Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

E. конструктивный и неконструктивный

Поиск

4. Укажите главные сферы общества:

A. экономическая, социальная, духовная

B. экономическая, социальная, политическая, духовная

C. экономическая, духовная, политическая

D. социальная, духовная, политическая

E. классическая, неклассическая, традиционная

4. Изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре – это социальная:

A. мобильность

B. стратификация

C. динамика

D. философия

E. глобализм

6. Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций в:

A. античной философии

B. немецкой классической философии

C. марксистской философии

D. западноевропейской средневековой философии

E. философии Ренессанса

7. Структура общества и отдельных его слоев, система признаков социальной дифференциации – это социальная:

A. стратификация

B. динамика

C. мобильность

D. философия

E. психология

8. Сфера общественной жизни, осуществляющая производство, распределение и потребление разного рода предметов и услуг:

A. социальная

B. политическая

C. духовная

D. экономическая

E. культурная

9. Автор теории «технотронного» общества:

A. О. Тоффлер

B. З. Бжизинский

C. А. Этциони

D. Дж. Гэлбрейт

E. Р. Дарендорф

10. Какие проблемы называются глобальными проблемами человечества?

A. наиболее актуальные проблемы науки

B. острейшие проблемы научно-технического развития

C. проблемы борьбы с организованной преступностью

D. проблема выживания всего человечества, человеческой цивилизации

E. первоочередные проблемы промышленно-гражданского строительства и архитектуры

ЭТИКА И ФИЛОСОФИЯ БИЗНЕСА

Тема № 1. Предмет и значение этики как философской дисциплины. Значение профессиональной этики в современном мире

Этика – область философского знания. Ее содержание задано самим предметом исследования и включает в себя две основные составляющие. Одна из них связана с изучением и теоретическим обоснованием происхождения и исторического развития морали, с осмыслением различных форм и направлений этических учений. Другая — охватывает весь спектр проблем, составляющих содержание этики или общей теории морали. Это систематизированное философское понимание сущности морали, законов ее функционирования и развития, роли в жизни человека и общества. При всем качественном своеобразии ее исторических типов, множественности этических учений, развитие морали целостно и преемственно в едином историческом процессе.

Термин впервые употреблён Аристотелем как обозначение особой области исследования «практической» философии, ибо она пытается ответить на вопрос: что мы должны делать? Основной целью этики Аристотель называл счастье — деятельность души в полноте добродетели, то есть самореализацию. Самореализация человека — это разумные поступки, которые избегают крайностей и держатся золотой середины. Поэтому основная добродетель — это умеренность и благоразумие.

В зависимости от приверженности той или иной этической школе, от задач, стоящих перед этикой как наукой и учебной дисциплиной, этика структурируется по-разному. Выделяют ряд блоков: - история этики и морали, описывающая процесс развития этических учений, а также генезис и эволюцию морали с глубокой древности до наших дней; здесь можно выделить также дескриптивную этику, выявляющую социально-исторические типы морали (рыцарская мораль, буржуазная мораль и др.);

-теория морали — учение о сущности морали, ее основных принципах и категориях, структуре, функциях и закономерностях, объясняющее эволюцию и механизм действия морали;

-нормативная этика — обоснование моральных принципов и норм, которые выступают как теоретическое развитие и дополнение морального сознания общества и личности, базируются на высших моральных ценностях и предписывают человеку с позиций долженствования (деонтологии) определенные правила поведения во взаимоотношениях и общении людей, помогая ему выработать общую стратегию «правильной жизни»

-прикладная этика — совокупность принципов, норм и правил, выполняющих практическую функцию научения людей должному поведению.

-экологическую этику, рассматривающую нормы поведения человека как части экосистемы по отношению к окружающей среде;

- этику гражданственности, разрабатывающую нормы поведения человека как гражданина по отношению к обществу;

- ситуативную этику, в которой разрабатываются практические рекомендации применительно к конкретным ситуациям и сферам человеческой жизнедеятельности — как к публичным (этика политических действий), так и к интимным (этика семейных отношений); -профессиональные этики — системы моральных принципов, норм и правил поведения специалистов разного профиля с учетом особенностей их профессиональной деятельности и конкретной ситуации;

- этику делового общения, выступающую как в роли самостоятельной профессиональной этики (для менеджеров и предпринимателей), так и в качестве ситуативного элемента этики других профессий (педагога, юриста, инженера).

Структура этического знания определяется совокупностью основных теоретических понятий, которыми оперирует этика. Эти предельно общие понятия называются в этике, как и в любой науке, категориями. Системообразующий элемент, его движение в различных системах этика –– мудрость–– на которой основывается этика, носит исторический характер. Это делает этические знания специфическими. Соотносящиеся со свободной творческой деятельностью человека, по-разному проявляются в разное историческое время. Это внутреннее противоречие этики пытались и пытаются преодолеть. Добро только называется одинаково, а означает разные вещи.

Категории этики (rpeч. kategoria –категория) –– это основные понятия этики, отражающие наиболее существенные стороны и элементы морали. Категории этики объективны по содержанию (там сконцентрировано то, что есть в реальной жизни, и они не зависят от сознания людей), и субъективны по форме (т.е. объективное содержание может по-разному оцениваться в зависимости от интеллектуального развития личности, нравственной культуры, образа жизни…). Все категории этики являются и категориями морального сознания. Имея много общего с категориями других наук, этические категории обладают и некоторыми особенными чертами.

Особенности этических категорий отражают ту сторону общественных отношений, которая связана с поведением людей, с их отношением друг к другу, к обществу, государству, семье, к коллективу с точки зрения добра и зла, долга, чести, справедливости. При этом они не всегда выступают в чистом виде, а переплетаются с категориями других наук, высвечивая в них нравственный аспект связанные с поведением людей (друг с другом, к обществу, государству).

Категории этики носят оценочный, аксиологический характер. Их всех можно оценивать с точки зрения добра и зла, хорошего или плохого, а сами они могут выступать формой этой оценки: человек долга, честный, порядочный, справедливый, ответственный и т.п. Носят оценочный характер с позиций добра и зла.

Выступают средством регулирования взаимоотношений и поведения людей, как определенная побудительная сила, выражая нравственные требования общества с позиций сущего или должного. Авторитет и значимость их базируется на принципах, нормах, т.е. на силе общественного мнения или самосознании личности.

В категориях этики в значительно большей степени, чем в категориях других наук, выражена эмоциональная сторона общественных отношений.

Уровни этического знания. В любой теории выделяется эмпирический и теоретический уровень. В ряде теорий предполагаются еще какие-то общепринятые, обычно зафиксированные тем или иным способом практические рекомендации. Есть, например, стандарты ГОСТов, практические руководства по сопротивлению материалов, инструкции по методам сварки и т.д. Таким образом, многие теории заканчиваются утверждением необходимых для исполнения в данной области человеческой деятельности стандартов.

Мораль также относится к таким теориям, с той, однако, разницей, что в ней нормы, устоявшиеся образцы поведения часто предшествуют теории, являются результатом духовного освоения мира. Сама же теория действует в направлении обоснования, подтверждения необходимости данных норм. Тем не менее, ряд норм уточняется благодаря теоретической деятельности, и их конечные формулировки являются результатом работы определенного теоретика или теоретиков морали. Таковы разного рода кодексы. Фор­мулированием относящихся к кодексам норм, их распространением (в возможных пределах) занимается нормативная этика.

Но эти же самые кодексы как определенные исторические свидетельства, как фактически существующая реальность служат объектом изучения эмпирической и теоретической этики.

Нравственную жизнь можно изучать и как совокупность эмпирических фактов, выражающих нравы того или иного сообщества, опирающиеся на принятые оценки допустимости того или иного поведения. Описание нравов различных обществ дает этнография. Этнография – это наука, изучающая бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы происхождения, расселения и культурно-исторических взаимоотношений народов. Этнографическое описание не ставит цели определить, что есть добро, а что – зло, не исследует ни подобных оценок, ни их соответствия истинной моральной ценности. Этика не занимается описанием правил поведения и нравов общества. Она стремится прояснить общие основания нравственного миропорядка, всего многообразия проявления морали: что есть добро, гуманность, жизненная правда, в чем состоит назначение человека, что делает жизнь человека осмысленной, счастливой и т.д.

Теоретическая этика в основном занимается обоснованием морали, т.е. доказывает, почему человек должен быть нравственным, какие основания он может использовать для аргументации правильности своего поступка, а также исследованием исторических тенденций развития нравственности, т.е. объясняет те же самые нормы.

Поступок – элемент нравственной деятельности; действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств.

В западной теории теоретическая этика получила название метаэтики. Метаэтика – область методологических проблем теории морали, противопоставляемая сфере нормативных аспектов этики. Правда, мыслители, использующие термин метаэтики, в основном считают, что обоснование морали означает ее логически непротиворечивое изложение. Они считают, что исходные моральные факты, т.е. исходные суждения о должном, обосновать невозможно, они могут выводиться только интуитивно в ряде теорий — из эмоционального настроя говорящего, его глубинных психологических предпочтений, проясненных методами когнитивной психологии «рациональных желаний» и т.д. Но сами нормативные суждения являются прескриптивными, т.е. предписывающими, модальными, и потому не подлежащими теоретическому анализу с точки зрения проверки их на истинность или ложь.

Вопрос об истине моральных суждений, действительно, в разной степени стоит в области описательной и нормативной этики. Если в области описания нравов понятие истины как соответствия наших знаний реальности работает, то в области нормативной дело обстоит гораздо сложнее. Логически нормы, несомненно, относятся к суждениям прескриптивного типа. Это означает, что они сходны с командами и, в таком случае, логическое понятие истины к ним действительно неприменимо. Однако, несмотря на то, что нормы морали представляют некоторую искусственную реальность, которая до их утверждения не имела место в природе, которая не является просто отражением какой-то другой реальности, они все же не являются произвольными. Соответственно, исходные основания должного могут быть рассмотрены в широком социальном контексте, то есть мораль может быть обоснована не только в смысле ее непротиворечивого изложения, но и в плане ее выведения из определенной внеморальной реальности. Тогда нормы определенной морали могут быть оценены с точки зрения истины, как соответствующие или не соответствующие данной реальности. Например, — соответствующие или не соответствующие условиям достижения человеческого счастья, в этом смысле — истинные или ложные. Наличие нормативного уровня этической теории требует поставить вопросы о трансляции принятых норм поведения от сознания одних общественных субъектов к сознанию других. Например, от старшего поколения к младшему, от коллективного мнения к индивидуальному сознанию. Это связано с вопросом о пропаганде нравственных истин, о так называемом морализаторстве. Нравственная проповедь, вообще говоря, представляет собой неотъемлемый элемент любой системы морали. Через нее этическая теория находит выход в практику. Позитивная функция нравственной проповеди заключается в ее влиянии на нрав­ственные установки отдельных людей, в том числе на подсознательном, эмоциональном уровне, что важно для обеспечения практической действенности морали. Но когда в обществе происходит сильное рассогласование между официальной идеологией и реальными мотивами деятельности людей, нравственная проповедь превращается в морализаторство, т.е. в процесс формального провозглашения некоторых нравственных истин, в действительности не доходящих до реальных мотивов поведения людей. Такая проповедь способна породить лишь озлобление и даже вызвать желание поступать противоположным от провозглашаемых требований образом.

В свое время была высказана мысль о том, что в социалистическом обществе морализаторство является оправданным, так как сама нравственная теория развивается в нем на базе объективного познания действительных закономерностей общественного разви­тия. Этот вывод был весьма показательным в плане общих представлений о соотношении идеологии и философии, характерных для эпохи социализма. Буржуазная идеология изображалась иллюзорным, ложным сознанием, в то время как пролетарская провоз­глашалась истинным. Основанием для такого утверждения был тезис, согласно которому рабочий класс заинтересован в подлинном познании общества, в связи с изучением путей его революционного преобразования. Но за подобным взглядом стояла великая иллюзия о том, что общество можно до конца познать, что можно изучить логику развития производствен­ных отношений и на этой основе полностью упорядочить действия людей в связи с объективными тенденциями их развития. Преимущество морали и других способов духовного и практического освоения мира перед его научным постижением состоит в том, что в них обеспечивается возможность приспособиться к такой реальности, которую нельзя до конца познать.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.218.234 (0.009 с.)