Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Работы учащихся В современном лицееСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В статье рассматривается проблема обучения школьников и их самостоятельность. При организации самостоятельной работы учащихся на уроке, особое внимание было обращено на внеурочную деятельность. Также было отмечено, что в такой работе немалую роль играют инновационные технологии, усиливающие долю самостоятельной работы учащихся на уроке и во внеурочное время. Ключевые слова: самостоятельность, компьютерная техника, самоподготовка учащихся, урок.
В условиях массовой школы индивидуализация обучения происходит чаще всего в рамках самостоятельной работы, поскольку эта форма позволяет давать учащимся различные задания, выполняемые в индивидуальном стиле, различными методами, в своем темпе. Самостоятельная работа в большей мере позволяет индивидуализировать обучение, чем групповая или фронтальная. Проблема обучения школьников самостоятельно приобретать знания неоднократно поднималась в научно-педагогической литературе. Еще К.Д.Ушинский писал: «...Выучить ребенка учиться, а потом поручить это делать ему самому». Однако сейчас роль самостоятельной работы школьников становится еще более значимой. Это обусловлено, во-первых, изменением вектора приоритетности целей обучения с усвоения суммы знаний на усвоение способа получения знаний, так как со времени начала НТР объем накапливаемой информации в мире удваивается каждые пять лет. Во-вторых, демократизация нашего общества требует уже иных подходов к образованию. Главным направлением деятельности школы становится развитие ребенка на основе вариативного образования, что предполагает активное участие в этом процессе самого школьника и его родителей [1]. В литературе мы встречаемся с различной классификацией форм самостоятельной работы. Она может подразделяться на: (1) работу с учебником; (2) работу с дополнительной литературой и (3) самостоятельные домашние наблюдения и опыты. В качестве наиболее объективной представляется классификация, основанная на работе ученика с разными источниками информации (см. рис. 1). В этой схеме к традиционно используемым в школе источникам информации мы добавили работу на компьютере как наиболее перспективное и современное средство работы с информацией, а также получение информации от ее непосредственных носителей – людей. Это, естественно, требует обучения школьников непосредственным техническим умениям работы с компьютерной техникой, а также психологическим основам общения и умению фиксировать и запоминать информацию. Самостоятельная работа, безусловно, способствует выявлению и развитию познавательного интереса школьника, вызывает стремление к поиску и чтению соответствующей литературы и, в конечном счете, может помочь в выборе профессии [2]. Стремление школьников к знаниям обычно сопровождается возрастающим интересом к научно-популярной литературе. Чтение таких книг вызывает у учеников желание проводить опыты, наблюдения, конструировать. Часто эти книги оказывают влияние на развитие учебных интересов, на выделение центрального интереса, который играет важную роль в выборе профессии.
Рис. 1. Виды самостоятельной работы ученика
Вместе с тем, самостоятельная работа, или работа в отсутствие учителя, легко выходит за рамки урока и одного учебного предмета и является благодатной почвой для интеграции учебных предметов. Признавая безусловную важность самостоятельной работы как средства развития индивидуальности учащегося, нельзя не отметить возникающую проблему ограниченности средств индивидуализации самостоятельной работы в современной школе. В большинстве источников речь в основном идет о работе в классе в течение весьма ограниченного времени с группами учащихся при использовании дидактических материалов, о вариативности видов деятельности в классе и домашних заданий, а также о проведении занятий по интересам в кружках и на факультативах. В новых условиях, в том числе и в условиях хозяйственной самостоятельности, у школы появляются возможности организации самостоятельной работы учащихся в более широких масштабах. Так, в школах гимназического и лицейского типа, на экспериментальных площадках выделяются дополнительные часы на индивидуальную работу с учащимися. В общеобразовательных школах имеется возможность использования привлеченных средств [3]. В качестве стимула мы хотели бы использовать три основных решения: 1) Распределение ежемесячного премиального фонда в зависимости от качества проводимых занятий (одним из основных критериев оценки урока было, в том числе, и использование активных методик организации самостоятельной работы школьников на уроке). 2) Рекомендация на досрочную переаттестацию с целью повышения учительской категории по результатам деятельности учителя. 3) Выдвижение наиболее активных учителей на районные и городские конкурсы педагогического мастерства. Однако, понимая ограниченность возможностей организации самостоятельной работы учащихся на уроке, особое внимание нами было обращено на внеурочную деятельность. В этом направлении выделяется четыре основных организационных блока: введение отдельной должности педагога-корректора и выделение специальных коррекционных часов для индивидуальной работы; предоставление возможности для самоподготовки учащихся в школе; организация изучения предмета методом погружения в предмет на базе выездной школы; участие в городском эксперименте по защите учащимися выпускных экзаменационных работ [4]. Педагоги по коррекции работают в режиме консультирования с учащимися трех категорий: а) учениками, пропустившими по длительной болезни или иным особым причинам определенный учебный материал; б) школьниками, решившими изменить профильность выбранного направления и нуждающимися в дополнительных занятиях с целью ликвидации разрыва в разнопрофильных программах; в) наиболее одаренными учащимися с целью их специальной подготовки к олимпиадам и иным соревнованиям по предмету на районном и выше уровнях. Это достаточно подробно описано в различных источниках. Обратим также внимание на основные этапы процесса индивидуального консультирования. Это диагностирование проблемы, определение ключевых индивидуальных особенностей учащегося с целью определения наиболее эффективных приемов работы с ним, непосредственное консультирование, совместное составление плана-задания по коррекции проблемы (термин «коррекция» нами употребляется в широком смысле как действие, направленное на изменения с целью решения проблемы; он касается не только заполнения пробела в знаниях, но также расширения и углубления имеющихся) [5]. Использование материально-технической базы школы является более эффективным при организации работы во внеурочное время в режиме самоподготовки учащихся. Работа кабинета самоподготовки является одним из звеньев цепи развития информационного обеспечения школы (см. рис 2). Интерес формируется не только исходя из содержания самого предмета, но и из отношения к личности преподавателя. От авторитетного педагога школьнику передается манера поведения и, самое главное, возникающий интерес от занятия любимым делом. К сожалению, практика построения учебного процесса в современной школе не способствует раскрытию личности учителя перед учениками, так как этому мешает жесткость регламента учебного времени и рамок образовательных стандартов (рис 2). В непривычной обстановке оторванности от дома легче разрушать негативные стереотипы (а к таким выездам не обязательно привлекаются учащиеся, избравшие для себя ту или иную учебных предметов в качестве ведущего предмета). С учащимися и на занятиях, и во внеурочное время бок о бок находятся особо талантливые и, главное, любящие свой предмет педагоги (не только работающие в данном классе) и другие интересные люди. Непременным условием выезда является организация совместных детско-взрослых творческих дел. Ученики, окунувшись в атмосферу профессионального обучения, заражаются творческой энергией. Данная система обучения позволяет освободить послеобеденное время школьника для занятий по интересам. Во второй половине дня во внеурочное время появляется возможность насытить досуг учащихся различными занимательными мероприятиями, что еще раз подтверждает мысль о неразрывности основного и дополнительного образования [6]. Во время занятий для формирования у учащихся целостных представлений о том или ином разделе знания широко используют опорные сигналы и конспекты, различные таблицы, структурно-логические схемы, в том числе таблицы укрупненных единиц знаний. Все они позволяют показывать материал в единстве и взаимосвязи, развивать логическое мышление и навыки выделения главного. В такой работе немалую роль играют инновационные технологии, усиливающие долю самостоятельной работы учащихся на уроке и во внеурочное время. Это является особенно необходимым в условиях постоянных занятий одним и тем же предметом в течение нескольких дней подряд с целью избежание переутомления. Помимо роста успеваемости такие выезды несут в себе в качестве результата и повышение уровня мотивации к изучению предмета [7].
Рис. 2. Развитие информационного обеспечения школы Условные обозначения: А1 – базовый курс; А2 – дополнительные занятия (заведение, хранение, обработка, передача информации, решение задач); Б1 – использование обучающих программ; Б2 – обучение исследовательской работе по предмету; В1 – обучающие программы; В2 – исследовательские работы; В3 – работа по приему и передаче информации; Г1 - углубление базового курса; Г2 -дополнительные внеучебные программы; Г3 - коррекция; Д1 - клуб программистов и кураторов школьных предметов; Д2 - клуб любителей компьютера, игротека; Д3 - помощь в работе административному аппарату; Д4 - информационный архив.
Ориентация на проведение экзамена в этой форме требует от школы перестройки всей образовательной деятельности: предоставление школьнику большей самостоятельности в выборе форм, уровней освоения предметов; расширение библиотеки, видеотеки, компьютерного обеспечения; расширение контактов с вузами и другими социокультурными заведениями; психологического сопровождения учащихся. Итоговая аттестация в форме защиты выпускной работы дает возможность реально осуществить индивидуальный маршрут в обучении [8]. Вместе с тем, остается еще ряд проблем. В частности, существует три разных подхода к допуску учащихся к этой работе: Свободный доступ для всех желающих; Отбор в той или иной форме; Обязательность для всех учащихся, идущих по программе повышенного уровня. Нам ближе первый подход. Он дает возможность проявить и развить свои способности не только сильным ученикам, но и слабым. В заключение необходимо отметить, что данная форма способствует заинтересованности учащегося в получении знаний, помогает развить ряд умений и навыков, необходимых выпускнику школы в его дальнейшей учебной деятельности, делает экзамен не формальным, а творческим актом совместной работы ученика и учителя, что способствует развитию их индивидуальности. Библиографический список [1] Алиева Ш.Б. Организация самостоятельной научной работы студентов в вузе // Организация самостоятельной работы в высшей и средней школе: теория и практика: Материалы научно-метод. конф. – Бишкек: КРСУ, 2000. – С. 235-240. [2] Акунова Г.А. Организация учебного процесса средствами мультимедиа: опыт и проблемы // Материалы меж., науч.- практ. конф., посвящен. 10-летию независимости Кыргызской Республики, 50-летию КГНУ и 5-летию КГНУ. – Бишкек, 2001. – С. 49-52. [3] Бекбоев И.Б., Ким В.Л. Памятка автору школьного учебника. -Бишкек: КИО, 1999.-16 с. [4] Панкова Г.Д. Организация самостоятельной работы студентов на основе информационных и коммуникационных технологий / Под ред. В.Л.Кима. – Бишкек: ОсОО ПТФ "Квант", 2004. – 128 с: ил. – библиогр.: с. 112-127. [5] Койчуманов М.К. Формирование рациональных приемов самостоятельной работы с учебной литературой по физике у студентов вузов (На примере студентов вечерней системы обучения). Дис.... канд. пед. наук: 13.00.02.-Фрунзе, 1974. – 171 с. [6] Гагин Ю.А. и др. Критерии и методика аттестационной оценки уровня квалификации и продуктивности деятельности педагогов государственных учреждений. – СПб., 1992. [7] Каменский А.М. Учебно-педагогический комплекс: «Школа индивидуального развития» // Новые ценности образования / Ред. серии Н.Б. Крылова. – М.: Инноватор, 1997. [8] Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. – М., 1960.
***
UDC 373.546 Dzhafer Topzhan
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.26.141 (0.008 с.) |