Глава 1. Этика как наука о человеческих нравах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Этика как наука о человеческих нравах



ВОЛГОГРАДСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Евдокимцев Д.В.

Этика и культура управления

 

Деловой этикет

 

Учебно-методическое пособие

 

Волгоград


ББК

 

Рецензент: канд. филос. наук А.И. Макаров

 

Евдокимцев Д.В.

Этика и культура управления. Деловой этикет. Волгоград, 2003. - 149 с.

 

Учебно-методическое пособие по дисциплинам «Этика и культура управления» и «Деловой этикет» предназначено для студентов экстерната, обучающихся на дистанционной основе, и призвано сформировать у них представления о феномене морали, принципах профессиональной этики и правилах этикета в современном управлении. Рассмотрение проблем, связанных с состоянием нравов в обществе, в профессиональных макро- и микросообществах на государственной службе и в деловой сфере затрагивает различные направления гуманитарного знания в области этики, культурологии, социологии, права и менеджмента. Цели и задачи дисциплин «Этика и культура управления» и «Деловой этикет» заключаются в том, чтобы способствовать углубленному пониманию значимости профессионально-этического и социально-психологического климата в трудовом коллективе, выработать способы диагностики профессионально-этических отклонений и меры по культивированию оптимальных стандартов профессиональной деятельности.

Пособие написано в соответствии с учебной программой, разработанной автором по специальности «Государственное и муниципальное управление».

 

© Волгоградская академия государственной службы, 2003


Содержание

Введение

Рекомендации по работе с пособием

Часть I. Этика и культура управления

Глава 1. Этика как наука о человеческих нравах

 

Тема 1. Феномен морали: принципы исследования, истоки и функции

1.1. Определение морали, предмет и методы этики

1.2. Особенности человеческой природы и нравственный характер существования человека

1.3. Проблемы происхождения морали

1.4. Функции нравственности

Тема 2. Сущность и система моральной регуляции

2.1. Сущность моральной регуляции

2.2. Система моральной регуляции

Тема 3. Основные этические категории и учения

3.1. Этические категории

3.2. Этические учения

Основные выводы

Глоссарий к главе 1

Глава 2. Профессиональная этика государственного служащего

 

Тема 4. Чиновничество как носитель профессиональной субкультуры

4.1. Понятия профессиональной этики и профессиональной деонтологии

4.2. Государственные служащие как носители профессиональной субкультуры

Тема 5. Менталитет, корпоративная культура и служебная этика чиновничества в ретроспективе российской истории

5.1. Служилое сословие на Руси до XVII века

5.2. Российская госслужба в XVII-XVIII вв.

5.3. Государственная служба в XIX в.

5.4. Госслужба в советский период

5.5. Госслужба в новой России

Тема 6. Профессионально-этические представления субкультуры российских госслужащих, их имидж в общественном восприятии

6.1. Профессионально-этические представления субкультуры российских государственных служащих

6.2. Имидж российской госслужбы в общественном восприятии

Тема 7. Диагностика профессионально-нравственных проблем деятельности госслужащих и способы этической регламентации их труда

7.1. Диагностика профессионально-нравственных проблем деятельности госслужащих

7.2. Способы и формы этической регламентации деятельности чиновников

7.3. Зарубежный опыт этического регулирования поведения госслужащих

Основные выводы

Глоссарий к главе 2

Глава 3. Деловая этика

 

Тема 8. Деловое сообщество как носитель профессиональной субкультуры

Тема 9. Менталитет, корпоративная культура и этика делового сообщества в ретроспективе российской истории

9.1. Деловая этика на Руси до XV в.

9.2. Деловая этика на Руси XV-XVII вв.

9.3. Деловая этика в России XVIII-XIX вв.

9.4. Деловая этика в советский период

Тема 1О. Профессионально-этические представления субкультуры современного делового сообщества. Диагностика нравственных проблем предпринимательской деятельности и способы этической регламентации ведения бизнеса

10.1. Деловая этика современного российского предпринимательства

10.2. Диагностика профессионально-нравственных проблем предпринимательской деятельности

10.3. Способы и формы этической регламентации ведения бизнеса

Тема 11. Опыт развития бизнес-этики за рубежом

11.1. Проблема коррупции

11.2. Отношения бизнеса с государственной и муниципальной властью

11.3. Взаимоотношения внутри бизнеса

11.4. Ответственность бизнеса перед обществом

11.5. Этика отношений работодателя и работника

Основные выводы

Глоссарий к главе 3

 

Часть II. Деловой этикет

Глава 1. Основы делового этикета и протокола

Тема 1. Этикет как феномен культуры, его истоки, функции и принципы

1.1. Истоки этикета

1.2. Функции этикета

1.3. Принципы этикета

Тема 2. Стили управления и основные стандарты этикета служебного взаимодействия

2.1. Стили управления

2.2. Общие этикетные нормы поведения руководителя и подчинённого в ситуациях служебного взаимодействия

Представление

Приветствие

Обращение

Распоряжение

Наказание

Поощрение

Общение с подчинёнными

Совещание

Увольнение

Степень лояльности сотрудника

Дарение подарков

Тема 3. Этикетные требования к внешнему облику делового человека

3.1. Структурные элементы имиджа

3.2. Нормы этикета в одежде и внешнем облике мужчины

3.3. Нормы этикета в одежде и внешнем облике женщины

Тема 4. Речевой этикет в деловом общении

4.1. Культура речи и языковая норма

4.2. Правила общения через переводчика

4.3. Административный речевой этикет и культура письменной речи

4.4. Этикетные требования к деловой переписке

4.5. Этикетные требования к визитным карточкам

4.6. Этикет телефонного общения

Тема 5. Протокол официальных процессий и церемоний

5.1. Протокольные требования к участникам официальных процессий и церемоний

5.2. Рассадка по автомобилям в соответствии с протоколом

5.3. Встреча делового партнёра во время визита вежливости

5.4. Протокольные правила рассадки за столом переговоров

Основные выводы

Глоссарий к главе 1

 

Вопросы к зачёту по дисциплине «Этика и культура управления»

Вопросы к зачёту по дисциплине «Деловой этикет»

Ключ (ответы на Контрольные задания для самопроверки)

 


Введение

 

Учебно-методическое пособие по дисциплинам «Этика и культура управления» и «Деловой этикет» предназначено для студентов экстерната, обучающихся на дистанционной основе, и призвано сформировать у них представления о феномене морали, принципах профессиональной этики и правилах этикета в современном управлении. Рассмотрение проблем, связанных с состоянием нравов в обществе, в профессиональных макро- и микросообществах на государственной службе и в деловой сфере затрагивает различные направления гуманитарного знания в области этики, культурологии, социологии, права и менеджмента. Цели и задачи дисциплин «Этика и культура управления» и «Деловой этикет» заключаются в том, чтобы способствовать углубленному пониманию значимости профессионально-этического и социально-психологического климата в трудовом коллективе, выработать способы диагностики профессионально-этических отклонений и меры по культивированию высоких стандартов профессиональной деятельности. Темы учебных программ по вышеуказанным дисциплинам полностью совпадают с рубриками оглавления.

Содержание дисциплины «Этика и культура управления», которой посвящена первая часть учебно-методического пособия, образует широкий комплекс разделов и тем. Первая глава «Этика как наука» состоит из рубрик, освещающих предмет и методы этики, особенности человеческой природы и этическое измерение существования человека, сущность моральной регуляции, проблемы происхождения морали, функции нравственности, систему моральной регуляции, её понятийно-символические формы, основные этические категории и учения.

Вторая глава «Профессиональная этика государственного служащего» разделяется на такие компоненты как введение в профессиональную этику государственной службы, чиновничество как носитель профессиональной субкультуры; менталитет, корпоративная культура и служебная этика чиновничества в ретроспективе российской истории, профессионально-этические представления субкультуры государственных служащих современной России, имидж отечественной госслужбы в общественном восприятии, диагностика профессионально-этических проблем государственной службы, способы и формы этической регламентации деятельности госслужащих, зарубежный опыт моральной регуляции государственной службы.

Третья глава «Деловая этика» представлена рубриками: введение в деловую этику, бизнес-сообщество как профессиональная субкультура; менталитет, корпоративная культура и трудовая этика делового сообщества в ретроспективе российской истории, профессионально-этические представления субкультуры современного делового сообщества, имидж отечественного делового сообщества, диагностика профессионально-нравственных проблем ведения бизнеса, способы и формы этической регламентации предпринимательской деятельности, опыт развития бизнес-этики за рубежом.

Содержание дисциплины «Деловой этикет», которой посвящена вторая часть пособия, включает в себя ряд таких теоретических и практических аспектов, таких как истоки, функции и принципы этикета, стили управления и основные стандарты этикета служебного взаимодействия, этикетные требования к внешнему облику делового человека, речевой этикет, протокол официальных процессий и церемоний.

Приобретение и последующая реализация этих знаний в процессе профессиональной деятельности менеджера должны повысить эффективность управления персоналом, раскрыть его внутренние резервы, улучшить координацию усилий коллектива, укрепить морально-психологическую атмосферу в управляемой организации. Нравственная культура государственных и муниципальных служащих и бизнесменов, их знание делового этикета, привычка следовать этикетным правилам является в современных условиях одним из критериев их профессионализма, важным фактором авторитета служащих и деловых людей, а также государственной, муниципальной службы и делового сообщества в целом.


Рекомендации по работе с пособием

 

Специфика данного учебно-методического пособия заключается в том, что в его основу положен синтез самых разных направлений гуманитарного знания: этики, культурологии, истории, социологии, психологии, экономики, права, менеджмента. Это объясняется многоплановостью феномена субкультуры профессионального сообщества, сложностью применяемых исследовательских подходов. Поэтому хочется надеяться, что студенты, использующие пособие, учтут эти особенности учебного материала и уделят достаточное внимание всем вышеуказанным аспектам рассматриваемых проблем.

Для успешного изучения материала студентам рекомендуется придерживаться следующих правил работы с пособием. Вначале следует детально ознакомиться с содержанием лекции. Затем важно закрепить полученные знания, ответив на вопросы для самоконтроля, помещённые в конце каждой темы. Для того, чтобы проверить правильность понимания содержания лекции, необходимо выполнить контрольные задания, правильные ответы на которые находятся в конце пособия. Прояснить ключевые понятия, используемые в тексте, можно обратившись к глоссарию, составленному к данной теме и расположенному в конце главы. По завершении знакомства с содержанием главы важно внимательно прочитать резюме (выводы), в котором в лаконичной форме отражены главные идеи этого раздела. Для формирования более углубленных представлений об изучаемых явлениях следует воспользоваться списком дополнительной литературы, в которой можно найти расширенные сведения по данной проблематике.


Вопросы для самоконтроля

 

1. Какие реалии человеческой жизни означают понятия «мораль», «нравственность», «этос» и как с этой сферой культуры связано понятие «этика»?

2. Какие основные научные подходы используются в этике для исследования феномена человеческих нравов?

3. В чём заключаются уникальные особенности человеческой природы, обусловившие возникновение нравственности?

4. Каковы основные гипотезы происхождения морали?

5. К каким функциям можно свести роль морали в системе человеческой культуры?

 

Формирование искусственных систем координат и моделей поведения оказывается возможным благодаря способности человека к символическому кодированию мира. Рассмотрим, какую роль играют в этом процессе символы и знаки.

Символ – (с греч. – примета) материальный, чувственный объект, под влиянием сознательной человеческой деятельности становящийся выразителем культурного содержания (смысла, значения, информации). В орбите человеческой культуры символы действуют как шифры, в которых закодирован разносторонний социальный опыт людей. При этом важно указать на сходство и различия между символом и знаком: знак – это код, отсылающий нас к простому, единственно возможному, конкретному содержанию, смыслу или информации, тогда как символ является сложным, многоплановым «шифром», несущим в себе неограниченное множество смыслов, образов и значений. Символы и знаки как сверхчувственные мировоззренческие конструкции общественного сознания образуют своеобразную искусственную «призму», «матрицу» этических стереотипов, «систему координат» нравственной культуры людей.

К числу важнейших элементов нравственной «призмы» следует отнести архетипы (с греч. прообраз) – психические прообразы, глубинные мотивационные структуры инстинктов, психики людей. Это своеобразные психические схемы, алгоритмы, модели и образцы инстинктивного поведения людей. Архетипы трактуются Юнгом как архаические образы и переживания и рассматриваются как первичные формы адаптации человека к окружающему миру. По мнению Юнга, бесконечное повторение типичных жизненных ситуаций и наиболее стандартных решений отпечатало этот опыт предшествующих поколений в психической конституции человека. Архетипы проявляются не в форме сознательных образов, которые заполнены каким-то содержанием, а в виде неосознаваемых личностью смутных программ поведения, предоставляющих возможность определённого типа воззрений и поступков. Архетипы представляют собой предшествующие личностному опыту, т.е. унаследованные формы душевных состояний и переживаний, которые существенно влияют на мироощущения людей. Если в жизни случается ситуация, которая соответствует архетипу, то он активизируется в психике человека, тогда наступает труднопреодолимое побуждение, которое нередко наподобие инстинктивной реакции может брать верх над рассудком и волей или вызывает внутренний психологический конфликт. Юнг полагал, что в архетипической форме проявились базовые, фундаментальные представления людей прошлых эпох о смысле жизни, половой идентичности, о замысле культуры, их отношение к смерти, понимание блага и средств и способов его достижения, отношение к богатству, власти и т.д.

Архетипы также могут косвенно выражаться в наиболее популярных народных сказках, пословицах, поговорках и анекдотах, своеобразно передающих коллективный опыт и социальную память общества. В нашем случае большой интерес представляет анализ архетипов, отражающих отношение людей к труду, благу и способам его достижения.

Следующей составной частью нравственного мировоззрения людей являются нормы – повеления, предписания, определённые правила поведения, эталоны и образцы общепринятого действия. Нормы конкретны, они могут быть либо утверждающими («Делай, что должен»), либо запрещающими («В помещении курить запрещено»)[5].

Другим компонентом этических установлений выступают ценности – общие нравственные идеи, ориентиры (добро, справедливость, любовь, трудолюбие и т.д.), которые утверждаются в нормах. Ценности образны, эмоциональны, и обычно выстраиваются в соподчинённую, иерархическую структуру.

Значимым звеном системы моральных представлений являются идеалы. Идеал – «высшая ценность, привлекающая личность и выступающая высшей целью личностного развития»[6]. Идеалы могут быть абстрактны (например, «справедливость»), конкретны, если идеализируется реальное явление (например, «справедливость Петрова»), а так же могут быть персонифицированы («Петров»). Однако не случайно этические традиции призывают «не создавать себе кумиров», «ложных идолов» из числа конкретных современников, - ведь человек может ошибаться, изменяться, перестаёт быть привлекательным в этическом плане. Трагическим опытом идеализации политического лидера в 20 в. стал «культ личности», наиболее ярко проявившийся в национал-социалистической Германии и коммунистическом Советском Союзе. Пожалуй, исключительным примером идеализации личности может быть почитание религиозных наставников, пророков, учителей человечества (Конфуция, Будды, Христа, Магомета). Однако, здесь речь идёт об особенных сферах духовного опыта, который сформировался в прошлом и в котором внимание к этим нравственным авторитетам подчинено другим, более высшим, надындивидуальным, нравственным установкам. Абсолютный приоритет нравственности над внешней обрядностью, недопустимость авторитаризма и фанатизма в этических доктринах мировых религий хорошо понимают истинно верующие люди.

Другим элементом нравственной системы координат являются нравственные принципы – наиболее общие, абстрактные нравственные идеи, «универсальные этические формулы», обосновывающие критерии выбора правил поведения человека[7]. Воплощаются в афоризмах, лозунгах, правилах и инструкциях. Например, принцип прагматизма можно выразить в тезисе: «из различных вариантов поведения следует выбрать тот, который принесёт наиболее выгодные последствия для общества».

Духовный горизонт человеческого существования определяется таким этическим ориентиром как смысл жизни, представляющий собой «интегральное понимание человеком своего места и предназначения в мире»[8].

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Как в социальной практике действуют такие регулирующие механизмы как традиция, право, насилие?

2. В чём заключается сущность моральной регуляции в сравнении с другими институтами и факторами, регламентирующими поведение людей?

3. В каких реакциях нравственного сознания формируется моральный выбор личности?

4. Каким образом можно представить моральную регуляцию как систему элементов, образующих единое целое?

5. Какие ориентиры входят в систему моральной регуляции, в чём их отличия друг от друга?

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Какой социокультурный смысл содержат категории этики: «добро» и «зло», «любовь», «справедливость», «честь», «достоинство», «патриотизм»? Какие существуют вариации патриотизма?

2. Что означают такие этические формулы и учения как «золотое правило нравственности», принцип «золотой середины», «гуманизм», эвдемонизм, гедонизм?

3. В чём сущность этических программ прагматизма и утилитаризма?

4. Какие существуют в этике подходы в отношении к проблеме борьбы с социальным злом, к соотношению цели и средства?

5. Какие существуют концепции справедливости, в каких положениях заключается теория справедливости Роулса?

6. В каких основных точках зрения в рамках этики осмысливались моральные оценки государства и государственной власти?

 

 

Основные выводы

Этика – это философская теоретическая дисциплина, изучающая человеческие нравы (этос) и их высшие проявления (мораль, нравственность).

Истоки феномена нравственности коренятся в специфике человеческого существования, которое отличается от биологической жизни такими уникальными характеристиками как нахождение в аккумулирующей социальный опыт, искусственно созданной среде - культуре, развитие сознания, самосознания, свободы.

Существующие в современных представлениях версии возникновения морали сводятся к сверхъестественному происхождению (религия, идеализм, мистика), образованию в процессе эволюции форм жизни (холизм), формированию в результате развития некоторых инстинктов животных (натурализм), появлению вследствие подавления инстинктов и замены более сложными формами поведения (социальная антропология).

Сущность моральной регуляции, отличающая её от других факторов и исторически сложившихся регулирующих систем (традиция, право, насилие), заключается в высокой степени свободы этического субъекта, самоопределение которого совершается в системе этических представлений личности.

Система моральной регуляции представляет собой искусственно созданную понятийно-символическую систему координат общественного сознания, которую можно представить как сочетание архетипов, норм, ценностей, идеалов, принципов.

В процессе исторического развития нравственности сформировались основные категории этики (добро, зло, любовь, справедливость, свобода, честь, достоинство, патриотизм и др.) и этические учения («золотое правило нравственности», эвдемонизм, гедонизм, утилитаризм, прагматизм, представления о соотношении цели и средства, «буквы» закона и «духа» закона, о способах противодействия социальному злу, этические оценки государства и власти и т.д.).

 

Глоссарий к главе 1

 

Тема 1.

 

Антропологический эволюционизм – представление о характере и направленности трансформаций человеческой культуры, в том числе морали, при которых происходит изменение от простого к сложному.

Герменевтический подход – исследовательский приём, изучающий явление посредством интерпретации его явных и скрытых смысловых значений

Культура – совокупность искусственно созданных людьми средств, способов и результатов жизнедеятельности

Мораль – определение и характеристика нравов

Нравственность – синоним морали

Нравственный абсолютизм – представление о том, что нравственные нормы имеют абсолютный, сверхъестественный характер и источник возникновения («божественный», идеальный или мистический)

Редукционизм – методологический приём объяснения многопланового явления через один его аспект, признаваемый основным

Самосознание - способность к осмысленному отношению к своему собственному существованию

Свобода – мера независимости, неограниченности творческих возможностей личности по отношению к внешним обстоятельствам

Сознание – способность к осмысленному отношению к внешним процессам и явлениям

Структуралистский подход – исследовательский приём, заключающийся в обнаружении и описании матрицы (структуры) однотипных стереотипов и представлений, доминирующих в социальной группе.

Феноменологический подход – исследовательский приём, заключающийся в обнаружении и описании очевидных и скрытых явлений (феноменов)

Холизм – представление о целостном характере жизненных явлений в рамках космоса, вселенной, бытия и т.д.

Этос – с греч. «нрав»

Этика – наука о человеческих нравах, нравственности

 

Тема 2.

 

Архетип – психический прообраз, отражающий базовые, глубинные представления в коллективной психологии общества

Идеал – высшая ценность, привлекающая личность, выступающая целью личностного развития

Интуиция – не подверженное рефлексии, спонтанное восприятие явления или ситуации

Насилие – морально неоправданное применение силы по отношению к социальному субъекту, ущемляющее его достоинство и права.

Норма – конкретное правило, шаблон общепринятого действия

Право – исторически сложившаяся с возникновением института государства регулирующая система, в рамках которой нормы поведения чётко формализованы, зафиксированы в виде законов и обеспечиваются санкциями государства

Принцип нравственный – общая, рационально-абстрактная формулировка критерия выбора линии поведения

Рефлексия – интеллектуальная процедура осмысления явления или ситуации в сознании

Символ – представление общественного сознания, в котором материальный объект ассоциативно наделяется смысловым содержанием, таким как образ, знак, идея, понятие, отражающее социокультурный опыт людей, в частности в сфере морали.

Традиция – ранняя, сложившаяся ещё в догосударственных обществах регулирующая система, в рамках которой доминируют стандарты поведения, выработанные прошлыми поколениями

Ценность – общая нравственная идея, имеющая образно-эмоциональный характер

 

Тема 3.

 

Гедонизм – этическое учение, провозглашающее высшей целью достижение высших состояний удовольствия, наслаждения, жизненных радостей

Гуманизм – этическое учение, утверждающее человечность, человеколюбие, представление о безграничной нравственной и интеллектуальной мощи человека

Добро – образное обозначение явлений и процессов, утверждающих и возвышающих жизнь, общество, культуру

Долг – способность подчинять свои действия надындивидуальным ценностям (общественным, профессиональным)

Достоинство – признание высокого жизненного статуса человека, относящееся как к самому себе, так и к другим

зло – образное обозначение явлений и процессов, разрушающих и унижающих жизнь, общество, культуру

Любовь – высшая степень уважения к другой личности, жертвенность, милосердие, сострадание к кому-либо

Патриотизм – любовь к отечеству, его традициям, истории, людям

Прагматизм – этическое учение, провозглашающее главным критерием поведения действенность, эффективность, результативность

Свобода – мера независимости, неограниченности творческих возможностей личности перед внешними обстоятельствами

Справедливость – соответствие действия или явления общественным представлениям о правде, об адекватном распределении общественных благ

Утилитаризм – этическое учение, провозглашающее главным критерием поведения достижение максимальной пользы для максимального числа людей

Цинизм – пренебрежение общественными моральными нормами и соображениями

Честь – мера уважения к другому лицу или самоуважения к своему статусу

Эвдемонизм – этическое учение, признающее главной целью поведения человека достижение счастья как некоего гармоничного, благодатного состояния удовлетворения человеческих потребностей.


Вопросы для самоконтроля

1. В чём заключается специфика прикладной, в частности профессиональной этики?

2. Что такое «профессиональная деонтология»?

3. Что понимают под термином «субкультура»?

4. Как можно истолковать понятия «профессиональная субкультура», «корпоративная культура»?

5. Каковы основные критерии описания профессиональной субкультуры (корпоративной культуры профессионального сообщества)?

 

Формально в русской армии для продвижения по службе не существовало ограничений по национальному признаку, однако в действительности применялись секретные инструкции, регламентировавшие долю в составе воинской части военнослужащих из местного населения. В своих воспоминаниях А.И. Деникин писал, что в офицерской среде отсутствовали нетерпимость и предубеждения, которые проводились правительством. Все ограничения по национальным (вероисповедным) признакам были отменены сразу после Февральской революции.

Исторические реконструкции показывают, что «в каждой воинской части были суды чести, избиравшиеся офицерами данной части из наиболее достойных лиц. Суды чести были учреждены для «охранения достоинства военной службы и поддержания доблести офицерского звания». На них возлагалось рассмотрение проступков офицеров, связанных с нарушением этики, разбор ссор в офицерской среде и пр. Суд чести мог принять решение об оправдании офицера, о вынесении ему порицания или ходатайствовать перед командованием об отправлении провинившегося в отставку. Постановления суда чести являлись окончательными: никакая власть, никакой суд не могли отменить их или изменить. Таким правом обладал лишь император, но он им никогда не пользовался.

Суд чести мог посчитать необходимой дуэль для защиты доброго имени (своего, взятого под защиту лица, своей воинской части и т.д.). Командование почти в течение двух столетий относилось к поединкам между офицерами отрицательно. За них наказывали увольнением из армии, ссылкой в Сибирь и даже смертной казнью. Однако в 1884 г. дуэли были официально разрешены, определены их правила. Офицер, не выполнивший постановления суда о необходимости участия в дуэли, подлежал увольнению со службы»[34].

В основе офицерской идеологии и морали лежал мотив выполнения воинского долга перед Отечеством. Поведение большинства офицеров обуславливалось представлением о своей священной миссии самозабвенного служения Родине, а всякое явление в жизни общества рассматривалось ими «сквозь призму национальных задач и интересов России»[35].

Своеобразными были характерные для этой эпохи корпоративные черты во внешнем виде военнослужащих. Ранее уже упоминалось, что не только в армии, но и в обществе в целом процветал культ мундира. Отношение к военному мундиру в Росси всегда было очень уважительным. Мундир символизировал военную славу России, особую воинскую честь, чувства долга, товарищества, ответственности. Закон утверждал, что «все генералы, штаб- и обер-офицеры и нижние чины всех родов войск, равно как и все чиновники военного ведомства, должны носить усы». В 19 в. генералы и офицеры по желанию могли носить бороды, а с 1901 г. было разрешено носить усы, бороду и бакенбарды юнкерам[36].

5.4. Госслужба в советский период. С победой октябрьской революции большевистская власть приступила к осуществлению проекта нового общественного устройства, а вместе с ним и новой государственной машины, которая должна была быть построена на широчайшем самоуправлении трудящихся. Советская власть планировала разрушить до основания буржуазный государственный аппарат, в новый аппарат привлечь сначала большинство, а затем и «поголовно» всех трудящихся. Большевики декларировали следующие меры: «выборность чиновников и сменяемость их в любое время, оплата их труда на уровне средней зарплаты рабочего, всеобщий контроль и надзор за мерой труда и мерой потребления и т.п.»[37].

Главный лидер коммунистов и идеолог нового строя Ленин считал, что чиновничество постепенно можно будет свести на нет, так как в государстве нового типа все смогут побывать в роли бюрократа, но никто не сможет стать бюрократом, «все будут управлять по очереди и быстро привыкнут к тому, чтобы никто не управлял». Такие представления были обусловлены непониманием всей сложности управленческого труда, однако они вскоре претерпели эволюцию. Незадолго до революции Ленин уже писал о том, что участие в управлении государством всех трудящихся невозможно, что «любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством»[38]. Изменились его взгляды в отношении старого государственного аппарата. Предполагалось часть чиновничества перевести в положение государственных служащих, часть разогнать, часть – заставить работать в новых организационных рамках. Предполагалось также пропустить через Советы, - эту «школу управления», - лучших представителей трудящихся, обучив их наскоро[39].

В рамках новой политической системы, согласно исследованиям Т.Г. Архиповой, не было чёткой формальной идентификации статуса государственных служащих. Под ними понимали «всех, кто непосредственно или в качестве вспомогательных работников выполняют государственные функции, – таким образом, к этой категории относились все служащие, работающие в любой государственной организации, а в условиях жёсткой централизации и тотального огосударствления на службе у государства находилось всё работающее население, даже служащие в аппарате общественных организаций. Поэтому к органам государственного управления относились все управленцы от работников правительства до административно-управленческого персонала предприятий и учреждений».[40]

Советская власть первыми своими декретами разрушила дореволюционную правовую базу государственной службы. Слова «чиновник», «бюрократ» приобрели негативную смысловую окраску и стали ругательными. 21 декабря 1922 г. были приняты до сих пор не отменённые Временные правила о службе в госучреждениях и предприятиях. Правила запрещали поступать на госслужбу лицам, лишённым такого права по приговору суда; состоящим в родстве – в случае подчинённости одного родственника другому; выступать в качестве третьих лиц по делам предприятий и учреждений, в которых они состояли на службе; вступать с учреждениями и предприятиями, действующими в системе их ведомств, в коммерческие отношения[41].

Помимо этого отдельные стороны правового положения государственных служащих затрагивались Конституцией СССР в статьях, имеющих отношение к любому гражданину страны, например, о соблюдении законов, о дисциплине, об уважении прав личности, об охране и укреплении социалистической собственности. Были установлены четыре вида ответственности госслужащих: уголовная, административная, дисциплинарная, материальная. Были выработаны меры поощрения госслужащих: награждение орденами, медалями, госпремиями, присуждение почётных званий, объявление благодарности, - эти стимулы были общими для всех граждан.

9 сентября 1967 г. Совмин принял «Единую номенклатуру должностей служащих». Служащие делились на три группы: руководителей с распорядительными и контрольными функциями, - они возглавляли органы и их структурные подразделения; специалистов, занятых подготовительной работой для лиц первой группы, - это лица со специальными знаниями и навыками, которые должны были готовить проекты решений, давать на них заключения, выполнять функции советников руководителей; и технических исполнителей, оформляющих документацию и ведущих хозяйственное обслуживание (машинистки, курьеры и др.)[42].

Огромный объём издаваемых различными госструктурами нормативных актов привёл к тому, что, как писал Л.М. Колодкин, правовая база представляла собой «некодифицируемую и некорпорируемую совокупность актов, многие из которых устарели или пришли в противоречие друг с другом»[43]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.218.146 (0.103 с.)