противопоставлении в учениях софистов наряду с родственным ему противопоставлением" тесис и фюсис" (букв, установление и природа).

Пантеизм Бог создал мир и растворился в нем.

Парадигма теория, модель постановки проблем, принятая за основу в каких-либо исследованиях

Патристика (pater - отец) догматизация учений « отцов церкви».

Перипатетика Перипат (ос) или Ликей, (по названию гимнасия, расположенного около храма Аполлона Ликейского, за восточной окраиной Афин) философская школа Аристотеля. Термин перипатетик происходит от слова перипатос — "крытая галерея", служившим лекционным залом.

Позитивизм (от.лат. положительный) философские направление, основанное на принципе, что все подлинное, положительное знание может быть получено лишь как результат в отдельных специальных науках и, что философия как особая наука, претендующая на
самостоятельное исследования реальности, не имеет право на существование.
Прагматизм философское течение, которое видит наиболее яркое выражение человеческой сущности в действенности его знаний ставящее ценность мышления или отсутствие его зависимость от того, служит ли оно жизненной практики, достижению определенных целей.

Религияформа мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.

Рационализм (лат. - rationalis - разумный, ratio - разум), философское направление, признающее разум основной познания и поведения людей.

Сансара санскрит - блуждание, круговорот, одна из основных концепций индийской философии, характеризующая беспрерывное перерождение личности или души.

Секуляризация высвобождение от религиозного влияния всех сфер жизнедеятельности общества и личности.

Сенсуализм (фр. - sensualisme, лат. - sensus - восприятие, чувство, ощущение), направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой достоверного познания.

Силлогизм- от греч. форма дедуктивного умозаключения, в котором из двух высказываний (посылок) субъективно - предикатной структуры следует новое высказывание (заключение) той же логической структуры.

Соборность единство людей на основе любви к Богу и друг другу.

Софистика(от греч. умения хитроумно вести прения), Философское течение в Древней Греции созданное софистами. Рассуждение (вывод, доказательство) основанное на преднамеренном нарушении законов и принципов формальной логики, на употреблении ложных доводов и аргументов, выдаваемые за правильных.

Субстанция (лат-substantia - сущность, нечто, лежащее в основе) -объективная реальность, материя в аспекте единства всех форм её движения; предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие и изменчивость свойств к относительно устойчивому и самостоятельно существующему.

Суфизм мистико-аскетическое течение в исламе

Схоластика (schola - школа) оторванность от реальности, замкнутость, консерватизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям, назидательность, учительство-соотношение веры и знания

Сяо (кит.): «сыновняя почтительность» и почитание старшего брата - одно из принципов конфуцианского учения, основа гуманности. Суть его заключается в том, чтобы служить родителям согласно правилам ли, похоронить их по правилам ли и приносить им жертвы по правилам ли".

Теология (teos-бог) - учение о боге.

Теоцентризм — тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой сверхъестественной силы Бога (был распространен в средневековой Европе); учение о боге, главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследовании являлся Бог.

Трансцендентный понятийное обозначение всего того, что выходить за пределы нашего опыта, допускается в качестве предмета, существующего вне сознания.

Фалсафа –рациональный (философский) метод познания бытия в арабской культуре, противостоявший религиозно-догматической традиции. Отличается от калама более радикальной приверженностью разуму и знанию. Метод фалсафа ориентирован на достоверное и доказательное знание. Аль-Фраби, Ибн Сина, Ибн Рушд и др. были сторонниками фалсафа.

Чжи(кит.): ум-знание, мудрость, инеллект. В узком смысле - одно из пяти качеств совершенного мужа" (цзюнь-цзы), в широком — свойство, выделяющее человека из животного мира. Как философская категория использовалось в философии Конфуция и понималось как качество, избавляющее от сомнений.

Эвдемонизм— (от греч. счастье, блаженство) античный принцип жизнепонимания, позднее в этике — принцип истолкования и обоснования морали, согласно которому счастье является высшей целью человеческой жизни.

Эклектикаметод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, концепции, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы.

Эманация от позднелат. еmanatio - историческое распространение; греч. филос. понятие специально разработанное в неоплатонизме, процесс постоянного влияния на мир.

Эмпиризм (лат. emperia - опыт), направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания, где содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему.

Эрос(греч. сильное желание, любовь), как персонификация — Эрот, в греч. мифологии поэзии и культе - бог любви.

Эсхатологияучение о конце света







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.229.89 (0.034 с.)