В чём заключается специфика проблем социальной философии? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В чём заключается специфика проблем социальной философии?



Социальная философия определила общефилософское значение субъект-субъектной схемы, и она же вынуждена раздвигать рамки этого представления, открывать иной горизонт бытия. В основе философской субъект-субъектной схемы лежат лингвис­тические, психологические, феноменологические, герменевтические модели коммуникации, рассчитанные, прежде всего на описание не­посредственных человеческих взаимодействий. Вопросы о мире и человеке, о человеке и мире – это философские константы. Вопрос определения конкретных характеристик того человека, о котором философствуют и который философствует. Попытка обоснования как отдельных социально-гуманитарных дисциплин, так и всего комплекса обществознания, философии и культуры. Социально-философское обоснование предметно-методологических форм отдельных (прежде всего — социально-гуманитарных) дисциплин предполагает рассмотрение их в «потоке» человеческого опыта, «внутри» определенных социальных хронотопов. И сама социальная философия оказывается «внутри» этих пространственно-временных определенностей.

Каковы дальнейшие перспективы развития социальной философии?

Однако социальная проблематика конца XX в постоянно указывает на задачи — в том числе глобального характера. Все более актуальным становится вопрос об опосредованности человеческих взаи­модействий, о предметности и методологии, обеспечивающих сосущес­твование таких локальностей. Вопрос этот по существу метафизический в том смысле, что выводит социальность за рамки квазивещественных и телесных форм,указывает на незаместимую роль в жизни людей скры­тыхсоциальных качеств их жизни и деятельности, их опосредованных зависимостей, их виртуальных контактов, процессности их индивидного бытия. Социальность предстает многомерным и сложно-расчлененным «неклассическим» объектом, в котором жизненно важными для людей Называются не только плотные сгущения человеческого опыта, но и его разрывы, не только его кристаллизации, но и деформации, не только его континуальность, но и его дискретность.

Вопрос 2: Основные недостатки современных концепций исторического развития общества. История человечества с точки зрения коэволюции природы и общества:

Авторский текст// Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 510, 512-513, 516, 524, 527 – 528, 531, 534, 536, 548-549, 661-663.

Как развиваются в истории философской мысли представления об историческом развитии человечества?

Представления о прошлом, настоящем и будущем общества существовали еще в системе мифологического мышления до возникновения философии. В рамках мифологического мышления события прошлого, настоящего и будущего истолковываются как вмешательство потусторонних сил в жизнь первобытного человеческого коллектива и в жизнь отдельного индивида. Возникновение философии, которое произошло на достаточно поздних этапах развития аграрно-традиционного общества, и доминирование в ранних философских учениях мифо-космоцентрической концепции ми­роустройства определили и концепцию исторического развития общества. Мыслители как бы встраивают общество в Космос как целостную систему, управляемую вечными и абсолютными законами. Этим законам подчиняются даже боги. Возникновение христианства и доминирование в эпоху Средневековья теоцентрической модели мира, построенной на христианской теологии, из­меняет и картину исторического развития общества. В христианской теологии миссия Иисуса Христа рассматривается как событие всемирно-исторического масштаба. Поэтому вся предшествующая история до жизни Иисуса на Земле рассматривается как подготовка этой миссии, а вся последующая история после земной жизни Иисуса как торжество христианства во всемирном мас­штабе. В Новое время в связи с секуляризацией социальной мысли и доминиро­ванием естественно-правовой парадигмы социального знания, основываю­щейся ньютонианской картине мира, история человечества рассматривается как разделенная на три периода:

· период естественного или дообщественного состояния;

· период существующего общественного состояния, которое не соответствует природе человека и естественным законам, дедуцируемым челове­ческим разумом, и возникает в результате случайных событий человеческой истории;

· период подлинно разумного общественного состояния, когда просве­щенное светом разума общество исправляет ошибки своего исторического развития. В XIXв. Происходит глубокая трансформация в понимании естественно-правовой теории общества.

Каковы основные подходы к изучению истории в современной исторической и философской литературе?

Несмотря на все многообразие концепций исторического развития общества, в философской мысли XX в. можно выделить два направления: технологическийдетерминизми цивилизационный подход, который доминируют в современной философии истории. Технологическический детерминизмявляется своеобразным ответом на все увеличивающуюся роль науки в жизни современного общества. Наука превратилась в конце XX в. в главную произ­водственных сил общества представители технологического детерминизма видят решение всех проблем современного общества в дальнейшем и ускоренном развитии науки и новых технологий. Ярким представителем этой школы был Белл. Д.

Второе направление философии истории XX в., цивилизованный подход,появилось как альтернатива оптимистическим прогнозам технологического детерминизма и явилось ответом на вызовы, которые преподнес человечеству XX век. Первая мировая война показали, что технологии могут быть использованы как на пользу, так и во вред. Одной из главных особеннос­тей цивилизационного подхода к изучению истории общества является идея циклического развития цивилизаций как исторических социокультурных образований человеческого сообщества. В основу развития цивилизаций представители цивилизационного подхода обычно кладут явления духовной культуры. Так, например, О. Шпенглер - такую форму культуротворчества, как искусство, А. Тойнби - религию.

3)В чём состоит принципиальный недостаток современных концепций исторического развития общества(исторический детерминизм и цивилизационный подход)?

Концепции технологического детерминизма являются в извест­ной степени идеологиями космополитического либерализма и тех кругов Запада, которые заинтересованы в глобализации мировой экономики, то концепции цивилизационного подхода выражают интересы консерваторов, опасающихся того, что в процессе глобализации Запад утратит свои позиции на мировой арене. Общим недостатком и философии истории современных концепций технологичес­кого детерминизма, и цивилизационного анализа развития общества является их представление об истории как о неком запрограммированном процессе: рассматривается ли этот процесс как линейный прогресс общества или как циклический процесс рождения, расцвета и упадка великих цивилизаций.

В чём заключается суть концепции коэволюции природы и общества?

Всю историю человечества, с точки зрения концепции коэволюции природы и общества, можно охарактеризовать как процесс постепенного превращения сил природы в силы самого человеческого общества.

Каковы этапы становления и развития общества с точки зрения. Каковы этапы становления и развития общества с точки зрения коэволюции природы и общества? Как взаимосвязаны социальные, научные и технологические революции в истории общества?

На начальных фазах развития человечества (архаическое общество)человек социализирует, превращает в социальные силы биологическую и психическую энергию своего собственного организма. В результате это­го процесса возникает общество и социальный индивид. Второй этап развития человечества ( традиционно-аграрноеобщество) характеризуется тем, что человек начинает контролировать и превращать в социальные силы энергию живой природы - биосферы Земли. В результате возникают такие виды хозяйственной деятельности человека, как земледелие и скотоводство появляется прибавочный продукт, и формируются первые цивилизации и государства. В Европе XIV—XVIII вв. закладываются социальные и культур­ные предпосылки возникновения так называемого техногенного общества, когда человек с помощью новой техники начинает осваивать космические силы природы, т.е. такие силы, которые связаны не только с функциониро­ванием биосферы Земли, а определяются закономерностями, действующими во всей Вселенной: силы пара, электричества, химических реакций, ядерной энергии. После первого промышленного переворота конца XVIII — первой половины XIX в. этот тип общества окончательно побеждает. Процесс экономического, а следовательно, и социального развития ускоряется невиданными темпами. Именно в эту эпоху и появляется феномен научной и социальной революции, традиционное аграрное общество не способны быстро перестраиваться в соответствии с этими темпами, подвергаются беспощадной ломке и заменяется более гибкими социальными структурами и новыми научными идеями, способными к быстрой перестройки и развитию. Каждый новый этап превращения космических сил природы в энер­гию развития общества связан, с одной стороны, с глобальной научной ре­волюцией, меняющей научную картину мира и нормы научного знания, а с другойс великой социальной революцией, радикально преобразующей социальные институты общества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 458; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.30.41 (0.004 с.)