Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 6: античная философия: натурфилософия древних греков

Поиск

 

1.1. План семинарского занятия:

1. Античная культура – «греческое чудо», начало европейской культуры и философии.

2. Натурфилософия Древней Греции. Фалес. Анаксимандр, Анаксимен.

3. Гераклит. Начало диалектики.

4. Пифагор.

5. Атомизм Левкиппа и Демокрита.

 

2. Формы работы:

подготовка к семинарскому занятию:

изучение лекционного материала;

написание реферата, аннотации на журнальную статью;

материалы по УИРС:

Темы рефератов:

1. Античная культура – «детство человечества».

2. Культура и цивилизация Древней Греции.

3. Мифология как один из источников рождения философского знания.

4. Натурфилософия. Возникновение зачатков наук.

5. Природа и Космос в философии древних греков.

6. Первоначала мира в представлениях философов милетской школы.

7. Древнегреческая диалектика.

8. «В одну и ту же реку нельзя войти дважды» (Гераклит).

9. Атомистика Демокрита и ее историческое значение.

10. Пифагор: «Я не мудрец, я любитель мудрости».

 

Тематика докладов:

1. Космические мифы древних греков.

2. Парменид: открытие бытия.

3. Эмпедокл: выдающийся медик и философ.

4. Анаксагор: учение об уме.

5. Апории Зенона Элейского.

3. Вопросы для самоподготовки по теме семинарского занятия:

1. Раскройте особенности становления античной философии и выделите основные этапы ее развития.

2. Сопоставьте мифологическое и философское мышление. В чем различие между ними?

3. Проблема первоначала в философских учениях Фалеса, Анаксимена, Гераклита, Анаксимандра.

4. Учение пифагорейцев о числах как основе мира.

5. Взгляды на движение Парменида и Зенона.

6. Атомизм Демокрита.

7. В чем выражался космологизм древнегреческой философии?

8. Историческое значение античной философии.

9. Раскройте содержание понятия «диалектика» и выделите основные диалектические идеи античности.

4. Перечень практических умений:

Студент должен уметь:

написать реферат, изложить его в форме доклада;

написать аннотацию на научную статью из журнала;

применять полученные знания;

идентифицировать, формулировать и решать поставленные проблемы.

4.1. Знать понятия:

античность, полис, гражданин, агон, логос, натурфилософия, материализм, идеализм, диалектика, метафизика, майевтика, космос.

5. Рекомендации по УИРС:

Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология».– Красноярск, 2007.

6. Самоконтроль по тестовым заданиям:

1. В чем прослеживается связь с мифологией у первых греческих философов?

А. Они принимали традиционные формы знания, но давали им рациональное истолкование;

Б. Они опирались в понимании мира на представление о судьбе;

В. Они ставили развитие мира в зависимость от воли богов;

Г. Они обожествляли мировое первоначал.

 

2. В чем состоит отличие первых теоретических построений древней Греции от знаний Древнего Востока?

А. В разных предметах исследования;

Б. В древней Греции впервые появляется систематическая связь доказательств;

В. В мифологических корнях изысканий Древнего Востока.

 

3. Как называют первых греческих философов?

А. «Математиками»;

Б. «Филологами»;

В. «Физиками»;

Г. «Политиками».

 

4. Первой философской школой Древней Греции считается

А. Элейская;

Б. Пифагорейская;

В. Аристотелевская;

Г. Милетская.

5. Натурфилософия – это

А. Философия природы;

Б. Синоним материализма;

В. Одна из философских категорий;

Г. Способ познания объективного мира.

6. Каким образом первые философы понимали природное первоначало?

А. Как физическое вещество;

Б. Как определенную стихию;

В. Как тело первожертвы;

Г. Как овеществление первоначальной идеи.

 

7. Какой тезис принадлежит философу Фалесу?

А. «Познай себя»;

Б. «Все – из воды»;

В. «Все течет».

 

8. Анаксимен считал первоосновой всего сущего

А. Число;

Б. Огонь;

В. Воду;

Г. Воздух.

 

9. Первоначалом всего сущего в мире философ Гераклит признавал:

А. Огонь;

Б. Воду;

В. Число.

 

10. Кому из мыслителей принадлежит утверждение, что «все сущее есть число»?

А. 3енон;

Б. Пифагор;

В. Гераклит.

 

11. Кто первым сформулировал диалектические принципы развития мира?

а) Гераклит;

б) Сократ;

в) Анаксимандр.

 

12. Какой философ рассматривал бытие как сочетание атомов и пустоты?

а) Сократ;

б) Аристотель;

в) Демокрит.

 

13. В чем сущностная специфика понимания числа Пифагором?

А. Пифагор видел в числе средство для математических построений;

Б. Пифагор употребил число для исследования музыкальной гармонии;

В. Пифагор опирался на эзотерические восточные источники;

Г. Пифагор сделал число целью исследования.

 

14. Что лежит в основе бытия по Демокриту?

А. Вода;

Б. Воздух;

В. Атомы;

Г. Апейрон.

 

15. Какие характеристики отвечают пониманию бытия у греческого философа Демокрита

А. Бытие познается чувствами, а не разумом;

Б. Бытие – это бытие атомов;

В. Бытие – познается в понятиях;

Г. Бытие есть единое.

 

16. С именами Левкиппа и Демокрита связано учение:

А. О душе;

Б. О вечности мира;

В. Об атомах.

 

17. Древнегреческий полис – это...

А. Столица Древней Греции;

Б. Объединение метрополии и ее колонии;

В. Город – государство, гражданская община.

 

7. Философские тексты:

1. ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ. О ПРИРОДЕ. Фрагменты.

 

8. Список литературы:

Основная:

1. Алексеев П.В. Философия. – М., 2005.

2. Рычков А.К. Философия. – М., 2002.

3. Чанышев А.Н. Философия древнего мира. – М., 2003.

 

Дополнительная:

1. Гайденко П.П. История греческой философии и ее связи с наукой. – М., 2000.

2. Космос и душа. Учения о вселенной и человеке в античности и в средние века (исследования и переводы). – М., 2005.

3. Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология».– Красноярск, 2007.

 

 

Тема № 7: АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ: СОКРАТ, ПЛАТОН

 

1.1. План семинарского занятия:

1. Жизнь Сократа.

2. Философия Сократа.

3. Платон – основоположник объективного идеализма.

4. Утопия Платона «Государство».

 

2. Формы работы:

подготовка к семинарскому занятию:

изучение лекционного материала;

написание реферата, аннотации на журнальную статью;

материалы по УИРС:

Темы рефератов:

1. Жизнь и философия Сократа.

2. Проблема человека в древнегреческой философии.

3. Мир идей Платона.

4. «Государство» Платона: что меня привлекает?

5. Медицина в Древней Греции.

6. Гиппократ – врач и философ.

 

Тематика докладов:

1. Основные проблемы философии софистов.

2. Сократический метод беседы.

3. Софист Пифагор.

4. «Клятва Гиппократа», ее созвучность нашему времени.

Вопросы для самоподготовки по теме семинарского занятия:

1. Назовите заслуги софистов.

2. Почему философия Сократа может быть определена как этический идеализм?

3. В чем заключается его этический рационализм?

4. Раскройте основные положения идеалистической философии Платона.

5. Как устроено общество в утопии Платона?

4. Перечень практических умений:

Студент должен уметь:

написать реферат, изложить его в форме доклада;

написать аннотацию на научную статью из журнала;

применять полученные знания;

идентифицировать, формулировать и решать поставленные проблемы.

4.1. Знать понятия:

философия, софистика, человек, мораль, этика, познание, самопознание, диалектика, майевтика, демократия, благо, добродетель.

5. Рекомендации по УИРС:

Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология».– Красноярск, 2007.

6. Самоконтроль по тестовым заданиям:

1. Каков главный критерий добродетели согласно греческим мыслителям?

А. Истина;

Б. Правда;

В. Мера;

Г. Неограниченность.

 

2. Основное умение, которое преподавали софисты – это

А. Грамматика и литературоведение;

Б. Навыки построений абстракций;

В. Умение мыслить по логическим правилам;

Г. Риторическая подготовка к гражданской деятельности.

 

3. Какова основная заслуга софистов?

А. Софисты выдвинули на первый план проблему «физиса»;

Б. Софисты выдвинули на первый план проблему – материи;

В. В принципе никаких проблем у них не было;

Г. Софисты выдвинули на первый план проблему человека.

 

4. «Человек – мера всех вещей» так считал

А. Аристотель;

Б. Сократ;

В. Протагор;

Г. Эпикур.

 

5. Из каких исторических источников мы знаем о Сократе?

А. Из мифов;

Б. Из произведений Платона и Ксенофонта;

В. Из письменного наследия Сократа.

 

6. «Я знаю, что ничего не знаю»... Автор афоризма?

А. Пифагор;

Б. Фалес;

В. Сократ.

 

7. Как Сократ отвечает на вопрос – Что такое человек?

А. Это результат эволюции живого мира;

Э. Это тело;

В. Это – политическое животное;

Г. Это – разумная душа.

 

8. Какая проблема была в центре внимания у Сократа?

А. Проблема первоначала;

Б. Что такое «физиc»?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.201.46 (0.007 с.)