Энгельс, Фейербах и конец нем-ой классической фил-ии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Энгельс, Фейербах и конец нем-ой классической фил-ии.



«Людвиг Фейербах и конец классической нем-ой фил-ии», фил-ое произведение Ф. Энгельса, посвященное вопросу об отношении марксистской фил-ии к одному из её теоретических источников — классической нем-ой фил-ии, в особенности к учению Г. Гегеля и Л. Фейербаха; содержит систематическое изложение основ диалектического и исторического материализма. Написано в начале 1886 по поводу книги датского философа К. Н. Штарке «Людвиг Фейербах» (Штутгарт, 1885). В. И. Ленин считал, что наряду с «Манифестом Коммунистической партии» и «Анти-Дюрингом» «Л. Ф....» является «... настольной книгой всякого сознательного рабочего» (Полное собрание сочинений, 5 издание, том 23, с. 43).

В 1-й главе книги, говоря о фил-ой революции в Германии, Ф. Энгельс хар-ет гегелевскую фил-ию как завершение классической нем-ой фил-ии и всего прежнего фил-ого развития, как один из теоретических источников марксизма, и описывает процесс разложения гегелевской школы. Анализируя противоречие между революционной и консервативной сторонами гегелевской филии, между её диалектическим методом и догматической сис-мой, он показывает, что её историческое значение и революционный хар-р заключались в разработке диалектики.

Во 2-й главе, раскрывая сущность материализма и идеализма, Ф. Энгельс определяет основной вопрос фил-ии как вопрос об отношении между бытием и сознанием, выделяет две стороны этого вопроса (о первичности бытия и о познаваемости мира), проводит разделение философии на два больших лагеря (материализм и идеализм), подвергает критике агностицизм, указывает на роль общественной практики в познании, на зависимость развития фил-ии от развития науки и материального производства. Критикуя недостатки метафизического материализма, он хар-ет ограниченность французского материализма 18 века: механицизм, метафизичность, идеализм в понимании истории.

В 3-й главе подвергается критике идеалистическое понимание истории у Л. Фейербаха, как оно проявляется в его фил-ии религии и этике.

4-я глава содержит очерк основных положений диалектического материализма и в особенности материалистического понимания истории. Возникновение диалектического материализма явилось революционным переворотом в фил-ии. Ф. Энгельс показывает превращение диалектики в материалистическую диалектику и материализма в диалектический материализм, последовательно распространённый также и на понимание общества и его истории. Материалистическую диалектику он определяет как науку об общих законах развития и всеобщей связи в природе, обществе и мышлении, показывает её противоположность метафизике. Ф. Энгельс отмечает, что в познании взаимной связи процессов природы решающее значение имели три великих открытия: открытие клетки, превращения энергии и дарвинизм. Переходя к анализу общества и законов его развития, Ф. Энгельс хар-ет деят-ть людей как отличительную черту общественного развития, раскрывает действительные, материальные движущие силы истории, которые скрываются за идеальными побуждениями людей, показывает причины возникновения классов и классовой борьбы, соотношение экономики и политики, базиса и надстройки, даёт фил-ий анализ государства, права, фил-ии, религии; указывает на изменение предмета философии в ходе её развития.

«Л. Ф....» был первоначально напечатан в теоретическом журнале германской социал-демократии «Die Neue Zeit» (Штутгарт, 1886, № 4—5), а затем издан отдельной брошюрой с предисловием Ф. Энгельса (датировано 21 февраля 1888) и с приложением «Тезисов о Фейербахе» К. Маркса (Штутгарт, 1888). В 1889 в петербургском журнале «Северный вестник» (№ 3—4) под названием «Кризис философии классического идеализма в Германии» был напечатан русский перевод Г. Ф. Львовича с многочисленными отступлениями от текста оригинала. В 1892 в Женеве группа «Освобождение труда» издала полный русский перевод Г. В. Плеханова, 2-е издание с его предисловием вышло там же в 1905. В 1894 в парижском журнале «L’Ere nouvelle» (№ 4—5) был напечатан французский перевод Л. Лафарг, просмотренный Ф. Энгельсом. В 1892 в Болгарии вышел болгарский перевод (с русского), в 1899 во Львове украинский перевод, в 1902 в Риме итальянский перевод, в 1903 в Чикаго английский перевод. «Л. Ф....» — одно из наиболее распространённых произведений марксизма, издавался почти во всех европейских и во многих других странах на десятках языков. В СССР «Л. Ф....» был издан отдельной книгой 121 раз на 33 языках (народов СССР и иностранных) общим тиражом 4806 тысяч экземпляров (данные на 1 января 1971).

«Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» - философское произв. Энгельса (1886), сыгравшее видную роль в обосновании и развитии диалектического и исторического материализма. В начале работы Энгельс характеризует сущность гегелевской философии, анализирует присущие ей противоречия и показывает коренную противоположность марксистской диалектики и диалектики Гегеля. Далее Энгельс дает классическое определение осн. вопроса философии, его двух сторон и подвергает критике агностицизм (прежде всего Юма и Канта), показывая, что самым решительным его опровержением является практика. Дав научное определение материализма и идеализма, Энгельс на этой основе подвергает анализу взгляды англ. и фр. материалистов 17 - 18 вв. и Фейербаха, покаазывает ограниченность механистического, метафизического материализма, его идеалистическую непоследовательность в понимании общественных явлений. Подробно исследуя взгляды Фейербаха, Энгельс подчеркивает значение фейербаховской критики идеализма, но в то же время критикует его попытку создания новой религии и идеалистические взгляды в области этики. Установив коренное различие между диалектическим материализмом и всей старой философией, Энгельс в последней части работы дает в сжатой форме изложение сущности материалистического понимания истории. Развивая теорию исторического материализма, он подчеркивает положение об относительной самостоятельности надстройки, что имело значение для критики возникшего в то время эконолшческого материализма. Анализ Энгельсом причин, содержа-, ния и значения коренного переворота, к-рый был произведен в философии марксизмом, и популярное изложение сущности диалектического и исторического материализма делают эту работу (к-руго Ленин ставил в один ряд с «Манифестом Коммунистической партии») незаменимым пособием для изучения истории возникновения и осн. Идей философии марксизма.

Работа Ф. Энгельса "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии" - одно из основных произведений марксизма. В ней раскрыто отношение марксизма к его философским предшественникам в лице крупнейших представителей немецкой классической философии Гегеля и Фейербаха и дано систематическое изложение основ диалектического и исторического материализма.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.88.130 (0.006 с.)