Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 1: философия, ее предмет и роль в обществе

Поиск

Содержание

 

Тема № 1: Философия, ее предмет и роль в обществе  
Тема № 2: Основной вопрос философии. Функции философии  
Тема № 3: Место и роль философии в медицине  
Тема № 4: Философия Древнего Востока. Индия  
Тема № 5: Философия Древнего Востока. Китай  
Тема № 6: Античная философия: натурфилософия древних греков  
Тема № 7: Античная философия: Сократ, Платон  
Тема № 8: Античная философия: Аристотель, эллинизм  
Тема № 9: Философия Средневековья. (Арабская)  
Тема № 10: Философия Средневековья. (Западноевропейская)  
Тема № 11: Философия эпохи Возрождения. Гуманизм  
Тема № 12: Натурфилософия эпохи Возрождения  
Тема № 13: Философия Нового времени. Френсис Бэкон  
Тема № 14: Философия Нового времени. Рене Декарт  
Тема № 15: Философия эпохи Просвещения  
Тема № 16: Немецкая классическая философия. И. Кант  
Тема № 17: Немецкая классическая философия: Гегель, Фейербах  
Тема № 18: Марксистская философия  
Тема № 19: Современная западная философия. Психоанализ Фрейда  
Тема № 20: Современная западная философия: позитивизм, экзистенциализм  
Тема № 21: Русская философия. Начало философии в России – XVIII век  
Тема № 22: Русская философия. П.Я. Чаадаев. Славянофилы и западник  
Тема № 23: Русская философия. А.И. Герцен. Народники. Анархисты  
Тема № 24: Русская философия. В.С. Соловьев. Н.А. Бердяев. А.А.Богданов. А.Д.Сахаров  
Тема № 25: Онтология – учение о бытии  
Тема № 26: Философское понятие материи. Способы и формы существования материи  
Тема № 27: Диалектика – учение о развитии  
Тема № 28: Философия сознания  
Тема № 29: Теория познания. Чувственное и рациональное познание. Практика  
Тема № 30: Теория познания. Диалектика истины  
Тема № 31: Проблема человека. Совокупность всех общественных отношений.  
Тема № 32: Проблема человека. Индивид, индивидуальность, личность  
Тема № 33: Философия общества. Общество как система. Социальные институты  
Тема № 34: Философия общества. Социальный прогресс  
Тема № 35: Философские основания культуры  
Тема № 36: Антропоцентризм как мировоззренческий и методологический принцип медицины.  
Тема № 37: Биоэтика.  

 

Тема № 1: ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ

1.1. План семинарского занятия:

 

1. Мировоззрение его значение для человека. Компоненты мировоззрения.

2. Мифология и религия как формы общественного сознания, предшествующие философии.

3. Основные проблемы философии.

4. Структура философского знания.

2. Формы работы:

подготовка к семинарскому занятию:

изучение лекционного материала;

написание реферата, аннотации на журнальную статью;

материалы по УИРС:

Темы рефератов:

1. Мировоззрение в жизни человека.

2. Мир и человек в мифах древности.

3. «Философия – сознание вслух» (Мамардашвили).

4. Философия – «эпоха, схваченная в мысли» (Гегель).

Тематика докладов:

1. Мифы, их место в культуре (содержание любых 2-х мифов древнего мира).

2. Мифологическая, религиозная и научная картины мира.

3. Вопросы для самоподготовки по теме семинарского занятия

1. Какие формы освоения действительности вы знаете?

2. Какое место в освоении мира занимает философия?

3. Раскройте смысл выражения «Философия – квинтэссенция культуры»?

4. Какое бывает мировоззрение? В чем его назначение?

5. Чем отличаются мифологическое и религиозное мировоззрение?

6. Какое место в жизни человека занимает мировоззрение?

7. Какие типы мировоззрения предшествовали философскому?

8. Назовите основные проблемы философии и ее разделы.

9. Что является предметом философии?

10. Какую роль играет философия в обществе?

 

4. Перечень практических умений:

Студент должен уметь:

написать реферат, изложить его в форме доклада;

написать аннотацию на научную статью из журнала;

применять полученные знания;

идентифицировать, формулировать и решать поставленные проблемы.

4.1. Знать понятия:

мировоззрение, культура, мудрость, мифология, религия, философия, онтология, гносеология, аксиология.

Рекомендации по УИРС

1. Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология». – Красноярск, 2007.

6. Самоконтроль по тестовым заданиям:

1. Какое из перечисленных определений мировоззрения правомерно?

А. Система взглядов на мир в целом;

Б. Комплекс представлений человека о мире и себе в нём;

В. Совокупность взглядов, определяющих направление деятельности человека по преобразованию мира;

Г. Верны все определения.

 

2. Система обобщенных взглядов на окружающую действительность – это:

А. Философия;

Б. Мировоззрение;

В. Наука.

 

3. Что такое «понимание» в философии?

А. Это истолкование, интерпретирование информации;

Б. Это процедура осмысления, выявление смысла, значения;

В. Это результат и процесс применения герменевтики;

Г. Это все вместе взятое.

 

4. Что объединяет мифологический и религиозный типы мировоззрения?

А. Чувственно-образная форма освоения действительностью;

Б. Абстрактно-понятийная форма освоения действительностью;

В. Теоретическое и практическое овладение окружающей реальностью;

Г. Все ответы верны.

 

5. Каковы, на Ваш взгляд, перспективы философии?

А. Философия себя скоро исчерпает;

Б. Роль философии будет неуклонно возрастать в жизни людей;

В. Философия станет уделом только одиночек-фанатиков;

Г. Философия сохранится только как мировоззрение.

 

6. Объектом философского исследования является

А. Человек и его место в мире;

Б. Социальные структуры;

В. Закономерности природного бытия;

Г. Мир как целостность.

 

7. На ранней стадии общественного развития основным способом понимания мира были:

А. Религия;

Б. Философия;

В. Мифология.

 

8. Каково соотношение философии и идеологии?

А. Философия и идеология совпадают по содержанию;

Б. Философия и идеология независимы друг от друга;

В. В философии всегда есть идеологический аспект.

 

9. Предметом философии является

А. Человек;

Б. Общество;

В. Мир;

Г. Все названное.

 

10. Кто из мыслителей античности ввел в обиход слово «философия»?

А. Гераклит;

Б. Демокрит;

В. Пифагор;

Г. Сократ.

 

11. Предметом философского исследования являются

А. Всеобщие законы и принципы;

Б. Благо;

В. Общественно-исторический процесс;

Г. Законы мышления.

 

12. Представления о мире и месте в нем человека называют:

А. Идеологией;

Б. Философией;

В. Мировоззрением;

Г. Наукой.

 

13. Существовало несколько сменявших друг друга исторических типов мировоззрения. Поставьте в верной хронологической последовательности:

А. Религиозное мировоззрение – 3

Б. Философское мировоззрение – 4

В. Жизненно-практическое – 1

Г. Мифологическое – 2

 

14. Учение о единой субстанции в основе мира – это

А. Плюрализм;

Б. Материализм;

В. Монизм;

Г. Дуализм.

 

15. Подберите понятие к определению: «Древнейшая форма общественного сознания, зародившаяся в первобытном обществе, как социально-духовный институт саморегулирования отношений между людьми»

А. Религия;

Б. Мораль;

В. Политика;

Г. Все вышеперечисленное.

 

16. Какое из нижеперечисленных определений философии первоначальное?

А. Душа культуры;

Б. Учение о мудрости;

В. Любовь к мудрости;

Г. Форма теоретического мировоззрения.

 

17. Раздел философии – гносеология:

А. Учение о познании;

Б. Учение о ценностях;

В. Искусство.

 

18. Самой ранней мировой религией является:

А. Христианство;

Б. Ислам;

В. Буддизм.

 

19. Раздел философии – онтология:

А. Учение о бытии;

Б. Учение о методах познания;

В. Логика.

 

7. Список литературы:

 

Основная:

1. Алексеев П.В. Философия. – М., 2005.

2. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2002.

3. Хрусталев Ю.Н. Философия. – М., 2005.

 

Дополнительная:

1. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. – М., 2001.

2. Рычков А.К. Философия. – М., 2002.

3. Таранов П.С. Золотая философия. – М., 1999.

4. Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология».– Красноярск, 2007.

Тема № 2: ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ.

ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ

 

1.1. План семинарского занятия:

1. Основной вопрос философии и его две стороны.

2. Материализм и идеализм.

3. Философский метод познания. Динамика и метафизика.

4. Функции философии. Философия и другие науки.

 

2. Формы работы:

подготовка к семинарскому занятию:

изучение лекционного материала;

написание реферата, аннотации на журнальную статью;

материалы по УИРС:

Темы рефератов:

1. Основной вопрос философии.

2. Исторические формы диалектики.

3. Формы материализма в истории философии.

Тематика докладов:

1. Человек и мир с позиции идеализма.

2. Мир глазами материалиста.

3. Вопросы для самоподготовки по теме семинарского занятия:

1. Каковы функции философии?

2. В чем состоит методологическая функция философии?

3. Как соотносится между собой философия и наука?

4. Сформировать основной вопрос философии.

5. Чем отличается объективный идеализм от субъективного?

6. Что является главным опровержением агностицизма?

7. Основные принципы диалектики.

8. Противоположность диалектики и метафизики.

9. Функции философии.

4. Перечень практических умений:

Студент должен уметь:

написать реферат, изложить его в форме доклада;

написать аннотацию на научную статью из журнала;

применять полученные знания;

идентифицировать, формулировать и решать поставленные проблемы.

4.1. Знать понятия:

материализм, идеализм, агностицизм, диалектика, метафизика, аксиология.

5. Рекомендации по УИРС:

Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология». – Красноярск, 2007.

6. Самоконтроль по тестовым заданиям:

1. Диалектика – это:

А. Наука о человеческом мышлении;

Б. Всеобщий метод познания мира;

В. Учение о противоречиях;

Г. Все вместе взятое.

 

2. Материализм – это

А. Принцип философского исследования;

Б. Учение о материальности мира;

В. Философское направление, утверждающее первичность материи;

Г. Провозглашение приоритета чувственных удовольствий.

 

3. Выберите в предложенных суждениях идеализм:

А. Сознание неразрывно связано с материей;

Б. Сознание есть продукт материи;

В. Сознание может существовать до и независимо от материи;

Г. Сознание не всегда адекватно отражает материю.

 

4. Представителем объективного идеализма является:

А. Дидро;

Б. Платон;

В.Беркли;

В. Кант.

 

5. Какую роль играет диалектика как метод познания в научной деятельности ученых-медиков?

А. Никакой;

Б. Определяющую: служит творческим ориентиром;

В. Мешает в научно-исследовательской деятельности;

Г. Помогает видеть ошибки.

 

6. Что означает философская концепция «агностицизм»?

А. Познавательная специфическая практика;

Б. Познание, не имеющее осмысленного решения;

В. Теория, отрицающая познаваемость мира;

Г. Все вместе взятое.

 

7. Список литературы:

Основная:

1. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. – М., 2001.

2. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2002.

3. Хрусталев Ю.Н. Философия. – М., 2005.

 

Дополнительная:

1. Алексендер Ф. Человек и его душа: познание и врачевание от древности до наших дней. – М., 2000.

2. Таранов П.С. Золотая философия. – М., 1999.

3. Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические рекомендации по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология». – Красноярск,2007

 

 

Г. Все вместе взятое.

 

4. Что входит в понятие «философия медицины»?

А. Теоретическая основа современной медицины;

Б. Логико-гносеологическая база теории;

В. Умственное познание теории здоровья и болезни;

Г. Объемлет сущность, причину и следствие развития.

 

5. Какую роль играет диалектика как метод познания в научной деятельности ученых-медиков?

А. Никакой;

Б. Определяющую: служит творческим ориентиром;

В. Мешает в научно-исследовательской деятельности;

Г. Помогает видеть ошибки.

 

6. Философия медицины – это осмысление:

А. Биологических и физиологических начал;

Б. Биологических и социальных оснований;

В. Биологических и психологических условий и факторов жизни;

План семинарского занятия

1. Социально-экономическая и культурно-историческая характеристика эпохи «Древний Китай».

2. Особенности древнекитайского мировоззрения.

3. Философские школы Древнего Китая.

 

2. Формы работы:

подготовка к семинарскому занятию:

изучение лекционного материала;

написание реферата, аннотации на журнальную статью;

материалы по УИРС:

Темы рефератов:

каждая древнекитайская школа анализируется отдельно и является темой реферата.

Книги «И-цзин» и «Шу-цзин».

Школа «Фа-цзя».

Моизм.

 

Тематика докладов:

1. Книги «И-цзин» и «Шу-цзин».

2. Понятие «Дао» в философии Конфуция.

3. Даосизм.

4. Конфуцианство.

5. Легизм.

3. Вопросы для самоподготовки по теме семинарского занятия:

1. Социально-историческая характеристика Древнего Китая.

2. Раскрыть основные черты древнекитайского мировоззрения.

3. Даосизм.

4. Конфуцианство.

4. Перечень практических умений:

Студент должен уметь:

написать реферат, изложить его в форме доклада;

написать аннотацию на научную статью из журнала;

применять полученные знания;

идентифицировать, формулировать и решать поставленные проблемы.

4.1. Знать понятия:

философия, миф, религия, идеализм, диалектика, материализм.

 

5. Рекомендации по УИРС:

Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия», и «стоматология». – Красноярск, 2007.

 

6. Самоконтроль по тестовым заданиям:

1. В представлениях древних китайцев человек:

А. Должен следовать естественному ходу вещей;

Б. Тесно связан с природой;

В. Занимает срединное положение в мире;

Г. Находится над природой.

 

2. Основателем даосизма является:

А. Конфуций;

Б. Мо-цзы;

В. Лао-цзы;

Г. Хуэй Ши.

 

3. Понятие «жень» означает:

А. Эгоизм;

Б. Безразличие;

В. Человеколюбие;

Г. Мизантропия.

 

4. Сила нравственного примера – это главный принцип управления, утверждал:

А. Лао-цзы;

Б. Мэн-цзы;

В. Конфуций;

Г. Шень Бухай.

 

5. Конфуцианство – это:

А. Религиозно-мистическая система;

Б. Материалистическая философия;

В. Этико-политическая философия;

Г. Учение о загробном мире.

 

6. Форма государственного устройства Древнего Китая:

А. Демократия;

Б. Охлократия;

В. Восточная деспотия;

Г. Олигархия.

 

7. Философские тексты:

1. «ДАО ДЕ ДЗИН» (произведение философии даосизма).

2. «ЛУНЬ ЮЙ» – «ИЗРЕЧЕНИЯ» (Сборник воззрений Конфуция).

 

8. Список литературы:

Основная:

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 2007.

2. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2002.

3. Хрусталев Ю.М. Философия. – М., 2004.

 

Дополнительная:

1. Конфуций. Изречения. – М., 2000.

2. Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия», и «стоматология». – Красноярск, 2007.

 

 

Г. Милетская.

5. Натурфилософия – это

А. Философия природы;

Б. Синоним материализма;

В. Одна из философских категорий;

Г. Способ познания объективного мира.

6. Каким образом первые философы понимали природное первоначало?

А. Как физическое вещество;

Б. Как определенную стихию;

В. Как тело первожертвы;

Г. Как овеществление первоначальной идеи.

 

7. Какой тезис принадлежит философу Фалесу?

А. «Познай себя»;

Б. «Все – из воды»;

В. «Все течет».

 

8. Анаксимен считал первоосновой всего сущего

А. Число;

Б. Огонь;

В. Воду;

Г. Воздух.

 

9. Первоначалом всего сущего в мире философ Гераклит признавал:

А. Огонь;

Б. Воду;

В. Число.

 

10. Кому из мыслителей принадлежит утверждение, что «все сущее есть число»?

А. 3енон;

Б. Пифагор;

В. Гераклит.

 

11. Кто первым сформулировал диалектические принципы развития мира?

а) Гераклит;

б) Сократ;

в) Анаксимандр.

 

12. Какой философ рассматривал бытие как сочетание атомов и пустоты?

а) Сократ;

б) Аристотель;

в) Демокрит.

 

13. В чем сущностная специфика понимания числа Пифагором?

А. Пифагор видел в числе средство для математических построений;

Б. Пифагор употребил число для исследования музыкальной гармонии;

В. Пифагор опирался на эзотерические восточные источники;

В. Об атомах.

 

17. Древнегреческий полис – это...

А. Столица Древней Греции;

Б. Объединение метрополии и ее колонии;

В. Сократ.

 

7. Как Сократ отвечает на вопрос – Что такое человек?

А. Это результат эволюции живого мира;

Э. Это тело;

В. Это – политическое животное;

Г. Это – разумная душа.

 

8. Какая проблема была в центре внимания у Сократа?

А. Проблема первоначала;

Б. Что такое «физиc»?

Г. Объективный идеализм.

 

15. Какова природа платоновской идеи?

А. Идея нематериальна и неумопостигаема;

Б. Идея материальна, но неумопостигаема;

В. Идея материальна и умопостигаема;

Г. Платон.

 

21 Платон считал, что познание мира – это:

А. Воспоминания бессмертной души;

Б. Познание чисел;

В. Познание себя.

 

22 Идея – «эйдос» стала центральной категорией учения этого философа:

А. Гераклит;

Б. Сократ;

В. Платон.

 

23. Кто признавал переселение душ?

А. Протагор;

Б. Платон;

В. Аристотель.

7. Философские тексты:

1. Платон. Государство. Книга седьмая.

 

8. Список литературы:

Основная:

1. Алексеев П.В. Философия. – М., 2005.

2. Хрусталев Ю.Н. Философия. – М., 2005.

3. Чанышев А.Н. Философия древнего мира. – М., 2003.

 

Дополнительная:

1. Космос и душа. Учения о вселенной и человеке в Античности и в средние века (исследования и переводы). – М., 2005.

2. Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология».– Красноярск, 2007.

 

 

В. Демокрит.

 

2. «Человек – мера всех вещей» так считал

А. Аристотель;

Б. Сократ;

В. Протагор;

Г. Эпикур.

 

3. Философ, ученик Сократа:

А. Платон;

В. Аристотель;

В. Эпикур.

 

4. Кто из античных мыслителей считал высшей идеей идею «Блага»:

А. Аристотель;

Б. Горгий;

В. Платон;

Г. Сократ.

 

5. Кто первым определил философию как учение о первопричине?

А. Сократ;

Б. Платон;

В. Аристотель.

 

6. Какому философу принадлежит изречение: «Платон мне друг, но истина дороже»

А. Аристотель;

Б. Эпикур;

В. Цицерон.

 

7. Автор «Трактата о душе», выделил три «уровня» души – растительный, животный и разумный:

А. Платон;

Б.Аристотель;

В. Фалес.

 

8. Какой философ рассматривал логику как главное орудие познания?

А. Платон;

Б. Демокрит;

В. Аристотель.

 

9. Аристотель разработал основные законы:

А. Атомистического материализма;

Б. Логики;

В. Теологии.

 

10. Аристотель, в отличие от Платона, создал систему знаний о

А. Умопостигаемом бытии;

Б. Природе;

В. Государстве;

Г. Душе.

 

11. Всей полнотой актуального бытия у Аристотеля обладает

А. Пространство;

Б. Перводвигатель;

В. Материя;

Г. Стихия огня.

 

12. С точки зрения Аристотеля, человек является «политийным животным», поскольку

А. Люди могут добиться блага только сообща;

Б. Человек реализует свой потенциал в политической борьбе;

В. Вне институтов власти человек уничтожил бы себе подобных;

Г. Политика определяет ход истории.

 

13. Есть три вида души: разумная, животная и растительная, считал философ

А. Платон;

Б. Аристотель;

В. Сократ;

Г. Гераклит.

 

14. Найдите правильное определение материи по Аристотелю:

А. Это начало, носящее потенциальный характер и образующее чувственно воспринимаемую реальность;

Б. То же самое, что и небытие;

В. Это видимость, иллюзия наших органов чувств;

Г. Это сущность, субстанция.

 

15. Характерные черты философии античности:

А. Примат веры над знанием;

Б. Эстетическое мировоззрение;

В. Логика.

 

16. Эпоха эллинизма началась после:

А. Массового переселения граждан греческих полисов в области Италии в VIII-VII вв до н.э.;

Б. Пелопоннесской войны 431-404 г до н.э.;

В. Завоевательных походов Александра Македонского.

7. Философские тексты:

1. Аристотель. МЕТАФИЗИКА.

2. Аристотель. Никомахова этика.

3. Аристотель. Политика. Книга первая.

4. Из письма: «ЭПИКУР ПРИВЕТСТВУЕТ МЕНЕКЕЯ».

8. Список литературы:

Основная:

1. Алексеев П.В. Философия. – М., 2005.

2. Спиркин А.Г. Философия. Учебник. – М., 2002.

3. Хрусталев Ю.Н. Философия. – М., 2005.

 

Дополнительная:

1. Космос и душа. Учения о вселенной и человеке в Античности и в средние века (исследования и переводы). – М., 2005.

2. Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология».– Красноярск, 2007.

 

 

В. «Пчелы».

7. Английский философ, адвокат, государственный деятель, естествоиспытатель

А. Р. Декарт;

Б. Д. Беркли;

В. Ф. Бэкон.

 

7. Философские тексты:

Ф. Бэкон. О достоинстве и приумножении наук.

Ф. Бэкон. Идолы человеческого разума.

 

8. Список литературы:

Основная:

1. Алексеев П.В. Философия. – М., 2005.

2. Спиркин А.Г. Философия. Учебник. – М., 2002.

3. Хрусталев Ю.Н. Философия. – М., 2005.

 

Дополнительная:

1. Алексендер Ф. Человек и его душа: познание и врачевание от древности до наших дней. – М., 2000.

2. Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология».– Красноярск, 2007.

 

 

В. Р. Декарт.

 

7. Философские тексты:

Рене Декарт Начала философии.

Рене Декарт Правила для руководства ума.

 

8. Список литературы:

Основная:

1. Алексеев П.В. Философия. – М., 2005.

2. Спиркин А.Г. Философия. Учебник. – М., 2002.

3. Хрусталев Ю.Н. Философия. – М., 2005.

 

Дополнительная:

1. Алексендер Ф. Человек и его душа: познание и врачевание от древности до наших дней. – М., 2000.

2. Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология».– Красноярск, 2007.

 

 

Г. Вольтер

 

7. Кто автор сочинения «Опыт о человеческом разуме?

А. Руссо;

Б. Лессинг;

В. Локк;

Г. Кант.

 

8. Кто из философов-просветителей был популяризатором науки?

А. Дидро;

Б. Ньютон;

В. Вольтер;

Г. Ламетри.

 

7. Философские тексты:

Вольтер. Философские письма Письмо тринадцатое. О г-не Локке.

Вольтер. /Социально-политические воззрения/.

Вольтер. Метафизический трактат. Гл. IХ О добродетели и пороке.

Руссо Ж-Ж. Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению

нравов.

8. Список литературы:

Основная:

1. Алексеев П.В. Философия. – М., 2005.

2. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2002.

3. Хрусталев Ю.Н. Философия. – М., 2005.

 

Дополнительная:

1. Алексендер Ф. Человек и его душа: познание и врачевание от древности до наших дней. – М., 2000.

2. Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология».– Красноярск, 2007.

 

 

Г. Антиномии.

10. К какой сфере относится практический разум в системе Канта?

А. Наука;

Б. Этика;

В. Эстетика;

Г. Метафизика.

11. На что ориентирует человека гипотетический императив в учении Канта?

А. На достижение цели;

Б. На окружающий мир;

В. На самого себя;

Г. На тактику выжидания.

12. Какую цель ставит категорический императив Канта?

А. Интеллектуальное совершенствование;

Б. Материальную выгоду;

В. Исторический прогресс;

Г. Человека.

13. Что, с точки зрения Канта, делает человека свободным?

А. Следование своей природе;

Б. Следование долгу;

В. Адекватное познание;

Г. Исполнение религиозных норм.

14. Кто из немецких философов перенес внимание с объекта познания на познающий субъект:

А. Гегель;

Б. Кант;

В. Фихте;

Г. Лейбниц;

Д. Фейербах.

 

7. Философские тексты:

И. Кант. Критика практического разума.

 

8. Список литературы:

 

Основная:

1. Алексеев П.В. Философия. – М., 2005.

2. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2002.

3. Хрусталев Ю.Н. Философия. – М., 2005.

 

Дополнительная:

1. Алексендер Ф. Человек и его душа: познание и врачевание от древности до наших дней. – М., 2000.

2. Гайденко П.П. История греческой философии и ее связи с наукой. – М., 2000.

3. Космос и душа. Учения о вселенной и человеке в античности и в средние века (исследования и переводы). – М., 2005.

4. Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология».– Красноярск, 2007.

 

 

1. Тема № 17: НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ:

ГЕГЕЛЬ, ФЕЙЕРБАХ

 

1.1. План семинарского занятия:

1. Метод и система философии Гегеля.

2. Законы и категории диалектики.

3. Антропологический материализм Фейербаха.

4. Диалектика и медицина.

5. Значение немецкой классической философии.

 

2. Формы работы:

подготовка к семинарскому занятию:

изучение лекционного материала;

написание реферата, аннотации на журнальную статью;

материалы по УИРС:

Темы рефератов:

1. Панрационализм и панлогизм в философии Г. Гегеля.

2. Гегелевская диалектика и ее особенности.

3. Идея «гражданского общества» в философии Г. Гегеля.

4. Религиозные и этические взгляды Л. Фейербаха.

5. Материализм Л. Фейербаха.

6. Л. Фейербах о сущности человека.

7. Гегель и мировая культура.

8. Диалектика и медицина.

 

Тематика докладов:

1. Законы диалектики.

2. Категории диалектики.

 

3. Вопросы для самоподготовки по теме семинарского занятия:

1. Гегелевская диалектика и ее особенности.

2. Противоречие между системой и методом в философии Гегеля.

3. Антропологическая философия Л. Фейербаха.

4. Отношение Фейербаха и идеализму и религии.

5. Какую сторону развития описывает каждый закон диалектики?

6. Какой вклад внесли в философию немецкую классику?

 

4. Перечень практических умений:

Студент должен уметь:

написать реферат, изложить его в форме доклада;

написать аннотацию на научную статью из журнала;

применять полученные знания;

идентифицировать, формулировать и решать поставленные проблемы.

4.1. Знать понятия:

диалектика, метафизика, закон, категории, абсолютная идея, становление, отрицание, снятие, качество, количество, мера, противоречие, тождество, сущность, явление, причина, следствие, возможность, действительность, содержание, форма, необходимость, случайность, единичное, общее.

5. Рекомендации по УИРС:

Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология».– Красноярск, 2007.

 

6. Самоконтроль по тестовым заданиям:

1. Кто создатель и систематизатор диалектики как метода познания?

А. Декарт;

Б. Локк;

В. Кант;

Г. Лейбниц;

Д. Гегель.

2. К какому философскому направлению относится учение Гегеля?

А. Объективный идеализм;

Б. Субъективный идеализм;

В. Идеалистический плюрализм;

Г. Материалистический монизм.

3. Что является объектом исследования в «Науке логики» Гегеля?

А. Природа;

Б. Абсолютная идея;

В. Абсолютный дух;

Г. Логические закономерности.

4. Что в системе Гегеля творит природу и историю?

А. Случайность;

Б. Воля божественного провидения;

В. Естественные законы;

Г. Свобода.

13. Социально-философские взгляды Гегеля определяются как

А. Либерализм;

Б. Религиозный фундаментализм;

В. Консерватизм;

Г. Неоконсерватизм.

14. Высшим достижением исторического движения человечества Гегель считал:

А. Современную ему Германию;

Б. Будущее Европы;

В. Строй, сложившийся в странах Востока;

Г. Античную демократию.

15. Представителем объективного идеализма является:

А. И. Кант;

Б. Г. Гегель;

В. Л. Фейербах;

Г. К. Маркс.

16. Немецкий философ Гегель внес большой вклад в развитие:

А. Диалектики – науки о всеобщем развитии;

Б. Теории прибавочной стоимости;

В. Теории общественного договора.

17. В чем видел Гегель основу исторического развития?

А. Общественное распределение труда;

Б. Конфликт между властью и индивидуальной свободой;

Г. Человек.

21. Фейербах утверждал, что сущность человеческого «Я» проявлена в:

А. Самосознании человека;

Б. Его волевых актах;

В. Целостности его тела;

Г. Этических представлениях.

22. Утверждая роль коммуникации между людьми как условия становления человеческого «Я», Фейербах тем самым подчеркивал, что человек является:

А. Родовым существом;

Б. Биологическим существом;

В. Неоконченным творением природы;

Г. Детерминированным внешними силами.

23. Высшим типом коммуникации Фейербах считал

А. Формальные пропозиции;

Б. Миф;

В. Экономику;

Г. Любовь.

24. Анализируя сущность религии, Фейербах утверждал, что образ Бога – это образ:

А. Вымышленного существа;

Б. Непреодолимого рока;

В. Отчужденной сущности человека;

Г. Архаического патриарха.

25. Согласно программе новой религии в учении Фейербаха, любовь к Богу должна быть заменена:

А. Научным планированием жизни человека;

Б. Философией построения справедливого общества;

В. Любовью к человеку;

Г. Любовью к природе.

26. Укажите, что противопоставил Л.Фейербах вере в Бога:

А. Атеизм;

Б. Любовь к человеку;

В. Веру в идеальные общественные отношения между людьми;

Г. Нравственные основы общества.

7. Философские тексты:

Гегель. Наука логики.

Гегель. История греческой философии. Пифагор и пифагорейцы.

Гегель. История греческой философии. Сократ.

Гегель. Философия истории.

 

8. Список литературы:

 

Основная:

1. Алексеев П.В. Философия. – М., 2005.

2. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2002.

3. Хрусталев Ю.Н. Философия. – М., 2005.

 

Дополнительная:

1. Гайденко П.П. История греческой философии и ее связи с наукой.– М., 2000.

2. Космос и душа. Учения о вселенной и человеке в античности и в средние века (исследования и переводы).– М., 2005.

3. Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология».– Красноярск, 2007.

 

Г. Все перечисленные выше.

 

12. К. Маркс является основоположником:

А. Трудовой теории стоимости;

Б. Теории классов и классовой борьбы;

В. Материалистического понимания общества;

Г. Теории государства и права.

 

13. Как К. Маркс характеризовал сущность человека?

А. Как абстрактное мышление;

Б. Как совокупность общественных отношений;

В. Как взаимоотношения человека и общества;

Г. Как совместная деятельность нескольких индивидов.

 

14. Какие из перечисленных ниже явлений относятся к общественному



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 626; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.200.56 (0.011 с.)