Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 9. Менталитет, корпоративная культура и этика делового сообщества в ретроспективе российской историиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Для того, чтобы разобраться в современном состоянии делового сообщества, необходимо проследить этапы мировоззренческой и нравственно-психологической эволюции его корпоративного сознания, в котором были отображены культурная идентичность делового человека, его отношение к другим представителям предпринимательства и прочим членам общества, к собственности, целям и задачам своего труда. В этом историческом экскурсе мы сошлёмся на исследования учёных кафедры управления персоналом Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов[68]. 9.1. Деловая этика на Руси до XV века. Согласно этим исследованиям, до конца XV века господствовал «кодекс предпринимательского поведения», основанный на деловых представлениях князей и воинов, формировавших купечество. Нормы поведения деловых людей того времени, несмотря на начавшуюся христианизацию культуры, определялись соблюдением славянских языческих ритуалов: · смелость; · низкая ценность человеческой жизни; · длительность состояния опьянения, обусловленного специальным обрядом; · совершение долгих и весьма рискованных коммерческих путешествий; · использование разбоя и работорговли для получения предпринимательской прибыли наравне с торговлей общепринятыми товарами [69]. 9.2. Деловая этика на Руси XV – XVII вв. С конца XV в. до начала XVII в. на Руси наступает «смутное время», в ходе которого северо-западное чиновничество подвергается полному уничтожению, а традиции предпринимательской деятельности претерпевают значительные изменения. В этот период предпринимательская этика базировалась на стереотипах купцов, ориентированных на внутреннюю торговлю и являющихся обнищавшими феодалами-вотчинниками: · «Вынужденное» плутовство. Историки связывают его с неустойчивостью цен на рынке, с произволом «царских и таможенных чиновников, которые могли взять у купца наилучший товар, причём даром. Воеводы под всяким предлогом хватали торговцев, сажали их в тюрьмы и не выпускали, пока не получали взятки; они разгоняли торги, били торговцев батогами. Товары облагались многочисленными поборами на мостах, заставах, перевозах. В результате купец находился в постоянной неизвестности перед завтрашним днём, а поэтому стремился к возможно большей сиюминутной прибыли». Исследователи подчёркивают, что плутовство и обман были «вынужденной формой приспособляемости русских купцов к новым политико-экономическим условиям, а не врождённой чертой, которую иностранцы приписывали нашим соотечественникам». Также показательно, «что до XVI века, т.е. до введения централизованной власти, практически не существовало литературы, в которой отмечалось бы, что русским присуще плутовство". · Суеверность и использование привычных языческих приёмов, помогающих в торговле. Иррациональность, обращение к сверхъестественным силам, например гадание, были вызваны постоянной неопределённостью деятельности. · Неспособность защититься от произвола государственных чиновников [70]. 9.3. Деловая этика в России XVIII — XIX вв. Существенное изменение нравственных стереотипов деловой среды в начале XVIII — конце XIX вв. было обусловлено последствиями церковного раскола и Петровских преобразований. Раскол православной церкви привёл к формированию большого количества старообрядческих общин. Жизнь общины характеризовалась диаметральной противоположностью поведения в праздники и будни, отсутствием чувства меры, сакральностью соблюдения обрядов и ритуалов, равенством всех членов в материальном достатке, коллективизмом, преобладанием интуитивного и эмоционального начал. Каждая из таких общин выделяла наиболее инициативных людей, отвечавших за материальное снабжение общины продуктами питания, одеждой и другими необходимыми товарами. Основной задачей купца-старообрядца была забота и ответственность за собратьев по вере. Некоторые из таких людей, например, Демидов, были замечены Петром I и привлечены для работы на мануфактурах на благо государства. Если ранее, пишет М.И. Пыляев, смысл жизни торговца состоял в том, чтобы «иметь жирную лошадь, толстую жену, крепкое пиво… баню и сад, смотрение кулачных боёв, межвежьей травли», то теперь начинается бурный процесс облагораживания купеческого облика[71]. Деловой «кодекс» поведения базировался на представлениях крестьян-старообрядцев и «отходных крестьян», сформировавших впоследствии гильдийное купечество. · Различия в праздничном и будничном поведении членов общин. Так, например, аскетическое воздержание сменялось лихими и зрелищными загулами, православная этика совмещалась с древнерусским языческим мировоззрением, невежество сочеталось с особой интуицией в восприятии прекрасного в области искусства, стремление к богатству — с щедрой благотворительностью, осознанием крестьянских корней, отсутствием святости собственности и проявлением патриотических чувств. При этом экстравагантные поступки и «дикие выходки» купцов выполняли роль прекрасной и эффективной рекламы. · Отсутствие чувства меры · Забота о членах старообрядческой общины · Взаимопомощь купцов старообрядцев · Соблюдение этического кодекса чести, не позволявшего обогощаться сверх меры и получать прибыль нечестным путём · Появление ростков чувства вины за своё богатство по мере отрыва от членов старообрядческих общин. Древнерусский этический постулат «не гоже на Руси одному сытому быть», соединённый с православным императивом «помоги ближнему» способствовали проявлению саморазрушительного чувства вины за своё богатство. Это приводило к необычайным, известным всему миру масштабам благотворительности Третьяковых, Мамонтовых, Морозовых и т.д., но и к тому, что появились богачи, дававшие деньги революционерам, боровшимся против капитализма. По этому поводу Н.А. Бердяев писал, что «…русский купец…, который наживался нечистым путём и делался миллионером, склонен был считать это грехом, замаливал этот грех и мечтал о монашестве. Поэтому купец был плохим материалом для образования буржуазии западноевропейского типа[72]». · Традиционализм · Патриотизм · Ощущение связи с крестьянскими корнями · Отсутствие святости собственности · Благотворительность В результате последствий отмены крепостного права и расширения возможностей для деловой активности разных слоёв населения с конца XIX в. образуется новая форма делового сообщества - буржуазия, в которую входит не только купечество, но и все лица, занимающиеся предпринимательством. Между тем деловые принципы буржуазии только начали формироваться, поэтому в конце XIX- начале XX в. основным носителем предпринимательской этики продолжало быть купечество, к тому времени уже имевшее прочные этические установки. В этот период «кодекс предпринимательства» состоял из следующих положений: · Политическая активность, направленная на поддержание «генетической связи с народом». Крупнейшие купцы, фабриканты, финансисты часто в своих заявлениях и действиях делали «реверансы» в сторону народа, заявляли о приверженности его общинно-уравнительным ценностям и даже финансировали революционную деятельность. Это не позволило буржуазии окончательно выделиться как самостоятельному классу с собственным самосознанием, пониманием своей особой профессиональной, социальной миссии. · Шедрая благотворительность, доходящая до неадекватного нищелюбия. Благотворительность являлось своеобразной формой «заглаживания вины» перед неимущими. Со стороны крестьянства и рабочих, опиравшихся на общинные, уравнительные ценности при оценке жизненных ситуаций, возникало чувство зависти, а порой даже ненависти к предпринимателям. · Проявление «комплекса вины» и неполноценности перед неимущим населением · Отсутствие «святости» индивидуальной собственности · Нежизнеспособность буржуазии, выразившаяся в неготовности обосновать свою социальную миссию, отстоять свои интересы и собственность в условиях преобладания общинно-уравнительных ценностей. Моральное осуждение богатства на Руси формировало у купцов «комплекс неполноценности», которые одни проявляли в разгулах и пьянстве, другие — в щедрой благотворительности, третьи в аскетическом воздержании, четвёртые — в сотрудничестве с революционерами[73]. Таким образом, зависть низов и эффект «кающихся» собственников в общественных отношениях не позволили буржуазии морально и институционально выделиться в специализированную профессиональную корпорацию и обеспечили партии большевиков прочный плацдарм для внедрения социалистических идей на всех уровнях жизни. 9.4. Деловая этика в советский период. После октябрьского переворота наступает время репрессий и идеологического неприятия предпринимательства. Предпринимательская культура была практически сознательно уничтожена. Предпринимательская активность в послесталинский период существует в основном в неофициальных или даже уголовно преследуемых формах «теневой экономики», «фарцовщичества», «спекуляции», «шабашек», — всё это создало «этический вакуум» и обусловило негативную почву для формирования предпринимательского сообщества в 1990-е годы[74].
Вопросы для самоконтроля
1. Какие стереотипы определяют представления деловых людей на Руси до 15 в.? 2. Что изменяется в нравах купечества в период 15-17 вв.? 3. Какие ориентиры характеризуют менталитет делового сообщества в 18- кон. 19 вв.? 4. Какие мотивы определяли поведение деловых людей в России в период конца 19-начала 20 вв.? 5. Что произошло с предпринимательской культурой в советский период? Как специфические условия развития предпринимательской активности на этом этапе отразились на формировании нравов делового сообщества современной России?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.239.0 (0.009 с.) |