ИНФОРМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ПРЕДМЕТНОГО СТАНДАРТА



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ИНФОРМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ПРЕДМЕТНОГО СТАНДАРТА



В данной статье рассматривается метапредметные умения учащихся на уроках информатики в условиях внедрения предметного стандарта. Также пишется, формы, методы, приёмы и средства обучения, способствующие формирование метапредметных умений учащихся.

Ключевые слова: предмет информатика, метапредметные умения, предметный стандарт, компетентности, формирование метапредметных умений.

 

Предмет информатика оказывает существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни современного человека. Информатика имеет очень большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Можно сказать, что она представляет собой ориентированную на достижение метапредметных результатов, способствуйет формирование общеучебных умений и навыков, обеспечивает технологическую основу в системе открытого образования, создаетт условия для реализации индивидуальных образовательных траекторий.

Становление курса подготовки школьников в области информатики, совершенствование содержания и методики обучения этому предмету в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества является одним из актуальных направлений развития системы образования. Система основных законодательных и нормативно-правовых документов, принятые в последние годы, это: – Концепция развития образования в КР до 2020 года; – Стратегия развития образования в КР на 2012-2020 годы, – Государственный образовательный стандарт общего образования (2014 г.), Базисный учебный план и предметный стандарт (2015 г.) – документы регламентирующие образовательные результаты учащихся, способы их достижения и измерения. Это означает ориентация всех участников образовательного процесса на качественные показатели.

Государственный образовательный стандарт общего образования (2014 г.) и предметный стандарт по предмету Информатика указывает на значимость достижения в образовательном процессе метапредметного результата, под которыми понимают «освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях» [3, 19].

В этом аспекте метапредметные знания как осознанный и осмысленный результат познавательной деятельности рассматриваются, как умения учащихся использовать обобщенные способы деятельности для получения и применения знаний, решать нестандартные проблемы, как готовность к сотрудничеству, к командной деятельности. Метапредметный характер таких знаний, умений заключается в том, что они обеспечивают формирование целостной картины мира ученика, целостность его развития и саморазвития, регуляцию его деятельности, обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса.

Но, в данное время, проблема в том, что как развивать метапредметные умения, использование компьютера во всех предметных областях, при минимальном количестве часов отведенные в Базисном учебном плане на предмет информатики и большом объёме изучаемого материала по предмету.

В чем же новизна современного урока информатики в условиях внедрения нового предметного стандарта?

Одной из особенностей нового предметного стандарта в том, что учителю необходимо заранее планировать ожидаемый результат учебной деятельности учащихся. И после каждого урока у учащихся должна появится компетенция. При этом считаю, что в формирование метапредметных умений учащихся необходимо учитывать цель, ключевые и предметные компетентности, содержательные линии предмета и технологии обучения, контроль знаний учащихся.

Целью курса Информатики в начальных школах, является формирование универсальных учебных действий, отражающих потребности ученика начальной школы в информационно-учебной деятельности, а также формирование начальных предметных компетентностей в части базовых теоретических понятий начального курса и первичных мотивированных навыков работы на компьютере и в информационной среде, в том числе при изучении других предмет. А, перед старшеклассником встает проблема ответственного выбора будущей профессии, решение которой требует умений самостоятельного получения информации из максимально большего числа источников, анализировать ее, прогнозировать, принимать решения, нести ответственность за свой выбор. Необходимо, учитывать противоречие, характерное для данного возраста – между естественным стремлением молодого человека к самопознанию и самореализации, стремлением занять определенное место в жизни, обществе и отсутствием опыта и внутренней готовности для осуществления этого [3, 5].

Для формирования ключевых (информационные, социально-коммуникативные, самоорганизация разрешение проблем) и предметных компетентностей (информационная грамотность, логическая и алгоритмическая компетентность, основы ИКТ-квалификации, моделирование и дизайн, коммуникационная компетентность) при изучении информатики реализуются следующие содержательные линии: “Информация и информационные процессы”, “Компьютер”, “Алгоритмы и программирование”, “Информационные и коммуникационные технологии” [3, 7].

Что же является результатом метапредметного умения, который дается в содержательных линиях предметного стандарта общего среднего образования?

В предметном стандарте по Информатике выделяются три уровни сформированности ключевых компетентностей: репродуктивный, продуктивный, креативный. Итак, по перечисленным уровням метапредметные умения накланяются более на третий – креативный – уровень. Почему? Потому, что метапредметные умения не преподаются в рамках общеобразовательной школы, но могут накладываться на содержание учебных курсов, в частности по информатике, способствуя развитию у учащихся мобильности, креативности, умения применять свои знания на практике, мыслить нестандартно.

Приведу уровни сформированности компетентностей по креативности:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и в познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- составляет алгоритмы на основе полученных теоретических знаний и умения их использовать в жизни;

- анализирует результаты коммуникации, отмечая сильные и слабые стороны позиций участников и своего участия в ней;

- делает аргументированные выводы в целом по осуществленной деятельности, и соотносить их с целью коммуникации;

- разрабатывает программы с использованием различных языков программирования;

- оценивает уровень собственной информационной культуры;

- самостоятельно контролирует свою деятельность на соответствие плану работы [3, 12].

А что предлагает предметный стандарт учителю информатики?

Технология ориентированного на обучения метапредметных умений представляет сочетание обучения, понимаемого как нормативно-сообразная деятельность общества, и ученья,как индивидуально значащей деятельности отдельного ребенка. Ее содержание, методы, приемы направлены главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать субъектный опыт каждого ученика, помочь становлению личностно значимых способов познания путем организации целостной учебной (познавательной) деятельности.

Образовательный процесс строится на учебном диалоге ученика и учителя, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. При этом обязательно учитываются индивидуальная избирательность ученика к содержанию, виду и форме учебного материала, его мотивация, стремление использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе, в ситуациях, не заданных обучением.

Основные требования к разработке дидактического обеспечения ориентированного на обучения метапредметно-развивающего процесса:

- учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;

- изложение знаний учителем должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование личного опыта каждого ученика;

- в ходе обучения необходимо постоянно согласовывать опыт ученика с научным содержанием задаваемых знаний;

- активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности должно обеспечивать ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;

- необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;

- обеспечивать контроль и оценку не только результата, но и процесса учения;

- образовательный материал должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъектной деятельности [2].

Такие требования на уроках соблюдаются для всех учащихся.

И наконец как проверять метапредметные умения учащихся?

На практике применяются следующие методы контроля (системы последовательных взаимосвязанных диагностических действий учителя и учащихся, обеспечивающих обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения, эффективности учебного процесса): Устный, письменный, практический, тестовый и рейтинговый контроль и т.д.

Перечисленные формы, методы и приёмы не являются полным перечнем дидактических единиц, применяемых на уроках, но они наиболее чётко работают над формированием метапредметных умений в создании алгоритмов деятельности любой поставленной задачи.

Если рассматривать формы уроков по количеству учащихся, то способствующими формированию метапредметных умений являются групповая, парная, индивидуальная форма и т.д. А средства обучения на уроках являются: материальные (конспекты учебного материала, оборудование компьютерной техникой и программным обеспечением, электронные учебные материалы), идеальные (ориентация в необходимых практических умениях учащихся, чёткая логика рассуждений, эмоциональная атмосфера на уроке, личное (субъектное) отношение к действительности.

В итоге хочется отметить, что целенапраленное использование в системе описанных форм, методов, приёмов и средств обучения способствует формирование метапредметных умений учащихся на уроках информатики в условиях внедрения предметного стандарта.

 

Библиографический список

[1] Архипова Е. Формирование метапредметных умений на уроках информатики. Электронное периодическое издание Наукоград. 2013.

[2] Диб Н.В. Особенности формирования метапредметных умений учащихся на уроках информатики в условиях внедрения ФГОС.

[3] «Государственный образовательный стандарт среднего общего образования». Постановление Правительства КР, г. Бишкек, от 21 июля 2014 года №403. – Б. 2014.

[4] Национальная стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы. – Б., 2013.

[5] Программа Правительства по реализации Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы. – Б., 2013.

 

***

UDC 371.3:681.142

Ibirayym kyzy Ayzhan



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.7.202 (0.014 с.)