ТОП 10:

Тема 3. Общество: понятие, типология и основные концепции.



Кафедра социологии

 

УТВЕРЖДАЮ

Проректор

по учебно-методической работе

и качеству образования

д.э.н., профессор

_______________В.И. Малюк

 

« » __________ 2011 г

Рег.

СОЦИОЛОГИЯ

Методические указания к семинарским занятиям

для студентов всех направлений СПбГИЭУ

 

 

Санкт-Петербург


Допущено

редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

в качестве методического издания

 

Составители:

д-р филос. наук, проф. К.М. Оганян

канд. филос. наук, доц. В.Н. Лупанов

ассистент К.К.Оганян

 

Рецензент:

д-р ист. наук, проф. Л.Н. Гончаренко

 

Подготовлено на кафедре социологии

 

Одобрено научно-методическим советом

СПбГИЭУ

 

Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,

представленного составителями

 

©СПбГИЭУ, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1. Общие указания…………………………………………....……..4

2. Методические указания к изучению дисциплины……………..5

3. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«СОЦИОЛГИЯ»……………………………………………………….6

Тема 1.Становление и развитие социологии как науки и

учебной дисциплины ………………………………………………6

Тема 2. Методология и методы социологических исследований…………………………………………………………………..10

Тема 3. Общество: понятие, типология и основные концепции…………...12

Тема 4. Социальные институты и социальный контроль…………………..14

Тема 5. Личность в системе общественных отношений…………………...17

Тема 6. Социальная структура общества: социальные группы,

классы, общности и организации……………………………………….……19

Тема 7.Социальная стратификация и социальная мобильность…...……..21

Тема 8. Социальные процессы и изменения в обществе. ………………….22

Тема 9. Мировое сообщество и глобальные проблемы

развития человечества………………………………………………………...25

4. Рекомендуемая литература……….…………………….……….29

5. Перечень примерных вопросов для подготовки к

экзамену по дисциплине «Социология»..….……………………..34

 

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

1.1. Цель и задачи дисциплины

Цель дисциплины «Социология» - дать студентам основы социальных знании и закономерностей общественного развития, помогающие им не только овладеть методологией и методами социологического анализа, но и способствующие на практике реализации навыков и умений в решении социальных проблем российского общества.

 

1.2. Задачи дисциплины:

Задачами дисциплины являются:

· изучение основных этапов развития социологической мысли и современных направлений социологической теории;

· выяснение сущности и специфики социальной реальности общества как це­лостной саморегулирующейся системы;

· уяснения социальной структуры современного общества в процессе социального взаимодействия социальных групп и социальных общностей;

· понимание социальных институтов, обеспечивающих воспроиз­водство общественных отношений и социального неравенства в обществе;

· изучение методики и техники проведения социологических исследований.

Основные задачи дисциплины «Социология» направлены на формирование у выпускника следующих компетенций:

 

1. Общекультурные компетенции (ОК):

· знание базовых ценностей мировой культуры и готовность опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии (ОК-1);

· знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умение оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2);

· готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

· способность анализировать социальнозначимые проблемы и процессы (ОК-13).

 

 

2. Профессиональные компетенции в аналитической, научно-исследовательской деятельности (ПК):

· cпособность к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций (ПК-7);

· способность учитывать аспекты корпоративной социальной ответственности при разработке и реализации стратегии организации (ПК-16).

 

Место дисциплины в учебном процессе и требования к знаниям, навыкам и умениям выпускника

В соответствии с поставленными целями и задачами в результате изучения учебной дисциплины "Социология" бакалавр должен знать:

· основные этапы развития социологической мысли и современные направления социологической теории;

· социальную структуру общества и теорию стратификации;

· о природе возникновения социальных общностей и социальных групп и видах;

· основные социальные институты общества, методы и формы социального контроля;

· социологический подход к личности, факторах ее формирования в процессе социализации;

· типологию, основные источники возникновения и развития массовых социальных движений, формы социальных взаимодействий, факторы социального развития;

· типы и структуры социальных организаций;

· социальные процессы и изменения в социальных системах;

· механизмы возникновения и разрешения социальных конфликтов.

Владеть:

· ситуационным, структурно-функциональным и факторным анализом;

· методологией, техникой и методикой проведения социологического исследования;

· процедурой организации социологического исследования, знать основные его этапы;

· основными методами измерения социологической информации, признаков, характеризующих объект исследования, используя шкалы;

· основными методами социологических исследований (анкетированием, интервью, наблюдением, социометрическим методом, текстовой методикой, приемами контент-анализа); навыками формирования выборочной совокупности, ее оценки и видов, уметь рассчитать ошибку выбора, степень достоверности.

Уметь:

· анализировать основные проблемы стратификации российского общества, возникновения классов, причины бедности и неравенства, взаимоотношений социальных групп, общностей и этносов;

· уметь разрабатывать необходимый инструментарий для проведения социологического исследования и осуществлять контроль факторов в социальном эксперименте;

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Изучение дисциплины предполагает использование различных форм учебной работы:

· Лекции, в которых обеспечивается целостное представление о предмете дисциплины, о его структуре, связь с другими дисциплинами, даётся анализ существующих теоретических подходов, раскрывается содержание разделов и тем, обосновываются определения и дефиниции, демонстрируются возможности применения получаемых знаний на практике;

· Семинарские занятия, направленные на закрепление пройденного материала, рассмотрение дополнительной литературы, обсуждение домашних заданий, анализ конкретных ситуаций, разработку учебных исследовательских программ, проведение деловых игр;

· Самостоятельная работа, преследующая цель углублённой проработки наиболее сложных тем дисциплины на основе дополнительной литературы;

· Проведение социологических исследований по актуальным проблемам социальной жизни;

· Участие в конференциях, проводимых как в университете, так и в других вузах.

 

ПЛАНЫ

СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«СОЦИОЛОГИЯ»

 

Тема 1. Становление и развитие социологии как науки и учебной дисциплины

Вопросы к теме

 

1. Предмет и функции социологии. Место социологии в системе обществоведческого знания.

2. Структура, функции и уровни социологического знания.

3. Возникновение социологической науки: классическая социология и ее основные направления.

4. Ключевые идеи теоретиков западноевропейской социологии XIX – начала XX вв. Позитивизм и антипозитивизм.

5. Основные этапы развития социологической науки в России.

 

Литература

 

1. Батыгин Г.С. Подвойский Д.Г. История социологии. Учебник.- М.: Высшее Образование и Наука, 2007. - 448 с.

2. Галактионов А.А. Русская социология Х1-ХХ веков: Учеб. - СПб.: Лань, 2008.- 416 с.

3. Гофман А.Б. 7 лекций по истории социологии. - 5-е изд. - М.: Университет, 2005. - 209с.

4. Зборовский Г.Е. История социологии: классический этап: Учеб. для вузов. - Екатеринбург, 2009. - 360 с.

5. История социологии в Западной Европе и США: Учебник для вузов. - М.: Академический проект, 2009.

6. История социологии / Под ред. А. Н. Елсукова. Минск, 2008.

7. Оганян К.М. Общая социология: Учебное пособие /Под ред. К.М.Оганяна. - СПб.: СПбГИЭУ, 2006. – 260 с.

8. Курбатов В.И. Современная западная социология: Аналит. обзор концепций: Учеб. пособие : Для вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 412 с.

9. Тощенко Ж. Т. Знаменательное событие //Социологические исследования, 2008, N 6

10. Осипов Г. В. Возрождение социологии в России. Как это было на самом деле //Социологические исследования, 2008, NN 6,7

11. Горшков М. К. Уроки и перспективы отечественной социологии //Социологические исследования, 2008, N 7

12. Бушенко И. А. К истории создания первой социологической ассоциации //Социологические исследования, 2008, N 6

13. Горшков М. К. Российский менталитет в социологическом измерении //Социологические исследования, 2008, N 6

14. Жуков В. И. Россия в глобальной системе социальных координат: социологический анализ и прогноз //Социологические исследования, 2008, NN 10,12

15. Левашов В. К. Новая повестка дня для России //Социологические исследования, 2008, N 7

16. Подвойский Д. Г. Социология в современной России. "Непричесанные мысли" //Социологические исследования, 2008, N 7.

17. Радаев В. В. Возможна ли позитивная программа для российской социологии //Социологические исследования, 2008, N 7

18. Тихонов А. В. Посткризисный синдром отечественной социологии и ее проблемы //Социологические исследования, 2008, N 7

19. Тощенко Ж. Т. Чему учить социолога и с чего начинать //Социологические исследования, 2008, N 7

20. Буланова М. Б. Социологическое образование в России (1960-е годы по настоящее время) //Социологические исследования, 2008, N 12

21. Великий П. П. Российская аграрная социология: этапы, имена, идеи //Социологические исследования, 2008, N 7

22. Зубок Ю. А., Чупров В. И. Становление и развитие отечественной социологии молодежи //Социологические исследования, 2008, N 7

23. Кравченко С. А. Возрождение социологической теоретической мысли в России: проблемы и достижения //Социологические исследования, 2008, N 6

24. Щербина В. В. Заводская социология и управленческое консультирование в советский и постсоветский периоды //Социологические исследования, 2008, N 6

25. Вороноев А. О. Социологические исследования в Ленинграде - Санкт-Петербурге (1960 - 1990-е годы) //Социологические исследования, 2008, N 6

26. Тощенко Ж. Т. Региональные социологические центры 1960 - 1970-х годов //Социологические исследования, 2008, N 6

27. Романовский Н. В. Теоретическая социология в России - рамочные условия //Социологические исследования, 2008, N 1

28. Романовский Н. В. Историзация - закономерность развития социологической теории //Социологические исследования, 2008, N 10

29. Ядов В. А. Для чего нужна сегодня национальная русская социология? //Социологические исследования, 2008, N 4

30. Бестужев-Лада И. В. Герберт Уэллс как социолог, 2008, //Социологические исследования, 2008, N 11

31. Гергилов Р. Е. Теория и методология социологии Г. Д. Гурвича, 2008, //Социологические исследования, 2008, N 4

32. Гофман А. Б. Традиционное или рациональное? Интерпретация традиции в творчестве М. Вебера, 2008, //Социологические исследования, 2008, N 4

33. Ерекшеева Л. Б. К анализу социологии религии Э.Дюркгейма, 2008,//Социологические исследования, 2008, N 12

34. Климовицкий С. В. Проблема когерентности, 2008, //Социологические исследования, 2008, N 12

35. Рупова Р. М. Антиглобалистский оптимизм А. Щюца и К. Гирца, 2008, //Социологические исследования, 2008, N 4

36. Масловский М. В. Неовеберианская историческая социология, 2008, //Социологические исследования, 2008, N 3

37.Буланова М.Б. В.М. Хвостов и социологическое образование в 1-м Московском университете (1917-1920 гг.) //Социологические исследования, 2009, N11

38.Гуев А.Н. Категория социальной дистанции в творчестве Г. Зиммеля //Социологические исследования, 2009, N4

39.Кодзима С. Восприятие работ М. Вебера в России начала ХХ в. и "веберовский ренессанс" конца ХХ в. //Социологические исследования, 2009, N6

40.Маникас П.Т. Критический реализм и социальная теория //Социологические исследования, 2009, N11

41.Романовский Н.В. Современная социология: детерминанты перемен //Социологические исследования, 2009, N12

42.Титаренко Л.Г. Современная теоретическая социология. Размышления после конгресса//Социологические исследования, 2009, N1

43. Тилли Ч. Историческая социология //Социологические исследования, 2009, N5

44. Тихонов А.В. Российское общество как новая социальная реальность и метапроект отечественной социологии //Социологические исследования, 2009, N12

45. Тощенко Ж.Т. Эволюция теоретической социологии в России (1950-2000-е годы) //Социологические исследования, 2009, N6

46. Тощенко Ж.Т. Эволюция теоретической социологии в России (1950-2000-е годы). Статья 2//Социологические исследования, 2009, N7

47.Яницкий О.Н. Кризис и социология //Социологические исследования, 2009, N5

Вопросы для самопроверки

 

1. Почему в контовской классификации наук не нашлось места для экономической науки?

2. В чем проявилось главное различие взглядов Конта и Спенсера на проблему управления общественными процессами? Каковы причины столь разных подходов?

3. По Марксу, разделение труда порождает классовые антагонизмы, по Дюркгейму – солидарность. Кто из них ближе к истине?

4. О каких правилах исследования социальных фактов говорит Дюркгейм?

5. Что такое «дух капитализма»? Как он определяется в социологии М. Вебера?

6. Какие Вы знаете варианты классификации социальных школ и направлений в современной социологии?

7. В чем видит Р. Мертон источник аномии в обществе?

8. Что лежит в основе конфликтов, по Р. Дарендорфу?

9. О каких позитивных функциях конфликта говорит Л. Козер?

10. Каковы национальные особенности российской социологии?

11. Какие течения в русской социологии XIX в. Вы знаете?

12. Назовите крупнейших российских социологов.

 

Темы рефератов и докладов

1. Социальное как объект социологического знания.

2. Объект и предмет социологии.

3. Условия и предпосылки возникновения социологии.

4. Социологические знания в современной России.

5. Социальные воззрения Огюста Конта. Социальная статика и динамика.

6. Классики зарубежной социологии: Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, М. Вебер.

7. Социологические воззрения К. Маркса.

8. Американская социология: основные этапы развития и направления (Ф. Знанецкий, У. Томас, Ф. Тейлор, Э. Мэйо, А. Маслоу, Э. Торндайк, Б. Скиннер, Т. Парсонс).

9. Русская социологическая мысль в начале XX века.

10. Гуманистический психоанализ Э. Фромма, В. Райта, К. Хорни.

11. Наследие социологической мысли русского зарубежья (П. Сорокин, И. Ильин, Н. Бердяев).

 

Тема 2.Методология и методы социологических исследований

 

Вопросы к теме

 

1. Понятие, сущность, этапы и виды социологического исследования

2. Методология, методика, техника и процедура социологического исследования.

3. Методы сбора и анализ результатов социологического исследования.

4. Анализ и интерпретация эмпирических данных.

 

Литература

 

1. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: методология и методы: Учебное пособие/ М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009. - 416 с: ил.

2. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования: учебное пособие для вузов.- М.: Книжный дом "Университет", 2006. - 296 с.

3. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: учебник. Моск. гос. ун-т им. М.В.Ломоносова. - М. : ИНФРА-М, 2006. - 623 с.

4. Маргулян Я.А. Социология. Учебно-методическое пособие. СПб.: СПбАУЭ, 2008.

5. Фролов С.С.Социология. М.: Гардарики, 2007. - 343 с.

6. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности/ В.А. Ядов. - 3-е изд., испр. - Москва: Омега-Л, 2007. - 567 с.

7. Оганян К.М. Общая социология: Учебное пособие /Под ред. К.М.Оганяна. - СПб.: СПбГИЭУ, 2006. – 260 с.

8. Оганян К.М. Методология и методика социологического исследования: Учебное пособие. СПб.: СПбГИЭУ, 2006. – 296 с.

9. Бессонова О. Э. Общая теория институциональных трансформаций: парадигмальное переосмысление цивилизационного развития России //Социологические исследования, 2008, N 1

10. Зборовский Г. Е. Матапарадигмальная модель теоретической социологии //Социологические исследования, 2008, N 4

11. Здравомыслов А. Г. К вопросу о культуре социологического мышления //Социологические исследования, 2008, N 5

12. Здравомыслов А. Г. Тройственная интерпретация культуры и границы социологического знания //Социологические исследования, 2008, N 8

13. Кармадонов О. А. Социологическая рациональность отсутствия в исследовании современного мира //Социологические исследования, 2008, N 3

14. Оганян К.М. Методология и методика социологического исследования. Учебное пособие. - СПб.: СПбГИЭУ, 2007.

15. Матсинье Д. М. Поиск методологических альтернатив //Социологические исследования, 2008, N 5

16. Ондрейкович П. Интерпретация и объяснение в исследованиях социологов //Социологические исследования, 2008, N 12

17. Артемов В. А., Новохацкая О. В. Эмпирические исследования затрат времени в СССР (1920 - 1930-е гг.) //Социологические исследования, 2008, N 4

18. Давыдов А. А. Математическая социология: обзор зарубежного опыта //Социологические исследования, 2008, N 4

19. Кечина Е. А. Взаимодействие социологии и статистики на этапе их формирования как социальных наук //Социологические исследования, 2008, N 9

20. Мягков А. Ю. Всегда ли респонденты говорят правду? Мета-анализ зарубежных источников //Социологические исследования, 2008, N 9

21. Горшков М.К. Российская повседневность в условиях кризиса: социологическое измерение // Социологические исследования, 2009N 12

22.Колесник Н.В., Тев Д.Б. Биография элиты: возможности социоструктурного анализа // Социологические исследования, 2009N6

23. Олейник А.Н. Триангуляция в контент-анализе. Вопросы методологии и эмпирийная проверка//Социологические исследования, 2009N2

24.Шереги Ф.Э. Прикладная социология: стимулы и гносеологические барьеры //Социологические исследования, 2009N4

25. Шкаратан О.И., Ястребов Г.А. Энтропийный анализ как метод безгипотизного поиска реальных (гомогенных) социальных групп// Социологические исследования, 2009N2

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Каковы предпосылки возникновения социологии как науки?

2. Что изучает социология?

3. Каковы особенности и задачи современной социология? В чем сущность ее основных функций?

4. Какие социальные явления изучаются на уровне общесоциологических теорий?

5. Какова структура социологии? Чем отличается теоретическая социология от эмпирической социологии?

6. Что такое методология, техника и методика социологических исследований?

7. Перечислите виды и типы социологического исследования. В чем состоит постановка задачи социологического исследования?

8. Определите основные этапы социологических исследований.

9. Что такое выборка? Какие виды выборки Вы можете назвать?

10. Каковы основные требования к программе социологического исследования?

11. Что такое гипотеза? Каковы ее основные виды?

Темы рефератов и докладов

1. Типы и виды социологических исследований.

2. Понятие программы социологического исследования. Назначение и функции программы.

3. Этапы и процедура разработки программы прикладного социологического исследования.

4. Понятие гипотезы в программе эмпирического социологического исследовании. Виды гипотез.

5. Интерпретация понятий в социологическом исследовании.

6. Метод социологического опроса.

7. Виды документов. Этапы и процедуры анализа документов.

8. Организация и технология проведения наблюдения.

9. Основные методы сбора социологической информации и их характеристика.

Темы рефератов и докладов

1. Типология и типы современных обществ.

2. Теория культурно-исторических типов развития общества (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А.Тойнби, П. Сорокин).

3. Механизмы самоорганизации, функционирования и развития общества.

4. Рациональное общество.

5. Информационное общество.

Литература

  1. Парсонс Т. О структуре социального действия. - М.: Академ-проект, 2005.
  2. Окладникова Е.А. Этносоциология. Учебн. пособие. СПб.: СПбГИЭУ, 2006

3. Черняк Е. М. Социология семьи : учеб. пособие / Черняк, Евгения Михайловна. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и K, 2006. - 237 с.

4. Оганян К.М. Общая социология: Учебное пособие /Под ред. К.М.Оганяна. - СПб.: СПбГИЭУ, 2006. – 260 с.

5. Оганян К.М. Методология и методика социологического исследования: Учебное пособие. СПб.: СПбГИЭУ, 2006. – 296 с.

6. Соколова Г. Н. О подходе к исследованию инновационной стратегии государства //Социологические исследования, 2008, N 9

7. Быстрое А. А. Материнский капитал: стимулирование рождаемости //Социологические исследования, 2008, N 12

8. Бурова С. Н., Демидова А. В. Тенденции исследования семьи в советский и постсоветский периоды //Социологические исследования, 2008, N 12

9. Варламова С. Н., Носкова А. В., Седова Н. Н. Брачный договор в России: от прошлого к будущему //Социологические исследования, 2008, N 1

10. Голод С. И. Социолого-демографический анализ состояния и эволюции семьи //Социологические исследования, 2008, N 1

11. Гурко Т. А. Алименты: фактор качественного и количественного воспроизводства населения //Социологические исследования, 2008, N 9

12. Дементьева И. Ф. Социальное самочувствие семьи //Социологические исследования, 2008, N 9

13. Лысова А. В. Физическое насилие над женами в российских семьях //Социологические исследования, 2008, N 9

14. Лыткина Т. С. Трансформация семьи и домашнего хозяйства. Опыт социоэтнологического описания жизни табасаранцев //Социологические исследования, 2008, N 5

15. Лункин Р. Н. "Русские" регионы России: степень православности и политические ориентации //Социологические исследования, 2008,N 4

16. Грошева И. А. Социальный контроль в практиках профилактики девиации //Социологические исследования, 2008, N 2

17. Сидоров А. И. Коррупция: и диагноз, и приговор //Социологические исследования, 2008, N 2

18. Ушакова Е. С. Суицидальные риски //Социологические исследования, 2008, N2

19. Явчуновская Т. М., Степанова И. Б. Социальна характеристика женской наркопреступности //Социологические исследования, 2008, N 2

20. Киселева А. М. Развитие территориального общественного самоуправления в крупном городе //Социологические исследования, 2008, N 10

21. Криничанский К. В. Российский город в условиях социально-экономической трансформации //Социологические исследования, 2008, N 10

22. Решетникова К. В. Методологические основы квалификации технологий управления организационными конфликтами //Социологические исследования, 2008, N 10

23. Гилинский Я.И. Социология девиантности (новеллы и перспективы)//Социологические исследования, 2009, N 8

24.Звоновский В.Б., Мацкевич М.Г. Локализация ответственности как фактор социального поведения //Социологические исследования, 2009, N3

25.Кривошеев В.В. Короткие жизненные проекты: проявление аномии в современном обществе //Социологические исследования, 2009, N3

26. Лежнина Ю.П. Семья в ценностных ориентациях //Социологические исследования, 2009, N12

27.Мчедлова М.М. Роль религии в современном обществе //Социологические исследования, 2009, N12, //Социологические исследования, 2009, N7

28.Мустаева Д.А. Социальные проблемы современной семьи//Социологические исследования, 2009, N7

29.Пациорковский В.В., Пациорковская В.В. Большая семья в демографической ситуации в России //Социологические исследования, 2009, N3 //Социологические исследования, 2009, N 2

30.Чередниченко Г.А. Новое в образовании и профессиональной деятельности молодежи//Социологические исследования, 2009, N 7

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Что такое социальный институт? Какие социальные институты вы знаете?

2. В чем причина необычайного разнообразия социальных институтов в современном обществе.

3. Что понимается под процессом институционализации? Из каких этапов она состоит?

4. Какие функции социальных институтов можно выделить?

5. Что такое «социальный контроль» и почему он является необходимым условием успешного функционирования общества?

6. Каковы основные способы осуществления социального контроля в обществе или социальной группе?

7.Что такое социальный контроль? Каковы его формы?

Темы рефератов и докладов

1. Социальный институт как «фабрика» по поддержанию и воспроизводству новых социальных связей.

2. Социальный институт – системообразующий фактор в стабилизации и развитии общества.

3. Строение социального института: механизмы регулирования и контроля индивидуального и группового поведения и взаимодействия.

4. Современные типы институтов.

5. Нормативно-ценностная, моральная система координат в современном обществе.

6. Западные социологи о социальной аномии (Э.Дюркгейм, Р.Мертон).

7. Отклоняющееся поведение в обществе переходного типа: ценностная амплитуда в восприятии нормы и патологии.

8. Проблемы социальной безопасности и защищенности граждан в обществе.

 

Литература

1. Асмолов А. Психология личности: принципы общепсихологическо­го анализа: Учеб, для вузов, - М.: Смысл, 2001. - 416 с.

2. Спасибенко С.Т. Поведение в социологии человека: постановка проблемы // Социально-гуманитарные знания. 1999. №4.

3. Смирнов П.И. Социология личности: Учеб. пос.. – СПб.: Соц. Общ-во им. М.М. Ковалевского, 2001.-380 с.

4. Ценности гражданского общества и личность // Составитель А.И. Михайлова. – Гардарики, 2001. – 238 с.

5. Оганян К.М. Общая социология: Учебное пособие /Под ред. К.М.Оганяна. - СПб.: СПбГИЭУ, 2006. – 260 с.

6. Оганян К.М. Методология и методика социологического исследования: Учебное пособие. СПб.: СПбГИЭУ, 2006. – 296 с.

7. Мальковская И. А. Метаморфозы субъектности в современном мире //Социологические исследования, 2008, N 5

8. Темницкий А. Л., Максимова О. Н. Мотивация интенсивного труда рабочих промышленного предприятия //Социологические исследования, 2008, N 11

9. Максимов Б. И. Рабочие как акторы процесса трансформаций //Социологические исследования, 2008, N 3

10. Темницкий А. Л. Коллективистские организации и практики трудового поведения //Социологические исследования, 2008, N 12

11. Ребров А. В. Влияние мотивационной структуры на результативность труда работников различных профессий //Социологические исследования, 2008, N 5

12.Абдикерова Г. О. Евразийская ментальность как основа создания интегральной модели социализации личности //Социологические исследования, 2009, N9

13. Возьмитель А.А., Осадчая Г.И. Образ жизни: теоретико-методологические основы анализа //Социологические исследования, 2009, N8

14. Григорьев С.И. Человек в современном мире. Сохранение жизненных сил, безопасность индивидуального и социального бытия //Социологические исследования, 2009, N11

15. Темницкий А. Л. Человеческий потенциал и гражданские позиции активистов молодежных объединений //Социологические исследования, 2009, N9

 

Вопросы для самопроверки

 

1. В чем различие понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»?

2. Какова структура личности?

3. В чем суть статусно-ролевой концепции личности?

4. Что такое ролевой конфликт? Каковы его основные причины?

5. Каков механизм воздействия общества на личность и личности на общество?

6. Какие факторы оказывают влияние на социализацию личности? Что играет ведущую роль в процессе социализации?

7. В чем заключается механизм социализации личности?

8. Можно ли говорить об особенностях процесса социализации в современной России? Обоснуйте свой ответ.

9. В чем проявляется единство и взаимосвязь личности и общества? Каковы пути разрешения противоречий между личностью и обществом?

10. Какие социологические концепции личности вы знаете?

Темы рефератов и докладов

 

1. Личность как субъект и объект социальной жизни.

2. Социальная адаптация и индивидуализация в развитии личности.

3. Роль личности в развитии общества.

4. Девиантное поведение личности.

Литература

  1. Модернизация социальной структуры российского общества /Отв. Ред. Э.Т. Голенкова. – М.: Институт социологии РАН, 2008. – 287 с.

2. Яковлев А.М. Социальная структура общества: Учеб. – М.: Экзамен, 2003.-384.

3. Средний класс в современной России/ Отв. ред. М.К.Горшков, Н.Е.Тихонова; Ин-т социологии РАН. – М.: 2008. – 320 с.

4. Социальные технологии и современное общество //Под ред. К.М. Оганян. – СПб.: СПбГИЭУ, 2008. – 578с.

5. Оганян К.М. Общая социология: Учебное пособие /Под ред. К.М.Оганяна. - СПб.: СПбГИЭУ, 2006. – 260 с.

6. Оганян К.М. Методология и методика социологического исследования: Учебное пособие. СПб.: СПбГИЭУ, 2006. – 296 с.

  1. Оганян К.М. Социология молодежи (уч. пособие с грифом УМО по классическому университетскому образованию). СПб.:СПбГИЭУ,

2007.

  1. Голенкова З. Т., Игитханян Е. Д. Социальная структура общества: в поиске адекватных ответов //Социальные исследования, 2008, N 7
  2. Красиков С. А. Исследование рисков в западной социологии //Социальные исследования, 2008, N 9
  3. Беленький В. Х. К вопросу об идеологии рабочего класса //Социальные исследования, 2008, N 12
  4. Бессокирная Г. П. Социальное самочувствие рабочих //Социальные исследования, 2008, N 3
  5. Доброхлеб В. Г. Ресурсный потенциал пожилого населения России //Социальные исследования, 2008, N 8
  6. Кацва А. М. Протестное движение рабочего класса //Социальные исследования, 2008, N 3
  7. Козырева П. М. Современная конфигурация идентификаций и роль доверия в ее формировании //Социальные исследования, 2008, N 8
  8. Бабинцев В. П., Бояринова И. В., Реутов Е. В. Лидерство иаутсайдерство в молодежной среде региона //Социальные исследования, 2008, N2
  9. Зубок Ю. А., Чупров В. И. Молодежный экстремизм. Сущность и особенности проявления //Социальные исследования, 2008, N5
  10. Петров А. В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений //Социальные исследования, 2008,N 2
  11. Беляева Л.А. Уровень и качество жизни. Проблемы измерения и интерпретации//Социальные исследования, 2009,N 1
  12. Козырева П.М. Межличностное доверие в контексте формирования социального капитала//Социальные исследования, 2009,N1
  13. Симонян Р.Х. Средний класс: социальный мираж или реальность?//Социальные исследования, 2009,N11
  14. Полтавская Е.И. О понятии «социальный институт»//Социальные исследования, 2009,N3

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Что включает в себя понятие «социальная структура общества»? Какие концепции социальной структуры вы знаете?

2. Что представляет собой общественный класс? Назовите причины разделения общества на основные и неосновные классы, социальные слои?

3. Что такое социальная группа? В чем состоит основная трудность при обосновании научного понятия «социальная группа»?

4. Что такое социальная организация? Каковы ее основные черты?

5. Какие виды организации вы знаете?

6. Что обычно понимается под термином «бюрократия»? В чем состоит современное понимание бюрократической системы?

7. Что такое социальные движения? Какие виды социальных движений вы знаете?

 

Темы рефератов и докладов

1. Социальная организация: структура, статусы и роли.

2. Социальная организация как мобилизующий центр целенаправленного развития.

3. Корпорация как особый тип организации.

4. Современные типы организаций.

Литература

1. Модернизация социальной структуры российского общества /Отв. Ред. Э.Т. Голенкова. – М.: Институт социологии РАН, 2008. – 287 с.

2. Средний класс в современной России/ Отв. ред. М.К.Горшков, Н.Е.Тихонова; Ин-т социологии РАН. – М.: 2008. – 320 с.

3. Кравченко А. И.Социология : учеб. для вузов / Кравченко, Альберт Иванович ; Моск. гос. ун-т им. М.В.Ломоносова. - М. : Проспект, 2005. - 534 с.

4. Яковлев А.М. Социальная структура общества: Учеб. – М.: Экзамен, 2003.-384.

5. Оганян К.М. Общая социология: Учебное пособие /Под ред. К.М.Оганяна. - СПб.: СПбГИЭУ, 2006. – 260 с.

6. Оганян К.М. Методология и методика социологического исследования: Учебное пособие. СПб.: СПбГИЭУ, 2006. – 296 с.

7. Пирогов Г. Г., Ефимов Б. А. Социальная справедливость: генезис идей //Социологические исследования, 2008, N 9

8. Юдина О. А. Численность и демографические особенности средних слоев российского общества //Социологические исследования, 2008, N 10

9. Трушков В. В. Современное состояние и некоторые тенденции изменения //Социологические исследования, 2008, N 3

10. Цзин Чжэ. Социальное расслоение в Китае //Социологические исследования, 2008, N 11

11. Шкаратан О. И., Ястребов Г. А. Российское неоэтнократическое общество и его стратификация //Социологические исследования, 2008, N 11

12.Рыжов Р.О. К оценке количественной динамики, социальной природы и последствий бездомности //Социологические исследования, 2009, N5

13.Соколова Г.Н. Экономическая стратификация общества в Беларуси и России (опыт сравнительного анализа) //Социологические исследования, 2009, N5

14.Тихонова Н.Е. Малообеспеченные в современной России: специфика уровня и образа жизни //Социологические исследования, 2009, N10

15. Тощенко Ж.Т., Романовский Н.В. Публичная или профессионально-публичная социология? // Социологические исследования, 2009, N4

 

Вопросы для самопроверки

1. В чем суть стратификационных теорий? Каковы критерии разделения общества на страты?

2. Какие модели стратификации, типы стратификационных систем вам известны?

3.Что такое социальная мобильность и каковы ее основные формы.

Темы рефератов и докладов

1. Природа социального неравенства.

2. Роль процессов интеграции и дифференциации в становлении и развитии общества.

3. Механизмы регулирования социальной дифференциации: критерии, циклы, модели.

4. Место и роль среднего класса в социальной структуре общества.

Литература

1. Сазонов Б.А. Болонский процесс: актуальные вопросы модернизации рос







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 75.101.220.230 (0.073 с.)