OF HEALTH IN THE CONDITIONS OF RURAL SCHOOL



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

OF HEALTH IN THE CONDITIONS OF RURAL SCHOOL



Conditions of inclusive education in a rural small school are described. Problems of introduction of inclusive education at rural school are considered.

Keywords: inclusive education, available education, experimental platform.


 

УДК 614.88

А.К. Уфимцева*, Т.В. Васильева**, В.Д. Низамова***,

И.А. Пирогова****, В.Ф. Таланова*****, М.А. Черных******

 

УВЕЛИЧЕНИЕ ЧАСОВ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ОСНОВАМ СЕРДЕЧНО-ЛЕГОЧНОЙ РЕАНИМАЦИИ: ВЗГЛЯД СТУДЕНТОВ

 

В данной статье рассмотрена проблема обучения студентов медицинских ВУЗов технике проведения сердечно-легочной реанимации, как начального этапа оживления человека при различных чрезвычайных ситуациях. Для решения вопроса о необходимости увеличения теоретической и практической подготовки по основам СЛР, было проведено анкетирование студентов-медиков 2, 3, 4 и 6 курсов, обучающихся по разным образовательным стандартам и проанализированы результаты.

Ключевые слова: реанимационные мероприятия, сердечно-легочная реанимация, первая помощь, внезапная сердечная смерть, обучение, безопасность жизнедеятельности.

 

По статистике всемирной организации здравоохранения на один миллион населения в неделю от внезапной остановки сердца умирает 30 человек. Смертность от сердечно-сосудистых заболеваний в России занимает прочное первое место и является одной из наиболее высоких в мире и составляет 1462 смертей на 100000 населения в год. При этом частота внезапной сердечной смерти в России не имеет тенденции к снижению, и соответственно, тема профилактики и оказания помощи при ВСС сегодня весьма актуальна для отечественного здравоохранения [1, 5].

Многие авторы указывают на то, что при прочих равных условиях пострадавшие от внезапной остановки сердца, которым проводилась сердечно-легочная реанимация (СЛР) любого качества, даже случайными свидетелями до прибытия профессиональных медиков, имеют в два раза больше шансов на выживание [3, 4, 5, 6]. Очевидно, что неотложная помощь людям с внезапной остановкой сердца остается актуальной и сегодня. Базовая сердечно-легочная реанимация представляет собой начальный этап оживления, когда оказывающий помощь нередко оказывается один на один с пострадавшим и вынужден проводить реанимационные мероприятия без применения специализированного оборудования. Значимость проведения СЛР в первые секунды и минуты развития внезапной остановки сердца трудно переоценить.

При этом очевидно, что от качества подготовки людей, оказывающих помощь пострадавшему, прямо зависит результативность реанимации. Опыт работы клинических кафедр медицинской образовательной среды показывает определенные недостатки подготовки специалистов первичного звена здравоохранения, а именно – слабое владение практическими навыками [3, 9].По данным НИИ общей реаниматологии, около 90% врачей не знают, как правильно провести базовую СЛР [5, 8]. Причиной такого низкого уровня осведомленности о проведении сердечно-легочной реанимации можно считать отсутствие системного и полного подхода к практическому освоению алгоритмов жизнеобеспечения в подготовке медицинского персонала. Несмотря на то, что выпускники медицинских ВУЗов получают необходимую базу знаний по сердечно-легочной реанимации, этого оказывается недостаточно в реальной чрезвычайной ситуации. Более того, в виду того, что СЛР является быстро развивающейся и совершенствующейся областью современной медицины, достаточно часто происходит обновление рекомендаций по ее проведению. Кроме того, сами по себе теоретические знания, не подкрепленные постоянной практикой, оказываются просто неэффективными. В случае оказания помощи в экстренной ситуации действия реаниматора должны быть отработаны до автоматизма, что может быть достигнуто лишь в процессе постоянной практики.

Симуляционная форма учебного процесса, при котором обучаемый действует в специально созданной имитированной обстановке, является сегодня наиболее приемлемой. Главные качества симуляционного обучения – полнота и реалистичность моделирования объекта в определенной ситуации, дающая возможность применить теоретические знания на практике, отрабатывать конкретные навыки, не нанося ущерб здоровью человека. Безусловно, наиболее актуальной областью медицины, где данный обучающий метод может и должен применяться, является скорая и неотложная медицинская помощь[2, 3, 7].

Цель работы. Изучить мнение студентов, обучающихся по разным образовательным стандартам, на необходимость увеличения теоретической и практической подготовки по основам СЛР.

Материалы и методы. В 2013-14 учебном году проведено анонимное анкетирование 2000 студентов лечебного (1430 (71,5%)) и педиатрического 570 (28,5%) факультетов 2, 3, 4 и 6 курсов ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России (табл. 1).

Опрос проводился среди следующих групп студентов:

1. Обучающиеся 2 курса на момент опроса не изучали теоретические навыки оказания реанимационных мероприятий, студенты 3 курса к моменту опроса не только изучали основы оказания СЛР, но и сдали на кафедре безопасности жизнедеятельности, медицины катастроф, скорой и неотложной медицинской помощи экзамен. Все эти студенты проходят обучение по ФГОС 3.

2. Студенты старших курсов (4 и 6) обучаются по стандарту 2 поколения (ГОС 2), согласно которому техника проведения СЛР на кафедре безопасности жизнедеятельности, медицины катастроф, скорой и неотложной медицинской помощи не изучается, но изучение навыков СЛР проходили на других кафедрах.

 

Таблица 1

Общее количество студентов, принимавших участие в анкетировании

Курс
Факультет леч пед леч пед леч пед леч пед
Общее число опрошенных
Абс.
% от курса 72,37 27,63 72,97 27,03 68,99 31,01 71,73 28,27

Возраст оценивался в виде медианы и квантилей (1 и 3) и составил 20 (19; 22) лет. У студентов 2 курса – составил 19 (18; 19) лет, 3 курса – 19 (19; 20), студенты 4 и 6 курсов – 20 (20; 21) и 22 (22; 23) соответственно (табл. 2).

 

Таблица 2

Возраст студентов, принимавших участие в анкетировании

курс
возраст Ме (1; 3) Ме (1; 3) Ме (1; 3) Ме (1; 3)
19 (18; 19) 19 (19; 20) 20 (20; 21) 22 (22; 23)

 

Респондентам необходимо было выбрать один из вариантов ответов на следующие вопросы: "Считаете ли Вы, что необходимо увеличить время изучения теоретической подготовки навыков по оказанию сердечно-легочной реанимации?", "Считаете ли Вы, что необходимо увеличить время изучения практических навыков по оказанию сердечно-легочной реанимации?" Вычислялось соотношение студентов, ответивших «да» и «нет» на каждом курсе и сравнение между курсами.

Проведен анализ полученных данных с помощью пакета статистических программ.

Результаты исследования. О необходимости увеличения времени изучения теории навыков по оказанию СЛР 67,35% (1347) студентов высказались положительно, а 32,65% (653) не видят в этом необходимости.

Выявлена достоверная разница среди количества студентов 2 – 76,29% (370) и 3 – 55,98% (290) курсов, которые считают, что необходимо увеличивать теоретическую подготовку по оказанию СЛР.

Среди студентов 4 – 68,02% (351), 6 – 69,85% (336) и 3 курсов достоверной разницы выявлено не было. Также не было выявлено достоверной разницы среди количества студентов 2, 4, и 6 курсов, которые считают, что увеличение теоретических часов изучения СЛР необходимо. Кроме того, только среди студентов 3 курса нет достоверной разницы между числом тех, кто считает, что увеличение теоретических часов для студентов медицинских ВУЗов необходимо 55,98% (290) и тех, кто так не считает – 44,02% (228). На остальных курсах имеется достоверная разница в соотношении таких студентов (рис. 1).

 

Рис. 1. Соотношение числа студентов с разных курсов, ответивших о необходимости

увеличения времени изучения теории по оказанию СЛР (%).

 

87% (1740 чел.) опрошенных, считают, что необходимо увеличить время изучения практических навыков по оказанию сердечно-легочной реанимации? И лишь 13% (260 чел.) не видят необходимости в увеличении часов практических навыков по оказанию сердечно-легочной реанимации.

91,13% (442) студентов 2 курса, 83,01% (430) – 3 курса, 88,37% (456) – 4 курса и 85,65% (412) – 6 курса считают, что необходимо увеличивать учебную нагрузку для изучения практических навыков по оказанию сердечно-легочной реанимации, что достоверно больше на всех опрашиваемых курсах. Количество студентов давших положительный ответ на всех курсах достоверно не отличается (рис. 2).

Рис. 2. Соотношение числа студентов с разных курсов, ответивших о необходимости

увеличения времени изучения практических навыков по оказанию СЛР (%).

 

Выводы. Большинство студентов считают, что необходимо уделять больше времени для изучения теоретической и практической подготовки основам СЛР.

Только среди студентов 3 курса, на момент опроса сдавших экзамены по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф, скорая и неотложная медицинская помощь", в ходе которой изучались основы СЛР, нет достоверной разницы между теми, кто думает, что необходимо увеличивать часы на теоретическую подготовку и теми, кто так не считает. При этом, на вопрос об увеличении часов практической подготовки по СЛР, студенты всех курсов достоверно чаще отвечают положительно.

 

Библиографический список

 

[1] Ардашев А.В. Механизмы и причины внезапной сердечной смерти. Факторы и стратификация риска в клинической практике. Основные определения и термины / А.В. Ардашев, Г.П. Арутюнов, Е.Г. Желяков и др. // Клиническая практика. – 2014. – №4. – с. 3-12

[2] Вождаева И.В. Теоретический уровень знаний студентов Южно-Уральского государственного медицинского университета в области современных подходов проведения сердечно-легочной реанимации, обучающихся по разным образовательным стандартам / И.В. Вождаева, О.В. Пешиков // Материалы международной научно-практической конференции "Медицинская помощь при тяжелой термической травме (уроки Ашинской катастрофы 1989 года)". – Челябинск: изд-во Южно-Уральского государственного медицинского университета. – 04.06.14. – с. 14-18.

[3] Горбань В.В. Эффективность внедрения симуляционной методики «сердечно-легочная реанимация» на этапе постградуального образования / В.В. Горбань, И.С. Корольчук, Л.В. Бурба и др. // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – №4-1. – с. 89-91.

[4] Ильичева О.Е. Мнение студентов Южно-Уральского государственного медицинского университета о необходимости увеличения практических и теоретических занятий в изучении сердечно-легочной реанимации / О.Е. Ильичева, А.В. Чукичев, И.В. Вождаева и др. // Материалы II всероссийской (V внутривузовской) научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования", посвященной дню российской науки. – Челябинск: Издательство: Южно-Уральский государственный медицинский университет, 08.02.2014. – c. 46-51

[5] Науменко В.С. Факторы, влияющие на качество оказания сердечно-лёгочной реанимации / В.С. Науменко // Социальные науки. – 2015. – Т. 1, №4. – с. 137-141.

[6] Сайер М.Р. Внезапная остановка сердца: системы спасения жизни / М.Р. Сайер // Тихоокеанский медицинский журнал. – 2007. – №1. – с. 72-74.

[7] Филимонов В.С. Эффективность симуляционной технологии обучения врачей по ведению пациентов в критических ситуациях / В.С. Филимонов, О.Б. Талибов, А.Л. Верткин // Врач скорой помощи. – 2010. – №6. – с. 9-19.

[8] Eremin A.O., Novikov V.P., Samylov V.V., Filatova A.A., Chernykh M.A., Vozhdaeva I.V., Peshikov O.V. The need for additional practical and theoretical credit hours in cardiopulmonary resuscitation classes as viewed by students with various educational standards in South-Ural state medical university / A.O. Eremin, V.P. Novikova, V.V. Samylov et all. // Сборник статей международной научно-практической конференции "Инновационное развитие современной науки". – Уфа: РИЦ БашГУ. – ч. 6. – 31.01.14. – с. 28-31

[9] Вождаева І.В. Аналіз результатів дослідження рівня теоретичної підготовки студентів Південно-Уральського державного медичного університету в питаннях алгоритму надання серцево-легеневої реанімації / І.В. Вождаева, О.В. Пешіков, А.О. Єрьомін и др. // Материалы I (XLI) международной научно-практической конференции по философским, филологическим, юридическим, педагогическим, экономическим, психологическим, социологическим и политическим наукам "Глобальные преобразования в научной сфере". – Украина, г. Горловка. – 23-24.01.2014. – с. 63-66

UDC 614.88



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.0.150 (0.012 с.)