Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Антропологический материализм Л.ФейербахаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Немецкая классическая философия является вершиной рационального мышления. Она существовала период с конца 17 века до 70-х годов 19 века. Характер общества того времени определял черты немецкой классической философии: · Немецкая философия явно ориентирована не на исследование земли (природы), а к познанию неба, то есть сферы духа во всех его проявлениях; · Обоснована идея развития применительно к исследованию духа, общества, процесса познания. Принцип историзма стал ведущим у немецких мыслителей; · С помощью немецкой классической философии, философия стала рассматриваться как строгая и доказательная система знания, имеющая свой метод и понятийный аппарат; · В немецкой классической философии подчеркивались особые значения знаний о человеке, человек рассматривался как высший предмет философии особенного рода ценность и цель общества. Немецкая классическая философия наиболее систематично и последовательно изложено диалектика, как теория развития и метод философского мышления. Немецкая классическая философия сумела достаточно глубоко и полно для своего времени объяснить мир. Представители: Кант, Гегель, Фейербах, Фихте. Кант (1724-1804 гг.) крупный философ и ученый в области естествознания, физической географии, антропологии. Философия Канта делится на два периода: I до начала 70-х годов- «до критический» II с 70-х годов- «критический» I. Кант пытался решить вопрос о бытии, о религии, о природе. В этот период вышла работа «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755 год). Главные вопросы: вопросы естествознания и развития в природе. В этот период делает крупное открытие и высказывание. ü Кант объясняет строение солнечной системы и высказывает гениальную гипотезу о том, что солнце возникло из огромного облака разряженных в пространстве частиц материй (диффузного вещества). ü Высказывание о роли приливов и отливов в истории земли. Доказывает, что от этого зависит изменение скорости суточного вращения Земли. ü В биологии. Сделал классификацию животного мира, классы животных и растений. ü Исследовал тему Бога, причина мира не материя, а Бог и подчеркивал, что вера должна иметь место, так как именно вера в бессмертие души, свободу и Бога позволяет стать человеку нравственным существом. II. Выходит работа «Критика чистого разума» (1781 год). Кант совершает такой же переворот в философии как Коперник в астрономии. Заключения: исследуя процесс познания человечеством мира, он впервые призывает исследовать не объект познания, предмет, а специфику познающего субъекта, законы человеческого разума и его границы. Метод познания Канта назывался критическим, он был догматическим, так как он подвергает критическому анализу познавательные способности человека, выясняет их природу и возможности. Анализируя процесс познавания деятельности человека, он в отличие от Декарта, Лейбница, которые считали, что чувственное познание это низшая форма, а познание с помощью рассудка высшая. Кант подчеркивал, что чувственная и рассудочное познание это два ствола человеческого знания, они имеют оба важное значение. Ощущение без понятий слепы, а понятия без ощущений пусты. Кант разрабатывает учение о вещах в «себе» и явлениях. Спомощью этого учения он доказывает, что окружающий нас мир непозноваем. Суть: весь мир, окружающий Кант делит на две части: ¨ Мир явлений, вещей- внешняя форма вещей (размеры, цвет и т.д.) этот мир познаваем. Ø Мир вещей в «себе»- суть вещей и открытый смысл, не доступный человеку. Кант считал, что вещь сама по себе действует на нас, вызывает ощущение, именно они являются предметами нашего восприятия. Кант пишет: «Мы можем познать только то, что сами создали». Анализируя познаваемые способности человека, он выделяет три основных: ¨ Чувственность (способность к ощущениям); ¨ Рассудок (способность к пониманию и суждению); ¨ Разум (способность человека к умозаключениям, доходящим до идеи); Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831 гг.). Основная философская работа: «Феноменология духа» (1806 г.). Заслуги: q Большое внимание уделял разработке философских понятий и на их базе сформулировал 3-и всеобщих закона диалектики: · Единства и борьбы противоположений, которое объясняет причину развития всего в мире. · Закон количественных изменений в качественные и обратно. Объясняет механизм процесса диалектики. · Закон отрицания отрицания. Объясняет направление процесса развития. q Гегель разработал учение о развитии мира. Он считает, что процесс становления мира- реализация возможностей некой абсолютной идеи. Он считал, что процесс возникновения современного мира происходит в 3-и этапа: · Абсолютная идея обрастала все более сложными и сложными понятиями, категориями, накапливала их. · Наконец достигнув определенного уровня накопления этих понятий абсолютности, идея на этом этапе решает выразить себя в чем-то конкретном и, создает окружающий нас мир с флорой и фауной. Однако абсолютная идея неудовлетворенна тем, что в созданном ею мире нет существа, наделенного сознанием и способностью определить величие и могущество абсолютной идеи. · Поэтому на 3-м этапе абсолютная идея создает человека, наделенного разумом. Гегеля критикуют за то, что он свою систему объяснения возникновения и развития мира считал непревзойденной, совершенной. Однако сам он выступает как революционер. Философская революция предшествует политическим. Гегелю принадлежат слова: «Достойно гибели все то, что существует, нет ничего раз и навсегда установленного, безусловного, святого. На всем и во всем лежит печать неизбежного падения и ничего не может устоять пред ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения. Все действительное разумно, все разумное действительно». q Гегель анализирует процесс развития в мире. Он считает, что всякое развитие протекает по определенной схеме: · Утверждение или полагание (тезис); · Отрицание этого утверждения (антитезис); · Отрицание отрицания, снятие противоречий (синтез). Последний великий представитель немецкой классической философии Людвиг Фейербах (1804-1872 гг.). Фейербах опубликовал работу: «Мысли о смерти и бессмертии», в которой отвергал бессмертие человека и доказывал, что бессмертны лишь деяния человеческого разума. Главный труд Фейербаха: «Сущность христианства» (1841 г.). Он в этой работе: q Укрепил позиции материализма. Ему первому пришло в голову, казалось бы очевидная мысль о том, что сознание человека это продукт деятельности мозга. Если повредить мозг, то сознание исчезает полностью или частично. Однако, несмотря на это утверждение Фейербах не считал себя материалистом, потому что в это время возникло такое течение6 в материализме, как вульгарный материализм. Представители: врачи естествоиспытатели Бюхмер, Фогт, Молешот. Они считали, что сознание вещественно. Фогт «мысль так же выдается мозгом, как желчь печенью»-Фейербах не согласен. q Фейербах больше внимания уделял природе. Разработал материальное учение о природе. Считал: природа единственная реальность, а человек ее высший продукт. Благодаря человеку природа ощущает себя, созерцает себя, мыслит о себе. В природе взаимосвязано, взаимодействует. Все живое возникло из неживого. q Рассуждения о религии. Считает, что религиозное чувство порождается страхом, трудностями, страданиями. В религии отражаются надежды и идеалы человека. Отмечает: Бог есть то, чем человек хочет быть. Это придает смысл религии. Человек верит в Бога, так как стремится быть счастливым, сам хочет быть совершенным и верит в бессмертное существо, так как сам не желает умереть. Религия отражает нечто вечно присущее человеку и религиозное чувство непреодолимо. Религия- главная форма духовной жизни людей. Рассматривая движущие силы развития общества, Фейербах считал, что ими являются человеческие чувства и страсти. «Человеческие чувства- главное и определяется сила поведения каждого человека и общества в целом. Человек действует по велению чувствительности, ее формы разнообразны- любовь к жизни, стремление к счастью, эгоизм, интерес, удовольствия». q О свободе человека отмечает: «Птица свободна в воздухе, рыба- в воде, человек свободен там и тогда, где и когда условия его жизни позволяют ему удовлетворять его естественное стремление к счастью, к реализации своих способностей. Фейербах анализирует отношения людей в обществе и пишет: «Важно сделать условия жизни человека человечными, то есть создать такие условия в обществе, при которых человек может осуществить свое стремление к счастью». Он считал, что любовь- средство осуществления гармоничного сообщества, так как любящий человек не может быть счастливым в одиночку, его счастье неразрывно связано со счастьем того, кого он любит. Делает вывод: «Любовь- сущность и цель человеческой жизни, решающая сила общественного и нравственного прогресса». Материализм Фейербаха называется антропологическим, потому что он не сводит всякую реальность к механизму движения и рассматривает природу не как механизм, а как организм. В центре внимания его стоит человек как единство души и тела, а не как отвлеченное понятие философии. Он встал на защиту природно-биологического начала в человеке. Вывод: классики немецкой философии внесли большой вклад в раз0работку диалектического метода, диалектического подхода к анализу понятий и учли достижения наук того времени.
№7. История русской философии
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1338; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.143.118 (0.008 с.) |