Философия всеединства В. Соловьева 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия всеединства В. Соловьева



Изложение вопроса начните с краткой биографии философа, в которой необходимо отразить глубину и противоречивость этой необыкновенной личности. Будучи у истоков русской религиозной философии, Вл. Соловьев попытался создать целостную мировоззренческую систему, которая связала бы воедино вопросы религиозной и социальной жизни человека. Вы должны раскрыть основные принципы его системы, а исходить надо из центральной идеи учения Вл. Соловьева – идеи всеединства. Здесь он отталкивался от славянофильской идеи соборности, но придавал ей онтологическую окраску (см. в философском словаре «онтология»), всеохватывающее космическое значение. Абсолютное, или божественное, всеединство есть абсолютная «единораздельная цельность бытия». Иначе говоря, это такое соединение отдельных элементов мира, которое не уничтожает самостоятельности элементов, т.е. реальной множественности мира. Обратите внимание на авторское толкование «божественной Троицы», «мировой души», «Премудрой Софии», «вселенской церкви», «свободной теократии».

Подводя итог, укажите в своей работе на место и значение творчества Вл. Соловьева в истории русской мысли, которые определяются тем, что он явился завершителем и систематизатором русской философской классики. Его система вершина русской классической философии. Реализуя принцип всеединства, он стремился к максимальному теоретическому обобщению опыта предшествующего философского и культурного развития.

Список литературы

 

1. Амелина Е.М. Вл. Соловьев: теократическая концепция// Социально-политический журнал. – 1993 - № 7. – С. 122.

 

2. Блинников Л.В. Краткий словарь философов. – М., 1994. С.221-230.

 

3. Введение в историю русской философии. – М., 1994.

4. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. – М., 1995.

 

5. История русской философии: Учеб. Для вузов/Редкол.: М.А. Маслин и др.-М., 2001.

 

6. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М., 1997. С. 124-132.

 

7. Русская философия: Малый энциклопедический словарь. – М., 1995.

 

8. Русская философия:Словарь/Под ред. М.А. Маслина.-М.,1999. С.454-459.

 

9. Сербиненко В.В. В Соловьев: Запад, Восток и Россия: Учебное пособие. – М., 1994.

 

10. Соловьев Вл. Сочинения: В 2 т. – М., 1988.

 

 

Тема 25.

ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О БЫТИИ

 

1. Категория бытия в истории философии.

 

2. «Бытие» – исходное понятие философии.

 

1. В данной теме следует показать понимание бытия как главной философской категории, рассмотрев при этом исторический аспект ее формирования. Проблема бытия была сформулирована в античной философии на самом первом этапе ее существования. Первые греческие натурфилософы стремились выявить предельные основы, первоначала мира, гарантирующие его стабильность. Покажите, что первоначала в античной натурфилософии представлялись в качестве стихий, но носили умопостигаемый характер. Помимо натуральности, вторым важным свойством первоначал была их безличность. В учении о первоначалах античные философы стремились обнаружить и философским способом оправдать мир, который был бы стабилен в своей необходимости и гарантировал бы стабильное существование человеку. После милетцев проблема бытия в иной, более абстрактной форме была поставлена элеатами. Далее, в первом вопросе рассмотрите изменение представлений о бытии в историко-философском процессе. Сделайте вывод о том, что современная философия отказывается от проблематики бытия без человека, вне человека, что на первый взгляд напоминает отказ от онтологической проблематики вообще. Однако в поисках основания реальности в человеке философия на самом деле, реабилитирует онтологическую проблематику, объединяя в единое целое онтологию и антропологию.

2. Раскрывая второй вопрос, обратите внимание на то, что учение о бытии является первым не только в плане генезиса философского знания, с него явно или неявно начинается любая философская концепция. Вопросы бытия обсуждаются в первом разделе философского знания, называемом онтология. Бытие как исходная, первичная характеристика мира является бедным понятием, которое наполняется конкретным содержанием во взаимодействии с другими философскими категориями. Сконцентрируйтесь на поисках первоначала (субстанции) бытия и идее единства мира, что и составляет содержание онтологии. Исходя из основного вопроса философии, необходимо различать материальную и духовную субстанции, что ведет к пониманию основных философских направлений – материализма и идеализма. Далее изложите свое представление о формах бытия, подтвердив это примерами. Покажите, что конкретизация проблемы бытия осуществляется с помощью следующих тем: един или множественен мир, изменчив он или неизменен, подчиняется ли изменение каким–то законам или осуществляется произвольно и т.п.

Список литературы

 

1. Введение в философию. Учебник для вузов: В 2 ч./ Под общ. ред. И.Т. Фролова. – М., 1989. Ч.2. С.15-47.

 

2. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии.- М., 1986.

 

3. Губин В.Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии.- М., 1998ю

 

4. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. Учебник для вузов. – М., 1997.

 

5. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М., 1997.

 

6. Рычков А.К., Яшин Б.Л. Философия: 100 вопросов – 100 ответов. Учеб. пособие. для студ. вузов. – М., 2001. С.48-56.

 

7. Спиркин А.Г. Философия: Учеб. для вузов. – М., 1999.

 

8. Философия. Учебник для вузов. – Отв. ред. В.П. Кохановский. М., 1997.

 

9. Философия. Учеб. пособие. для вузов. – Отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов-на-Дону, 2001. – С.90-100.

 

Тема 26.

УЧЕНИЕ О МАТЕРИИ

 

1. Понятие материи.

 

2. Движение, пространство и время как атрибуты материи.

 

1. Раскрывая данную проблему, обратите внимание на материальное единство мира и его многообразие. С одной стороны, достаточно четко фиксируется дискретность строения объективной действительности, т.е. человек ясно видит качественно различные объекты, процессы и явления бытия. С другой стороны, он также ясно видит иерархические отношения между объектами, процессами и явлениями в рамках сложных систем. Однако перед ним постоянно стоит проблема целостности мировосприятия. В поисках понятия, обозначающего объективную реальность, человечество пришло к термину «материя». Прежде всего, необходимо определить понятие материи и рассмотреть его формирование в истории философской мысли: в философии древнего Востока и античной Греции, натурфилософии нового времени и в работах В.И. Ленина. Рассмотрите два подхода к проблеме материи: гносеологический и онтологический (материя как субстанция). Обоснуйте необходимость их совместного применения. Раскройте основные свойства материи. Осветите современные представления о структуре материи, веществе и полях.

2. Материя не существует вне движения и вне своих основных атрибутов – пространства и времени; поэтому покажите научное толкование этих свойств материи, опираясь на данные современных наук – квантовую механику и общую теорию относительности А. Эйнштейна. Признание движения неотъемлемым свойством материи позволяет конкретизировать принцип материального единства мира и объяснить многообразие чувственных вещей как изменчивых форм существования единой материи. Рассмотрите формы и свойства движения, а также различные концепции пространства и времени. В заключении дайте современное философское определение материи.

Список литературы

Алексеев П.В. Философия: Учебник для вузов/ П.В. Алексеев, А.В. Панин.-М., 2000.

Введение в философию. Учебник для вузов: В 2 ч./ Под общ ред. И.Т. Фролова. – М., 1989. Ч.2. С.51-93.

Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. Учебник для вузов. – М., 1997.

Мелюхин С.Т. Материя в ее единстве, бесконечности и развитии.- М., 1966.

Рейхенбах Г. Философия пространства и времени.- М., 2003.

Рычков А.К., Яшин Б.Л. Философия: 100 вопросов – 100 ответов. Учеб.пособ. для студ. вузов. – М., 2001. С.48-56.

Спиркин А.Г. Философия: Учеб. для вузов. – М., 1999. – С.261-285.

Уитроу Дж. Естественная философия времени. – М., 2003.

Философия. Учеб. пособ. для вузов. Отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов-на-Дону, 2001. – С.100-128.

 

 

Тема 27.

УЧЕНИЕ О ДИАЛЕКТИКЕ

 

1. Диалектика как учение о саморазвитии мира.

 

2. Законы и категории диалектики.

 

1. Раскрытие первого вопроса требует историко-философского подхода: необходимо вспомнить стихийную диалектику древних китайцев («даосизм») и античных греков (Гераклит) и проследить ее развитие у Г.Гегеля, К.Маркса, Ф.Энгельса, а затем следует обратиться к современному ее толкованию.

Далее необходимо выделить объективную и субъективную диалетику, а также противопоставить ей метафизику, объяснив свое понимание диалектики как учения и диалектики как метода.

2. Рассматривая данную проблему, необходимо показать, что в структуру диалектики входят как законы, так и основные категории, но прежде чем их изложить, постарайтесь понять и определить с философской точки зрения закон. Покажите, что основное содержание диалектической теории описывается тремя законами, которые Г. Гегель сформулировал по отношению к Абсолютному духу, а К. Маркс и Ф. Энгельс применили к материалистически понятым природе, обществу и человеческому мышлению.

«Ядро» диалектики составляет закон единства и борьбы противоположностей, который дает ответ на вопрос об источнике развития. Таким источником в диалектике считаются противоположные начала.

Второй закон диалектики – закон перехода количественных изменений в качественные – служит развитием и конкретизацией первого и дает ответ на вопрос о механизме развития.

Третий закон диалектики – закон отрицания отрицания – выражает направленность развития. Согласно этому закону, развитие происходит по спирали, которая представляет собой цепь циклов.

Обратите внимание на то, что три закона составляют основную часть диалектики, однако полностью ее содержания не исчерпывают. Развития диалектическая теория содержит учение о методе и особой диалектической логике. Три закона диалектики составляют так называемую объективную диалектику, а учение о методе и логика – субъективную.

Далее перейдите к изложению регулятивной роли диалектики в общественной жизни, научном творчестве и других сферах бытия. А закончить контрольную работу следует рассмотрением основных функций диалектики.

Список литературы

 

1. Введение в философию. Учебник для вузов: В 2 ч./ Под общ ред. И.Т. Фролова. – М., 1989. Ч.2. С.96-136.

 

2. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. Учебник для вузов. – М., 1997.

 

3. Современный философский словарь/ Под общ. ред.В.Е.Кеме-рова.– М., 1996.

4. Спиркин А.Г. Философия: Учеб. для сузов. – М., 1999. – С.285-335.

 

5. Философский энциклопедический словарь. – М., 1983.

 

6. Философия. Учеб. пособ. для вузов. Отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов-на-Дону, 2001. – С.130-133.

 

Тема 28.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.254.106 (0.017 с.)