Общество. Общество как предмет философского осмысления. Теоретико-методологические принципы исследования общества. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общество. Общество как предмет философского осмысления. Теоретико-методологические принципы исследования общества.



При изучении данной проблемы, имеющей значение для всего курса социальной философии, следует уяснить, чт о в понятии общества выделяется аспект: как структура общества.

Структура общества, как и всякая природная структура, включает в себя не только отдельные объекты, но также и их свойства. Общество есть нечто большее, чем просто сумма индивидов, ибо наряду с ними оно включает в себя реальные отношения, которые и объединяют людей. Поэтому в качестве простейшего приемлемо определение общества как совокупнос­ти людей и их взаимоотношений.

Если первый из указанных разрезов социальной структуры — отдельных людей и их разнообразные объединения — обнару­жить нетрудно, то второй — связи и отношения между людьми — увидеть сложнее, поскольку они носят как бы бесплотный, скрытый характер. Именно поэтому огромная роль в обществен­ной жизни этих незримых отношений была понята не сразу. В оценке их роли немало предрассудков сохраняется и сегодня. Из них наиболее распространены крайний индивидуализм (или социальный нигилизм) и воинствующий коллективизм.

С точки зрения социального нигилизма, существуют только отдельные люди, индивидумы, а общественных связей и, следовательно, общества не существует. В данном случае общес­тво выступает как чистая фикция, удобное слово и ничего более. Следствием подобного индивидуалистического подхода является анархизм, отрицающий существование объективных обществен­ных связей и значение общественных организаций.

С точки зрения крайнего, воинствующего коллективизма, напротив, общество не только существует, но и является более полноценным и высоким, чем индивиды, из которых оно состоит. Существует будто бы только общество и ничего кроме общества. Отдельные же люди — всего лишь частицы, винтики. При последовательном проведении эта точка зрения приводит к тоталитаризму, для которого общество должно подчинить себе личность полностью, регулировать все моменты ее жизни, вплоть до мельчайших.

Современная философия рассматривает человеческое об­щество как совокупность множества различных частей и элементов. Причем эти части и элементы не изолированы друг oт друга, не обособлены, а, напротив, тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют, в силу чего общество и существует как единый целостный организм, как единая система. От других природных систем, в том числе физических и биологических, общество отличается своей особой сложностью.

Поэтому для описания общества ныне широко используется как общепринятые в теории системы понятия: «элемент», «сис­тема», «структура», «организация», «отношение», так и специфи­ческие философские понятия: «субъект», «объект», «идеальное», «социальная деятельность» и др.

Представление об обществе как едином организме явилось результатом длительного развития философской мысли. Пред­ставление о системности в природе и в обществе возникло еще в античной философии в виде обшей концепции об упоря­доченности, целостности бытия. Проблему системности общес­твенной жизни наиболее активно разрабатывали такие крупней­шие мыслители XIX—XX вв., как О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс. Ими было определено содержание основных для решения дан ной проблемы понятий и категорий. Под «элементом» или «частью» общества понимается мельчайшая частица системы или их сово­купность; в качестве элементов и частей общества могут высту­пать те или иные социальные субъекты, отношения, институты. Составляющие общество элементы, части, подсистемы весьма многообразны, многокачественны, иерархичны.

Понятие «структура» отражает определенную форму устой­чивых связей, отношений, совокупность сложившихся на их основе социальных групп и институтов, обеспечивающих целос­тность общества и сохранность его свойств при различных внутренних и внешних изменениях. Структура может быть опре­делена как форма организации общества, внутренняя упорядо­ченность, согласованность взаимоотношений различных его частей.

При характеристике социальной жизни часто употребляются понятия «субъект» и «объект». Эти понятия противоположны по смыслу. Если под субъектом понимается явление, выступающее как носитель активности, направленной на другое явление, выступающее в данном случае в качестве более пассивного, то под объектом, напротив, понимается явление, на которое направлена активность другого явления.

В качестве относительно самостоятельного предмета изучения может быть выделена исторически сложившаяся в ходе совместной деятельности людей структура социальных общностей, включающая в свой состав такие общности, как семья, род, племя, нация, класс, сословия, касты и т.п. Может быть также специально выделена и рассмотрена структура связей, зависимос­тей, отношений между людьми; они могут исследоваться по крупным сферам жизнедеятельности общества, таким, как эко­номическая, политическая, духовная, нравственная, религиоз­ная, эстетическая. Могут рассматриваться как отношения между людьми внутри этих сфер, так и отношения между самими этими сферами.

Возможен и анализ общества с точки зрения существующих в нем многообразных институтов, возникающих с целью обес­печения устойчивости социальных отношений. Эта структура включает бесчисленное множество социальных институтов: раз­личного рода производственные предприятия, институты сферы культуры, центральные и местные органы власти, систему здра­воохранения, т.е. всю многообразную сеть экономических, поли­тических и культурных учреждений и организаций, удовлетворя­ющих различные потребности человека.

Допускается и иной, универсальный, синтетический подход к пониманию структуры общества — как состоящую из отдельных личностей; из отдельных коллективов, малых групп: из больших социальных групп и их организаций; из отдельных народов, наций и государств; из международных, межгосударственных объединений и организаций. При таком подходе каждый отдельный представи­тель любого из рассматриваемых уровней выступает в качестве элемента более сложной структурной организации, причем каж­дый элемент структуры находится в системе сложных взаимосвя­зей друг с другом, как вертикальных, так и горизонтальных.

Анализ перечисленных многообразных элементов социаль­ной системы — видов деятельности, социальных отношений, социальных общностей, сфер общественной жизни, социальных институтов — составляет, по сути дела, содержание социальной философии.

 

48. Общество как целостная самовоспроизводящая система. Понятие общественного производства. Общественные отношения и системность общества.

Понятие общественного производства является одним из всеобщих
определений общества, однако оно не тождественно понятию общественной жизни. Процесс общественного производства людьми своей
жизни, включает в себя прежде всего материальное производство,
ибо без производства и воспроизводства материальных условий и
средств жизни невозможна сама жизнедеятельность людей во всем ее
многообразии. Этим и обусловлена определенная, конституирующая
весь многообразный процесс общественной жизни роль материального
производства. Однако признанием и разъяснением данного принципиального положения социально-философской теории марксизма тема
"производство и общество" вовсе не исчерпывается. Производство
общественной жизни включает в себя также и духовное производство
("производство сознания"), производство людей, как общественных
индивидов и производство "самой формы общения" (К.Маркс), т.е.
определенного типа социальной связи людей. Короче, в отличие от
чисто экономического толкования сущности производства, философский подход позволяет рассмотреть последнее как производство общественной жизни, выражение органической целостности человеческой деятельности.
В составе историко-материалистического учения об обществе категория общественного производства дает представление о целостности самой основы общественной жизнедеятельности, фиксируя единство и взаимодействие материального и духовного начал (процессов) жизни людей. Фундамент этого единства составляет деятельность людей по производству и воспроизводству условий своего
бытия, а критерием общественной природы (характера и формы) общественного производства выступает развитие человека, как общественного существа.
Маркс писал: "Если рассматривать буржуазное общество в его
целом, то в качестве конечного результата общественного процесса
производства всегда выступает само общество, т.е. сам человек в
его общественных отношениях. Все, что имеет прочную форму, как,
например, продукт и т.д., выступает в этом движении лишь как момент, как мимолетный момент.

 

1. Способ материального производства – основа целостности и развития общества. Структура производства.

Способ производства – исторически определённый способ добывания материальных благ, необходимых людям для производственного и личного потребления; представляет собой единство производительных сил и производственных отношений.

Две стороны способа производства находятся во внутреннем взаимодействии; главенствующая роль принадлежит производительным силам, от уровня развития которых зависит характер производственных отношений. Изменения в отношениях собственности, характере соединения рабочей силы со средствами производства, формах связи между производителями, классовой структуре общества, мотивах и целях хозяйственной деятельности, которые специфичны для каждого способа производства, диктуются в конечном счёте развитием производительных сил, отражающих степень господства человека над природой.

В системе условий общественной жизни способ производства занимает определяющее место. "Способ производства материальной жизни, - отмечал К. Маркс, - обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще". В зависимости от существующего способа производства складывается определённая надстройка. Истории человеческого общества известны пять способов производства: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический (первой фазой которого выступает социализм).

Взаимосвязь двух сторон общественного производства, зависимость характера производственных отношений от уровня развития производительных сил выражается законом их соответствия, который объясняет смену одного исторически определённого способа производства другим. Производственные отношения, выступая формой развития производительных сил, в свою очередь, активно воздействуют на них, ускоряя или задерживая их прогресс. Кроме того, взаимодействие производительных сил и производственных отношений испытывает обратное влияние надстройки, обладающей относительной самостоятельностью.

Структура общественного производства – определённое соотношение между отраслями производства, выражающее народно-хозяйственные пропорции и состояние общественного разделения труда в условиях данной системы производственных отношений. Научной основой анализа структуры общественного производства является марксистско-ленинская теория воспроизводства, которая определила состав и основные элементы структуры, закономерности её изменения - общие и специфические для различных способов производства, факторы, влияющие на её развитие и совершенствование.

 

2. Диалектика производительных сил и производственных отношений.

Производительные силы и общественные отношения являются различными сторонами развития общественного индивида. Взаимоотношения между производительными силами, с одной стороны, и производственными отношениями – с другой, являются вместе с тем взаимоотношениями между материальной производственной деятельностью и тем самым практической работой производителей определённого типа, с одной стороны, и общественными формами этой деятельности, социальными условиями развития данного типа производителей – с другой.

Развитие производительных сил и производственных отношений служит наиболее убедительным подтверждением того, что люди сами делают свою историю, но что они её делают не так, как им вздумается, при обстоятельствах, которые не сами они выбрали, а которые непосредственно имеются налицо, даны им и перешли от прошлого. Производительные силы существуют и развиваются, не в отрыве от человеческой деятельности. Люди сами создают, совершенствуют и используют свои средства и предметы труда, овеществляя свою творческую энергию. Только человеческая деятельность превращает средства производства в производительные силы. Человек, его рабочая сила как совокупность всех его физических и духовных способностей – главная производительная сила на любой ступени исторического развития во всяком обществе. Люди устанавливают их сами, действуя сообща в производстве своей жизни. Производственные отношения – это взаимоотношения людей в процессе материального производства.

Однако нельзя забывать, что каждое новое поколение наследует материальные производительные силы и производственные отношения на определенной ступени их развития, являющиеся результатом деятельности прошлых поколений. То, что производительные силы и производственные отношения представляют собой результаты деятельности людей, - это лишь один аспект проблемы. Другой заключается в том, что производительные силы и производственные отношения – это готовые исторические предпосылки деятельности каждого нового поколения. На первых порах людям всегда приходится действовать в условиях, которые полностью независимы от них и которые им даны заранее. Они вынуждены исходить из этих условий, учитывать в процессе производства, воспроизводить их и развивать дальше. Таким образом, историческая деятельность и возможности людей определяются материально данными производительными силами и производственными отношениями. Вместе с тем эта деятельность, в свою очередь, определяет дальнейшее развитие производительных сил и производственных отношений.

Как отмечал К. Маркс, "развитие способностей рода "человек", хотя оно вначале совершается за счет большинства человеческих индивидов и даже целых человеческих классов, в конце концов, разрушит этот антагонизм и совпадает с развитием каждого отдельного индивида; что, стало быть, более высокое развитие индивидуальности покупается только ценой такого исторического процесса, в ходе которого индивиды приносятся в жертву…"

 

Вопрос 51 Общ. сознание, его сущность и структура. Общ. и индивидуальное сознание.

Общественное сознание, его сущность и структура.

Общественное сознание (или как сейчас принято говорить, общественный менталитет) - характеристика социально значимых теорий и взглядов людей, является одним из важнейших философских понятий, обозначающих духовную сторону бытия общества. В этой связи, можно сказать, какие мысли господствуют в обществе, ибо общественное сознание более или менее верно отражает реаль­ный процесс жизнедеятельности людей, их бытие.

Общественное сознание - это всегда нечто типичное, общее, социально (для данной конкретной группы людей, общества) значимое.

Общественное сознание всегда находится в постоянном взаи­модействии с сознанием индивида (общественное и индиви­дуальное сознание связаны друг с другом и, порой, сложно отграничить одно от другого). И хотя сознание вместе с тем всегда выражает и свойства данного чело­века и особые черты его личностного развития, отношение к миру, оно формируется под воздействием общественного сознания. Всякая личность входит в общество, усваивая его нормы и цен­ности. Конечно, личность избирательно относится к общест­венному сознанию, поскольку имеет место свобода воли, духа. Но и общественное сознание форми­руется за счет индивидуального сознания (точнее, оно наполня­ется, вбирает в себя идеи, мысли отдельных людей), отбирая все то, что имеет общезначимую ценность. Общественное сознание также избира­тельно относится к индивидуальному сознанию. Только то из индивидуального сознания, что работает на социально значимую потребность, что вызывает интерес, может войти в сферу общест­венного сознания, стать значимым для других людей.

Общественное сознание имеет определенную структуру. В зависимости от того, какой аспект сознания - знание или оценка - выступает преобладающим в нем, вычленяются различные его уровни. Если общественное сознание рассматривается только в аспекте содержащихся в нем знаний, выявляют уровни обыденного и теоретического сознания. Обыденное и теорети­ческое сознание различаются по степени глубины и полноты представленных в них знаний. Обыденное (повседневное) сознание формируется у людей непосредственно на основе опыта их жизни и включает в себя разнородные знания, которые используются в каждоднев­ной практике. Обыденное сознание содержит знание об окружающей действительности в основном на уровне явлений, т.е., как правило, в форме восприятий и представлений внешних сторон действительности. Это разнообразные, обычно почти не систематизированные знания, наблюдения, предположения, суждения типа «здравого смысла» и т.п., которые не упорядочены какой-либо научно обоснованной и все в них объясняющей тео­рией. Теоретическое сознание, напротив, включает в себя знания об окружающей действительности на уровне сущности. Это почти всегда такие знания о предметах и процессах действи­тельности, которые построены на понимании и объяснении их действия внутренними законами развития. Теоретическое сознание - во многом результат специализированной подготовки людей в той или иной области знаний и, конечно, оно - свиде­тельство их научного и профессионального уровня развития.

Грани, отделяющие обыденное сознание от теоретического, как у каждого человека, так и всего общества условны и весьма подвижны. Это значит, что обыденный и теоретический уровни сознания неразрывно связаны друг с другом и взаимопроникают. Как бы ни развивалась наука, как бы ни росло вширь и вглубь образование, обыденное сознание будет существовать, потому что всегда будет сохраняться деление групп людей на обладающих и не обладающих теоретическим знанием какого-то опреде­ленного предмета или процесса. Нельзя забывать и то, что обы­денным сознанием предваряется формирование теоретического сознания и, в конце концов, именно на его основе происходит и усвоение научных знаний.

Общественное сознание, если его рассматривать главным образом в аспекте выраженного в нем отношения (оценки) к дейст­вительности, образует в своей структуре уровни общественной психологии (психики) и идеологии.

Эмоции, чувства, настроения, мнения, обычаи, традиции, привычки, побуждения, слухи, мода и т.п. - все эти явления сос­тавляют сферу общественной психологии - значительно воз­действуют на жизнедеятельность людей, развитие общества. Кстати, все общественно-психо­логические явления: и чувства, и настроения, и привычки заразительны. Они могут, неосознанно, передаваться от одних людей к другим, постоянно захватывая, пленяя ум, чувства и поведение.

В общественной психологии отражаются все явления жизни: единичные, общие, существенные, несущественные, ситуатив­ные, каждодневные, глобальные. Говоря об общественной психологии, необходи­мо, прежде всего, иметь в виду, что она по существу является значимой, т.е. общей, типичной для данных конкретных условий жизнедеятельности людей эмоционально-чувственной реакцией, выраженной в форме определенного переживания и поведения.

Общественная психологиявплетена в реальный процесс повседневности разных ситуаций жизнедеятельности людей. В ней нет какой-либо упорядоченности, поскольку слухи, иллюзии соседствуют с высоко нравственными чувствами, настроениями и т.д. Общественная психология неотъемлема от людей на всем пути их жизни, присутствует во всех деяниях, являясь формой духовной связи, сплачивающей людей в определенную группу.

Большое влияние на общественную психологию может оказывать идеология, которая сама, в свою очередь, хотя прямо и непосредственно не вытекает из общественной психологии, вынуждена учитывать особенности ее процессов и состояний в обществе. Идеология- система теоретических знаний, выра­ботанных для выражения и защиты определенных целей и интересов существования и развития той или иной группы людей. Действительность в идеологии, как и в общественной психо­логии, рассматривается через определенное отношение, оценку к ней со стороны конкретной социальной группы. Все компоненты идеологии: идеалы, нормы, лозунги, призывы, принципы стратегии и тактики достижения целей и т.п., так или иначе, выражают интересы группы. Идеология истинна, правдива, если она точно представ­ляет реальность положения группы в связи с оправданием ее интересов. Но она одновременно и ложна, поскольку, будучи верной, в отношении определенной группы, относительно защи­ты ее интересов, является искажением всего, что расходится с ее интересами, что не отвечает ее потребностям.

Идеология выполняет важную общественную функцию объединения людей в определенные общности путем обосно­вания их интересов, требующих такого объединения. Но одно­временно идеология и разъединяет людей на основе различия коренных интересов.

Индивидуальное сознание.

Индивидуальное сознание возникло на базе двух предпосылок:

1. биологическая – биологическое развитие организмов, в первую очередь центральной нервной системы;

2. социальная – формирование социума: трудовая деятельность и коллектив с формирующимся коллективным сознанием, с языком и взаимодействием индивидов со складывающимся обществом.

Понятие индивидуального сознания может определяться по-разному. Одно из определений (А.Г. Спиркин): сознание – это такая функция чел. мозга, которая заключается в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. Это определение сознания функциональное.

 

Вопрос 52 Общ. психология и идеология. Общ. мнение. Понятие менталитета.

Общественное сознание, если его рассматривать главным образом в аспекте выраженного в нем отношения (оценки) к дейст­вительности, образует в своей структуре уровни общественной психологии (психики) и идеологии.

Эмоции, чувства, настроения, мнения, обычаи, традиции, привычки, побуждения, слухи, мода и т.п. - все эти явления сос­тавляют сферу общественной психологии - значительно воз­действуют на жизнедеятельность людей, развитие общества. Достаточно, например, сказать, что плохое настроение людей может не только снизить производительность труда, но и вообще привести к свертыванию, прекращению какой-либо деятель­ности. И, наоборот, мы знаем, как многого могут добиться люди, когда им сопутствует приподнятое настроение, чувство уверен­ности и доверия друг к другу. Все общественно-психо­логические явления: и чувства, и настроения, и привычки заразительны. Они могут, неосознанно, передаваться от одних людей к другим, постоянно захватывая, пленяя ум, чувства и поведение.

В общественной психологии отражаются все явления жизни: единичные, общие, существенные, несущественные, ситуатив­ные, каждодневные, глобальные; для нее подчас все важно, все, так сказать, «мелочи жизни», на все она реагирует особым обра­зом. Вот почему, говоря об общественной психологии, необходи­мо, прежде всего, иметь в виду, что она по существу является значимой, т.е. общей, типичной для данных конкретных условий жизнедеятельности людей эмоционально-чувственной реакцией, выраженной в форме определенного переживания и поведения.

Все это можно проиллюстрировать на примере такого важ­ного социально-психологического явления как общественное мнение. Общественное мнение - суждение группы людей, в кото­ром в форме одобрения или порицания выражается их отноше­ние к действительности. Это скрытое или явное суждение всегда эмоционально окрашено и в этом смысле оно является подлин­ным переживанием отношения людей к действительности.

Предметом и детерминантом общественного мнения может быть все, но, прежде всего то, что вызывает общественный интерес. Это, как правило, все те вопросы, которые требуют своего прак­тического решения и по которым есть выбор. Будучи коллективным (общезначимым) суждением, общественное мнение способно не только отражать (оценивать) действительность, но и заинтересованно влиять на нее через конкретные действия людей, разделяющих данное мнение. Психология в обществе многолика, разнообразна. Разные группы, общности, объединения людей имеют свою, во многом отличную от других, психологию. Именно поэтому можно гово­рить о специфических привычках, обычаях, традициях, вкусах, чаяниях, которые свойственны тому или иному классу, нации, профессиональной группе, учебному или производственному коллективу. Каждый человек является носителем психологии одновременно всех тех групп, к которым он принадлежит: семей­ной, производственной, национальной, территориальной, про­фессиональной и т.п. Общественная психологиявплетена в реальный процесс повседневности разных ситуаций жизнедеятельности людей. В ней нет какой-либо упорядоченности, поскольку слухи, иллюзии соседствуют с высоко нравственными чувствами, настроениями и т.д. Общественная психология неотъемлема от людей на всем пути их жизни, присутствует во всех деяниях, являясь формой духовной связи, сплачивающей людей в определенную группу на основе чувства «мы».

Большое влияние на общественную психологию может оказывать идеология, которая сама, в свою очередь, хотя прямо и непосредственно не вытекает из общественной психологии, вынуждена учитывать особенности ее процессов и состояний в обществе. Идеология- система теоретических знаний, выра­ботанных для выражения и защиты определенных целей и интересов существования и развития той или иной группы людей. В любой идеологии группа осознает себя и свои взаимо­отношения с другими группами, уясняет свои потребности и интересы, формулирует задачи и цели дальнейшего движения. Действительность в идеологии, как и в общественной психо­логии, рассматривается через определенное отношение, оценку к ней со стороны конкретной социальной группы (класса, общественного слоя, нации или партии, политического движе­ния, государства). Правда, в отличие от общественной психо­логии, где оценка выражена в форме переживаний, поведения, вызванных изменением любых жизненных ситуаций, в идеоло­гии она представлена в теоретической форме знания и само­сознания коренных, главных интересов групп. С этой целью идеологи для выражения коренных, главных интересов группы вынуждены опираться на науку, а, следовательно, не только четко и последовательно заявлять о каких-то принципах своей деятельности, но и доказывать, обосновывать интересы, которые преследуются. Вот почему всем положениям идеологии стремятся придать научную форму, выразить общественные явления жизни обобщенно, в принципе, не касаясь временного, единичного, несущественного. Все общественные явления отражаются и оцениваются в идеологии всегда лишь с точки зрения важности, значимости и их соответствия интересам какой-то определенной социальной группы. Поэтому все компоненты идеологии: идеалы, нормы, лозунги, призывы, принципы стратегии и тактики достижения целей и т.п., так или иначе, выражают интересы группы. Идеология истинна, правдива, если она точно представ­ляет реальность положения группы в связи с оправданием ее интересов. Но она одновременно и ложна, поскольку, будучи верной, в отношении определенной группы, относительно защи­ты ее интересов, является искажением всего, что расходится с ее интересами, что не отвечает ее потребностям. В обществе есть и могут быть другие группы, организации, объединения людей со своими собственными интересами, которые также претендуют на истину. Они тоже стремятся отразить свое бытие с точки зрения своих потребностей и интересов и тоже очень часто забывают или просто игнорируют, а порой сознательно фальсифицируют интересы других.

Идеология выполняет важную общественную функцию объединения людей в определенные общности путем обосно­вания их интересов, требующих такого объединения. Но одно­временно идеология и разъединяет людей на основе различия коренных интересов. Конечно, различие интересов объясняется различием положения, занимаемого людьми в обществе, что обусловлено, в свою очередь, противоречивыми общественными отношениями, в которые люди поставлены. Надо искать общие интересы и тем самым идти на компромисс, понижая или вообще снимая остроту идеологического противостояния.

Отказ от несостоятельности идеологического противоборст­ва в общественной жизни вовсе не означает деидеологизацию, или отмену идеологии. Во-первых, нельзя отказываться от борьбы с различными человеконенавистническими идеоло­гиями: расизмом, фашизмом, национализмом, милитаризмом и т.п. Во-вторых, любое общество всегда будет нуждаться в осмыс­лении путей и целей своего движения вперед, в поиске более совершенных форм жизни. Речь поэтому должна идти не о конце идеологии, а создании подлинно гуманистической идеологии, отвечающей общечеловеческим интересам и ценностям.

 

Вопрос 53 Политич. система общества. Сущность власти. Понятие правового государства.

Как специфическая сфера деятельности и отношений людей в обществе, политика есть стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти между различными группами людей внутри государства или между государствами. Политика - это область, где обычно противодействуют такие субъекты как классы, нации, государства, имеющие свои цели, интересы, мировоззрение.

Политическая деятельность представляет собой особую систему политических институтов, включающих в себя как государственные, так и негосударственные структуры.

Негосударственные политические структуры (партии, общественные организации и движения) выполняют, как правило, вспомогательные ф-ии, обеспечивая изначальное формирование направления политики, приход к власти соответствующих политических лидеров. Прав­да, в рамках некоторых общественных режимов, которые характеризу­ются отсутствием многопартийной выборной системы, единая правящая партия (или блок таких партий) фактически выступает элементом госу­дарственной структуры. Последнее проявляется даже в слиянии соот­ветствующих высших должностей. Важнейшей задачей негосударствен­ных структур в современном демократическом обществе, с одной сто­роны, является обеспечение легитимности формирования власти, а с другой - напротив, создание партийно-общественной оппозиции к дан­ной конкретной власти, что является необходимым условием нормаль­ного функционирования общества. Каждая из действующих в политической жизни групп пытается представить и часто навязать свои инте­ресы другим общественным группам в качестве всеобщего, как интересы всего народа, государства. Политическая группа, су­мевшая навязать свой собственный интерес в качестве всеобщих (или убедить в необходимости его реализации большинство людей), становится политически господствующей в обществе силой, осуществляет власть в государстве, т.е. имеет возмож­ность, используя рычаги государственной власти, проводить свою волю, даже вопреки сопротивлению.

Государство как политическая структура имеет сложный и диффе­ренцированный характер, зависящий от формы правления, конкретных исторических условий и т.д. Оно выполняет разветвленные функции, которые также реализуются в соответствующих государственных инсти­тутах (армия, судебная власть, исполнительная власть и т.д.). Поэтому политическое управление государством не тождественно любому соци­альному управлению. Это более сложный вид социального управления, направленный на регуляцию жизнедеятельности и сохранение государ­ства, его, по крайней мере, нормальное функционирование. Поэтому просчеты в этой сфере управления чреваты наиболее серьезными по­следствиями для развития как всего государства, так и каждого чело­века.

Государство - это главный политический институт общества, это такая его орга­низация, которая владеет монополией на законное насилие, правда, политическое господство в обществе может быть раз­ным. М.Вебер различал легальный; традиционный и харизматический типы господства в обществе.

Легальное господство - это господство права в организации общественной жизни людей. Существование власти и сфера ее действия исключительно зависят от установленных людьми правовых норм общежития. В этом смысле все, кто подчинен власти, должен считаться с правовыми нормами, а эти нормы, соответственно, применяются к любым конкретным случаям их жизнедеятельности, Действия людей, находящихся у власти, также должны определяться правовыми нормами, поскольку они не являются самостоятельными правителями.

Традиционное господство опирается на веру людей в то, что власть является законной, поскольку именно такого рода власть всегда существовала. При традиционном господстве имеет место пиетет к привычному, к традиции. Все действия власти основы­ваются и регулируются некогда сложившимися традициями, на­рушение которых может подвергнуть опасности их законность.

Харизматическое господство - это господство тех, кто обла­дает харизмой (от греч. charisma - дар), т.е. некоторыми необыч­ными свойствами, позволяющими им влиять на людей. Харизма­тический лидер - это некто, чье господство над другими зиждется на вере в его особые свойства. Харизматический лидер призван выполнять предназначенную ему миссию и во имя этого имеет право на послушание других. Отсюда вытекает и вера людей в выдающиеся качества этого лица, любовное подчинение созданным им порядкам. Здесь нет каких-либо безличных прав на господство, ибо все ожидания людей связаны именно с кон­кретным человеком, обладающим харизмой. Считается, что че­ловек, наделенный харизмой, всегда вносит нечто новое в жизнь людей в обществе и должен постоянно доказывать это своими действиями.

Таким образом, политическое господство, способы власти в обществе довольно разнообразны. Однако следует сказать о том, что политическая (государственная) власть имеет больше шансов на успех в решении проблем общественной жизни, если она но­сит институциональный, а не личностный характер. В тех общественных организмах, где максимально ограничено вме­шательство (воздействие) индивидов, какими бы выдающимися качествами они ни обладали на принятие решений государст­венной власти, где все властные функции четко регулируются установленными и принятыми в обществе правовыми законами, существуют широкие возможности демократического управле­ния самих людей своей жизнедеятельностью. Государство, его власть в этом случае выражает общезначимую волю своих граж­дан и является политической формой объединения людей для зашиты интересов всего общества.

Гражданское общество – это относительно самостоятельная от государства система социальных институтов, функционирующих на основе самоуправления. Это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним. Речь идет о самопроявлении свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций, которые в состоянии оградить себя от произвольного вмешательства со стороны гос. власти.

Данная концепция оформилась ко второй половине XVIII в. — начале XIX в. Философия эпохи Просвещения, немецкая клас­сическая философия проводили ясное различие между госу­дарством и сферой гражданского общества как областью, кото­рая охватывает все многообразие социальных связей между индивидом и государством. Гражданс<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 661; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.156.140 (0.005 с.)