Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Антропологический материализм ФейербахаСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Фейербах – яркий представитель религиозной критики, стремящийся показать, что в религии искаженным образом отражен весь человек. Образ Бога для философа – это отчуждение сущности человека; Бог отчуждается от человека. Чем больше атрибутов приписывается Богу, тем беднее становится человек, ибо это он отнимает у себя. Отчужденная человеческая сущность должна быть совлечена с небес и возвращена самому человеку. Поэтому Фейербах стремится возродить в человеке чувства самоутверждения и достоинства, что можно сделать только на основе атеистического мировоззрения. Объясните, почему его философия получила название "антропологический материализм" и покажите, что понимает под чувственностью Л. Фейербах. Далее необходимо разобраться в понятии "родовой человек", "родовая сущность" человека. В заключении работы вы должны словами Л. Фейербаха определить, кто такой человек. Покажите значение антропологического материализма Фейербаха в развитии и становлении марксизма. Список литературы 1. Антология мировой философии: В 4-х т. –Т.3.- М.,1971.- С.400-490. 2.Фейербах Л. Основные положения философии будущего//Избран.филос. произвед.: В 2-х т.- Т.1.- М., 1965. 3.Блинников Л.В. Великие философы: Словарь-справочник. – М., 1997. 4..Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч. /Под общ. ред. И.Т. Фролова. – М., 1989. Ч.1. С.189-192. 5.Гулыга А.Н. Немецкая классическая философия.-2-е изд.-М., 2001. 6. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVII – начала XIX века.- М., 1989. 7.Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М., 1997. 8.Мир философии: Книга для чтения: В 2 ч. /Сост. П.С. Гуревич и В.И. Столяров. – М., 1991. Ч. 2. С.33-40, 521-528. 9.Философский энциклопедический словарь /Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. – М., 1983. С.716-720. 10.Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. ХIХ век. – М., 1995. С.84-93. Тема 17. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ К.МАРКСА И Ф. ЭНГЕЛЬСА (ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И ОСНОВНЫЕ ИДЕИ) 1.Основные этапы развития философии Маркса и Энгельса. 2. Основные идеи и принципы философии Маркса и Энгельса. 1. Рассмотрите жизненный путь и сочинения К. Маркса (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895). Раскройте влияние философии Гегеля, затем – Фейербаха на обоих мыслителей; преодоление этого влияния и выработку самостоятельной философской позиции ("Тезисы о Фейербахе"). Как решали Маркс и Энгельс проблему человека и его сущности, проблему отчуждения сущности человека. 2. Определите идеологические позиции Маркса и раскройте основные идеи его социальная философия. Особое внимание обратите на "Капитал" и философские аспекты этого произведения, концепцию общественных отношений, формационный подход к философии истории, концепцию труда, производства, собственности К. Маркса и Ф. Энгельса. Список литературы
1. Блинников Л.В. Краткий словарь философов. – М., 1994. С. 162-164.
2. Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч. /Под общ. ред. И.Т. Фролова. – М., 1989. Ч.1. С. 227-230; Ч.2. С. 269-285.
3. Горский Д.П. Учение Маркса об обществе: Критический анализ. – М., 1994.
4. Ильенков Э.В. Свобода воли (предисловие к публикации)// Вопросы философии. – 1990. - №2. – С.155-158.
5. Лапин И.И. Молодой Маркс. – М., 1986. 6. Ленин В.И. Крах П Интернационала //Полн. собр. соч. Т. 26. С.209-265.
7. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.13. С.5-9.
8. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.42. С. 90-96, 114-117, 120-127.
9. Мещерякова И.А. Проблема свободы и отчуждения в марксизме //Философские науки. - 1989. - № 12. - С. 104-107.
10. Ойзерман Т.И. Формирование философии марксизма.- М., 1974.
11. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М., 1997.
12. Философский словарь. - М., 1998.
13. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. ХIХ век. - М., 1995. С. 151-171.
Тема 18. ИРРАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ А.ШОПЕНГАУЭРА И Ф.НИЦШЕ 1.Мир как воля и представление в философии А. Шопенгауэра. 2.Философия жизни Ф. Ницше. 1.Немецкий философ Артур Шопенгауэр является одним из первых представителей "философии жизни". Необходимо показать главное в его философской концепции – примат воли над разумом в онтологическом плане (с помощью философского словаря отработайте понятие "онтология"). Шопенгауэр вместе с Кьеркегором и Ницше отбросил вещную онтологию, истоки которой были заложены еще в античности, и предложил свою, весьма оригинальную и иррациональную. Обратите внимание на толкование философом воли: по его мнению, именно воля составляет сущность личности, которая независима от разума, воля – это слепое хотение, неотделимое от человека и т.д. Постарайтесь раскрыть не только волюнтаризм, но и глубокий пессимизм и скептицизм его учения. 2. Раскрывая данный вопрос, необходимо рассмотреть вопросы аксиологии и этики (с помощью философского словаря разберитесь в названиях философских дисциплин) в учении Ф. Ницше. Следует особо обратить внимание на то, как он трактует многие нормы морали и христи-анские догматы. Согласно Ф. Ницше, в основе «морали господ» должна лежать свобода от всяких моральных норм и обязанностей, а это, в свою очередь, делает их сильными, волевыми. Подумайте над его фразой: "Бог умер!" Кого предлагает философ на место Бога? Проанализировав критику христианства и его ценностей, перейдите к ницшеанскому учению о человеке. В произведении «Так говорил Заратустра» им изложена проблема жизни и смерти. Человек должен быть независим от любого авторитета и даже умирать, по Ницше, он должен свободной смертью. Однако свободная жизнь и свободная смерть – не для человека обычного, живущего обычной жизнью, а для того, кто смог преодолеть самого себя, то есть для Сверхчеловека. Следует иметь в виду, что термин Ф. Ницше «воля к власти», «воля к мощи» не имел никакого политического смысла, а скорее всего, означал силу инстинкта жизни, волю к самоопределению. Своего Сверхчеловека он наделяет гармонией – в нем сочетаются физическая сила и совершенство, высший интеллект и духовность. Список литературы
1. Блинников Л.В. Великие философы: Словарь-справочник. – М., 1997.
2. Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч. /Под общ. ред. И.Т. Фролова. – М., 1989. Ч.1. С. 282-314.
3. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М., 1997.
4. Рассел Б. История западной философии. – М., 1993.
5. Философский словарь. – М., 1998.
6. Философский энциклопедический словарь. – М., 1983.
7. Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы. – Л., 1991.
8. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. – М., 1994.
9. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. ХIХ век. – М., 1995. С. 279-294.
10. Ницше Ф. Избранные произведения. – М., 1992.
11. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла //Вопросы философии 1989. – N 5. – С. 15-22.
12. Ницше Ф. Утренняя заря. – Свердловск, 1991. С. 291-304.
13. Современная западная философия: Словарь. – М., 1991. С. 211-214, 327.
14. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. – М., 1991. С. 235-431.
15. Сумерки богов. – М., 1990.
16. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. ХIХ век. – М., 1995. С. 325-335. Тема 19. ПРОБЛЕМА СУЩНОСТИ И СУЩЕСТВОВАНИЯ В ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМЕ Данная тема предполагает общую постановку проблемы экзистенциализма: его сущности, истоков, разновидностей, персональных представителей того или иного направления. Логическая связь с предшествующей философией только обогатит содержание вашей работы. Обратите внимание на то, что экзистенциализм во многом «вышел» из «философии жизни», в особенности из учения Ф. Ницше, в работах которого проблема индивидуальности и отчужденности человека в мире лицемерия приобрела необычные формы выражения. Корни экзистенциализма следует искать в философии датского религиозного мыслителя С.Кьеркегора и немецкого философа А. Шопенгауэра. Выясните, как понимались в экзистенциализме цели и задачи философии? Постарайтесь проанализировать две важнейшие категории экзистенциализма – существование и сущность, показать их соотношение и роль в судьбе человека. Обратите внимание на решение проблемы смысла и подлинности человеческого существования. Кроме этих основных категорий, экзистенциализм рассматривает «отчуждение», «свободу выбора», «ответственность». Критическому разбору этих философских понятий и посвятите вашу работу. Начните с противопоставления социального и индивидуального бытия, разорванности этих двух сфер человеческого бытия. Проблема выбора выходит на проблему свободы и ответственности личности. Покажите, как она решается в экзистенциализме, а помогут вам в этом учебники. Список литературы
1. Введение в философию: Учебник для вузов: В 2ч. /Под общ. ред. И.Т. Фролова. – М., 1989. Ч.1. С.317-331.
2. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ века: Учебное пособие: В 2 т. – М., 1994. Т. 1. С. 266-271.
3. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. – М., 1997. С.115-117.
4. Осаченко Ю.С., Дмитриева Л.В. Введение в философию мифа. – М., 1995.
5. Проблема человека в западной философии. – М., 1988.
6. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М., 1997. С.224-229.
7. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм //Сумерки богов. – М., 1990.
8. Современная западная философия: Словарь. –М., 1991.С. 338-391.
9. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. – М., 1991. С.286-345.
10. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.
11. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
Тема 20.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 423; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.78.184 (0.01 с.) |