Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Космоцентризм греческой философии

Поиск

В билете 3 вопроса.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

1. Предмет философии

2. Философия Древнего Востока

3. Космоцентризм греческой философии

4. Философия Сократа

5. Классическая греческая философия. Платон

6. Классическая греческая философия. Аристотель

7. Философия средних веков

8. Философия эпохи Ренессанса

9. Научная революция XVII в. и философия

10. Проблема метода научного познания в философии ХVII в. Р.Декарт и Ф.Бэкон

11. Развитие сенсуалистической и эмпиристской философии в Западной Европе

12. Развитие рационалистической философии в Западной Европе

13. Философия эпохи Просвещения

14. Философия И. Канта

15. Философия Г.Гегеля

16. Антропологический материализм Фейербаха

17. Философское учение К. Маркса и Ф. Энгельса (этапы развития и основные идеи)

18. Иррациональная философия А.Шопенгауэра и Ф. Ницше

19. Проблема сущности и существования в экзистенциализме

20. Учение З.Фрейда о бессознательном

21. Трансформация идей З. Фрейда в творчестве К.Юнга и Э.Фромма

22. Позитивизм и неопозитивизм

23. Философия П.Я. Чаадаева

24. Философия всеединства В.Соловьева

25. Философское учение о бытии

26. Учение о материи

27. Учение о диалектике

28. Проблема человека в философии

29. Философское учение о сознании

30. Философские проблемы техники

Тема 1.

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

1. Истоки философии: от мифа – к логосу. Круг философских проблем. Функции философии.

2. Философия как мировоззренческая система: ее смысл и предназначение.

3. Структура философского знания, методы философского исследования.

1. При подготовке первого вопроса необходимо привлечь к работе учебники и философский словарь, чтобы разобраться в изучаемой проблеме. Следует обратить внимание на такие философские категории, как «миф», «логос», «религия», «философия», «наука», «мировоззрение». Изучив это, покажите генезис и дальнейшую эволюцию философии. В этом вам поможет рекомендуемая литература. Покажите предфилософское значение мифологии и религии, специфику постановки и разрешения философских проблем, отличие философии от науки и других форм знаний.

2. Рассматривая второй вопрос, с помощью учебника раскройте содержание и структуру мировоззрения, а далее разберитесь в его типах – мифологическом, религиозном, философском, научном и др. Завершая рассмотрение данного вопроса, выделите основные функции философии, покажите ее место и роль в жизни отдельного человека и в духовной культуре человечества.

3. Раскройте структуру философского знания: аксиология, онтология, гносеология и т.д. Покажите роль диалектического и метафизического методов.

Список литературы

 

1. Введение в философию: Учебник для вузов: В: 2 ч. / Под ред. И. Т. Фролова – М., 1989. Ч.1. С. 20 - 73.

 

2. Гуревич П.С. Философия культуры. – М., 1994. С. 40-46.

 

3. Джеймс У. Рассел Б. Введение в философию. Проблемы философии. – М., 2000.

 

4. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов. – М., 2000.

 

5. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. М., 1997. С.4-18.

 

6. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М, 1999.

 

7. Философский энциклопедический словарь. – М., 2003.

 

8. Философский словарь. – М., 1998.

 

Тема 2.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

 

1. Философия Древней Индии.

 

2. Древнекитайская философия.

 

1. Для раскрытия первого вопроса необходимо обратиться к Ведам – первому древнеиндийскому письменному памятнику – и показать их роль в развитии духовной культуры и зарождении философии.

Затем следует уяснить, что со временем идеи брахманизма и философии Веданты трансформировались в индуизм (I тыс. до н.э.), который широко распространен в современной Индии.

Далее перейдите к характеристике основных положений джайнизма – «освобождению» души от оков тела, что достигается путем победы человека над своими страстями и раскрытию основного содержания учения Будды, состоящего из четырех принципов, которые и необходимо изложить в контрольной работе. Особо следует разобраться, почему данное религиозно-философское направление со временем превратилось в мировую религию и широко распространилось по всему земному шару.

2. Покажите особенности и многообразие философских направлений Древнего Китая. Обратите внимание на даосизм, который призывал к органическому слиянию с природой и который оказывает влияние на культуру сегодняшнего Китая. Раскрытие учения Конфуция начните с биографии древнего мудреца. Необходимо обратить внимание на то, что в китайской культуре религия обернулась этикой, а индивид заслонил собой богов. Поэтому конфуцианство – это, прежде всего, социально-этическое учение, основанное на патриархальности и строгой иерархии, на культе Поднебесной (название Китая) и Неба. Изложение темы следует закончить выводами о специфике древнекитайской философской мысли и ее влиянии на современный Китай.

Список литературы

 

1. Блинников Л.В. Краткий словарь философов. – М., 1994.

 

2. Блинников Л.В. Великие философы: Словарь справочник. – М., 1997.

 

3. Введение в философию: Учебник для вузов: В: 2 ч. / Под ред. И. Т. Фролова – М., 1989. Ч.1. С. 74 – 192.

 

4. История философии в кратком изложении: Пер. с чеш. И.И. Богута. - М., 1995. С.24-65.

 

5. История философии: Запад – Россия – Восток. М., 1995. Кн.1.

 

6. Лысенко В.Г. Опыт введения в буддизм: ранняя буддийская философия: Учебное пособие. – М., 1994.

 

7. Философский энциклопедический словарь/Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов – М., 1983. С.63-64, 152, 278.

 

Тема 3.

КОСМОЦЕНТРИЗМ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

1. Первые философские школы в Древней Греции.

2. Атомизм в античной философии.

1. Особенностью древнегреческой философии на начальном этапе ее развития является стремление понять сущность природы, Космоса, Вселенной. В первом вопросе, опираясь на учебную литературу, покажите механизм зарождения философии, т.е. процесс развития человеческой мысли от религиозно-мифологической формы до рационалистической, философской. Найдите основные различия в данных формах мышления и сформулируйте основные предпосылки возникновения философии в античной Греции.

Разберитесь в философских учениях представителей Милетской школы - Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена. В VI - V вв. до н.э. жил и творил Гераклит из Эфеса, оказавший огромное влияние на последующие философские течения. Уделите внимание анализу его сочинений. Далее необходимо обратиться к элейской школе и пифагорейцам, выяснить специфику истолкования в их философии проблем бытия и познания.

2. Атомизм в античной философии представлен, главным образом, Демокритом. Раскрытию философских взглядов этого мыслителя поможет учебная литература, в частности, работа Блинникова Л.В. «Краткий словарь философов». В заключении оцените роль атомистической теории в развитии философской мысли и формировании мировоззрения людей на протяжении длительного периода, вплоть до конца XIX в.

Через несколько десятилетий идеи Демокрита были подхвачены и развиты другим древнегреческим философом Эпикуром. Покажите, что физика Эпикура тесно переплетается с этическими взглядами, которые толкуются им весьма утилитарно. Отсюда вытекает и его теория свободы человека. Обратите внимание и на принцип удовольствия (гедонизм) в этике Эпикура, под которым он понимает отсутствие страданий.

Список литературы

1. Асмус В.Ф. Античная философия.-М.,1975.

 

1. Блинников Л.В. Великие философы: Словарь справочник. – М., 1997.

 

2. Богомолов А.С. Античная философия. – М., 1985.

 

3. Введение в философию: Учебник для вузов: В: 2 ч. / Под ред. И. Т. Фролова – М., 1989. Ч.1.

 

– М., 1987.

 

4. История философии в кратком изложении: Пер. с чеш. И.И. Богута. - М., 1995.

 

5. История философии: Запад – Россия – Восток. М., 1995. Кн.1.

 

6. Лаэртский Д. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Под ред. А.Ф. Лосева. – М., 1979.

 

7. Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней (Античность). – М., 1994. С.19-26, 179-188. 8. 8.Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии.-М.,1981.

 

Тема 4.

ФИЛОСОФИЯ СОКРАТА

 

 

2. Основные принципы философии Сократа.

 

2. Рассматривая основные принципы философии Сократа важно показать суть с ократовского поворота от натурфилософии к человеку и проблемам его поведения. Подумайте над следующими философскими понятиями: «антропология», «этика», «истина», «нравственность», «добродетель». В итоге вы должны изложить основные принципы этики Сократа и суть его метода.

В заключении работы необходимо оценить роль личности и творчества Сократа и показать то новое, что внес он в развитие античной философии. Подумайте над следующим вопросом: что хотел сказать великий философ, произнося слова «Я знаю, что я ничего не знаю»?

Список литературы

 

1. Блинников Л.В. Великие философы: Словарь справочник. – М., 1997.

 

2. Богомолов А.С. Античная философия. – М., 1985. С 122-134.

 

3. История философии в кратком изложении: Пер. с чеш. И.И. Богута. - М., 1995.

 

4. История философии: Запад – Россия – Восток. М., 1995. Кн.1.

 

5. Краткая история философии / Под общ. Ред. В.Г. Голобокова. М., 1996. С. 108-119, 152-159.

 

6. Лаэртский Д. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Под ред. А.Ф. Лосева. – М., 1979. С. 109-118.

 

7. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: Историко-философские очерки и портреты. – М., 1991. С.178-186.

 

8. Платон. Апология Сократа. Критон. Линон //Собр. Соч.: В 4т. – М., 1968. Т.1.

 

9. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов. – М.,1999.С.66-78.

 

10. Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней (Античность). – М., 1994. С.179-207.

 

Тема 5.

Список литературы

 

1. Платон. Государство//Соч. В 3-х т.-М.,1971.- Т.3.-Ч.1.

 

2. Асмус В.Ф. Античная философия.- М.,1975

 

3. Богомолов А.С. Античная философия. – М., 1985. С 196-212.

 

4. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003.

 

5. История философии: Запад – Россия – Восток. М., 1995. Кн.1.с. 115-123.

 

6. Лаэртский Д. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Под ред. А.Ф. Лосева. – М., 1979.

 

7. Радугин А.А. Философия; Курс лекций. – М., 1997 С.41-48.

 

8. Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней (Античность). – М., 1994. С.135-146.

 

9. Философский словарь. – М., 1998.

 

10. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии.-М.,1981.

 

Тема 6.

Список литературы

 

1. Аристотель. Метафизика. О душе / Собр. Соч.: В 4 т. - М., 1975.- т. 1.

 

2. Блинников Л.В. Великие философы: Словарь справочник. – М., 1997.

 

3. Богомолов А.С. Античная философия. – М., 1985. С 196-212.

 

4. Введение в философию: Учебник для вузов: В: 2 ч. / Под ред. И. Т. Фролова – М., 1989. Ч.1., с 93 –115.

 

5. История философии в кратком изложении: Пер. с чеш. И.И. Богута. - М., 1995.

 

6. История философии: Запад – Россия – Восток. М., 1995. Кн.1.с. 115-123.

 

7. Лаэртский Д. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Под ред. А.Ф. Лосева. – М., 1979.

 

8. Радугин А.А. Философия; Курс лекций. – М., 1997 С.41-48.

 

9. Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней (Античность). – М., 1994. С.135-146.

 

10. Философский словарь. – М., 1998.

 

11. Философский энциклопедический словарь. – М., 1983.

 

Тема 7.

ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

 

1. Теоцентризм средневековой философии.

 

2. Раннехристианская философия Августина.

 

3. Учение о гармонии веры и разума Фомы Аквинского.

1. В первом вопросе необходимо дать общую характеристику средневековой философии, которая, по сути, в течение целого тысячелетия являлась религиозной философией. Необходимо выделить основные этапы ее развитии: патристику и схоластику, разобраться в этих понятиях. На основании этого определите характерные черты средневековой философии, которая выступала «служанкой богословия» в течение длительного срока. Далее постарайтесь понять и изложить средневековую онтологию – христианский креационизм (в чем вам поможет философский энциклопедический словарь). На основании изученного вы должны понять, что в основе средневековой схоластики лежали два важных принципа, исходящих из теоцентризма, принцип креационизма (творение всего сущего Богом) как главный принцип онтологии и откровение как главный принцип гносеологии. Оба принципа тесно связаны между собой и предполагают существование единого личного Бога.

2. Этот вопрос посвящен видному теоретику средневековой философии и теологу Августину Блаженному. Он был видным представителем патристики и оказал огромное влияние на всю западноевропейскую жизнь Средневековья. В начале опишите биографию и творческий путь Августина, а затем изложите суть его религиозно-философских взглядов. Обратите внимание на главное произведение Августина «О граде Божьем», где излагаются основные положения его концепции. Во-первых, это учение о Боге как высшем бытии, во-вторых, учение о мире как о второй реальности, в-третьих, учение о предопределении судьбы человека. В заключении изложите разработанную Августином концепцию всемирной истории.

3. Этот вопрос является продолжением предыдущего. Однако выдающийся философ и богослов средневековья Фома Аквинат дает свою версию теории гармонии веры и разума, значительно отличающуюся от варианта Августина Блаженного. Ваша задача и состоит в том, чтобы сравнить взгляды двух философов-теологов и найти эти различия. Фома провозгласил, что вера не должна противоречить разуму, а некоторые принципиальные положения вероучения могут быть рационально обоснованны: например, разум способен доказать догматы о существовании Бога, о сотворении мира, о бессмертии души и т.д. В конечном счете, разум и вера направлены к познанию одной и той же Истины – Бога, но делают они это по-разному. Разум опирается на науку и философию, а вера – на теологию. В итоге вы должны показать огромный вклад Фомы в дальнейшее развитие религиозно-философской мысли, а именно: четкое разграничение между разумом и верой, философией и теологией. Именно его учение (томизм) после смерти было признано официальным учением католицизма; из него родилось современное учение – неотомизм.

Список литературы

 

1. Августин. О граде Божьем //Философия истории: Антология. - М., 1994. С.20-24.

 

2. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. – М., 1991.

 

3. Библейская энциклопедия. – М,, 1990.

 

4. Введение в философию: Учебник для вузов: В: 2 ч. / Под ред. И. Т.Фролова – М., 1989. Ч.1., с 93 –115.

 

5. История философии в кратком изложении: Пер. с чеш. И.И. Богута. - М., 1995.

 

6. История философии: Запад – Россия – Восток. М., 1995. Кн.1. с.246-280.

 

7. Краткая история философии / Под общ. Ред. В.Г. Голобокова. М., 1996.

 

8. Краткая философская энциклопедия. – М., 1994.

 

9. Радугин А.А. Философия; Курс лекций. – М., 1997.

 

10. Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней (Средневековье) – М., 1994.

 

11. Современный философский словарь./ Под общ. Ред. В.Е. Кемерова. М., 1996.

 

12. Соколов В.В. Средневековая философия. – М., 1981.

 

13. Хейзинга И. Осень Средневековья. - М., 1991.

 

14. Философский энциклопедический словарь. – М., 1983.

 

15. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М., 1991. С 348 – 509.

 

Тема 8.

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ РЕНЕССАНСА

 

1. Идейное содержание и мироощущение эпохи Возрождения. Гуманизм.

 

2. Натурфилософия эпохи Возрождения.

1. Эпоха Возрождения (Ренессанса) открывает новый этап в осмыслении культуры и философии, что и следует отразить в работе. Покажите знание таких понятий, как «гуманизм», «возрождение», «антропоцентризм». Выделите отличительные черты Возрождения, такие как индивидуализм, культ светской (т.е. не церковной) жизни, особое внимание к античной греко-римской культуре и т.д. В эпоху Ренессанса формируется совершенно новое самосознание человека, идея культуры приобретает человеческое, гуманистическое измерение. Культура – это не только преобразованная человеком природа, но и преобразование самого человека.

Открытие древнего мира было произведено деятелями Возрождения таким путем, что стало одновременно открытием человеческой индивидуальности. Как это стало возможным? Чтобы ответить на этот вопрос еще раз обратите внимание на значение термина «гуманизм». Покажите, что гуманизм открыл перспективу безграничных возможностей человеческого индивида.

Обратите внимание на философское понимание человека и природы, причем сделать это надо через сравнение с предыдущей – средневековой – эпохой. Если в Средневековье массы, завороженные идеей Бога, чувствовали и думали одинаково, то в эпоху Возрождения ситуация меняется. Индивид становится самостоятельным, вырастает его новое самосознание и самоутверждение. В противоположность средневековому человеку, который всецело считал себя обязанным Богу, индивид Ренессанса склонен приписывать свои заслуги самому себе. Раскрытие философского смысла понятий «антропоцентризм» и «пантеизм» поможет вам понять проблему человека и природы в данную эпоху.

2. Натурфилософия и диалектика в эпоху Возрождения представлена трудами многих мыслителей. Однако особая заслуга в их развитии принадлежит Н. Кузанскому (1401-1464). И Джордано Бруно (1548-1600). Для характеристики философии Возрождения целесообразно обратиться именно к их творчеству. Обратите внимание на особенности пантеизма Н.Кузанского и Д. Бруно, учение Н. Кузанского о совпадении противоположностей в едином предмете. Раскройте положение Д.Бруно о бесконечном Космосе, бесчисленности миров и творческой активности природы. Покажите значение идей натурфилософов эпохи Возрождения для развития философии и науки Нового времени.

Список литературы

 

1. Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. – М., 1984. С. 45-82.

 

2. Введение в философию: Учебник для вузов: В: 2 ч. / Под ред. И. Т.Фролова – М., 1989. Ч.1., с 93 –115.

 

3. История философии в кратком изложении: Пер. с чеш. И.И. Богута. - М., 1995.

 

4. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: Историко-философские очерки и портреты. – М., 1991. С.251-302.

 

5. Радугин А.А. Философия; Курс лекций. – М., 1997.

6. Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней (Средневековье) – М., 1994.

 

7. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас: Очерки по истории философии и культуры. – М., 1991. С.54-126.

 

8. Философский словарь. – М., 1998.

 

9. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М., 1991. С 348 – 509.

 

Тема 9.

Список литературы

 

1. Введение в философию: Учебник для вузов: В: 2 ч. / Под ред. И. Т.Фролова – М., 1989. Ч.1., с 146-151.

 

2. Краткий очерк по истории философии / Под общ. Ред. М.Т. Иовчука. – М., 1981. С.188-195.

3. Радугин А.А. Философия; Курс лекций. – М., 1997. С 80 - 89

 

4. Рассел Б. История западной философии. – М., 1993.

 

5. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас: Очерки по истории философии и культуры. – М., 1991. С.146-166.

 

6. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2001.

 

Тема 10.

Список литературы

 

1. Блинников Л.В. Великие философы: Словарь – справочник. – М., 1997.

 

2. Бэкон Ф. Новый Органон//Соч.: В 2-х т.-М.,1972. – Т.2.

 

3. Введение в философию: Учебник для вузов: В: 2 ч. / Под ред. И. Т.Фролова – М., 1989. Ч.1., с 153 –158.

 

4. Декарт Р. Избранные произведения. – М., 1950.

 

5. История философии в кратком изложении: Пер. с чеш. И.И. Богута. - М., 1995. С.345 – 420.

 

6. Ляткер Я.А. Декарт. – М., 1975.

 

7. Мир философии: Книга для чтения: В 2 ч./Сост. П.С. Гуревич и В.И. Столяров. – М.,1991. Ч.1. С.493-498.

 

8. Радугин А.А. Философия; Курс лекций. – М., 1997.

 

9. Рассел Б. История западной философии. – М., 1993.

 

10. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2001.

 

ТЕМА 11.

Список литературы

 

1. Беркли Дж. Три разговора между Гиласом и Филонусом// Соч.-М., 1978.

 

2. Локк Дж. Соч.: В 3 т. – М.,1988.-Т.3.

 

3. Юм Д. Трактат о человеческой природе//Соч.: В 2 т.-М.,1966.-Т.1.

 

4. Заиченко Г.А. Дж. Локк. М., 1988;

 

5. Соколов В.В. Европейская философия XV – XVII вв.-М., 1994.

 

6. Нарский И.С. Давид Юм. М., 1973.

 

7. Радугин А.А. Философия; Курс лекций. – М., 1997.

 

8. Рассел Б. История западной философии. – М., 1993.

 

9. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2001.

 

Тема 12.

Список литературы

 

1. Спиноза Б. Избранные произведения. В 2-х т. М., 1957.

 

2. Лейбниц Г. Сочинения в 4-х тт. М., 1983-1989.

 

3. Майоров Г.Г. Теоретическая философия Г. Лейбница. М., 1973.

 

4. Нарский И.С. Лейбниц. М., 1972.

 

5. Соколов В.В. Европейская философия XV – XVII вв.-М., 1994.

 

6. Соколов В.В. Спиноза. М., 1977.

 

7. Радугин А.А. Философия; Курс лекций. – М., 1997.

 

8. Рассел Б. История западной философии. – М., 1993.

 

9. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2001.

 

Тема 13.

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

1. Рационализм как умонастроение и методология эпохи Просвещения.

2. Механистический материализм и сенсуализм.

1. Рассмотрение первого вопроса необходимо начать с характеристики Просвещения – течения духовно-культурной жизни Европы XVI – XVIII вв. Идеологи Просвещения (Монтескье, Вольтер, Руссо, Дидро, Гольбах, Гельвеций и др.) исходили из принципа, что «человек разумен» (Homo sapiens), и в своих рассуждениях они шли не от разума к природе, а от природы к разуму, который получен человеком от природы и должен быть приспособлен к ней. Человек должен и может следовать природе, ибо, следуя законам природы, он может и должен стать счастливым.

Таким образом, здесь мы опять сталкиваемся с рационализмом, но толковать его надо с самых широких позиций: возвеличивание человеческого индивида, как активного и свободного субъекта; социальный оптимизм и вера в безграничные возможности человеческого разума и др.

2. Однако общая позиция представителей различных философских школ эпохи Просвещения не исключала и различного решения ими мировоззренческих проблем. Возникают школы идеалистического рационализма и рационалистического материализма. Наибольшее распространение в это время получил рационалистический материализм, принявший форму механицизма. На примере двух ярких представителей этого течения – Ламетри и Гольбаха – охарактеризуйте механицизм и основные его принципы.

Одновременно с механицизмом развивалось и другое течение – сенсуализм, проявления которого вам и предстоит изложить в заключении работы.

Список литературы

1. Антология мировой философии. В 4 т.- Т. 2.-М., 1970.- С.536-693.

2. Дидро Д. Сочинения в 2-х томах. М., 1986-1988;

3. Руссо Ж.Ж. Избранные сочинения в 3-х томах. М., 1961;

4. Гельвеций К.А. Сочинения в 2-х томах. М., 1973-1974; 5. Гольбах П. Система природы, или о законах мира физического и мира духовного. – М., 1983.

6.Введение в философию: Учебник для вузов: В: 2 ч. / Под ред. И. Т.Фролова – М., 1989. Ч.1.

7.История философии в кратком изложении: Пер. с чеш. И.И. Богута. - М., 1995.

8.Краткая философская энциклопедия. – М., 1994.

9.Краткая история философии / Под общ. Ред. В.Г. Голобокова. – М., 1996. С.317-347.

10.Радугин А.А. Философия; Курс лекций. – М., 1997.

11.Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2001.

12. Французское Просвещение и революция. М., 1989.

 

Тема 14.

ФИЛОСОФИЯ КАНТА

 

1. Система философии И. Канта.

 

2. Основные черты этического учения И.Канта.

 

1. Творчеством гениального немецкого философа Иммануила Канта открывается новый этап в развитии философской мысли – немецкая классическая философия. В рамках этого течения была переосмыслена и заново сформулирована проблема отношения субъекта и объекта познания. Эту проблему вы и должны раскрыть в первом вопросе своей работы. Постарайтесь понять суть кантовского переворота в философии: до Канта субъективное начало рассматривалось как помеха на пути к истинному знанию (вспомните учение Ф. Бэкона об идолах). Достоверность и объективность знания, по Канту, обусловливаются наличием априорных форм чувственности– пространства, времени, а также априорных форм рассудка. Мы можем познать только то, что сами создали, - считает И. Кант. Отсюда можно перейти к таким кантовским понятиям, как «явление» и «вещь в себе». С помощью философского словаря и учебника разберитесь в них.

В заключении первого вопроса обобщите огромный вклад И. Канта в развитие философии.

2. Во втором вопросе постарайтесь раскрыть суть этической теории И. Канта. И. Кант был убежден, что этика может существовать не только как совокупность назиданий, советов, заповедей, подкрепленных авторитетом Священного писания. Именно такой была современная ему христианская этика. По И. Канту, этика может быть построена как точная наука. Этические истины должны быть обоснованы самостоятельно, независимо от истин веры. Это значит, что И. Кант утверждает автономию нравственности от религии. В чем суть кантовского категорического императива. Почему он столь же естествен, как закон природы? Сделайте вывод о том, что категорический императив формулирует принцип безусловного достоинства личности.

Список литературы

 

1. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М., 1973;

 

2. Гулыга А.Н. Немецкая классическая философия.-2-е изд.-М., 2001.

 

3. Гулыга А. Кант.-М.,1981.

 

4. Введение в философию: Учебник для вузов: В: 2 ч. / Под ред. И. Т.Фролова – М., 1989. Ч.1., с 93 –115.

 

5. Кузнецов В.Н. немецкая классическая философия второй половины XVII – начала XIX века.- М., 1989.

6. Мир философии: Книга для чтения: В 2 ч./Сост. П.С. Гуревич и В.И. Столяров. – М.,1991. Ч.1. С.395-397.

 

7. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: Историко-философские очерки и портреты. – М., 1991. С.303-404.

 

8. Радугин А.А. Философия; Курс лекций. – М., 1997. С.95 – 100.

 

9. Реале Д. Западная философия от истоков до наших дней:В 4 т. Т. 3/ Д. Реале, Д. Антисери.-СПб, 1996.

 

10. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас: Очерки по истории философии и культуры. – М., 1991. С.167-185.

 

Тема 15.

ФИЛОСОФИЯ Г.ГЕГЕЛЯ

 

1. «Абсолютный идеализм» Гегеля.

 

2. Философия истории.

 

1. Гегель создавал свой диалектический метод в рамках системы объективного идеализма. Следует познакомиться с исходным пунктом его философии – идеей тождества бытия и мышления. Мышление, с точки зрения Гегеля, не только субъективная человеческая деятельность, но и независимая от человека объективная сущность первооснова всего существующего, абсолютная идея. Рассмотрите основные этапы развития абсолютной идеи, которым соответствуют составные части философской системы Гегеля. Это лучше всего сделать, обратившись к произведению «Энциклопедия философских наук». Обратите внимание на принцип триады, который проходит через весь анализ категорий. В заключении раскройте основные категории и законы диалектики.

2. Во втором вопросе сосредоточьте внимание на концепции истории Гегеля. Покажите, что бесспорной заслугой Г.Гегеля явилась сама постановка вопроса о смысле истории общества. Он усмотрел в истории человечества не случайно-хаотический, а закономерный процесс. Тем самым «истории деяний» он противопоставляет философскую историю. Постарайтесь раскрыть основные положения истории философии Гегеля.

В заключении сделайте вывод о значении творчества Гегеля для всего последующего историко-философского процесса.

Список литературы

1.Гегель Г. В. Энциклопедия философских наук: В 3-х т.- М., 1974.

2. Блинников Л.В. Великие философы: Словарь-справочник. – М., 1997. С.96-101.

3. Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч. /Под общ. ред. И.Т. Фролова. – М., 1989. Ч.1. С.185-189. 4. Гулыга А.Н. Немецкая классическая философия.-2-е изд.-М., 2001.

5. История философии в кратком изложении: Пер с чеш. И.И. Богута. – М., 1995.

6. Кузнецов В.Н. немецкая классическая философия второй половины XVII – начала XIX века.- М., 1989.

7. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М., 1997. С.104-112.

8. Рассел Б. История западной философии. – М., 1991.

9.Реале Д. Западная философия от истоков до наших дней:В 4 т. Т. 3/ Д. Реале, Д. Антисери.-СПб, 1996.

10.Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов. – М., 1999. С.158-164.

Тема 16.

Список литературы

1. Антология мировой философии: В 4-х т. –Т.3.- М.,1971.- С.400-490.

2.Фейербах Л. Основные положения философии будущего//Избран.филос. произвед.: В 2-х т.- Т.1.- М., 1965.

3.Блинников Л.В. Великие философы: Словарь-справочник. – М., 1997.

4..Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч. /Под общ. ред. И.Т. Фролова. – М., 1989. Ч.1. С.189-192.

5.Гулыга А.Н. Немецкая классическая философия.-2-е изд.-М., 2001.

6. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVII – начала XIX века.- М., 1989.

7.Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М., 1997.

8.Мир философии: Книга для чтения: В 2 ч. /Сост. П.С. Гуревич и В.И. Столяров. – М., 1991. Ч. 2. С.33-40, 521-528.

9.Философский энциклопедический словарь /Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. – М., 1983. С.716-720.

10.Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. ХIХ век. – М., 1995. С.84-93.

Тема 17.

Список литературы

 

1. Блинников Л.В. Краткий словарь философов. – М., 1994. С. 162-164.

 

2. Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч. /Под общ. ред. И.Т. Фролова. – М., 1989. Ч.1. С. 227-230; Ч.2. С. 269-285.

 

3. Горский Д.П. Учение Маркса об обществе: Критический анализ. – М., 1994.

 

4. Ильенков Э.В. Свобода воли (предисловие к публикации)// Вопросы философии. – 1990. - №2. – С.155-158.

 

5. Лапин И.И. Молодой Маркс. – М., 1986.

6. Ленин В.И. Крах П Интернационала //Полн. собр. соч. Т. 26. С.209-265.

 

7. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.13. С.5-9.

 

8. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.42. С. 90-96, 114-117, 120-127.

 

9. Мещерякова И.А. Проблема свободы и отчуждения в марксизме //Философские науки. - 1989. - № 12. - С. 104-107.

 

10. Ойзерман Т.И. Формирование философии марксизма.- М., 1974.

 

11. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М., 1997.

 

12. Философский словарь. - М., 1998.

 

13. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. ХIХ век. - М., 1995. С. 151-171.

 

Тема 18.

Список литературы

 

1. Блинников Л.В. Великие философы: Словарь-справочник. – М., 1997.

 

2. Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч. /Под общ. ред. И.Т. Фролова. – М., 1989. Ч.1. С. 282-314.

 

3. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М., 1997.

 

4. Рассел Б. История западной философии. – М., 1993.

 

5. Философский словарь. – М., 1998.

 

6. Философский энциклопедический словарь. – М., 1983.

 

7. Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы. – Л., 1991.

 

8. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. – М., 1994.

 

9. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. ХIХ век. – М., 1995. С. 279-294.

 

10. Ницше Ф. Избранные произведения. – М., 1992.

 

11. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла //Вопросы философии 1989. – N 5. – С. 15-22.

 

12. Ницше Ф. Утренняя заря. – Свердловск, 1991. С. 291-304.

 

13. Современная западная философия: Словарь. – М., 1991. С. 211-214, 327.

 

14. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. – М., 1991. С. 235-431.

 

15. Сумерки богов. – М., 1990.

 

16. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. ХIХ век. – М., 1995. С. 325-335.

Тема 19.

Список литературы

 

1. Введение в философию: Учебник для вузов: В 2ч. /Под общ. ред. И.Т. Фролова. – М., 1989. Ч.1. С.317-331.

 

2. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ века: Учебное пособие: В 2 т. – М., 1994. Т. 1. С. 266-271.

 

3. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. – М., 1997. С.115-117.

 

4. Осаченко Ю.С., Дмитриева Л.В. Введение в философию мифа. – М., 1995.

 

5. Проблема человека в западной философии. – М., 1988.

 

6. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М., 1997. С.224-229.

 

7. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм //Сумерки богов. – М., 1990.

 

8. Современная западная философия: Словарь. –М., 1991.С. 338-391.

 

9. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. – М., 1991. С.286-345.

 

10. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

 

11. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

 

Тема 20.

Список литературы

 

1. Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч./Под общ. ред. И.Т.Фролова – М., 1989. Ч.1. С.303-306.

 

2. Идеалистическая диалектика в ХХ столетии (Критика мировоззренческих основ немарксистской диалектики) /Под ред. А.С. Богомолова, П.П. Гайденко, Ю.И. Давыдова. – М., 1987. С. 272-327.

 

3. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М., 1997. С.171-173.

 

4. Современная западная философия: Словарь. – М., 1991.

 

5. Современный философский словарь /Под общ. ред. В.Е. Кемерова. – М.,1996.

 

6. Фрейд З. Введение в психоанализ. – М., 1989.

 

7. Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1990.

 

Тема21.

Список литературы

 

1. Психология: Словарь. – М, 1990.

 

2. Проблема человека в западной философии. – М, 1988.

 

3. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М., 1997.

4. Современная западная философия: Словарь. – М., 1991. С. 360-361.

 

5. Философский словарь. – М., 1998.

 

6. Фромм Э. Иметь или быть? – М., 1986.

 

7. Фромм Э. Душа человека. – М., 1994.

 

8. Фромм Э. Человеческая ситуация. – М., 1995.

 

9. Фромм Э. Человек для себя. – Минск, 1992.

 

10. Юнг К. Психологические типы. – М., 1992.

 

11. Юнг К. Проблема души современного человека //Философские науки. – 1989. - № 8. – С. 114-126.

 

12. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.

 

Тема 22.

ПОЗИТИВИЗМ И НЕОПОЗИТИВИЗМ

 

1. Становление философии позитивизма.

 

2. Неопозитивизм и постпозитивизм.

 

1. Основоположником позитивизма – философского направления сложившегося в 40-е годы XIX века – является Огюст Конт. В первом вопросе раскройте сущность позитивизма. Покажите, что классическому взгляду на философию позитивизм противопоставляет новый взгляд: философия из науки о первоначалах должна превратиться в методологию. Позитивная философия должна была по мнению О.Конта стать наукой о методе и освободиться от всяких признаков метафизичности. С точки зрения позитивистов философия не может претендовать на самостоятельное познание реальности, поскольку метафизические поиски первых и последних причин – совершенно бессмысленное и бесполезное занятие. Задачей позитивной философии должно стать обобщение данных естественных наук. Покажите роль и значение позитивизма в историко-философском процессе, а также его роль в становлении социологии – новой н<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 455; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.207.196 (0.013 с.)