Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема № 2. Этика и философия бизнеса: проблемы и развитиеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Особым проявлением профессиональной этики выступает экономическая этика («деловая этика», «этика бизнеса»). Экономическая этика – наука древняя. Ее начало положено Аристотелем в произведениях «Этика», «Никомахова этика», «Политика». Аристотель не отделяет экономику от экономической этики. Он советует своему сыну Никомаху заниматься только производством благ. Его принципы нашли развитие в идеях и концепциях католических и протестантских теологов, которые в течение длительного времени напряженно размышляли над проблемами этики бизнеса. Одной из первых этико-экономических концепций была концепция Генри Форда, одного из основателей автомобильной промышленности США. Он считал, что счастье и благосостояние добываются только честной работой и что в этом заключается этический здравый смысл, суть фордовской экономической этики заключена в мысли о том, что произведенный продукт не просто реализованная «деловая теория», а «нечто большее» - теория, цель которой создать из мира вещей источник радости. Сила и машина, деньги и имущество полезны лишь постольку, поскольку они способствуют жизненной свободе. Эти экономические установки Г. Форда имеют практическое значение и в настоящее время. Экономическая этика – это совокупность норм поведения предпринимателя, требования, предъявляемые культурным обществом к его стилю работы, характеру общения между участниками бизнеса, их социальному облику. Экономическая этика включает в себя деловой этикет, который формируется под влиянием традиций и определенных сложившихся исторических условий конкретной страны. Основными постулатами этического кодекса предпринимателя являются следующие: он убежден в полезности своего труда не только для себя, но и для других, для общества в целом; исходит из того, что люди, окружающие его, хотят и умеют работать; верит в бизнес, расценивает его как привлекательное творчество; признает необходимость конкуренции, но понимает и необходимость сотрудничества; уважает любую собственность, общественные движения, уважает профессионализм и компетентность, законы; ценит образование, науку и технику. Эти основные принципы этики делового человека могут быть конкретизированы применительно к различным сферам его профессиональной деятельности. Для России проблемы экономической этики приобретают большое значение. Это объясняется стремительным формированием рыночных отношений в нашей стране. Основные концепции в этике бизнеса. Религия и бизнес В этике бизнеса сложились четыре основных подхода к моральным проблемам бизнеса, опирающихся на четыре этических направления. Первое из них основано на религиозной этике. В его основе лежит ориентация на абсолютные нравственные ценности, берущие свое начало в иудео-христианской традиции: “Не лги”, “Не укради”, “Не лжесвидетельствуй против ближнего своего” и др. Хорошо известно, что первые предприниматели были весьма религиозными людьми. Как показал М. Вебер, именно религиозные особенности протестантизма привели в Новое время к бурному развитию капиталистических отношений. Хотя при решении любых моральных проблем человек с необходимостью должен опираться на некоторые абсолютные нравственные ценности, все же прямое использование религиозной этики в бизнесе имеет определенные ограничения. Во-первых, глобализация современного бизнеса приводит к тому, что агентами деловых отношений становятся люди, принадлежащие к различным религиозным традициям: христианству, иудаизму, исламу, буддизму, конфуцианству и т. д. Более того, в значительной степени современная культура является светской по своему характеру. Во-вторых, абсолютные нравственные ценности мало что могут дать человеку в ситуации конкретного нравственного выбора. Для этого бизнесмен, даже и опирающийся на религиозные нравственные ценности, нуждается в некотором этическом инструментарии, который мог бы помочь ему проанализировать и решить сложнейшие проблемы современной предпринимательской практики. Другие три подхода в этике бизнеса опираются на три различные этические традиции — утилитаризм, деонтическую этику (этику долга) и этику справедливости. Разумеется, влияние религиозного сознания на экономическое поведение нельзя преуменьшать. Религиозные основания поведения человека, в том числе и в бизнесе, превратившись в культурную традицию, проявляются даже тогда, когда человек не задумывается о корнях своих предпочтений и пристрастий. Не случайно поэтому в настоящее время бурно развивается область менеджмента, изучающая культурную специфику поведения в разных странах. Именно поэтому авторы сочли необходимым отдельно проанализировать такого рода основания экономического поведения в России. Ниже в кратком изложении отражены основные моменты полемики различных подходов в этике бизнеса, представленные в работах американских ученых М. Валаскеса, Дж. Ролза, Л. Нэш и некоторых других. Одной из самых влиятельных в этике бизнеса является теория утилитаризма. Основателем теории традиционного утилитаризма считают Иеремию Бентама (1748—1832). В своих трудах Бентам разрабатывал методику поиска объективных критериев измерения ценностей, которая должна была обеспечить возможность простого и удовлетворительного с экономической точки зрения определения адекватности социальной политики и общественного законодательства. По его мнению, наиболее эффективными критериями могли служить степень соответствия образа действия и существующих законов и степень полезности и вредности деятельности (по данным оценки ее последствий). Какое-либо действие является правомерным с этической точки зрения в том, и только в том случае, если суммарный полезный эффект этого действия превышает суммарный полезный эффект любого другого действия, которое могло бы быть совершено вместо действия первого. Таким образом, принцип утилитаризма предполагает наличие возможности количественного измерения благ, производимых путем совершения действий, возможность их суммирования, а также вычисления разности между количеством благ и количеством отрицательных результатов, а значит — и возможность определить, какое из действий даст максимальную чистую прибыль или минимальные абсолютные расходы. Следовательно, на базе данного принципа можно осуществить количественное измерение всех видов прибыли и расходов и, пользуясь некоей общей численной шкалой, реализовать сложение или вычитание определенных значений искомых показателей. Например, уровень степени удовлетворенности рабочих состоянием среды, в которой реализуется трудовой процесс, может быть оценен величиной, равной 500 ед. (позитивным) полезности, тогда как соответствующий отрицательный эффект (счет из банка, присланный в следующем месяце) будет равен 700 ед. (негативным). Таким образом, общий итог описанной акции, направленной на улучшение состояния среды, в которой трудятся рабочие, составит 200 ед. (негативных) полезности. Если принцип утилитаризма гласит, что данное конкретное действие является правомерным, поскольку отличается более высокой полезностью, чем любой другой соответствующий акт, то это вовсе не значит, что правомерным является такое действие, которое приносит максимум пользы лицу, его совершающему. Более верным является, скорее, следующее утверждение: правомерно такое действие, которое приносит максимум пользы всем тем лицам, которые оказываются в сфере действия результатов акции (в том числе человеку, совершающему данную акцию). Деонтическая этика И все же теория утилитаризма оказывается малоэффективной и неадекватной в ситуациях, требующих анализа с позиций права. С понятием права приходится сталкиваться каждому бизнесмену. Термин “право” используется для описания нормированного отношения человека к чему-либо. Индивидуум обладает правом, если он правомочен действовать определенным образом или вступать с кем-либо в некие отношения. Право является мощным инструментом социальной регуляции, и его назначение состоит в том, чтобы обеспечивать для индивида возможность свободного выбора цели или рода деятельности и гарантировать этот выбор, защищая его. Наиболее важным среди различного рода прав являются так называемые моральные права (или права человека). Это права, которыми обладают все люди только потому, что они являются людьми. Моральные права имеют три особенности. 1. Они тесно связаны с обязанностями. Если я имею моральное право делать что-то (или обладать чем-то, или стремиться к чему-либо), то другие люди имеют моральную обязанность не мешать мне делать это (а иногда — в лице государства — даже содействовать мне). 2. Моральные права обеспечивают возможность индивидуального автономного и равноправного выбора цели. Признать, что данное лицо обладает моральным правом, — значит признать, что существует область, в которой это лицо не подчиняется моим желаниям и его интересы не подчиняются моим интересам, т. Е. существует область, в которой отдельные лица существуют как равные и автономные. 3. Моральные права образуют базу для оправдания образа действий одних лиц и для защиты и помощи другим лицам. Если я имею моральное право, то мои действия морально оправданны. Более того, если я имею моральное право делать что-либо, то это означает, что действия других лиц, направленные на то, чтобы мешать мне, не являются оправданными. Напротив, могут считаться оправданными действия других лиц, направленные на ограничение деятельности лиц, препятствующих мне в моем стремлении к реализации моего права. Указанные три характеристики, присущие моральным правам, дают возможность использовать последние для суждений, весьма существенно отличающихся от выводимых на базе стандартных норм утилитаризма. Этика справедливости. Третий подход к проблемам деловой жизни связан с использованием в анализе бизнеса категории справедливости. В отличие от этики утилитаризма и деонтической этики область применения этики справедливости существенно сужена. Последняя включает в основном проблемы, связанные с отношениями бизнеса и общества в целом, и не касается, например, проблем отношений между корпорациями. Очевидно также, что стандарты справедливости не могут стоять выше моральных прав отдельной личности. Сама справедливость основана на моральных правах индивидов. Этика справедливости исходит из положения, что люди по своей природе являются общественными существами, которые должны жить в обществе и создавать социальные структуры для поддержания его функционирования. Основные ценности для ее представителей — человеческое равенство и справедливость как его выражение. Вследствие этого моральным долгом, как он понимается в этике справедливости, является подчинение закону, который должен быть одинаков для всех, принятие справедливых законов, отсутствие дискриминации и привилегий. Сложность, однако, состоит в том, что существует несколько отличающихся друг от друга представлений о справедливости. Приведем лишь самые распространенные подходы к данной проблеме. I. Эгалитаризм. Согласно теории эгалитаризма (от фр. egalite — равенство), между людьми нет никаких различий, которые могли бы оправдать возможность неравного к ним отношения. Согласно этой теории, блага и тяготы должны распределяться между людьми по следующему принципу: “Каждый человек должен получать равную долю тягот и благ”. Эгалитаристы полагают, что все люди равны в принципе, а поэтому каждый человек в равной мере претендует на блага общественного достояния. Следовательно, считают они, распределение благ должно производиться равномерно. II. “Капиталистическая” справедливость — распределение благ должно осуществляться с учетом индивидуального вклада в общее дело группы (фирмы, общества, человечества). III. “Коммунистическая” справедливость — трудовые обязанности должны распределяться в соответствии со способностями, а блага — в соответствии с потребностями. IV. Концепция Д. Ролза, изложенная им в вышедшей в 1971 г. книге “Теория справедливости”. В ней американский ученый сформулировал свое понимание справедливости, основанное на следующих принципах: 1. каждый человек имеет равное право на наиболее широкие свободы, совместимые с аналогичными свободами других людей; 2. неравенство по социально-экономическим параметрам должно быть таким, чтобы: а) обеспечить максимум прибыли для наименее привилегированных лиц; б) учреждения и должностные лица, являющиеся носителями власти, были бы доступны в равной мере для каждого. Этика бизнеса как нравственная регуляция экономики. Нравственные нормы регулирующие поведение и отношения, возникающие в процессе деятельности в сфере бизнеса выполняют определенные функции, основными из которых можно считать следующее: Оценочная - дает возможность оценивать с точки зрения соответствия моральным нормам и принципам поведения и действия цели и задачи организации на рынке, ее устремление и намерение, избранные ею средства достижения целей и конечные результаты. Регулятивная - вытекает из потребности регулировать поведение и действия организаций в рыночных условиях в различных формальных и неформальных ситуациях, с тем, чтобы они органично вписывались в деятельность самой организации и соответствовали рыночным отношения. Организационная - служит улучшению организации, требуя от ее персонала творческого выполнения своих обязанностей и профессионального долга. Управляющая - служит средством управления поведения и действиями персонала в ходе процесса, в ходе совместной деятельности, в интересах дела. Мотивационная - служит средством формирования социального и профессионально одобряемых мотивов деятельности. Координирующая - обеспечивает сотрудничество всего персонала в процессе продвижения товара или услуг клиенту, основанная на социальной ответственности и доверии. Регламентирующая - направляет и обуславливает выбор организации целей методов и средств в работе с клиентом. Воспроизводственная - позволяет воспроизводить действия персонала и их отношений между собой и с клиентами, партнерами и конкурентами на основах морали и нравственности. Воспитательная - служит средством воспитания и совершенствования личности в организации всего персонала, а также клиентов организации, партнеров и конкурентов. Коммуникативная - служит средством коммуникации между персоналом, клиентами, партнерами, конкурентами. Оптимизирующая - способствует повышению эффективности и качество в совместной деятельности повышению статуса профессий предпринимателя, менеджера в обществе и уровня морали в их действиях и поступках на рынке. Стабилизирующая - способствует стабилизации отношений внутри организации с клиентами, партнерами, конкурентами. Рационализирующая - облегчает менеджеру выбор целей, методов и средств воздействия, выбор наиболее эффективного и приемлемого с точки зрения морали принятого решения. Превентивная - предохраняет, предостерегает менеджера от поступков и действий, наносящих вред клиенту и обществу. Прогностическая - позволяет прогнозировать действие и поведение на рынке организации и ее персонала. Разрешение противоречий способствуют устранению, разрешению и сглаживанию противоречий возникающих в процессе совместной деятельности. Информационная - приобщает весь персонал организации к системе совместных ценностей. Социальная - способствует созданию условий, благоприятных для осуществления в социальной ответственности. Социолизирующая - служит делу при общении организации. Этические отношения в бизнесе существуют в форме требований предъявляемых субъектами отношений друг другу в части выполнения обязанностей и долга нравственных принципов, лежащих в основе бизнеса и подчиняющих себе всю деятельность; моральных качеств, которыми должны обладать и актуализировать в работе предприниматели, менеджеры в процессе деятельности; постоянного их самоконтроля в сфере бизнеса. Этическое сознание предпринимателей, менеджеров представляет собой отражение их социального бытия и деятельности возникающих в процессе рыночных отношений. Это сознание является субъективным отражением морали, представлений о должном поведении и действиях. Предприниматель, менеджер действует в ценностном ориентированном мире, где каждое действие, цель, мотив, средство достижения цели или даже намерение может получить оценку с точки зрения соответствия его моральным нормам, т.е. представлением общества или микросоциума о добре и зле. Можно выделить ряд нравственных принципов этики бизнеса. Причем, рассматривая содержание этих принципов, имеет смысл вести их поуровневое рассмотрение. Принцип справедливости. Первый его уровень связан с признанием равенства стартовых возможностей. В этом плане государство принимает самое активное участие в развитии бизнеса и предпринимательства, что проявляется в законодательной базе, создающей правовую основу развития бизнеса и предпринимательства. В Казахстане такая законодательная база была недостаточно продумана на первом этапе развития рыночных отношений, но, тем не менее, она способствовала проявлению инициативы в развитии предпринимательства. Этот уровень принципа справедливости проявляется также в создании равенства стартовых возможностей каждому получить образование. Система непрерывного образования это есть также забота государства, и то, что сегодня в системе высшего образования появилась система платного обучения, это тоже влияния государства на развитие образования. С одной стороны, мы можем сказать, что эта система появилась в связи с тем, что у государства отсутствовали средства на развитие бюджетной сферы, но тем не менее, приняв закон об образовании, государство определило границы развития платной системы образования в стране. Таким образом, через систему образования государство принимает участие в создании стартовых возможностей каждому гражданину общества. Раньше государство обеспечивало возможность каждому работнику в течение своей жизни пройти через так называемую систему повышения квалификации. Такая система повышения квалификации способствовала определенному развитию уровня производства. Сегодня созданы различные школы бизнеса, большая курсовая сеть, которая позволяет получить первичные навыки по организации и ведению своего бизнеса, получить основы маркетинга, рекламы, public relations, в сфере туризма, в правовой грамотности и так далее. Второй уровень нравственного принципа справедливости связан с признанием неравенства стартовых возможностей. Нужно сказать, что именно к этому уровню мы были не очень подготовлены, потому что очень долго в нашей стране был лозунг всеобщего равенства. Но мы все разные, у нас у всех разные способности, по разному складываются жизненные обстоятельства, поэтому психологически нам очень трудно было и остается признать этот уровень справедливости, но к сожалению такова диалектика жизни, что мы по разному достигаем своего жизненного успеха. И это сегодня аксиома жизни и, особенно, аксиома рыночных отношений. Принцип честности тоже будем рассматривать на двух уровнях. Первый уровень - быть честными со своими коллегами. Наверное, первое, в чем проявляется этот принцип - это принцип делегирования, на котором построена система управления в менеджменте. Плох тот руководитель, который боится или в недостаточной степени осуществляет делегирование своих полномочий. Искусство руководителя и состоит в том, чтоб таким образом построить систему управления в своей организации, чтобы каждый четко знал, за что он отвечает, какие самостоятельные решения, а главное, как он может их принять. Принцип честности в конкретном коллективе проявляется через ту организационную культуру, которая существует в этой фирме, те традиции, которые существуют в этой фирме. Далее это, конечно же, системы стимулирования труда. Насколько процесс стимулирования труда затрагивает интересы каждого, кто работает в этой фирме? Это тоже есть процесс реализации принципа честности со своими коллегами внутри фирмы. Это те привилегии, которые существуют в данном коллективе. Сегодня во многих фирмах разрабатываются кодексы чести фирм. Заглянув в такой кодекс, можно четко оценить: насколько реализован принцип честности данного предприятия и, в том числе, честности с коллегами именно в своем коллективе. Принцип честности с коллегами и партнерами проявляется в подходах к решению этических проблем: с точки зрения пользы; с точки зрения прав; с точки зрения справедливости; с точки зрения общественного блага; с точки зрения добродетелей (черт или свойств характера, которые побуждают к совершенству). Второй уровень принципа честности - это быть честными со своими клиентами, партнерами, конкурентами. И сегодня уже очень многие предприниматели, менеджеры поняли, что быть честным сегодня выгодно. Этому аспекту принципа честности в бизнесе в нашей стране крупно не повезло, потому что мы очень долгие годы думали одно, делали другое, говорили третье. Принцип прайвеси (privacy) - признание за личностью права на ограждение себя от ненужных контактов. Первый уровень принципа прайвеси - это психологическое прайвеси. Для менеджеров очень важно знать проблемы своих подчиненных не только производственные, но и личные. Но как же сделать так, чтобы мои подчиненные мне могли доверить свои личные проблемы. Конечно, менеджер должен пользоваться авторитетом у своих подчиненных и доверием, потому что для моего подчиненного очень важно, чтобы проблема, возможно, сугубо личная, с которой он пришел ко мне, навсегда осталась только между нами. Если менеджер нарушил это правило, то очень скоро весь коллектив будет знать, что этому руководителю не следует доверять свои проблемы сугубо личного характера. Следующий уровень прайвеси - это физическое прайвеси. С физическим прайвеси нам также очень не повезло. Оно нарушается у нас очень часто - от поведения на улице и в транспорте до бандитского рэкета в бизнесе. В целом, можно говорить о социальном прайвеси, т. е. соотнесении своих возможностей с возможностями общества, осознании своего собственного прайвеси и прайвеси своих подчиненных, прайвеси своих клиентов, партнеров и конкурентов. Принцип гендерного взаимодействия. Проблема отношения полов очень актуальна в современном менеджменте. Сегодня в бизнесе очень серьезно обсуждается проблема деловой женщины. По некоторым опросам более 84% деловых мужчин мира сказали, что они не хотели бы работать под руководством деловых женщин. Деловые мужчины отметили, что женщина не склонна к поиску и инициативе, что деловая женщина через три-четыре года становится неинтересной как руководитель по принятию своих решений: начинают срабатывать стереотипы в принятии решений. Кроме того, деловые мужчины отметили, что им очень часто кажется, что многие руководители - женщины заняли свое кресло, свое место благодаря определенным сексуальным посягательствам на мужчин. Женщинам (не без оснований) кажется, что в жизни ситуация сказывается диаметрально противоположно, но оказывается, что и мужчины думают подобным образом.
Тестовые задания для самопроверки по теме № 2 «Этика и философия бизнеса: проблемы и развитие» 1. Этика и мораль соотносятся между собой как: A. наука и предмет изучения B. теория и практика C. правило и поступок D. они никак не соотносятся E. мысль и слово 2. Укажите одну из основных концепций в этике бизнеса: A. антропологическая B. позитивистская C. биологическая D. религиозная E. натуралистическая 3. Какие четыре основных подхода существуют к моральным проблемам бизнеса? A. религиозный, теория утилитаризма, деонтический, этика справедливости B. натуралистический, биологический, социологический, антропологический C. религиозный, атеистический, дуалистический, синтетический D. теория утилитаризма, этика справедливости, позитивистский, сциентический E. антропологический, онтологический, деонтический, религиозный 4. Представители, какой теории полагают, что все люди равны в принципе, а поэтому каждый человек в равной мере претендует на блага общественного достояния. Следовательно, считают они, распределение благ должно производиться равномерно: A. эгалитаризма B. «капиталистической» справедливости C. «коммунистической» справедливости D. сторонники теории Д. Ролза E. нет сторонников такой теории 5. Распределение благ должно осуществляться с учетом индивидуального вклада в общее дело группы (фирмы, общества, человечества) – так считают сторонники теории: A. эгалитаризма B. «капиталистической» справедливости C. «коммунистической» справедливости D. сторонники теории Д. Ролза E. нет сторонников такой теории 6. Трудовые обязанности должны распределяться в соответствии со способностями, а блага — в соответствии с потребностями – так считают сторонники теории: A. эгалитаризма B. «капиталистической» справедливости C. «коммунистической» справедливости D. сторонники теории Д. Ролза E. нет сторонников такой теории 7. Какие факторы оказывают наибольшее влияние на политическую среду ведения бизнеса? A. законы и нормативные акты, принимаемые на любом уровне государственной власти B. изменения в налоговом законодательстве C. гражданские войны, террористические акты, похищение иностранных предпринимателей D. политические риски (потеря собственности, операционные, трансфертные риски) E. нет таких факторов 8. Совокупность норм поведения предпринимателя, требования, предъявляемые культурным обществом к его стилю работы, характеру общения между участниками бизнеса, их социальному облику – это: A. экономическая этика B. юридическая этика C. этика справедливости D. деонтическая этика E. экологическая этика 9. Что означает принцип прайвеси в этике бизнеса? A. признание за личностью права на ограждение себя от ненужных контактов B. законы и нормативные акты, принимаемые на любом уровне государственной власти C. это те привилегии, которые существуют в данном коллективе D. принцип справедливости E. «коммунистическая» справедливость 10. Одна из функций нравственных норм регулирующих поведение и отношения, возникающие в процессе деятельности в сфере бизнеса, а именно предохраняющая, предостерегающая менеджера от поступков и действий, наносящих вред клиенту и обществу: A. информационная B. прогностическая C. превентивная D. организационная E. оценочная
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЛОСОФИЯ» МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ Семинарские занятия — одна из важнейших форм учебного процесса по курсу философии. На семинары выносятся узловые, наиболее важные и сложные вопросы, без знания которых ориентироваться в данной дисциплине невозможно. Поэтому главным условием усвоения курса является тщательная подготовка студента к каждому семинару. Подготовку к семинарскому занятию следует вести в следующем порядке: 1. Внимательно ознакомиться с планом семинара, списком рекомендованной литературы, темами докладов и рефератов, вопросами, предложенными для дискуссий. 2. Прочитать конспект лекции по теме семинарского занятия, отмечая карандашом материал, необходимый для освоения поставленных вопросов. 3. Важнейшим этапом работы при подготовке к семинарскому занятию является изучение рекомендованной к каждой теме литературы. При работе над рекомендованными источниками и литературой необходимо помнить, что здесь недостаточно ограничиваться лишь беглым ознакомлением или просмотром текста. Вот несколько конкретных рекомендаций, касающихся организации работы с текстом: а) внимательно прочтите текст, возвращаясь к отдельным положениям, выделяя непонятное. Снимите неясности, используя словари, справочную литературу; б) разделите текст на законченные в смысловом отношении части. Анализируя каждую из них, попытайтесь выделить основные положения, идеи автора, а также его аргументацию. Раскройте связи теоретических положений и конкретных фактов, определяя ту их совокупность, которая послужила основой для сделанного вывода; в) еще раз просмотрите весь текст, установите логическиесвязимежду выделенными частями, составьте структурный план. 4. На основе изученных источников и литературы необходимо подготовить тезисы или конспект, оформив соответствующиезаписи в тетради. В тезисной форме может быть подготовлено устное выступление на семинаре. Основой тезисов является план выступления, но в отличие от него в тезисах фиксируется не просто последовательность рассматриваемых вопросов, но и в краткой форме раскрываетсяих основное содержание. Наиболее трудоемкой, но совершенно необходимой, частью подготовки к семинару является конспектирование. Конспективная форма записи требует не только фиксации наиболее важных положений источника, но и приведения необходимых рассуждений, доказательств. Нередко в конспект включают и собственные замечания, размышления, оставляемые, как правило, на полях. Конспект составляется в следующей последовательности: а) после ознакомления с произведением составляется его план, записывается название источника, указывается автор, место и год издания работы; б) конспективная запись разделяется на части в соответствии с пунктами плана. Каждая часть должна содержать изложение какого-либо положения, а также его аргументацию. В ходе работы подчеркивается наиболее существенное, делаются пометки на полях. 5. К семинарскому занятию могут быть рекомендованы темы докладов и рефератов. Подготовку доклада следует начинать с составления плана, подбора необходимого для выбранной темы материала. При подготовке доклада используется самая разнообразная литература: непосредственно первоисточники, хрестоматии, научные и научно-популярные книги, публикации в периодических журналах, таких как, «Вопросы философии», различных Вестниках (серия «Философия») и др. При написании рефератов рекомендуется использовать методические указания по выполнению и оформлению реферата, разработанные преподавателями кафедры (которая будет описана ниже). 6. На семинарских занятиях студент должен: а) принимать активное участие в обсуждении вопросов семинара; б) внимательно следить за выступлениями; в) уметь вести полемику с оппонентами. Успешное усвоение курса позволит студентам заниматься научно-исследовательской работой и принимать активное участие в проводимой ежегодно в университете студенческой научной конференции, олимпиадах по философии, в конкурсе студенческих рефератов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 789; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.14.104 (0.02 с.) |