Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие философии. Философия и мировоззрение↑ Стр 1 из 16Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Курс лекций по философии
Кострома №1. Философия. Её предмет и роль в обществе Философия как мировоззрение Понятие философии. Философия и мировоззрение Основной вопрос философии и его две стороны. Исторические формы материализма и идеализма Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика Философия как наука Соотношение философии и частных наук Структура и функции философии в обществе
Философия одна из древнейших и увлекательных областей человеческого знания, особый вид духовной жизни человека. Философия зародилась в VI-VII в. до н.э. почти одновременно в Индии, Китае, Древней Греции. Она возникла в раннем рабовладельческом обществе в связи с тем, что обыденные виды познания не могли дать полную картину мира и места человека в нем. Кроме того, философия в отличие от мифологии и религии, которые являются её истоками, стремится опираться в своих выводах на точные научные факты. Слово «философия» впервые употребил ученый Пифагор (580-500 г. до н.э.) это слово означает «фило»-любовь, «софия»-мудрость (любовь к мудрости, истине). Гераклит считал, что философия это исследователь природы вещей. Платон, что философия это познание сущего или вечного, непреходящего. Призвание философа- постановка мировоззренческих вопросов и поиска ответов на них. Возникновение философии явилось переворотом в жизни общества. Впервые, была сделана попытка, прийти к пониманию мира таким, каким он существует сам по себе. С возникновением философии начинает формироваться самосознание человека. 1. Изучение философии позволяет расширить кругозор и выработать вдумчивое отношение ко всему, что происходит в окружающем мире. 2. Философия учит мудрости, глубокому проникновению в мир природы, чувств человека. 3. Философия учит владению понятиями, анализировать противоречия, выделять главное. 4. Её изучение позволяет выйти за узкие рамки обыденных представлений, делает духовный мир человека богаче, а личность интереснее. Философия-это свободное мышление и искание истины. Философия делает человека вполне человеком./Соловьев Философия-это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Это учение о мире как целом и о месте человека в нем. Философия непрерывно связана с мировоззрением. С помощью философии мировоззрение достигает высокой степени упорядоченности, обобщенности. А в свою очередь развитие мировоззрения помогает понять сложность философских вопросов. Без мировоззрения человек не может стать личностью, его деятельность будет протекать методом проб и ошибок. Мировоззрение- это система взглядов человека на мир и на свое место в этом мире. Понятие «мировоззрение» по объему шире, по обхвату понятия «философия», так как является только ядром, типической основой мировоззрения. Мировоззрение формируется не только благодаря философии, но и за счет знания древних наук и обыденной практики. Мировоззрение у любого человека формируется сложным путем. Вначале человек накапливает знания о предметах и явлениях окружающего мира. Знания - это исходное звено-«клеточка» мировоззрения. Затем полученные знания проверяются в реальной жизни, на практике и если они истины, то превращаются в убеждение человека. Убеждения обозначают твердую уверенность человека в истинности своих знаний. Далее человек руководствуется сложившимися убеждениями в своих действиях, деятельности. Формула мировоззрения МЧ=мироощущение+миропонимание+отношение человека к миру и самому себе (эмоционально- (рациональная психическая сторона) сторона) По-своему содержанию мировоззрение любого человека многогранно. Он включает в себя ряд сторон: экономическую, социально-правовую, экологическую. Виды мировоззрения ü Научное - не научное ü Прогрессивное - реакционное ü Оптимистическое - пессимистическое и т.д. Типы мировоззрения 1. Мифологический (в основе его лежит фантазия, вымысел) 2. Религиозный (основной признак- вера в сверхъестественную силу) 3. Научный (это, прежде всего понятийное мировоззрение, которое стремится к глубокому и точному познанию мира) 4. Обыденный (формируется на почве простейшего знания и представлениях человека об окружающем мире). Философия существует более 2,5 тыс. лет и за это длительное время философы рассмотрели много сложных проблем и вопросов. Философией решается вопрос о том, какой философский вопрос главный, определяющий. Три точки по этому вопросу: 1. Альберт Камю считал, что главный вопрос философии состоит в том, что стоит ли жизнь труда быть прожитой. 2. Эммануил Кант считал, что главный вопрос философии складывается из нескольких: 1) Что должен знать; 2) Что должен делать, на что могу надеется; 3) Каким надо быть, чтобы быть человеком. Самая высокая ценность и высшая цель человека- это человеческое счастье и важно в связи с этим решить достойным ли себя сделал человек для этого, заслужил ли счастье своим поведением. 3. Фридрих Энгельс. Основной вопрос философии заключается в том, чтобы решить проблему, что первично, что было в начале мира: материя, природа или сознание, мышление. Этот вопрос считается главным, так как от того как решает для себя этот вопрос философ зависит решение им других философских проблем. В решении основных вопросов философии выделяют два подхода: 1. монистический (моно-один)- философы считают, что в начале мира было что-то одно- или материя или сознание. 2. Дуалистический (дуо-два)- в начале мира были одновременно и материя и сознание. Философия Древнего Востока. Исторические типы философии Каждая историческая эпоха отличается социально-экономическими условиями, общим строем, уровнем знаний в данную эпоху, личностью философа. Существуют разные точки зрения исторических типов философии: v Философия Древнего Востока (Индии, Китая Vв. до н.э.- Vв. н.э.). Представители: Конфуций, Шань-Янь. Китай: Гао Тома. Особенности: философы этого времени стремились объяснить мир исходя из него самого, опираясь на здравый смысл человека. v Древне Греческая философия (античная Vв. до н.э.- Vв. н.э). Философы: Демокрид, Сократ, Аристотель, Платон, Эпикур. Особенности: философы этого времени стремились объяснить мир исходя из него самого, опираясь на здравый смысл человека. v Средневековая философия. Vв. н.э.-XV н.э.. Представители: Августин Блаженный, Фома Акринский, и др.. Особенности: философские вопросы этого времени решались исходя из веры в Бога, высший разум. v Философия эпохи Возрождения (Ремессанс), XV-XVI вв.. Особенности: художественно-эстетический подход к анализу явления окружающего мира. Представители: Да Винчи, Мишель Монтень, Джон Бруно, Николай Пузанский. v Философия Нового времени. XVII век преимущественно. Представители: Беккон, Декарт, Лейбниц. Особенности: философы этого времени решали философские проблемы, опираясь на научные знания. v Философия эпохи Просвещения. XVIII век. Представители: Вольтер, Жан-Жак Руссо. Особенности: научные знания распространялись среди широких слоев населения. v Немецкая классическая философия. Конец XVIII-начало IXX века. Представители: Эммануил Кант, Гегель, Фейербах. Особенности: философские проблемы решались с опорой на разум человека рациональный. v Русская философия XI-XX вв. Представители: Соловьев, Федоров, Бердяев. Особенности: религиозный характер, обращение к духовным ценностям, существование космологического напраления. v Марксистская философия. 40-е года IXX в. Основатели: Маркс, Энгельс. Особенности: диалектико-материальный подход к анализу явления окружающего мира. v Не марксистская философия или современная Западная философия. XХ век. Представители: Кьер Кегор, Гуссер, Эль Фром, Камю, Жан Поль Саррер. Особенности: философские проблемы в этот период времени решались с опорой не только на разум человека, но и на его интуицию, чувства.
2.3. Предфилософия Китая (Конфуцианство - школа закона). На развитие философии Древнего Востока значительно оказал так называемый азиатский способ производства (земледельческая община, верховная собственность государства на землю, принудительный характер многих видов хозяйственной деятельности). В философии этого времени была слабо выражена личная позиция мыслителя. Философия Китая получила свой наивысший расцвет в период борющихся государств, царств. VI-III в. до н.э. стал «золотым» веком Древне Китайской философии. Это было время соперничества ста философских школ. В результате остались шесть основных: Ø Конфуцианство; Ø Даосизм; Ø Моизм; Ø Школа закона; Ø Школа имен; Ø Натуральные философии. В большинстве школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. Основной школой философии Древнего Китая считается конфуцианство. Родоначальником этой школы является Конфуций (551-479 г. до н.э.). Основной его труд: «Беседа и высказывание». Этот сборник нравственных поучений. 3.Этика. В этом разделе главные понятия взаимопонимание, человеколюбие, золотая середина. Они составляют «правильный путь» (Дао). «Правильный путь» предполагает умение человека жить в полном согласии с окружающим миром, не противостоять ему, придерживаться принципа ненасилия. В этом разделе Конфуций определил качества человека: высокая нравственность, милосердие, доброта к людям. Здесь выражена суть учения Конфуция: не делай другим того, чего не делаешь себе. 4. Управление. Ключ к управлению народом лежит в силе нравственного примера вышестоящих, нижестоящим. Управление обществом следует доверять только тем, кто наиболее образован. Правитель призван быть мудрым, знающим и нравственным. 5. Знание. Для Конфуция знать – знать людей. Он пишет: учиться надо и у древних и у современников. Учение должно быть избирательным: «слушаю много, выбираю лучшее и следую ему». Школа закона противостоит конфуцианству. Представление этой школы – государство – небольшая семья, а бездушный механизм. Управлять должны не мудрецы, а чиновники. Они призвали отклоняться от методов убеждения, как от нравственного принуждения: путь страха и наказания. В обществе все упрощалось и усреднялось, в управлении обществом использовалась круговая порука и донос. Шань-Янь в IV веке до н.э.. Доброта и человеколюбие мать преступника. Истинная добродетель приходит от наказания для наведения порядка в обществе надо иметь много наказаний и мало наград – карать жестоко внушая трепет. Призывал разобщать людей взаимной подозрительностью, слежкой. В целом древнекитайская философия была ориентирована на постижение мировых закономерностей, на понимание мирового порядка и место человека в нем.
В древней индийской философии заметно влияние кастовой социальной структуры. Становление философии шло под влиянием мифологии и религии в V-VI веках до н.э. Первыми философскими трудами стали «веды». «Веды» насчитывают 10 тыс. стихов, молитв, заклинаний. Основная идея: о человеке - это творение Богов, часть живой природы. Различие между растениями, животными и человеком непринципиальны, ибо люди подобно животным и растениям имеют душу и тело. Тело смертно, душа вечна. Душа поселяется в другом теле, растении, животном – это странствие души зависит от поведения человека. В индийской философии имеет значение «карма» – это совокупность действий человека и последствия этих действий, прежде всего для него самого. Основной философской школой считается «Буддизм». Основатель – принц Гаутама (563-483 гг. до н.э.). «Будда» - просветленный. 1. «Жизнь есть страдание. Рождение-страдание, старость-страдание, разлука с приятным - страдание. Кем бы ни был человек, он обречен на болезни, старость и смерть». 2. «Корень страдания в жажде жизни, наслаждений, существования». 3. «Страдания имеют причину, а значит можно прекратить страдания путем полного бесследного уничтожения этой жажды». 4. Путь освобождения от страданий: правильная решимость, воля, преобразующая свою жизнь, правильная речь или воздействие ото лжи, клеветы, грубых слов. Правильная речь делает правдивой, бесхитростной, точной. Правильные действия – не причинение зла живому (ахимса), воздействие от воровства, правильный образ жизни, отказ от «алкоголя», жить честным трудом. Правильные усилия – это борьба с соблазнами и дурными мыслями, в итоге человек должен достичь состояния «нирвана» – состояние полного безразличия. Древнеиндийская философия привлекла внимание к душе человека, его сложным психическим состояниям. Индийская философия содержит призыв к человеку обрести свободу от слепой власти внешнего мира раскрыть богатства и возможности своей духовности.
№3. Древнегреческая философия 3.1. Становление Древнегреческой философии (мелецкая школа, школа элеатов. Атомистическое учение Демокрита). Средневековая философия Философия эпохи Возрождения
Средневековье занимает длительный отрезок, истории Европы от распада Римской империи до эпохи Возрождения (V-XV в.). В развитии средневековой философии принято выделять два крупных периода: 1. раннее средневековье (V-XI в.)- это патристика или учение «отцов церкви», которые заложили основы религиозной философии; 2. зрелое средневековье (XI-XV в.)- это схоластика. В этот период философия стала достоянием общего сознания и духовной культуры человечества, общества. В рамках схоластики выделялось два течения: ü номинализм; ü реализм. I период: христианство не сразу стало господствующей религией. Шла долгая и упорная борьба за его влияние. В этот период борьба христианства с языческим многобожием возникла литература защитников христианства, сочинения «отцов церкви», которые заложили основы христианства. Защитники христианства или апологеты доказывали правителям, что христианство выдвигает теже вопросы, что и языческая греческая философия, но дает более совершенные ответы на них. Это вопросы: О Боге, О сотворении мира и т.д.. В этот период наиболее заметной и влиятельной личностью был Августин Блаженный. Это крупнейший систематизатор христианского вероучения. Годы жизни: 354-430 гг. Основные работы: «Исповедь», «О величии души», «О граде божием». Основные идеи: · о Боге: он считал, что Бог это начало и конец всего сущего. Бог сотворил мир из ничего по своей доброй воле. Бог единственный и причина возникновения каждой вещи и любого вещества. Он не только сотворил этот мир, но и продолжает творить его дальше, совершенствовать в нем все сущее. Субъективно человек действует свободно, но все, что он делает, делает через него Бог. Бог одних людей избрал для спасения и блаженства других, других для осуждения на вечные муки. · О познании мира. Августин Блаженный считает, что в познании мира следует познать превосходство………………………..Разум призван постигать вещи и явления видимого мира открытого человеку, а с помощью веры обнаруживается то, что за пределами этого, то есть невидимое, неочевидное. · О душе человека. Считает, что душа человека бессмертна. Она превосходит тело, это требует от человека постоянной работы над своим внутренним миром. У человека душа рассеяна по всему телу, а у животных и растений нет души. «Грех- это бунт смертного тела против бессмертной души, и поэтому человек всегда нуждается в божественной поддержке, покровительстве». «Зло всегда приходит в мир, когда низшее претендует на роль высшего, спасение человека возможно лишь через обращение его к доброте, через добрые дела, жизнь «по Богу» или возвышения духовного». · Об обществе. Социальное неравенство-это принцип бытия в обществе, результат грехопадения человечества. Церковь выше институтов государства, так как государство основано на эгоизме людей. Это царство греха, где войны, конфликты. Вся история человека это борьба двух царств: божьего и земного. Божие царство- меньшая часть человечества, люди верующие и добропорядочные, а град земной- представлено себялюбящими эгоистичными людьми, живущими по плоти. После страшного суда наступит эпоха тысячелетнего царства, справедливости и всеобщего счастья. Это будет завершение истории человечества и ее конец.
II период: период зрелого средневековья. Главным направлением в развитии философии была так называемая схоластика (латинская школа) философию начали преподавать в школах, а с 12 века в университетах. В этот период философия рассматривалась как наука поставленная на службу религии, как служанка религии. Под словом схоластика стали понимать наукуоторванную от жизни, далекую от наблюдения и опыта. Основные проблемы: · Решался вопрос об отношениях знания к вере. Вера человека выше разума. · Вопрос об универсальных понятиях, названиях вещей, о природе этих понятий. Это спор о природе понятий решали по разному, поэтому возникли два течения философии: Ø Реалисты, считали что понятие названия вещей действительно существует. Ø Номиналисты ближе к материалистам. Считали, что универсальней всего лишь имена вещей, их обозначения. Крупнейшим мыслителем этого времени был Фома Аквинский (1225-1274 гг.). Основные работы: «Сумма теологии», «Сумма против язычников. Основные идеи: О соотношении веры и знания. Он считал, истина всегда одна, но ведут к ней разные пути, вера и разум. Наука и религия отличаются по методу получения своих истин, разум не редко ошибается, вера прочней, достовернее, она доступна каждому. Фома Аквинский разработал систему доказательств существования Бога в мире: § Если брать движение во всей его полноте, а не только как механическое движение нельзя не прийти к перводвигателю, то есть к Богу. § Если все в мире имеет свою причину, то должна быть первопричина, то есть Бог. § Бесчисленное множество случайностей должно управляться абсолютно необходимой причиной, то есть Богом. § Для измерения степеней совершенства (красоты, блага, истины, всего, что есть в мире). Должно существовать абсолютное мерило всех совершенств, то есть Бог. § Все существующее в мире обладает какой-то степенью целесообразности, а значит должна существовать последняя и главная цель-Бог. Ø Фома Аквинский в споре об универсалиях или понятиях выступает как умеренный реалист. Он считает, что универсалии существуют тройным образом: «до вещей» в безлиственном разуме; в самих вещах, как их сущность; после вещей, то есть в человеческом разуме как результат абстракции: · О душе. Человек это единство тела и души, но главное душа. Душа разлита по телу и существует, как некая внутренняя энергия, она бессмертна. Период средневековья по основным крупным философским проблемам существовали следующие мнения: q О Боге. Считалось, что подленное бытие у Бога, он вечен, неизменен, независим, Бог не доступен для познания, но открывает себя человеку через откровения в священных текстах библии. Ключ к познанию Бога- вера. q О природе. Считалось, что природа несамостоятельна, Бог творит природу, главное незнание природы, а познание Бога, и человеческой души. Если и познавать природу, то только как предмет мудрости Бога; q О человеке. Человек рассматривается как образ и подобие Бога. Он царь природы, владыка над всеми тварями, но человек злоупотребляет данной ему от Бога свободой и пал ниже скота; q О душе. Считалось, что душа человека должна повиноваться духу, она постоянно выбирает между добром и злом. Тело должно подчинятся душе, но низшая часть берет верх иногда и человек следует влечениям и страстям. Это входит в привычку и человек оказывается греховным существом. В мир приходит зло, зло не от Бога, а от человека, его злоупотребление свободой. Эпоха средневековья не застой и не регресс, по сравнению с Античной философией. В этот период продолжалось накопление и развитие знаний, церковь выступила как хранительница письменности, а следовательно и образованности. В этот период развивались гносеология или теория познания, логика, эстетика и сознание острый интерес к проблемам истории, потому что по библейским сказаниям свершатся времена, погибнет греховный мир и наступит тысячелетнее царство праведников на земле.
Философские взгляды Бэкона Философия эпохи Просвещения Философские взгляды Д.Локо Диалектический метод Гегеля 12.1.???????????????? Курс лекций по философии
Кострома №1. Философия. Её предмет и роль в обществе Философия как мировоззрение Понятие философии. Философия и мировоззрение
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 2587; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.55.193 (0.016 с.) |