ТОП 10:

Тема № 18: МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ



1.1. План семинарского занятия:

1.Идейные и теоретические источники марксисткой философии.

2 Научные предпосылки формирования диалектического материализма.

3. Развитие Марксом и Энгельсом диалектики природы и общества (истории).

4. Вклад Плеханова в теорию диалектического материализма.

5. Ленинский этап развития философии.

2. Формы работы:

подготовка к семинарскому занятию:

изучение лекционного материала;

написание реферата, аннотации на журнальную статью;

материалы по УИРС:

Темы рефератов:

1. Материалистическая философия – часть мировой культуры.

2. Ленин о революции и кризисе в физике.

3. Плеханов о роли личности в истории.

4. Чем отличается диалектика Маркса и Энгельса от диалектики Гегеля?

5. Что в марксистской философии не устарело?

6. Формирование философских позиций К. Маркса и Ф. Энгельса.

7. Совместные философские произведения К. Маркса и Ф. Энгельса.

8. Проблема отчуждения в «Экономическо-философских рукописях 1844 года» К. Маркса.

9. Основные идеи марксистского философского мировоззрения.

10. Концепция диалектики в творчестве К. Маркса и Ф. Энгельса.

11. Материалистическое понимание истории в философии марксизма.

Тематики докладов:

1. Отличие диалектики Маркса от диалектики Гегеля?

2. Отличие диалектики материализма от метафизического.

3. Фейербах и Маркс о сущности человека.

3. Вопросы для самоподготовки по теме семинарского занятия:

1. Где лежат идейные истоки марксистской философии?

2. Почему марксистская философия рассматривается как часть мировой культуры?

3. Какова природа феномена диалектического материализма?

4. Является ли марксизм утопией?

5. Каковы теоретические предпосылки марксистской философии?

6. Что означает понятие «диалектический материализм»?

7. Покажите место и значение категории «практика» в марксистской философии.

8. В чем заключается сущность материалистической диалектики?

9. Как истолковывается в диалектическом материализме «основной вопрос философии»?

10. Раскройте содержание категорий «бытие» и «сознание».

11. Как решаются в марксистской философии проблемы материи, движения, пространства и времени?

12. Охарактеризуйте чувственную и рациональную ступени познания.

13. Каково содержание понятий «объективная истина», «абсолютная истина» и «относительная истина»?

14. Дайте характеристику основных идей социальной диалектики марксизма

4. Перечень практических умений:

Студент должен уметь:

написать реферат, изложить его в форме доклада;

написать аннотацию на научную статью из журнала;

применять полученные знания;

идентифицировать, формулировать и решать поставленные проблемы.

4.1. Знать понятия:

монизм, общественное бытие, общественное знание, общественно-экономическая формация, теория отражения, восхождение от абстрактного к конкретному, единство исторического и логического, диалектика абсолютной и относительной истины, марксистско-ленинская теория общественного развития, политическая идеология, социализм.

5. Рекомендации по УИРС:

Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология».– Красноярск, 2007.

6. Самоконтроль по тестовым заданиям:

1. Назовите авторов и приверженцев философии диалектического материализма.

А. И. Кант и Г. Гегель;

Б. К. Маркс и Ф. Энгельс;

В. В. Г. Плеханов и В. И. Ленин;

Г. Все они.

 

2. В основе диалектического материализма лежит диалектика –

А. Фихте;

Б. Гегеля;

В. Сократа;

Г. Гераклита.

 

3. Родовой характеристикой человека у Маркса и Энгельса выступает

А. Капитал;

Б. Труд;

В. Сознание;

Г. Классовая борьба.

 

4. От чего зависит образ мыслей индивидов с точки зрения Маркса и Энгельса?

А. От принятой в обществе системы моральных норм;

Б. От степени развития научных знаний;

В. От вероисповедания;

Г. От того, что и как они производят.

 

5. В «Немецкой идеологии» Маркс и Энгельс выразили

А. Свое отношение к революционным процессам;

Б. Диалектические закономерности природы;

В. Схему товарно-денежного обращения;

Г. Материалистическое понимание истории.

 

6. С какого рода хозяйствованием связано появление пролетариата?

А. С аграрным производством;

Б. С промышленным производством;

В. С постиндустриальными общественными отношениями;

Г. С ремесленным трудом.

 

7. В «Диалектике природы» Энгельс видит свою задачу в том, чтобы:

А. Создать руководство по диалектике;

Б. Вывести диалектические законы;

В. Показать действенность диалектических законов в познании природы;

Г. Обозначить противоречия в развитии естественных наук.

 

8. Согласно формулировке Энгельса, диалектика – это наука о наиболее общих законах:

А. Социально-экономических отношений;

Б. Биологической эволюции;

В. Всякого движения;

Г. Мышления.

 

9. Чем объясняются разные формы движения, которые выделяет Энгельс?

А. Уровнем сложности организации материи;

Б. Естественнонаучными закономерностями;

В. Субъект-объектными отношениями;

Г. Феноменом ароморфоза.

 

10. К. Маркс и Ф. Энгельс утверждали, что характер общества определяет:

А. Трудовая, производительная деятельность людей;

Б. Духовная деятельность людей;

В. Взаимодействие власти и личности.

 

11. К. Маркс сформулировал следующие законы общественного развития:

А. О решающей роли материального производства в жизни общества;

Б. Об определяющем воздействии экономического базиса на все многообразие надстроечных явлений;

В. О неизбежности перехода от одной общественной формации к другой;

Г. Все перечисленные выше.

 

12. К. Маркс является основоположником:

А. Трудовой теории стоимости;

Б. Теории классов и классовой борьбы;

В. Материалистического понимания общества;

Г. Теории государства и права.

 

13. Как К. Маркс характеризовал сущность человека?

А. Как абстрактное мышление;

Б. Как совокупность общественных отношений;

В. Как взаимоотношения человека и общества;

Г. Как совместная деятельность нескольких индивидов.

 

14. Какие из перечисленных ниже явлений относятся к общественному бытию с точки зрения материалистической модели?

А. Производственные отношения;

Б. Мораль;

В. Географическая среда;

Г. Производительные силы.

 

15. Кто ввел в научный оборот понятие «общественно-экономическая фармация»?

А. М. Вебер;

Б. Г. Гегель;

В. К. Маркс;

Г. П. Сорокин.

7. Философские тексты:

Маркс. К критике политической экономии. Предисловие.

Маркс. Экономические рукописи. Введение.

Энгельс. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии.

Маркс и Энгельс. Немецкая идеология.

Маркс и Энгельс. [Диалектика].

Энгельс. Диалектика природы.

 

8. Список литературы:

Основная

1. Алексеев П.В. Философия. – М., 2005.

2. Спиркин А.Г. Философия. Учебник. – М., 2002.

3. Хрусталев Ю.Н. Философия. – М., 2005.

 

Дополнительная

1. Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология».– Красноярск, 2007.

 

 

Тема № 19: СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ.

ПСИХОАНАЛИЗ ФРЕЙДА

План семинарского занятия

1. Социально-исторические предпосылки возникновения неклассической философии.

2. Философия жизни.

3. Фрейдизм.

4. Неофрейдизм.

 

2. Формы работы:

подготовка к семинарскому занятию:

изучение лекционного материала;

написание реферата, аннотации на журнальную статью;

материалы по УИРС:

Темы рефератов:

1. Мировая Воля А.Шопенгауэра

2. Концепция сверхчеловека Ф.Ницше.

3. Психическая структура личности по З.Фрейду.

4. Механизм психической защиты по З.Фрейду.

5. Сущность архетипа К. Юнга.

6. Творчество Э. Фромма.

 

Тематика докладов:

1. Факторы, влияющие на развитие современной западной философии.

2. Сущность иррационализма.

3. Современный психоанализ.

 

3. Вопросы для самоподготовки по теме семинарского занятия:

1. Основные тенденции современной западной философии.

2. Главные идеи философии жизни.

3. Иррационализм. Основные черты.

4. Отличительные особенности философии З. Фрейда.

 

4. Перечень практических умений:

Студент должен уметь:

написать реферат, изложить его в форме доклада;

написать аннотацию на научную статью из журнала;

применять полученные знания;

идентифицировать, формулировать и решать поставленные проблемы.

4.1. Знать понятия:

иррационализм, психоанализ, философия жизни, феноменология, архетип.

5. Рекомендации по УИРС:

Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология».– Красноярск, 2007

6. Самоконтроль по тестовым заданиям:

 

1. Направление современной западной философии, ориентированное на религиозное мировоззрение:

А. Экзистенциализм;

Б. Неопозитивизм;

В. Неотомизм;

Г. Герменевтика.

 

2. Основателем психоаналитической философии является:

А К. Юнг;

Б А. Адлер;

В. З. Фрейд;

Г. Э. Фромм.

 

3. Психоанализ - это:

А. Часть психотерапии;

Б. Врачебный метод исследование психики человека;

В. Современное философско-психологическое учение;

Г. Все названное.

 

4. Концепция сверхчеловека разрабатывалась в философии:

А. К. Поппера;

Б. Н. Бердяева;

В. Ф. Ницше;

Г. И. Канта.

 

5. Термин «архетип» сделал основным в своей философской системе:

А. З. Фрейд;

Б. А. Шопенгауэр;

В. К. Юнг;

Г. С. Кьеркегор.

 

6. Автор философского труда «Так говорил Заратустра»:

А. В. Дильтей;

Б. Ф. Ницше;

В. О. Шпенглер;

Г. А. Бергсон.

 

7. Философские тексты:

Зигмунд Фрейд. Недовольство культурой.

Зигмунд Фрейд. Будущее одной иллюзии.

Зигмунд Фрейд. Массовая психология и анализ человеческого "Я". Ле Бон и его характеристика массовой души.

 

8. Список литературы:

Основная

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 2007.

2. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2002.

3. Хрусталев Ю.М. Философия. – М., 2004.

 

Дополнительная

1. Спирбекк Г., Гилье Н. История философии. – М., 2000.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.225.194.144 (0.017 с.)