Можно ли определить философию из истории философии?



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Можно ли определить философию из истории философии?



историография в состоянии дать ответ – откуда идёт слово «метафизика», и каково его ближайшее значение, оперевшись на обычное словесное значение, проникнуть в то, что определяется как метафизика, через это определение мы сумеем пробиться к самой названной здесь вещи. Только историография ещё не даст нам почувствовать, что такое сама по себе метафизика, если мы заранее уже не знаем. Мы знакомимся о мнении, о метафизике, а не о самой метафизике.

К какому новому вопросу приводит размышление о том, что такое философия?

Она сама есть, только когда мы философствуем. Философия есть философствование. Философия – последнее выговаривание и последний спор человека, захватывающий его целиком и постоянно. Но, что такое человек, что он философствует в недрах своего существа, и что такое философствование? Что мы такое при нём? Куда мы стремимся? Не случайно ли мы забрели во Вселенную?

В чём смысл высказывания о философии Новалиса?

«Философия есть, собственно, ностальгия, тяга повсюду быть дома». Мы существуем, и пока мы существуем, мы всегда ожидаем чего-то. Нас всегда зовёт Нечто как целое. Это «в целом» есть мир. – Мы спрашиваем: что такое – мир? Наше бытие есть это притяжение. Мы всегда уже, так или иначе, направились к этому целому или, лучше, мы на пути к нему.

Каковы главные проблемы философии, с точки зрения Хайдеггера?

Мы называем это конечностью. Не свойство, просто приданное нам, но фундаментальный способ нашего бытия. Конечность существует только в истинной обращённости к концу. А в этой последней совершается в конечном итоге уединение человека до его неповторимого присутствия.

Что такое - уединение, мир, конечность? Что тут с нами происходит? Что такое человек, что с ним происходит, что такое человек, что с ним в основании его существа совершается такое. Не есть ли то, что мы знаем о человеке, - животное, шут цивилизации, хранитель культуры, даже личность, - не есть ли всё это в нем только тень чего-то совсем другого, того, что мы именуем присутствием.

В чём заключается особенности философского мышления и понятий философии?

Метафизика есть вопрошание, в котором мы пытаемся охватить своими вопросами совокупное целое сущего и спрашиваем о нём так, что сами, спрашивающие, оказываемся поставлены под вопрос. Соответственное основные понятия тут – не обобщения, не формулы всеобщих свойств некоторой предметной области, но понятие особого рода. Они схватывают каждый раз целое, они предельные смыслы, вбирающие понятия. Но они охватывающие понятия ещё и во втором, равно существенном и связанном с первым смысле: они всегда захватывают заодно и понимающего человека и его бытие – не задним числом, а так, что первого нет без второго и наоборот.

Почему философия является фундаментальным событием в жизни человека?

Нет никакого схватывания целого без захваченности философствующей экзистенции. Метафизическая мысль есть мышление охватывающими понятиями в этом двояком значении: мысль, нацеленная на целое и захватывающая экзистенцию.

 

Вопрос 2. Философия как феномен культуры. Основные функции философии

 

Авторский текст//Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 16, 17, 33-34, 35.

Почему личная способность к постановке и решению философских проблем не всегда актуализируется. От каких условий зависит актуализация?

Для того, чтобы актуализировать эту характеристику своего бытия и превратиться из философа потенциального в философа действительного, человеку необходимо проблематизировать те основания культуры, из которых вытекают уже готовые ответы на фундаментальные вопросы его существования. + чаще всего зависит не только от волевых усилий отдельной личности, но и является следствием криза определенных оснований культуры, когда старые ответы на вечные вопросы уже не могут удовлетворённо ориентировать человека в изменившемся мире.

Большинство людей выбирают готовые ответы на вопросы, которые успешно ориентируют отдельного человека в определённой системе ценностей.

Почему определение философии как рефлексии над универсалиями культуры помогает более адекватно решать проблемы исторического развития философии?

Через неё философия ищет новые пут своего развития, снимается та неопределенность этого понятия, которая была связана с многообразием обликов философии в её историческом развитии. Это многообразие определений философии, которые давали ей многие мыслители прошлого, связано с тем, что она каждый раз выдвигала разные задачи, которые стояли перед культурой на определённом этапе её развития. Решая эти задачи, философия приобрела именно те черты, которые были характерны именно для данного этапа развития культуры. В современных глобалистских условиях существуют и ещё долгое время будут существовать многообразие различных форм культуры и религии. Попытка запада осуществить культурный империализм в странах третьего мира путём насаждения стереотипов западной культуры вызывают обратную реакцию, растёт экстремизм и религиозный фундаментализм. В диалоге культур решающую роль должны сыграть философия как рефлексии над универсалиями культуры. В процессе этой рефлексии будет осуществлён возможный синтез культурных традиций различных регионов народов земного шара.

Философия в современной культуре. Дискуссия ведущих российских философов// Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 17-32.

Как ведущие современные философы определяют понятие философия?

В.А. Лекторский (член-корреспондент РАН, главный редактор «Вопросов философии») считает, что философия всегда была высшей формой авторефлексии культуры, анализом предельных оснований познания, деятельности и оценки. Это всегда был своеобразный сплав теоретических констатаций и нормативных прескрипций, сплав исследования и проектирования. Имела две ипостаси, с одной стороны, это была критика существующего положения дел и построение определённого идеала знаний.

В.С. Стёпин (академик РАН, директор Института философии РАН), согласен с Марксом: «философия – живая душа культуры, квинтэссенция культуры, эпоха, высказанная в мысли».

А.А. Гусейнов (академик РАН, зам. Директора Института философии РАН): Философия показывает, как мысль связана со смыслом, переходит в смысл и сама зависит от него. Это своего рода утопия культуры.

В.В. Миронов (доктор философских наук, декан философского факультета МГУ): философия есть по сути некое семиотическое, смысловое пространство, которое носит вневременной характер и внутри, которого все философы являются равноправными дискурсивными партнёрами.

И.Т. Касавин (член-корреспондент РАН, Института философии РАН): философия немыслима без понимания её как игры в бисер, элитарной интеллектуальной забавы, которой человек если хочет может предаться если достигнет определённого уровня интеллектуального развития.

В.М. Межуев (доктор философских наук, Институт философии РАН): философия есть поиск истины свободными, равными друг другу и рационально мыслящими людьми, не знающими заранее истину, но убеждёнными в её существовании + способ общения людей по поводу общей для них истины.

Что такое с точки зрения В.С. Стёпина, универсалии культуры?

Это те жизненные смыслы, которые заключены в понимании человека, его деятельности, природы, пространства и времени, причинности, справедливости, свободы, истины, добра и зла. Своеобразный системообразующий фактор культуры. Универсалии обеспечивают селекцию, отбор и включение в поток культурной трансляции постоянно развивающегося социального опыта. Они становятся категориальной структурой их сознания, задают некоторый целостный образ человеческого мира, который называется мировоззрением. У.К. представляют собой своего рода предельно обобщенную программу социальной жизни, обеспечивают воспроизводство того или иного типа общества и предстают как его культурно-генетический код.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.230.173.249 (0.008 с.)