Вопрос №45. Практика и ее роль в познании.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос №45. Практика и ее роль в познании.



Практика пронизывает всю познавательную деятельность человека. Практика - предметно-трудовая и общественно-историческая деятельность человека, направленная на преобразование окружающего мира в соответствии с его целями и знаниями о мире. В сознание этот мир творится в идеальных образах, в практике же - осуществляется перевод этих образов на конкретную реальность. Практика, как общественное явление, отличается двуединостью. С одной стороны, в практической деятельности происходит изменение предмета на основе знания – опредмечивание. С другой стороны, происходит возникновение знания в результате изучения предмета - распредмечивание. Эти два процесса едины, один не существует без другого. Практика имеет множество форм: социально- производственная, социально-политическая, научно- экспериментаторская, повседневно-бытовая, материально-производственная. Познание и практика- две взаимосвязанные и взаимозависимые стороны общеисторического процесса. Всякая практическая деятельность носит познавательный характер. Практика является не только основой познания, но и его целью и движущей силой, источником познания. Она обуславливает необходимость в тех или иных знаниях, порождает потребность их поиска и закрепления в жизнедеятельности. Только в процессе практике обнаруживается истинность или ошибочность тех или иных знаний, идей. Практика связывает воедино все наши воздействия на внешний мир, дает постоянный импульс к развитию. Практика имеет смысл только тогда, когда находится в состоянии непрерывного движения.

 

46. Понятие истины.
Объективная истина. Объективность истины. Диалектика абсолютного и относительного в познании.

Вопрос о том, что такое истина и существует ли она - один из вечных вопросов гносеологии. Его решение зависит от общих мировоззренчиских позиций. На него по-разному отвечают материалисты и идеалисты.
Вопрос о научной истине - это вопрос о качестве знаний. Науку интересует лишь истинное знание. Проблема истины связана с вопросом о существовании объективной истины, то есть истины, которая не зависит от вкусов и желаний, от человеческого сознания вообще. Истина достигается во взаимодействии субъекта и объекта: без объекта знание теряет свою содержательность, а без субъекта нет самого знания. Поэтому в трактовке истины можно выделить объективизм и субъективизм. Субъективизм - наиболее распространённая точка зрения. Её сторонники отмечают, что истина не существует вне человека. Из этого они делают вывод, что объективной истины не существует. Истина существует в понятиях и суждениях, следовательно, не может быть знания не зависящего от человека и человечества. Субъективисты понимают, что отрицание объективной истины ставит под сомнение существование любой истины. Если истина субъективна, то получается: сколько людей, столько и истин.
Объективисты абсолютизируют объективную истину. Для них истина существует вне человека и человечества. Истина и есть сама действительность, не зависящая от субъекта.
Но истина и действительность, - разные понятия. Действительность существует независимо от познающего субъекта. В самой реальности истин нет, а есть лишь предметы со своими свойствами. Она появляется в результате познания людьми этой реальности.
Истина объективна. Объект существует, не зависимо от человека, и любая теория отражает именно это свойство. Под объективной истиной понимают знание, продиктованное объектом. Истина не существует без человека и человечества. Поэтому истина- есть человеческое знание, но не сама реальность.
Истина никогда не даётся сразу и целиком. Существуют понятия абсолютной и относительной истины. Абсолютная истина - это знание, совпадающее с отображающим объектом. Достижение абсолютной истины - это идеал, а не реальный результат. Относительная истина - это знание, характеризующееся относительным соответствием своему объекту. Относительная истина представляет собой более или менее истинное знание. Относительная истина может уточняться и дополняться в процессе познания, поэтому она выступает как знание, подлежащее изменению. Абсолютная истина—знание неизменное. В ней нечего менять, так как её элементы соответствуют самому объекту.
1. Абс. и Отн. Истины как бы исключают друг друга, но на самом деле они взаимосвязаны. Путь к Абс. истине лежит через серию Отн. Истин. \ открытие атома\.
2. В каждой Отн. Истине есть частичка Абс. истины - это две тенденции в развитии знаний.
Достижима ли АБС. истина?
Существует мнение, что Абс. истина не достижима. Эта точка зрения усиливает позиции агностицизма.
В любой момент развития науки остаются вещи, не познанные людьми. Познание зависит от сложности познаваемого объекта. Познание идёт от простого к сложному: ВЫВОД: Абс. истина о мире в целом существует лишь в качестве предела и идеала, к которому стремится человечество.
Границы научного познания.
Наука развивается неравномерно. Существуют две тенденции её развития: дифференциация и интеграция. Дифф. - деление и размножение научных направлений. Инт. - объединение научных направлений. Наука развивается путём постановки проблем, и всякая проблема ограничивает поле исследования. Непознаваемость означает недоступность познания, а ограниченность научного познания, - что объект высвечивается в определённом ракурсе.
Вера и знание.
Наряду с научными методами познания существуют различные виды ненаучного. Оно отражает непосредственные условия существования человека - природная среда, быт, государственные процессы. Основой обыденного познания являются элементарные верные сведения о мире, что называется здравым смыслом. Этот вид включает в себя и убеждения, идеалы человека, его верования, фольклор как сконцентрированное знание о мире.
Мифологическое познание.
М. П. Возникло в древнейшие времена, когда не было индивидуального человека, но существовало лишь сознание рода. Миф - эмоционально-образное восприятие мира, сказание, легенда и предание. Миф характерен очеловечиванием сил внешней природы, которые непонятны человеку. Религиозное познание - это комплекс представлений о мире, в основе которого лежит вера в сверхъестественное. Художественное познание представляет собой образное мышление человека, воплощённое в различных формах искусства. Его назначение заключается в выражении эстетического отношения к миру. Философское познание - стремление к синтезу всех иных форм познавательной деятельности и личностное отношение к миру. Философия - это органичное единство научного знания и житейской мудрости.

ВЫВОД: Формы и способы познания разнообразны и в достаточной степени совершенны. Они характеризуют человека как уникальное явление, обладающее интеллектуальной властью и, практически бесконечно, расширяющее диапазон своих исследований и возможностей.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.177.17 (0.006 с.)