Антропологический материализм Фейербаха 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Антропологический материализм Фейербаха



Фейербах – яркий представитель религиозной критики, стремящийся показать, что в религии искаженным образом отражен весь человек. Образ Бога для философа – это отчуждение сущности человека; Бог отчуждается от человека. Чем больше атрибутов приписывается Богу, тем беднее становится человек, ибо это он отнимает у себя. Отчужденная человеческая сущность должна быть совлечена с небес и возвращена самому человеку. Поэтому Фейербах стремится возродить в человеке чувства самоутверждения и достоинства, что можно сделать только на основе атеистического мировоззрения.

Объясните, почему его философия получила название "антропологический материализм" и покажите, что понимает под чувственностью Л. Фейербах. Далее необходимо разобраться в понятии "родовой человек", "родовая сущность" человека.

В заключении работы вы должны словами Л. Фейербаха определить, кто такой человек. Покажите значение антропологического материализма Фейербаха в развитии и становлении марксизма.

Список литературы

1. Антология мировой философии: В 4-х т. –Т.3.- М.,1971.- С.400-490.

2.Фейербах Л. Основные положения философии будущего//Избран.филос. произвед.: В 2-х т.- Т.1.- М., 1965.

3.Блинников Л.В. Великие философы: Словарь-справочник. – М., 1997.

4..Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч. /Под общ. ред. И.Т. Фролова. – М., 1989. Ч.1. С.189-192.

5.Гулыга А.Н. Немецкая классическая философия.-2-е изд.-М., 2001.

6. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVII – начала XIX века.- М., 1989.

7.Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М., 1997.

8.Мир философии: Книга для чтения: В 2 ч. /Сост. П.С. Гуревич и В.И. Столяров. – М., 1991. Ч. 2. С.33-40, 521-528.

9.Философский энциклопедический словарь /Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. – М., 1983. С.716-720.

10.Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. ХIХ век. – М., 1995. С.84-93.

Тема 17.

ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ К.МАРКСА И Ф. ЭНГЕЛЬСА (ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И ОСНОВНЫЕ ИДЕИ)

1.Основные этапы развития философии Маркса и Энгельса.

2. Основные идеи и принципы философии Маркса и Энгельса.

1. Рассмотрите жизненный путь и сочинения К. Маркса (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895). Раскройте влияние философии Гегеля, затем – Фейербаха на обоих мыслителей; преодоление этого влияния и выработку самостоятельной философской позиции ("Тезисы о Фейербахе"). Как решали Маркс и Энгельс проблему человека и его сущности, проблему отчуждения сущности человека.

2. Определите идеологические позиции Маркса и раскройте основные идеи его социальная философия. Особое внимание обратите на "Капитал" и философские аспекты этого произведения, концепцию общественных отношений, формационный подход к философии истории, концепцию труда, производства, собственности К. Маркса и Ф. Энгельса.

Список литературы

 

1. Блинников Л.В. Краткий словарь философов. – М., 1994. С. 162-164.

 

2. Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч. /Под общ. ред. И.Т. Фролова. – М., 1989. Ч.1. С. 227-230; Ч.2. С. 269-285.

 

3. Горский Д.П. Учение Маркса об обществе: Критический анализ. – М., 1994.

 

4. Ильенков Э.В. Свобода воли (предисловие к публикации)// Вопросы философии. – 1990. - №2. – С.155-158.

 

5. Лапин И.И. Молодой Маркс. – М., 1986.

6. Ленин В.И. Крах П Интернационала //Полн. собр. соч. Т. 26. С.209-265.

 

7. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.13. С.5-9.

 

8. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.42. С. 90-96, 114-117, 120-127.

 

9. Мещерякова И.А. Проблема свободы и отчуждения в марксизме //Философские науки. - 1989. - № 12. - С. 104-107.

 

10. Ойзерман Т.И. Формирование философии марксизма.- М., 1974.

 

11. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М., 1997.

 

12. Философский словарь. - М., 1998.

 

13. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. ХIХ век. - М., 1995. С. 151-171.

 

Тема 18.

ИРРАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ А.ШОПЕНГАУЭРА И Ф.НИЦШЕ

1.Мир как воля и представление в философии А. Шопенгауэра.

2.Философия жизни Ф. Ницше.

1.Немецкий философ Артур Шопенгауэр является одним из первых представителей "философии жизни". Необходимо показать главное в его философской концепции – примат воли над разумом в онтологическом плане (с помощью философского словаря отработайте понятие "онтология"). Шопенгауэр вместе с Кьеркегором и Ницше отбросил вещную онтологию, истоки которой были заложены еще в античности, и предложил свою, весьма оригинальную и иррациональную. Обратите внимание на толкование философом воли: по его мнению, именно воля составляет сущность личности, которая независима от разума, воля – это слепое хотение, неотделимое от человека и т.д. Постарайтесь раскрыть не только волюнтаризм, но и глубокий пессимизм и скептицизм его учения.

2. Раскрывая данный вопрос, необходимо рассмотреть вопросы аксиологии и этики (с помощью философского словаря разберитесь в названиях философских дисциплин) в учении Ф. Ницше. Следует особо обратить внимание на то, как он трактует многие нормы морали и христи-анские догматы. Согласно Ф. Ницше, в основе «морали господ» должна лежать свобода от всяких моральных норм и обязанностей, а это, в свою очередь, делает их сильными, волевыми. Подумайте над его фразой: "Бог умер!" Кого предлагает философ на место Бога? Проанализировав критику христианства и его ценностей, перейдите к ницшеанскому учению о человеке. В произведении «Так говорил Заратустра» им изложена проблема жизни и смерти. Человек должен быть независим от любого авторитета и даже умирать, по Ницше, он должен свободной смертью. Однако свободная жизнь и свободная смерть – не для человека обычного, живущего обычной жизнью, а для того, кто смог преодолеть самого себя, то есть для Сверхчеловека. Следует иметь в виду, что термин Ф. Ницше «воля к власти», «воля к мощи» не имел никакого политического смысла, а скорее всего, означал силу инстинкта жизни, волю к самоопределению. Своего Сверхчеловека он наделяет гармонией – в нем сочетаются физическая сила и совершенство, высший интеллект и духовность.

Список литературы

 

1. Блинников Л.В. Великие философы: Словарь-справочник. – М., 1997.

 

2. Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч. /Под общ. ред. И.Т. Фролова. – М., 1989. Ч.1. С. 282-314.

 

3. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М., 1997.

 

4. Рассел Б. История западной философии. – М., 1993.

 

5. Философский словарь. – М., 1998.

 

6. Философский энциклопедический словарь. – М., 1983.

 

7. Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы. – Л., 1991.

 

8. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. – М., 1994.

 

9. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. ХIХ век. – М., 1995. С. 279-294.

 

10. Ницше Ф. Избранные произведения. – М., 1992.

 

11. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла //Вопросы философии 1989. – N 5. – С. 15-22.

 

12. Ницше Ф. Утренняя заря. – Свердловск, 1991. С. 291-304.

 

13. Современная западная философия: Словарь. – М., 1991. С. 211-214, 327.

 

14. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. – М., 1991. С. 235-431.

 

15. Сумерки богов. – М., 1990.

 

16. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. ХIХ век. – М., 1995. С. 325-335.

Тема 19.

ПРОБЛЕМА СУЩНОСТИ И СУЩЕСТВОВАНИЯ В ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМЕ

Данная тема предполагает общую постановку проблемы экзистенциализма: его сущности, истоков, разновидностей, персональных представителей того или иного направления. Логическая связь с предшествующей философией только обогатит содержание вашей работы. Обратите внимание на то, что экзистенциализм во многом «вышел» из «философии жизни», в особенности из учения Ф. Ницше, в работах которого проблема индивидуальности и отчужденности человека в мире лицемерия приобрела необычные формы выражения. Корни экзистенциализма следует искать в философии датского религиозного мыслителя С.Кьеркегора и немецкого философа А. Шопенгауэра.

Выясните, как понимались в экзистенциализме цели и задачи философии? Постарайтесь проанализировать две важнейшие категории экзистенциализма – существование и сущность, показать их соотношение и роль в судьбе человека. Обратите внимание на решение проблемы смысла и подлинности человеческого существования.

Кроме этих основных категорий, экзистенциализм рассматривает «отчуждение», «свободу выбора», «ответственность». Критическому разбору этих философских понятий и посвятите вашу работу. Начните с противопоставления социального и индивидуального бытия, разорванности этих двух сфер человеческого бытия. Проблема выбора выходит на проблему свободы и ответственности личности. Покажите, как она решается в экзистенциализме, а помогут вам в этом учебники.

Список литературы

 

1. Введение в философию: Учебник для вузов: В 2ч. /Под общ. ред. И.Т. Фролова. – М., 1989. Ч.1. С.317-331.

 

2. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ века: Учебное пособие: В 2 т. – М., 1994. Т. 1. С. 266-271.

 

3. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. – М., 1997. С.115-117.

 

4. Осаченко Ю.С., Дмитриева Л.В. Введение в философию мифа. – М., 1995.

 

5. Проблема человека в западной философии. – М., 1988.

 

6. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М., 1997. С.224-229.

 

7. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм //Сумерки богов. – М., 1990.

 

8. Современная западная философия: Словарь. –М., 1991.С. 338-391.

 

9. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. – М., 1991. С.286-345.

 

10. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

 

11. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

 

Тема 20.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 372; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.197 (0.016 с.)