Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В чём заключается специфика проблем социальной философии?Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Социальная философия определила общефилософское значение субъект-субъектной схемы, и она же вынуждена раздвигать рамки этого представления, открывать иной горизонт бытия. В основе философской субъект-субъектной схемы лежат лингвистические, психологические, феноменологические, герменевтические модели коммуникации, рассчитанные, прежде всего на описание непосредственных человеческих взаимодействий. Вопросы о мире и человеке, о человеке и мире – это философские константы. Вопрос определения конкретных характеристик того человека, о котором философствуют и который философствует. Попытка обоснования как отдельных социально-гуманитарных дисциплин, так и всего комплекса обществознания, философии и культуры. Социально-философское обоснование предметно-методологических форм отдельных (прежде всего — социально-гуманитарных) дисциплин предполагает рассмотрение их в «потоке» человеческого опыта, «внутри» определенных социальных хронотопов. И сама социальная философия оказывается «внутри» этих пространственно-временных определенностей. Каковы дальнейшие перспективы развития социальной философии? Однако социальная проблематика конца XX в постоянно указывает на задачи — в том числе глобального характера. Все более актуальным становится вопрос об опосредованности человеческих взаимодействий, о предметности и методологии, обеспечивающих сосуществование таких локальностей. Вопрос этот по существу метафизический в том смысле, что выводит социальность за рамки квазивещественных и телесных форм,указывает на незаместимую роль в жизни людей скрытыхсоциальных качеств их жизни и деятельности, их опосредованных зависимостей, их виртуальных контактов, процессности их индивидного бытия. Социальность предстает многомерным и сложно-расчлененным «неклассическим» объектом, в котором жизненно важными для людей Называются не только плотные сгущения человеческого опыта, но и его разрывы, не только его кристаллизации, но и деформации, не только его континуальность, но и его дискретность. Вопрос 2: Основные недостатки современных концепций исторического развития общества. История человечества с точки зрения коэволюции природы и общества: Авторский текст// Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 510, 512-513, 516, 524, 527 – 528, 531, 534, 536, 548-549, 661-663. Как развиваются в истории философской мысли представления об историческом развитии человечества? Представления о прошлом, настоящем и будущем общества существовали еще в системе мифологического мышления до возникновения философии. В рамках мифологического мышления события прошлого, настоящего и будущего истолковываются как вмешательство потусторонних сил в жизнь первобытного человеческого коллектива и в жизнь отдельного индивида. Возникновение философии, которое произошло на достаточно поздних этапах развития аграрно-традиционного общества, и доминирование в ранних философских учениях мифо-космоцентрической концепции мироустройства определили и концепцию исторического развития общества. Мыслители как бы встраивают общество в Космос как целостную систему, управляемую вечными и абсолютными законами. Этим законам подчиняются даже боги. Возникновение христианства и доминирование в эпоху Средневековья теоцентрической модели мира, построенной на христианской теологии, изменяет и картину исторического развития общества. В христианской теологии миссия Иисуса Христа рассматривается как событие всемирно-исторического масштаба. Поэтому вся предшествующая история до жизни Иисуса на Земле рассматривается как подготовка этой миссии, а вся последующая история после земной жизни Иисуса как торжество христианства во всемирном масштабе. В Новое время в связи с секуляризацией социальной мысли и доминированием естественно-правовой парадигмы социального знания, основывающейся ньютонианской картине мира, история человечества рассматривается как разделенная на три периода: · период естественного или дообщественного состояния; · период существующего общественного состояния, которое не соответствует природе человека и естественным законам, дедуцируемым человеческим разумом, и возникает в результате случайных событий человеческой истории; · период подлинно разумного общественного состояния, когда просвещенное светом разума общество исправляет ошибки своего исторического развития. В XIXв. Происходит глубокая трансформация в понимании естественно-правовой теории общества. Каковы основные подходы к изучению истории в современной исторической и философской литературе? Несмотря на все многообразие концепций исторического развития общества, в философской мысли XX в. можно выделить два направления: технологическийдетерминизми цивилизационный подход, который доминируют в современной философии истории. Технологическический детерминизмявляется своеобразным ответом на все увеличивающуюся роль науки в жизни современного общества. Наука превратилась в конце XX в. в главную производственных сил общества представители технологического детерминизма видят решение всех проблем современного общества в дальнейшем и ускоренном развитии науки и новых технологий. Ярким представителем этой школы был Белл. Д. Второе направление философии истории XX в., цивилизованный подход,появилось как альтернатива оптимистическим прогнозам технологического детерминизма и явилось ответом на вызовы, которые преподнес человечеству XX век. Первая мировая война показали, что технологии могут быть использованы как на пользу, так и во вред. Одной из главных особенностей цивилизационного подхода к изучению истории общества является идея циклического развития цивилизаций как исторических социокультурных образований человеческого сообщества. В основу развития цивилизаций представители цивилизационного подхода обычно кладут явления духовной культуры. Так, например, О. Шпенглер - такую форму культуротворчества, как искусство, А. Тойнби - религию. 3)В чём состоит принципиальный недостаток современных концепций исторического развития общества(исторический детерминизм и цивилизационный подход)? Концепции технологического детерминизма являются в известной степени идеологиями космополитического либерализма и тех кругов Запада, которые заинтересованы в глобализации мировой экономики, то концепции цивилизационного подхода выражают интересы консерваторов, опасающихся того, что в процессе глобализации Запад утратит свои позиции на мировой арене. Общим недостатком и философии истории современных концепций технологического детерминизма, и цивилизационного анализа развития общества является их представление об истории как о неком запрограммированном процессе: рассматривается ли этот процесс как линейный прогресс общества или как циклический процесс рождения, расцвета и упадка великих цивилизаций. В чём заключается суть концепции коэволюции природы и общества? Всю историю человечества, с точки зрения концепции коэволюции природы и общества, можно охарактеризовать как процесс постепенного превращения сил природы в силы самого человеческого общества. Каковы этапы становления и развития общества с точки зрения. Каковы этапы становления и развития общества с точки зрения коэволюции природы и общества? Как взаимосвязаны социальные, научные и технологические революции в истории общества? На начальных фазах развития человечества (архаическое общество)человек социализирует, превращает в социальные силы биологическую и психическую энергию своего собственного организма. В результате этого процесса возникает общество и социальный индивид. Второй этап развития человечества ( традиционно-аграрноеобщество) характеризуется тем, что человек начинает контролировать и превращать в социальные силы энергию живой природы - биосферы Земли. В результате возникают такие виды хозяйственной деятельности человека, как земледелие и скотоводство появляется прибавочный продукт, и формируются первые цивилизации и государства. В Европе XIV—XVIII вв. закладываются социальные и культурные предпосылки возникновения так называемого техногенного общества, когда человек с помощью новой техники начинает осваивать космические силы природы, т.е. такие силы, которые связаны не только с функционированием биосферы Земли, а определяются закономерностями, действующими во всей Вселенной: силы пара, электричества, химических реакций, ядерной энергии. После первого промышленного переворота конца XVIII — первой половины XIX в. этот тип общества окончательно побеждает. Процесс экономического, а следовательно, и социального развития ускоряется невиданными темпами. Именно в эту эпоху и появляется феномен научной и социальной революции, традиционное аграрное общество не способны быстро перестраиваться в соответствии с этими темпами, подвергаются беспощадной ломке и заменяется более гибкими социальными структурами и новыми научными идеями, способными к быстрой перестройки и развитию. Каждый новый этап превращения космических сил природы в энергию развития общества связан, с одной стороны, с глобальной научной революцией, меняющей научную картину мира и нормы научного знания, а с другойс великой социальной революцией, радикально преобразующей социальные институты общества.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 524; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.88.111 (0.007 с.) |