Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общество. Общество как предмет философского осмысления. Теоретико-методологические принципы исследования общества.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
При изучении данной проблемы, имеющей значение для всего курса социальной философии, следует уяснить, чт о в понятии общества выделяется аспект: как структура общества. Структура общества, как и всякая природная структура, включает в себя не только отдельные объекты, но также и их свойства. Общество есть нечто большее, чем просто сумма индивидов, ибо наряду с ними оно включает в себя реальные отношения, которые и объединяют людей. Поэтому в качестве простейшего приемлемо определение общества как совокупности людей и их взаимоотношений. Если первый из указанных разрезов социальной структуры — отдельных людей и их разнообразные объединения — обнаружить нетрудно, то второй — связи и отношения между людьми — увидеть сложнее, поскольку они носят как бы бесплотный, скрытый характер. Именно поэтому огромная роль в общественной жизни этих незримых отношений была понята не сразу. В оценке их роли немало предрассудков сохраняется и сегодня. Из них наиболее распространены крайний индивидуализм (или социальный нигилизм) и воинствующий коллективизм. С точки зрения социального нигилизма, существуют только отдельные люди, индивидумы, а общественных связей и, следовательно, общества не существует. В данном случае общество выступает как чистая фикция, удобное слово и ничего более. Следствием подобного индивидуалистического подхода является анархизм, отрицающий существование объективных общественных связей и значение общественных организаций. С точки зрения крайнего, воинствующего коллективизма, напротив, общество не только существует, но и является более полноценным и высоким, чем индивиды, из которых оно состоит. Существует будто бы только общество и ничего кроме общества. Отдельные же люди — всего лишь частицы, винтики. При последовательном проведении эта точка зрения приводит к тоталитаризму, для которого общество должно подчинить себе личность полностью, регулировать все моменты ее жизни, вплоть до мельчайших. Современная философия рассматривает человеческое общество как совокупность множества различных частей и элементов. Причем эти части и элементы не изолированы друг oт друга, не обособлены, а, напротив, тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют, в силу чего общество и существует как единый целостный организм, как единая система. От других природных систем, в том числе физических и биологических, общество отличается своей особой сложностью.
Поэтому для описания общества ныне широко используется как общепринятые в теории системы понятия: «элемент», «система», «структура», «организация», «отношение», так и специфические философские понятия: «субъект», «объект», «идеальное», «социальная деятельность» и др. Представление об обществе как едином организме явилось результатом длительного развития философской мысли. Представление о системности в природе и в обществе возникло еще в античной философии в виде обшей концепции об упорядоченности, целостности бытия. Проблему системности общественной жизни наиболее активно разрабатывали такие крупнейшие мыслители XIX—XX вв., как О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс. Ими было определено содержание основных для решения дан ной проблемы понятий и категорий. Под «элементом» или «частью» общества понимается мельчайшая частица системы или их совокупность; в качестве элементов и частей общества могут выступать те или иные социальные субъекты, отношения, институты. Составляющие общество элементы, части, подсистемы весьма многообразны, многокачественны, иерархичны. Понятие «структура» отражает определенную форму устойчивых связей, отношений, совокупность сложившихся на их основе социальных групп и институтов, обеспечивающих целостность общества и сохранность его свойств при различных внутренних и внешних изменениях. Структура может быть определена как форма организации общества, внутренняя упорядоченность, согласованность взаимоотношений различных его частей. При характеристике социальной жизни часто употребляются понятия «субъект» и «объект». Эти понятия противоположны по смыслу. Если под субъектом понимается явление, выступающее как носитель активности, направленной на другое явление, выступающее в данном случае в качестве более пассивного, то под объектом, напротив, понимается явление, на которое направлена активность другого явления. В качестве относительно самостоятельного предмета изучения может быть выделена исторически сложившаяся в ходе совместной деятельности людей структура социальных общностей, включающая в свой состав такие общности, как семья, род, племя, нация, класс, сословия, касты и т.п. Может быть также специально выделена и рассмотрена структура связей, зависимостей, отношений между людьми; они могут исследоваться по крупным сферам жизнедеятельности общества, таким, как экономическая, политическая, духовная, нравственная, религиозная, эстетическая. Могут рассматриваться как отношения между людьми внутри этих сфер, так и отношения между самими этими сферами.
Возможен и анализ общества с точки зрения существующих в нем многообразных институтов, возникающих с целью обеспечения устойчивости социальных отношений. Эта структура включает бесчисленное множество социальных институтов: различного рода производственные предприятия, институты сферы культуры, центральные и местные органы власти, систему здравоохранения, т.е. всю многообразную сеть экономических, политических и культурных учреждений и организаций, удовлетворяющих различные потребности человека. Допускается и иной, универсальный, синтетический подход к пониманию структуры общества — как состоящую из отдельных личностей; из отдельных коллективов, малых групп: из больших социальных групп и их организаций; из отдельных народов, наций и государств; из международных, межгосударственных объединений и организаций. При таком подходе каждый отдельный представитель любого из рассматриваемых уровней выступает в качестве элемента более сложной структурной организации, причем каждый элемент структуры находится в системе сложных взаимосвязей друг с другом, как вертикальных, так и горизонтальных. Анализ перечисленных многообразных элементов социальной системы — видов деятельности, социальных отношений, социальных общностей, сфер общественной жизни, социальных институтов — составляет, по сути дела, содержание социальной философии.
48. Общество как целостная самовоспроизводящая система. Понятие общественного производства. Общественные отношения и системность общества. Понятие общественного производства является одним из всеобщих
1. Способ материального производства – основа целостности и развития общества. Структура производства. Способ производства – исторически определённый способ добывания материальных благ, необходимых людям для производственного и личного потребления; представляет собой единство производительных сил и производственных отношений. Две стороны способа производства находятся во внутреннем взаимодействии; главенствующая роль принадлежит производительным силам, от уровня развития которых зависит характер производственных отношений. Изменения в отношениях собственности, характере соединения рабочей силы со средствами производства, формах связи между производителями, классовой структуре общества, мотивах и целях хозяйственной деятельности, которые специфичны для каждого способа производства, диктуются в конечном счёте развитием производительных сил, отражающих степень господства человека над природой. В системе условий общественной жизни способ производства занимает определяющее место. "Способ производства материальной жизни, - отмечал К. Маркс, - обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще". В зависимости от существующего способа производства складывается определённая надстройка. Истории человеческого общества известны пять способов производства: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический (первой фазой которого выступает социализм). Взаимосвязь двух сторон общественного производства, зависимость характера производственных отношений от уровня развития производительных сил выражается законом их соответствия, который объясняет смену одного исторически определённого способа производства другим. Производственные отношения, выступая формой развития производительных сил, в свою очередь, активно воздействуют на них, ускоряя или задерживая их прогресс. Кроме того, взаимодействие производительных сил и производственных отношений испытывает обратное влияние надстройки, обладающей относительной самостоятельностью.
Структура общественного производства – определённое соотношение между отраслями производства, выражающее народно-хозяйственные пропорции и состояние общественного разделения труда в условиях данной системы производственных отношений. Научной основой анализа структуры общественного производства является марксистско-ленинская теория воспроизводства, которая определила состав и основные элементы структуры, закономерности её изменения - общие и специфические для различных способов производства, факторы, влияющие на её развитие и совершенствование.
2. Диалектика производительных сил и производственных отношений. Производительные силы и общественные отношения являются различными сторонами развития общественного индивида. Взаимоотношения между производительными силами, с одной стороны, и производственными отношениями – с другой, являются вместе с тем взаимоотношениями между материальной производственной деятельностью и тем самым практической работой производителей определённого типа, с одной стороны, и общественными формами этой деятельности, социальными условиями развития данного типа производителей – с другой. Развитие производительных сил и производственных отношений служит наиболее убедительным подтверждением того, что люди сами делают свою историю, но что они её делают не так, как им вздумается, при обстоятельствах, которые не сами они выбрали, а которые непосредственно имеются налицо, даны им и перешли от прошлого. Производительные силы существуют и развиваются, не в отрыве от человеческой деятельности. Люди сами создают, совершенствуют и используют свои средства и предметы труда, овеществляя свою творческую энергию. Только человеческая деятельность превращает средства производства в производительные силы. Человек, его рабочая сила как совокупность всех его физических и духовных способностей – главная производительная сила на любой ступени исторического развития во всяком обществе. Люди устанавливают их сами, действуя сообща в производстве своей жизни. Производственные отношения – это взаимоотношения людей в процессе материального производства. Однако нельзя забывать, что каждое новое поколение наследует материальные производительные силы и производственные отношения на определенной ступени их развития, являющиеся результатом деятельности прошлых поколений. То, что производительные силы и производственные отношения представляют собой результаты деятельности людей, - это лишь один аспект проблемы. Другой заключается в том, что производительные силы и производственные отношения – это готовые исторические предпосылки деятельности каждого нового поколения. На первых порах людям всегда приходится действовать в условиях, которые полностью независимы от них и которые им даны заранее. Они вынуждены исходить из этих условий, учитывать в процессе производства, воспроизводить их и развивать дальше. Таким образом, историческая деятельность и возможности людей определяются материально данными производительными силами и производственными отношениями. Вместе с тем эта деятельность, в свою очередь, определяет дальнейшее развитие производительных сил и производственных отношений.
Как отмечал К. Маркс, "развитие способностей рода "человек", хотя оно вначале совершается за счет большинства человеческих индивидов и даже целых человеческих классов, в конце концов, разрушит этот антагонизм и совпадает с развитием каждого отдельного индивида; что, стало быть, более высокое развитие индивидуальности покупается только ценой такого исторического процесса, в ходе которого индивиды приносятся в жертву…"
Вопрос 51 Общ. сознание, его сущность и структура. Общ. и индивидуальное сознание. Общественное сознание, его сущность и структура. Общественное сознание (или как сейчас принято говорить, общественный менталитет) - характеристика социально значимых теорий и взглядов людей, является одним из важнейших философских понятий, обозначающих духовную сторону бытия общества. В этой связи, можно сказать, какие мысли господствуют в обществе, ибо общественное сознание более или менее верно отражает реальный процесс жизнедеятельности людей, их бытие. Общественное сознание - это всегда нечто типичное, общее, социально (для данной конкретной группы людей, общества) значимое. Общественное сознание всегда находится в постоянном взаимодействии с сознанием индивида (общественное и индивидуальное сознание связаны друг с другом и, порой, сложно отграничить одно от другого). И хотя сознание вместе с тем всегда выражает и свойства данного человека и особые черты его личностного развития, отношение к миру, оно формируется под воздействием общественного сознания. Всякая личность входит в общество, усваивая его нормы и ценности. Конечно, личность избирательно относится к общественному сознанию, поскольку имеет место свобода воли, духа. Но и общественное сознание формируется за счет индивидуального сознания (точнее, оно наполняется, вбирает в себя идеи, мысли отдельных людей), отбирая все то, что имеет общезначимую ценность. Общественное сознание также избирательно относится к индивидуальному сознанию. Только то из индивидуального сознания, что работает на социально значимую потребность, что вызывает интерес, может войти в сферу общественного сознания, стать значимым для других людей. Общественное сознание имеет определенную структуру. В зависимости от того, какой аспект сознания - знание или оценка - выступает преобладающим в нем, вычленяются различные его уровни. Если общественное сознание рассматривается только в аспекте содержащихся в нем знаний, выявляют уровни обыденного и теоретического сознания. Обыденное и теоретическое сознание различаются по степени глубины и полноты представленных в них знаний. Обыденное (повседневное) сознание формируется у людей непосредственно на основе опыта их жизни и включает в себя разнородные знания, которые используются в каждодневной практике. Обыденное сознание содержит знание об окружающей действительности в основном на уровне явлений, т.е., как правило, в форме восприятий и представлений внешних сторон действительности. Это разнообразные, обычно почти не систематизированные знания, наблюдения, предположения, суждения типа «здравого смысла» и т.п., которые не упорядочены какой-либо научно обоснованной и все в них объясняющей теорией. Теоретическое сознание, напротив, включает в себя знания об окружающей действительности на уровне сущности. Это почти всегда такие знания о предметах и процессах действительности, которые построены на понимании и объяснении их действия внутренними законами развития. Теоретическое сознание - во многом результат специализированной подготовки людей в той или иной области знаний и, конечно, оно - свидетельство их научного и профессионального уровня развития. Грани, отделяющие обыденное сознание от теоретического, как у каждого человека, так и всего общества условны и весьма подвижны. Это значит, что обыденный и теоретический уровни сознания неразрывно связаны друг с другом и взаимопроникают. Как бы ни развивалась наука, как бы ни росло вширь и вглубь образование, обыденное сознание будет существовать, потому что всегда будет сохраняться деление групп людей на обладающих и не обладающих теоретическим знанием какого-то определенного предмета или процесса. Нельзя забывать и то, что обыденным сознанием предваряется формирование теоретического сознания и, в конце концов, именно на его основе происходит и усвоение научных знаний. Общественное сознание, если его рассматривать главным образом в аспекте выраженного в нем отношения (оценки) к действительности, образует в своей структуре уровни общественной психологии (психики) и идеологии. Эмоции, чувства, настроения, мнения, обычаи, традиции, привычки, побуждения, слухи, мода и т.п. - все эти явления составляют сферу общественной психологии - значительно воздействуют на жизнедеятельность людей, развитие общества. Кстати, все общественно-психологические явления: и чувства, и настроения, и привычки заразительны. Они могут, неосознанно, передаваться от одних людей к другим, постоянно захватывая, пленяя ум, чувства и поведение. В общественной психологии отражаются все явления жизни: единичные, общие, существенные, несущественные, ситуативные, каждодневные, глобальные. Говоря об общественной психологии, необходимо, прежде всего, иметь в виду, что она по существу является значимой, т.е. общей, типичной для данных конкретных условий жизнедеятельности людей эмоционально-чувственной реакцией, выраженной в форме определенного переживания и поведения. Общественная психологиявплетена в реальный процесс повседневности разных ситуаций жизнедеятельности людей. В ней нет какой-либо упорядоченности, поскольку слухи, иллюзии соседствуют с высоко нравственными чувствами, настроениями и т.д. Общественная психология неотъемлема от людей на всем пути их жизни, присутствует во всех деяниях, являясь формой духовной связи, сплачивающей людей в определенную группу. Большое влияние на общественную психологию может оказывать идеология, которая сама, в свою очередь, хотя прямо и непосредственно не вытекает из общественной психологии, вынуждена учитывать особенности ее процессов и состояний в обществе. Идеология- система теоретических знаний, выработанных для выражения и защиты определенных целей и интересов существования и развития той или иной группы людей. Действительность в идеологии, как и в общественной психологии, рассматривается через определенное отношение, оценку к ней со стороны конкретной социальной группы. Все компоненты идеологии: идеалы, нормы, лозунги, призывы, принципы стратегии и тактики достижения целей и т.п., так или иначе, выражают интересы группы. Идеология истинна, правдива, если она точно представляет реальность положения группы в связи с оправданием ее интересов. Но она одновременно и ложна, поскольку, будучи верной, в отношении определенной группы, относительно защиты ее интересов, является искажением всего, что расходится с ее интересами, что не отвечает ее потребностям. Идеология выполняет важную общественную функцию объединения людей в определенные общности путем обоснования их интересов, требующих такого объединения. Но одновременно идеология и разъединяет людей на основе различия коренных интересов. Индивидуальное сознание. Индивидуальное сознание возникло на базе двух предпосылок: 1. биологическая – биологическое развитие организмов, в первую очередь центральной нервной системы; 2. социальная – формирование социума: трудовая деятельность и коллектив с формирующимся коллективным сознанием, с языком и взаимодействием индивидов со складывающимся обществом. Понятие индивидуального сознания может определяться по-разному. Одно из определений (А.Г. Спиркин): сознание – это такая функция чел. мозга, которая заключается в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. Это определение сознания функциональное.
Вопрос 52 Общ. психология и идеология. Общ. мнение. Понятие менталитета. Общественное сознание, если его рассматривать главным образом в аспекте выраженного в нем отношения (оценки) к действительности, образует в своей структуре уровни общественной психологии (психики) и идеологии. Эмоции, чувства, настроения, мнения, обычаи, традиции, привычки, побуждения, слухи, мода и т.п. - все эти явления составляют сферу общественной психологии - значительно воздействуют на жизнедеятельность людей, развитие общества. Достаточно, например, сказать, что плохое настроение людей может не только снизить производительность труда, но и вообще привести к свертыванию, прекращению какой-либо деятельности. И, наоборот, мы знаем, как многого могут добиться люди, когда им сопутствует приподнятое настроение, чувство уверенности и доверия друг к другу. Все общественно-психологические явления: и чувства, и настроения, и привычки заразительны. Они могут, неосознанно, передаваться от одних людей к другим, постоянно захватывая, пленяя ум, чувства и поведение. В общественной психологии отражаются все явления жизни: единичные, общие, существенные, несущественные, ситуативные, каждодневные, глобальные; для нее подчас все важно, все, так сказать, «мелочи жизни», на все она реагирует особым образом. Вот почему, говоря об общественной психологии, необходимо, прежде всего, иметь в виду, что она по существу является значимой, т.е. общей, типичной для данных конкретных условий жизнедеятельности людей эмоционально-чувственной реакцией, выраженной в форме определенного переживания и поведения. Все это можно проиллюстрировать на примере такого важного социально-психологического явления как общественное мнение. Общественное мнение - суждение группы людей, в котором в форме одобрения или порицания выражается их отношение к действительности. Это скрытое или явное суждение всегда эмоционально окрашено и в этом смысле оно является подлинным переживанием отношения людей к действительности. Предметом и детерминантом общественного мнения может быть все, но, прежде всего то, что вызывает общественный интерес. Это, как правило, все те вопросы, которые требуют своего практического решения и по которым есть выбор. Будучи коллективным (общезначимым) суждением, общественное мнение способно не только отражать (оценивать) действительность, но и заинтересованно влиять на нее через конкретные действия людей, разделяющих данное мнение. Психология в обществе многолика, разнообразна. Разные группы, общности, объединения людей имеют свою, во многом отличную от других, психологию. Именно поэтому можно говорить о специфических привычках, обычаях, традициях, вкусах, чаяниях, которые свойственны тому или иному классу, нации, профессиональной группе, учебному или производственному коллективу. Каждый человек является носителем психологии одновременно всех тех групп, к которым он принадлежит: семейной, производственной, национальной, территориальной, профессиональной и т.п. Общественная психологиявплетена в реальный процесс повседневности разных ситуаций жизнедеятельности людей. В ней нет какой-либо упорядоченности, поскольку слухи, иллюзии соседствуют с высоко нравственными чувствами, настроениями и т.д. Общественная психология неотъемлема от людей на всем пути их жизни, присутствует во всех деяниях, являясь формой духовной связи, сплачивающей людей в определенную группу на основе чувства «мы». Большое влияние на общественную психологию может оказывать идеология, которая сама, в свою очередь, хотя прямо и непосредственно не вытекает из общественной психологии, вынуждена учитывать особенности ее процессов и состояний в обществе. Идеология- система теоретических знаний, выработанных для выражения и защиты определенных целей и интересов существования и развития той или иной группы людей. В любой идеологии группа осознает себя и свои взаимоотношения с другими группами, уясняет свои потребности и интересы, формулирует задачи и цели дальнейшего движения. Действительность в идеологии, как и в общественной психологии, рассматривается через определенное отношение, оценку к ней со стороны конкретной социальной группы (класса, общественного слоя, нации или партии, политического движения, государства). Правда, в отличие от общественной психологии, где оценка выражена в форме переживаний, поведения, вызванных изменением любых жизненных ситуаций, в идеологии она представлена в теоретической форме знания и самосознания коренных, главных интересов групп. С этой целью идеологи для выражения коренных, главных интересов группы вынуждены опираться на науку, а, следовательно, не только четко и последовательно заявлять о каких-то принципах своей деятельности, но и доказывать, обосновывать интересы, которые преследуются. Вот почему всем положениям идеологии стремятся придать научную форму, выразить общественные явления жизни обобщенно, в принципе, не касаясь временного, единичного, несущественного. Все общественные явления отражаются и оцениваются в идеологии всегда лишь с точки зрения важности, значимости и их соответствия интересам какой-то определенной социальной группы. Поэтому все компоненты идеологии: идеалы, нормы, лозунги, призывы, принципы стратегии и тактики достижения целей и т.п., так или иначе, выражают интересы группы. Идеология истинна, правдива, если она точно представляет реальность положения группы в связи с оправданием ее интересов. Но она одновременно и ложна, поскольку, будучи верной, в отношении определенной группы, относительно защиты ее интересов, является искажением всего, что расходится с ее интересами, что не отвечает ее потребностям. В обществе есть и могут быть другие группы, организации, объединения людей со своими собственными интересами, которые также претендуют на истину. Они тоже стремятся отразить свое бытие с точки зрения своих потребностей и интересов и тоже очень часто забывают или просто игнорируют, а порой сознательно фальсифицируют интересы других. Идеология выполняет важную общественную функцию объединения людей в определенные общности путем обоснования их интересов, требующих такого объединения. Но одновременно идеология и разъединяет людей на основе различия коренных интересов. Конечно, различие интересов объясняется различием положения, занимаемого людьми в обществе, что обусловлено, в свою очередь, противоречивыми общественными отношениями, в которые люди поставлены. Надо искать общие интересы и тем самым идти на компромисс, понижая или вообще снимая остроту идеологического противостояния. Отказ от несостоятельности идеологического противоборства в общественной жизни вовсе не означает деидеологизацию, или отмену идеологии. Во-первых, нельзя отказываться от борьбы с различными человеконенавистническими идеологиями: расизмом, фашизмом, национализмом, милитаризмом и т.п. Во-вторых, любое общество всегда будет нуждаться в осмыслении путей и целей своего движения вперед, в поиске более совершенных форм жизни. Речь поэтому должна идти не о конце идеологии, а создании подлинно гуманистической идеологии, отвечающей общечеловеческим интересам и ценностям.
Вопрос 53 Политич. система общества. Сущность власти. Понятие правового государства. Как специфическая сфера деятельности и отношений людей в обществе, политика есть стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти между различными группами людей внутри государства или между государствами. Политика - это область, где обычно противодействуют такие субъекты как классы, нации, государства, имеющие свои цели, интересы, мировоззрение. Политическая деятельность представляет собой особую систему политических институтов, включающих в себя как государственные, так и негосударственные структуры. Негосударственные политические структуры (партии, общественные организации и движения) выполняют, как правило, вспомогательные ф-ии, обеспечивая изначальное формирование направления политики, приход к власти соответствующих политических лидеров. Правда, в рамках некоторых общественных режимов, которые характеризуются отсутствием многопартийной выборной системы, единая правящая партия (или блок таких партий) фактически выступает элементом государственной структуры. Последнее проявляется даже в слиянии соответствующих высших должностей. Важнейшей задачей негосударственных структур в современном демократическом обществе, с одной стороны, является обеспечение легитимности формирования власти, а с другой - напротив, создание партийно-общественной оппозиции к данной конкретной власти, что является необходимым условием нормального функционирования общества. Каждая из действующих в политической жизни групп пытается представить и часто навязать свои интересы другим общественным группам в качестве всеобщего, как интересы всего народа, государства. Политическая группа, сумевшая навязать свой собственный интерес в качестве всеобщих (или убедить в необходимости его реализации большинство людей), становится политически господствующей в обществе силой, осуществляет власть в государстве, т.е. имеет возможность, используя рычаги государственной власти, проводить свою волю, даже вопреки сопротивлению. Государство как политическая структура имеет сложный и дифференцированный характер, зависящий от формы правления, конкретных исторических условий и т.д. Оно выполняет разветвленные функции, которые также реализуются в соответствующих государственных институтах (армия, судебная власть, исполнительная власть и т.д.). Поэтому политическое управление государством не тождественно любому социальному управлению. Это более сложный вид социального управления, направленный на регуляцию жизнедеятельности и сохранение государства, его, по крайней мере, нормальное функционирование. Поэтому просчеты в этой сфере управления чреваты наиболее серьезными последствиями для развития как всего государства, так и каждого человека. Государство - это главный политический институт общества, это такая его организация, которая владеет монополией на законное насилие, правда, политическое господство в обществе может быть разным. М.Вебер различал легальный; традиционный и харизматический типы господства в обществе. Легальное господство - это господство права в организации общественной жизни людей. Существование власти и сфера ее действия исключительно зависят от установленных людьми правовых норм общежития. В этом смысле все, кто подчинен власти, должен считаться с правовыми нормами, а эти нормы, соответственно, применяются к любым конкретным случаям их жизнедеятельности, Действия людей, находящихся у власти, также должны определяться правовыми нормами, поскольку они не являются самостоятельными правителями. Традиционное господство опирается на веру людей в то, что власть является законной, поскольку именно такого рода власть всегда существовала. При традиционном господстве имеет место пиетет к привычному, к традиции. Все действия власти основываются и регулируются некогда сложившимися традициями, нарушение которых может подвергнуть опасности их законность. Харизматическое господство - это господство тех, кто обладает харизмой (от греч. charisma - дар), т.е. некоторыми необычными свойствами, позволяющими им влиять на людей. Харизматический лидер - это некто, чье господство над другими зиждется на вере в его особые свойства. Харизматический лидер призван выполнять предназначенную ему миссию и во имя этого имеет право на послушание других. Отсюда вытекает и вера людей в выдающиеся качества этого лица, любовное подчинение созданным им порядкам. Здесь нет каких-либо безличных прав на господство, ибо все ожидания людей связаны именно с конкретным человеком, обладающим харизмой. Считается, что человек, наделенный харизмой, всегда вносит нечто новое в жизнь людей в обществе и должен постоянно доказывать это своими действиями. Таким образом, политическое господство, способы власти в обществе довольно разнообразны. Однако следует сказать о том, что политическая (государственная) власть имеет больше шансов на успех в решении проблем общественной жизни, если она носит институциональный, а не личностный характер. В тех общественных организмах, где максимально ограничено вмешательство (воздействие) индивидов, какими бы выдающимися качествами они ни обладали на принятие решений государственной власти, где все властные функции четко регулируются установленными и принятыми в обществе правовыми законами, существуют широкие возможности демократического управления самих людей своей жизнедеятельностью. Государство, его власть в этом случае выражает общезначимую волю своих граждан и является политической формой объединения людей для зашиты интересов всего общества. Гражданское общество – это относительно самостоятельная от государства система социальных институтов, функционирующих на основе самоуправления. Это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним. Речь идет о самопроявлении свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций, которые в состоянии оградить себя от произвольного вмешательства со стороны гос. власти. Данная концепция оформилась ко второй половине XVIII в. — начале XIX в. Философия эпохи Просвещения, немецкая классическая философия проводили ясное различие между государством и сферой гражданского общества как областью, которая охватывает все многообразие социальных связей между индивидом и государством. Гражданс<
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 728; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.180.253 (0.018 с.) |