Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Природа и сущность человека. Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность».Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Историко-философские концепции человека можно разделить на два вида - объективистские и субъективистские. Объект. -такие, где человек и окружающий его мир, бытие - познается из самого объекта, мира, а человек понимается как существо, находящееся в зависимости от объективных сфер, принципов и норм космоса, божественного провидения, природы и т.п. Субъективистские - бытие и мир познается из самого человека, из объективного "Я", а человек понимается как существо автономное и свободное от объективных сфер и установлений. Преодоление крайности обоих подходов высказывают две ф. школы - "философская антропология" и марксистская философия. Задачей Ф.антропологии является проблема сущности человека. Основатель -Шелер М. (1874-1928-немец). Это базисная наука о сущности и сущностном строении человека, о его отношении к сферам природы. Шелер полагал, что сущностной идеей человека является антропологический дуализм духа и жизни -работа "Положение человека в космосе". Жизнь человека (Шелер) выявляется через соотнесение самого человека с другими формами органического мира в плане становления эволюции психического начала: чувственного порыва, инстинкта, памяти, интеллекта. Жизнь человека не отличается от животного. Шелер убежден -человек есть животное. Он не развился из животного царства, а был, есть и всегда будет животным миром. Наиболее важной характеристикой человеческого духа Шелер объявляет "открытость миру". Животные ограничены средой обитания, дух же человека преодолевает ограничения среды и выходит в открытый мир. В силу этой свободы дух способен постичь качественное бытие предметов в их объективном бытие. В силу этого человеческий дух предстает как объективность. Всякий дух носит личностный характер. Личность (Шелер) -это сущностно-необходимая форма существования духа. Только на личностной основе существует возможность творческой реализации и самореализации духа. Последователь Шелера -А.Гелен (1904-1976)- отвергает рассмотрение человека по аналогии с животным. Человек -это существо, открытое миру. У него нет волосяного покрова. Он не защищен от непогоды. Не приспособлен к быстрому бегу. Нет остроты чувств как у животных. В силу этого человек - действующее существо. Действие - форма человеческого овладения природой. Культура (по Гелену) -определяющая сущность человека. Плесснер Г.(1892-1991)- человек отличается от животного эксцентрической позицией- способность отделять свое "Я" от своего физического существования.Три закона Плесснера:1. Человек должен сам себя сделать тем, что он есть.2. Человек не только растворяется в мире, но и обладает дистанцией по отношению к нему. 3. Закон утопического места- человек постоянно лишен равновесия, достигнув чего-либо, он сразу не может обрести покой.Утопическое место- постоянное сомнение и неуверенность, человеку не дано обладать знаниями, лишенными сомнения.Человек обречен на вечные поиски. Марк. Ф. -исходит из уникальности чел. бытия. Понятие человек употребляется для характеристики всех присущих людям качеств и способностей.Человек (Маркс.Ф.)-часть природы, живое телесное существо.Подобно др.биолог.видам человечество имеет вариации-самая крупная-раса (набор определенного генотипа, приспособленного к местам обитания).Большую часть времени человек посвящает для удовлетворения потребностей-пища, вода, жилище, одежда.Из потребности жизнеобеспечения выросла социальная организация жизни - род, племя, семья, гос-во, моральные и правовые нормы. Человек выделяется из мира животного благодаря активной произв.деятельности.Человек-животное, способное трудиться(Франклин) Зависимость удовлет.потредностей человека от социальных условий жизни находит свое выражение в интересе.Интерес ориентирует человека на поиск объектов и способов удовлет. потребностей. Под действием интереса он относится к действительности как субъект. В марксистской ф. человечества как такового не существует. Есть конкретные люди - индивиды- единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизиологических и социальных черт человечества- разума, воли, потребностей, интересов. Однако существуют огромные различия социальных условий жизнедеятельности взрослого человека и скажем ребенка, первобытного человека и более развитых исторических эпох. Поэтому в ф. наряду с "Индивидом" используется понятие "Личность". Индивид здесь рассматривается как отправной момент для формирования личности. Личность же -итог развития индивида.Каждый индивид, поскольку он является носителем психологических, биологических и социальных черт человека, выступает как субъект познавательной и преобразовательной деятельности. Процесс формирования индивида - переход человечества со стадии антропогенеза(определяющее в человеке природно-биологический фактор) на стадию социогенеза (человек развивается на основе социальной деятельности и отношений). Марксистская ф. различает индивида и личность как особые типы социальности человека. Индивид - это массовидное существо, носитель стереотипов массового сознания, массовой культуры. Личность - это автономный человек, в определенной степени выступающий независимо от общества.Личная независимость сопряжена с учением властвовать над собой, предполагает наличие не просто сознания, а самосознания, самоанализа, самооценки, самоконтроля. Самосознание личности трансформируется в жизненную позицию. Жизненная позиция представляет собой готовность к действию. Но между жиз.поз. и практической деятельностью лежит воля. Способ реализации жиз.поз. - это процесс и способ самореализации личностью своей сущности. Социальная активность -показатель того, что представляет собой человек как субъект социальной деятельности., каково его отношение к окружающей среде. Личность- это полноценный субъект предметно-преобразовательной и культурно-исторической деятельности. «Индивидуальность – специфическое, особенное, своеобразное, то, что отличает данного конкретного человека от других людей».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.42.99 (0.007 с.) |