Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
E. конструктивный и неконструктивныйСодержание книги
Поиск на нашем сайте
4. Укажите главные сферы общества: A. экономическая, социальная, духовная B. экономическая, социальная, политическая, духовная C. экономическая, духовная, политическая D. социальная, духовная, политическая E. классическая, неклассическая, традиционная 4. Изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре – это социальная: A. мобильность B. стратификация C. динамика D. философия E. глобализм 6. Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций в: A. античной философии B. немецкой классической философии C. марксистской философии D. западноевропейской средневековой философии E. философии Ренессанса 7. Структура общества и отдельных его слоев, система признаков социальной дифференциации – это социальная: A. стратификация B. динамика C. мобильность D. философия E. психология 8. Сфера общественной жизни, осуществляющая производство, распределение и потребление разного рода предметов и услуг: A. социальная B. политическая C. духовная D. экономическая E. культурная 9. Автор теории «технотронного» общества: A. О. Тоффлер B. З. Бжизинский C. А. Этциони D. Дж. Гэлбрейт E. Р. Дарендорф 10. Какие проблемы называются глобальными проблемами человечества? A. наиболее актуальные проблемы науки B. острейшие проблемы научно-технического развития C. проблемы борьбы с организованной преступностью D. проблема выживания всего человечества, человеческой цивилизации E. первоочередные проблемы промышленно-гражданского строительства и архитектуры ЭТИКА И ФИЛОСОФИЯ БИЗНЕСА Тема № 1. Предмет и значение этики как философской дисциплины. Значение профессиональной этики в современном мире Этика – область философского знания. Ее содержание задано самим предметом исследования и включает в себя две основные составляющие. Одна из них связана с изучением и теоретическим обоснованием происхождения и исторического развития морали, с осмыслением различных форм и направлений этических учений. Другая — охватывает весь спектр проблем, составляющих содержание этики или общей теории морали. Это систематизированное философское понимание сущности морали, законов ее функционирования и развития, роли в жизни человека и общества. При всем качественном своеобразии ее исторических типов, множественности этических учений, развитие морали целостно и преемственно в едином историческом процессе. Термин впервые употреблён Аристотелем как обозначение особой области исследования «практической» философии, ибо она пытается ответить на вопрос: что мы должны делать? Основной целью этики Аристотель называл счастье — деятельность души в полноте добродетели, то есть самореализацию. Самореализация человека — это разумные поступки, которые избегают крайностей и держатся золотой середины. Поэтому основная добродетель — это умеренность и благоразумие. В зависимости от приверженности той или иной этической школе, от задач, стоящих перед этикой как наукой и учебной дисциплиной, этика структурируется по-разному. Выделяют ряд блоков: - история этики и морали, описывающая процесс развития этических учений, а также генезис и эволюцию морали с глубокой древности до наших дней; здесь можно выделить также дескриптивную этику, выявляющую социально-исторические типы морали (рыцарская мораль, буржуазная мораль и др.); -теория морали — учение о сущности морали, ее основных принципах и категориях, структуре, функциях и закономерностях, объясняющее эволюцию и механизм действия морали; -нормативная этика — обоснование моральных принципов и норм, которые выступают как теоретическое развитие и дополнение морального сознания общества и личности, базируются на высших моральных ценностях и предписывают человеку с позиций долженствования (деонтологии) определенные правила поведения во взаимоотношениях и общении людей, помогая ему выработать общую стратегию «правильной жизни» -прикладная этика — совокупность принципов, норм и правил, выполняющих практическую функцию научения людей должному поведению. -экологическую этику, рассматривающую нормы поведения человека как части экосистемы по отношению к окружающей среде; - этику гражданственности, разрабатывающую нормы поведения человека как гражданина по отношению к обществу; - ситуативную этику, в которой разрабатываются практические рекомендации применительно к конкретным ситуациям и сферам человеческой жизнедеятельности — как к публичным (этика политических действий), так и к интимным (этика семейных отношений); -профессиональные этики — системы моральных принципов, норм и правил поведения специалистов разного профиля с учетом особенностей их профессиональной деятельности и конкретной ситуации; - этику делового общения, выступающую как в роли самостоятельной профессиональной этики (для менеджеров и предпринимателей), так и в качестве ситуативного элемента этики других профессий (педагога, юриста, инженера). Структура этического знания определяется совокупностью основных теоретических понятий, которыми оперирует этика. Эти предельно общие понятия называются в этике, как и в любой науке, категориями. Системообразующий элемент, его движение в различных системах этика –– мудрость–– на которой основывается этика, носит исторический характер. Это делает этические знания специфическими. Соотносящиеся со свободной творческой деятельностью человека, по-разному проявляются в разное историческое время. Это внутреннее противоречие этики пытались и пытаются преодолеть. Добро только называется одинаково, а означает разные вещи. Категории этики (rpeч. kategoria –категория) –– это основные понятия этики, отражающие наиболее существенные стороны и элементы морали. Категории этики объективны по содержанию (там сконцентрировано то, что есть в реальной жизни, и они не зависят от сознания людей), и субъективны по форме (т.е. объективное содержание может по-разному оцениваться в зависимости от интеллектуального развития личности, нравственной культуры, образа жизни…). Все категории этики являются и категориями морального сознания. Имея много общего с категориями других наук, этические категории обладают и некоторыми особенными чертами. Особенности этических категорий отражают ту сторону общественных отношений, которая связана с поведением людей, с их отношением друг к другу, к обществу, государству, семье, к коллективу с точки зрения добра и зла, долга, чести, справедливости. При этом они не всегда выступают в чистом виде, а переплетаются с категориями других наук, высвечивая в них нравственный аспект связанные с поведением людей (друг с другом, к обществу, государству). Категории этики носят оценочный, аксиологический характер. Их всех можно оценивать с точки зрения добра и зла, хорошего или плохого, а сами они могут выступать формой этой оценки: человек долга, честный, порядочный, справедливый, ответственный и т.п. Носят оценочный характер с позиций добра и зла. Выступают средством регулирования взаимоотношений и поведения людей, как определенная побудительная сила, выражая нравственные требования общества с позиций сущего или должного. Авторитет и значимость их базируется на принципах, нормах, т.е. на силе общественного мнения или самосознании личности. В категориях этики в значительно большей степени, чем в категориях других наук, выражена эмоциональная сторона общественных отношений. Уровни этического знания. В любой теории выделяется эмпирический и теоретический уровень. В ряде теорий предполагаются еще какие-то общепринятые, обычно зафиксированные тем или иным способом практические рекомендации. Есть, например, стандарты ГОСТов, практические руководства по сопротивлению материалов, инструкции по методам сварки и т.д. Таким образом, многие теории заканчиваются утверждением необходимых для исполнения в данной области человеческой деятельности стандартов. Мораль также относится к таким теориям, с той, однако, разницей, что в ней нормы, устоявшиеся образцы поведения часто предшествуют теории, являются результатом духовного освоения мира. Сама же теория действует в направлении обоснования, подтверждения необходимости данных норм. Тем не менее, ряд норм уточняется благодаря теоретической деятельности, и их конечные формулировки являются результатом работы определенного теоретика или теоретиков морали. Таковы разного рода кодексы. Формулированием относящихся к кодексам норм, их распространением (в возможных пределах) занимается нормативная этика. Но эти же самые кодексы как определенные исторические свидетельства, как фактически существующая реальность служат объектом изучения эмпирической и теоретической этики. Нравственную жизнь можно изучать и как совокупность эмпирических фактов, выражающих нравы того или иного сообщества, опирающиеся на принятые оценки допустимости того или иного поведения. Описание нравов различных обществ дает этнография. Этнография – это наука, изучающая бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы происхождения, расселения и культурно-исторических взаимоотношений народов. Этнографическое описание не ставит цели определить, что есть добро, а что – зло, не исследует ни подобных оценок, ни их соответствия истинной моральной ценности. Этика не занимается описанием правил поведения и нравов общества. Она стремится прояснить общие основания нравственного миропорядка, всего многообразия проявления морали: что есть добро, гуманность, жизненная правда, в чем состоит назначение человека, что делает жизнь человека осмысленной, счастливой и т.д. Теоретическая этика в основном занимается обоснованием морали, т.е. доказывает, почему человек должен быть нравственным, какие основания он может использовать для аргументации правильности своего поступка, а также исследованием исторических тенденций развития нравственности, т.е. объясняет те же самые нормы. Поступок – элемент нравственной деятельности; действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств. В западной теории теоретическая этика получила название метаэтики. Метаэтика – область методологических проблем теории морали, противопоставляемая сфере нормативных аспектов этики. Правда, мыслители, использующие термин метаэтики, в основном считают, что обоснование морали означает ее логически непротиворечивое изложение. Они считают, что исходные моральные факты, т.е. исходные суждения о должном, обосновать невозможно, они могут выводиться только интуитивно в ряде теорий — из эмоционального настроя говорящего, его глубинных психологических предпочтений, проясненных методами когнитивной психологии «рациональных желаний» и т.д. Но сами нормативные суждения являются прескриптивными, т.е. предписывающими, модальными, и потому не подлежащими теоретическому анализу с точки зрения проверки их на истинность или ложь. Вопрос об истине моральных суждений, действительно, в разной степени стоит в области описательной и нормативной этики. Если в области описания нравов понятие истины как соответствия наших знаний реальности работает, то в области нормативной дело обстоит гораздо сложнее. Логически нормы, несомненно, относятся к суждениям прескриптивного типа. Это означает, что они сходны с командами и, в таком случае, логическое понятие истины к ним действительно неприменимо. Однако, несмотря на то, что нормы морали представляют некоторую искусственную реальность, которая до их утверждения не имела место в природе, которая не является просто отражением какой-то другой реальности, они все же не являются произвольными. Соответственно, исходные основания должного могут быть рассмотрены в широком социальном контексте, то есть мораль может быть обоснована не только в смысле ее непротиворечивого изложения, но и в плане ее выведения из определенной внеморальной реальности. Тогда нормы определенной морали могут быть оценены с точки зрения истины, как соответствующие или не соответствующие данной реальности. Например, — соответствующие или не соответствующие условиям достижения человеческого счастья, в этом смысле — истинные или ложные. Наличие нормативного уровня этической теории требует поставить вопросы о трансляции принятых норм поведения от сознания одних общественных субъектов к сознанию других. Например, от старшего поколения к младшему, от коллективного мнения к индивидуальному сознанию. Это связано с вопросом о пропаганде нравственных истин, о так называемом морализаторстве. Нравственная проповедь, вообще говоря, представляет собой неотъемлемый элемент любой системы морали. Через нее этическая теория находит выход в практику. Позитивная функция нравственной проповеди заключается в ее влиянии на нравственные установки отдельных людей, в том числе на подсознательном, эмоциональном уровне, что важно для обеспечения практической действенности морали. Но когда в обществе происходит сильное рассогласование между официальной идеологией и реальными мотивами деятельности людей, нравственная проповедь превращается в морализаторство, т.е. в процесс формального провозглашения некоторых нравственных истин, в действительности не доходящих до реальных мотивов поведения людей. Такая проповедь способна породить лишь озлобление и даже вызвать желание поступать противоположным от провозглашаемых требований образом. В свое время была высказана мысль о том, что в социалистическом обществе морализаторство является оправданным, так как сама нравственная теория развивается в нем на базе объективного познания действительных закономерностей общественного развития. Этот вывод был весьма показательным в плане общих представлений о соотношении идеологии и философии, характерных для эпохи социализма. Буржуазная идеология изображалась иллюзорным, ложным сознанием, в то время как пролетарская провозглашалась истинным. Основанием для такого утверждения был тезис, согласно которому рабочий класс заинтересован в подлинном познании общества, в связи с изучением путей его революционного преобразования. Но за подобным взглядом стояла великая иллюзия о том, что общество можно до конца познать, что можно изучить логику развития производственных отношений и на этой основе полностью упорядочить действия людей в связи с объективными тенденциями их развития. Преимущество морали и других способов духовного и практического освоения мира перед его научным постижением состоит в том, что в них обеспечивается возможность приспособиться к такой реальности, которую нельзя до конца познать.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.234.50 (0.013 с.) |