Природа и сущность человека. Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность».



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Природа и сущность человека. Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность».



Историко-философские концепциичеловека можно разделить на два вида - объективистские и субъективистские. Объект. -такие, где человек и окружающий его мир, бытие - познается из самого объекта, мира, а человек понимается как существо, находящееся в зависимости от объективных сфер, принципов и норм космоса, божественного провидения, природы и т.п. Субъективистские - бытие и мир познается из самого человека, из объективного "Я", а человек понимается как существо автономное и свободное от объективных сфер и установлений. Преодоление крайности обоих подходов высказывают две ф. школы - "философская антропология" и марксистская философия. Задачей Ф.антропологии является проблема сущности человека. Основатель -Шелер М. (1874-1928-немец). Это базисная наука о сущности и сущностном строении человека, о его отношении к сферам природы. Шелер полагал, что сущностной идеей человека является антропологический дуализм духа и жизни -работа "Положение человека в космосе". Жизнь человека (Шелер) выявляется через соотнесение самого человека с другими формами органического мира в плане становления эволюции психического начала: чувственного порыва, инстинкта, памяти, интеллекта. Жизнь человека не отличается от животного. Шелер убежден -человек есть животное. Он не развился из животного царства, а был, есть и всегда будет животным миром. Наиболее важной характеристикой человеческого духа Шелер объявляет "открытость миру".Животные ограничены средой обитания, дух же человека преодолевает ограничения среды и выходит в открытый мир. В силу этой свободы дух способен постичь качественное бытие предметов в их объективном бытие. В силу этого человеческий дух предстает как объективность. Всякий дух носит личностный характер. Личность (Шелер) -это сущностно-необходимая форма существования духа. Только на личностной основе существует возможность творческой реализации и самореализации духа. Последователь Шелера -А.Гелен (1904-1976)- отвергает рассмотрение человека по аналогии с животным. Человек -это существо, открытое миру. У него нет волосяного покрова. Он не защищен от непогоды. Не приспособлен к быстрому бегу. Нет остроты чувств как у животных. В силу этого человек - действующее существо. Действие - форма человеческого овладения природой. Культура (по Гелену) -определяющая сущность человека. Плесснер Г.(1892-1991)- человек отличается от животного эксцентрической позицией- способность отделять свое "Я" от своего физического существования.Три закона Плесснера:1. Человек должен сам себя сделать тем, что он есть.2. Человек не только растворяется в мире, но и обладает дистанцией по отношению к нему. 3. Закон утопического места- человек постоянно лишен равновесия, достигнув чего-либо, он сразу не может обрести покой.Утопическое место- постоянное сомнение и неуверенность, человеку не дано обладать знаниями, лишенными сомнения.Человек обречен на вечные поиски. Марк. Ф. -исходит из уникальности чел. бытия. Понятие человек употребляется для характеристики всех присущих людям качеств и способностей.Человек (Маркс.Ф.)-часть природы, живое телесное существо.Подобно др.биолог.видам человечество имеет вариации-самая крупная-раса (набор определенного генотипа, приспособленного к местам обитания).Большую часть времени человек посвящает для удовлетворения потребностей-пища, вода, жилище, одежда.Из потребности жизнеобеспечения выросла социальная организация жизни - род, племя, семья, гос-во, моральные и правовые нормы. Человек выделяется из мира животного благодаря активной произв.деятельности.Человек-животное, способное трудиться(Франклин) Зависимость удовлет.потредностей человека от социальных условий жизни находит свое выражение в интересе.Интерес ориентирует человека на поиск объектов и способов удовлет. потребностей. Под действием интереса он относится к действительности как субъект.

В марксистской ф. человечества как такового не существует. Есть конкретные люди - индивиды- единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизиологических и социальных черт человечества- разума, воли, потребностей, интересов. Однако существуют огромные различия социальных условий жизнедеятельности взрослого человека и скажем ребенка, первобытного человека и более развитых исторических эпох. Поэтому в ф. наряду с "Индивидом" используется понятие "Личность". Индивид здесь рассматривается как отправной момент для формирования личности. Личность же -итог развития индивида.Каждый индивид , поскольку он является носителем психологических, биологических и социальных черт человека, выступает как субъект познавательной и преобразовательной деятельности. Процесс формирования индивида - переход человечества со стадии антропогенеза(определяющее в человеке природно-биологический фактор) на стадию социогенеза (человек развивается на основе социальной деятельности и отношений). Марксистская ф. различает индивида и личность как особые типы социальности человека. Индивид - это массовидное существо, носитель стереотипов массового сознания, массовой культуры. Личность - это автономный человек, в определенной степени выступающий независимо от общества.Личная независимость сопряжена с учением властвовать над собой, предполагает наличие не просто сознания, а самосознания, самоанализа, самооценки, самоконтроля. Самосознание личности трансформируется в жизненную позицию. Жизненная позиция представляет собой готовность к действию. Но между жиз.поз. и практической деятельностью лежит воля. Способ реализации жиз.поз. - это процесс и способ самореализации личностью своей сущности. Социальная активность -показатель того, что представляет собой человек как субъект социальной деятельности., каково его отношение к окружающей среде. Личность- это полноценный субъект предметно-преобразовательной и культурно-исторической деятельности.

«Индивидуальность – специфическое, особенное, своеобразное, то, что отличает данного конкретного человека от других людей».



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.77.193 (0.006 с.)