Тема 1 : философия в исторической динамике культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1 : философия в исторической динамике культуры



Тема 1: Философия в исторической динамике культуры

 

Вопрос 1: Философия как сущностная характеристика бытия человека

 

Авторский текст//Практикум по философии: Социальная философия. – Мн.,2007. – С. 6, 8, 12, 15-17.

1) В чём заключается трудность определения понятия философии?

Трудность определения понятия философии состоит в том, что в ней всё шатко, огромное число концепций, позиций и школ сталкиваются в поисках определения, но однозначного ответа не дают. М. Хайдеггер: «Философия… просто не достигла зрелости науки». Её определение нельзя истолковывать ни как мировоззрение, нельзя определять и через религию и искусство. История может дать лишь сведения о мнении, но не о её сущности.

Почему вопрос о сущности философии подводит нас к вопросу о сущности человека?

Кант, рассуждая о вечных вопросах философии – Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу рассчитывать? Сводит все вопросы к одному – Кто я есть такой, человек? Таким образом, и с точки зрения И. Канта и Хайдеггера философия понимается и определяется человеком через размышления о смысле его собственной жизни, таким образом, философия есть сущностная характеристика бытия человека, быть человеком и быть философом понятия тождественные. Чаще всего философствование большинства сводится к тому, чтобы из ряда ответов на фундаментальные вопросы бытия выбрать те из них, которые наиболее успешно ориентируют отдельного человека в определённой системе культур и тех социальных систем, в которых он исторически существует.

Почему личностный характер философии наиболее ярко проявляется в наше время?

Все люди по рождению философы, но ни у каждого актуализируется эта способность М. Хайдеггер: «Мы мыслим ещё не в собственном смысле слова. Потому, что спрашиваем, что значит мыслить». Чтобы актуализировать эту характеристику бытия человеку необходимо проблематизировать те основания культуры, из которых вытекают уже готовые ответы на фундаментальные вопросы бытия. З. Бауман говорил, что в кризисную эпоху, подобную нашему времени, вопрос, который задаёт исследователь, может быть ценнее, чем ответ на него. В силу того, что современная техногенная цивилизация находится в кризисе, то многократно возрастает ответственность каждого человека за все происходящие на планете события. Осознание проблем, без чего не возможно искать, выход требует самостоятельного философствования.

 

Вильгельм Виндельбанд// Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 9-12.

В чём Виндельбанд видит неопределённость понятия «философия»?

Автор утверждает, что философы как теперь, так и тогда давали разное определение понятию. Значение философии менялось на протяжении истории от Платона и до наших дней, а раз так, то очень трудно сформулировать в одном термине совершенно не возможно т.к что то да упустишь.

Каким было понятие «философия» в эпоху Платона?

В эту эпоху термин был техническим, т.е. он в общем обозначал «науку», как только что родившееся дитя. История греческой философии есть история зарождения науки. Вся история греческой мысли, от размышления Фалеса о последней основе вещей и до логики Аристотеля, составляют одно великое типичное развитие, темой которому служит наука. Эта наука направлена на всё, что вообще способно или кажется способным стать объектом познания: она понимает всё вселенную, весь представляемый мир. Философия в Греции это неразделённая наука, но начавшийся процесс дифференциации не остановился и расчленился на группы предметов, которые требуют различных приёмов обсуждения.

Как изменил это понятие Аристотель?

Идёт процесс дифференциации, греческий дух вступает в век специальных наук. Возникает вопрос куда делась философия как общее понятие, ведь из неё вычленяются десятки наук. Оно сохраняется сначала за более общими данными познания. Могучий дух Аристотеля создал «первую философию» т.е. науку об основах, впоследствии названную метафизикой и изучавшую высшую и последнюю связь всего познаваемого; все созданные при разрешении отдельных задач понятия соединились в общее учение о Вселенной.

В чём заключалась трансформация понятия «философия» в постклассической античной философии?

Разделение научного труда совпало с эпохой падения греческой национальности. Место отдельных национальных культур заняла единая мировая культура, в пределах которой греческая наука должна была отупить перед другими потребностями или стать на службу им. Казалось, что только во внутреннем мире человека можно было найти счастье и радость, и потому вопрос о правильном устройстве личной жизни стал предметом философии. Это ослабило интерес к чистому знанию. Казалось, что «первая философия» нужна для того, чтобы узнать от неё, какое положение занимает человек в общей связи вещей, и как он должен устроить свою жизнь.

Что означало понятие «философия» в Средневековья?

Безнадёжное стремление к счастью и весь Земной шар со всеми его радостями, глохнет, и идеал всё боле переносится из этого мира в потусторонний, более чиста по сравнению с земным миром. Этическая мысль превращается в религиозную, и «философия» отныне означает Богопознание, а все греческие методы изучения действительности служат для выражения в познавательной форме религиозного стремления и убеждения верующего.

Как понималась философия в Новое Время(ХVII – XVIII)?

Происходит освобождение от абсолютного господства религиозного сознания. Стремление к знанию вновь становится свободным. Оно познаёт и утверждает свою самостоятельную ценность. В то время как социальные науки идут своим собственным путём. Философия возвращается к греческим идеалам чистого знания ради него самого. Она отказывается от своего этического и религиозного назначения и снова становится общей наукой о мире, познание которого она хочет, не опираясь ни на что постороннее, из себя самой и для себя самой.

Что понимали под философией мыслители XIXв.?

Все предметы разделены между специальными науками, окончательно погибла надежда на науку миропознания – но сами эти науки суть факт, и, один из важнейших фактов жизни, и они хотят в свою очередь стать объектом особой науки, которая бы относилась к ним так, как они сами к остальным вещам. Философия не есть более учение о вселенной или о человеческой жизни – она ест учение о знании, она не «метафизика вещей», а «метафизика знания».

 

Мартин Хайдеггер//Практикум по философии: Социальная философия. – Мн.,2007. – С. 6-9; С. 12 – 15.

Можно ли отождествлять науку и философию?

Нельзя, потому, что философия просто не достигли зрелости науки. Именно в этом источник всех бед. Она движется на каком – то отсталом этапе. Со времён Декарта, с начала Нового Времени, подняться до ранга науки, но абсолютной наукой философия так и не стала. Когда-нибудь она твёрдо встанет на ноги и пойдёт выверенным путём науки- на благо человека, тогда мы узнаем, что такое философия. Все надежды на философию как абсолютную науку – одно суеверие, не только потому, что одиночка или одна школа никогда не достигнут такой цели, но и потому, что сама постановка такой цели – принципиальный промах и непризнание глубочайшего существа философии. Измерение ценности философии идеей науки есть уже фатальнейшее принижение её подлиннейшего существа.

Можно ли рассматривать философию как мировоззрение?

Истолкование философии как мировоззренческой проповеди – ничуть не меньшее заблуждение, чем её характеристика как науки. Философия –ни наука, ни мировоззренческая проповедь. Она не поддаётся определению через что-то другое, а только через саму себя и в качестве самой себя – вне сравнения с чем-либо, из чего можно было бы сделать вывод о её сущности.

В чём смысл высказывания о философии Новалиса?

«Философия есть, собственно, ностальгия, тяга повсюду быть дома». Мы существуем, и пока мы существуем, мы всегда ожидаем чего-то. Нас всегда зовёт Нечто как целое. Это «в целом» есть мир. – Мы спрашиваем: что такое – мир? Наше бытие есть это притяжение. Мы всегда уже, так или иначе, направились к этому целому или, лучше, мы на пути к нему.

Каковы этапы становления и развития общества с точки зрения. Каковы этапы становления и развития общества с точки зрения коэволюции природы и общества? Как взаимосвязаны социальные, научные и технологические революции в истории общества?

На начальных фазах развития человечества (архаическое общество)человек социализирует, превращает в социальные силы биологическую и психическую энергию своего собственного организма. В результате это­го процесса возникает общество и социальный индивид. Второй этап развития человечества ( традиционно-аграрноеобщество) характеризуется тем, что человек начинает контролировать и превращать в социальные силы энергию живой природы - биосферы Земли. В результате возникают такие виды хозяйственной деятельности человека, как земледелие и скотоводство появляется прибавочный продукт, и формируются первые цивилизации и государства. В Европе XIV—XVIII вв. закладываются социальные и культур­ные предпосылки возникновения так называемого техногенного общества, когда человек с помощью новой техники начинает осваивать космические силы природы, т.е. такие силы, которые связаны не только с функциониро­ванием биосферы Земли, а определяются закономерностями, действующими во всей Вселенной: силы пара, электричества, химических реакций, ядерной энергии. После первого промышленного переворота конца XVIII — первой половины XIX в. этот тип общества окончательно побеждает. Процесс экономического, а следовательно, и социального развития ускоряется невиданными темпами. Именно в эту эпоху и появляется феномен научной и социальной революции, традиционное аграрное общество не способны быстро перестраиваться в соответствии с этими темпами, подвергаются беспощадной ломке и заменяется более гибкими социальными структурами и новыми научными идеями, способными к быстрой перестройки и развитию. Каждый новый этап превращения космических сил природы в энер­гию развития общества связан, с одной стороны, с глобальной научной ре­волюцией, меняющей научную картину мира и нормы научного знания, а с другойс великой социальной революцией, радикально преобразующей социальные институты общества.

Тема 3. Генезис философии

 

1.Архаическое общество и мифологическая парадигма социального знания. Характерные черты мифологического мышления. Функции мифа.

2. Историческое развитие мифологического мышления. Кризис мифологического мышления и предпосылки возникновения философии.

3. Мифологическое мышление и современность.

 

Неофрейдизм.

Тема 1: Философия в исторической динамике культуры

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 866; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.55.137 (0.183 с.)