Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классическая греческая философия. Платон.Содержание книги Поиск на нашем сайте
1. Учение Платона об идеях и душе. 2. Теория познания. 3. Учение об идеальном государстве. 1. Раскрытие данной темы требует глубокого знания всей философской системы Платона, которая включает в себя онтологию, космологию, гносеологию и этику. Но главной в его философии является онтология (философское учение о бытии). Бытие у Платона есть идея (эйдос), сущность, а между сущностью и явлением он четко проводит различие. Обратите внимание на важное положение платоновской онтологии – разделение действительности на два мира: мир идей и мир чувственных вещей. 2. Ознакомившись с учением об идеях, перейдите к учению о душе, с которой тесно связана и гносеология (теория познания). Чтобы лучше понять эти стороны творчества Платона, обратитесь к учебникам: Введение в философию (М., 2003) и Радугин А.А. Философия; Курс лекций (М., 1995. С.42-53). 3. Политической философии посвящен трактаты «Государство», «Законы» и др. Выясните, какие принципы заложены в основу платоновской модели идеального государства? Какие типы государств выделял философ и как он их оценивал. Список литературы
1. Платон. Государство//Соч. В 3-х т.-М.,1971.- Т.3.-Ч.1.
2. Асмус В.Ф. Античная философия.- М.,1975
3. Богомолов А.С. Античная философия. – М., 1985. С 196-212.
4. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003.
5. История философии: Запад – Россия – Восток. М., 1995. Кн.1.с. 115-123.
6. Лаэртский Д. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Под ред. А.Ф. Лосева. – М., 1979.
7. Радугин А.А. Философия; Курс лекций. – М., 1997 С.41-48.
8. Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней (Античность). – М., 1994. С.135-146.
9. Философский словарь. – М., 1998.
10. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии.-М.,1981.
Тема 6. КЛАССИЧЕСКАЯ ГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. АРИСТОТЕЛЬ.
1. Учение Аристотеля о материи, форме, причинах и движении.
2. Нравственная и политическая философия Аристотеля.
1.Опираясь на литературу, опишите личность выдающегося философа Аристотеля – последователя Платона и воспитателя Александра Македонского. Обратите внимание на современное философское понимание таких категорий, как «материя» и «форма», сравните их толкование с аристотелевским. Для Аристотеля, так же, как и для Платона, материя, являясь первичным материалом, потенцией вещей, благодаря форме превращается в действующее состояние. Таким образом, форма, согласно Аристотелю, это активное начало, начало жизни и деятельности, а материя пассивна и бесформенна, в результате чего форма превращается в сущность бытия. Обратите внимание на учение Аристотеля о четырех видах причин и учение о движении. 2. Специально рассмотрите учение Аристотеля об обществе и государстве. Для этого следует обратиться к произведениям Аристотеля «Политика». Выясните, какую форму государства мыслитель считал наилучшей и почему? В чем состоит различие подхода к государству Аристотеля и его учителя Платона? Список литературы
1. Аристотель. Метафизика. О душе / Собр. Соч.: В 4 т. - М., 1975.- т. 1.
2. Блинников Л.В. Великие философы: Словарь справочник. – М., 1997.
3. Богомолов А.С. Античная философия. – М., 1985. С 196-212.
4. Введение в философию: Учебник для вузов: В: 2 ч. / Под ред. И. Т. Фролова – М., 1989. Ч.1., с 93 –115.
5. История философии в кратком изложении: Пер. с чеш. И.И. Богута. - М., 1995.
6. История философии: Запад – Россия – Восток. М., 1995. Кн.1.с. 115-123.
7. Лаэртский Д. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Под ред. А.Ф. Лосева. – М., 1979.
8. Радугин А.А. Философия; Курс лекций. – М., 1997 С.41-48.
9. Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней (Античность). – М., 1994. С.135-146.
10. Философский словарь. – М., 1998.
11. Философский энциклопедический словарь. – М., 1983.
Тема 7. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
1. Теоцентризм средневековой философии.
2. Раннехристианская философия Августина.
3. Учение о гармонии веры и разума Фомы Аквинского. 1. В первом вопросе необходимо дать общую характеристику средневековой философии, которая, по сути, в течение целого тысячелетия являлась религиозной философией. Необходимо выделить основные этапы ее развитии: патристику и схоластику, разобраться в этих понятиях. На основании этого определите характерные черты средневековой философии, которая выступала «служанкой богословия» в течение длительного срока. Далее постарайтесь понять и изложить средневековую онтологию – христианский креационизм (в чем вам поможет философский энциклопедический словарь). На основании изученного вы должны понять, что в основе средневековой схоластики лежали два важных принципа, исходящих из теоцентризма, принцип креационизма (творение всего сущего Богом) как главный принцип онтологии и откровение как главный принцип гносеологии. Оба принципа тесно связаны между собой и предполагают существование единого личного Бога. 2. Этот вопрос посвящен видному теоретику средневековой философии и теологу Августину Блаженному. Он был видным представителем патристики и оказал огромное влияние на всю западноевропейскую жизнь Средневековья. В начале опишите биографию и творческий путь Августина, а затем изложите суть его религиозно-философских взглядов. Обратите внимание на главное произведение Августина «О граде Божьем», где излагаются основные положения его концепции. Во-первых, это учение о Боге как высшем бытии, во-вторых, учение о мире как о второй реальности, в-третьих, учение о предопределении судьбы человека. В заключении изложите разработанную Августином концепцию всемирной истории. 3. Этот вопрос является продолжением предыдущего. Однако выдающийся философ и богослов средневековья Фома Аквинат дает свою версию теории гармонии веры и разума, значительно отличающуюся от варианта Августина Блаженного. Ваша задача и состоит в том, чтобы сравнить взгляды двух философов-теологов и найти эти различия. Фома провозгласил, что вера не должна противоречить разуму, а некоторые принципиальные положения вероучения могут быть рационально обоснованны: например, разум способен доказать догматы о существовании Бога, о сотворении мира, о бессмертии души и т.д. В конечном счете, разум и вера направлены к познанию одной и той же Истины – Бога, но делают они это по-разному. Разум опирается на науку и философию, а вера – на теологию. В итоге вы должны показать огромный вклад Фомы в дальнейшее развитие религиозно-философской мысли, а именно: четкое разграничение между разумом и верой, философией и теологией. Именно его учение (томизм) после смерти было признано официальным учением католицизма; из него родилось современное учение – неотомизм. Список литературы
1. Августин. О граде Божьем //Философия истории: Антология. - М., 1994. С.20-24.
2. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. – М., 1991.
3. Библейская энциклопедия. – М,, 1990.
4. Введение в философию: Учебник для вузов: В: 2 ч. / Под ред. И. Т.Фролова – М., 1989. Ч.1., с 93 –115.
5. История философии в кратком изложении: Пер. с чеш. И.И. Богута. - М., 1995.
6. История философии: Запад – Россия – Восток. М., 1995. Кн.1. с.246-280.
7. Краткая история философии / Под общ. Ред. В.Г. Голобокова. М., 1996.
8. Краткая философская энциклопедия. – М., 1994.
9. Радугин А.А. Философия; Курс лекций. – М., 1997.
10. Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней (Средневековье) – М., 1994.
11. Современный философский словарь./ Под общ. Ред. В.Е. Кемерова. М., 1996.
12. Соколов В.В. Средневековая философия. – М., 1981.
13. Хейзинга И. Осень Средневековья. - М., 1991.
14. Философский энциклопедический словарь. – М., 1983.
15. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М., 1991. С 348 – 509.
Тема 8. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ РЕНЕССАНСА
1. Идейное содержание и мироощущение эпохи Возрождения. Гуманизм.
2. Натурфилософия эпохи Возрождения. 1. Эпоха Возрождения (Ренессанса) открывает новый этап в осмыслении культуры и философии, что и следует отразить в работе. Покажите знание таких понятий, как «гуманизм», «возрождение», «антропоцентризм». Выделите отличительные черты Возрождения, такие как индивидуализм, культ светской (т.е. не церковной) жизни, особое внимание к античной греко-римской культуре и т.д. В эпоху Ренессанса формируется совершенно новое самосознание человека, идея культуры приобретает человеческое, гуманистическое измерение. Культура – это не только преобразованная человеком природа, но и преобразование самого человека. Открытие древнего мира было произведено деятелями Возрождения таким путем, что стало одновременно открытием человеческой индивидуальности. Как это стало возможным? Чтобы ответить на этот вопрос еще раз обратите внимание на значение термина «гуманизм». Покажите, что гуманизм открыл перспективу безграничных возможностей человеческого индивида. Обратите внимание на философское понимание человека и природы, причем сделать это надо через сравнение с предыдущей – средневековой – эпохой. Если в Средневековье массы, завороженные идеей Бога, чувствовали и думали одинаково, то в эпоху Возрождения ситуация меняется. Индивид становится самостоятельным, вырастает его новое самосознание и самоутверждение. В противоположность средневековому человеку, который всецело считал себя обязанным Богу, индивид Ренессанса склонен приписывать свои заслуги самому себе. Раскрытие философского смысла понятий «антропоцентризм» и «пантеизм» поможет вам понять проблему человека и природы в данную эпоху. 2. Натурфилософия и диалектика в эпоху Возрождения представлена трудами многих мыслителей. Однако особая заслуга в их развитии принадлежит Н. Кузанскому (1401-1464). И Джордано Бруно (1548-1600). Для характеристики философии Возрождения целесообразно обратиться именно к их творчеству. Обратите внимание на особенности пантеизма Н.Кузанского и Д. Бруно, учение Н. Кузанского о совпадении противоположностей в едином предмете. Раскройте положение Д.Бруно о бесконечном Космосе, бесчисленности миров и творческой активности природы. Покажите значение идей натурфилософов эпохи Возрождения для развития философии и науки Нового времени. Список литературы
1. Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. – М., 1984. С. 45-82.
2. Введение в философию: Учебник для вузов: В: 2 ч. / Под ред. И. Т.Фролова – М., 1989. Ч.1., с 93 –115.
3. История философии в кратком изложении: Пер. с чеш. И.И. Богута. - М., 1995.
4. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: Историко-философские очерки и портреты. – М., 1991. С.251-302.
5. Радугин А.А. Философия; Курс лекций. – М., 1997. 6. Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней (Средневековье) – М., 1994.
7. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас: Очерки по истории философии и культуры. – М., 1991. С.54-126.
8. Философский словарь. – М., 1998.
9. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М., 1991. С 348 – 509.
Тема 9.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.42.59 (0.007 с.) |