Об ответственности за наркопреступления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Об ответственности за наркопреступления



В данной статье автор прослеживает эволюцию норм российского законодательства об ответственности за наркопрепреступления с древнейших времен по настоящий момент. Сделан вывод о том, что еще со времен Русской Правды данные преступления являлись преступлениям против здоровья населения и вызывали особую обеспокоенность органов государственной власти.

Ключевые слова: генезис, наркотики, уголовная ответственность, светское и церковное право.

 

Наркомания как социально-опасное явление имеет многовековую историю и достаточно глубокие историко-культурные корни [5]. Наркотические вещества уже с древнейших времен использовались языческим населением нашего государства, причем как славянским, так и неславянским. Вероятно, до установления христианства, контроль за их употреблением осуществлялся языческими жрецами, известными на Руси как волхвы или ведуны [7], которые основывали свою деятельность на нормах обычного права. Сущность контроля над оборотом наркотиков со стороны института волхвов заключалась в том, чтобы в общинах люди не злоупотребляли этими средствами, а использовали их строго в лечебных целях под надзором ведунов.

С введением христианства на Руси язычество постепенно изживает себя на всей территории Российского государства, а православные священники с разрешения светской власти осуществляли выявление и поимку лиц, занимавшихся зельничеством и ведовством. В этом у России имеется сходство с Европой, где борьба духовенства с колдовством и ведовством так же являлась одним из основных способов противодействия наркопреступности [2].

Развитие церковных норм на Руси оказывало непосредственное воздействие на формирование светского права, в т.ч. и уголовного. Так в Церковном Уставе князя Владимира Святославовича имелась ст. 9, которая запрещала «зелинничьство», а ст. 16 возлагала на церковных людей обязанность по лечению больных [8]. Зачатки норм об уголовной ответственности за «зелинничьство», которое, как и сегодня, относилось к числу преступлений против здоровья населения, содержались и в различных вариантах Русской Правды.

Постепенно зельничество трансформировалось в народную медицину, использовавшую психотропные вещества, например, в целях обезболивания. В целом же долгое время мак и конопля использовались нашими предками в мирных целях, красивые красные цветы даже были частью национального орнамента. Было известно и его снотворное действие. Так, крестьянки, уходя на полевые работы, иногда давали детям отвар из маковых зерен, чтобы те засыпали и не отвлекали взрослых от страды, а из всем известной конопли вили канаты.

Ситуация коренным образом изменилась, когда в 1581 г. российский монарх и его окружение стали пользоваться услугами английского медика Джеймса Френча, открывшего первую царскую аптеку в Москве. Из Западной Европы британец впервые привез опиум, добываемый англичанами в Индии. Несколько позднее Россия стала закупать это лекарство у Англии оптом, но затем переключилась на прямое приобретение наркотика в странах Востока. Активное приобретение наркотических веществ из-за рубежа обусловило появление такого вида преступления, как нарушение установленных правил перемещения товаров через государственную границу, который получил название контрабанды. Именно наркотики стали одним из первых товаров, который «черные» торговцы пытались без уплаты пошлин перевести через границу с целью получения огромных на тот момент доходов [13, с. 176].

В XVII в. надзорные функции за медициной, а соответственно и за использованием наркотических веществ, окончательно перешли от церкви к воеводам, подчиненным Разбойному и Земскому приказам. Об этом очень сильно беспокоилась Русская православная Церковь, о чем свидетельствуют документы, найденные в архиве Посольского приказа. В архиве имеется много документов, посвященных вредным свойствам табака, наркотических растений и алкоголя. Любопытную параллель этим описаниям находим в «Повести о табаке», о популярности которой свидетельствует большое число сохранившихся списков XVII–XVIII в. В документах описывается, что для того, чтобы вырастить на соблазнение людям дьявольское зелье – табак, нечистому пришлось окропить землю на могиле грешницы полной чашей «мерзости и скверности любодеяния» ее, почерпнутой во чреве самой грешницы [3, с. 45]. Церковь считала, что так дьявол использовал семя, появившееся предосудительным способом, для выведения «греховного растения» [6]. К таковым растениям причислялись: табак, конопля, мак и некоторые другие природные галлюциногены, которые способствовали демону в разложении человеческой души.

История свидетельствует о том, обеспокоенность Церкви не была случайной, так как в следующем столетии Российская империя уже вступила в активные дипломатические сношения с Китаем, который являлся главным потребителем наркотиков. Установление отношений с Китаем привело к тому, что уже в Нерчинском договоре 27 августа 1689 г., как отмечает А.В. Аникин, была сделана попытка «детально разграничить по правовому регулированию законное и незаконное распространение наркотических средств, что непосредственно следует из текста договора» [1].

А в середине XIX века, когда границы Российской Империи расширились и пришли в соприкосновение со странами Востока, при образовании Амурской и Приморской областей, правительство впервые столкнулось с курением опия, и сразу же последовал Указ о его запрещении 1879 г., который, однако, не оказал серьезного влияния.

Дальнейшее распространение наркотиков заставляет монархическую власть принять первый в истории российского государства целевой антинаркотический закон «О мерах борьбы с опиумокурением» от 7 июля 1915 г.[4]. Этот закон явился прототипом ст. 224 УК РСФСР и ввел такие понятия, как «хранение, приобретение и перевозка наркотиков».

Обобщая вышеизложенное, автор приходит к выводу о том, что до начала XX века российское антинаркотическое законодательство носило односторонний и ограниченный характер. Государственная власть традиционно пыталась установить контроль над употреблением наркотических средств, подчиняя вышеназванные процессы интересам церкви или государственной казны, что нашло свое отражение на тех законах, которые принимались государством. Как показал анализ специальных источников и литературы, эффективность уголовно-правового регулирования противодействия наркопреступности было крайне низкой, что отчасти привело к тому, что в начале XX века стала для России особенно актуальной.

В первые годы советской власти незаконный оборот наркотиков представлял особую опасность для революционного порядка, поэтому борьба с этим явлением велась с помощью нормативных документов, носивших политическое предназначение.

Так, в соответствие с Предписанием Совета Народных Комиссаров РСФСР от 31.07.1918 г. № 7206–7212 «О борьбе со спекуляцией кокаином» [14, с. 29] спекуляция наркотиками (кокаином) признавалась самой отвратительной из всех видов спекуляцией, а виновных предписывалось арестовывать. А в соответствие с Предписанием Совета Народных Комиссаров РСФСР 1918 года «О торговле опиумом» [14, с 31] была предпринята попытка пресечь каналы международного наркобизнеса.

Первый советский Уголовный кодекс введен в действие Постановлением Всероссийского Центрального Избирательного Комитета от 1 июня 1922 г. В этом кодексе не было конкретных составов преступлений, которые бы устанавливали ответственность за незаконный оборот наркотических средств и данный пробел восполнялся за счет принятия отдельных нормативных актов. Так, 6 ноября 1924 г. Советом Народных Комиссаров РСФСР было издано Постановление «О мерах регулирования торговли наркотическими веществами»[12], в соответствии с которым запрещалось свободное обращение всех сильнодействующих средств, служащих или могущих служить для различных видов опьянения, разрушительным образом действующих на народное здоровье. Нарушение указанных правил наказывалось по ст. 136 УК РСФСР (нарушение положений, регулирующих проведение в жизнь государственных монополий) и по ст. 141 (нарушение правил о торговле теми или другими продуктами или изделиями в тех случаях, когда в них установлена ответственность по суду).

В соответствии с Декретом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров РСФСР от 27 июля 1922 г., лица, виновные в хранении, покупке и продаже опия, трубок и иных приспособлений для его употребления, а также в предоставлении помещения для употребления опия, наказывались административным штрафом и принудительными работами от 1 до 3 месяцев.

22 декабря 1924 г. ВЦИК и СНК РСФСР издали Постановление «О дополнении Уголовного Кодекса статьей 140-д»[10]. Она состояла из двух частей: в первой была предусмотрена ответственность за «изготовление и хранение с целью сбыта, сбыт кокаина, опия, морфия, эфира и других одурманивающих веществ», а во второй – за «то же преступление, совершаемое в виде промысла, а равно содержание притонов, в коих производится сбыт или потребление … одурманивающих веществ». Достоинством данной нормы стало то, что ответственности подвергались производители и сбытчики наркотиков, а так же притоносодержатели. Изготовление для себя и потребление наркотиков по закону не преследовалось. Подобная практика действовала в дальнейшем более полувека.

В целях дальнейшего упорядочения контроля за оборотом наркотических средств, ВЦИК и СНК СССР приняли Постановление от 23 мая 1928 г. «О мерах регулирования торговли наркотическими веществами» [11], которым было запрещено свободное обращение в пределах страны кокаина, его солей, гашиша, опия, морфия, героина, дионина и их солей и пантопона.

После принятия Конституции СССР 1936 г. началась разработка проекта нового Уголовного кодекса СССР, который фактически был подготовлен в 1939 году. Однако, в связи с началом Великой Отечественной войны и послевоенным строительством, эту работу пришлось отложить. И лишь в 1959–1961 гг. были приняты уголовные кодексы союзных республик, которые устанавливали ответственность за незаконные действия, связанные с наркотическими средствами, сильнодействующими и ядовитыми веществами.

В УК РСФСР, который утвержден 27 октября 1960 г. Верховным Советом РСФСР, включен ряд норм по борьбе с наркопреступлениями. Например, ст. 224 устанавливает ответственность за изготовление, сбыт и хранение или приобретение в целях сбыта наркотических и других сильнодействующих и ядовитых веществ без специального на то разрешения, а также в нарушение установленных правил производства, хранения, отпуска, учета, перевозки, пересылки наркотических и других сильнодействующих и ядовитых веществ. Ст. 225 УК РСФСР устанавливается ответственность за посев опийного мака или индийской конопли без надлежащего разрешения.

В течение последующих лет составы антинаркотических статей становятся более специальными, санкции – более жесткими. В УК РСФСР вводятся новые составы преступлений, в частности, склонение несовершеннолетних к употреблению наркотических средств (ст. 224.2).

Первым общесоюзным нормативным документом в сфере оборота наркотиков стал Указ Президиума Верховного Совета СССР № 5928-VIII от 25.04.1974 «Об усилении борьбы с наркоманией»[16], предусматривающий ответственность за все наркопреступления. Он логически завершил развитие уголовного законодательства по борьбе с хищением, незаконным изготовлением, распространением и потреблением наркотических веществ. В нем нашли воплощение опыт правоохранительных органов, прокуратуры и судов, а также исследования видных советских ученых-юристов, направленные на совершенствование уголовного законодательства об ответственности за распространение наркотиков. В УК вводились квалифицирующие признаки, такие как, крупные размеры наркотиков, действия, совершенные повторно или по предварительному сговору группой лиц, особо опасным рецидивистом.

Очередным этапом в формировании отечественного антинаркотического законодательства стали Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22.06.1987 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР»[17] и, соответственно, Указ Президиума Верховного Совета РСФСР № 6462-XI от 29.06.1987 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и другие законодательные акты РСФСР»[18]. Эти указы ввели наиболее жесткие меры (после революционных расстрелов), характеризующие отношение государства к проблеме распространения наркотиков.

Важным моментом в развитии отечественного антинаркотического законодательства стало принятие Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 22.07.1993 г. № 5494-1 «О Концепции государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации» [9], главная цель которой состоит в том, чтобы в течение ближайших лет осуществить работу по предупреждению роста незаконного потребления и оборота наркотиков, а в отдаленной перспективе их снижению. Для достижения этих целей Концепцией были предусмотрены комплексные меры предупредительного и карательного характера и определен широкий план долговременных действий. Одной из важнейших идей Концепции стала разработка антинаркотического законодательства, «закрепляющего порядок законного оборота наркотических средств, устанавливающего ответственность за правонарушения, связанные с незаконным распространением наркотиков, полномочия государственных органов по этим вопросам, а также регламентирующего лечение больных наркоманией и социальную реабилитацию наркоманов».

Разработка проекта действующего ныне Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» была начата еще в 1992 г. в связи с отсутствием надлежащего регулирования оборота наркотических средств и психотропных веществ. В ходе реализации Концепции законотворческая работа была продолжена в 1993-1997 годах и 8 января 1998 г. был принят Федеральный закон № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»[19]. Необходимо также отметить, что во время подготовки законопроекта вступил в действие новый Уголовный кодекс Российской Федерации (принят Государственной Думой Российской Федерации 24.05.1996 г., вступил в действие с 01.01.1997 г. и действует по настоящее время)[15]. Антинаркотические нормы УК РФ без существенных изменений повторяли нормы УК РСФСР 1960 года.

На данном этапе мы можем наблюдать постоянное дополнение антинаркотических норм УК РФ, направленных на противодействие наркопреступности. Однако, появление новелл далеко не всегда воспринимается теоретиками и практиками положительно и изучение данной ситуации является объектом пристального внимания со стороны представителей юридической науки.

Таким образом, история развития российского антинаркотического законодательства свидетельствует, что начиная с древнейших времен нормы уголовного законодательства развивались в контексте усиления ответственности за наркопреступления. И если изначально борьба осуществлялась религиозными институтами, то с XVII в. вопросы противодействия наркопреступности перешли в плоскость светского уголовного права. Наиболее стремительное развитие отечественного антинаркотического законодательства имело место в советский период, так как власти воспринимали незаконный оборот наркотиков как особую опасность для революционного порядка, отсюда и значительное число документов, направленных на борьбу с наркопреступностью.

В 90-х гг. ХХ столетия в Российской Федерации была создана и действует в настоящее время система уголовно-правовых мер, направленных на борьбу с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. В данный момент в антинаркотическое законодательство постоянно вносятся изменения, которые порой неоднозначно воспринимаются специалистами.

В целом, история развития уголовно-правового противодействия наркопреступности в России повторяет общемировую. Но, попытки советской власти искоренить это явление политико-правовыми средствами, с одной стороны, серьезно затормозили развитие наркомании в СССР, а с другой – сформировали неправильное о ней представление. Следствием стало то, что наркопреступность все же не получает должного противодействия, как это имеет место в некоторых других странах, лучше осознавших ее подлинный масштаб и накопивших больший опыт борьбы с ней. Этот опыт может и должен быть использован, особенно в ситуации российского демографического кризиса и высокого уровня наркопреступности.

 

Библиографический список

 

[1] Аникин В.А. Исторические аспекты становления российского уголовного законодательства об ответственности за нарушение правил оборота наркотических средств и психотропных веществ // Общество и право. – 2010. – № 2. – С. 121-125.

[2] Безносова Я.В., Кондратьева А.Н., Романовская В.Б., Романовская Л.Р., Федюшкина А.И. Ведовство, магия и религия в раннесредневековой Европе // Евразийский юридический журнал. – 2015. – № 3 (82). – С. 132-134.

[3] Волкова Т.Ф., Понырко Н.В. Повести о табаке // Словарь книжников и книжности Древней Руси. – Вып. 3 (XVII в.). – Ч. 3. – СПб., 1998.

[4] Закон от 7 июля 1915 г «О мерах борьбы с опиумокурением» // Собрание узаконений и распоряжений правительства. – 1915. – Отдел первый. Первое полугодие. – № 170. – Ст. 1291.

[5] Захарцев С.И., Кильдюшева О.А., Кондратьева А.Н., Сальников М.В. Наркотические вещества и отношение к ним в религиозных и правовых нормах в период древности и средневековья: от разрешения к запрету // Правовое поле современной экономики. – 2015. – № 12. – С. 22-25.

[6] Королев А., Майер И., Шамин С. Сочинение о демонах из архива Посольского приказа: К вопросу о культурных контактах России и Европы в последней трети XVII столетия // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. – 2009. – № 4 (38). – С. 108-121.

[7] Новгородский А.А. Проблема наркобезопасности современного российского общества: дис.... канд. филос. наук: 09.00.13 / Алексей Анатольевич Новгородский. – Ростов н/Д, 2006. – 152 с. – Библ.: с. 139-151.

[8] Памятники русского права / Под ред. С.В. Юшкова. – М., 1952. – Вып. I: Памятники права Киевского государства X–XII вв.

[9] Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 22 июля 1993 г. № 5494-1 «О Концепции государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1993. – № 32. – Ст. 1265.

[10] Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 22 декабря 1924 г. «О дополнении Уголовного Кодекса статьей 140-д» // Собрание узаконений и распоряжений РКП РСФСР. – М., 1925. – № 5. – Ст. 33.

[11] Постановление ВЦИК и СНК СССР от 23 мая 1928 г. «О мерах регулирования торговли наркотическими веществами» // Собрание законов СССР. – 1928. – № 33. – Ст. 290.

[12] Постановление СНК РСФСР от 6 ноября 1924 г. «О мерах регулирования торговли наркотическими веществами» // Сборник узаконений и распоряжений РКП РСФСР. – 1924. – № 85. – Ст. 867.

[13] Ратников В.В. Генезис борьбы с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ в российском государстве // Власть. – 2013. – № 9. – С. 176-178.

[14] Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР (1917–1952 гг.). – М., 1997. – № 5.

[15] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 30 декабря 2015 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.

[16] Указ Президиума Верховного Совета СССР от 25 апреля 1974 г. «Об усилении борьбы с наркоманией» // Ведомости Верховного Совета СССР. – 1974. – № 18. – Ст. 275.

[17] Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1987 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР» // Ведомости Верховного Совета СССР. – 1987. – № 25. – Ст. 354.

[18] Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 июня 1987 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и другие законодательные акты РСФСР» // Ведомости Верховного Совета РСФСР. – 1987. – № 27. – Ст. 961.

[19] Федеральный закон от 08 января 1998 г. № 3-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О наркотических средствах и психотропных веществах» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 2. Ст. 219.

 

***

 

UDC 340

O.A. Kildyushina



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 561; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.118.194 (0.04 с.)